курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Необходимость, направления и правовые основы сотрудничества государств в борьбе с преступностью.
Вопросы борьбы с преступностью занимают существенное место в деятельности ООН, в том числе на сессиях Генеральной Ассамблеи, неоднократно принимавшей резолюции о борьбе с международным терроризмом и другими преступными деяниями международного характера. Важность этой проблемы подчеркивает функционирование Комитета по предупреждению и контролю над преступностью при Экономическом и Социальном Совете ООН, Комиссии ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию, созданной в 1992г.
Среди направлений сотрудничества государств в борьбе с преступностью можно выделить следующие:
Правовое. Принят ряд международных конвенций о преступлениях международного характера, в том числе подготовленных при участии ООН, таким образом создаются правовые основы сотрудничества государств в борьбе с преступностью.
Организационное, выражающееся, прежде всего, в деятельности Международной организации уголовной полиции (см. ниже).
Основания и особенности борьбы с отдельными видами преступлений.
Борьбе с захватом заложников посвящена Международная конвенция о борьбе с захватом заложников. Захват заложников характеризуется как опасный акт международного терроризма. Любое лицо, которое захватывает или удерживает другое лицо и угрожает убить, нанести повреждения или продолжать удерживать его для того, чтобы заставить государство, международную межправительственную организацию или какое-либо физическое или юридическое лицо совершить какой-либо акт в качестве условия для освобождения заложника, совершает захват заложников[1]; преступными признаются также попытка такого захвата и соучастие в захвате. Поскольку речь идет о преступлении международного характера, Международная конвенция о борьбе с захватом заложников не применяется в тех случаях, когда преступление совершено в пределах одного государства, когда заложник и предполагаемый преступник являются гражданами этого государства и, кроме того, предполагаемый преступник находится на территории этого государства[2].
В последние годы в международном праве появились определения таких преступлений международного характера как терроризм и финансирование терроризма. Лицо совершает террористические действия, если оно незаконно и преднамеренно доставляет, помещает, приводит в действие или взрывает взрывное или иное смертоносное устройство в пределах мест общественного пользования, государственного или правительственного объекта, объекта системы общественного транспорта или объекта инфраструктуры с намерением причинить смерть или серьезное увечье или произвести значительное разрушение, влекущее причинение крупного экономического ущерба[3]. Глобальная ощутимость международного терроризма стала особенно ощутимой в связи с террористическими акциями в Нью-Йорке и Вашингтоне 11 сентября 2001г. Знаменательна единодушная реакция мирового сообщества, проявившаяся координации действий с целью пресечения такого тягчайшего преступления международного характера как терроризм. 28 сентября 2001г. Советом Безопасности ООН была принята резолюция 1373 (2001), в которой особо выделяются такие меры, обязательные для всех государств, как предотвращение и пресечение финансирования террористических актов, воздержание всех государств от предоставления в любой форме поддержки организациям или лицам, замешанным в террористических актах, обеспечение квалификации в национальных уголовных законах террористических актов как серьезных преступлений с соответствующими наказаниями. Запрещается незаконное и умышленное предоставление средств или их сбор с намерение их использовать при совершении деяний, обозначенных в международных договорах о пресечении актов терроризма[4].
Основные виды международных обязательств государств в связи с борьбой с преступностью.
В целях пресечения преступлений международного характера и эффективного привлечения к уголовной ответственности лиц, виновных в их совершении, большинство государств мира (участвующие в соответствующих международных многосторонних договорах и конвенциях) берут на себя следующие основные международно-правовые обязательства:
1. Обязательство о включении в национальные уголовные законы норм об уголовной ответственности за преступления международного характера и о соответствующем степени их тяжести наказании; при этом данные преступления должны быть квалифицированы в соответствии с упомянутыми международными договорами.
2. Обязательство "aut dedere, aut judicare" в отношении лиц, обвиняемых в совершении преступлений международного характера.
3. Обязательство взаимодействовать в процессе осуществления уголовного преследования лиц, обвиняемых в совершении преступлений международного характера, включая оказание необходимой правовой помощи".
Проблема экстрадиции: основания и порядок ее осуществления.
Экстрадиция – это выдача лица, обвиняемого в совершении преступления, другому государству, обладающему юрисдикцией для привлечения его к уголовной ответственности.
Вопросы экстрадиции регулируются соответствующими двусторонними договорами. Модельный договор об экстрадиции был принят Генеральной Ассамблеей ООН в 1990г.[5], по рекомендации VIII конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. При этом Генеральная Ассамблея ООН предложила государствам, еще не заключившим друг с другом договоров об экстрадиции, или если они хотят изменить существующий между ними договор об экстрадиции, использовать в качестве основы Модельный договор об экстрадиции, а также усилить международное сотрудничество в области уголовной юстиции[6]. Между государствами, входящими в состав Совета Европы, включая Россию, действует Европейская конвенция о выдаче.
Экстрадиция осуществляется по общему правилу за совершение преступления, наказуемого лишением свободы и в стране, требующей выдачи, и в выдающей стране[7]. Экстрадиция не осуществляется, в частности, лиц, обвиняемых в совершении политических преступлений, если есть основания полагать, что государство, требующее выдачи, будет дискриминировать выданное лицо либо подвергнет его бесчеловечному, жестокому или унижающему обращению, если лицо, которое предполагается выдать, является гражданином государства, которому поступил запрос о выдаче[8]. Запрос о выдаче должен быть сделан в письменной форме, с приложением необходимых документов, включая указание на то, совершение каких деяний инкриминируется лицу, которое требуется выдать, на основании какого закона он будет привлекаться к уголовной ответственности. По требованию государства, запрашиваемого о выдаче, государство, требующее выдачи, должно предоставить дополнительную информацию[9]. В порядке пресечения государство, запрашиваемое о выдаче, на период рассмотрения запроса об экстрадиции, вправе арестовать лицо, которое требуется выдать[10].
Международная организация уголовной полиции (Интерпол).
В 1923г. была создана Международная комиссия уголовной полиции, современный облик Интерпола был сформирован в 1956г., когда вступил в силу действующий Устав организации[11].
Целями Интерпола является взаимодействие всех органов (учреждений) уголовной полиции в рамках существующего законодательства и в духе Всеобщей декларации прав человека, создание и развитие учреждений, которые могут успешно поспособствовать предупреждению уголовной преступности и борьбе с ней[12].
В качестве члена Интерпола выступает уполномоченный официальный полицейский орган соответствующего государства[13]. Например, в России таковым является Национальное центральное бюро в структуре Министерства внутренних дел РФ. Штаб-квартира Интерпола находится в Лионе (Франция).
Интерпол ведет базу данных, включающую фотографии и дактилокарты тысяч "международных преступников" и описания наиболее опасных преступлений. Государства-участники объявляют через систему Интерпола лиц в розыск, направляют заинтересованным сторонам запросы и следственные поручения.
Высшим руководящим органом Интерпола является Генеральная Ассамблея.
Список литературы
Международное право: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. и доп. / Отв. ред. проф. Г.В.
Броунли Я. Международное право. Книга Первая (пер. С.Н. Андрианова, ред. и вступительная статья Г.И. Тункина) М., 1977 (first published: Brownlie J. Principles of Public International Law. Second Edition. Oxford, 1973).
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lawfac.bip.ru/
[1] См.: ст.1 Международной конвенции о борьбе с захватом заложников.
[2] См.: ст.13 Международной конвенции о борьбе с захватом заложников.
[3] См.: ст.2 Международной конвенции о борьбе с бомбовым терроризмом.
[4] См.: ст.2 Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма.
[5] См.: резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 45/116 от 14 декабря 1990 года. Приложение.
[6] См.: пп.2,3 резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 45/116 от 14 декабря 1990 года.
[7] См.: ст.2 Модельного договора об экстрадиции.
[8] См.: ст.3,4 Модельного договора об экстрадиции. См также ч.1 ст.61 Конституции РФ.
[9] См.: ст.ст.5,8 Модельного договора об экстрадиции.
[10] См.: ст.9 Модельного договора об экстрадиции.
[11] См.: Устав Международной организации уголовной полиции Интерпола.
[12] См.: ст.2 Устава Международной организации уголовной полиции Интерпола.
[13] См.: ст.4 Устава Международной организации уголовной полиции Интерпола.
Необходимость, направления и правовые основы сотрудничества государств в борьбе с преступностью. Вопросы борьбы с преступностью занимают существенное место в деятельности ООН, в том числе на сессиях Генеральной Ассамблеи, неоднократно принимавш
Общая характеристика Псковской Судной грамоты, ее система, источники
Статус верховной власти
Правовые воззрения Г. Кельзена
Политико-правовые учения в Древнем Египте
Политико-правовой идеал М.А. Бакунина и П.А. Кропоткина
Проблемы развития системы исполнительной власти в Российской Федерации
Отграничение вымогательства от самоуправства в уголовном праве России
Ответственность за ошибки в бухгалтерском учете: Конституционный Суд остановился на полпути
Труд и право
Алиби
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.