База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

Личностные особенности подростков, увлекающихся компьютерными играми — Психология

Федеральное агентство по образованию РФ

Сочинский государственный университет туризма и курортного дела

Социально-педагогический факультет

Кафедра общей психологии


Курсовая работа

на тему:

Личностные особенности подростков, увлекающихся компьютерными играми


Выполнил (а): студент 3 курса

Путилин Артем Дмитриевич

Научный руководитель:

Базалева Л.А.

Сочи 2010


Содержание

Введение

Глава 1. Теоретический анализ изучения личности и особенностей личности подростков, увлекающихся компьютерными играми

1.1 Понятие «личность»

1.2 Структура личности

1.3 Личностные особенности подростков, увлекающихся компьютерными играми

Глава 2. Эмпирическое исследование личностных особенностей подростков, увлекающихся компьютерными играми

2.1 Методология и организация исследования

2.2 Обработка и интерпретация полученных данных

Заключение

Список литературы

Приложение


Введение

Целью данной работы является изучение личностных особенностей подростков, увлекающихся компьютерными играми.

Объектом данного исследования являются личностные особенности.

Предметом данного исследования являются личностные особенности подростков, увлекающихся компьютерными играми.

Гипотеза: Подростки, увлекающиеся компьютерными играми, по нашему мнению, должны обладать следующими качествами:

·  общительность

·  абстрактное мышление

·  эмоциональная нестабильность

·  подчиненность

·  экспрессивность

·  робость

·  чувствительность

·  доверчивость

·  мечтательность

·  прямолинейность (наивность)

·  спокойствие

·  конформизм (зависимость от группы)

·  низкий самоконтроль

·  расслабленность

·  консерватизм

·  низкая нормативность поведения

В качестве специальной исследовательской процедуры для диагностики личностных особенностей нами была использована методика 16 – факторного опросника Кеттела. Использован метод ручной обработки ответных листов - на них поочередно накладываются «ключи».

Так же нами был использован арифметический метод: вычисление среднего арифметического, построение графиков, сравнительный анализ и статистическая обработка данных.


Глава 1. Теоретический анализ изучения личности и особенностей личности подростков, увлекающихся компьютерными играми

 

1.1 Понятие «личность»

 

Личность является базовой категорией и предметом изучения психологии личности [7].

Психология личности интересуется индивидуальными различиями. Хотя все люди похожи, психологов, занимающихся изучением личности, особенно интересует то, в чем они различаются. Почему одни достигают успеха, а другие — нет? Почему одни воспринимают вещи именно так, а другие — иначе? Почему одни страдают от сильных стрессов, а другие — нет?

Знание о личности — это часть психологического знания, которая больше всего отражает интерес к человеку во всей его полноте — сложному человеческому существу и индивидуальности [4, с. 35].

Настоящим камнем преткновения в исследовании личности до сих пор остается вопрос о соотношении общей и дифференциальной психологии.

Большинство авторов избирает дифференциально-психологическое направление. Беря свое начало от Ф. Гальтона и Ч.Э. Спирмена, направление это вначале ограничивалось исследованием умственных способностей, впоследствии оно охватило изучение личности в целом. Уже Ч.Э. Спирмен распространил идею факторов на особенности воли и аффективности, выделив наряду с общим фактором "g" фактор "s" [3, с. 117].

Дальнейшие шаги были сделаны Р. Кеттелом, предложившим многомерную и иерархическую модель факторов (черт) личности, среди которых рассматриваются такие, как эмоциональная стабильность, экспансивность, самоуверенность [3, с.118].

Личность в общей психологии – это некоторое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и придающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость [1, с. 10].

Личность — относительно устойчивая система поведения индивида, построенная, прежде всего, на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и оценке, которую даёт себе сам человек.

Личность:

-   Отличается самостоятельностью в поступках;

-   Способна нести ответственность и решать проблемы;

-   Контролирует поведение, обладает силой воли;

-   Способна изменяться с течением времени.

В обыденном смысле под «личностью» понимают характер человека, отождествляют с человеком вообще [7].

В процессе воспитания как направленного воздействия общества на развитие человека формируется личность, сущностью которой, по классическому определению К.Г. Маркса, является совокупность общественных отношений. В новейшей научной литературе исключительное внимание уделяется исследованию процесса «социализации индивида», понимаемого как становление личности [2, с. 72].

В изучении человека как личности особо выделяются статус личности, т. е. ее положение в обществе (экономическое, политическое, правовое и т. д.); общественные функции, осуществляемые личностью в зависимости от этого положения и исторической эпохи в форме различных ролей; мотивация ее поведения и деятельности в зависимости от целей и ценностей, образующих ее внутренний мир; мировоззрение и вся совокупность отношений личности к окружающему миру (природе, обществу, труду, другим людям, самому себе); характер и склонности.

Все эти состояния и структурные особенности человека как личности рассматриваются в развитии, в процессе жизненного пути, на котором выделяются моменты старта и финиша основной деятельности в обществе, этапы творческой эволюции личности, периоды подъема и упадка, главнейшие события личной жизни и деятельности, тесно переплетенные с важнейшими событиями эпохи и общественного развития страны [2, с. 72].

Личность — это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой. Также личность наблюдается как проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия [7].

Личность— это те характеристики человека, которые отвечают за согласованные проявления его чувств, мышления и поведения [4, с. 36]. Личность — результат процесса воспитания и самовоспитания. «Личностью не рождаются, а становятся» - А. Н. Леонтьев. Дети не обладают личностью, поскольку ответственность за их поступки вменяется их родителям. По мнению Л. И. Божович, можно выделить два критерия сформировавшейся личности:

1.Человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определённом смысле, а именно если он способен преодолевать собственные побуждения ради чего-то другого. В таких случаях говорят, что субъект способен к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы.

2.Способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов. От первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов. Просто опосредованное поведение (первый критерий) может иметь в своей основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже «стихийную нравственность»: человек может не отдавать себе отчёта в том, что заставило его поступить именно таким образом, и тем не менее поступить нравственно. Таким образом, хотя во втором признаке также имеется в виду опосредованное поведение, подчёркивается сознательное опосредование. Оно предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности.

Личность — это индивид, осознающий свою индивидуальность [7].

Близкими к понятию личности являются также индивид и индивидуальность. Индивид единичный представитель какого-то целого (биологического рода или социального сообщества). Каждый человек может быть назван индивидом как представитель человеческого рода. Однако не каждого можно считать личностью. Кроме того, термином индивид не обозначаются специфические особенности реальной жизни и деятельности данного конкретного человека.

Индивидуальность это совокупность специфических особенностей конкретного индивида, которое отличает его от всех других людей. Сюда относятся и биологические, и социальные, и телесные, и психические, и унаследованные, и благоприобретенные свойства [8].

Качества личности – сложные социально и биологически обусловленные структурные компоненты личности, включающие психические процессы, свойства, состояния и определяющие специфику объяснения происходящих с человеком событий, познания, эмоционального реагирования и поведения [6].

Резюмируя, выше написанное, можно сказать, что понятие личности формулируется следующим образом, личность – это человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

Из данного определения следует, что личность представляет собой социальное качество индивида или совокупность социально значимых черт, присущих ему как субъекту труда, познания и общения.

 


 

1.2 Структура личности

Когда в повседневной жизни мы даем характеристику личности человека, то мы без особых колебаний включаем в нее такие черты, как, например, силу воли ("сильная личность", "слабохарактерный человек"), отношение к людям ("доброжелательный", "равнодушный") и т.п., но обычно не относим к числу личностных такие особенности, как, например, разрез глаз или умение считать на счетах; мы делаем это, не пользуясь никаким разумным критерием для различения "личностных" и "неличностных" особенностей. Если идти путем перебора и сопоставления отдельных психологических и иных особенностей, то такой критерий вообще не может быть найден. Дело в том, что одни и те же особенности человека могут стоять в разном отношении к его личности. В одном случае они выступают как безразличные, в другом - те же особенности существенно входят в ее характеристику [3, с. 122].

Понятия, характеризующие структуру, указывают на более стабильные и устойчивые аспекты личности, являющиеся строительными блоками ее теории. В этом смысле они сравнимы с частями тела или с такими понятиями, как атомы и молекулы в физике. В построении концепции человека наиболее популярны были такие структурообразующие понятия, как реакция, привычка, черта или тип [4, с. 38].

Понятие «черта» относится к согласованности и устойчивости индивидуальных реакций на разнообразные ситуации и близко к таким понятиям, которыми пользуется неспециалист, чтобы охарактеризовать людей[4, с. 38].

Основную идею Д.П. Гилфорда можно выразить следующей, очень сжатой формулой: личность индивида есть специфическое созвездие черт. С помощью факторного анализа Д.П. Гилфорд классифицировал черты личности по степени их генерализованности [5].

Г.Ю. Айзенк начал с очень обстоятельного исследования личности в целом и пытался найти методы (тесты), позволяющие измерять черты личности. Он обнаружил два главных фактора: нейротизм и экстраверсию-интроверсию, - которые в его концепции являются определяющими параметрами структуры личности [5].

Г. Олпорт и Х. Одберт обнаружили в английском языке 18000 слов, которые описывают личность, из них 4500 являются названиями черт личности [5].

Понятие «тип» обозначает объединение многих различных черт. По сравнению с понятием черты понятие типа предполагает гораздо большую обобщенность и повторяемость поведения. Некоторые люди могут иметь много черт с разной степенью выраженности, но все они в более общем плане могут быть отнесены к одному определенному типу. Например, индивиды могут быть типологизированы как экстраверты или интроверты или, используя терминологию К. Хорни (Ногпеу, 1945), как движущиеся навстречу людям, против них или от них [4, с. 38].

Как отмечает К. К. Платонов за период с 1917 по 1970 годы в советской психологии можно выделить, по меньшей мере, четыре доминирующие теории личности:

·  1917-1936 гг. - личность как профиль психических черт

·  1936-1950 гг. - личность как опыт человека

·  1950-1962 гг. - личность как темперамент и возраст

·  1962-1970 гг. - личность как совокупность отношений, проявляющихся в направленности [1, с.13].

Теории личности различаются между собой по виду элементов, или структурных понятий, которые они используют; они также различаются по способу концептуального осмысления организации этих элементов. Некоторые теории выстраивают сложную структурную систему, в которой много компонентов связано между собой множеством разнообразных связей. Другие теории предпочитают простую структурную систему, в которой имеется всего несколько компонентов, соединенных немногочисленными связями.

Теории личности различаются и по тому, насколько структурные элементы представляются им организованными в иерархическую систему, т.е. организованными в такую систему, где одни структурные элементы располагаются на более высоких уровнях, чем другие, и поэтому могут управлять функциями нижележащих элементов [4, с. 38].

Аналогичным образом и теории личности различаются по количеству и видам структурных элементов, которым они придают особое значение, а также по степени акцентирования сложности или организованности системы [4, с.39].

Б. Г. Ананьев считал, что для правильного понимания личности необходим анализ социальной ситуации развития личности, ее статуса и социальной позиции, которую она занимает. Действительно, если признать, что личность формируется в деятельности, то деятельность эта осуществляется в конкретной социальной ситуации. Но, действуя в ней, любой человек занимает определенный статус, который задается сложившейся системой общественной отношений. Статус личности объективен и может осознаваться личностью адекватно или неадекватно, активно либо пассивно. Главное состоит в том, что он определяет место личности в социуме [1, с.44].

Наряду со статусом личности каждый человек занимает и определенную позицию, которая характеризует субъективную, деятельную сторону положения личности в той или иной социальной структуре. Уровень и содержание позиции обусловлены содержанием деятельности личности.

Позиция личности, как деятельная, субъективная сторона ее статуса, представляет собой систему отношений личности (к окружающим людям, объективной среде, самому себе) установок и мотивов, которыми она руководствуется в своей деятельности, целей и ценностей, на которые направлена эта деятельность. В свою очередь вся эта сложная система свойств реализуется посредством исполняемых личностью ролей в заданных социальных ситуациях развития.

Таким образом, изучая динамические тенденции личности – ее потребности, мотивы, интересы, желания, установки, ценностные ориентации, идеалы, наконец, ее направленность, т. е. то, что личность хочет, что для нее привлекательно, к чему она стремится – можно понять и объяснить содержание выполняемых ею социальных ролей, статус и позицию, которую она занимает [1, с.45].

Атрибуты личности: воля, свобода, разум, чувство.

Комплекс устойчивых компонентов личности: темперамент, характер, способности, мотивация [7].

Итак, можно констатировать, что сегодня в отечественной психологии широко распространен взгляд на человека как на индивида, личность и субъект деятельности, но при этом отсутствует более или менее общепринятая концепция личности. В построении концепции человека наиболее популярны были такие структурообразующие понятия, как реакция, привычка, черта или тип.

 

1.3 Личностные особенности подростков, увлекающихся компьютерными играми

Личность — относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст.

В изучении человека как личности особо выделяются статус личности.

Личность— это те характеристики человека, которые отвечают за согласованные проявления его чувств, мышления и поведения.

Личность в общей психологии – это некоторое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и придающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость.

Понятие личности формулируется следующим образом, личность – это человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

Из данного определения следует, что личность представляет собой социальное качество индивида или совокупность социально значимых черт, присущих ему как субъекту труда, познания и общения.

Изучая динамические тенденции личности – ее потребности, мотивы, интересы, желания, установки, ценностные ориентации, идеалы, наконец, ее направленность, т. е. то что личность хочет, что для нее привлекательно, к чему она стремится – можно понять и объяснить содержание выполняемых ею социальных ролей, статус и позицию, которую она занимает.

Сегодня в отечественной психологии широко распространен взгляд на человека как на индивида, личность и субъект деятельности, но при этом отсутствует более или менее общепринятая концепция личности. В построении концепции человека наиболее популярны были такие структурообразующие понятия, как реакция, привычка, черта или тип.


Глава 2. Эмпирический анализ исследования личностных особенностей подростков, увлекающихся компьютерными играми

 

2.1 Описание методов и методик и организация исследования

Гипотеза: Подростки, увлекающиеся компьютерными играми, по нашему мнению, должен обладать следующими качествами:

·  общительность

·  абстрактное мышление

·  эмоциональная нестабильность

·  подчиненность

·  экспрессивность

·  робость

·  чувствительность

·  доверчивость

·  мечтательность

·  прямолинейность (наивность)

·  спокойствие

·  конформизм (зависимость от группы)

·  низкий самоконтроль

·  расслабленность

·  консерватизм

·  низкая нормативность поведения

В качестве специальной исследовательской процедуры для диагностики личностных особенностей нами была использована методика 16 – факторного опросника Кеттела. Использован метод ручной обработки ответных листов - на них поочередно накладываются «ключи». Так же нами был использован арифметический метод: вычисление среднего арифметического, построение графиков, сравнительный анализ и статистическая обработка данных.

16 - факторный личностный опросник Р.Кеттелла - одна из наиболее известных методик, созданных в рамках объективного экспериментального подхода к исследованию личности. В рамках данного подхода наиболее распространенной является "теория личностных черт", согласно которой личность описывается как совокупность устойчивых, взаимосвязанных элементов (основных первичных свойств личности), определяющих ее внутреннюю сущность и поведение. На основании этой теории и построен данный тест. В ходе тестирования личность соотносится с готовой системой координат, в рамках которой измеряется выраженность заранее заданных свойств.

Необходимо подчеркнуть, что данный тест предназначен в первую очередь для оценивания нормальной личности, позволяя подробно описать личностную структуру, выявить скрытые личностные проблемы, найти компенсаторные механизмы поддержания психического здоровья. Опросник представляет систему из 16 шкал, измеряющих различные полярные свойства личности.

16 основных характеристик, представленных в тесте:

•сердечность

•интеллект

•эмоциональная учтойчивость

•доминантность

•беспечность

•совестливость

•смелость

•мягкосердечнсоть

•подозрительность

•мечтательность

•расчетливость

•чувство вины

•радикализм

•самодостаточность

•самоконтроль

•напряженность

В определении свойств личности выделяется направление, развивавшееся в рамках метода факторного анализа личности. Наиболее ценный и систематический вклад в это направление внесли такие исследователи, как Дж. Гилфорд, Г. Айзенк и Р. Кеттелл.

Тест впервые был опубликован в 1949 году Институтом по проверке способностей личности (JPAT). После первой публикации тест прошел сложный путь. В 1956-1957 гг. вышло второе издание, дополненное новыми разработками. В 1961-1962 гг. -третье, которое можно было использовать как самостоятельное руководство к тесту.

В 1970 году было опубликовано пособие, с которым, по выражению Кеттелла, можно работать в полной мере. Автор утверждает, что за два десятилетия - с 1949 по 1970 год - произошел значительный рост надежности и значимости теста.

Теоретической и методологической основой разработанного теста является рассмотренный выше факторный анализ личности.

В результате исследования с помощью данного опросника личность описывается 16-ю фундаментально независимыми и психологически содержательными факторами. Каждый фактор имеет условное название и предполагает устойчивую вероятностную связь между отдельными чертами личности.

Структура факторов опросника у каждого отдельного человека отражает вероятностную модель индивидуально-психологических свойств его личности и при наложении на групповую модель той выборки, к которой принадлежит данный человек, демонстрирует индивидуальное своеобразие конкретной личности и позволяет с большей долей вероятности прогнозировать ее реальное поведение в определенных жизненных ситуациях.

Многофакторная личностная методика Р.Кеттелла в настоящее время наиболее часто используется в исследованиях личности и получила достаточно высокую оценку у психологов-практиков. Характер представляет собой взаимосвязь обобщенных и ярко выраженных свойств, определяющих своеобразие психического облика и общественного поведения человека. Среди этих свойств тест Р.Кеттелла выделяет коммуникативные, интеллектуальные, эмоционально-мотивационные, основные общие черты характера. Каждый фактор предполагает устойчивую вероятностную связь между отдельными чертами личности. 16-ти факторный опросник Р.Кеттела отражает модель индивидуально-психологических свойств личности и позволяет прогнозировать ее реальное поведение.

Опросник Р.Кеттелла обладает двумя важными преимуществами перед другими личностными методиками. Во-первых, с его помощью можно достаточно хорошо охватить личностную сферу, а во-вторых, - и это доказано статистическими методами, - в факторах, полученных Р.Кеттеллом, отсутствует априорная предвзятость, свойственная факторам, выделенным на базе других теоретических концепций.

Методика относится к числу бланковых, что позволяет проводить ее коллективно. Бланк содержит необходимые сведения об испытуемом и содержание методики.

В нашем исследовании в качестве испытуемых выступили 20 подростков – ученики 9 класса «В» гимназии №8 (10 человек, увлекающихся компьютерными играми, и 10 человек, не увлекающихся компьютерными играми)

Инструкция, с которой психолог обращается к подросткам, такова:

«Не тратьте много времени на обдумывание ответов. Давайте тот ответ, который первым приходит в голову. Если вопрос не очень конкретен, постарайтесь представить, что в среднем более характерно для предложенной ситуации, и на основе этого выбирайте ответ. Старайтесь не слишком часто использовать промежуточные ответы типа "не уверен", "нечто среднее". Выбирайте их только тогда, когда вы не можете ответить иначе.

Отвечайте как можно искренней, не старайтесь произвести хорошее впечатление. Свободно выражайте свое собственное мнение. Помните, что "плохих" и "хороших" ответов быть не может, верен каждый правдивый ответ».

 

2.2 Обработка и интерпретация полученных данных

Сама методика состоит из опросника, бланка для ответов и ключа. В нашем случае - ручной обработки ответных листов - на них поочередно накладываются «ключи» и записывается сумма баллов по каждой из 17 характеристик личности (16 личностных факторов + фактор самооценки). Далее «сырые» оценки переводятся в десятибалльную шкалу - так называемые стены. Полученные данные анализируются по каждой характеристике. В приложении № 1 представлены технические и бытовые названия выделенных факторов, которые Кеттелл называет нормальными первичными основными чертами. Все названия факторов, технические и бытовые, даются в биполярной форме, тем самым устраняется неоднозначность в определении содержания фактора. При этом следует иметь в виду, что в психологическом смысле полюса (низкие и высокие) одинаково ценны и не несут в себе положительного или отрицательного смысла. Положительное или отрицательное смысловое содержание может быть определено психологом с учетом индивидуальных особенностей личности, ее трудовой (профессиональной) деятельности и ее отношений с группой в процессе общения.

После проведения диагностической процедуры необходимо использовать арифметический метод: вычисление среднего арифметического, построить графики, провести сравнительный анализ и статистическую обработку данных между двумя выборками испытуемых, условно назовем их «Увлекающиеся компьютерными играми» и «Не увлекающиеся компьютерными играми».

Данные исследования позволяют говорить о том, что у подростков, увлекающихся компьютерными играми:

1.  Фактор А – находится на среднем уровне (=6);

2.  Фактор В – высокий уровень (=8), т.е. высокий уровень интеллектуального развития, быстро схватывающие новое, хорошо обучающиеся, абстрактно мыслящие, собранные;

3.  Фактор С – низкий уровень (=3), т.е. эмоционально не стабильные, подверженные чувствам, легко теряющие самообладание, конфликтные, неспособные контролировать эмоции и импульсивные влечения, неспособные выражать их в социально допустимой форме, отсутствие чувства ответственности, капризность, уход от реальности. Внутренне чувствуют себя беспомощными, усталыми и не способными справиться с жизненными трудностями;

4.  Фактор Е – высокий уровень (=9), т.е. властные, самоуверенные, стремящиеся к самостоятельности, независимые, игнорирующие социальные условия и авторитеты, живущие по собственным законам, энергичные, активно действующие, настойчивые и агрессивные, требующие самостоятельности от других;

5.  Фактор F – высокий уровень (=7), т.е. бодрые, активные, беззаботные, легко воспринимающие жизнь, верящие в удачу, в свою счастливую звезду. Живут по принципу: "авось пронесет", импульсивные, небрежные, невнимательные, веселые.

6.  Фактор G – средний уровень (=6).

7.  Фактор Н – высокий уровень (=8), т.е. расторможенные, импульсивные, склонные к риску, бесцеремонные, не восприимчивые к угрозе, смелые, свободно вступающие в контакт, не испытывающие трудностей в общении, охотно и много говорят, не теряются при столкновении с неожиданностями, о неудачах быстро забывают, не делают надлежащих выводов из пережитых наказаний;

8.  Фактор I – высокий уровень (=9), т.е. мягкосердечные, мечтательные, зависимые (ипохондрик), чувствительные к обзорно-художественному восприятию мира, внешний вид, манера держаться, стиль поведения -все говорит об утонченности вкуса. Они не любят грубых людей и грубую работу, романтики. Обожают путешествия и новые впечатления, обладают богатым воображением и эстетическим вкусом, художественные произведения больше влияют на их жизнь, чем реальные события;

9.  Фактор J – высокий уровень (=10), т.е. подозрительные, с большим самомнением, ревнивые, склонные к парояльности. Такие люди ко всем с самого начала подходят с предубеждением, они насторожены, во всем, ищут тайны, подвохи, никому не доверяют, даже друзей считают способными на подлость, нечестность и не открыты с ними. В коллективе держатся обособленно, пекутся только о себе, завидуют успехам других, считают, что их недооценивают. В отношениях с людьми проявляют себя как настойчивые, раздражительные, нетерпящие конкуренции, неподдающиеся влиянию других, скептически относящиеся к моральным мотивам поведения окружающих, у них высокий уровень тревожности;

10.  Фактор М – высокий уровень (=8), т.е. богемные, поглощены собой, рассеяны, с богатым воображением, витают в облаках, не обращают внимание на повседневную жизнь и обязанности. Поведение отличается эксцентричностью и своеобразием. Не озабочены тем, чтобы носить одежду, как у всех, или делать, как все. У таких людей своя собственная манера поведения. Основная черта - творческая одаренность, не зависимо от рода занятий;

11.  Фактор N – высокий уровень (=7), т.е. хитрые, проницательные, расчетливые, скрытые, честолюбивые, умеющие вести себя холодно и рационально, неподдающиеся эмоциональным порывам, склонные видеть за аффектом логику. Такие люди держатся всегда корректно, вежливо и отстраненно. Ко всему подходят разумно и не сентиментально. Прежде, чем предпринять что-то, с холодной аналитичностью оценивают возможные шансы, хитро и умело строят свое поведение, скептически относятся к лозунгам и призывам, склонны к интригам и утонченному коварству. В общении легки и аристократично - вежливы, следят за своей речью и манерами;

12.  Фактор О – высокий уровень (=7), т.е. тревожные, не уверенные в себе, подавленные, ранимые, болезненно относящиеся к критике. Высокие оценки свидетельствуют о доминировании тревожности и депрессивного фона настроения. Всегда озабочены, тяготеют дурными предчувствиями, склонны к самоупрекам, к недооценке своих возможностей, компетентности, знаний и способностей. В обществе чувствуют себя не уютно и не очень уверенно, держатся излишне скромно, замкнуто, обособленно;

13.  Фактор Q1 – средний уровень (=6);

14.  Фактор Q2 – средний уровень (=6);

15.  Фактор Q3 – низкий уровень (=4), т.е. низкий самоконтроль, небрежность, недисциплинированность, люди внутренне конфликтные, подчиненные собственным страстям, не считающиеся с общественным мнением. Деятельность таких лиц неупорядочена и хаотична, они часто теряются, действуют неравномерно, безалаберно, не умеют организовать свое времяи порядок выполнения дел. Нередко оставляют дело не законченным, чтобы взяться за другое.

16.  Фактор Q4 – высокий уровень (=8), т.е. напряженные, взвинченные, раздражительные, беспокойные, с чувством усталости и разбитости. Активное неудовлетворение стремлений. Неусидчивые, не могут остаться без дела, даже в обстановке благоприятной для отдыха(так называемая усталость, не ищущая покоя). Характерны эмоциональная неустойчивость с преобладанием пониженного настроения, раздражительность, нетерпеливость.

Данные исследования позволяют говорить о том, что у подростков, не увлекающихся компьютерными играми:

1.  Фактор А – высокий уровень (=10), т.е. богатство и яркость эмоциональных проявлений, естественность и непринужденность поведения, готовность к сотрудничеству, чуткое, внимательное отношение к людям, доброта и мягкосердечие, хорошо уживаются в коллективе, они активны в установлении контактов и любят работать с людьми, с готовностью участвуют в общественных мероприятиях;

2.  Фактор В – средний уровень (=6);

3.  Фактор С – низкий уровень (=4), т.е. эмоционально не стабильные, подверженные чувствам, легко теряющие самообладание, конфликтные, неспособные контролировать эмоции и импульсивные влечения, неспособные выражать их в социально допустимой форме, отсутствие чувства ответственности, капризность, уход от реальности. Внутренне чувствуют себя беспомощными, усталыми и не способными справиться с жизненными трудностями;

4.  Фактор Е – высокий уровень (=9), т.е. властные, самоуверенные, стремящиеся к самостоятельности, независимые, игнорирующие социальные условия и авторитеты, живущие по собственным законам, энергичные, активно действующие, настойчивые и агрессивные, требующие самостоятельности от других;

5.  Фактор F – средний уровень (=6);

6.  Фактор G – низкий уровень (=3), т.е. непостоянные, беспринципные, игнорирующие общепринятые нормы, легкомысленные, небрежные, ленивые, склонные к непостоянству, легко бросают начатое дело, недобросовестные, эгоистичные, не прилагающие усилий к выполнению общепринятых норм, презрительно относящиеся к моральным ценностям, ради собственной выгоды способен на нечестность, обман;

7.  Фактор Н – низкий уровень (=4), т.е. личности с низкой самооценкой, сверхчувствительны, остро реагируют на любую угрозу, крайне робки. Они считают себя неполноценными, терзаются чувством неполноценности, не уверены в своих силах, медлительны и сдержанны в выражении своих чувств, не любят работать в контакте с людьми, предпочитают иметь одного друга, не могут поддерживать контакт с широким кругом;

8.  Фактор I – низкий уровень (=4), т.е. мужествены, суровы, реалистичны, практичный, больше верят в рассудок, чем в чувства, не доверяют ощущениям и впечатлениям, основываются на фактах, логика должна быть во всем, интуиция всегда подменяется расчетом, а психотравмы изживаются за счет рационализма;

9.  Фактор J – средний уровень (=6);

10.  Фактор М – высокий уровень (=8), т.е. богемны, поглощены собой, рассеяны, с богатым воображением, витают в облаках, не обращают внимание на повседневную жизнь и обязанности. Поведение отличается эксцентричностью и своеобразием. Не озабочены тем, чтобы носить одежду, как у всех, или делать, как все. У таких людей своя собственная манера поведения.

11.  Фактор N – средний уровень (=5);

12.  Фактор О – средний уровень (=5);

13.  Фактор Q1 – высокий уровень (=10), т.е. аналитически мыслящие, экспериментирующие, либеральные, критически мыслящие, имеющие разнообразный интеллектуальный интерес, стремящиеся быть хорошо информированными по поводу научных, политических, даже житейских проблем, но никогда ничего не принимающие на веру, абсолютно ко всему относятся скептически, не доверяют авторитетам, до всего хотят дойти сами. Любят, когда эксперимент приносит что-то новое, неожиданное. Они легко меняют свою точку зрения, спокойно относятся к устоявшимся взглядам, хорошо воспринимают новые идеи. Отличаются критичностью и терпимостью к противоречиям и неясностям;

14.  Фактор Q2 – низкий уровень (=4), т.е. комфортный тип, ориентирующийся на социальное одобрение, не самостоятельный, ведомый, зависимый, привязанный к другим, в своем поведении ориентированный на групповое мнение, нуждается в постоянной опоре, поддержке окружающих, совете и одобрении. Предпочитают жить и работать вместе с другими людьми не потому, что является очень общительным, а скорее потому, что у них отсутствует собственная инициатива и смелость в выборе собственной линии поведения;

15.  Фактор Q3 – средний уровень (=5);

16.  Фактор Q4 – средний уровень (=6).

Сравнительный анализ между двумя выборками испытуемых:

- увлекающиеся компьютерными играми;

- не увлекающиеся компьютерными играми.

Т.о. мы выявили какие факторы присуще подросткам, увлекающихся компьютерными играми:

·  интеллектуально развит, абстрактно мыслящий, разумный;

·  эмоционально не стабильный, подверженный чувствам;

·  самоутверждающийся, независимый, упрямый (доминантный);

·  веселый, активный, разговорчивый, беззаботный, может быть импульсивен;

·  сознательный, настойчивый, на него можно положиться, степенный, обязательный;

·  общительный, смелый, испытывает новые вещи; спонтанный и живой в эмоциональной сфере;

·  мягкосердечный, мечтательный;

·  подозрительный, с большим самомнением, ревнивые, склонный к парояльности;

·  богемный, поглощен собой, рассеян, с богатым воображением;

·  хитрый, проницательный, расчетливый, скрытый, честолюбивый;

·  тревожный, не уверенный в себе, подавленный, ранимый, болезненно относящийся к критике;

·  низкий самоконтроль, небрежность, недисциплинированность;

·  напряженный, взвинченный, раздражительный, беспокойный.

На основе проведенного исследования можно сделать вывод, что подростки, увлекающиеся компьютерными играми, в целом обладают положительными качествами, но с большим уровнем тревожности.

 


 

Заключение

В результате проведенного исследования теоретического материала по исследованию личности и личностных особенностей подростков, увлекающихся компьютерными играми, нами сформулированы следующие выводы.

Личность — относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст.

В изучении человека как личности особо выделяются статус личности.

Личность— это те характеристики человека, которые отвечают за согласованные проявления его чувств, мышления и поведения.

Личность представляет собой социальное качество индивида или совокупность социально значимых черт, присущих ему как субъекту труда, познания и общения. Главные личностные качества подростков, увлекающихся компьютерными играми: уверенность в себе, эмоциональная стабильность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижениям, предприимчивость, ответственность, общительность.

Применение объективных тестов на практике сопряжено с большими временными затратами. Различие между опросниками и объективными тестами заключается в степени детализации измерения, поэтому если испытуемые заинтересованы в получении объективных результатов, то целесообразнее использовать опросники (в том числе и методику Кеттелла).

Наша гипотеза подтвердилась частично: подростки, увлекающиеся компьютерными играми, обладают абстрактным мышлением, эмоционально нестабильны, низкий самоконтроль, мечтательные, экспрессивные, чувствительные, доверчивые и прямолинейные, но тревожность, независимость, доминантность – находятся на среднем уровне, вопреки нашей гипотезе, а также общительность, нормативность поведения, ригидность и самоконтроль – резко ей противоречат.


 

Список литературы

 

1.  Аверин В.А. «Психология личности: Учебное пособие»– СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. – 89 с.

2.  Ананьев Б. Г. «Человек как предмет познания психологии» СПб.: Питер, 2001. — 288 с.

3.  Леонтьев А.Н. «Деятельность. Сознание. Личность» М., 1975.

4.  Л. Первин, О. Джон «Психология личности: Теория и исследования» /Пер, с англ. М. С. Жамкочьян под ред. В. С. Магуна — М.: Аспект Пресс, 2001.— 607 с.

5.  Психологическая лаборатория - http://vch.narod.ru/

6.  http://asppsi.com/content/terminy

7.  http://ru.wikipedia.org/wiki/

8.  http://www.psihozond.ru/ponjatie_lichnosti_v_psihologii

9.  www.ipras.ru


Приложение

 

Индекс Техническое название Бытовое обозначение
1. А Шизотимия - аффектотимия Замкнутость - общительность
2. В Интеллект - высокий интеллект Конкретное мышление - абстрактное мышление
3. С Слабое «я» - сила «я» Эмоциональная нестабильность - эмоциональная стабильность
4. Е Покорность - доминантность Подчиненность - доминантность
5. F Дисургензия - сургензия Сдержанность - экспрессивность
6. G «Сверх-я» - слабость «сверх-я» - сила Низкая нормативность поведения -высокая нормативность поведения
7. H Трекция - пармия Робость - смелость
8. J Харрея - премсия Реализм - чувствительность
9. L Алаксия - претензия Подозрительность - доверчивость
10. M Праксерния - аутия Практичность - мечтательность
11. N Натурал фортриднесс - ревднес Прямолинейность (наивность) - проницательность (искусственность)
12. О Гипертимия - гипотимия Спокойствие - тревожность
13. Q1 Ригидность - гибкость Консерватизм - радикализм
14. Q2 Социабельность - самодостаточность Конформизм (зависимость от группы) нонконформизм (самостоятельность)
15 Q3 Импульсивность - контроль желаний Низкий самоконтроль - высокий самоконтроль
16. Q4 Нефрустрированность - фрустрированность Расслабленность - эмоциональная напряженность
Федеральное агентство по образованию РФ Сочинский государственный университет туризма и курортного дела Социально-педагогический факультет Кафедра общей психологииКурсовая работа на тему: Личностные особенности подростков, увлекающи

 

 

 

Внимание! Представленная Курсовая работа находится в открытом доступе в сети Интернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
Советуем не рисковать. Узнай, сколько стоит абсолютно уникальная Курсовая работа по твоей теме:

Новости образования и науки

Заказать уникальную работу

Похожие работы:

Развитие памяти у детей с задержкой психического развития
Клинические проявления психической нормы и патологии
Психологічні особливості роботи психолога з учнями початкових класів
Психологічні особливості самосприймання студентської молоді
Соціально-психологічний клімат колективу (на матеріалах Енергодарської багатопрофільної гімназії "Гармонія")
Особливості спрямованості особистості та її статусу в системі міжособистісних відносин
Психофизиологические особенности подростка
Загальна характеристика емоцій дітей дошкільного віку
Засоби невербального спілкування
Тенденции развития направлений психологии и психологической практики

Свои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru