курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное учреждение высшего профессионального образования
Кафедра «Коммерческая деятельность»
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Налогообложение»
На тему: «Механизм налогообложения физических лиц»
Выполнила:
Руководитель:
2009 г.
Содержание
Введение
1 Налоги в экономической системе общества
1.1 Сущность и роль налогов
1.2 Налогообложение физических лиц
1.3 Подоходный налог с физических лиц
1.4 Налоги на имущество физических лиц
1.5 Налоги с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения
2 Оценка действующего механизма налогообложения доходов физических лиц
2.1 Оценка налоговой нагрузки
2.2 Анализ механизма налогообложения
3 Совершенствование налогообложения доходов физических лиц
Заключение
Список использованных источников
Введение
Налоги - необходимый элемент механизма государственного регулирования рыночной экономики, без которого немыслимо ее целенаправленное развитие с учетом интересов общества.
В Российской Федерации, как и в других странах мира, существует разветвленная система налогов, взимаемых с собственных граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан. В российском законодательстве эти три категории налогоплательщиков именуются обобщенным термином - физические лица. В 1992 г. система налогообложения физических лиц существенно изменилась. При сохранении наиболее крупного налога - подоходного были отменены некоторые ранее установленные налоги, а именно: налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, существовавший как дополнение к подоходному налогу; сельскохозяйственный налог; налог с владельцев строений. Однако взамен было установлено несколько новых платежей, поглотивших или преобразовавших прежние.
Вопросы налогообложения и налоговой политики в условиях становления, функционирования и развития рыночной экономики в России приобретают особую важность и актуальность.
Целью настоящей работы является исследование механизма налогообложения доходов населения и разработка предложений по совершенствованию этого механизма. Достижению этой цели способствовала постановка и решение следующих задач: рассмотрение сущности, видов и функций налогов, раскрытие механизмов функционирования налоговой системы и выявление альтернативных направлений развития Российской налоговой системы. Объектом исследования выступает налогообложение физических лиц.
Предметом исследования является механизм государственного налогового регулирования доходов физических лиц.
При написании работы использованы труды российских и зарубежных ученых, законодательные и нормативные правовые акты по налогам, статистические данные, публикации в периодической печати.
1 Налоги в экономической системе общества
1.1 Сущность и роль налогов
Налоги представляют собой одну из важнейших категорий, определяющих функционирование социально-экономической системы современного общества. За счет налогов государство не только обеспечивает финансирование важнейших общественных потребностей (поддержание системы управления, содержание армии, обеспечение правопорядка, образование, здравоохранение, культура, и т.д.), но и осуществляет целенаправленное регулирование производственно-экономической деятельности частных лиц и предприятий. В современных государствах через налоги мобилизуется в казну и перераспределяется до 50% валового внутреннего продукта.
Плательщиками налогов выступают юридические и физические лица. Объектами обложения являются предметы имущества, находящиеся в собственности этих лиц, получаемые ими доходы, а также сделки, связанные с приобретением, обменом, потреблением и реализацией товаров, работ, услуг и имущественных прав.
Налоги представляют собой особую форму экономических отношений в обществе, их функциональная специфика характеризуется созданием финансовой основы существования государства путем принудительного отчуждения части национального дохода с целью образования централизованного фонда финансовых ресурсов. В силу этого элемента принудительности налоговые отношения выделяются из общей массы общественных социально-экономических отношений, для них характерны свойства императивности и администрирования, определяющие функционирование государственного механизма. В современных государствах права установления налогов, определения размеров налоговых ставок строго закреплены по уровням представительной власти - т.е. налоги могут вводиться только с согласия законно избранных представителей народа.
Общие принципы налогообложения теоретически разработал шотландский экономист А. Смит. Первый принцип требует справедливого распределения налогов в обществе, соразмерности налогов с имуществом или доходом каждого. Справедливость обложения означает всеобщность и пропорциональность в обложении доходов. Принцип справедливости стал в теории налогообложения наиболее важным признаком налога. Однако этот критерий хоть и пользуется неоспоримым приоритетом, тем не менее, достаточно расплывчат и нет единого мнения, что следует считать справедливым.
Второй принцип предписывает определенность взноса. Налог, который обязано уплачивать каждое лицо, не может быть произволен. Время, вид, способ платежа, сумма - все это должно быть ясно как налогоплательщику, так и другому лицу.
Третий принцип требует удобности для плательщика. Налог должен взиматься в то время и таким способом, чтобы плательщику было легче всего внести его.
Четвертый принцип предлагает минимизацию издержек при взимании налогов. Затраты по сбору налогов должны быть многократно меньше, чем сумма налогов.
Налоговая политика экономически развитых государств определяется теми методологическими подходами и соответствующей идеологией, которых придерживается правительство [1].
1.2 Налогообложение физических лиц
Одной из традиционных форм налогообложения является обложение доходов физических лиц.
Плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников, расположенных в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.
Российское налоговое законодательство предусматривает ряд особенностей налогообложения иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих постоянное местожительство в России, а также доходов, получаемых лицами, не имеющими постоянного местожительства в РФ.
Следует отметить, что для целей налогообложения возраст физического лица не влияет на признание его плательщиком налога на доходы физических лиц.
Объектом налогообложения для физических лиц - налоговых резидентов РФ является доход, полученный ими от источников, как в РФ, так и за рубежом, а для физических лиц – нерезидентов – от источников только в РФ.
К доходам от источников в РФ относятся:
1) дивиденды и проценты, выплачиваемые российской организацией или иностранной организацией в связи с деятельностью ее постоянного представительства на территории РФ;
2) страховые выплаты при наступлении страхового случая, выплачиваемые российской организацией или иностранной организацией в связи с деятельностью ее постоянного представительства в РФ;
3) доходы, полученные от использования в РФ прав на объекты интеллектуальной собственности;
4) доходы, полученные от предоставления в аренду, и доходы, полученные от иного использования имущества, находящегося в РФ;
5) доходы от реализации:
- недвижимого имущества, находящегося в РФ;
- в РФ акций и иных ценных бумаг, а также долей участия в уставном капитале организаций;
- прав требования к российской организации или иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства на территории РФ;
- иного имущества, находящегося в РФ и принадлежащего физическому лицу.
6) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия (бездействия) в РФ;
7) пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, выплачиваемые в соответствии с российским законодательством или выплачиваемые иностранной организацией в связи с деятельностью ее постоянного представительства в РФ;
8) доходы от использования любых транспортных средств, включая морские или воздушные суда, трубопроводов, линий электропередачи, линий оптико-волоконной и беспроводной связи, средств связи, компьютерных сетей, находящихся или зарегистрированных в РФ, владельцами (пользователями) которых являются резиденты РФ;
9) иные доходы, получаемые плательщиком в результате осуществления им деятельности в РФ [2].
1.3 Подоходный налог с физических лиц
Подоходный налог с физических лиц по сумме поступлений в бюджет занимает третье место после налога на прибыль предприятий и налога на добавленную стоимость и является основным налогом с населения [1].
Главным документом, регулирующим взимание подоходного налога, является закон Российской Федерации от 7 декабря 1991 года № 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц».
Плательщиками подоходного налога являются:
1) физические лица, имеющие постоянное местожительство в России (резиденты). К резидентам относятся лица, проживающие в России в общей сложности не менее 183 дней в календарном году;
2) физические лица, не имеющие постоянного местожительства в Российской Федерации (нерезиденты), в случае получения дохода на территории России;
3) иностранные личные компании, доходы которых рассматриваются как доходы их владельцев. Владельцем личной компании считается физическое лицо, в собственности которого находится любая хозяйственная единица, доходы которой в стране регистрации не подлежат обложению налогом на прибыль корпораций или иным аналогичным налогом [8].
Возраст физического лица не влияет на признание его плательщиком налога.
Объектом налогообложения у физических лиц является совокупный доход, полученный в календарном году:
- у резидентов от источников в Российской Федерации и за ее пределами;
- у нерезидентов - от источников в Российской Федерации.
Доход можно определить как материальные блага, получаемые физическими лицами от других лиц (за исключением государства и муниципалитетов), в результате осуществления своей трудовой, предпринимательской деятельности, а также полученные по иным основаниям и улучшающие материальное положение лица в целом.
Сумма всех доходов, полученных физическим лицом за календарный год, за вычетом изъятий, составляет валовой (совокупный) доход, который определяется как разница между валовым доходом, полученным в течение календарного года, и документально подтвержденными расходами, связанными с извлечением этого дохода.
При определении объекта следует иметь в виду, что доходы, полученные в натуральной форме, учитываются в составе совокупного годового дохода по государственным регулируемым ценам, а при их отсутствии - по свободным (рыночным) ценам на дату получения дохода.
Сумма подоходного налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется за вычетом уплаченных авансовых платежей, а также сумм предоставленного налогового кредита [1].
Закон о подоходном налоге предусматривает льготы в виде вычетов из совокупного облагаемого дохода. К основным вычетам можно отнести:
а) суммы расходов на содержание детей и иждивенцев в пределах установленного минимального размера оплаты труда за каждый месяц;
б) расходы в виде перечисления средств на благотворительные цели;
в) расходы на новое строительство либо приобретение дома, квартиры, дачи, садового дома, а также суммы, направленные на погашение кредитов и процентов по ним, полученных в банках и кредитных учреждениях на эти цели;
г) расходы по уплате отчислений в Пенсионный фонд РФ.
В настоящее время законодательство о подоходном налоге учитывает и социальные аспекты статуса налогоплательщика (участник войны, военнослужащий и т. д.) [8].
Исчисление налога по месту основной работы производится с начала календарного года по истечении каждого месяца с суммы совокупного дохода, уменьшенного на установленный законом минимальный размер оплаты труда и сумму расходов на содержание детей и иждивенцев, с зачетом ранее удержанной суммы налога.
По окончании года производится перерасчет налога исходя из сумм, составляющих совокупный доход физического лица (в полных рублях).
Предприятия, учреждения и организации обязаны перечислять в бюджет суммы исчисленного и удержанного с физических лиц налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на оплату труда либо не позднее дня перечисления со счетов указанных организаций в банке по поручениям работников причитающихся им сумм.
Предприятия, учреждения и организации, не имеющие счетов в банках, а также выплачивающие суммы на оплату труда из выручки от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг перечисляют исчисленные суммы налога в банки не позднее дня, следующего за днем выплаты средств на оплату труда.
Удержанные с доходов физических лиц налоги перечисляются в бюджет. Излишне удержанные источником дохода суммы налога зачисляются им в уплату предстоящих платежей или возвращаются физическому лицу по его заявлению.
С доходов, получаемых не по месту основной работы, налог исчисляется и удерживается в порядке, указанном выше. При этом исключение из доходов у физических лиц сумм установленного законом минимального размера оплаты труда и расходов на содержание детей и иждивенцев не производится.
Предприятия, учреждения, организации и физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей, обязаны не реже одного раза в квартал предоставлять налоговым органам по месту своего нахождения сведения о суммах выплаченных физическим лицам за истекший год доходов и об удержанных с них сумм налога с указанием адресов постоянного местожительства этих лиц. Указанные сведения пересылаются в налоговые органы по месту постоянного жительства получателей доходов, и налоговые органы учитывают их при проверке предоставляемых физическими лицами деклараций.
При налогообложении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, и иных доходов состав расходов принимается, согласно составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), определяемому Правительством РФ. В затраты включаются документально подтвержденные расходы.
При налогообложении доходов физических лиц, не имеющих в отчетном году места основной работы (службы, учебы), сумма полученного ими дохода уменьшается на сумму вычетов и льгот, предусмотренных Законом «О подоходном налоге».
Подоходный налог исчисляется:
- предприятиями, учреждениями, организациями и физическими лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей, а также нотариусами, занимающимися частной практикой, при выплате ими сумм физическим лицам в течение года;
- налоговыми органами на основе имеющихся данных о предполагаемом доходе физического лица в текущем году;
- налоговыми органами на основе фактически полученных в отчетном календарном году физическим лицом доходов, указанных им в декларации, и других имеющихся сведений.
Налог, исчисленный налоговыми органами, уплачивается в следующем порядке (предпринимателями): в течение текущего года плательщики вносят по одной трети годовой суммы налога, исчисленной по доходам за истекший год, а плательщики, впервые привлекаемые к уплате налога, - по одной трети с предполагаемого дохода на текущий год. Сроки уплаты авансовых платежей налога - к 15 июля, к 15 августа и к 15 ноября. В случае значительного увеличения или уменьшения в течение года дохода плательщика по его заявлению налоговый орган производит перерасчет суммы налога по не наступившим срокам уплаты.
Сведения о выплаченных суммах и удержанном налоге не реже одного раза в квартал сообщаются налоговым органам по месту нахождения источника выплаты. Налоговые органы пересылают эти сведения налоговым органам по месту постоянного жительства физического лица.
В случае несвоевременного привлечения физических лиц к уплате налога или неправильного исчисления налога с их доходов взыскание либо возврат им налоговой суммы производится не более чем за три года, предшествующих обнаружению факта неправильного удержания.
Суммы налога, не взысканные в результате уклонения плательщика от налогообложения, взыскиваются за все время уклонения от уплаты налога.
Суммы налога, не удержанные с физических лиц или удержанные не полностью, взыскиваются предприятиями, учреждениями и организациями до полного погашения задолженности. При этом взыскание задолженности с физического лица производится с соблюдением гарантий, установленных законодательством Российской Федерации.
При невозможности взыскания налога с физического лица у источника получения дохода или в случаях, когда заведомо известно, что взыскание задолженности может быть осуществлено в течение многих лет, предприятия, учреждения и организации обязаны в течение месяца сообщить о сумме задолженности налоговому органу по месту своего нахождения. Взыскание этой суммы производится на основании платежного извещения, вручаемого налоговым органом физическому лицу [1].
Закон устанавливает порядок декларирования физическими лицами совокупного годового дохода и порядок исчисления налога по совокупному годовому доходу. Декларация о фактически полученных доходах и произведенных расходах предоставляется физическими лицами налоговому органу по месту постоянного жительства не позднее 31 апреля года, следующего за отчетным. От предоставления декларации освобождаются лица, получающие доход только по месту основной работы, лица, не имеющие постоянного местожительства в Российской Федерации, а также физические лица, если их совокупный облагаемый доход за отчетный год не превысил сумму дохода, исчисление налога с которого производится по минимальной ставке. На лиц, получающих доходы от предпринимательской деятельности и иные доходы, данное исключение не распространяется. В декларации указываются размер дохода, полученного ими за первый месяц деятельности, и размер ожидаемого дохода до конца текущего года. В случае прекращения существования источника дохода до конца текущего года декларация подается в пятидневный срок со дня прекращения его существования [8].
В декларациях физические лица указывают все полученные ими доходы за год, источники их получения и суммы начисленного и уплаченного налогов. Они вправе в месячный срок после подачи в налоговый орган декларации о доходе уточнить данные, заявленные в декларации.
При поступлении запросов и обращений с целью получения сведений, содержащихся в налоговых декларациях, следует исходить из того, что налоговые органы не являются собственником данной информации, не могут распоряжаться ею по своему усмотрению, и обязаны обеспечивать их сохранность и конфиденциальность [1].
1.4 Налоги на имущество физических лиц
подоходный налог физический лицо
Плательщиками налогов на имущество являются физические лица, имеющие в собственности объекты, определяемые Законом Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц», который был принят 9 декабря 1991 г.
Объектами обложения налогами в соответствии с настоящим Законом являются находящиеся в собственности физических лиц жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения, а также моторные лодки, вертолеты, самолеты и другие транспортные средства, за исключением автомобилей, мотоциклов и других самоходных машин и механизмов на пневмоходу.
Налог на строения, помещения и сооружения уплачивается ежегодно по ставке, устанавливаемой органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации в размере, не превышающем 0,1 процента от их инвентаризационной стоимости, а в случае, если таковая не определялась, от стоимости этих строений, помещений и сооружений, определяемой по обязательному страхованию. Налог на транспортные средства взимается в зависимости от мощности двигателя.
От уплаты налогов на имущество физических лиц освобождаются следующие категории граждан:
· Герои Советского Союза, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней и Герои Российской Федерации;
· инвалиды I и II групп, инвалиды с детства;
· участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан;
· лица, получающие льготы в соответствии с Законом РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а также лица, указанные в статьях 2, 3, 5, 6 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;
· военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющими общую продолжительность военной службы 20 лет и более;
· лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
· члены семей военнослужащих, потерявших кормильца. Льгота членам семей военнослужащих, потерявших кормильца, предоставляется на основании пенсионного удостоверения, в котором проставлен штамп "вдова (вдовец, мать, отец) погибшего воина".
Налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается:
· пенсионерами, получающими пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации;
· гражданами, уволенными с военной службы или призывавшимися на военные сборы, выполнявшими интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия;
· родителями и супругами военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей. Супругам государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, льгота предоставляется только в том случае, если они не вступили в повторный брак;
· со специально оборудованных сооружений, строений, помещений (включая жилье), принадлежащих деятелям культуры, искусства и народным мастерам на праве собственности и используемых исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также с жилой площади, используемой для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек и других организаций культуры на период такого их использования.
От уплаты налога на транспортные средства освобождаются владельцы моторных лодок с мотором мощностью не более 10 лошадиных сил или 7,4 киловатта [9].
Исчисление налогов производится налоговыми органами. Сумма исчисленного налога на имущество физических лиц определяется в полных рублях. Лица, имеющие право на льготы, указанные в Законе, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы.
Налог на строения, помещения и сооружения исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года, представляемых органами коммунального хозяйства, а в случае, если таковая не определялась, по стоимости, определяемой для расчета суммы по государственному обязательному страхованию этих строений, помещений и сооружений.
За строения, помещения и сооружения, находящиеся в общей долевой собственности нескольких собственников, налог уплачивается каждым из собственников соразмерно их доле в этих строениях, помещениях и сооружениях.
Налог на транспортные средства исчисляется по состоянию на 1 января того года, за который начисляются платежи, на основании сведений, ежегодно представляемых в налоговые органы государственными инспекциями по маломерным судам и другими организациями, осуществляющими регистрацию транспортных средств.
Данные, необходимые для исчисления налоговых платежей, представляются налоговым органам бесплатно.
По новым строениям, помещениям и сооружениям, а также по приобретенным транспортным средствам налог уплачивается с начала года, следующего за их возведением или приобретением.
За транспортное средство, находящееся в собственности нескольких физических лиц, налог взимается с того лица, на имя которого зарегистрировано это транспортное средство.
В случае уничтожения, полного разрушения строения, помещения, сооружения или транспортного средства взимание налога прекращается, начиная с месяца, в котором они были уничтожены или полностью разрушены.
При возникновении права на льготу в течение календарного года перерасчет налога производится с месяца, в котором возникло это право.
Платежные извещения об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами ежегодно не позднее 1 августа. Уплата налога производится владельцами равными долями в два срока не позднее 15 сентября и 15 ноября.
Лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три предыдущих года. Пересмотр неправильно произведенного налогообложения допускается не более чем за три предыдущих года [1].
1.5 Налоги с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения
Плательщиками налога являются физические лица, которые принимают имущество, переходящее в их собственность в порядке наследования или дарения.
Объектами налогообложения являются жилые дома, квартиры, дачи, садовые домики в садоводческих товариществах, автомобили, мотоциклы, моторные лодки, катера, яхты, другие транспортные средства, предметы антиквариата и искусства, ювелирные изделия, бытовые изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней и лом таких изделий, паенакопления в жилищно-строительных, гаражностроительных и дачностроительных кооперативах, суммы, находящиеся во вкладах в учреждениях банков и других кредитных учреждениях, средства на именных приватизационных счетах физических лиц, стоимость имущественных и земельных долей (паев), валютные ценности и ценные бумаги в их стоимостном выражении.
Налог с имущества, переходящего физическим лицам в порядке наследования, исчисляется по следующим ставкам:
а) при наследовании имущества стоимостью от 850-кратного до 1700-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда:
· наследникам первой очереди 5% от стоимости имущества, превышающей 850-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда;
· наследникам второй очереди 10% от стоимости имущества, превышающей 850-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда;
· другим наследникам 20% от стоимости имущества, превышающей 850-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда;
б) при наследовании имущества стоимостью от 1701-кратного до 2550-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда:
· наследникам первой очереди 42,5-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда + 10% от стоимости имущества, превышающей 1700-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда;
· наследникам второй очереди 85-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда + 20% от стоимости имущества, превышающей 1700-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда;
· другим наследникам 170-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда + 30% от стоимости имущества, превышающей 1700-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда;
в) при наследовании имущества стоимостью свыше 2550-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда:
· наследникам первой очереди 127,5-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда + 15% от стоимости имущества, превышающей 2550-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда;
· наследникам второй очереди 255-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда + 30% от стоимости имущества, превышающей 2550-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда;
· другим наследникам 425-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда + 40% от стоимости имущества, превышающей 2550-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда [9].
Налог с имущества, переходящего физическим лицам в порядке дарения, исчисляется по следующим ставкам:
а) при стоимости имущества, переходящего в порядке дарения, от 80-кратного до 850-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда:
· детям, родителям 3% от стоимости имущества, превышающей 80-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда;
· другим физическим лицам 10% от стоимости имущества, превышающей 80-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда;
б) при стоимости имущества, переходящего в порядке дарения, от 851-кратного до 1700-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда:
· детям, родителям 23,1-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда + 7% от стоимости имущества, превышающей 850-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда;
· другим физическим лицам 77-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда + 20% от стоимости имущества, превышающей 850-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда;
в) при стоимости имущества, переходящего в порядке дарения, от 1701-кратного до 2550-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда:
· детям, родителям 82,6-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда + 11% от стоимости имущества, превышающей 1700-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда;
· другим физическим лицам 247-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда + 30% от стоимости имущества, превышающей 1700-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда;
г) при стоимости имущества, переходящего в порядке дарения, свыше 2550-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда:
· детям, родителям 176,1-кратного установленного законом размера ми минимальной месячной оплаты труда + 15% от стоимости имущества, превышающей 2550-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда;
· другим физическим лицам 502-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда + 40% от стоимости имущества, превышающей 2550-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда [1].
От налогообложения в соответствии с Законом освобождается:
· имущество, переходящее в порядке наследования супругу, пережившему другого супруга, или в порядке дарения от одного супруга другому;
· жилые дома (квартиры) и паенакопления в жилищно-строительных кооперативах, если наследники (одаряемые) проживали в этих домах (квартирах) совместно с наследодателем (дарителем) на день открытия наследства или оформления договора (дарения);
· имущество лиц, погибших при защите СССР и Российской Федерации в связи с выполнением ими государственных или общественных обязанностей или в связи с выполнением долга гражданина СССР и Российской Федерации по спасению человеческой жизни, охране государственной собственности и правопорядка;
· жилые дома и транспортные средства, переходящие в порядке наследования инвалидам I и II групп;
· транспортные средства, переходящие в порядке наследования членам семей военнослужащих, потерявших кормильца. Потерявшими кормильца считаются члены семьи умершего (погибшего) военнослужащего, имеющие право на получение пенсии по случаю потери кормильца [9].
Налог взимается при условии выдачи нотариусами, должностными лицами, уполномоченными совершать нотариальные действия, свидетельств о праве на наследство или удостоверения ими договоров дарения в случаях, если общая стоимость переходящего в собственность физического лица имущества на день открытия наследства или удостоверения договора дарения превышает соответственно 850-кратный и 80 -кратный размер минимальной месячной оплаты труда.
Оценка жилого дома (квартиры), дачи и садового домика, переходящих в собственность физического лица в порядке наследования или дарения, производится органами коммунального хозяйства или страховыми организациями. Оценка транспортных средств производится страховыми и другими организациями, которым предоставлено право осуществлять эти действия. Оценка другого имущества производится экспертами.
Нотариусы, а также должностные лица, уполномоченные совершать нотариальные действия, обязаны в 15-дневный срок (с момента выдачи свидетельства или удостоверения договора) направить в налоговый орган по месту их нахождения справку о стоимости имущества, переходящего в собственность граждан, необходимую для исчисления налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения.
За непредставление либо несвоевременное представление документов, необходимых для исчисления налога, на руководителей указанных органов налагается штраф в размере пятикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.
Уплата налога производится плательщиком на основании платежного извещения, вручаемого ему налоговым органом. Физические лица, проживающие в Российской Федерации, уплачивают налог не позднее трехмесячного срока со дня вручения им платежного извещения. В случае необходимости налоговые органы могут предоставлять плательщикам по их письменному заявлению рассрочку или отсрочку уплаты налога, но не более чем на два года, с уплатой процентов в размере 0,5 ставки на срочные вклады, действующей в Сберегательном банке Российской Федерации.
Физические лица, проживающие за пределами Российской Федерации, обязаны уплатить налог до получения документа, удостоверяющего право собственности на имущество. Выдача им такого документа без предъявления квитанции об уплате налога не допускается.
Наследственное имущество и имущество, перешедшее в порядке дарения, может быть продано, подарено, обменено собственником только после уплаты им налога, что подтверждается справкой налогового органа [1].
2 Оценка действующего механизма налогообложения доходов физических лиц
2.1 Оценка налоговой нагрузки
Не только предприятия, но и физические лица несут налоговое бремя, комплексная оценка которого предполагает использование трёх показателей:
· средний уровень прямых налоговых изъятий;
· уровень косвенных налоговых изъятий;
· налоговая нагрузка на физическое лицо.
Средний уровень налоговых изъятий (Снп) – это усредненный в целом по республике показатель, который рассчитывается по формуле:
где ОПн – общая сумма прямых налогов, уплаченных физическими лицами в целом по республике;
СВд – совокупный валовой доход физических лиц в целом по республике.
Наряду с прямыми налогами на физические лица ложится также и бремя косвенных налогов и сборов, присутствующих в цене приобретаемых товаров и услуг. Оценить его величину можно с помощью такого показателя как уровень косвенных налоговых изъятий в среднем по республике:
где Снк – средний уровень косвенных изъятий с доходов физических лиц;
ОКн – общая сумма косвенных налогов и сборов, уплаченных в бюджет республики;
СВд - совокупный валовой доход физических лиц в целом по республике.
Для оценки общего уровня налоговой нагрузки на физических лиц целесообразно использовать показатель, представляющий собой сумму прямых и косвенных налоговых изъятий. Налоговая нагрузка в среднем по республике рассчитывается по формуле:
Использование данного подхода позволит оценить реальный уровень налоговой нагрузки на физических лиц, поскольку учитывает не только прямые налоги, уплачиваемые сразу в бюджет, но и завуалированные в цене товаров и услуг косвенные налоги [4].
Исходные данные для расчета данных показателей представлены в таблице 1 [6, 7].
Таблица 1 – Исходные данные для расчета показателей оценки налоговой нагрузки, в млрд. руб.
Вид платежа | 2007 | 2008 |
Прямые платежи | 10761,5 | 14152,5 |
Косвенные платежи | 12743 | 9550 |
Совокупный валовой доход физических лиц | 58670 | 76346 |
Из таблицы 1 видно, что сумма прямых налогов в 2008 году увеличилась на 3391 млрд. руб., хотя сумма косвенных налогов и сборов, присутствующих в цене приобретаемых товаров и услуг, уменьшилась на 3193 млрд. руб. В 2008 году увеличился совокупный валовой доход физических лиц на17676 млрд. руб.
Результаты расчетов показателей налоговой нагрузки на физических лиц представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Показатели оценки налоговой нагрузки, в млрд. руб.
Показатели | 2007 | 2008 |
Снп=(Опн/СВд)*100 | 18,34 | 18,54 |
СНк=(Окн/СВд)*100 | 21,72 | 12,51 |
ССн=Снп+СНк | 40,06 | 31,05 |
После расчета данных показателей можно определить реальную и номинальную налоговую нагрузку на физических лиц. Полученные результаты представлены в таблице 3.
Таблица 3 – Динамика налоговой нагрузки
Год | Налоговая нагрузка, % | Отклонение, % | |
номинальная | реальная | ||
2007 | 21,72 | 18,34 | -3,38 |
2008 | 12,51 | 18,54 | 6,03 |
Темп прироста | -42,4 | 1,09 | 43,49 |
В 2007 году номинальная налоговая нагрузка составила 21,72%, в 2008 году – 12,51%, темп прироста составил -42,4%.
Реальная налоговая нагрузка в 2007 году составила 18,34%, а в 2008 году – 18,54%, темп прироста равен 1,09%.
Отклонение номинальной и реальной налоговой нагрузки в 2007 году составило -3,38%, в 2008 году – 6,03%.
2.2 Анализ механизма налогообложения
На изменение любого налога либо платежа оказывают влияние два фактора:
- изменение налогооблагаемой базы;
- изменение ставки налога или платежа.
Исходные данные для факторного анализа представлены в виде таблицы 4 [5, 6].
Таблица 4 – Исходные данные для факторного анализа
Фактор | 2007 | 2008 |
Налогооблагаемая база, млрд.руб. | 58670 | 76346 |
Ставка налога, % | 9 | 9 |
Сумма налога, млрд.руб. | 10761,5 | 14152,5 |
Как видно из таблицы 4, налогооблагаемая база в 2007 году составила 58670 млрд. руб., в 2008 году – 76346 млрд. руб., что на 17676 млрд. руб. больше, чем за предыдущий год. Ставка налога не изменилась по сравнению с 2007 годом. Сумма налога в 2008 году увеличилась на 3391 млрд. руб. и составила 14152,5 млрд. руб.
Результаты расчета представлены в таблице 5.
Таблица 5 – Оценка влияния факторов на сумму платежа
Фактор | Сумма влияния |
Влияние налогооблагаемой базы, млрд.руб. | 1590,84 |
Влияние ставки налога, млрд.руб. | 0 |
Итого изменение налога, млрд.руб. | 1590,84 |
Из таблицы 5 видно, что на изменение суммы налога оказывает влияние только налогооблагаемая база. При изменении налогооблагаемой базы на 17676 млрд. руб., происходит изменение суммы налога на 1590,84 млрд. руб. Ставка налога не оказывает влияния, т.к. за два рассматриваемых года она не изменилась и составила 9%.
3 Совершенствование налогообложения доходов физических лиц
В части налогообложения налогом на доходы физических лиц в долгосрочной перспективе будет сохранена налоговая ставка в размере 13%. Такое решение подтверждено Бюджетным посланием Президента РФ Федеральному Собранию.
В целях реализации демографической политики с 2009 года запланировано увеличение размеров налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц, предоставляемых налогоплательщикам, на обеспечении которых находится ребенок (родители, в том числе приемные родители, опекуны, попечители), с одновременным отказом от установления предельного размера дохода, до достижения которого предоставляется данный вычет.
Также с 2009 года будет увеличен предельный размер дохода, до достижения которого налогоплательщик имеет право на применение стандартного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц.
В связи с введением государственной поддержки формирования пенсионных накоплений в целях стимулирования уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, начиная с 2009 года будут освобождаться от налогообложения налогом на доходы физических лиц как взносы на софинансирование формирования пенсионных накоплений со стороны государства, так и дополнительные взносы работодателей, уплачиваемые в пользу застрахованного лица. Дополнительные взносы со стороны работодателей освобождаются от налогообложения налогом на доходы физических лиц в пределах, установленных для софинансирования со стороны государства. При этом размер социальных налоговых вычетов увеличивается, и будет включать расходы физического лица по уплате дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии.
Существующие освобождения от налогообложения налогом на доходы физических лиц предполагается с 2009 года расширить, в частности, за счет включения сумм компенсации части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
В плановом периоде до 2010 года будет рассмотрен вопрос о возможности предоставления налогового вычета по суммам уплаченных процентов по образовательным кредитам. В последнее время стали появляться специализированные финансовые услуги (образовательные кредиты), которые предоставляются налогоплательщикам для получения высшего профессионального образования. Если мониторинг покажет активное развитие подобных инструментов, то целесообразно предусмотреть с 2010 - 2011 гг. возможность предоставления налогового вычета не только по затратам непосредственно на обучение, но и по процентам, уплаченным по образовательным кредитам.
Необходимо освобождение от налогообложения налогом на доходы физических лиц сумм, уплаченных благотворительными некоммерческими организациями на образовательные цели, в том числе по дошкольному образованию, за определенные категории граждан (малоимущие; дети- сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; инвалиды).
Планируется освобождение от налогообложения налогом на доходы физических лиц следующих видов доходов:
- сумм оплаты некоммерческими организациями путёвок в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения для инвалидов, не работающих в указанных организациях, а также для детей, за счёт целевых поступлений;
- доходов физических лиц, не состоящих с некоммерческой организацией в трудовых отношениях, в случае оплаты их лечения; расширение перечня физических лиц, оплата обучения которых некоммерческой организацией производится без уплаты налога на доходы физических лиц;
- доходов, получаемых детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и детьми, являющимися членами семей, доходы которых на одного члена не превышают прожиточного минимума, от некоммерческих организаций;
- выплат, производимых лицам-добровольцам за найм жилого помещения и проезд, действующим на основании соглашения о добровольческой деятельности, заключенного между добровольцем и некоммерческой организацией.
Представляется целесообразным расширение предусмотренных пунктом 1 статьи 219 Кодекса оснований для получения социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц в части благотворительности - будет принято решение об отмене условия, при котором социальный налоговый вычет на благотворительность предоставляется исключительно при перечислении физическими лицами части своего дохода на осуществление уставной деятельности организаций, частично или полностью финансируемых за счет средств бюджетов.
Также по мере принятия соответствующих решений по налогу на прибыль организаций будут приняты решения об освобождении от налогообложения налогом на доходы физических лиц материальной выгоды, возникающей в связи с оплатой среднего и высшего профессионального образования сотрудников.
Заключение
Налоги с физических лиц представляют собой форму мобилизации определенной части денежных средств на удовлетворение государственных потребностей. По официальным данным налоги с физических в январе 2009 года составили 19,5% общего объема всех видов налогов. Подоходный налог с физических лиц по сумме поступлений в бюджет занимает третье место и является основным налогом с населения.
Целью настоящей работы было исследование механизма налогообложения доходов населения и разработка предложений по совершенствованию этого механизма. Чтобы достичь цель, были поставлены и решены следующие задачи: рассмотрены сущность, виды и функции налогов, раскрыты механизмы функционирования налоговой системы и выявлены альтернативные направления развития Российской налоговой системы в сфере налогообложения физических лиц. Также была проведена оценка налоговой нагрузки на физических лиц и анализ механизма налогообложения.
Из проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1) В 2007 году номинальная налоговая нагрузка на физических лиц составила 21,72%, в 2008 году – 12,51%, темп прироста составил -42,4%.
2) Реальная налоговая нагрузка в 2007 году составила 18,34%, а в 2008 году – 18,54%, темп прироста равен 1,09%.
3) При изменении налогооблагаемой базы на 17676 млрд. руб., происходит изменение суммы налога на 1590,84 млрд. руб. Ставка налога не оказывает влияния, т.к. за два рассматриваемых года она не изменилась и составила 9%.
В работе были рассмотрены пути совершенствования налогообложения доходов физических лиц в перспективе:
а) будет сохранена налоговая ставка в размере 13%
б) запланировано увеличение размеров налоговых вычетов у налогоплательщиков, на обеспечении которых находится ребенок;
в) будет рассмотрен вопрос о возможности предоставления налогового вычета по суммам уплаченных процентов по образовательным кредитам;
г) Планируется освобождение от налогообложения налогом на доходы физических лиц некоторые виды доходов.
Список использованных источников
1 Налоги и налогообложение, 4-е изд. / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, СПб.; Питер, 2003. – 576 с.: ил. – (Серия «Учебник для вузов»).
2 Налоги и налогообложение: учеб. Пособие / О.И. Мамрукова. – 7-е изд., переработ. – М.: Издательство «Омега-Л», 2008. – 302 с.: ил., табл. – (Высшее финансовое образование).
3 Налоги и налогообложение: учебник / Н.Е. Заяц [и др.]; под общ. ред. Н.Е. Заяц, Т.Е. Бондарь. – 2-е изд., испр. и доп. – Мн.: Выш. шк., 2005. – 302с.
4 Налоги в Республике Беларусь: Теория и практика в цифрах и комментариях / В.А. Гюрджан, Н.Э. Масинкевич, В.В. Шевцова и др.; Под ред. В.А. Гюрджан. – Мн.: ПЧУП «Светоч», 2002. – 256 с.
5 http://www.gks.ru/
6 http://www.nalog.by/
7 http://www.president.gov.by/
8 Закон Российской Федерации «О подоходном налоге с физических лиц» от 7 декабря 1991 года
9 Закон Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» от 9 декабря 1991 года
Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное учреждение высшего профессионального образования Кафедра «Коммерческая деятельность» КУРСОВАЯ РАБОТА По дисциплине: «Налогоо
Общая характеристика и роль местных налогов в формировании бюджета г. Москвы
Оценка ликвидности и платежеспособности ООО "АТЛАНТ"
Производные инструменты фондового рынка: особенности обращения в России
Регулирование денежного обращения в Республике Беларусь в переходный период
Федеральный бюджет как основа финансовой системы
Анализ и оценка финансовых результатов коммерческой организации (на примере ОАО "Салаватнефтеоргсинтез")
Анализ изменений стандартных налоговых вычетов и их последствий
Анализ особенностей косвенного налогообложения при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза
Анализ расходов бюджетной системы на социальные нужды и разработка фактических мероприятий по их рационализации
Бюджетна політика України: стан та перспективи
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.