База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

Курсовое проектирование по учебной дисциплине "Разработка управленческого решения" — Педагогика

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Государственный Университет Управления

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К КУРСОВОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

"Разработка управленческого решения "

для студентов дневной формы обучения специальности

"Государственное и муниципальное управление"

Москва - 2007


Методические указания к курсовому проектированию по учебной дисциплине ”Разработка управленческого решения“

Сост. Ю.Б. Глушаченко. - М.: ГУУ, 2007. - С.

Ответственный редактор

Заведующая кафедрой государственного управления и политики,

доктор исторических наук, профессор

Н.И. Глазунова

Обсуждена на заседании кафедры государственного управления и политики “16" мая 2006 г.

Обсуждена и одобрена на заседании методического совета института государственного и муниципального управления “28" мая 2006 г.


Содержание

Введение

1. Цель курсового проекта

2. Общие требования к выполнению курсового проекта

3. Выбор темы курсового проекта и ее утверждение

4. Организация курсового проектирования

5. Структура и объем курсового проекта

6. Методические указания к выполнению основных разделов курсового проекта

7. Оформление курсового проекта

8. Проверка и защита курсового проекта

Приложение


Введение

Важной формой активизации процесса освоения знаний при подготовке государственных служащих является написание обучающимися различных видов письменных работ. К письменным работам в структуре текущего учебного процесса относится курсовой проект.

Методические указания к курсовому проектированию - вид учебно-методической литературы, предназначенной для оказания помощи студентам при выполнении курсовых проектов и обеспечения единства требований со стороны преподавателя относительно структуры, содержания, объема, оформления и подготовки курсового проекта к защите.

Настоящие указания к курсовому проектированию по учебной дисциплине "Разработка управленческого решения" предназначены для студентов очной и очно-заочной форм обучения по специальности "Государственное и муниципальное управление".

Методические указания к курсовому проектированию составлены с учетом типовых требований к курсовым проектам студентов старших курсов и ориентированы на повышение качества их выполнения, а также содержат методику и последовательность выполнения отдельных элементов курсового проекта, организации, оформления и подведения итогов курсового проекта.

Основная задача Методических указаний к курсовому проектированию - оказание необходимой методической помощи, с целью направить усилия студентов на качественное выполнение курсового проекта.

Данные Методические указания к курсовому проектированию обеспечивают соблюдение требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального для специальности "Государственное и муниципальное управление". Курсовой проект по дисциплине "Разработка управленческого решения" направлен на формирование у специалистов представления о непрерывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями к грамотному применению современных технологий управления и принятия решений.


1. Цель курсового проекта

Главной целью курсового проекта является систематизация, закрепление и углубление теоретических знаний студентов о методологии и методике анализа и проектирования, а также выработка у них навыков, способностей и умения применения теоретических знаний для разработки и принятия решений в условиях неполноты информации и постоянных изменений в реальных проблемных ситуациях.

Целями курсового проекта по дисциплине "Разработка управленческого решения" являются:

оценка уровня овладения студентами теоретико-методологическими основами специальности;

выявление степени умения излагать концептуальное видение проблемы;

углубление и закрепление знаний, полученных студентами в результате изучения специальной литературы и практической деятельности в области управления;

применение основ теории к практике разработки управленческих решений, организации их эффективной реализации и контроля за исполнением;

овладение студентами методологией и технологиями принятия управленческих решений, базирующихся как на современных математических методах, так и на результатах и подходах к управлению поведенческих наук с учетом условий рыночной экономики и реформирования российской государственности;

приобретение навыков в принятии управленческих решений;

развитие умения увязывать теоретические положения с реальными условиями современной практики управления в условиях рыночной экономики;

оценка степени подготовленности к деятельности менеджера, выявления своих сильных и слабых качеств, направлений и путей устранения своих недостатков;

уточнение основных понятий по изучаемой проблеме, определение объекта и предмета исследования по курсовому проекту;

резюмирование предварительно полученных выводов в целях дальнейшей их разработки в дипломной работе.

В результате выполнения курсового проекта студенты должны уметь:

квалифицированно выполнять постановку управленческой задачи;

осуществлять диагностику и анализ проблемных ситуаций;

анализировать, определять цели, выбирать критерии, оценивать и выбирать альтернативный вариант решения;

применять практические навыки технологии разработки и принятия управленческих решений в конкретных условиях;

творчески принимать управленческие решения и осуществлять контроль за их реализацией;

Написание курсового проекта по дисциплине "Разработка управленческого решения" предполагает использование студентами знаний, полученных в результате изучения таких дисциплин как прикладная математика, информатика, теория управления, теория государственного управления.

Математические расчеты, оформление результатов исследований и заданий выполняются с использованием персональных ЭВМ.


2. Общие требования к выполнению курсового проекта

Курсовой проект является важной формой самостоятельной работы студентов. Его выполнение предусмотрено на завершающем этапе изучения дисциплины и имеет целью систематизацию, закрепление и расширение теоретических знаний, развития практических навыков их применения, овладения элементами самостоятельной работы в процессе разработки конкретных управленческих решений и определения путей их реализации.

Процесс формирования специалиста в области менеджмента предполагает освоение как общих положений теории решений, так и получение конкретных знаний и практических навыков по наиболее важным аспектам.

При написании курсового проекта по дисциплине "Разработка управленческих решений" студент на основе данных конкретной организации учится собирать, систематизировать, анализировать информацию в ее внешней и внутренней сфере, выявлять проблемы, требующие принятия управленческих решений, формировать конечную цель разработки, предлагать альтернативные варианты решения, на основе оценки их эффективности проводить выбор окончательного решения и составлять программу его реализации.

Выполнение курсового проекта позволяет развивать навыки творчества и самостоятельности, приобщает студентов к научно-исследовательской работе, способствует применению теоретических знаний на практике.

Исходными данными для выполнения курсового проекта являются:

разработанная и утвержденная кафедрой тематика теоретической части работы;

фактическая информация о внешней и внутренней среде конкретной организации;

методическая литература в области организации и разработки управленческих решений, анализа альтернатив решений, оценки их эффективности и реализации.

Обобщенная практика подготовки письменных работ показывает полезность соблюдения следующей логической последовательности:

осмысление избранной темы (проблемы) для освещения в письменной работе и формирование соответствующего замысла;

поиск информационных и документальных источников;

систематизация материалов и выработка плана написания работы;

написание текста работы;

обработка рукописи, оформление научно-справочного аппарата, приложений, титульного листа;

Курсовой проект может быть результатом научных исследований, выполняемых студентом по направлению НИР кафедры, в студенческих научных кружках кафедры.

Студент обязан изучить все новое прогрессивное, что появилось за последние годы в области разработки управленческих решений и может быть использовано в курсовом проекте.

При подготовке курсового проекта требуется использование соответствующей литературы: учебной, учебно-методической, научно-исследовательской, справочной, нормативно статистической. Кроме того, для овладения современными концепциями разработки управленческих решений, студенты должны использовать в работе периодическую печать (газеты, журналы), материалы конференций, научные труды исследовательских организаций и учебных заведений.


3. Выбор темы курсового проекта и ее утверждение

Тематику курсового проекта студент выбирает самостоятельно, руководствуясь прилагаемым перечнем направлений проектирования (приложение 1). Темы являются индивидуальными для каждого студента и не могут повторяться.

Поскольку тематика курсовых проектов не может разрабатываться как некий шаблон и быть применимой для всех органов государственного управления, поэтому приведенные в приложении 1 формулировки следует рассматривать как примерные тематические направления. Они могут служить ориентиром в поиске темы курсового проекта.

В соответствии с научными интересами, опытом работы, исходными материалами, студент может предложить свою тему курсового проекта, не включенную в перечень, обосновав при этом актуальность и целесообразность ее разработки.

При формировании темы курсового проекта, кроме области научного исследования (предмета исследования) нужно определить особенности тех условий (ограничений), в которых производится исследование, а также объект исследования.

В течение первых двух недель периода, отводимого для написания курсового проекта, студент должен выбрать тему, согласовать ее с руководителем, подобрать литературу по выбранной теме, составить план. На третьей неделе выбранный вариант плана согласовывается и утверждается руководителем и в соответствии с планом составляется задание на курсовое проектирование по форме, представленной в приложении 2.


4. Организация курсового проектирования

Для оказания научно-методической помощи студентам в разработке курсовых проектов заведующим кафедрой назначается руководитель курсового проектирования.

Перед началом курсового проектирования руководитель проводит со студентами беседу, в которой разъясняет назначение и содержание курсового проекта, требования к его разработке и оформлению, организует консультации с целью ознакомиться с особенностями отдельных конкретных тем.

После выбора темы и утверждения ее руководителем студент приступает к выполнению курсового проекта.

При получении от руководителя задания на курсовое проектирование студент составляет индивидуальный календарный план, включающий этапы работ и сроки их выполнения. В графике студент должен предусмотреть резерв времени для доработки отдельных глав курсового проекта после замечаний руководителя.

Срок завершения работы по графику должен соответствовать сроку окончательной работы, который определен заданием на курсовое проектирование.

Процесс выполнения курсового проекта состоит из трех этапов:

подготовка к курсовому проектированию: составление схемы проведения исследования, разработка плана курсового проекта, сбор необходимых данных по объекту исследования.

исполнение курсового проекта: включает декларацию разделов плана на основе собранных и обобщенных материалов, детальную проработку научно-исследовательской и методической литературы, выбор методов решения задач, поставленных в курсовом проекте, анализ данных по объекту исследования в соответствии с темой курсового проекта, разработку организационно-управленческих мероприятий.

оформление курсового проекта: включает оформление текстовой части, подготовку и оформление графического материала для защиты выполненного проекта.

Руководитель оказывает научно-методическую помощь студентам на всех этапах выполнения курсового проекта путем систематических консультаций при составлении разделов плана, отборе основной литературы по теме, в том числе новейших источников, дополнительного материала, при выборе методов решения задач и выполнения основных разделов работы.

Учебно-методическую и научно-исследовательскую литературу студентам предоставляет библиотека Государственного университета управления. В процессе разработки курсового проекта студент реализует и совершенствует навыки работы с каталогами и другие методы поиска необходимой информации.

Контроль за ходом выполнения курсового проекта и его качеством осуществляется руководителем в соответствии с утвержденным графиком. Разработанный и должным образом оформленный курсовой проект предоставляется руководителю на проверку не позже чем за неделю до окончания установленного срока его защиты.

 

5. Структура и объем курсового проекта

В зависимости от выбранной темы рекомендуется придерживаться следующей структуры курсового проекта.

Типовая структура включает следующие разделы:

Оглавление (содержание с указанием страниц)

Введение

Раздел 1. Теоретико-методологические основы изучаемой проблемы.

Раздел 2. Анализ изучаемой проблемы в организации (учреждении).

Раздел 3. Разработка предложений и рекомендаций по решению

изучаемой проблемы в организации (учреждении)

Заключение.

Список используемых источников информации.

Графические материалы. Используются как в тексте в виде таблиц, схем, рисунков, графиков и др., так и выносятся на листы стандартного формата.

Объем курсового проекта (без приложений) составляет 35-40 страниц машинописного текста, включая таблицы и рисунки.

 

6. Методические указания к выполнению основных разделов курсового проекта

 

6.1. Введение

Введение - вступительная часть курсового проекта, в которой необходимо:

обосновать актуальность разрабатываемой темы, ее теоретическую и практическую значимость, определить объект и предмет исследования; определить границы исследования (объект, предмет, хронологические и/или географические рамки);

назвать основную цель работы и подчиненные ей более частные задачи, решение которых связано с реализацией поставленной цели;

определить теоретические основы и указать избранный метод (или методы) исследования;

привести в алфавитном порядке список отечественных и зарубежных ученных и специалистов (8-10 человек), внесших наиболее заметный вклад в исследование, анализ и решение проблем в тех областях, с которыми связана тема данного курсового проекта, и работы;

Стиль изложения введения тезисный, форма изложения постановочная. По объему введение должно составлять примерно 3-5% от общего количества текстового материала (т.е.1,5 - 3 страницы)

6.2. Характеристика объекта исследования

В соответствии с профилем специальности 080504 объектом исследования курсового проекта могут быть следующие:

органы государственного и местного самоуправления;

структурные подразделения органов государственной власти и управления и органов местного самоуправления, построенные по отраслевому, функциональному и по территориальному принципам;

государственные и муниципальные предприятия (учреждения);

Научно-исследовательские центры и другие организации.

В разделе используются фактические материалы, характеризующие объект исследования, его техническую, социальную, экономическую и организационную стороны. Причем более подробная характеристика дается по тем аспектам деятельности объекта, которые непосредственно связаны с решением задач, поставленных в курсовом проекте.

Характеристика объекта исследования независимо от специфики темы курсового проекта должна содержать:

перечень целей, необходимость реализации которых обусловила создание и функционирование исследуемого объекта;

описание его структуры с выделением основных составляющих и определением их роли в достижении поставленных целей;

четкое определение места анализируемого объекта в системе более крупного масштаба;

анализ функционирования исследуемого объекта за ряд предыдущих лет по степени достижения цели: по степени достижения цели функционирования и решения основных задач деятельности по улучшению качества продукции (услуг) и обслуживания населения.

Желательно также проанализировать финансовые показатели: доходы, расходы и результаты деятельности.

Характеристика и анализ объекта исследования проводится от общего к частному с последующим углублением и расширением.

Методической основой проведения исследований в данном разделе являются приемы и методы экономического анализа, математической статистики, функционально-стоимостного анализа и др.

Источниками информации по вышеназванным вопросам могут служить: паспорт территории, устав предприятия, история создания и развития предприятия, положения о структурных подразделениях, материалы годовых отчетов деятельности объекта исследования и другие.

При изложении фактического материала основное внимание сосредотачивается не столько на характеристике объекта (большинство фактических данных и общих иллюстраций может быть представлено в приложениях), сколько на выявлении и анализе положительных сторон и недостатков его функционирования.

При оформлении этого раздела имеются большие возможности по использованию графических способов представления данных: схем, диаграмм, графиков и т.п.

Объем этой части не должен превышать 10-15 страниц.

6.3 Теоретико-методологические основы изучаемой проблемы

В этом разделе:

описывается сущность и характеристика предмета и объекта исследования, содержание процесса их развития и современное состояние;

оценивается место, занимаемое объектом исследования в рамках исследуемой предметной области;

освещаются изменения изучаемого явления за последние годы с целью выявления основных тенденций и особенностей его развития, описывается (уточняется) система факторов, оказывающих влияние на изучаемый предмет, процесс или явление и исследуется механизм этого влияния;

оценивается степень изученности исследуемой проблемы, называются теоретически и практически нерешенные и дискуссионные проблемы, по-разному освещенные в научной литературе с указанием личного мнения автора проекта проводится уточнение понятийно-категориального аппарата;

предлагаются собственные или уточняются существующие классификации (типологии) процессов, явлений, влияющих факторов, систем и пр., по определенным классификационным признакам.

В ходе изложения материала обязательно должна высказываться личная точка зрения автора проекта. При этом используются следующие выражения: "по нашему мнению... ", "по мнению автора..." и пр.

Объем этой части должен составлять 12-15 страниц.

6.4. Анализ системы управления исследуемого объекта и/или его отдельных элементов и сторон

Современные территориальные и эксплуатационные системы, как известно, относятся к классу больших и сложных систем. Провести анализ такой системы в рамках курсового проекта проблематично. Поэтому целесообразно ограничится анализом отдельных элементов или сторон системы управления.

В этом разделе проводится общий анализ организации управления исследуемым объектом на основе построения организационной структуры, описания функциональной деятельности подразделений и отдельных исполнителей, расчета частных и общих коэффициентов управляемости и уровня организации управления.

При исследовании и анализе управляющей части системы необходимо установить, какие цели поставлены перед управляющей системой и соответствует ли она целям и особенностям управляемого объекта.

Кроме того, проводится детальный анализ предмета исследования и подсистемы управления, определенных темой курсового проекта

При этом, кроме документальных, основными источниками получения сведений и информации для анализа служат специальные исследования (фотография процессов и загрузки элементов системы, инвентаризация состояния элементов системы управления, метод моментных наблюдений и фиксации сложившихся соотношений и т.п.) и специальные опросы (анкетирование, интервьюирование, метод экспертного опроса и т.п.).

Состав изучаемых вопросов и методы анализа определяются исходя из содержания лекционных материалов, а также проработанной научной и методической литературы.

Анализ системы управления нацелен на выявление ее недостатков, их причин и последствий. Он включает:

описание достигнутого уровня управления;

сравнение фактических значений соответствующих показателей с нормативными, расчетными, передовых отечественных и зарубежных аналогов; выявление положительных и отрицательных сторон в управлении; систематизацию недостатков;

установление потерь и неиспользованных возможностей в результате недостатков в управлении, в том числе в количественной (натуральной и стоимостной) форме; выявление причин недостатков.

Таким образом, в результате анализа должны быть выявлены проблемы, решение которых может служить основой для разработки проектной части работы. Объем аналитической части должен составлять 15 страниц текста.

6.5. Анализ изучаемой проблемы в организации

Исследование состояния проблемы в организации (учреждении) производится на основе определенной методики анализа - совокупности способов и приемов выполнения работы. В ходе работы над курсовым проектом целесообразно использование различных методов, в частности:

1. Экспертные (оценочные) или эвристические методы - основаны на использовании косвенной и неполной информации, опыта специалистов-экспертов, интуиции.

Конкретными формами их проявления являются:

массовая оценка - выявление мнения отдельных групп населения по существу какой-либо проблемы в ходе социологических исследований (социологический опрос);

организация систематической работы экспертов - экспертные комиссии законодательных и исполнительных органов власти, научные советы институтов и пр.;

организация работы экспертов на основе особой системы их деятельности: "мозговая атака", "Делфи", "Паттерн" и пр.

Методы социально-экономического анализа: сравнение, выборочное изучение работы ряда объектов, группировки, цепные подстановки, исчисление индексов, расчет коэффициентов регрессии и корреляции.

Балансовый метод.

Экономико-математические методы и модели.

Методы прямых инженерно-экономических расчетов.

Методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент).

Материалами для анализа могут быть нормативно-правовые акты (законы, уставы, положения), планы работы и отчеты организации, статистическая отчетность, сопоставление отечественных и зарубежных оценок отдельных вопросов исследуемой проблемы и другие данные, собранные студентом из различных источников и за время прохождения организационно-экономической практики. При этом желательно выявить социальные, экономические, правовые, организационные и психологические аспекты анализируемой проблемы

6.6. Разработка проектных предложений и рекомендаций

В этой части работы осуществляется общая постановка задачи для проектного решения, содержание которой определяется составом проблем, выявленных во втором разделе. Исходя из уровня поставленной проблемы, имеющегося состава исходной информации проводится выбор метода разработки проектного решения. При этом следует максимально учитывать возможности использования современных методов экономико-математического моделирования, а также средств вычислительной техники.

Содержание проектной части определяется как особенностями выбранной темы курсового проекта, так и спецификой конкретного объекта исследования. Но в любом случае в проектной части решаются следующие основные задачи:

поиск мероприятий (вариантов решения) по устранению выявленных недостатков;

обоснование выбора рациональных вариантов мероприятий и предложений, улучшающих фактическое положение дел в исследуемом объекте.

По каждому курсовому проекту до его разработки должна быть определена степень детализации, глубина проектных разработок и их обоснование.

Предложения должны содержать экономическое, правовое и социальное обоснование.

Экономическое обоснование предполагаемых проектных решений имеет два направления:

определение сравнительной экономической эффективности при выборе или сравнении существующего и предполагаемого варианта;

определение общей абсолютной экономической эффективности принятого варианта управления.

Основой расчета экономической эффективности служит учебно-методическая литература, в частности: Садыков А.С. Оценка эффективности новой техники, капитальных вложений и предпринимательской деятельности: Учебное пособие. / ГАУ. - М., 1995.

Если расчет экономической эффективности по какому-либо проектному решению не может быть выполнен, то определяется его социальная эффективность.

Правовое обоснование предусматривает анализ, разработку или использование законодательной базы по теме курсового проекта, обоснование соответствующих рекомендаций.

Объем проектной части допускается до 20 страниц текста.

6.7. Заключение

Заключительная часть курсового проекта содержит окончательные выводы, характеризующие итоги работы студента в решении поставленных во введении задач.

Заключение должно быть кратким (не более 2 страниц текста). Оно должно отражать:

оценку общего состояния объекта исследования и/или оценку изученности исследуемой проблемы;

итоги анализа организации управления; перечень и краткую характеристику предлагаемых мероприятий по устранению недостатков в управлении, а также итоги расчета экономической эффективности предлагаемых мероприятий.

Если при разработке курсового проекта студент по каким-либо причинам не принял прогрессивное решение, то в заключении следует указать причины, обусловившие выбор промежуточного варианта, и охарактеризовать перспективы дальнейшего развития работ в этой области.

6.8 Список использованных источников информации

Список использованных источников информации принято помещать после заключения. Каждый включенный в такой список источник должен иметь отражение в любом из разделов курсового проекта и на него должны быть ссылки в тексте.

Рекомендуется использовать сквозную нумерацию источников с группировкой по следующим разделам:

1. Нормативно-правовые акты.

2 Литература.

3. Другие источники (информационные агентства и сайты Internet).

При этом нормативно-правовые акты выстраиваются по юридическому значению (по убыванию юридической значимости) и дате принятия (по возрастанию), все остальные источники в алфавитном порядке.

Примеры оформления источников и литературы представлены в приложении 3.

6.9. Приложения

В приложения выносятся все материалы вспомогательного или дополнительного характера, не являющиеся насущно важными для понимания решения задач курсового проекта. Это могут быть копии подлинных документов, выдержки из отдельных материалов, планы и протоколы организаций, отдельные положения из инструкций и правил, объемные таблицы (более одной страницы), формы документации, вспомогательные математические выкладки, вспомогательные графические иллюстрации.

Все приложения должны иметь порядковые номера и на них должны быть ссылки в тексте. Приложения оформляются как продолжение курсового проекта после списка используемых источников информации. Приложения помещают в порядке их упоминания в тексте. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с названием в правом верхнем углу слова "Приложение" и иметь тематический заголовок.

 

7. Оформление курсового проекта

Требования к оформлению страницы академического печатного текста, согласно соответствующему стандарту, следующие:

текст рукописи курсового проекта должен быть напечатан на пишущей машинке или принтере на одной стороне листа белой односторонней бумаги формата А4;

текст печатается на принтере через 1,5 интервала, в формате Times New Roman;

при печати используется шрифт черного цвета кегель (размер) № 14;

интервал шрифта может быть обычный или разреженный до 0,5;

размер левого поля текста страницы - 30-35 мм, правового - 10-15 мм. верхнего и нижнего - 20-25 мм;

каждая страница должна содержать 27-30 строк по 60-65 знаков в строке;

абзац должен начинаться с красной строки (отступ 12,7 мм).

Страницы нумеруются арабскими цифрами вверху листа по центру. Нумерация должна быть сквозной - oт титульного до последнего листа курсового проекта. Однако проставлять номера страниц должны, только начиная с "Введения".

Каждая новая глава начинается с новой страницы. Это же правило относится и к другим основным структурным частям работы: введению, заключению, списку литературы, приложениям.

Расстояние между названием главы и последующим текстом должно быть равно трем интервалам (т.е. пропускается одна строка). Такое же расстояние выдерживается между заголовками главы и параграфа. Точку в конце заголовка не ставят. Не рекомендуется размещать заголовки и подзаголовки в нижней части страницы, если на ней не более 3-х строк последующего текста, подчеркивать заголовки и переносить слова в заголовке.

Первой страницей курсового проекта является титульный лист, который заполняется по строго определенным правилам (приложение 4). За ним следует задание на курсовое проектирование (приложение 2), оглавление (содержание) работы с указанием названия разделов, параграфов и страниц.

Оглавление содержит все заголовки курсового проекта (кроме подзаголовков, даваемых в подбор с текстом) и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки содержания (оглавления) должны точно повторять заголовки в тексте.

Желательно, чтобы содержание помещалось на одной странице. Для этого, при необходимости, его печатают с интервалом меньшим, чем интервал основного текста.

Названия отдельных глав должны согласовываться с темой курсового проекта, а названия параграфов должны согласовываться с названиями соответствующих глав (но не совпадать с ними).

В настоящее время в научных текстах принята чисто цифровая система нумерации. Использование такой системы нумерации позволяет не употреблять слова "часть", "раздел", "глава", "параграф" и т.д. (приложение 5)).

Структура текстовой части курсового проекта должна быть четкой и сжатой и, в тоже время, содержать все необходимые материалы. По ходу изложения следует избегать противоречий, безапелляционных заявлений.

Не допускаются длинные рассуждения, повторения известных доказательств, обширные выписки из учебников, специальной литературы и других источников. Пояснительная записка излагается хорошим литературным языком. Она должна показать, насколько хорошо студент изучил и использовал литературу по данному вопросу и практические материалы. На материалы, взятые из других источников, и цитаты должны быть ссылки.

Все расчеты, выполняемые по ходу разработки проекта, приводятся в тексте с надлежащими обоснованиями и пояснениями, с указанием значимости и размерности величин, входящих в формулы. Результаты расчетов, как правило, оформляются в виде таблиц. В тексте основной части следует помещать итоговые и наиболее важные материалы. Оригинальные расчеты должны приводиться полностью, а для однородных типовых подсчетов можно ограничиться таблицей окончательных данных. Таблицы, содержащие первичные исходные данные и постоянные аналогичные расчеты при других исходных данных следует помещать после списка литературы в виде приложений, с обязательной ссылкой на них в тексте.

Иллюстративный материал (схемы организационных структур управления, диаграммы, документограммы, графики, логико-информационные схемы и др.) помещается по ходу текста сразу за ссылкой на него, или на отдельных вкладышах с соблюдением порядковой нумерации. В тексте обязательно должны быть ссылки и пояснения к приводимому иллюстративному материалу. В тексте не должно применяться сокращенных слов, за исключением общепринятых.

Обязательной частью курсового проекта являются графические материалы. Графические материалы должны в наглядной форме характеризовать результаты анализа существующего состояния системы управления, основные выводы и предложения. Они оформляются в последнюю очередь, так как наиболее яркие и интересные иллюстрации, характеризующие основные выводы и предложения, могут быть сделаны только после окончания работы над текстовой частью. Такой порядок исключает затраты времени на всякие изменения и переделки законченного материала.

Графическая часть выполняется на листах стандартного формата А1 или в виде раздаточного материла на листах формата А4 или A3.

 

8. Проверка и защита курсового проекта

Проверку текстового и графического материала производит руководитель курсового проектирования, осуществляющий систематические консультации в процессе разработки проекта.

Если в результате проверки обнаружатся ошибки, неполный объем или низкое качество оформления, либо несоответствие уровня работы предъявляемым требованиям, то проект возвращается для доработки.

После внесения студентом всех исправлений руководитель ставит на титульном листе свою подпись, что означает допуск к защите.

Защита курсовых проектов проводится в соответствии с графиком. Студенту предоставляется 10 минут для доклада. Он должен кратко обосновать актуальность темы, сформулировать цель и задачи курсового проекта, охарактеризовать объект управления, изложить основные выводы, полученные в результате анализа, и предлагаемые мероприятия по устранению выявленных недостатков. В процессе доклада он использует материалы графической части проекта.

Затем студенту задаются вопросы, на которые он обязан дать полные и исчерпывающие ответы.

Оценка проставляется по совокупности качества разработанного проекта и его защиты. Для оценки качества проекта служат требования, предъявляемые к его содержанию и оформлению, среди которых в первую очередь учитываются следующие:

актуальность рассматриваемой темы, четкое формулирование целей и задач;

глубина анализа системы управления исследуемого объекта; правильность выбранных методов исследования, оригинальность подхода и логика изложения;

соответствие содержания основной части теме курсового проекта и степень полноты ее раскрытия;

умение логично и аргументировано излагать материал: действенность и конкретность выводов о состоянии системы управления и предложений, направленных на ее развитие и совершенствование.

Курсовые проекты, отличающиеся особой глубиной исследования и качеством оформления могут быть поощрены:

выступлением автора с докладом по теме курсового проекта на студенческой научной конференции;

рекомендацией по дальнейшей разработке темы при написании дипломного проекта на кафедре государственного управления и политики под руководством этого же преподавателя;

привлечением авторов лучших курсовых проектов для участия в научно-исследовательской хозрасчетной тематике кафедры; выдвижением работы на городской конкурс студенческих научных работ.


Приложение

Приложение 1

Примерная тематика курсовых проектов

(тема может быть изменена при наличии у студента собственного опыта на основе прохождения практики

или трудовой деятельности. Изменение темы должно быть согласовано с преподавателем)

Анализ видов управленческих решений в системе муниципального управления.

Анализ особенностей принятия решений в процессе управления муниципальной собственностью.

Анализ условий и факторов качества управленческих решений в системе государственного и муниципального управления.

Принятие решения в управлении инновациями.

Основные этапы разработки управленческих решений.

Определение целей организации, оценка степени достижения цели при принятии решения.

Исследование организационных и социально-психологических основ разработки управленческих решений в системе государственного и муниципального управления

Многокритериальный выбор и оценочные системы.

Стратегические решения, технология разработки стратегии управления.

Модели и методы принятия управленческих решений в организациях.

Выбор и анализ альтернатив в процессе принятия решений.

Технология разработки управленческих решений.

Организация процесса разработки управленческих решений.

Целевая ориентация управленческих решений.

Анализ информационно-коммуникационных технологий, применяемых в процессе разработки решений в органах власти и управления.

Исследование внешней среды и ее влияния па реализацию альтернатив в системе государственного и муниципального управления.

Методы и технологии разработки управленческих решений в условиях определенности.

Методы и технологии разработки управленческих решений в условиях неопределенности.

Методы и технологии разработки управленческих решений в условиях риска.

Организация и контроль исполнения управленческих решений.

Управленческие решения и ответственность.

Оценка эффективности управленческих решений.

Процесс планирования при разработке управленческих решений.

Психологические факторы при поиске принципиально новых решений.

Пути повышения эффективности разработки и принятия управленческих решений в органах власти.

Организационное обеспечение разработки и принятия управленческих решений.

Анализ существующих технологий разработки и реализации управленческих решений в системе государственного и муниципального управления.

Обеспечение социальной эффективности управленческих решений, принимаемых в органах ГиМУ.

Роль информации в процессе разработки и принятии управленческих решений.

Управленческие решения как инструмент изменений в развитии организации.

Стратегические и тактические решения в организации.

Организационная культура принятия управленческих решений.

Пути повышения эффективности применения систем поддержки принятия управленческих решений.

Применение системного подхода в процессе разработки управленческих решений в органах власти и управления.

Модели и методы анализа альтернатив в процессе принятия решений.

Методическое обеспечение разработки и принятия управленческих решений.

Технология моделирования в процессе разработки и принятия управленческих решений.

Обеспечение экономической безопасности разрабатываемых управленческих решений в органах власти.

Проблемы и их решение: модели и методы решений.

Решения в системе муниципального и государственного управления.

Прогнозирование, классификация основных методов прогнозирования, их характеристика.

Исследование системы целей муниципальной деятельности в процессе разработки управленческих решений.

Анализ проблем учета риска при принятии управленческих решений в органах власти и управления.

Анализ проблем учета неопределенности при принятии управленческих решений в системе государственного и муниципального управления.

Формирование системы контроля качества реализации управленческих решений.

Моделирование процесса принятия управленческих решений на основе деловых игр.

Разработка эффективной системы контроля при реализации управленческих решений в органах власти и управления.

Стандарты серии ISO-9000 как основа повышения качества разработки управленческих решений в муниципальных органах власти.

Анализ влияния процессов самоорганизации на формирование управленческих решений.

Имитационное моделирование при выборе и обосновании управленческих решений в системе государственного и муниципального управления.

Использование математических моделей в процессе разработки управленческих решений в органах власти и управления.

Разработка управленческого решения при оценке эффективности инвестиционных проектов.

Типология управленческих решений в орагнах ГиМУ.

Условия и факторы качества управленческих решений.

Обеспечение экономической эффективности разрабатываемых управленческих решений в органах власти.

Ситуационный анализ, его основные этапы, метод сценариев.

Методы и модели разработки управленческих решений.


Приложение 2

Образец задания на курсовое проектирование

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра государственного управления и политики

Задание на курсовое проектирование

Студенту ____________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

1. Тема______________________________________________________

(в соответствии с рекомендуемым перечнем)

2. Срок представления проекта к защите "______"___________________________200__г.

3. Исходные данные к проекту __________________________________

(базовая организация, структурное подразделение)

4. Содержание проекта (перечень подлежащих разработке вопросов): ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Перечень графических материалов: ____________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Дата выдачи задания "______"____________________200__г.

Руководитель курсового проекта ______________ ________________

(подпись)   (инициалы, фамилия)

Задание принял к исполнению ______________ ____________________

(подпись студента) (инициалы, фамилия)


Приложение 3

Примеры оформления источников и литературы

1. Нормативно-правовые акты (по юридическому значению)

1.1 Федеральные законы

Федеральный закон "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" от 8 января 1998 г. № 8-ФЗ.

1.2 Указы Президента РФ

О первоочередных мерах по улучшению работы с кадрами в системе государственной службы и реализации Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации": Указ Президента РФ от 6 сентября 1995г. №900.

1.3 Постановления Правительства РФ

О некоторых мерах по организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами местного самоуправления: Постановление Правительства РФ от 27 июня 1996 г. № 755.

1.4 Ведомственные нормативно-правовые акты федеральных органов Правила рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства: Утверждено приказом ГКАП РФ от 25 июля 1996 г. № 91 // БНА РФ. - 1996. - № 4. с.45-59.

1.5 Законы субъектов РФ

О государственной службе в городе Москве: Закон города Москвы от 29 октября 1997г. № 43.

2. Литература (в алфавитном порядке)

2.1 Книги

Голованов В. И, Управление и самоуправление в крупном городе: теория, опыт, организация. - М.: Наука, 1998. - 484 с.

Государство, власть, управление и право: Учебно-методическое пособие для государственных служащих / Под ред.Н.И. Глазуновой. / ГУУ. - М., 2000. - 475с.

2.2 Статьи в сборниках

Латфуллин Г.Р. Проблемы самоуправления / Местное самоуправление в России. Сборник докладов по правовым и методологическим проблемам развития. Доклады участников III конференции Российской муниципальной академии (22.09.2000) и Круглого стола в рамках IV специализированной выставки-конференции "Управление-2000" (20.10.2000) Москвы. - М: Издательство Прима-Пресс-М, 2001.408с.

2.3 Периодическая печать

2.3.1 Статьи в журналах

Кармолицкий А.А. К вопросу о местной администрации как органе управления // Вестник МГУ. Сер.11. Право. - М., - 1993. - № 3. - с 23-30.

2.3.2 Статьи в газетах

Борьба с коррупцией в системе государственной службы // Российские вести. 1997.20 февраля, № 33 (1200).

Величенко А. Спрос на решения ограничен // Российская газета. - 21 марта 1998.

с.5.

Бирюков Б, В., Гастев Ю.А., Геллер Е.С. Моделирование // БСЭ. - 3-е изд.

М., 1974. - т.16. - с.393-395. Диссертация // Советский энциклопедический словарь. - М., 1985. - с.396.

3. Другие источники указываются автором в произвольной форме с учетом общепринятых правил ссылок на неопубликованные материалы. Такими могут быть сведения, переданные через электронные СМИ и др.

3.1 Статья из Internet

Машкин В. Управление инвестиционной привлекательностью реального сектора экономики региона // Интернет Сервер АКДИ Экономика и жизнь. - www.akdi.ru - 16.03.1999. - с.1 - 5.


Приложение 4

 

Образец титульного листа

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

Институт государственного управления и права

Кафедра государственного управления и политики

К У Р С О В О Й П Р О Е К Т

по дисциплине

"Разработка управленческого решения"

на тему:

"__________________________________________________________"

(название темы, в соответствии с заданием на курсовое проектирование)

Выполнил (а) студент (ка)

Специальности: "_________________________________________"

____курса ____группы

____________ ________________

(личная подпись) (инициалы, фамилия)

Руководитель проекта

_______________ ____________ ________________

(ученая степень, звание) (личная подпись) (инициалы, фамилия)

Москва 2009 год


Приложение 5

Образец оформления содержания

Введение

1. Основы федеральной и региональной политики в сфере малого предпринимательства

1.1 Особенности малых предприятий и основные показатели их развития в РФ

1.2 Законодательные основы и основные элементы системы поддержки малого бизнеса на федеральном и региональном уровне

1.3 Основные направления поддержки малого предпринимательства на региональном уровне (на примере г. Москвы)

2. Анализ развития поддержки малого бизнеса на уровне административного округа г. Москвы

2.1 Анализ развития малого предпринимательства в административных округах

2.2 Структура управления малым предпринимательством на уровне административного округа

2.3 Анализ работы территориальных органов по поддержке и развитию малого бизнеса

3. Разработка предложений по развитию и поддержке малых предприятий

3.1 Совершенствование нормативно-правового развития малого

предпринимательства

3.2 Совершенствование структуры управления

малым предпринимательством

3.3 Социально-экономическая эффективность предлагаемых мероприятий

Заключение

Список использованных источников информации

Приложения


Приложение 6

 

Рекомендуемая литература

Основная литература:

1. Лапыгин Ю.Н. Управленческие решения: учебное пособие. М.: Эксмо, 2009.

2. Смирнов Э.А. Управленческие решения: Учебник для вузов. М.: РИОР, 2009.

3.Л.Е. Соколова. Разработка управленческого решения: конспект лекций. М.: Высшее образование, 2009.

4. С.Ш. Левина, Р.Ю. Турчаева. Управленческие решения: конспект лекций. Ростов-на-Дону, Феникс, 2009.

5. Лукичёва Л.И. Управленческие решения. М.: Омега-Л, 2009.

6. Саак Э.А., Тюшняков В.Н. Разработка управленческого решении: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2007.

7. Чудновская С.Н. Управленческие решения: учебник. М.: Эксмо, 2007.

8. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения: Учебник. - 7-е изд., испр. и доп. - М.: Дело АНХ, 2008.

9. Лафта Дж.К. Управленческие решения: Учеб. пособ. - М.: ООО фирма "Благовест-В", 2004.

10. Юкаева В.С. Управленческие решения: учебное пособие. М: Изд-во "Дашков и К", 2009

Дополнительная литература:

1.         С.Н. Воробьев, В.Б. Уткин, К.В. Балдин. Управленческие решения - М.: Юнити, 2003.

2.         Основы концепции современного государственного управления. Ч.1,2. - М.: ГУУ., 2006.

3.         О.С. Виханский, А.И. Наумов. Менеджмент - М: Высшая школа, 1994

4.         Н.Л. Карданская. Принятие управленческих решений. М: Юнити, 1999.

5.         Р.А. Фатхутдинов. Управленческие решения. М: Инфра-М, 2009.

6.         А. В Грешилов. Как принять решение в реальных условиях - М: Радиосвязь, 1991

7.         Е.С. Вентцель. Исследование операций - М: Наука, 1980

8.         Р. Доусон. Уверенно принимать решения. Программа действия - М: Юнити, 2000

9.         Д. Клиланд, В. Кинг. Системный анализ и целевое управление - М: Сов. радио, 1974

10.      Дж.К. Лафта. Эффективность менеджмента организации: учебное пособие - М: Рус деловая литература, 1999

11.      И.В. Максимей. Имитационное моделирование на ЭВМ - М: Радиосвязь, 1998

12.      Б.Г. Литвак. Экспертные оценки и принятие решений - М: Патент, 1996

13.      А.Г. Мамиконов. Принятие решений и информация - М: Наука, 1983

14.      М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. Основы менеджмента, М: Дело, 1992

15.      Я.Р. Рейльян Аналитическая основа принятия управленческих решений, М: Финансы и статистика, 1989

16.      Г. Тейл Экономические прогнозы и принятие решений, М: Статистика, 1971

17.      Р.И. Трухаев Модели принятия решения в условиях неопределенности - М: Наука, 1981

18.      В.Н. Цыгичко Руководителю о принятии решений - М: Инфра - М, 1996

19.      М. Эддоус, Р. Стенфилд Р. Методы принятия решений, М: Аудит, 1997

20.      А.Б. Юдин Вычислительные методы принятия решений - М: Наука, 1989

21.      Акофф Р. Искусство решения проблем: Пер. с англ. - М.: Мир, 1982.

22.      Вейлл П. Искусство менеджмента. - М.: Новости, 1993.

23.      Голубков Е.П. Какое принять решение? Практикум. - М.: Экономика, 1990.

24.      Государственное и муниципальное управление: Справочник. - М.: Издательство магистр, 1997.

25.      Государственное управление: основы теории и организации. Учебник. - М., 2000.

26.      Диев B. C. Управленческие решения: неопределенность, модели, интуиция. - Новосибирск, 1998.

27.      Доусон Р. Уверенно принимать решения. - М.: ЮНИТИ, 1996.

28.      Евланов Л.Г. Теория и практика принятия решений. - М.: Экономика, 1984.

29.      Екатеринославский Ю.Ю. Управленческие ситуации: анализ и решения. - М.: Экономика, 1988.

30.      Забелин П.В., Моисеева Н.К. Основы стратегического управления: Учебное пособие. - М., 1998.

31.      Зотов В.Б. Территориальное управление (методология, теория, практика). - М., 1998.

32.      Капра Ф. Уроки мудрости. - М., 1996.

33.      Карданская Н.Л. Основы принятия управленческих решений. Учебное пособие. - М.: Русская деловая литература, 1998.

34.      Коротков Э.М. Концепция менеджмента. - М.: Дека, 1996.

35.      Красников B. C. Разработка управленческих решений. - СПб., 1998.

36.      Купряшин Г.Л., Соловьев А.И. Государственное управление: Учебное пособие. - М., 1996.

37.      Ларичев О.И. Объективные модели и субъективные решения. - М., 1989.

38.      Литвак Б.Г. Управленческие решения. Учебник. - М.: Экмос, 1998.

39.      Литвак Б.Г. Экспертные оценки и принятие решений. - М.: Патент, 1996.

40.      Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: Дело, 1992.

41.      Планкетт Л., Хейл Г. Выработка и принятие управленческих решений. - М., 1984.

42.      Рейльян Я.Р. Аналитическая основа принятия управленческих решений. - М.: Финансы и статистика, 1989.

43.      Сорос Дж. Алхимия финансов. - М., 1997.

44.      Ст. Бир. Мозг фирмы. - М., 1993.

45.      Стратегическое управление инновационной деятельностью: учебно-методическое пособие. Н.В. Высоцкая и др. - Новосибирск: СибАГС, 1998.

46.      Тейл Г. Экономические прогнозы и принятие решений. - М.: Статистика, 1971.

47.      Теория выбора и принятия решений / Уч. пособие для вузов / И.М. Макаров и др. - М.: Наука, 1982.

48.      Теория организаций и организационное проектирование (пособие по неклассической методологии): Учебное пособие. - Саратов, 1997.

49.      Трухаев Р.И. Модели принятия решений в условиях неопределенности. - М.: Наука, 1981.

50.      Управление организацией: Учебник / Под ред.А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. - М., 1998.

51.      Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения: Учебное пособие. 1997.

52.      Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность. - М., 1992.

53.      Цигичко В.Н. Руководителю о принятии решений. - М.: ИНФРА-М, 1996.

54.      Эддоус М., Стенсфилд Р. Методы принятия решений. - М.: Аудит, 1997.

55.      Энциклопедия рынка. Инжиниринг, консалтинг, маркетинг, менеджмент в международном бизнесе: мировой опыт - практика в России. Русско-английский словарь-справочник. Практическое пособие. Св.4000 терминов. Малый проект. Часть 7/Под ред. проф. Б.Г. Дякина. - М.: ROSBI, 2000.

56.      Юдин А.Б. Вычислительные методы принятия решений. - М.: Наука, 1989.

57.      Пужаев А.В. Управленческие решения: Учебное пособие. М.: Кнорус, 2010.

58.      Потапов С.В. Как принимать решения. М.: Эксмо, 2007.

59.      Бражко Е.И., Серебрякова Г.В., Смирнов Э.А. Управленческие решения: учебное пособие. М.: РИОР, 2010.

60.      Учитель Ю.Г. Разработка управленческих решений: учебник. М.: Юнити-Дана, 2008.

Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Государственный Университет Управления МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К КУРСОВОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ

 

 

 

Внимание! Представленное Учебное пособие находится в открытом доступе в сети Интернет, и уже неоднократно сдавалось, возможно, даже в твоем учебном заведении.
Советуем не рисковать. Узнай, сколько стоит абсолютно уникальное Учебное пособие по твоей теме:

Новости образования и науки

Заказать уникальную работу

Похожие работы:

Литературный вечер "Промелькнувший метеор", посвящённый 175-летию со дня рождения Шокана Уалиханова
Личностные особенности детей и подростков с отклонениями в развитии
Літери англійського алфавіту, слова. Ігри на уроках англійської мови
Логопедическое занятие для детей с нарушениями письма и чтения, недостаточной сформированностью всех средств языка и задержкой психического развития
Методика воспитания толерантности у учащихся 1–4-х классов
Методика впроваджень моніторингових досліджень у систему роботи вчителя
Методика диагностики детской одаренности для родителей
Методика написания авторефератов и подготовка аттестационных документов
Методика навчання учнів 6-7 класів механізації обробітку ґрунту та внесення добрив
Методика преподавания психологии как педагогическая дисциплина и как наука

Свои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru