курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
(география машиностроения, классификация отраслей)
С точки зрения особенностей размещения производства и степени расчленения технологического процесса отрасли машиностроения классифицируются следующим образом:
· тяжелое машиностроение, в том числе энергетическое
· общее машиностроение (без автомобилестроения)
· локомотивостроение
· судостроение
· вагоностроение
· с/х машиностроение (без тракторостроения)
· среднее машиностроение
· автомобилестроение
· тракторо-, в том числе танкостроение
· станкостроение
· наукоемкое машиностроение (группа отраслей по производству точных машин, механизмов, приборов, инструментов)
В зависимости от целевого назначения выпускаемых машиностроением машин оно делится на тяжелое, легкое и среднее.
Тяжелое машиностроение производит металлургическое (блюминги, слябинги, прокатные станы), горно-шахтное, подъемно-транспортное оборудование. Для тяжелого машиностроения характерны предприятия полного цикла: заготовка, механическая обработка, сборка. Тяжелое машиностроение ориентируется на металлургические базы и на потребителя. Классическими примерами тяжелого машиностроения являются Урал и Сибирь: Екатеринбург, Орск, Новокузнецк, Кисилевск, Иркутск (производство драг)
Энергетическое машиностроение, несмотря на металлоемкость, ориентируется на квалифицированные кадры и научно-исследовательские базы. Производит паровые турбины, гидротурбины, атомные реакторы, аккумуляторы, трансформаторы, оборудование для ЛЭП, генераторы.
Производство турбин:
1. Санкт-Петербург (гидротурбины, генераторы)
2. Москва (Динамо)
3. Екатеринбург
4. Новосибирск (турбины ТЭЦ)
5. Волгодонск – “Атоммаш” (Ростовская область)
6. Под Санкт-Петербургом – в Колпино – “Ижорский”
Производство котлов:
1. Таганрог
2. Белгород
3. Подольск
4. Барнаул
Кузнечно-прессовое оборудование и тяжелые станки:
· Коломна
· Воронеж
· Ульяновск
· Новосибирск
Общее машиностроение.
Локомотивостроение исторически возникло в центре (Коломна), где была ж/д сеть и затем продвинулась к источникам сырья (Донбасс). До распада СССР тепловозы производились на Украине, а
электровозы – в России (после распада осталось и производится 85% советских электровозов в Новочеркасске).
Тепловозы:
· Коломна – магистральные тепловозы
· Людиново (Калужская область)
· Муром + электровозы (Владимирская область)
· Брянск
Вагоностроение концентрируется в европейской части, хотя зародилось на Урале.
· Грузовые вагоны – Нижний Тагил, Калининград, Новоалтайск, Улан-Удэ
· Цистерны – Нижний Тагил, Саранск
· Вагоны-рефрижераторы – Брянск, Тверь
· Пассажирские вагоны – Санкт-Петербург (мягкие), Тверь (цельно-металлические)
· Вагоны метро – Мытищи, Санкт-Петербург
Электропоезда:
Торжок (Калининградская область)
Демихово (под Орехово-Зуевым)
Трамваи:
Усть-Катав (Челябинская область)
Троллейбусы:
Энгельс
Контейнеровозы:
Абакан
Тверь – двух ярусные вагоны-платформы – перевозка автомобилей
Судостроение – привязано к морским побережьям или устьям рек. Заводы специализируются на выпуске судов определенного типа и назначения (танкеры, сухогрузы, контейнеровозы, рыболовные, пассажирские суда, рефрижераторы, паромы)
Судостроение
|
|
Сельскохозяйственное машиностроение тяготеет к районам потребления.
Производство зерноуборочных комбайнов:
Ростов-на-Дону – “Россельмаш”
Тагонрог
Сызрань
Омск
Красноярск
Производство льноуборочных комбайнов:
Бежецк (Тверская область)
Картофелеуборочные комбайны:
Рязань
Тула
Сахарнотростниковые и силосоуборочные комбайны:
Любертцы
Рисоуборочные комбайны:
Краснодар
Биробиджан
Среднее машиностроение.
Автомобилестроение четко специализируется на выпуске отдельных машин. Производство легковых автомашин составляет 80% и, соответственно, 20% – грузовых. В перспективе эта пропорция будет сохраняться.
Грузовые машины:
Москва – ЗИЛ
Нижний Новгород – ГАЗ
Набережные Челны (Татарстан) – КАМАЗ
Миасс (Челябинская область) – Урал-ЗИЛ
Ульяновск – УАЗ
Легковые автомашины:
Москва – ЗИЛ, ПО Москвич
Нижний Новгород – ГАЗ, FIAT
Тольятти – ВАЗ – 70% производства легковых автомобилей по стране
Ижевск – ИЖ
Илабуга (Татарстан) – ОКА, OPEL ASTRA
Серпухов – ОКА
Ростов-на-Дону – DAEWOO
Автобусы разной вместимости:
Ликино – ЛИАЗ
Галицино – Мерседес
Тушинский – Икарус
Завод ЗИЛ – BMW, Неоплан
Павлово - ПАЗ
Курган – КАЗ
Краснодар – “Кубань”
Станкостроение – техническая база машиностроения, ориентирующаяся на квалифицированные кадры. В то же время это трудоемкое производство, размещающееся почти повсеместно.
Производит крупные станки-автоматы, полуавтоматы, токарные, винторезные, фрезерные, шлифовальные, агрегатные станки, станки с программным управлением, станочные линии и др.
Предприятия размещены в крупных областных центрах:
Москва
Санкт-Петербург
Рязань
Самара
Екатеринбург
Новосибирск
Тракторостроение ориентируется на районы потребления и отчасти на металл.
Первые заводы были построены в Челябинске, Волгограде, Харькове.
Для с/х выпускаются тракторы специальных типов и модификаций для различных природных зон:
Липецк
Владимир (легкие)
Чебоксары (тяжелые)
Рубцовск (Алтайский край)
Казань (садово-огородные тракторы)
Треловочные:
Санкт-Петербург
Петрозаводск
Наукоемкое машиностроение:
1. Электротехническое – телевизоры
2. Приборостроение
3. Электротехника – ЭВМ и другие сложные машины
Н/м размещается в центрах с высокой квалификацией труда и научно-исследовательскими базами. Это – трудоемкое и наукоемкое производство. Центры:
· Москва
· Санкт-Петербург
· Нижний Новгород
· Александров (Владимирская область)
· Муром (Владимирская область)
· Киржал (Владимирская область)
· Рязань
· Орел
· Смоленск
· Воронеж
· Ульяновск
· Новосибирск
Авиационная промышленность – общее машиностроение:
· Москва
· Воронеж
· Самара
· Казань
· Ульяновск
· Смоленск
· Саратов
· Таганрог
· Омск
· Новосибирск
(география машиностроения, классификация отраслей) С точки зрения особенностей размещения производства и степени расчленения технологического процесса отрасли машиностроения классифицируются следующим образом: · тяжелое машиностроение,
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.