курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Культурология.
Семинар 7.
1)Генезис культуры Возрождения. Философия гуманизма. Новые ценности.
1.
Когда европейский дух перестал стремиться к смерти, обратился к жизни, он нашёл для себя новый источник силы в самом начале своего же пути – в античности. Почти тысячу лет средневековая Европа развивалась на обломках античной культуры, оставленных варварами. Средневековье – та же античность, но в варварском восприятии и исполнении. Энергия варваров смогла разрушить одну из самых могучих в истории культур, а затем возродила то, что не могло быть разрушено – творческий дух античности. Новый импульс развития европейской культуры выразился в эпохе Возрождения. В различных странах Западной Европы она охватывает период с 14 по начало 17 веков. Культурой Возрождения были наследованы дохристианские идеи и образы, но христианство не могло не наложить на неё свой отпечаток.
Языческая жизненность и христианское смирение дополняли друг друга в культуре Возрождения, их сочетание рождало идеалы гармонии и равновесия.
Культуру Возрождения создавали бюргерство, от которого вела своё происхождение ранняя буржуазия, дворянство, основой которого было средневековое рыцарство, городская интеллигенция. Сотрудничество этих социальных слоёв придало культуре общечеловеческий характер.
Новое мировоззрение, возникшее в эпоху Возрождения, принято называть гуманизмом. Отдельные черты гуманизма присутствуют и в античной культуре, но возрожденческий гуманизм был объёмнее и целостнее. Гуманизм означает не только то, что человек признаётся высшей ценностью, но и то, что человек объявляется критерием всякой ценности. «Человек есть мера всех вещей» (античный философ Протагор). Такой взгляд предполагал самопознание человека. Гуманизм Возрождения проявлялся как превознесение разума в качестве главного орудия познания. Фактически это означало признание господства разума над окружающим миром. Из этого следовала ещё одна черта гуманизма – вера во всеобщий и бесконечный прогресс. Наконец, поэтизация человека и всего человеческого влекла за собой эстетическое восприятие действительности, страсть к прекрасному и возвышенному.
Гуманизм Возрождения, не отрицая, что человек создан по образу и подобию Бога, вместе с тем утверждал право человека на безграничное творчество. Именно в творчестве, считали гуманисты, должно, прежде всего, проявляться подобие человека Богу. Творчество Возрождения было направлено на человека. Самопознание и самосозидание человека – таковы главные идеи возрожденческого гуманизма.
Как правило, гуманисты не выступали против религии. Но, превознося человека, делал из него подобие титана, они отделяли его от Бога, которому отводилась роль творца, не вмешивающегося в жизнь людей. Человек стал религией возрожденческого гуманизма.
Гуманисты критиковали догматическую, ритуальную сторону христианской церкви, католического духовенства.
Одно из самых главных завоеваний философской мысли эпохи Возрождения – возникновение натурфилософии (т.е. философии природы), свободной от подчинений теологии. Эта эпоха (особенно 16 в.) отмечена крупными научными сдвигами в области естествознания, великими географическими открытиями.
Итак, основными чертами культуры эпохи Возрождения являются:
ü антропоцентризм,
ü гуманизм,
ü модификация средневековой христианской традиции,
ü особое отношение к античности – возрождение античных памятников искусства и античной философии,
ü новое отношение к миру.
Постижение человеком мира, наполненного божественной красотой, становится одной из мировоззренческих задач Возрождения. Но также в эпоху итальянского Возрождения невозможно не заметить другой, противоположной тенденции – ощущения человеком трагичности своего существования. Причём эта тенденция не возникает на исходе эпохи Возрождения, а присутствует на протяжении всего этого периода в творчестве художников и мыслителей. Н. Бердяев считал, что в эпоху Возрождения совершилось небывалое столкновение языческих и христианских начал человеческой природы. Именно это послужило причиной глубокого раздвоения человека.
Кровь людей эпохи Возрождения была отравлена христианским сознанием греховности этого мира и христианской жаждой искупления. Великие художники и поэты этой эпохи были одержимы созданием иного бытия, прорывом в иной мир.
Особенности правления идей Возрождения в различных европейских странах:
В Испании культура Возрождения развивается в условиях режима инквизиции, гуманистическая культура безоговорочно поддерживает абсолютистскую государственность.
В Италии города-государства принимали то республиканский, то абсолютистский строй, поэтому форм власти были предметом обсуждения политических мыслителей и писателей, осмелившихся изображать в критическом свете тиранов. Здесь расцвели все виды искусств за исключением драмы. Живопись, архитектура, скульптура, музыка, поэзия достигли высочайшего развития.
Наиболее сильный характер приобрело искусство Англии, потому что там, в начале 16 века произошла реформация церкви. Англия не имела таких художников, как Италия, зато была сильна поэтами.
В Германии теоретический дух сильнее всего проявился в публицистике, сатире и гражданской поэзии, что объясняется Реформацией.
Эта эпоха возникновения нового искусства, первых шагов современного естествознания, новые политические и социальные концепции, социалистических утопий.
2)Искусство эпохи Возрождения. Ренессанский стиль в архитектуре, скульптуре, живописи.
2.
Термин «Ренессанс» обозначает период интеллектуального и художественного преобразования в Западной Европе, которая наиболее ярко заявила о себе в шести итальянских республиках, а также во Франции, Голландии, Германии и слабее – в Испании.
До сих пор историки спорят о том, является ли Возрождение мировым феноменом или этот культурный процесс присущ только Италии. В любом случае уникальная и неповторимая культура итальянского Возрождения выступает своеобразным образцом, с которым сравниваются возрожденческие явления в культурах других стран.
В итальянском Возрождении принята следующая хронология:
Ø Предвозрождение (Проторенессанс)- дученто (13в.) и треченто(14в.);
Ø Раннее Возрождение (Кватроченто) – 15 век;
Ø Высокое Возрождение (Чинквеченто) – 16 век.
Культура итальянского Возрождения дала миру поэта Данте Алигьери, живописца Джотто ди Бондоне (знаменитые фрески капеллы дель Арена в Падуе), поэта, гуманиста Франческо Петрарку, поэта, писателя, гуманиста Джованни Боккаччо, архитектора Филиппо Брунеллески, скульптора Донателло (Донато ди Николо ди Бетто Барди), гуманиста, писателя Пико дела Мирандолу, живописца Сандро Боттичелли («Рождение Венеры»), живописца, учёного Леонардо да Винчи, живописца, скульптора, архитектора Микеланджело Буонаротти, живописца Рафаэля Санти и многих других выдающихся личностей.
Ренессанс совпал в Италии с самым тяжёлым периодом в её истории – междоусобицами, итальянскими войнами.
Возрождение вывело на первый план идеалы гуманизма, красоту и достоинство волевой, сильной личности, человека, который хочет всё знать и уметь.
В архитектуре Раннего Возрождения заметно сильное увлечение точными науками: математикой и геометрией. В конструкции зданий используются геометрические формы: квадрат, окружность, треугольник.
Капелла Пацци Филиппо Брунеллески и архитектура Альберти во Флоренции воплощают архитектурные концепции Возрождения – это здания, приведённые в соразмерность с человеческими пропорциями, которые должны не столько поражать глаз, сколько символически выразить новое представление о человеке как о нравственном и духовном создании.
Огромный идейный поворот, произведённый эпохой Ренессанса во всех областях культуры, получил блестящее выражение в сфере изобразительных искусств – архитектуры, скульптуры и живописи, которые достигли в Италии эпохи Возрождения невиданного ни в одной стране Европы расцвета.
Античная ордерная система, творчески и многообразно использованная, внесла в зодчество эпохи Возрождения логичность и соразмерность человеку, помогла сделать тектонику здания богатым и гибким художественным языком. Сложной динамике готических зданий были противопоставлены ясность структуры и чёткость расчленения строгих объёмов и светлых просторных интерьеров. Дворцы (палаццо) с могучими уличными фасадами и приветливыми аркадами во дворах, виллы с террасными садами, портики и лоджии, базиликальные и центрические церкви и капеллы демонстрируют разнообразие образных возможностей, возникающих при различных сочетаниях ордера со стеной и сводом.
Сложившись во Флоренции, классический стиль Высокого Возрождения создал свои наиболее монументальные памятники в Риме, а позже в число ведущих центров выдвинулась Венеция.
Достаточно только трёх имён, чтобы понять значение среднеитальянского искусства Высокого Ренессанса: Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонаротти.
Микеланджело создаёт одно из бессмертных своих творений – капеллу Медичи, выстроенную по его собственному архитектурному проекту. К великим творениям Микеланджело относятся и росписи потолка Сикстинской капеллы в Ватикане.
Тициан, бесспорно, стоит во главе венецианской школы живописи. Его называют алхимиком красок, а его картины именуют розовым жемчугом с дымно-золотистыми отливами.
Знаменитые Караваджо («Лютнист»), Джорджоне («Спящая Венера»), Корреджо («Даная»)…
Не менее интересные наследие оставило и Северное Возрождение (Нидерланды, Германия). Городами, оказавшимися главными центрами этой культуры, были Антверпен, Нюрнберг, Аугсбург, Галле. Позднее лидером стал Амстердам. Судьбы лидеров Северного Возрождения крепко связаны с движением Реформации и Крестьянской войной.
Лидировала среди видов художественной деятельности - как и в итальянском Возрождении – живопись. Первым среди великих мастеров этого периода должен быть назван нидерландец Иероним Босх («Сад радостей земных»). В его картинах, большей частью написанных ещё на религиозные сюжеты, поражает соединение мрачных средневековых фантазий и элементов фольклора, мистической символики и точности реалистических деталей.
Наиболее яркими представителями в живописи Германии были: Лукас Кранах («Портреты Мартина Лютера»), Ганс Гольбейн («Мёртвый Христос в гробу»), Альбрехт Дюрер («Четыре апостола»); в Испании – Эль Греко («Похороны графа Оргаса»); во Франции – Жан Дуке, Жан Бурдишон, семья Клуэ; в Нидерландах – Ян ван Эйк («Портрет четы Арнольфини»), И.Босх.
Безусловно, крупнейшим мастером Северного Возрождения в изобразительных искусствах был Альбрехт Дюрер.
Специфика видений мира Альбрехта Дюрера состоит в поисках возможностей как можно объективнее отразить мир, ему был чужд итальянский возрожденческий идеализирующий реализм, он хотел добиться от живописи и рисунка полной достоверности.
Неотъемлемо от достижений эпохи творчество Лукаса Кранаха Старшего. В его живописи особенно отчетливо прослеживаются готические мотивы. Его мадонны и другие библейские героини – явные горожанки и современницы художника.
3)Реформация как идеологическая культурная революция. Формирование буржуазных ценностей. Протестантская мораль.
3.
Важнейшим этапом в культурно-историческом развитии Европы явилась Реформация – широкое религиозное и социально-политическое движение, начавшееся в начале 16 века в Германии и направленное на преобразование христианской религии.
Непосредственным зримым результатом Реформации явилось отпадение от католицизма третьей разновидности христианского вероисповедания – протестантизма, ограничения всевластия римско-католической церкви во главе с папой и вообще ограничение притязаний любой церкви на власть и могущество. Крупнейшими протестантскими конфессиями стали:
Лютеранство,
Кальвинизм,
Англиканство,
и целый ряд протестантских сект – баптисты, метоисты, адвентисты и т.д.
Обычное формальное начало Реформации связывают с событием 31 октября 1517г. в Виттенберге, когда никому ещё не известный местный монах, доктор теологии Мартин Лютер прибил к дверям церкви свои 95 тезисов с осуждением злоупотреблений продававших индульгенции.
Фактически Лютер потребовал возврата к нравственным принципам первоначального христианства с присущей ему простотой, искренностью, погружённостью в веру. Человек не должен искать промежуточные инстанции спасения, уповая на них и наделяя их правом прощать и наказывать, ибо тем самым он изменяет Богу, умаляя его величие.
Поставив под вопрос право церкви посредничать между человеком и Богом, Лютер пошёл дальше, в конечном счёте, отверг саму скомпрометировавшую себя церковную иерархию во главе с «бесовским князем» папой. Папство он квалифицирует как «антихристово установление», искушающее человека, провоцирующее его на плохие дела.
Лютер отвергал и большинство таинств, доставляющих католический культ и обрядность - святых и ангелов, культ богородицы, поклонение иконам и святым мощам, чистилище – рассматривал их как разновидность некоей церковной магии.
Утверждением непререкаемого авторитета Писания Лютер настаивал на праве каждого верующего иметь собственное понимание Писания, на независимости личных суждений в вопросах веры и нравственности и, в конечном счёте, на свободе совести.
Радикальным продолжателем Реформации стал Ж.Кальвин, основавший одно из самых мощных течений протестантизма. Кальвинизм ещё более упростил христианский культ и богослужение, придав церкви республиканский характер (выборность руководства церкви мирянами), отделил её от государства, хотя и оставил самостоятельной политической силой.
Критика кальвинизмом роскоши, праздности переходила у Кальвина в отрицание художественного творчества, литературы, искусства, запрет увеселений и развлечений, в строгую мелодичную регламентацию личной жизни верующих и суровое преследование всякого инакомыслия. Кальвинизм позднее породил целый ряд течений и протестантских сект:
пресвитериан,
конгрегационалистов,
пуритан,
баптистов,
адвентистов и др.
Представители радикальной протестантско - пуританской ветви христианства, вынужденные в результате религиозных и политических преследований бежать в 1620 г. из Европы в Северную Америку, заложили фундамент для рождения новой нации и национальной культуры.
Таким образом, Реформация сыграла исключительно важную роль в становлении мировой цивилизации и культуры.
Человек получил свободу самостоятельно мыслить, освободился от авторитарной опеки церкви, получил религиозную, самую действенную для него, санкцию на то, что только собственный разум, совесть, нравственное чувство могут подсказать, как ему поступить.
4)Великие географические открытия в историко-культурных процессах. Утверждение европейской культуры в мире.
4.
Периоду разложения феодализма и возникновению капиталистических отношений предшествовали Великие географические открытия, сыгравшие важную роль в переходе к буржуазному способу производства.
Великие географические открытия были вызваны развитием производительных сил общества, ростом товарно-денежных отношений и необходимостью золота и серебра для дальнейшего обращения средств, т. к. деньги постепенно становились именно средством обращения.
В рамках известного Европейцами мира (в основном средиземноморья) необходимых источников золота и серебра не было. В то же время на Востоке, по представлениям европейцев, таились неисчерпаемые богатства: пряности, драгоценные металлы, шёлковые ткани и т.д. Овладение Востоком становилось очень привлекательным. Золото искали путешественники. Зная о существовании Индии и Китая, путешественники искали к ним сложные пути, снаряжали экспедиции.
Снаряжение дорогих и сложных экспедиций было под силу лишь мощным централизованным монархиям. Осуществление данных путешествий не могло быть возможным без достаточного прогресса в кораблестроении и мореплавании. К середине XV века в Западной Европе строились крупные морские суда, которые могли совершать длительные плавания. Вошли в пользование компас, географические карты.
Толчком к поискам новых морских путей на Восток послужили препятствия, учиненные Турками и Арабами, торговыми связями Европы с передним Востоком. В связи с этим стали разрабатывать планы достижений Индии морским путём вокруг берегов Африки. Первые шаги в этом направлении были сделаны Португалией и Испанией. Португальские мореплавателям в 1486 году удалось обогнуть Ю. Часть Африки, а в 1498 году Васко да Гамма достиг берегов Индии. Ввиду того, что Португалия закрыла другим государством пути вдоль берегов Африки, В Испании получила поддержку идея генуэзского моряка Христофора Колумба послать экспедицию в открытый океан в западном направлении. Путешествие Колумба завершилось открытием нового континента - Америки.
Важное значение имело первое кругосветное путешествие, совершённое в 1519-1522 гг. Экспедицией Ф. Магеллана, положившее начало освоению Тихого океана.
Крупные географические открытия были совершены в XVI английскими и французским мореплавателями в Северной Америке, а также русскими путешественниками в Северо - Восточной Азии, к середине XVII века вышедшими на берега Тихого океана.
Великие географические открытия дали толчок торговле, мореплаванию и промышленности и имели огромное экономическое значение. Результатами открытий было "внезапное расширение всемирного рынка, умножение обращающихся товаров, соперничество между нациями в стремлении овладеть азиатскими сокровищами, колониальная система..." При этом центр мировых торговых путей, перешедший со Средиземного моря на Атлантический океан, что имело свои последствия: возвышение Англии, Испании, Португалии, Голландии и Франции.
В результате из колоний в Европу хлынуло большое количество золота и серебра. Так, количество серебра в Европе на протяжении XVI века увеличивалось в 3 с лишним раза, количество золота - в 2 с лишним раза. В связи с этим произошла так называемая революция цен - резкое возрастание цен на сельскохозяйственные и промышленные продукты. В Испании в течении XVI века цены увеличились более чем в четыре раза, в Англии, Голландии и во Франции - в 2 - 2,5 раза. Это принесло выигрыш и богатство торгово-промышленным слоям населения, началось быстрое формирование буржуазии.
Великие географические открытия значительно расширили мировой рынок. Качество обращающихся товаров резко возросло. В торговый оборот вошли новые продукты, неизвестные ранее европейцам: табак, кофе, чай, какао, хлопок, кукуруза и др. В лице колоний для Европейской промышленности образовался ёмкий внешний рынок сбыта. Вследствие этого возник кризис цеховой системы, неспособный удовлетворять этот возросший спрос. Средневековое ремесло было вынуждено уступить место капиталистической мануфактуре, сложившей цеховые ограничения и значительно увеличивший масштабы производства благодаря применившемуся разделению труда. Это имело своим результатом концентрацию торгового и промышленного капитала и формирование класса буржуазии.
Таким образом, великие географические открытия составили "один из главных моментов, содействовавших переходу феодального способа производства в капиталистический."
Во время Великих географических открытий наиболее обогатились Испания и Португалия, ранее других начавшие захват колоний с помощью обедневшего дворянства, с охотой наигравшихся в длительные военные экспедиции.
Благодаря активной внешней политике, Испания в XVI веке захватила огромные колониальные владения. Однако оставались отсталой феодальной страной, в столкновении с капиталистическими соперниками - Голландией и Англией, Испания была вынуждена уступить ведущее место в Европе.
Великие географические открытия способствовали превращению Нидерландов (в состав которой входили современные Голландия, Бельгия, Люксембург и северная Франция) в наиболее экономическую развитую часть Европы. Будучи сравнительно небольшой страной, Нидерланды в начале XVI веке обладали уже развитой промышленностью, имели крупный торговый флот и современные значительные торговые операции по обслуживанию европейского рынка колониальными товарами. Города Антверпен и Амстердам представляли собой крупнейшие центры международной торговли, имея тесные связи с колониями и большинством европейских государств.
Торговое могущество Голландии было неоспоримо. Громадный торговый флот позволял стране осуществлять широкую посредническую торговлю и стать "мировым перевозчиком".
Начиная с XVI века, Англия, в свою очередь, вступила на путь колониальных захватов. Участие Англии в Великих географических открытиях проявленной в организации ряда экспедиций с целью достичь Индии северо-восточным и северо-западными путями. В результате Англия закрепилась на территории Северной Америки. В 70-х годах XVI века она овладела Ньюфаундлендом, а вначале XVII века образовала на территории Американского континента колонии.
В стране были созданы крупные колониальные компании, ведущие ожесточённую борьбу с иностранным купечеством. Особое могущество приобрела всемогущая и знаменитая Ост - Индийская компания, основанная в 1600 году и ставшая плацдармом для последующих завоеваний. Португалия, не выдержав конкуренции с Испанией, была вынуждена обратить взоры на завоевание других территорий. Португальцы стали хозяевами Южных морей и Индийского океана, используя пиратские методы: захватывая, грабя и истребляли экипажи кораблей мусульманских купцов, державших в своих руках морскую торговлю с Индией. Таким образом, Португалия полностью захватила в свои руки морские коммуникации на Индийском океане и вокруг Африки. Господство на южных морях обеспечивалось сетью укреплённых военно-морских баз, что сделало возможным постепенный захват части Индии. Доходы от португальской колониальной империи в Индии и Бразилии шли, прежде всего, в казну. Дворянство и чиновники обогащались в качестве представителей королевской власти в колонии.
Следует отметить, что Франция была страной, которой "досталась" меньшая часть колоний. Идея развития французских колоний виделась аналогичной судьбой французских крестьян. Франция оказалась одной из стран, которой завоевание колоний не пошло на пользу: все полученный из колоний средства уходили на содержание королевского двора.
Таким образом, Великие географические открытия послужили изменениями в экономике и социальной структуре общества многих стран мира.
Так, революция цен явилась новым фактором первоначального накопления капитала. Она усилила экономическую роль буржуазии и их элементов из дворянства и крепостничества, которые в той или иной степени оказались, связаны с новыми способами производства.
Великие географические открытия тяжким бременем легли на плечи крестьянства, вынужденного платить за снаряжение экспедиций, а также разорявшихся в результате скачка цен.
Таким образом, в разумных странах мира Великие географические открытия вызывали неоднозначную реакцию экономического развития.
Культурология. Семинар 7. 1)Генезис культуры Возрождения. Философия гуманизма. Новые ценности. 1. Когда европейский дух перестал стремиться к смерти, обратился к жизни, он нашёл для себя новый источник силы в самом начале своего
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.