курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Содержание
Введение…………………………………………………………..…...…………..3
Глава 1.
1. Понятие малого бизнеса и его исторические аспекты……….…….…….......4
1.1. Критерии выделение малых предприятий…………….…..….….…..…....4
1.2. Понятие малого бизнеса………………………………..……………….….5
1.3. Исторические аспекты развития малого бизнеса………….…………......5
Глава 2
2. Особенности малых предприятий…………………………...……….…….…9
2.1. Виды малых предприятий……………………………………..……….……9
2.2. Сфера деятельности малых предприятий и их взаимодействие с большой промышленностью……………………………………..…………………….…...9
2.3. Правовые основы малого бизнеса……………………………..………..…12
2.4. Значение и функции малого бизнеса в рыночной экономике…..............13
2.5. Проблемы становления малого бизнеса в России………………...……...16
Глава 3.
3.1. Сравнительный анализ состояния Малого предпринимательства…........19
Глава 4.
4.1. Структурные характеристики малого бизнеса……………………………18
Глава 5.
5. Малый бизнес в Москве……………………………………………………..20
Глава 6.
6. Программы поддержки малого бизнеса…………………………………..…24
6.1. Государственные программы развития Малого бизнеса…….......………24
6.2. Формы поддержки малого бизнеса……………………………………..…24
6.3. Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы……………………………………………………….……….…..........26
Заключение………………………………………………………………....…...28
Список использованной литературы…………………………………..…….…30
Введение
Малое предпринимательство - значительное и сложное явление социально-экономической жизни города Москвы. Оно присутствует практически во всех отраслях экономики города. В деятельность малых
предприятий вовлечены все социальные группы москвичей. Развитие малого бизнеса в городе является стратегическим фактором, определяющим устойчивое развитие экономики города, и наоборот, свертывание малых предприятий может иметь серьезнейшие негативные последствия как экономического, так и социального характера. В силу указанных причин поддержка малого бизнеса рассматривается в качестве одного из приоритетов политики Правительства Москвы, решающей двуединую социально-экономическую задачу.
Развитие малого предпринимательства в социальном аспекте это - занятость и качество жизни москвичей, обеспечение горожан необходимыми им товарами и услугами, формирование среднего класса и демократических институтов гражданского общества, реализация общегородских социальных программ.
Экономический эффект от деятельности малого бизнеса оценивается с точки зрения его вклада в валовой региональный продукт, повышения качества и конкурентоспособности производимых товаров и услуг, уровня диверсификации деятельности субъектов малого предпринимательства, роста торгового баланса города с регионами РФ и зарубежными странами, а также вклада в реализацию приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, обеспечения жильем населения и развития агропромышленного комплекса.
Все возрастающее значение малого бизнеса в социально-экономическое развитие страны ставит на повестку дня вопрос о признании его общенациональным проектом. Развитие малого бизнеса в Москве осуществляется на основе программно-целевых методов. В 2006 году заканчивается реализация пятой городской программы развития и поддержки малого предпринимательства. Комплексная целевая программа развития и поддержки малого предпринимательства в города Москве на 2007 - 2009гг.
1.Понятие малого бизнеса и его исторические аспекты
1.1 Критерии выделения малых предприятий
Человечество накопило достаточно богатый опыт распределения предприятий на группы в зависимости от их размера. При этом не существует какого-то единого для всех стран универсального критерия выделений малых предприятий. Каждое государство в зависимости от национальности, производственных градаций, отраслевой культуры экономики устанавливает свои критерии распределения предприятий по их размерам.
Например, во Франции очень малыми предприятиями считаются производства с числом занятых до 10 человек, малыми от 10 до 100, средними от 100 до 500 и крупными свыше 500 человек. Малые и средние предприятия составляют около 99% численности всех предприятий и на них трудится примерно 67% всех занятых.
В Японии к категории малых и средних предприятий относятся юридически самостоятельные компании с числом занятых до 300 человек или объемом основного капитала до 100 млн. иен в отраслях обрабатывающей промышленности, строительстве, транспорте, связи, в коммунальном хозяйстве; до 100 человек (или до 30 млн. иен капитала) в оптовой торговле и до 50 человек (или 10 млн. иен капитала) в розничной торговле и сфере услуг. Мелкие и средние компании составляют более 99% общего их числа и на них трудится свыше 80% всех занятых. В нашей стране, согласно принятому 14 июля 1995 г. Федеральному закону. О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации, под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства не превышает 25% и в которых численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: в промышленности, строительстве и на транспорте 100 человек; в оптовой торговле 50; в розничной торговле и бытовом обслуживании 30; в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности 50 человек. Таким образом, определен критерий выделения малых предприятий по численности работающих. Несовершенство данного критерия, да и других критериев также, очевидно.
Видимо универсальных критериев выделения малых предприятий, позволяющих безошибочно сортировать предприятия, не существует. Поэтому представляется целесообразным, ориентируясь точно на численность работников, определять по каждой отрасли, с учетом специфики производства, какие предприятия нельзя относить к малым. В случае возникновения спорных вопросов, решать их в индивидуальном порядке.
1.2 Понятие малого предприятия и малого бизнесса.
Малые предприятия — это не организационно-правовая форма, термин «малое» характеризует лишь размер предприятия, а критериями отнесения предприятия к малым являются численность работающих и доля государственной, муниципальной собственности и собственности общественных объединений в уставном капитале этих предприятий, которая должна составлять не более 25%. Численность работающих на малом предприятии определяется по среднесписочной численности основного производственного персонала и сотрудников, работающих по договорам и совместительству. К малому бизнесу относятся предприятия с численностью работающих не более 200 человек: в промышленности, транспорте и строительстве - до 100 человек , в науке и научном обслуживании, и сельском хозяйстве - до 60 человек, в оптовой торговле – до 50, в розничном и бытовом обслуживании – 30,50 человек — в других отраслях производственной сферы, до 15 человек — в непроизводственной сфере.
1.3 Исторические аспекты развития малого бизнеса.
У малого предпринимательства новой России не слишком счастливая судьба, хотя за последние полтора десятилетия было принято немало решений, направленных на его поддержку и развитие. Для малых предприятий в производстве ВВП, по оценки Росстата, в 2000 г. Составляла 8,7%, удельный вес работающих на них в общей численности занятого населения – 12 %. Как известно, это на порядок ниже, чем в европейских странах и США. Пытаясь ответить на вопрос. Почему развитие отечественного малого предпринимательства буксует, стоит наряду с другими подходами применить и исторический.
Прообразом современного предпринимательства можно считать торговлю и промыслы, процветавшие в Киевской Руси. Наибольшую поддержку торговцы и купцы стали получать в годы правления Петра 1, когда по всей стране создавались мануфактуры, бурно развивалась горная, оружейная, суконная, полотняная промышленность.
Прорубая «окно в Европу» руками русских мужиков, Петр зазывал в страну заморских мастеров на выгодных условиях, а свих посылал в соседние государства на выучку. Торгово-промышленную политику проводил жестоко: императорскими указами предписывалось строительство новых фабрик, образование компаний с назначением пайщиков. Даже петровская приватизация – передаче казенных фабрик в частые руки – проходила в приказном порядке. Так, в 1712 г. велено было казной завести суконные фабрики и отдать торговым людям, собрав компанию, «а буде волею не похотят, хотя в неволю».
Известнейшей династией предпринимателей была семья Демидовых (ее родоначальник Никита Антуфьев-Демидов родился в 1656 г.). Весь пореформенный период их нижнетагильское хозяйство было самым крупным среди горнозаводских округов Урала. Род Демидовых 215 лет владел уральскими заводами (1702-1917). Династия пользовалась большой известностью благодаря выдающимся заслугам в развитии отечественной горнозаводской промышленности, огромным богатствам и общественной благотворительностью.
Крепостное право крайне негативно сказывалось на развитие предпринимательства вообще и малого в особенности. Новые возможности для предпринимателей открылись после реформы 1861 г. В 1895г. в горном округе Демидовых работало около 17 тысяч человек. Тагильский завод производил 1 млн. 157 тыс. пудов чугуна, около 600 тыс.пудов стали и железа ежегодно. Беспощадная эксплуатация людей и низкая оплата труда позволяли Демидовым выдерживать конкуренцию, наращивая производство рельсов и рельсовых креплений, столь необходимых в строительстве железных дорог, которое началось в конце XIX в.
Немалую роль в развитии российской промышленности сыграл иностранный капитал, который устремлялся главным образом в крупное производство.
С отменой крепостной зависимости стали формироваться рынок рабочей силы, акционерно-паевое предпринимательство, банковская система, частные акционерные банки (коммерческие, земельные и др.). характерно, что к началу XX в. В российской экономике 2/3 всей промышленной продукции производилось на акционерных, паевых и других предприятиях, то есть преобладали коллективные формы предпринимательской деятельности. Тенденция к монополизации производства способствовала образованию крупнейших компаний – «Продмет», «Продвагон», «Продуголь». Высокие доходы приносили капиталовложения в хлопчатобумажное производство, торговлю и кредит. Малое предпринимательство развивалось без особых взлетов и падений, то есть естественно.
Революция 1917 г. привела к ликвидации рыночных отношений. Были национализированы все крупные заводы и фабрики, экспроприированы средства производства и имущество всех частных предпринимателей. Всплеск предпринимательской активности, связанный с нэпом, был очень недолгим – 1921-1926 гг.
«Частники» сохранились, можно сказать, лишь в рудиментарной форме. Это были портные (и портнихи), которые шили «на дому» по индивидуальным заказам, сапожники, ремонтировавшие или изготавливающие нестандартную обувь и т.п. В любом случае, они работали полулегально, скрывая свои занятия от соседей и налоговых инспекторов. Скрытно действовали и перекупщики дефицитных товаров, которых называли спекулянтами и фарцовщиками: оживление в этой сфере началось в 60-х годах. Кстати, именно из числа этих «теневиков» (снабжавших рядовых покупателей джинсами, кроссовками и т.п.) вышли первые крупные российские предприниматели «нового времени». И хотя такие формы бизнеса в ССр не поощрялись, они существовали. Безусловно. 70 лет запретительской политики в отношении предпринимательства не могли не сказаться на накоплении хозяйственных навыков, на социально-психологическом настрое населения. При том что на Западе оно развивалось поступательно на протяжении веков…
Возрождение отечественного малого бизнеса началось с середины 80-х годов.
Для первого его этапа (1985-1987гг.) характерны появления центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов, распространение бригадных подрядов. Вместе с тем в это «движение» было вовлечено относительно малое количество участников, оно носило экспериментальный характер.
В 1987-1988 гг. сфера функционирования малого бизнеса расширяется, увеличивается число участвующих в нем. Этот период обычно называют этапом «кооперативного движения». Он послужил акселератором процесса накопления и перераспределения капиталов, позволил многим людям обрести начальные знания и навыки предпринимательства.
1989-1990 гг. связаны с принятием законодательных актов , направленных на поддержку малых предприятий. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации. В октябре 1990 был принят Закон « О собственности в РФСФР», в декабря 1990 г. – Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Частная собственность и предпринимательская деятельность были восстановлены в своих правах, что облегчало создание и развитее акционерных обществ, товариществ и других форм хозяйственно-коммерческой деятельности.
В начале 1990 г. предприятия малого бизнеса образовывались чаще всего путем отделения от государственных предприятий-учредителей. В начале 1991 г. многие коллективы реорганизовывались в малые предприятия, основанные на частной долевой собственности.
1991- год начала системных рыночных преобразований, характеризовался самым высокими с середины 80-х годов темпами роста числа МП ( в 2,1 раза) и количества занятых на них. Происходило становление нормальной конкурентной среды, малые предприятия боролись за выживание, повышая качество своих продуктов, расширяя спектр предлагаемых товаров и услуг и т.д. Радикально изменилось отношение государства к развитию предпринимательства. 1993-1994 гг. – период широкомасштабной приватизации и развития всех видов предпринимательства, появления множества собственников и интенсивного проникновения малого бизнеса в сферу торговли, услуг, общественного питания и др.
Уловив неудовлетворенный спрос на потребительские товары, малые предприниматели расширяли ввоз импорта. Изделия не были качественными, но у российского общества, обслуживая как небогатых массовых потребителей, так и высокообеспеченных граждан. Наряду с торговыми палатками стали возникать элитные бутики, владельцы которых нередко начинали с «челночества».
К 1995 г. возможности сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности оказались практически исчерпанными, поэтому многие из МП либо прекратили существование, либо диверсифицировались. Обозначился очередной этап качественных изменений в структуре малого бизнеса. К сожалению, он сопровождался резким замедлением темпов роста (около 1%) числа МП и занятых в них.
Чем это можно объяснить? Представляется, что развитие любой формы предпринимательства зависит от двух условий : экономическая ситуация (в стране, регионах) и способности конкретного предпринимателя использовать данные ему права для реализации своих хозяйственных целей. В силу масштабов деятельности малый бизнес гораздо более чувствителен к этим условиям, нежели крупный: у него меньше средств для маневра в случае рискованных ситуаций. И потому для него так важна государственная поддержки. А ее все еще недостаточно.
По состоянию на 1 сентября 2004 года – 946тыс ( в Москве)[1] . в России насчитывалось МП ( 2002 г. – 834;1997 г. – 841,7; 1998 г. – 861,1; 1999 г.- 868; 2000 г. – 890,6; 2001 г. – 879,3 ). В 2001 г. ими произведено продукции (работ, услуг) на сумму 852,7 млдр.руб; численность занятых
6483,5 тыс. человек. Как видим, в течение нескольких лет количество МП немного возросло, но затем вернулось к уровню 1997 г. Абсолютное и относительное увеличение произошло лишь в торговле в общественном питании (рост за 1997-2002 гг. с 359,3 до 388,1 тыс., или с 42,7 до 46%)
Вместе с тем в промышленности наблюдается абсолютное и относительное снижение числа МП (со 131,9 до 125,1 тыс., или с 16,4 до 14,5%). Те же процессы наблюдаются в науке и научном обслуживании (уменьшение числа МП с 46,7 до 28,5 тыс., или 5,5 до 3,4%) и в сфере финансов, кредита, страхования и пенсионного обеспечения (соответственно с 10,8 до 5,6 тыс., или 1,3 до 0,7%)
Государством предприняты определенные шаги по созданию нормативно-правовой базы. Утверждены федеральная и региональные программы поддержки малого предпринимательства, налаживаются межрегиональные и международные контакты в этой сфере. Усилена координация действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, а также местного самоуправления, общественных организаций и объединений предпринимателей.
Тем не менее, чтобы ситуация в малом бизнесе изменилась к лучшему, требуются дополнительные меры. Речь идет о всем известных вещах – о совершенствовании и, главное, исполнении законодательства о малом бизнесе, о снижении налогового бремени, о ликвидации бюрократических и коррупционных барьеров. К сожалению, недостатки государственной политики по этим направлениям стали хроническими, и они не только сдерживают развитие малого бизнеса, но и вынуждают предпринимателей уходить в «теневой» сектор экономики.
В своей промышленной политики государство, уделяя основное внимание созданию крупных корпораций, не должно забывать об огромных еще неиспользованных возможностях российского малого бизнеса, о его способности создавать и поддерживать конкурентную среды, необходимую для истинного предпринимательства. Преобладание в экономике монопольных структур мешает этому.
2. Особенности малых предприятий
2.1 Виды малых предприятий
Те, кто впервые сталкивается с малыми предприятиями, обычно допускают типичную ошибку: считают малые предприятия одним из видов предприятий, подобно государственным, арендным, совместным, семейным и т.д. Это неверно, малые предприятия в этот перечень не могут быть включены. Малые это не вид, не организационно-правовая форма, а размер предприятия. Малое предприятие всегда какое-то применительно к выделяемым в законодательстве видам предприятий. Из всех имеющихся видов предприятий: государственных, коллективных, совместных, кооперативов и т.д., выделяется их часть по критериям численности работающих. Таким образом, существуют малые государственные, малые совместные, малые частные и прочие виды малых предприятий.
В этой связи становится очевидным, для малых предприятий не существует какой-то универсальной, общей для всех их видов системы ценообразования, материально-технического снабжения, оплаты труда, управления и т.д. Все эти системы функционирования предприятия определяются по их видам.
Бытует и еще одно широко распространенное заблуждение, будто бы вид малого предприятия предопределяется тем, какая организация является его учредителем. Безусловной связи здесь нет. Малые предприятия могут создаваться гражданами, членами семьи и совместно с другими лицами, государственными, арендными, совместными предприятиями, общественными организациями и т.д. Кроме того, малые предприятия могут создаваться совместно указанными органами, предприятиями, организациями и гражданами.
Если учредителем малого предприятия является государственная организация, то это отнюдь не означает, что новое образование будет именно малым государственным предприятием. Имущество, выделяемое из состава государственного предприятия, может быть сдано в аренду кооперативом. Вид созданного предприятия кооператив. Могут быть и другие варианты. В то же время индивидуальные и семейные частные предприятия, названные так именно применительно к учредителям, не могут быть иного вида. То есть по таким видам малых предприятий учредительство и вид малых предприятий совпадают.
2.2 Сфера деятельности малых предприятий и их взаимодействие с большой промышленностью
Малые предприятия, как правило, появляются при необходимости изготовления небольших партий продукции с постоянно обновляемой номенклатурой и ассортиментом выпускаемых изделий, использования незначительных источников сырья и материалов в условиях ограниченного количества потребителей. Таким образом, малые предприятия при сравнительном насыщении рынка, находят себя в доработке продукции с учетом индивидуальных запросов заказчика, производстве мелочей или продукции, изготовление которой в технологическом отношении является преимущественно ручным, не автоматизированным. Малые предприятия утилизируют отходы крупных производств, изготавливают комплектующие изделия для сборочных предприятий. Кроме того, малые предприятия доминируют во всех сферах деятельности с высоким риском получения нулевого результата. Это и инновационная деятельность, и освоение новой технологии, новых видов изделий.
Хотелось бы особенно обратить внимание на две большие группы малых предприятий, имеющих разные функции и соответствующие результаты. Это предприятия, деятельность которых направлена на интенсивное и экстенсивное развитие экономики.
Малые предприятия интенсивного направления призваны давать мощный импульс развитию крупных предприятий, именно здесь закладывается основа глобальных структурных изменений. Поощрение малых инновационных предприятий в приоритетной сфере, целенаправленно избранной государством, призвано подготовить научно-технический прорыв в этой области, апробировать рынок сбыта новой продукции, отладить технологические процессы, отработать основные вопросы переподготовки кадров для крупных предприятий. Интенсивная малая экономика это полигон для отработки всех аспектов научно-технической политики. Однако нет возможности, да и нет необходимости учитывать все до мелочей при глобальных изменениях в экономике.
Эту доводку крупных преобразований призваны обеспечивать малые предприятия, но только экстенсивного направления. Наполнением новыми товарами рынков небольших населенных пунктов, отдаленных районов будут также заниматься малые предприятия данного направления.
Каждое крупное структурное изменение в экономике сопровождается массовым высвобождением работников с предприятий отмирающих отраслей, их переподготовкой и привлечением на новые рабочие места. В значительной мере груз сглаживания социальных конфликтов в этот период, обеспечение временной занятости берут на себя малые предприятия экстенсивного типа. В данном случае они выполняют функции стабилизации общественного развития.
Важно учитывать, что малые предприятия занимают традиционную только для них сферу деятельности, в которую крупные предприятия редко вмешиваются. Это производства с применением ручного труда, к которым относятся ремесленные виды работ, народные промыслы и аналогичные виды деятельности. При хорошей организации снабжения необходимыми материалами и сбыта изделий, такие малые предприятия дают значительную отдачу.
Но так же важно отметить, что крупное производство и не противопоставляется малому, что является одной из причин успешного развития малого бизнеса в странах с развитой рыночной экономикой. В развитых странах культивируется принцип кооперирования крупных и малых предприятий, причем крупные объединения не подавляют малые фирмы, а взаимно дополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках. Не случайно в США, к примеру, девять из каждых новых десяти технологических идей рождаются в малых фирмах.
Предприниматели стремятся быть индивидуалистами. И часто именно это позволяет им раздвигать границы знаний. Идеи являются их товарными запасами. Трудно рассчитывать на устойчивое развитие экономики, если в ней не могут развиваться конкурентные начала, или крупный и малый бизнес существуют параллельно. Это неизбежно выталкивает малый бизнес на обочину каких-то торгово-посреднических операций, которые характерны для современной России. А крупный бизнес становится либо неповоротливым, либо практически отрывается от потребностей экономики и переходит на обслуживание потребностей мирового рынка. То есть возникает схема, которая известна по ряду, так скажем, не очень благополучных стран третьего мира.
Совсем другая ситуация в странах, где налажены устойчивые связи крупного и малого бизнеса. Часто приводят наглядный пример автомобильной промышленности Германии, не менее крупных японских концернов, которые имеют развитую сеть субподрядчиков, куда входят малые и мельчайшие предприятия сотни и тысячи таких предприятий. Вот это все создает, с одной стороны, стыковку малого и крупного бизнеса, формирует у малого предприятия уверенность в том, что его продукция, его ноу-хау будут востребованы. И, поскольку крупные компании являются операторами мирового рынка, естественно, они воспринимают какие-то инновационные импульсы, стремятся их транслировать. И таким образом у малого бизнеса возникает потребность держать шаг вровень с потребностями времени, обновлять свою технологию и т.д. К сожалению реалии российской экономики пока далеки от этой идеальной картины.
Опыт взаимодействия крупных предприятий с малым бизнесом это в первую очередь взаимодействие с малыми предприятиями, которые создавались на базе раскрупления или аккумуляции каких-то финансовых ресурсов материального предприятия. И вторая группа это малые предприятия, возникшие извне, с которыми в дальнейшем удалось установить связи крупным предприятиям.
Сотрудничество это прошло в два этапа. Первый этап это период поздней перестройки, период так называемой приватизации, когда малые предприятия создавались главным образом с вполне известными целями чтобы каким-то образом сосредоточить ресурсы для последующего участия в действительной приватизации, выполняли роль своего рода таких фиктивных структур, которые обеспечивали первоначальное накопление капитала.
Второй период это уже период приватизации, когда малые предприятия создавались на ряде крупных предприятий путем выделения объектов инфраструктуры, в том числе социальной, в самостоятельные малые предприятия.
Как показали беседы с руководством крупных предприятий и анализ ситуации, подавляющая часть этих малых предприятий, сегодня либо умирают, либо стали полностью самостоятельными и фактически превратились в серьезного конкурента материнским предприятиям.
Чаще малые предприятия, оставаясь на орбите крупного, вместе с ним медленно агонизируют. Все это сформировало негативное или выжидательное отношение к какому бы то ни было взаимодействию с малым бизнесом.
Здесь нужно иметь в виду ряда обстоятельств. Во-первых, низкая конкурентоспособность среды приводит к тому, что если транспортный или ремонтный цех выделятся в отдельное предприятие, оно становится фактически монополистом на инфернальном рынке и несколько месяцев спустя материнское предприятие начинает получать от малого такие прейскуранты, от которых разводят руками. И ничего не поделаешь других фирм, которым можно передать заказы, в регионе попросту нет. Обжегшись на таких случаях, крупное предприятие стремится сохранить такие цены внутри своей структуры, применяя при регулировании потоков и ресурсов расчетные цены. И как только такой цех выходит в самостоятельное плавание, то тут же во взаиморасчетах возникает разрез. Этих двух фактов хватает, чтобы загубить все взаимодействие на корню.
Выяснилось, что и малые предприятия не в восторге от сотрудничества. Во-первых, все отмечают забюрократизированность самого процесса принятия решения на крупных предприятиях. Во-вторых, формирование таких устойчивых корпорационных связей по этой цепочке передает на экономику малого предприятия воздействие неблагоприятного финансового положения крупного предприятия. Например, когда крупное предприятие размещает заказ и не может расплатиться. Вообще малые предприятия стараются иметь долю крупных предприятий в своих договорах возможно более низкой, потому что если крупное предприятие упадет на колени, то малое ляжет ничком.
Стимулировать кооперацию можно только путем разумной промышленной политики и стимулирования развития малого предпринимательства самого по себе. Будет здоровый малый бизнес, поднимется немного крупная промышленность, и эти кооперационные связи возникнут сами собой. Тогда, очевидно, можно будет уже ставить вопрос о том, что или мы нуждаемся в развитии определенных отраслей, то надо будет уже говорить о стыковке малого и крупного бизнеса в этой отрасли и в этом комплексе. Искусственно такие конструкции создавать нельзя.
2.3 Правовые основы малого бизнеса
Малый бизнес в России как самостоятельное социально-экономическое явление существует уже свыше 10 лет. Действующие законодательные и нормативно-правовые акты направлены на государственную поддержку малых предприятий с целью создания благоприятных условий для их функционирования, в первую очередь предоставления льгот по налогообложению. Так,постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.91 г. 406 О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР, были определены критерии отнесения предприятий к категориям малых, предусмотрена возможность установления определенных налоговых льгот, а также создания фондов финансовой поддержки за счет бюджетных средств.
В соответствии с законом РСФСР О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках, Правительство РФ в апреле 1993 г. приняло постановление об образовании фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции (с декабря 1995 года он был переименован в Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства).
А в июне 1995 г. был принят федеральный закон О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации, определивший общие положения поддержки малых предприятий, формы и методы государственного стимулирования, а также регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.
Указом Президента РФ в июне 1995 г. был образован Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства. В апреле 1994 г. Правительством РФ одобрена целевая Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в России на 1994 - 1995 гг.
В ней были определены основные направления, цели и приоритеты в данной области, включая совершенствование законодательства, развитие системы финансово-кредитной поддержки, информационное и консультационное обеспечение малых предприятий, содействие в реализации контрактов для обеспечения государственных нужд и др.
Основным нормативным актом Российской Федерации, регулирующим малое предпринимательство, является Федеральный Закон от 14 июня 1995 г. "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ". [2]
20 июня 2006 года было разработано и принято постановления Правительства Москвы о Развитии и поддержки малого предпринимательства в Москве. Это постановление, разработанное на 2007-2009 года будет способствовать развитию Малого предпринимательства и всеми возможными способами поддерживать его. Так как на Малый бизнес возлагается много надежд.[3]
2.4 Значение малого бизнеса в рыночной экономике
Малый бизнес в демонстрирует высокую проникающую способность, функционирования в городе и на селе, в промышленности и сельском хозяйстве, сфере услуг и других отраслях экономики. Многие малые предприятия смягчают агрессивность рыночной среды, принимают на себя рыночные риски, обеспечивая тем самым рыночный симбиоз и согласованную деятельность рыночных структур различного масштаба.
Малое предпринимательство является своего рода «цементом», формирующим рыночное пространство. Крупные компании, специализирующиеся на выпуске массовой продукции, действуют обычно в рамках одного или нескольких взаимосвязанных секторов рынка. Межсекторное пространство заполняется малыми структурами, которые могут мобильно концентрировать ресурсы на «белых пятнах» рыночной карты. Поэтому их можно считать связующим звеном различных секторов рынка.
Поэтому значение малого бизнеса в рыночной экономике, очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 - 70 процентов ВНП.
Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.
В мировой экономике функционирует огромное количество малых фирм, компаний и предприятий. Например, в Индии число МП превышает 12 млн., а в Японии 9 млн. Этот малый бизнес, например, только в США дает почти половину прироста национального продукта и две трети прироста новых рабочих мест.
Но дело не только в этом... Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость.
Существенный вклад вносит малый бизнес в формирование конкурентной среды, что для нашей высокомонополизированной экономики имеет первостепенное значение.
Нельзя также забывать, что малые предприятия оказывают меньше воздействие и на экологическую обстановку.
Немаловажна роль малого бизнеса в осуществление прорыва по ряду важнейших направлений НТП, прежде всего в области электроники, кибернетики и информатики. В нашей стране эту роль трудно переоценить, имея в виду, развернувшийся процесс конверсии. Все эти и многие другие свойства малого бизнеса делают его развитие существенным фактором и составной частью реформирования экономики России.
Чтобы глубже и подробнее разобраться и понять необходимость малого бизнеса, безусловно, необходимо рассмотреть опыт ведущих зарубежных стран по развитию малого бизнеса.
Во всех зарубежных странах с нормально развитой рыночной экономикой существует мощная государственная поддержка малого бизнеса. Например, в Германии субсидии малым предприятиям составляют около 4 млрд. марок ежегодно.
В конгрессе США проблемами малого бизнеса заняты два комитета. Во главе стоит Администрация по делам малого бизнеса. В каждом штате есть региональные отделения по 30-40 человек. Цель Администрации - поддержка малого бизнеса на государственном уровне.
В Японии, где особенно высоко количество малых предприятий, специально выделены те из них, которые в условиях рыночной экономики без помощи государства развиваться не могут.
Стимулирующим фактором в развитии малого бизнеса является налоговая политика государства.
Суть налоговой политики заключается в поэтапном уменьшении предельных ставок налогов и снижении прогрессивности налогообложения при достаточно узкой налоговой базе и широкой сфере применения налоговых льгот. Уменьшение ставки налогов в зависимости от размеров предприятия является одним из методов налогообложения малых предприятий. Например, в США действуют льготные ставки налога на доходы до 16 тыс. долларов, 15-процентный налог на первые 50 тыс. долларов и 25-процентный на следующие 25 тыс. Сверх этой суммы действует максимальная ставка - 34 процента.
Малые предприятия выполняют в капиталистической экономике разнообразные функции. Как правило, они специализируются на изготовлении отдельных узлов и деталей, а крупные предприятия ведут сборку готовых изделий. Иногда малые предприятия осуществляют промежуточную сборку.
Все малые довольно быстро реагируют на внешние условия и видоизменяют конечную продукцию, следуя за спросом, осваивая новую продукцию. Например, малые предприятия в Японии способны завершить опытное производство в течении недели, в то время как на крупных предприятиях это заняло бы гораздо больше времени. Малые предприятия специализируются и на выпуске конечной продукции, ориентированной в основном на местные рынки сбыта. Во основном, это скоропортящиеся продукты, ювелирные изделия, одежда, обувь и т.д. и т.п.
В общем, стоит еще раз отметить, что в развитых странах именно малому бизнесу уделяются внимание в государственном масштабе. Государство поддерживает малый бизнес, как и деньгами, так и различными льготами, в сфере налоговой политики.
3. Проблемы становления малого бизнеса в России
Конечно же, наивно предполагать, что для страны таких масштабов малый бизнес может стать основой экономики. В наших условиях он может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Поэтому для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решающую роль. Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения. Во-вторых - торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность.
Поэтому одним из решающих условий углубления проводимых в России экономических реформ, способных вывести страну из кризиса, обеспечить ослабление монополизма, добиться эффективного функционирования производства и сферы услуг, является развитие малого предпринимательства. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу
проводимых реформ.
Таблица. 1
Основные проблемы частного предпринимательства в России.
Порядок значимости по мере упоминания | Основные проблемы |
1 | Налоги |
2 | Законодательство |
3 | Инфляция |
4 | Экономическая ситуация в целом |
5 | Поставки, дефицит |
6 | Трудности получения и высокая ставка за кредит |
7 | Неплатежеспособность партнеров, клиентов |
8 | Несовершенство банковской системы |
9 | Политическая ситуация |
10 | Бюрократия |
11 | Недостаток производственных площадей, офисов |
12 | Действия правительства, властей |
13 | Коррупция, взятки |
14 | Недостаток материальной базы |
15 | Финансовая политика государства, действия ЦБ |
16 | Сбыт, поиск клиентов, потребителей |
17 | Высокие цены на сырье и материалы |
18 | Монополия государства, госпредприятий |
19 | Трудности с арендой |
20 | Разрыв экономических связей |
21 | Недостаток информации |
22 | Недостаток культуры, опыта |
23 | Необязательность партнеров |
24 | Проблемы собственности |
25 | Кадровые проблемы |
26 | Недостаток собственных средств |
27 | Невыгодность производства |
28 | Большая, громоздкая отчетность |
29 | Нет льгот |
30 | Рэкет |
31 | Невыгодность инвестиций |
32 | Конкуренция |
33 | Несовершенство рынка |
34 | Недоверие западных партнеров |
35 | Отрицательное отношение к предпринимателям |
Потеря административного управления, экономический хаос и законодательная неразбериха привели к тому, что законопослушные предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере, оказались в чрезвычайно трудном положении, неся большие затраты, выплачивая высокие налоги и подвергаясь государственному и негосударственному рэкету. Отсутствие четкого механизма реализации государственных мер по поддержке малого бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия в неравное положение с крупными. Это привело к сокращению их роста и к ориентации преимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность.
Анализ развития предпринимательства показывает, что доля предприятий, работающих в сфере торговли и посреднических услуг, занимает доминирующее положение. Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как производственные или многоцелевые ( выпуск товаров народного потребления, оказания различных услуг ), но тем не менее занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.
В Москве, например, на данный момент, развивается все направления (и торговля, и реализация разнообразного товара, и научно – технические малые предприятия).
Но главная причина сокращения числа малых предприятий - низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы.
Еще один очень важный фактор негативного воздействия на малый бизнес - непрекращающийся глубокий спад производства.
Все это приводит к тому, что только часть зарегистрированных предприятий малого бизнеса оказывается в не состоянии приступить к реальному производству продукции.
Как показывает изучение зарубежного опыта, непременным условием успеха в развитии малого бизнеса является положение о том, что малые предприятия и малое предпринимательство нуждаются во всесторонней и стабильной государственной поддержке. Она осуществляется в различных формах, в первую очередь путем стимулирования производства наиболее приоритетных видов продукции, предоставления налоговых льгот, дотаций льготного банковского кредитования, создания информационно-консультативных и научно-технических центров, развития системы страхования, организации материально-технического снабжения. Важную роль играют принятие и исполнение законодательства, разработка и реализация конкретных комплексных программ.
Весьма остра проблема формирования финансовой базы становления и развития малого бизнеса. Для этого ему должны быть предоставлены определенные льготы. Это могут быть льготы по налогообложению. Но проводимая в нашей стране налоговая политика не только не эффективна, но экономически опасна. Она идет вразрез с установленной в мире практикой и современными мировыми тенденциями развития экономики. Неоправданно высокое налогообложение "убивает" в России малое предпринимательство (многочисленные налоги и поборы нередко оставляют предприятию лишь 5-10% полученной прибыли). Общее направление совершенствования налоговой системы - усиление стимулирующей роли налогов в развитии производства. Надо освободить малые предприятия от налогов на инвестиции, ввозимые технологии. И, конечно, нужны налоговые льготы на период становления малого предприятия. Совершенно очевидна необходимость дифференцированного налогового подхода к предприятиям разного профиля деятельности. Более низкие ставки налогов должны применяться для наиболее важных, приоритетных отраслей.
К настоящему времени сделаны только самые первые шаги в правовом и организационном обеспечении формирования малого предпринимательства в качестве особого сектора экономики России. Действенной системы стимулирования образования малых предприятий не существует, как нет и хозяйственного механизма их поддержки. Не разработана государственная программа развития малых предприятий.
4. Структурные характеристики малого бизнеса
Интересную информацию представляют данные распределения числа малых предприятий отдельных отраслей экономики по федеральным округам и сравнение их с подобными данными по Москве (см. таблицу 2.3)
Таблица 1.
Распределение числа МП отдельных отраслей экономики | |||||||
по федеральным округам РФ и в г. Москве (на конец 2003 г.) | |||||||
Федеральный округ |
Число предприятий - всего, тыс. |
В процентах от числа предприятий в регионе | |||||
Промышленность | Сельское хозяйство | Строи-тельство | Транспорт | Торговля и общест-венное питание | |||
Москва | 182,2 | 8,3 | 0,3 | 12,1 | 1,9 | 46,6 | |
Центральный | 309,6 | 12,4 | 1 | 12,9 | 2,1 | 46 | |
Северо-Западный | 122,3 | 16,9 | 1,4 | 13,8 | 3 | 44,8 | |
Южный | 81,8 | 16,4 | 3 | 14,7 | 1,8 | 48,5 | |
Приволжский | 131,9 | 15,2 | 1,9 | 16,6 | 1,7 | 46,6 | |
Уральский | 56,3 | 15,9 | 1,4 | 19,4 | 2,2 | 41,4 | |
Сибирский | 100,7 | 15,5 | 1,8 | 14,5 | 2 | 48,8 | |
Дальневосточный | 40,4 | 19,4 | 2,5 | 13,6 | 4,2 | 42,9 | |
Согласно данным таблицы, малый бизнес в сфере торговли и общественного питания в Москве развивается в полном соответствии с тенденциями, характерными для всех федеральных округов России и высокий удельный вес предприятий этой отрасли не является особенностью только столицы. В то же время доля малых фирм некоторых других отраслей (промышленность, строительство) в Москве уступает показателям по округам. В данном случае для получения более объективной и полной информации имеет смысл обратиться к относительным показателям развития малого бизнеса, рассчитанным на 1000 человек населения.
По результатам проведенного анализа состояния малого предпринимательства в Москве и регионах РФ (в основном, в 2003 г.) могут быть сделаны следующие выводы:
1. Как и в прошлые годы, Москва продолжает оставаться лидером не только по количественным параметрам деятельности малого бизнеса, но и по ряду качественных. Удельный вес московского малого предпринимательства в российском составляет 21,6% в общей численности малых фирм; 23,6% в среднесписочной численности работников малого бизнеса; 22,4% в общем объеме произведенной МП продукции. Для столицы характерны опережающие показатели деятельности промышленных малых предприятий, предприятий сферы научного обслуживания, а также предприятий здравоохранения, физкультуры; компаний, функционирующих в сфере общей коммерческой деятельности.
2. Развитие малого предпринимательства как в столице, так и в других регионах РФ в целом происходит в рамках общей тенденции, характеризующейся преимущественным развитием предприятий торговли и общественного питания и некоторых других отраслей с высокой скоростью денежного обращения и минимальным уровнем требуемых капиталовложений (операции с недвижимым имуществом, общая коммерческая деятельность по функционированию рынка)
Именно за счет этих отраслей произошел в основном рост не только общего числа предприятий, но численности работников. Сохранение отмеченной тенденции может привести к образованию моноотраслевой торговой структуры малого бизнеса РФ уже в недалеком будущем.
3. Перед организациями, занимающимися поддержкой развития малого бизнеса РФ как в регионах, так и в столице, стоит задача принятия мер, направленных на поддержку отраслей, нынешний уровень развития которых несоизмерим с их значением в народном хозяйстве (промышленность, наука и научное обслуживание, ЖКХ, экология и т.д.). Из приведенных материалов вытекает необходимость сосредоточения главных усилий в поддержке малого бизнеса на оптимизации его отраслевой структуры с учетом социальной значимости, инновационного потенциала и приоритетности отраслей экономики для городского хозяйства.
5. Малый бизнес в Москве
Малый бизнес Москвы продолжает развиваться, а темпы роста количества малых предприятий (МП) возрастают.
Количество малых предприятий в 2007 году составило 234 тыс. (без учета индивидуальных предпринимателей) и превысило уровень прогноза социально-экономического развития города Москвы на 2005-2007 гг. более чем на 10 тыс. (см. таблица 1).Среднегодовой темп прироста по этому показателю более 3%. Суммарная численность занятых на малых предприятиях возросла и превысила 2 миллиона человек. По состоянию на 01.07.2006 года создано 74,4 тыс. новых рабочих мест ( см. таблица 2). Прирост количества рабочих мест по сравнению с первым полугодием прошлого года составил 30 840 единиц, что превышает плановое задание Программы Правительства Москвы.
В Москве сегодня на одну тысячу жителей приходится 21 малое предприятие. Эта цифра соответствует показателям таких крупнейших мировых мегаполисов, как Нью-Йорк, Лондон, Париж и Мехико. В столице работают более 100 тысяч индивидуальных предпринимателей.
Суммарная численность занятых на малых предприятиях возросла и превысила 2 миллиона человек, что выше ожидаемых результатов на этап завершения Комплексной программы развития и поддержки малого предпринимательства на 2004-2006 гг.
Малый бизнес формирует 30% городского бюджета Москвы.
Общий объем выручки малых фирм Москвы за первую половину 2006 года составил 4,3 трлн.руб., что относительно 2005 года составило прирост более 24% в сопоставимых ценах.
Снижение налогов, упрощение системы налогообложения, с одной стороны, привели к частичной легализации доходов МП, заработной платы их работников, а с другой стороны, в ряде отраслей наблюдаются признаки дробления МП в целях перехода на упрощенную систему налогообложения. Таким образом, приведенные данные Мосгоркомстата показывают, что в 2006 году в развитии малых предприятий Москвы наблюдались существенные положительные тенденции.
Таблица 1
Количество малых предприятий г. Москвы в 2005 – 2006 гг.
Наименование вида деятельности | количество предприятий, ед. | % к итогу | изменение | ||
2005 | янв-июнь 2006 | 2005 | янв-июнь 2006 | ||
Всего (по всем видам деятельности) | 201 651 | 207 834 | 100,0 | 100,0 | 6 182 |
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 789 | 878 | 0,4 | 0,4 | 90 |
рыболовство, рыбоводство | 61 | 78 | 0,0 | 0,0 | 17 |
добыча полезных ископаемых | 495 | 688 | 0,2 | 0,3 | 194 |
обрабатывающие производства | 19 660 | 20 439 | 9,7 | 9,8 | 779 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 364 | 563 | 0,2 | 0,3 | 199 |
Строительство | 16 835 | 17 194 | 8,3 | 8,3 | 359 |
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования | 99 676 | 101 350 | 49,4 | 48,8 | 1 674 |
в том числе: торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт | 5 232 | 7 081 | 2,6 | 3,4 | 1 849 |
оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами | 82 094 | 81 146 | 40,7 | 39,0 | -948 |
розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования | 12 350 | 13 123 | 6,1 | 6,3 | 773 |
гостиницы и рестораны | 4 112 | 3 599 | 2,0 | 1,7 | -513 |
транспорт и связь | 7 607 | 9 069 | 3,8 | 4,4 | 1 462 |
финансовая деятельность | 4 809 | 5 778 | 2,4 | 2,8 | 969 |
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 38 780 | 38 829 | 19,2 | 18,7 | 49 |
Образование | 477 | 474 | 0,2 | 0,2 | -3 |
здравоохранение и предоставление социальных услуг | 2 163 | 2 124 | 1,1 | 1,0 | -39 |
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 5 789 | 6 663 | 2,9 | 3,2 | 874 |
Таблица 2
Занятость на малых предприятиях г. Москвы в 2005-2006 гг.
Наименование вида деятельности | Средняя численность работников - всего | % к итогу | среднее количество работников в расчете на 1 МП, ед. | |||
2005 | янв-июнь 2006 | 2005 | янв-июнь 2006 | 2005 | янв-июнь 2006 | |
Всего (по всем видам деятельности) | 1 987 757 | 2 001 840 | 100,0 | 100,0 | 9,9 | 9,6 |
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 8 808 | 7 257 | 0,4 | 0,4 | 11,2 | 8,3 |
рыболовство, рыбоводство | 303 | 658 | 0,0 | 0,0 | 5,0 | 8,5 |
добыча полезных ископаемых | 2 095 | 2 080 | 0,1 | 0,1 | 4,2 | 3,0 |
обрабатывающие производства | 293 547 | 333 485 | 14,8 | 16,7 | 14,9 | 16,3 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 2 353 | 2 647 | 0,1 | 0,1 | 6,5 | 4,7 |
строительство | 246 002 | 223 156 | 12,4 | 11,1 | 14,6 | 13,0 |
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования | 668 776 | 727 605 | 33,6 | 36,3 | 6,7 | 7,2 |
в том числе: торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт | 47 569 | 60 373 | 2,4 | 3,0 | 9,1 | 8,5 |
оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами | 552 870 | 585 214 | 27,8 | 29,2 | 6,7 | 7,2 |
розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования | 68 336 | 82 019 | 3,4 | 4,1 | 5,5 | 6,3 |
гостиницы и рестораны | 38 736 | 20 948 | 1,9 | 1,0 | 9,4 | 5,8 |
транспорт и связь | 61 856 | 69 556 | 3,1 | 3,5 | 8,1 | 7,7 |
финансовая деятельность | 23 593 | 46 571 | 1,2 | 2,3 | 4,9 | 8,1 |
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 494 085 | 420 031 | 24,9 | 21,0 | 12,7 | 10,8 |
образование | 2 183 | 1 468 | 0,1 | 0,1 | 4,6 | 3,1 |
здравоохранение и предоставление социальных услуг | 38 934 | 43 887 | 2,0 | 2,2 | 18,0 | 20,7 |
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 106 361 | 102 063 | 5,4 | 5,1 | 18,4 | 15,3 |
6. Программы поддержки малого бизнеса
6.1 Государственные программы развития Малого бизнеса
По моему мнению, комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в РФ, должен осуществляться в следующих направлениях:
- нормативно-правовое;
- финансово-кредитное;
- информационно-техническое;
- организационное;
- кадровое и консультационное обеспечение;
- внешнеэкономическая деятельность.
Также в государственной программе должны быть отражены механизмы денежно-кредитной, налоговой, бюджетной, и ценовой политики, материально-технического снабжения, системы официальных гарантий, которые обеспечивали бы создание равных стартовых условий в развитии предпринимательской деятельности.
В программе необходимо предусмотреть формирование эффективных институтов рыночной инфраструктуры, товарного рынка и рынка ценных бумаг, инвестиционного и венчурного предпринимательства, информационной, консультационной и аудиторской деятельности, а также создание комплексной государственно-общественной системы поддержки малого предпринимательства, включая подготовку и переподготовку предпринимательских кадров, привлечение к этой сфере социально активных слоев населения. Следует также определить меры, обеспечивающие поддержку внешнеэкономической деятельности и привлечение иностранных инвестиций к развитию предпринимательства.
Для реализации данных программ должны быть привлечены не столько средства государственного бюджета, сколько возможности частного - отечественного, а при необходимости и иностранного капитала. Основным же направлением использования государственных ресурсов должно стать не выделение прямых инвестиций, а страхование и предоставление гарантий под кредит.
6.2 Формы поддержки Малого бизнеса
Согласно Комплексной программе развития и поддержки малого предпринимательства в Москве, среди приоритетных задач и направлений по поддержке малого предпринимательства в городе Москве – дальнейшее совершенствование системы городской, окружных и районных инфраструктур поддержки малого предпринимательства, расширение объемов предоставления субъектам малого предпринимательства интегральной финансово-имущественной поддержки, в том числе через механизм лизинга и предоставление грантов начинающим малым предприятиям на развитие промышленного и инновационного производства.
Поддержка субъектов малого предпринимательства Москвы осуществляется органами власти Москвы через:
Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы
Комиссию правительства Москвы по финансовой и имущественной поддержке малого предпринимательства и организации инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
В январе 2006 года в Москве создана некоммерческая организация Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы (Постановление Правительства Москвы от 17 января 2006 г. № 35-ПП). Одним из видов деятельности Фонда является предоставление поручительств по кредитам, займам и лизинговым отношениям субъектов малого предпринимательства.
Постановлением Правительства Москвы от 19 декабря 2006 года № 1006-ПП Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы был включен в перечень организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого предпринимательства города Москвы для выполнения Плана мероприятий Комплексной целевой программы развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве на 2007-2009 гг. по результатам открытого конкурсного отбора, проведенного Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы.
Формы финансовой поддержки
-Предоставление бюджетных средств по проектам поддержки малого предпринимательства может быть осуществлено в следующих формах:
- субвенций юридическим лицам;
- субсидий физическим и юридическим лицам;
- оплаты товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным и муниципальным контрактам;
- средств на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий;
- ассигнований на содержание бюджетных учреждений.
Имущественная поддержка:
- Льготы по аренде нежилых помещений
- Льготы по аренде земельных участков
- Аукционы по аренде помещений
- Прочие конкурсы
- Целевой фонд нежилых помещений
- База свободных нежилых помещений Зеленоградского АО
Иные формы поддержки:
- Льготы по доступу к сети ИНТЕРНЕТ
- Льготы при получении дистанционного образования
- Льготы по размещению рекламы в Московском метрополитене
- Льготы по размещению информационных указателей
- Льготы на размещение наружной рекламы
6.3 Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы
Учрежден в июне 1993 года. Юридический статус - государственное учреждение.
Цель деятельности Департамента - реализация политики Правительства Москвы в вопросах развития и государственной поддержки малого предпринимательства на территории г. Москвы для обеспечения: цивилизованных условий предпринимательской деятельности;
развития здоровой конкуренции производителей товаров и услуг, обусловленной антимонопольной политикой государства;
совершенствования структуры экономики города, направленной на формирование рыночных отношений в приоритетных направлениях городского хозяйства
Основные направления деятельности Департамента:
-разработка и реализация совместно с отраслевыми и территориальными подразделениями Мэрии и Правительства Москвы комплексных целевых программ и проектов развития малого предпринимательства;
-разработка и представление на утверждение Городской Думы, мэра и Правительства Москвы соответствующих проектов законодательных и распорядительных документов;
-координация деятельности отраслевых и территориальных органов исполнительной власти города, а также общественных и некоммерческих организаций, расположенных на его территории, по вопросам развития малого предпринимательства и реализации совместных проектов и программ;
-развитие инфраструктуры малого бизнеса, ориентированное на создание целостной городской системы по оказанию предпринимателям консультационных, информационных, аудиторских и иных услуг, подготовке и переподготовке кадров, пропаганде идей рыночной экономики;
-организация выставок, конференций, семинаров и иных мероприятий в целях создания условий цивилизованной конкуренции производителей;
-ведение реестра малых предприятий, зарегистрированных на территории города;
-взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам малого предпринимательства;
-осуществление в пределах своей компетенции межрегиональных контактов с органами государственными субъектов РФ и государств-участников СНГ, участие в международном сотрудничестве и мероприятиях по обмену опытом работы;
разработка и внесение на рассмотрение Правительством Москвы предложений по размещению городского заказа на предприятиях и в организациях малого предпринимательства;
-разработка и реализация мер, направленных на устранение административных барьеров, препятствующих развитию малого предпринимательства;
-работа с обращениями и жалобами предпринимателей и оказание помощи субъектам малого предпринимательства в решении проблем по различным аспектам ведения бизнеса.
В структуре Департамента действует Центр по координации контрольной деятельности на территории Москвы. В его функции входит ведение единого банка данных о проведении всех проверок малых предприятий и разработка, на основе анализа поступающей информации, механизмов оптимизации государственного контроля за предпринимательской деятельностью, а также защита прав предпринимателей при проведении контролирующими органами проверок субъектов предпринимательской деятельности.
Департамент обеспечивает работу следующих Комиссий:
Комиссии Правительства Москвы по финансовой и имущественной поддержке малого предпринимательства;
Межведомственной Комиссии при Правительстве Москвы по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства;
Комиссии по координации выставочно-ярмарочной деятельности в сфере малого и среднего предпринимательства;
Комиссии по развитию ремесленничества.
Заключение
В своей работе я сделала попытку охарактеризовать малое предпринимательство в России в настоящее время, выделить особенности малого предпринимательства и обозначить основные и наиболее острые его проблемы.
Сферы деятельности, то малый бизнес имеет свою нишу в экономике, которая обеспечивает наиболее эффективную отдачу от работы, как с целыми предприятиями-гигантами, так и с отдельным человеком.
На сегодняшний день в нашей стране идет продолжается активная политика по внедрению малого бизнеса в экономику России. Поэтому развитие малого бизнеса - это лучший выход для России – это государственная политика правительства, направленная на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.
Именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечивал перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка.
Как у предприятий, так и у государства до сих пор открытыми остается большое количество проблем, но, несмотря на сохранение довольно сложного экономического положения, реформирование экономики способствовало освоению новой модели общественно-экономического развития, имеющей рыночную ориентацию. Контуры современной экономики стали определять: направление на доминирование частного сектора, либерализация практически всех отраслей экономики и активизация рыночных регуляторов, локализация очагов кризиса, ориентация на платежеспособный спрос, то есть создание благоприятных условий для скорого подъема промышленности.
Социальная значимость малый предприятий определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наемных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка. При этом необходимо учитывать следующие важнейшие социальные факторы:
- развитие малого бизнеса способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества;
занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности;
объективно неизбежная реструктуризация экономики вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью;
сектор малого бизнеса способен создавать новые рабочие места, а следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране;
массовое развитие малого предпринимательства способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой люмпенской психологии и социальному иждивенчеству.
Список использованной литературы
1. Бабаева Л.Б. Малый бизнес в России. М., 1993, стр.80
2. Малый бизнес: методика и результаты анализа.//Вопросы статистики,8/1999
3. Радаев В. Малый бизнес и проблемы деловой этики: надежды и реальность. // Вопросы экономики, 1996, 7
4. «Человек и труд» № 9/2007 стр 67.
5. Чепуренко А. Проблема финансирования в российском малом бизнесе
6. Горфинкель В.Я. Малые предприятия: организация, экономика, учет, налоги. М.,2001, стр. 5
7. Егорова Н.Е., Маренный М.А. Малые предприятия: предпринимательские стратегии и кооперации. М.,2004, стр. 6
8. www.dmpmos.ru
9. www.mbm.ru
[1] http://www.ippnou.ru/lenta.php?idarticle=000525
[2] http://www.comch.ru/~voronezh/htm/lows/baselow.htm
[3] http://www.mbm.ru/laws/DocumShow.asp?DocumID=112714
Содержание Введение…………………………………………………………..…...…………..3 Глава 1. 1. Понятие малого бизнеса и его исторические аспекты……….…….…….......4 1.1. Критерии выделение малых предприятий…………….…..….….…..…....4 1.2. Понятие малого бизнеса………
Малый бизнес в России
Малый бизнес в России и в Республике Башкортостан
Малый бизнес в рыночной экономике, его роль и перспективы
Малый бизнес и его развитие в Красноярском крае
Малый бизнес и его роль в экономике
Малый бизнес и его роль в экономическом развитии общества
Малый бизнес, его место и роль в рыночной экономике. Развитие малого бизнеса в России и на Дальнем Востоке
Малый бизнес. Перспективы его развития
Малый и средний бизнес в развитых странах: возможности использования опыта в России
Маркетинг у культурі вражень. "Бізнес в стилі шоу"
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.