База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

Материальные потребности общества — Экономика

Оглавление

Введение

1.    Безграничные потребности общества

2.    Экономические ресурсы и факторы производства

3.      Ограниченность ресурсов и выбор альтернатив использования ресурсов

4.    Основные экономические проблемы, стоящие перед обществом

Заключение

Список используемой литературы


Введение

Экономическая теория отталкивается от предположения, что человек как существо разумное, обладает способностью приспосабливать средства к целям. То есть человек, если ему надо, непременно предпочтет большую выгоду меньшей, меньшую жертву большей или будет стремиться к наибольшей потребности с наименьшими пожертвованиями, так как это следствие ограниченности человеческих сил и неотложности его потребностей. Решение вопросов в области теоретической экономии сводится к исследованию того, что человек вследствие данной совокупности обстоятельств, стремится, ожидает наиболее выгодный баланс между выгодами и пожертвованиями.

Но в жизни часто встречаются отклонения от данной концепции: иногда люди не понимают своих выгод, не осознают своих интересов, не знают средств их достижения. Нередко, зная свои интересы, не желают следовать им. Существует много различных препятствий, мешающих достигнуть цели.

Человек в силу своей природы имеет целый ряд потребностей, которые могут быть удовлетворены с помощью веществ внешнего мира. Эти потребности называются материальными.

На первобытных стадиях человек довольствовался лишь случайными дарами природы (готовыми). Но впоследствии убедился в невозможности полагаться на случайные дары природы, т. к. комбинации вещества, нужные человеку, повторяются крайне редко. Возникает потребность вмешиваться в процессы природы, преобразовывая предметы внешнего мира соответственно своим целям. Однако потребности удовлетворялись неполно, и люди уже на первых стадиях развития поняли, что их существование может быть обеспечено лишь при тех условиях, если они станут заботиться не только о настоящих, но и о будущих своих нуждах.

Основная проблема экономики заключается в том, что мы имеем неограниченные потребности и ограниченные ресурсы.

Если в стране производится больше товаров личного потребления (первой необходимости), то это говорит о том, что страна находится на недостаточном уровне развития; предметов роскоши – страна достаточно экономически развита.

В связи с этим появляется необходимость контроля производства.

Общество всегда стремилось к удовлетворению своих изменяющихся, а точнее, растущих потребностей, но поскольку всегда, в какой-то конкретный период возможности удовлетворения их ограничены вследствие ограниченности ресурсов, то человечество всегда стоит перед выбором: какие потребности лучше и выгоднее, дешевле удовлетворять сейчас при данном количестве имеющихся ресурсов, а какие позже? То есть люди должны каким-то образом организовать свою экономику, чтобы лучше решить такую задачу.

Конечной целью производственной деятельности является потребление. Многообразные потребности определяют характер и вид производственной деятельности. С другой стороны, сами потребности удовлетворяются за определенную плату, т.е. основным условием удовлетворения потребностей индивидуума является получение им какой-то доли дохода, произведенного в обществе. С этим и связано существование отношений распределения.


1. Безграничные потребности общества

 

Что именно подразумевается под понятием «материальные потребности» в первом случае? Прежде всего, желания потребителей приобрести и использовать товары и услуги, которые доставляют им полезность, – так экономисты обозначают получаемое людьми удовольствие или удовлетворение. Их перечень включает поразительно широкий спектр продуктов: жилые дома, автомобили, зубную пасту, проигрыватели, компакт-диски, пиццу, свитеры и т.п. Короче говоря, бесчисленное множество продуктов, которые мы иногда подразделяем на предметы первой необходимости (пища, жилье, одежда) и предметы роскоши (духи, яхты, норковые шубы), способно удовлетворять человеческие потребности. То, что является предметом роскоши для одного человека, может оказаться предметом первой необходимости для другого, а то, что еще несколько лет тому назад считалось предметом роскоши, теперь является самым обычным предметом первой необходимости.

Но и услуги также удовлетворяют наши потребности, как и материальные продукты. Ремонт автомобиля, удаление аппендикса, стрижка волос и консультация юриста наравне с товарами удовлетворяют человеческие потребности. При зрелом размышлении мы осознаем, что фактически покупаем много изделий, например автомобили и стиральные машины, именно ради тех услуг, которые они нам оказывают. Разница между товарами и услугами зачастую оказывается гораздо меньшей, чем это представляется на первый взгляд.

Материальные потребности включают также потребности частных предприятий и правительственных ведомств. Частные предприятия хотят иметь в своем распоряжении фабричные здания, машины, грузовые автомобили, склады, коммуникационные системы и все прочее, что позволяет им реализовать производственные цели. Правительство, отражая коллективные потребности граждан страны или преследуя свои собственные цели, стремится строить автострады, школы, больницы, накапливать военную технику и оружие.

В своей совокупности материальные потребности в практическом смысле неутолимы или безграничны, а это означает, что материальные потребности в товарах и услугах полностью удовлетворить невозможно. Подтвердить этот вывод можно с помощью простого эксперимента. Предположим, что нас просят перечислить те товары и услуги, которые нам нужны, но которыми мы в данный момент не располагаем. Затратим определенное время на составление перечня неудовлетворенных потребностей, и он окажется весьма внушительным. Но с течением времени потребности умножаются, и мы вынуждены пополнять перечень все новыми. Материальные потребности, подобно кроликам, обладают высоким коэффициентом воспроизводства. Стремительное появление новых изделий разжигает наши аппетиты, а широкая реклама стремится убедить нас в том, что мы нуждаемся в бесчисленном количестве предметов, которые без этой рекламы нам бы и в голову не пришло покупать. Еще не так давно у нас не было желания приобретать персональные компьютеры, видеомагнитофоны и DVD, электронные часы, микроволновые печи. Более того, удовлетворив простую потребность, мы уже не можем остановиться.

В общем, можно сказать, что в каждый данный момент индивиды и институты, составляющие общество, испытывают множество неудовлетворенных материальных потребностей. Некоторые из этих потребностей – пища, одежда, жилье – имеют общее из биологических потребностей человека. Однако другие возникают под влиянием сложившихся в обществе обычаев и привычек: специфические виды пищи, одежды, жилья, которые мы стремимся приобрести, часто предопределяются общей социальной и культурной средой нашего обитания. С течением времени потребности изменяются и умножаются в результате появления новых изделий и под воздействием широкой рекламы и энергичного стимулирования сбыта.

Наконец, следует подчеркнуть также, что конечная цель или задача всей экономической деятельности заключается в стремлении удовлетворить эти многообразные материальные потребности.

2. Экономические ресурсы и факторы производства

Под экономическими ресурсами понимаются все виды ресурсов, используемых в процессе производства товаров и услуг. В сущности, это те блага, которые используются для производства других благ. Поэтому их нередко называют производственными ресурсами, производственными факторами, факторами производства, факторами экономического роста. В свою очередь, остальные блага называют потребительскими благами.

Производственные ресурсы – это все природные, людские и созданные людьми ресурсы, которые используются для производства экономических благ. Их делят на три группы по признакам: происхождение, роль в производстве, механизм мобилизации.

Эти три группы и называют экономическими ресурсам.

К экономическим ресурсам относятся:

• природные ресурсы (земля, недра, водные, лесные и биологические, климатические и рекреационные ресурсы), сокращенно – земля. Земля – все, что может быть использовано человеком в производстве в натуральном состоянии, без предварительной обработки: плодородные земли, место для строительства, лес, минеральные ресурсы;

• трудовые ресурсы (люди с их способностью производить товары и услуги), сокращенно – труд.

Труд – все умственные, физические, психические, эмоциональные затраты людей в процессе производства. Показателем эффективности его использования является производительность труда, т.е. степень плодотворности целесообразной деятельности людей. Рост производительности труда проявляется: во-первых, в росте количества создаваемой в единицу времени продукции, во-вторых, в сокращении затрат всех производственных ресурсов на единицу продукции, в-третьих, в повышении роли капитала в производстве по сравнению с трудом и землей, в росте удельного веса затрат капитала в общих затратах производства;

• капитал (в форме денег, т.е. денежный капитал, или средств производства, т.е. реальный капитал). Капитал – все средства производства, созданные людьми, включая сырье, полуфабрикаты, инструменты, промышленное оборудование, инфраструктуру. Это-то, с помощью чего человек воздействует на природу. При характеристике капитала как экономического ресурса следует учитывать, что в экономической теории есть несколько трактовок капитала:

Физический капитал (это и есть экономический ресурс) – запас производственных благ, созданных экономикой для производства других товаров.

Денежный капитал (не является экономически ресурсом) – пускаемые в оборот денежные средства, ценные бумаги (акции, облигации…), любые финансовые активы.

Человеческий капитал – накопленные знания и опыт человека, позволяющие ему получать более высокий доход (особая форма фактора труда).

Общее во всех трактовках: капитал – это то, что пускается в оборот, возвращается владельцу в возросшем масштабе (с прибылью, с повышением заработной платы, с дивидендом).

• предпринимательские способности (способности людей к организации производства товаров и услуг), сокращенно – предпринимательство;

• знания, необходимые для хозяйственной жизни.

Еще Аристотель, а вслед за ним и средневековые мыслители считали труд одним из основных экономических ресурсов. Подобный подход разделяла и первая экономическая школа в мире – меркантилизм. Школа физиократов особое значение приписывала земле как экономическому ресурсу. Адам Смит рассматривал такие экономические ресурсы, как труд, земля и капитал. Однако наиболее четко теорию трех факторов производства сформулировал французский экономист Жан Батист Сэй (1767–1832). Английский экономист Альфред Маршалл (1842–1924) предложил добавить четвертый фактор – предпринимательские способности. Многие современные экономисты склонны полагать, что сейчас по значимости в качестве фактора экономического роста на первое место вышел фактор «знания», называя его по-разному – технология, научно-технический прогресс, наука, информация.

3. Ограниченность ресурсов и выбор альтернатив использования ресурсов

 

Все материальные ресурсы, как естественные, так и произведенные человеком, ограничены. Действительно, когда речь идет о тех ресурсах, которые могут быть вовлечены в производство, встает проблема ограниченности пахотных земель, залежей полезных ископаемых, лесных угодий, пригодных к разведению рыб озер и рек. Лимитировано и использование в производстве станков и инструментов нужного ассортимента и качества, адекватных потребностям производства технологических характеристик, компьютеров необходимой производительности, программных средств, способных эффективно заменить человека на производстве. Несмотря на широкое развитие транспортных средств, всякий предприниматель ощущает определенную недостаточность их для целей своей деятельности.

Фактор ограниченности имеет место и в отношении человеческих ресурсов. В самом деле, несмотря на высокий уровень безработицы, в периодической печати постоянно публикуются объявления о приглашении на работу, о конкурсах на вакантные места. Это значит, что, наряду с проблемой занятости, существует дефицит определенных видов трудовых ресурсов. К примеру, при том, что выпускники педагогического института не трудоустроены, в школах городов ощущается острая нехватка педагогических кадров.

Нехватка людей, способных к цивилизованной предпринимательской деятельности, особенно остро ощущается в нашей экономике. Это связано с отсутствием, а точнее, забвением отечественных предпринимательских традиций, недостаточной квалификацией людей, занявшихся бизнесом, неадекватной потребностям современного бизнеса правовой, экономической и социально-политической средой.

Наряду с ограниченными, экономическими ресурсами, существуют и блага, не являющиеся ограниченными, распределяемыми и присваемыми определенными людьми (атмосферный воздух). Такие ресурсы, в отличие от экономических, называют свободными.

Учитывая, что ресурсы общества ограничены, встает вопрос о производственных возможностях, то есть проблема технологического выбора, решения вопроса о том, какие блага и в каких количествах производить, чтобы в максимальной степени удовлетворить общественные потребности. В этих целях необходимо задействовать все имеющиеся ресурсы и возможности.

Ограниченность ресурсов не является абсолютной, она всегда относительна. Так, наличные освоенные ресурсы определенного хозяйства всегда зависят от:

• величины трудовых ресурсов, выступающих прямым следствием демографической ситуации в обществе;

• величины функционирующих в процессе общественного воспроизводства средств производства, включая землю.

Величина функционирующих в процессе общественного воспроизводства средств производства определяется господствующим на данном этапе развития хозяйственной системы технологическим способом производства. Именно технологический способ производства является ограничителем для вовлечения в процесс общественного воспроизводства дополнительных ресурсов. Так, изменения, связанные с повышением уровня производительности труда на предприятии, благодаря технологическим изменениям, имеют следствием, как правило, рост объема производства, для достижения которого ранее потребовалось бы значительное увеличение числа занятых. В данном случае для предприятия (и для общества) произошло изменение величины таких экономических ресурсов, как труд и средства производства.

Ресурсы есть материальное воплощение потребностей общественного воспроизводства, и их ограниченность носит относительный характер, о ней можно рассуждать только в рамках определенного способа производства.

Ресурсы взаимопереплетены. Например, такой экономический ресурс, как знания, используется, когда природные ресурсы стремятся потребить более рационально на основе новых знаний (научных достижений). Знания являются важным элементом такого ресурса, как труд, когда его оценивают с качественной стороны и обращают внимание на квалификацию работников, которая зависит, прежде всего, от полученного ими образования (знаний). Знания (прежде всего технологические) обеспечивают повышение уровня использования оборудования, т.е. реального капитала. Наконец, они (особенно управленческие знания) позволяют предпринимателям организовывать производство товаров и услуг наиболее рационально.

Экономические ресурсы мобильны (подвижны), так как могут перемещаться в пространстве (внутри страны, между странами), хотя степень их мобильности различна. Наименее мобильны природные ресурсы, подвижность многих из которых близка к нулю (землю трудно переместить из одного места в другое, хотя и возможно). Более подвижны трудовые ресурсы, что видно из внутренней и внешней миграции рабочей силы в мире в заметных размерах. Еще более мобильны предпринимательские способности, хотя часто они перемещаются не сами по себе, а вместе с трудовыми ресурсами или/и капиталом (это связано с тем, что носителями предпринимательских способностей являются или наемные управляющие, или владельцы капитала). Наиболее мобильны два последних ресурса – капитал (особенно денежный) и знания.

Переплетение ресурсов и их мобильность отчасти отражают их другое свойство – взаимозаменяемость (альтернативность). Если фермеру нужно увеличить производство зерна, то он может сделать это так: расширить посевные площади (использовать дополнительные природные ресурсы), или нанять дополнительных работников (увеличить использование труда), или расширить свой парк техники и инвентаря (увеличить свой капитал), или улучшить организацию труда на ферме (шире использовать свои предпринимательские способности), или, наконец, использовать новые виды семян (применить новые знания). У фермера есть подобный выбор потому, что экономические ресурсы взаимозаменяемы (альтернативны).

Обычно эта взаимозаменяемость не бывает полной. Например, человеческие ресурсы не могут полностью заменить капитал, иначе работники останутся без оборудования и инвентаря. Экономические ресурсы заменяют друг друга вначале легко, а потом все труднее. Так, при неизменном числе тракторов можно увеличить число работников на ферме, обязав их работать в две смены. Однако нанять еще работников и организовать систематическую работу в три смены будет очень сложно, разве что резко увеличив им заработную плату.

Предприниматель (организатор производства) постоянно встречает и использует указанные свойства экономических ресурсов. Ведь в условиях ограниченности этих ресурсов он вынужден отыскивать наиболее рациональную их комбинацию, используя взаимозаменяемость.

Иллюстрацией к переплетению и альтернативности экономических ресурсов может быть простая, основанная только на двух производственных факторах (модель Кобба–Дугласа). Она выглядит следующим образом:


Q=AKαLβ

где Q – объем производства; К – размер капитала; L – затраты труда (в стоимостном выражении); α и β – показатели эластичности производства Q по отношению соответственно к капиталу и труду (они показывают, на сколько процентов должно увеличиться Q, если или К или L возрастает на один процент); А – функция.

4. Основные экономические проблемы, стоящие перед обществом

 

Главной экономической задачей является выбор наиболее эффективного варианта распределения факторов производства в целях решения проблемы ограниченности возможностей, которая обусловлена беспредельными потребностями общества и ограниченностью ресурсов. Любое общество должно найти ответы на следующие три вопроса:

Ø   что из товаров и услуг должно быть произведено, и в каком количестве?

Ø   как эти товары и услуги надо произвести?

Ø   кто, получит и сможет потребить (использовать) эти товары и услуги?

Рассмотрим поподробнее каждый из вопросов.

1. Что производить? Отдельный человек может получить какие-либо товары различными путями: произвести их самостоятельно, обменять на другие вещи, получить их в качестве подарка. Общество в целом не может получить все и немедленно. В силу этого оно должно определиться, что хотело бы иметь немедленно, с получением чего можно подождать, а от чего – вообще отказаться.

Развитые страны, например, прилагают немало усилий к улучшению производства ограниченного круга товаров для достижения определенного успеха в конкурентной борьбе с другими странами. Это могут быть автомобили, ЭВМ или иные товары.

Иногда выбор может быть очень трудным. Так называемые слаборазвитые страны настолько бедны, что усилия большей части рабочей силы тратятся на то, чтобы только накормить и одеть население страны. В таких странах поднять жизненный уровень можно путем наращивания производства.

Но поскольку рабочая сила занята полностью, то увеличить уровень общественного производства нелегко. Можно, конечно, провести модернизацию оборудования с целью увеличить объем производства. Но для этого необходима перестройка национального хозяйства. Часть ресурсов будет переключена с производства предметов потребления на производство капитальных товаров, строительство производственных зданий, выпуск машин и оборудования. Такая перестройка производства снизит жизненный уровень во имя его будущего повышения. Однако в странах с низким жизненным уровнем даже незначительное снижение выпуска товаров массового потребления поставит большое число людей на грань нищеты.

2. Как должны быть произведены товары и услуги? Кем, из каких ресурсов, с помощью какой технологии они должны быть произведены? Посредством какой организации национального хозяйства?

Существуют различные варианты производства всего набора благ, а также каждого блага в отдельности.

По разным проектам можно построить производственное и жилое здание, по разным проектам можно выпускать автомобили, использовать участок земли. Здание может быть и многоэтажным, и одноэтажным, автомобиль можно собрать на конвейере или вручную, участок земли можно засеять кукурузой или пшеницей.

Одни здания строят частные лица, другие – государство (например, школы). Решение о строительстве автомобилей в одной стране принимает государственный орган, в другой – частные фирмы. Использование земли может осуществляться либо по желанию самих фермеров, либо с участием или решением государственных органов.

3. Для кого произведен продукт? Поскольку количество созданных товаров и услуг ограничено, то возникает проблема их распределения. Кто должен пользоваться этими продуктами и услугами, извлекать полезность? Должны ли все члены общества получать одинаковую долю, или должны быть бедные и богатые, какова должна быть доля тех и других? Чему должен быть отдан приоритет–интеллекту или физической силе? Решение данной проблемы определяет цели общества, стимулы его развития.



Заключение

Экономическая теория изучает деятельность людей, связанную с достижением эффективного использования ограниченных ресурсов для наилучшего удовлетворения потребностей в жизненных благах. Создание необходимых благ осуществляется на предприятиях путем организации производства.

Потребности человека можно определить как состояние неудовлетворенности, или нужды, которое он стремится преодолеть. Потребности человека не остаются неизменными, они развиваются по мере эволюции человеческой цивилизации.

Как правило, блага, необходимые для удовлетворения потребностей человека, в готовом виде не существуют. Их необходимо создавать, производить, используя при этом те ресурсы, которыми люди обладают.

Возрастающие потребности общества ориентируют на постоянное увеличение результата. Но, поскольку ресурсы ограничены, то ограничены и производственные возможности. Увеличение объемов производства одного продукта может быть достигнуто лишь при частичном или полном отказе от производства другого. Ограниченность ресурсов определяет их альтернативное использование. Поскольку ресурсы редки, экономика полной занятости, полного объема производства не может обеспечить неограниченный выпуск товаров и услуг. Более того, следует принимать решения, какие товары и услуги следует производить, а от каких отказаться.

Множество обстоятельств побуждает людей к действию. И в этом взаимодействующем водовороте обстоятельств экономические законы лишь в конечном итоге определяют действия людей, общества.


Список используемой литературы

 

1.   Баликоев В.З. Общая экономическая теория. Изд.: Омега – Л., 2005

2.   Бардовский В.П., Рудакова О.В., Самородова Е.М. Экономическая теория. Изд.: Форум Инфра-М, 2009

3.   Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Экономическая теория. ЭКСМО, 2007;

4.   Кураков Л.П. Экономическая теория. М.: Гелиос АРВ, 2005.

5.   Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику. М: Высшая школа., 1994;

6.   Макконел Кемпбелл Р., Брю Стенли Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т. М.: Прогресс, 1992;

7.   Макроэкономика.\ Под. Ред. Т.Ю. Останиной. Хабаровск: ХГАЭП, 1994;

8.   Микроэкономика. Экономическая роль государства. Экономический рост и международная торговля. \ Под ред. к.э.н., доц. Т.Ю. Останиной. Хабаровск: ХГАЭП, 1995;

9.   Основы экономической теории. \ Под. ред. Камаева В.Д., М.; 1996;

10.      Рыночная экономика. Часть 1. Макроэкономика.\ В.Ф. Максимова. М.: Соминтек, 1992;

11.      Савицкая Е.В., Евсеев О.В. Экономический словарь-гипертекст. М.; 1994.

12.      Самуэльсон П.А., Нордхаус В.Д. Экономика. М., 1997;

13.      Сакс Д.Д., Ларрен Б. Макроэкономика. Глобальный подход. М., 1996.

14.      Современная экономика. Экзаменационные ответы. Ростов н/Д.: Феникс, 2001.

15.      Степанов В., Ковалев Н. Основы экономики для студентов вузов. М.: Феникс, 2007.

Оглавление Введение 1.    Безграничные потребности общества 2.    Экономические ресурсы и факторы производства 3.      Ограниченность ресурсов и выбор альтернатив использования ресурсов 4.    Основные экономические проблемы, ст

 

 

 

Внимание! Представленная Контрольная работа находится в открытом доступе в сети Интернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
Советуем не рисковать. Узнай, сколько стоит абсолютно уникальная Контрольная работа по твоей теме:

Новости образования и науки

Заказать уникальную работу

Похожие работы:

Материальные ресурсы железнодорожного транспорта
Материальные ресурсы отрасли
Международная экономика в условиях глобализации
Международное разделение труда
Межотраслевой баланс: структура, назначение. Прогнозирование и планирование трудовых ресурсов и занятости
Межрегиональные отношения на примере Башкирии
Мелкобуржуазная политическая экономика
Мелкобуржуазная политэкономия Сисмонди
Место малого бизнеса в транзитивной экономике
Место Сибири в системе всероссийской и внешней торговли в XVII–XIX вв.

Свои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru