База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

Лекции по экономике — Экономика

Лекция №1

Предмет экономической теории. Методы экономических исследований

Экономика – 1) хозяйство (страны, предприятия); 2) наука, изучающая как теоретические закономерности развития хозяйства, так и положение хозяйства в настоящее время. Англ. 1) economy; 2) economics.

В XVII в. был предложен термин “политическая экономия”: А. Монкретьен “Трактат политической экономии, посвященный королю и королеве”. В XIX в. марджиналисты (У. С. Джевонс) ввели термин “economics”. Широкое распространение термин получил после опубликования труда А. Маршалла “Economics”.

1.            Роль экономики в жизни общества. Модель кривой производственных возможностей. Рост промышленного производства. Проблемы экономического роста.

2.            Экономическая теория, ее предмет и функции.

3.            Методы экономических исследований.

Экономика – процесс преобразования имеющихся у общества материальных благ в продукцию, которая должна удовлетворять как духовным, так и материальным потребностям.

Экономические ресурсы – людские ресурсы (рабочая сила, предпринимательская способность), природные ресурсы, капитальные ресурсы (предприятия, оборудование, дороги, транспорт). В экономической теории: труд – земля – капитал.

Экономические ресурсы ® (производство) ® продукция ® личное потребление

­ ® производственное потребление.

Общественное производство включает материальное производство: производство товаров и производство услуг и нематериальное производство: производство услуг. Материальное и нематериальное производство услуг образует сферу услуг.

Экономика – единство 4-х фаз: производства, распределения, обмена и потребления. Блага поступают в потребление через распределение и обмен.

Распределение – определение от доли и объема продукта, поступающего в потребление участникам экономической деятельности и другим членам общества. Характер распределения зависит от вида собственности на средства производства. В узком смысле слова, распределение – простое распределение созданной продукции; в широком – распределение условий и факторов производства. Выделяют первичное распределение – на основе собственности - и вторичное – пенсии, пособия и т. д. Перераспределение осуществляется с помощью государства, фондов, финансовых институтов.

Обмен – стадия движения общественного продукта, которая доставляет продукты и условия производства к субъектам общественного производства. Обмен продуктами происходит на основе разделения труда и специализации. Обмен может быть натуральный, товарный и товарно-денежный.

Воспроизводство – постоянно возобновляемый процесс производства. Воспроизводство может быть постоянное и расширенное (в увеличенном масштабе). В основе экономического производства лежит экономический рост. Три основные экономические проблемы: что? как? и для кого? производить. Экономические ресурсы ограничены, потребности безграничны.

Проблема соотношения экономических ресурсов и потребностей отражается на кривой производственных возможностей. Рассмотрим такую кривую для экономики полной занятости (используются все природные ресурсы; каждый, кто хочет, работает; все производственные мощности задействованы) и экономики полного объема производства (экономические ресурсы используются эффективно – они вносят наибольший вклад).

 

Выпуклость кривой характеризует альтернативные издержки. Альтернативные издержки – то количество одного товара, от которого необходимо отказаться для производства другого товара. Вмененные издержки – повышенные альтернативные издержки.

Экономический рост – увеличение способностей национального хозяйства производить продукт, удовлетворяющий потребностям общества и его членов. Экономический рост может быть экстенсивным (рост объема производства за счет ресурса на основе прежнего качества экономических ресурсов) и интенсивным (за счет повышения качества экономических ресурсов – НТР).

Основные факторы экстенсивного роста: прирост рабочей силы, прирост капитальных благ, освоение новых земель, освоение новых месторождений. Основные факторы интенсивного роста: рост производительности труда, повышение качества рабочей силы, ресурсообеспечение, максимально безотходное производство, повышение качества производимой продукции, улучшение условий труда.

Лекция №2

Выбор точки на кривой производственных возможностей зависит от уровня социального развития, национальных особенностей и традиций, сущности экономической системы.

Экономическая система – совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества, единства отношений производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.

Экономические системы (по производству благ) были доиндустриальными, индустриальными и постиндустриальными; рыночными, командными и смешанными.

Экономическое благо – продукт, обладающий относительной редкостью, и не являющийся свободно воспроизводимым.

Родоначальники экономики, как науки – У. Пети, А. Смит, Д. Риккардо. Экономическая теория – буржуазная экономика (марджнализм, институционализм, историческая школа, математическая школа) и марксизм. Отдельно(?): кейнсианство, монетаризм.

·  Экономическая теория – наука о видах деятельности, связанных с обменом денег и сделках между людьми (меркантилизм).

·  Экономическая теория – наука о богатстве (А. Смит).

·  Политическая экономия изучает производственные отношения, их взаимодействие с производственными силами (К. Маркс).

·  Экономикс – наука о способах производственного использования людьми ограниченных ресурсов с целью достижения экономического результата (математическая школа).

Экономическая теория – наука о деятельности людей по поводу производства и обмена продуктов, о способе использования ограниченных ресурсов, методах распределения экономических благ между членами общества.

Микроэкономика – изучает поведение индивидуумов и взаимодействие между ними (в центре внимания – формирование цен), изучение отдельных рынков, спроса и предложения отдельных товаров.

Макроэкономика (Кейнс определил необходимость вмешательства государства). Экономический рост, инфляция, безработица.

Функции экономики как науки – познавательная, практическая, методологическая.

Методы экономических исследований – суммирование определенных принципов и способов познания экономических закономерностей и процессов.

Существует два основных подхода к исследованию экономических вопросов. Позитивизм – “то, что есть” - экономика – чистая наука, изучает экономические явления, как явления природы, причинно-следственные связи между явлениями, выявляет таким образом закономерности, на основе закономерностей делает прогнозы; верифицируемость - проверяемость теории на практике (Вальрас). Нормативизм – “то, что должно быть” – специфичность методов экономической теории по отношению к другим наукам, необходимость учитывать социальные, исторические и др. аспекты. Большую роль играет субъективное мышление ученого (его опыт, знания, убеждения). В настоящее время приоритет отдается позитивным методам – объективному познанию экономических явлений.

В советское время был чрезвычайно популярен третий подход – диалектический материализм: бытие определяет сознание, экономические явления обусловлены объективным состоянием производительных сил, бытие определяет развитие, экономические явления изучаются в развитии, всякая теория выражает интересы определенного класса.

Метод абстрагирования – наиболее общие понятия.

Метод статистических исследований.

Математические методы.

Анализ + синтез. Формально-логический метод.

Экономические исследования:

Прикладная экономическая теория (экономическая политика)

Контроль экономического поведения

­

Экономическая теория или анализ

Выявление общих принципов экономического поведения (законов)

индукция ­ ¯ дедукция

Описательный процесс

Сбор фактов и сопоставление гипотез с фактами

В результате экономических исследований создаются экономические модели различной сложности – упрощенные картины реальности. В результате абстрагирования от конкретных фактов получаются общие понятия – экономические категории. Экономические категории выражают определенные отношения.

Основы рыночного хозяйства

Становление рыночного хозяйства

Рыночное хозяйство основано на товарном типе производства, при котором продукты производятся не для собственного потребления, а для обмена путем купли-продажи. Однако, кроме товарного типа производства, для рыночного хозяйства необходимо еще и машинное производство.

Важнейшая предпосылка к товарному типу производства – общественное разделение труда (ОРТ) – система труда, складывающаяся в результате качественной дифференциации трудовой деятельности, приводящей к обособлению различных ее видов. Первым крупным проявлением ОРТ стало разделение на земледелие и скотоводство (10 тыс. лет назад). Его последствием стали обмен и рост производительности труда. Затем, около 6 тыс. лет назад, в отдельный вид деятельности выделилось ремесло, что привело к появлению товарного обмена. 1 тыс. лет до н. э. появились деньги, и обмен стал товарно-денежным. Вскоре после этого от ремесла отделилась торговля. В дальнейшем ОРТ шло в направлении специализации в отдельных отраслях, а также их кооперации.

Важнейшие следствия ОРТ:

·  зависимость производства от обмена;

·  индивидуализация труда ® частная собственность ® товарное производство ® формирование рынка.

Рынок – сфера обмена товаров, столкновения и согласования интересов их производителей и потребителей.

В XVII в. в Европе товарное производство начинает преобладать над натуральным. Зарождается рыночное хозяйство. В середине XVIII в. складывается единая рыночная система европейского хозяйства, которая затем стала всемирной.

Основные черты рыночного хозяйства:

1.            Частная собственность – право присвоения, пользования, распоряжения средств и результатов труда. Кроме частной (индивидуальной) собственности распространены групповая (кооперативная и акционерная) и государственная собственность. В экономике, в отличие от права, собственность делится на государственную и частную (негосударственную).

2.            Личная материальная заинтересованность.

3.            Экономическая свобода – право выбора вида деятельности, способа использования ресурсов; право предпринимательства – обмена товаров и ресурсов; экономического риска; новаторской деятельности. Предпринимательская способность – способность использовать свободу наилучшим образом (обладает всего 6% людей).

4.            Конкуренция – соперничество за достижения наилучшего результата. Если конкуренция обладает пятью признаками: легкостью входа на рынок и выхода с него, большим количеством частных фирм, абсолютной мобильностью ресурсов, отсутствием качественных различий в товаре, tm, фирменных знаков, ни один из участников не оказывает влияния на условия торговли, то она называется совершенной. Это теоретическая модель реальной (несовершенной) конкуренции.

Субъекты рыночных отношений

1.            Домашнее хозяйство – среднестатистическая семья, собственники ресурсов, являющихся основой их благосостояния, основной потребитель товаров и услуг.

2.            “Фирмы” – сфера их деятельности направлена на извлечение доходов, основной производитель товаров и услуг.

3.            Государство – осуществляет регуляцию рыночных отношений.

Объекты рыночных отношений

Товар – вид экономического блага, предназначенный для обмена. Товар должен удовлетворять какую-либо потребность, т. е. обладать полезностью (потребительской стоимостью), причем потребность должно испытывать общество, а не производитель. Обмениваемые товары должны быть разнородными, но соизмеримыми, т. е. обладать качеством стоимости (ценности). Нем. – Wert.

Лекция №1 Предмет экономической теории. Методы экономических исследований Экономика – 1) хозяйство (страны, предприятия); 2) наука, изучающая как теоретические закономерности развития хозяйства, так и положение хозяйства в настоящее время. А

 

 

 

Внимание! Представленная Шпаргалка находится в открытом доступе в сети Интернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
Советуем не рисковать. Узнай, сколько стоит абсолютно уникальная Шпаргалка по твоей теме:

Новости образования и науки

Заказать уникальную работу

Свои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru