курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Ф.М. Достоевского
КАФЕДРА "ФИНАНСЫ И КРЕДИТ"
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине "Деньги. Кредит. Банки"
на тему: Международный кредит
Омск-2007
Введение
Глава 1. Международный кредит как экономическая категория
1.1 Сущность, принципы и функции международного кредита. Его роль в развитии производства
1.2 Формы международного кредита и их классификация
1.3 Условия международного кредита
Глава 2. Международные кредитные отношения Российской Федерации
2.1 Современные тенденции развития международных кредитных отношений России и этапы внешних заимствований
2.2 Россия - должник и кредитор
2.3 Участие России в международных финансовых институтах. Стратегия. Проблемы развития международных кредитных отношений
Заключение
Список литературы
Приложения
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
ВВЕДЕНИЕ
Международный кредит, являясь одной из многочисленных форм кредита, относится к числу важнейших категорий экономической науки, он активно изучается практически всеми ее разделами. Такой интерес к международному кредиту и международным кредитным отношениям продиктован уникальной ролью, которую играет это экономическое явление в хозяйственном обороте, мировой экономике и в жизни человеческого общества в целом.
Актуальность темы исследования определяется необходимостью развития и совершенствования системы международного кредитования.
Объектом исследования являются международные кредитно-финансовые отношения, предметом - международный кредит и механизм его функционирования.
Цель данной курсовой работы – определить место и значимость международного кредита в развитии международных кредитно-финансовых отношений.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятия "международный кредит";
2. Рассмотреть принципы, функции, формы и условия международного кредита;
3. Описать Россию как одного из активных участников международных кредитных отношений;
4. Изучить опыт предоставления международных кредитов России на примере таких международных кредитно-финансовых организаций, как Международный Валютный Фонд и Всемирный Банк Реконструкции и Развития.
Достижение основной цели и решение задач осуществляется при помощи таких методов, как наблюдение, анализ, сравнение и динамика.
Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Во введении указана актуальность темы, определены объект, предмет, цель, задачи и методы исследования. В первой главе раскрыто понятие международного кредита, выявлены принципы, рассмотрены функции, формы и условия международного кредита. Вторая глава посвящена вопросам функционирования международного кредита в России: представлены современные тенденции развития международных кредитных отношений, описаны этапы внешних заимствований, изучено участие России в международных финансовых институтах, рассмотрены проблемы внешних заимствований и пути их решения.
Список литературы включает 25 источников. К ним относятся нормативно-правовые акты, учебная литература, статьи из журналов "Деньги и кредит", "Финансы и кредит", а также материалы Интернет (сайты Центрального Банка, Международного Валютного Фонда, электронные словари).
В работе приведены 3 приложения.
Глава 1. Международный кредит как экономическая категория
1.1 Сущность, принципы и функции международного кредита. Его роль в развитии производства
В настоящее время международный кредит как экономическая категория достаточно широко представлен в экономической литературе, но вместе с этим наблюдается дискуссионный характер описания сущности и форм данной категории, который можно представить двумя основными определениями:
Международный кредит – это движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов на условиях возвратности, срочности, обеспеченности и уплаты процентов [7, с.541].
Международный кредит – совокупность кредитных отношений, функционирующих на международном уровне, непосредственными участниками которых могут выступать межнациональные финансово-кредитные институты, правительства соответствующих государств и отдельные юридические лица, включая кредитные организации [16, с. 227].
Развитие международного кредита связано с выходом производства за национальные рамки, международным разделением труда, достижениями научно-технического процесса, интернационализацией и глобализацией экономики.
Связь международного кредита с экономическими законами рынка и воспроизводством проявляется в его принципах [11, с. 221]:
1. Возвратность – возвращение ссуженной стоимости к кредитору, в процессе чего от заемщика к кредитору передается именно та ссуженная стоимость, которая ранее была передана во временное пользование;
2. Срочность – обеспечение возвратности кредита в установленные кредитным соглашением сроки;
3. Платность – отражение действия закона стоимости и дифференциация условий кредита;
4. Обеспеченность – гарантия его погашения;
5. Целевой характер - определение конкретных объектов, его применение, прежде всего в целях стимулирования экспорта страны-кредитора.
Принципы международного кредита используются для достижения текущих и стратегических задач субъектов рынка и государства.
Международный кредит в сфере внешнеэкономических связей выполняет следующие функции [14, с.328]:
1. Перераспределение ссудного капитала между странами для обеспечения потребностей расширенного воспроизводства. Через механизм международного кредита ссудный капитал устремляется в те сферы, которым отдают предпочтение экономические агенты из рациональных соображений в целях извлечения прибылей. Тем самым кредит содействует выравниванию национальной прибыли в среднюю прибыль, увеличивая ее массу;
2. Экономия издержек в сфере международных расчетов путем замены действительных денег (золотых, серебряных) кредитными, а также путем развития и ускорения безналичных платежей, замены наличного валютного оборота международными кредитными операциями. На базе международного кредита возникли кредитные средства международных расчетов – векселя, чеки, а также банковские переводы, депозитные сертификаты и др. Экономия времени обращения ссудного капитала в международных экономических отношениях увеличивает время производственного функционирования капитала, обеспечивая расширение производства и рост прибылей;
3. Ускорение процессов концентрации и централизации капитала. Благодаря использованию иностранных кредитов ускоряется процесс капитализации прибавочной стоимости, раздвигаются границы индивидуального накопления, капиталы предпринимателей одной страны увеличиваются за счет присоединения к ним средств других стран;
4. Регулирование экономики страны. В процессе международного кредитования осуществляется регулирование и распределение валового национального продукта. Также международный кредит является объектом регулирования международных валютно-финансовых организаций, которые, располагая большими полномочиями и ресурсами, осуществляют контроль над международными валютно-кредитными и финансовыми отношениями, в частности оказывают странам финансовую помощь в виде кратко-, средне- и долгосрочных кредитов в целях макроэкономической стабильности и предотвращения кризисов.
Выполняя указанные функции, международный кредит в то же время играет двойственную роль в развитии производства – положительную и отрицательную.
Позитивная роль заключается в ускорении развития производительных сил путем обеспечения непрерывности процесса воспроизводства и его расширения. Международный кредит играет роль связующего звена и передаточного механизма, воздействующих на внешнеэкономические отношения и в конечном счете – на воспроизводство. Стимулируя внешнеэкономическую деятельность страны, международный кредит способствует созданию дополнительного спроса на рынке для поддержания конъюнктуры. Международный кредит обеспечивает бесперебойность международных расчетных и валютных операций, обслуживающих внешнеэкономические связи страны.
В соответствии с требованиями основного экономического закона международный кредит создает условия для получения прибылей субъектами рынка. Создание мирового рынка капитала фактически превышает процент, получаемый кредиторами в странах с избыточным капиталом, и понижает процент, выплачиваемый должниками в странах, испытывающих дефицит капитала. Таким образом, международный кредит может повысить экономическое благосостояние как в странах-заемщиках, так и странах-кредиторах, что позволяет увеличить размеры финансирования накопления капитала и повысить размер оптимального заимствования в странах, имеющих дефицит капитала.
Выигрышем от международного кредита может быть ускорение экономического роста и макроэкономическая стабилизация. Как элемент механизма действия закона стоимости международный кредит снижает индивидуальную стоимость товаров по сравнению с их общественной стоимостью, например, на основе внедрения импортного оборудования, купленного в кредит. Международный кредит связан с законом экономии рабочего времени и живого труда, что способствует развитию экономики при условии эффективного использования заимствованных средств.
Международный кредит участвует в кругообороте капитала на всех его стадиях: при превращении денежного капитала в производственный путем приобретения импортного оборудования, сырья, материалов; в процессе производства в форме кредитования под незавершенное производство; при реализации товаров на мировых рынках.
Негативная роль международного кредита прежде всего состоит в том, что он усиливает диспропорции общественного воспроизводства, стимулируя скачкообразное расширение прибыльных отраслей, сдерживает развитие отраслей, в которые не привлекаются иностранные заемные средства. Международный кредит также используется для укрепления позиций иностранных кредиторов в конкурентной борьбе.
Источниками международного кредита служат: временно высвобождаемая у предприятий в процессе кругооборота часть капитала в денежной форме; денежные накопления государства и личного сектора, мобилизуемые банками. Международный кредит отличается от внутреннего межгосударственной миграцией ссудного капитала и укрупнением этих традиционных источников за счет их привлечения из ряда стран.
Границы международного кредита зависят от источников и потребности стран в иностранных заемных средствах, возвратности кредита в срок. Нарушение этой объективной границы породило проблему урегулирования внешней задолженности стран–заемщиц. В их числе: развивающиеся страны, Россия, другие государства СНГ, страны Восточной Европы.
Итак, рассмотрев определение международного кредита, его функции и принципы, мы наблюдаем двоякую роль международного кредита в условиях рыночной экономики, которая проявляется в его использовании как средства взаимовыгодного сотрудничества стран и конкурентной борьбы.
1.2 Формы международного кредита и их классификация
В экономической литературе формы международного кредита классифицируются по нескольким главным признакам, характеризующим отдельные стороны кредитных отношений [4, с.59-60; 6, с.425; 7, с.542; 14, с.329-330].
По источникам различают внутреннее, иностранное, смешанное кредитование и финансирование внешней торговли. Они тесно взаимосвязаны и обслуживают все стадии движения товара от экспортера к импортеру, включая заготовку или производство экспортного товара, пребывание его в пути и на складе, в т.ч. за границей, а также использование товара импортером в процессе производства и потребления. Чем ближе товар к реализации, тем благоприятнее для должника условия международного кредита.
По назначению в зависимости от того, какая внешнеэкономическая сделка покрывается за счет заемных средств, различают:
– коммерческие кредиты, обслуживающие международную торговлю товарами и услугами;
– финансовые кредиты, используемые на любые другие цели, включая прямые капиталовложения, строительство инвестиционных объектов, приобретение ценных бумаг, погашение внешней задолженности, проведение валютной интервенции центральным банком;
– промежуточные кредиты, предназначенные для обслуживания комбинированных форм вывоза капиталов, товаров и услуг.
По видам кредиты делятся на товарные, предоставляемые в основном экспортерами своим импортерам (продажа в кредит), и валютные, выдаваемые банками в денежной форме.
По валюте займа различают международные кредиты в валюте страны-кредитора, страны-заемщика, в валюте третьей страны, в международной счетной валютной единице.
По срокам:
– сверхсрочные (от одного дня до одного месяца);
– краткосрочные кредиты (от одного месяца до одного года, иногда до 18 месяцев);
– среднесрочные (от одного года до пяти лет);
– долгосрочные (свыше пяти лет).
Если краткосрочный кредит пролонгируется (продлевается), он становится среднесрочным и иногда долгосрочным. В процессе трансформации краткосрочных международных кредитов в ссуды на более длительный срок часто участвует государство в качестве гаранта. Для удовлетворения потребностей экспортеров в ряде стран (в Великобритании, Франции, Японии и др.) при поддержке государства создана специальная система средне- и долгосрочного кредитования экспорта машин и оборудования. Долгосрочный международный кредит (практически до 10 – 15 лет) предоставляют прежде всего специализированные кредитно-финансовые институты – государственные и полугосударственные.
По технике предоставления:
– наличные кредиты, зачисляемые насчет заемщика в его распоряжение;
– акцептные кредиты в форме акцепта (согласия платить) тратты импортером или банком;
– депозитные сертификаты;
– облигационные займы и др.
По обеспечению международные кредиты делятся на обеспеченные и бланковые. В качестве обеспечения используются товары, коммерческие и финансовые документы, ценные бумаги, недвижимость, другие ценности, иногда золото. Бланковый кредит выдается под обязательство (вексель) должника погасить его в срок.
В зависимости от категории кредитора выделяют международные кредиты: фирменные (частные), банковские, брокерские, правительственные, смешанные, межгосударственные кредиты международных финансовых институтов.
Фирменные кредиты предоставляются экспортерами иностранным импортерам в виде отсрочки платежа (до семи лет) за товары. Они оформляются векселем или открытым счетом.
Банковские международные кредиты предоставляются банками экспортерам и импортерам, как правило, под залог товарно-материальных ценностей, реже предоставляется необеспеченный кредит крупным фирмам, с которыми банки тесно связаны.
Брокерские кредиты – промежуточная форма между фирменными и банковскими кредитами. Брокеры заимствуют средства у банков, роль последних уменьшается.
Межгосударственные кредиты международных финансовых институтов предоставляются на основе межправительственных соглашений. Эти институты ограничиваются небольшими кредитами, открывающими доступ заемщикам к кредитам частных иностранных банков на мировом рынке ссудных капиталов.
С 80-х годов XX века активно развивается проектное финансирование (кредитование) совместно несколькими кредитными учреждениями (иногда до 200) без привлечения средств из государственного бюджета.
По форме кредитного обслуживания внешнеэкономических связей выделяются операции лизинга, факторинга и форфетирования [7, с.544].
Лизинг – соглашение об аренде движимого и недвижимого имущества на разные сроки до 15 лет. В отличие от традиционной аренды объект лизинговой сделки выбирается лизингополучателем, а лизингодатель приобретает оборудование за свой счет. Срок лизинга короче срока физического износа оборудования. По истечении срока лизинга клиент может продолжать аренду на льготных условиях или купить имущество по остаточной стоимости. В мировой практике лизингодателем обычно является лизинговая компания, а не коммерческий банк.
Факторинг – покупка специализированной финансовой компанией всех денежных требований экспортера к иностранному импортеру в размере до 70 – 90% суммы контракта до наступления срока их оплаты; факторинговая компания кредитует экспортера на срок до 120 дней. Благодаря факторинговому обслуживанию экспортер имеет дело не с разрозненными иностранными импортерами, а с факторинговой компанией.
Форфетирование – покупка банком или форфетором на полный срок на заранее оговоренных условиях векселей (тратт), других финансовых документов. Тем самым экспортер передает форфетору коммерческие риски, связанные с неплатежеспособностью импортера. В результате продажи портфеля долговых требований упрощается структура баланса фирмы-экспортера, сокращаются сроки инкассации требований, бухгалтерские и административные расходы.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что многообразие кредитных отношений, их субъекты, особенности ссуженной стоимости, характер и длительность потребностей, которые удовлетворяются ссудами, предопределяют существование и использование различных форм международного кредита.
1.3 Условия международного кредита
Предоставление международного кредита предполагает выполнение ряда валютно-финансовых и платежных условий [11, с. 257]. К таким условиям, как правило, относят валюту кредита и валюту платежа, сумму, срок, условия использования и погашения, стоимость, вид обеспечения, методы страхования рисков.
Валюта кредита и платежа. Для международного кредита важно, в какой валюте он предоставлен, так как неустойчивость ее ведет к потерям кредитора. На выбор валюты кредита влияет ряд факторов, в том числе степень ее стабильности, уровень процентной ставки, практика международных расчетов (например, контракты по поставкам нефти обычно заключаются в долларах США), степень инфляции и динамика курса валюты и др. Валютой международных кредитов являются национальные денежные единицы, евровалюты (с конца 50-х гг.), международные валютные единицы. Валюта платежа может не совпадать с валютой кредита. Например, "мягкие" займы, предоставленные в валюте кредитора, погашаются валютой заемщика или товарами традиционного экспорта страны.
Сумма (лимит) кредита - часть ссудного капитала, который предоставлен в товарной или денежной форме заемщику. Сумма фирменного кредита фиксируется в коммерческом контракте. Сумма банковского кредита (кредитная линия) определяется кредитным соглашением или путем обмена телексами (при краткосрочной ссуде). Кредит может предоставляться в виде одного или нескольких траншей (долей), которые различаются по своим условиям. В соответствии со сложившейся практикой кредит покрывает обычно до 85% стоимости экспортируемых машин и оборудования. Остальная часть обеспечивается авансовыми, наличными и гарантийными платежами импортера экспортеру.
Срок международного кредита зависит от ряда факторов: целевого назначения кредита; соотношения спроса и предложения аналогичных кредитов; размера контракта; национального законодательства; традиционной практики кредитования; межгосударственных соглашений. Срок кредита - важное средство конкурентной борьбы на мировых рынках.
По условиям погашения различаются кредиты:
• с равномерным погашением равными долями в течение срока;
• с неравномерным погашением в зависимости от зафиксированных в соглашении принципа и графика (например, увеличение доли к концу срока);
• с единовременным погашением всей суммы сразу;
• аннуитетные (равные годовые взносы основной суммы кредита и процентов).
Стоимость кредита. Различаются договорные и скрытые элементы стоимости кредита. Договорные, т.е. обусловленные соглашением, расходы по кредиту делятся на основные и дополнительные. К основным элементам стоимости кредита относятся суммы, которые должник непосредственно выплачивает кредитору: проценты, расходы по оформлению залога, комиссии. Дополнительные элементы включают суммы, выплачиваемые заемщиком третьим лицам (например, за гарантию). Сверх основного процента взимается специальная (в зависимости от суммы и срока кредита) и единовременная (независимо от срока и размера ссуды) банковская комиссия. По средне- и долгосрочным кредитам берутся комиссии за обязательство предоставить ссуду и за резервирование средств (обычно 0,2-0,75% годовых). При проведении кредитных операций банковским консорциумом/синдикатом заемщик выплачивает единовременную комиссию за управление банку-менеджеру (до 0,5% суммы кредита) за переговоры, а также другим банкам за участие (0,2-0,5%).
Хотя международный кредит в известной мере развивается обособленно от внутреннего, а процентные ставки по нему не формируется непосредственно на базе процентов по внутреннему кредиту, в конечном счете, цена международного кредита базируется на процентных ставках стран - ведущих кредиторов. Однако в силу многофакторности ссудного процента образуется разрыв между национальными уровнями ставок.
Периодически происходит беспрецедентный рост процента и амплитуды его колебаний как следствие нестабильности экономики, усиления инфляции, колебаний валютного курса, "войны процентных ставок", отражающей конкурентную борьбу на мировом рынке.
С 70-х гг. практикуются плавающие процентные ставки, которые изменяются в зависимости от уровня рыночной ставки.
Важной характеристикой международного кредита является его обеспечение. К альтернативным видам кредитного обеспечения относятся: открытие целевых накопительных счетов; залог активов; переуступка прав по контрактам и т.д.
При определении валютно-финансовых условий международного кредита кредитор исходит из кредитоспособности (способности заемщика получить кредит) и платежеспособности (способности заемщика своевременно и полностью рассчитываться по своим обязательствам). Поэтому одним из условий международного кредита является минимизация кредитных, валютных и других рисков, которым подвергаются кредиторы и заемщики.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что условия международного кредита зависят как от состояния экономики, так и от национального и мирового ссудных капиталов.
Таким образом, международный кредит получил широкое распространение во всем мире. Опираясь на сущность, принципы и функции международного кредита, используя многообразие форм и условий его предоставления, государства, а также бизнес активно используют его в своих целях.
Глава 2. Международные кредитные отношения Российской Федерации
2.1 Современные тенденции развития международных кредитных отношений России и этапы внешних заимствований
В России в условиях переходного периода к рыночной экономике возлагались большие надежды на приток внешних ресурсов. Они рассматривались в качестве стимула инвестиционного процесса и экономического роста. Но реальная действительность развеяла эти иллюзии. Внешние факторы сыграли негативную роль в развитии кризиса 1998 г., показав необходимость сбалансированного подхода к привлечению внешних ресурсов, их эффективному использованию.
В СССР внешние ресурсы поступали в основном в двух формах [11, с.497]: несвязанных банковских кредитов, в договоре о которых нет указания на цель или объект кредитования, и экспортных кредитов, предоставляемых компаниями, банками или правительствами иностранным фирмам и государствам для стимулирования экспорта. Осуществлялось также коммерческое (фирменное) кредитование, но эти потоки были невелики. Внешторгбанк практиковал размещение валютных облигационных займов, но эти эмиссии были незначительны. Советский Союз не вступал в члены международных финансовых организаций и не имел доступа к их кредитам. Доступ к официальному льготному финансированию на двухсторонней основе открылся только после прекращения "холодной войны". Прямые инвестиции не допускались преимущественно по идеологическим соображениям. Об эмиссии корпоративных ценных бумаг не могло быть и речи, поскольку акционерных компаний не было.
С середины 80-х гг. XX в. Россия переживала структурный экономический кризис, заключавшийся в отсутствии унаследованной от советской экономики способности к саморазвитию и совершенствованию. Темпы среднегодового экономического роста снизились с 5-7% в 60-70-х гг. до 2% в 80-х [10, с.11]. В связи с этим после распада СССР зарубежные банки фактически свернули кредитование государственных институтов и поддерживали лишь слабые связи с частными российскими банками. Кредитование их считалось очень рискованным.
После вступления России в основные международные финансовые организации в 1992 г. они, прежде всего Международный Валютный Фонд, стали основными кредиторами на начальном этапе перехода к рыночной экономике. Основным заемщиком выступало государство.
В истории международных кредитно-финансовых отношений современной России можно выделить несколько этапов [11, с.498].
Первый - с 1992 г. до 1995 г. включительно. В это время Россия была слабо интегрирована в мировой финансовый рынок, и ресурсы поступали преимущественно в форме официального финансирования.
Второй этап - период активной интеграции государственных и частных институтов в мировой финансовый рынок. Но уже в конце 1997 г. обозначились первые признаки глобального кризиса, кульминация которого наступила 17 августа 1998 г.
Третий этап - глобальный кризис и выход из него (1998-2000 гг.) после завершения в 2000 г. реструктуризации российского долга Лондонскому клубу.
Четвертый этап международных кредитно-финансовых отношений России относится к началу 2000-х гг. Благодаря начавшемуся экономическому росту они приобрели стабильность, международный кредитный рейтинг России повышается. Внешние ресурсы стали активно привлекаться главным образом частными заемщиками, государство прибегает к ним в ограниченных дозах и регулярно погашает свой внешний долг.
Система международного кредитования и финансирования России за истекшие годы претерпевала серьезные изменения. До кризиса 1998 г. эти ресурсы в основном привлекались государством из официальных источников. Частные участники рыночной экономики делали лишь первые шаги по выходу на мировой финансовый рынок, но пока не разразился глобальный, в том числе финансовый, кризис.
В начале 2000-х гг. государство резко ограничило свои международные заимствования, стремясь сократить суверенный внешний долг. Но одновременно активизировался выход частных субъектов на мировой финансовый рынок с использованием различных методов (привлечение прямых и портфельных инвесторов, эмиссия долговых обязательств, привлечение банковских кредитов). Появившийся широкий выбор позволяет им использовать те или иные инструменты в зависимости от конкретных целей и возможностей заемщика. Положено начало интеграции развивающегося российского финансового рынка в мировой. Внешний долг корпораций и банков растет (01.11.04. – 91 млрд. долл.) Но этот процесс, как свидетельствует опыт других стран с формирующимися рынками, имеет как позитивные, так и негативные стороны. России уже довелось испытать это. В связи с резким снижением международных финансовых потоков по государственной линии и их увеличением по частным каналам риски смещаются в сторону частного сектора [11, с.505-506].
Итак, в международных кредитных отношениях России за последние годы произошли серьезные изменения. Если в начале 90-х гг. XX века, в момент перехода к рыночной экономике, Россия была еще слабо интегрирована в мировой финансовый рынок, то к началу 2000-х гг., благодаря выходу из глобального кризиса и начавшемуся экономическому росту, международные кредитные отношения России приобрели стабильность.
2.2 Россия – должник и кредитор
Россия одновременно является крупным должником и кредитором. Как кредитор она сталкивается с неспособностью, а иногда и с нежеланием должников из числа развивающихся стран погашать свои обязательства. В качестве заемщика она испытывала серьезные трудности и неоднократно прибегала к процедуре урегулирования государственного (суверенного) долга.
Россия-должник. К началу 2000 г, государственный внешний долг России составил более 158 млрд. долл. В последующие годы он снижался, и был равен 113,4 млрд. долл. в ноябре 2004 г. [23]. Значительно снизилось долговое бремя, измеряемое отношением долга к ВВП. Если в 2000 г. этот показатель был равен 89%, то к 2005 г. – 34,7%. В этой связи государственный внешний долг перестал рассматриваться в качестве фактора, негативно влияющего на экономику страны. Однако на долговые платежи по-прежнему направляются большие суммы бюджетных средств.
Государственный долг России сформирован, во-первых, из внешнего долга Советского Союза, во-вторых, из нового российского долга. Долг СССР в основном образовался в 1985-1991 гг., увеличившись с 22,5 в 1985 г. до 96,6 млрд. долл. в начале 1992 г.
После распада СССР заключено соглашение о распределении долга между союзными республиками. В качестве критерия раздела был принят показатель, в котором учитывались численность населения, национальный доход, экспорт и импорт в среднем за 1986-1990 гг. Рассчитанная таким образом доля России составила 61,3% [11, с.507].
Однако только Россия, и то частично, обслуживала свой долг. Но согласно заложенному в соглашении принципу солидарной ответственности к России могли быть предъявлены такие же претензии, как и к другим странам. В связи с этим Россия предложила взять на себя ответственность за весь долг при условии перехода к ней прав на все внешние активы. На основе этого принципа был достигнут компромисс, который устроил кредиторов, Россию и почти все бывшие союзные республики.
Трудности по выполнению долговых обязательств начались еще в 1990 г. В 1991 г. Внешторгбанк, осуществлявший обслуживание внешнего долга и выступивший монополистом в сфере международных расчетов, израсходовал на обслуживание долга не только все свои ресурсы, но и средства своих клиентов, как юридических, так и физических лиц. В 1992 г. все потенциальные ресурсы были исчерпаны, и из 16,7 млрд. долл. долговых платежей по графику реально на обслуживание долга было выделено 2,6 млрд. Долговые проблемы России стали решаться путем урегулирования долга с кредиторами, в основном на многосторонней основе. Официальные долги урегулировались через Парижский клуб, долги банкам - через Лондонский клуб.
В 1993-1995 гг. Россия через Парижский клуб урегулировала долг на сумму в 28 млрд. долл. на стандартных условиях. Суть их состоит в том, что урегулированию подлежит только сумма выплат на предстоящий год. В этом заключается практика "короткого поводка" западных кредиторов.
Практика урегулирования долга на более длительный срок применяется редко. Тем не менее России удалось реструктурировать свой долг официальным кредиторам сразу в полном объеме на сумму 38 млрд. долл. Долг был реконструирован следующим образом: срок окончательного погашения был передвинут на 25 лет (по прежним кредитным соглашениям средние сроки – 10-15 лет), льготный период установлен в 7 лет (по сравнению с 3-6 годами).
Если долг официальным кредиторам в соответствии с международной практикой урегулировался методом простой реконструкции, то в отношении долга банкам принято применять рыночные методы. Сущность их заключается в том, что долги, зафиксированные на банковских счетах, конвертируются в ценные бумаги, т.е. происходит секьюритизация долга.
Переговоры в рамках Лондонского клуба продолжались пять лет. В итоге долг, подлежащий урегулированию, был определен в сумме 323 млрд. долл. Урегулированная сумма долга членам Парижского и Лондонского клубов составила 67,3 млрд. долл. Она была эквивалентна 70% советского долга. Но при подобном урегулировании внешнего долга путем затягивания сроков погашения и применения рыночной ставки на должника возложены дополнительные расходы по обслуживанию долга.
Однако в результате кризиса 1998 г. Россия столкнулась с ситуацией, когда ей оказалось трудно обслуживать внешний долг и по новому графику. В 1999 г. были реструктурированы платежи в рамках Парижского клуба на текущий период. В 2000 г, с Лондонским клубом было достигнуто новое глобальное соглашение. Из 32 млрд. долл. задолженности было списано 11,68 млрд. долл. (36,5%). Оставшаяся часть долга из ценных бумаг конвертировалась в еврооблигации. Банки списали часть долга, но взамен ценных бумаг, не гарантированных правительством, получили суверенные облигации высшей категории. Должнику удалось списать часть долга, но взамен он повысил статус своих долговых обязательств.
Кроме советского долга, регулируемого на многосторонней основе по отработанным схемам в рамках Парижского и Лондонского клубов, России от СССР достался еще коммерческий долг внешнеторговых организаций, которые осуществляли в кредит централизованные закупки товаров за рубежом по поручению правительства СССР. Фактически этот долг был государственным, и в 1994 г. Россия подтвердила свои обязательства. Однако лишь в конце 2001 г. было принято Постановление Правительства РФ от 29.12.2001 № 931 "Об урегулировании коммерческой задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими кредиторами". Этот долг оформлен в государственные облигации со сроком погашения в 2010 и 2030 гг. [2].
Таким образом, фактически по всем долгам Советского Союза были достигнуты соглашения. В России завершился этап кризисного управления внешним долгом, когда использовались такие методы, как реструктуризация, рефинансирование, секьюритизация, частичное списание долга. На повестке дня стоит реализация программы управления суверенным долгом путем формирования его оптимальной структуры по составу валют, срокам, стоимости заемных средств. Такие системы действуют во многих развитых странах и осваиваются в некоторых развивающихся странах. Однако в России пока не сформирована даже институциональная структура такого управления долгом. В большинстве стран долгом управляют специальные долговые агентства. В России управление государственным долгом возложено на Внешэкономбанк.
Надежная статистика о размерах частного внешнего долга отсутствует. По оценке его сумма превысила 90 млрд. долл. (долг предприятий и банков). Эта сумма невелика, если ее сопоставлять с экономическим потенциалом российских заемщиков. Но взрывоопасность частного долга заключается в том, что в отношении его не выработано столь же действенных мер урегулирования, как это имеет место в отношении суверенного долга. Особенно опасно краткосрочное кредитование, которое широко используется российскими частными заемщиками.
Россия-кредитор. Советский Союз, правопреемницей которого по зарубежным финансовым активам стала Россия, предоставлял кредиты развивающимся странам в основном по идеологическим, политическим и военно-стратегическим мотивам. Перспектив возврата долгов от развивающихся стран практически нет. Следовательно, российская кредитная политика, направленная на использование зарубежных активов для покрытия расходов по обслуживанию внешнего долга, а также крупных взаимозачетов, оказалась несостоятельной. До 80% кредитов было связано с экспортом советского оружия. От подобных кредитов требовалась, прежде всего, политическая отдача, а не экономическая эффективность. Вместе с тем в ряде стран при содействии Советского Союза было построено много объектов, имевших большое народнохозяйственное значение.
После прекращения "холодной войны" и распада Советского Союза в
1992 г. прежние стратегические цели исчезли. Но одновременно в России повысилась заинтересованность в возврате заемных средств ее должниками. Это породило идею взаимозачета путем обмена нашей задолженности Западу на долги нам со стороны развивающихся стран. Но при взаимозачете также требуется согласие должника.
Многие страны-должники просто перестали признавать свои долги. Это выразилось в том, что они прекратили направлять документы, подтверждающие график платежей. В 1992-2000 гг. Россия должна была получить 96 млрд. долл. долговых платежей, но фактически поступления составили лишь около 15% этой суммы [11, с.510]. Около 2/3 их приходилось на одну Индию. С ней Россия в 1993 г. урегулировала долг на взаимоприемлемых условиях, пойдя на некоторые уступки. Однако эффективность кредитных отношений с Индией, помимо прочего, была обусловлена тем, что за счет кредитов Советский Союз оказал действенную экономическую помощь этой стране.
Столкнувшись с описанной ситуацией и будучи лишена возможности повлиять на своих должников, Россия в 1997 г. вступила в Парижский клуб в качестве страны-кредитора. Многие станы были вынуждены вступить в переговоры с Россией и заключить с ней соглашения на условиях Парижского клуба. Однако в числе стран наших должников оказалось большое количество государств с высоким уровнем задолженности и низким уровнем развития. А согласно существующим правилам Парижского клуба долги таких стран подлежат списанию в пределах 70-90%, а остальная сумма погашается с рассрочкой в 25-30 лет. Поскольку Советский Союз активно кредитовал страны с низким уровнем развития, то в начале 2000 гг. Россия заняла одно из первых мест в мире по показателю соотношения списанных долгов к ВВП. Вступление России в Парижский клуб не привело к росту долговых платежей иностранных заемщиков. Значительную часть долгов пришлось списывать, а другую часть реструктурировать.
На страны, с которыми появилась возможность урегулировать их долг, приходилось около 1/3 финансовых активов России, а 2/3 - на страны, которые не признают Парижский клуб. В российских должниках числится более пятидесяти стран. Но изначально на три страны - Кубу, Монголию и Вьетнам - приходилось до 40% долга [11, с.511]. С Вьетнамом долг был урегулирован по схемам Парижского клуба: 85% его было списано, остальная часть реструктурирована. Однако с Кубой, Монголией и другими крупными должниками возможно урегулирование долга только на двухсторонней основе. При этом некоторые из них отвергают даже схемы, близкие к практике Парижского клуба, настаивая на полном списании долга.
В 1992 г. долг развивающихся стран России был равен 142 млрд. долл., а в 2002 г. – 76,7 млрд. долл. [11, с.512]. Сокращение его произошло главным образом в результате списания долговых обязательств. По некоторым оценкам, Россия может рассчитывать на долговые платежи развивающихся стран в размере не более 30 млрд. долл. в течение предстоящих 30 лет. Прогнозировать качественный прорыв в отношениях с нашими должниками не приходится, хотя возможности двухстороннего урегулирования с рядом стран не исчерпаны.
В настоящее время Россия превратилась из государства – должника в государство – кредитора. Первый вице-премьер правительства РФ Дмитрий Медведев, выступая на Всемирном экономическом форуме 27.01.2007 г. подчеркнул, что сегодняшняя Россия – это "другая страна". Она уже не нуждается в официальных кредитах и не добивается дополнительной реструктуризации какой-либо задолженности. Россия становится активным участником позитивных процессов международного развития, в том числе применяя списание задолженности беднейшим странам, а также, что еще более важно, инвестируя в экономику этих стран [25].
Интеграция России в мировую экономику предполагает ее участие в межгосударственных финансовых институтах. В условиях глобализации экономики страна не может без ущерба для своих интересов оставаться в стороне от участия в международных финансовых организациях, которые созданы на основе межгосударственных соглашений с целью регулирования валютных и кредитно-финансовых отношений между странами, содействия экономическому развитию стран, кредитной помощи [22].
В число таких организаций входят Международный валютный фонд, Банк международных расчетов, Международный банк реконструкции и развития, Международная ассоциация развития, Международная финансовая корпорация, Европейский инвестиционный банк, региональные международные банки развития.
Международный валютный фонд (МВФ) - межправительственная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте [13, с.394].
27 апреля 1992 г. Совет управляющих МВФ проголосовал за прием России и тринадцати других бывших советских республик. После подписания Статей Соглашения МВФ 1 июня 1992 г., учредительных документов МБРР 16 июня 1992 г. и МФК 12 апреля 1993 г. российскими представителями Россия официально стала участницей этих организаций.
По величине квоты (5,9 млрд. СДР, или 8,5 млрд. долл.) Россия занимает десятую строку (2,8% общей суммы квот стран-членов). Россия оплатила в конвертируемой валюте около 25% суммы квоты. Остальная часть подписки оплачена национальной валютой.
Членство МВФ дало возможность России пользоваться в течении переходного периода кредитами в свободно конвертируемой валюте для поддержки экономических реформ и покрытия дефицита государственного бюджета и платежного баланса (Приложение 1).
Был обнародован ряд международных программ помощи России при поддержке МВФ. В целом за 1992 – 1999 гг. МВФ одобрил семь договоренностей о кредитах России на сумму 36,6 млрд. долл.. В 1999 г. Россия была самым крупным заемщиком МВФ: на конец апреля ее долг составлял 17,4 млрд. долл., и на нее приходилось 19,2% общей суммы не погашенных на тот момент странами-членами кредитов Фонда. В результате регулярного погашения Россией долга Фонду он снизился до 3,33 млрд. долл. в ноябре 2004 г.
Россия по-прежнему осуществляет постоянное сотрудничество с МВФ, регулярно проводит консультации с ним по вопросам макроэкономической и валютной политики. С 1999 г. Россия не обращалась к Фонду за новыми кредитами и регулярно погашала свою задолженность, которая ликвидирована в январе 2005 г.
Также Россия сотрудничает с Международным банком реконструкции и развития (МБРР), который является основным компонентом группы Всемирного банка. Квота России в МБРР составляет 5,4 млрд. долл. (оплачено 6,2%) и по доле в капитале (2,85%) [11, с.529] соответствует ее квоте в МВФ. Россия имеет такое же количество акций (44795), как Индия, Италия, Канада и Саудовская Аравия, и по количеству, и по стоимости акций она делит с этими странами 7-11 места.
МБРР так определял цель предоставления кредитов России: "Помощь в максимально быстром переходе к рыночному финансированию путем повышения роли частного сектора, укрепления через правовые, институциональные и финансовые реформы институтов государственного сектора, а также содействия привлечению частных инвестиций в российскую экономику"[11, с.530].
МБРР поводит тщательные предынвестиционные исследования, проверки и ревизии предлагаемых проектов. С момента выделения кредита до фактического кредитования объекта проходит несколько лет. Период использования кредита составляет от шести до девяти лет (бюджетозамещающих кредитов на цели структурной перестройки – от одного до трех лет) (см. Приложение 2).
С 1992 по март 2004 г. МБРР предоставил России 59 займов (включая гарантии) на сумму 13,5 млрд. долл.
Около 40% кредитов МБРР России имели макроэкономический характер, пополняли доходы государственного бюджета (реабилитационные, на структурную перестройку экономики, государственное управление и развитие частного сектора) (Приложение 3). Эти крупные заимствования России, близкие по своему назначению кредитам МВФ, были обусловлены кризисным состоянием ее экономики.
В настоящее время, несмотря на существенное улучшение макроэкономических и финансовых показателей, Россия заинтересована в расширении сотрудничества с группой Всемирного банка, особенно в целях развития национальной экономики – промышленности и сельского хозяйства, в осуществлении инвестиционных проектов в области образования, здравоохранения, экологии и институциональных преобразований.
Таким образом, в условиях рыночной экономики Россия все активнее участвует в международных валютно-кредитных отношениях. Происходит ее постепенная интеграция в мировой финансовый рынок, но вместе с тем мы сталкиваемся с большим количеством проблем.
Одной из них является низкая экономическая эффективность связанных кредитов под государственные гарантии РФ, так как их привлечение налагает обязанность закупать услуги или товары у стран, которые эти кредиты предоставляют. Эффективное использование иностранных связанных кредитов может быть обеспечено только при условии наведения порядка в заимствованиях, обеспечении государственного контроля над указанным процессом и добросовестного отношения заемщиков к своим обязательствам.
Далее, в настоящее время международные кредиты имеют довольно высокую стоимость. Ежегодное сокращение расходов федерального бюджета по обслуживанию государственного долга может быть достигнуто при досрочном погашении части задолженности, но в большинстве случаев кредиторы не поддерживают эту инициативу.
Кроме того, не обеспечивается контроль над эффективным использованием закупаемых в счет иностранных кредитов оборудования и услуг для модернизации и развития российских предприятий, а также товаров и сырья.
И наконец, анализируя исполнение законодательно-нормативных документов, необходимо отметить, что изложенные в них требования выполняются не в полном объеме. Не выполняются постановления и в части регистрации подписанных правительством РФ межправительственных соглашений в Государственной книге внешнего долга РФ: некоторые из них не имеют регистрационных номеров.
Для решения выявленных проблем в России разработана долговая стратегия в области государственного внешнего долга, согласно которой к 2008 году должны быть достигнуты следующие цели [20, с. 41]:
1.Повышение суверенного кредитного рейтинга РФ для поддержания стабильного доступа России к международным рынкам капитала;
2. Осуществление внешних заимствований в форме несвязанных кредитов;
3. Увеличение рыночной составляющей в государственном внешнем долге РФ;
4.Существенное сокращение задолженности перед правительствами иностранных государств и международными финансовыми организациями.
Для достижения указанных целей следует прежде всего предпринять действия по качественному изменению структуры государственного внешнего долга РФ в соответствии со структурой развитых индустриальных стран.
Так, стратегия в области взаимодействия с международными финансовыми организациями будет нацелена на существенное сокращение привлечения новых кредитов и ускоренное погашение имеющихся обязательств. А с 2008 года принято решение полностью отказаться от заимствований у международных финансовых организаций [20, с.42].
Итак, без международных вливаний экономика России развиваться не может. Выход один: обеспечить эффективность использования международных кредитов. Для этого необходимо совершенствование и повышение институциональных механизмов регулирования.
Таким образом, мы рассмотрели современные тенденции развития международных кредитных отношений и этапы внешних заимствований, представили Россию как международного должника и кредитора, изучили участие России в международных финансовых институтах, описали долговую стратегию в области государственного долга, проблемы внешних заимствований и пути их решения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что международный кредит представляет собой сложное экономическое явление, роль которого огромна для всего мирового сообщества.
В данной курсовой работе международный кредит определен как экономическая категория, раскрыто понятие международного кредита, описаны его принципы, функции, условия и основные формы. Выявлено, что международный кредит играет двоякую роль в развитии производства: позитивную и негативную.
Затем проанализирована динамика использования международного кредита в России. Было выяснено, что Россия является не только крупным заемщиком, но и кредитором. Россия выступает в качестве заемщика у развитых стран и как кредитор развивающихся стран. В связи с этим в нашей стране существует проблема внешнего долга, т.к. возврат долгов России развивающимися странами практически не происходит в связи с их неплатежеспособностью.
В настоящее время происходит интеграция России в мировую экономику. Она активно участвует в международных кредитных отношениях, сотрудничает с международными финансово-кредитными организациями, такими как МВФ, МБРР и др. В процессе участия Россия сталкивается с рядом проблем, для решения которых разработана долговая стратегия в области государственного долга.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации // ПСИС "Консультант Плюс".
2. Постановление Правительства РФ от 29.12.2001 № 931 "Об урегулировании коммерческой задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими кредиторами" // ПСИС "Консультант Плюс".
3. Федеральный закон от 26.12.1994 № 76-ФЗ "О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям" // ПСИС "Консультант Плюс".
4. Грязнов М.Б. Деньги, кредит, банки: конспект лекций (для студентов экономического факультета заочной формы обучения). – Омск: Омск. гос. ун-т, 2003. -127 с.
5. Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов / Е.Ф. Жуков, Л.М. Максимова, А.В. Печникова и др.; Под ред. академ. РАЕН Е.Ф. Жукова. – 2-е изд., перераб. и доп.. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003. – 600 с.
6. Деньги. Кредит. Банки: Учебник / Г. Е. Алпатов, Ю. В. Базулин и др.; Под ред. В. В. Иванова, Б. И. Соколова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 624 с.
7. Деньги, кредит, банки: Учебник / колл. авт.; под ред. О. И. Лаврушина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2006. – 560 с.
8. Жук И.Н., Киреева Е.Ф., Кравченко В.В. Международные финансы: Учебное пособие / Под общ. ред И.Н. Жук. – Мн.: БГЭУ, 2001. – 149 с.
9. Звонова Е. А. Международное внешнее финансирование в современной экономике. – М.: Экономика, 2002. – 324 с.
10. Карелин О. В. Регулирование международных кредитных отношений России. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 176 с.: ил.
11. Международно-кредитные и финансовые отношения: Учебник / Под ред. Л. Н. Красавиной. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 576 с.: ил.
12. Мировая экономика: Учебник / Под ред. проф. Булатова. – М.: Юристъ, 2002. – 734 с. – серия (Homo faber).
13. Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений: Учебник / Научн. ред. д-р эконом. наук, профессор В.В. Круглов. – М.: ИНФРА–М, 1998. – 432 с.
14. Пузакова Е. П. Мировая экономика. Серия "Учебники и учебные пособия". Ростов н/Д: "Феникс", 2001. – 480 с.
15. Сергин А. М. Деньги. Кредит. Банки: учебное пособие. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2006. – 365 с.
16. Финансы и кредит. Серия "Высшее образование" / Под ред. А. П. Ковалева. Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 480 с.
17. Финансы и кредит: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 416 с. – (Серия "Учебники и учебные пособия").
18. Власов А. В. Внешнеэкономические отношения России: внешний долг // "Деньги и кредит", 2001, № 10, с. 35-37.
19. Захаров Д.Ю. Анализ полученных и выданных кредитов Российской Федерации за 2003 – 2005 гг. // "Финансы и кредит", 2007, № 4 (244). – с. 12-17.
20. Иванова М.А. Нормативно-правовая база и проблемы внешних заимствований Российской Федерации // "Финансы и кредит", 2006, № 17 (221). – с. 33-42.
21. Косов Н. Н. Международные валютно-кредитные отношения // "Деньги и кредит", 2005, № 7, с. 60-62.
22. www.businessvoc.ru
23. www.cbr.ru
24. www.mvf.ru
25. www.finansmag.ru
Приложение 1
Кредиты МВФ России [11, с.515-520]
Дата предос-тавления кредитов | Виды кредитов | Сумма | Период использования | Сроки погашения | Страновая квота, % | Условия кредитов | |
млн. СДР | млрд. долл. | ||||||
1992 г., 5 августа | Первый транш резервного кредита (стэнд-бай) | 719,0 | 1,0 | 5 месяцев | 5 лет с отсрочкой погашения в течение 3 лет и 3 месяцев | 16,7 | Дефицит госбюджета до 5% ВВП; контроль за ростом денежной массы; темп инфляции – менее 10% в месяц |
1993 г., 6 июля | Первый транш кредита в рамках механизма финансирования системных преобразований | 1078,27 | 1,5 | Единовременно, в полной сумме | 10 лет с отсрочкой погашения в течение 4,5 года | 25 | Сокращение дефицита госбюджета наполовину – до 10% ВВП; контроль за ростом денежной массы; темп инфляции – не свыше 7-9% в месяц |
1994 г., 25 апреля | Второй транш кредита в рамках механизма финансирования системных преобразований | 1078,27 | 1,5 | Единовременно, в полной сумме | 10 лет с отсрочкой погашения в течение 4,5 года | 25 | Параметры макроэкономической и финансовой стабилизации аналогичны условиям предыдущего кредита; либерализация внешнеэкономической деятельности, ликвидация нетарифных мер регулирования экспорта |
1995 г., 11 апреля | Резервный кредит (стэнд-бай) | 4313,1 | 6,8 | 12 месяцев | 5 лет с отсрочкой погашения в течение 3 лет и 3 месяцев по каждому отдельному траншу | 100 | Требования детализированы и ужесточены: сокращение дефицита госбюджета (с 11%ВВП до 6%); уменьшение кредита органам власти с 8% ВВП в 1994 г. до 3% в 1995 г.; снижение инфляции до 12% в месяц. |
1996 г., 26 марта | Договоренность в рамках механизма расширенного кредитования | 6901,0 | 10,1 | 3 года | 10 лет с отсрочкой погашения в течение 4,5 года по каждому отдельному траншу | 160 (первый год – 65%; второй год – 55%, третий год – 40%) | Продолжение макроэкономической, финансовой стабилизации: сокращение дефицита госбюджета с 5% ВВП в 1995 г. до 4% в 1996 г. и 2% в 1998 г.; уменьшение кредитной экспансии; снижение инфляции к концу 1996 г. до 1% в месяц, а в 1998 г. – до 6,9% в год |
1998 г., 20 июля |
Кредитный пакет: 1. Добавление к кредиту в рамках механизма расширенного кредитования 1996г. 2. Кредит в рамках механизма кредитования дополнительных резервов |
2313,1 3992,5 |
3,0 5,3 |
Предполагалось предоставление тремя траншами: 20 июля, 15 сентября и 15 декабря 1998 г. | 1,5 года с отсрочкой погашения на 1 год по каждому отдельному траншу | 50 | Осуществление антикризисной программы: финансовая стабилизация; сокращение дефицита госбюджета с 5,6% ВВП в 1998 г. до 2,8% ВВП в 1999 г.; реформа налоговой системы и улучшение сбора налогов. Обмен ГКО на еврооблигации с более длительными сроками погашения по рыночным ставкам. Снижение темпа инфляции |
3. Кредит в рамках механизма компенсаци-онного кредитования. | 2156,6 | 2,9 | Единовременно в полной сумме | 5 лет с отсрочкой погашения в течение 3 лет и 3 месяцев | 50 | Структурные реформы: решение проблемы неплатежей; реструктуризация банковской системы, совершенствование законодательства | |
Итого | 8462,2 | 11,2 | 190 | ||||
1999 г., 28 июля | Резервный кредит (стэнд-бай) | 3300,0 | 4,5 | 17 месяцев. Предоставление семью равными траншами по 471,4 млн. СДР (640 млн. долл.) каждый | 5 лет с отсрочкой погашения в течение 3 лет и 3 месяцев по каждому отдельному траншу | 55,5 | Введение новых налогов и повышение ставок действующих налогов; сохранение режима плавающего валютного курса; реформирование финансового сектора, реструктуризация банковской системы |
Общая сумма одобрен-ных дого-вореннос-тей о кредитах в 1992-1999 гг. | 25851,8 | 36,6 |
Приложение 2
Кредиты МБРР, предоставленные Российской Федерации
Дата утверждения | Цель кредита | Млн. долл. |
1992 г. 6 августа 24 ноября 17 декабря |
Реабилитационный Службе занятости и социальной защиты Содействие в осуществлении приватизации |
600,0 70,0* 90,0 |
1993 г. 17 июня | Первый нефтяной реабилитационный | 610,0* |
1994 г. 17 февраля 19 мая 16 июня 16 июня 21 июня 29 июня 8 ноября 15 декабря |
Ремонт и содержание шоссейных дорог Развитие финансовых учреждений Осуществление земельной реформы Проведение сельскохозяйственной реформы Поддержка предприятий Второй нефтяной реабилитационный Управление окружающей средой Подготовка управленческих и финансовых кадров |
300,0* 200,0* 80,0* 240,0* 200,0 500,0* 110,0 40,0 |
1995 г. 16 февраля 7 марта 9 марта 25 апреля 2 мая 16 мая 6 июня 30 ноября |
Развитие проектного портфеля Жилищный проект Модернизация налоговой службы Чрезвычайный для ликвидации нефтяного загрязнения и уменьшения связанного с ним ущерба Повышение эффективности использования энергии Городской транспорт Второй реабилитационный Развитие стандартов |
40,0 400,0* 16,8 99,0 70,0 329,0* 600,0* 24,0 |
1996 г. 28 марта 30 апреля 7 мая 30 мая 4 июня 13 июня 27 июня 27 июня |
Ремонт мостов Развитие региональной социальной инфраструктуры Передача ведомственного жилья Развитие фондового рынка Медицинское оборудование Реализация проекта правовой реформы Структурная перестройка угольного сектора Проект содействия в реализации перестройки угольного сектора |
350,0* 200,0* 300,0* 89,0 270,0* 58,0 500,0 25,0 |
1997 г. 27 марта 29 мая 5 июня 5 июня 5 июня 5 июня 5 июня 5 июня |
Проект восстановления центра Санкт-Петербурга Гарантийная операция по проекту "Морской старт" Структурная перестройка экономики Инновационный проект в области образования Пилотный проект реформы здравоохранения Проект "Бюро экономического анализа" Проект содействия реструктурированию предприятий Проект содействия реформе в электроэнергетическом секторе |
31,0 100,0 600,0 71,0* 66,0 22,6 85,0** 40,0 |
25 июня 7 октября 18 декабря 18 декабря |
Структурная перестройка системы социальной защиты населения Содействие реализации структурной перестройки системы социальной защиты населения Структурная перестройка экономики (второй кредит) Структурная перестройка угольной промышленности (второй кредит) |
800,0 28,6 800,0 800,0 |
1998 г. 6 августа 22 декабря |
Структурная перестройка экономики (третий кредит) Совершенствование системы автомобильных дорог |
1500,0 400,0** |
1999 г. 13 мая 22 декабря |
Укрепление системы государственной статистики Проект реформы бюджетной системы на региональном уровне |
30,0 30,0 |
2000 г. 23 мая 13 сентября 21 декабря |
Пилотный проект по устойчивому лесоиспользованию Гарантийная линия для поддержки угольной и лесной отраслей промышленности Проект муниципального водоснабжения и канализации |
60,0 200,0 122,5 |
2001 г. 6 февраля 27 марта 24 мая 7 июня |
Проект "Московский городской транспорт" Проект реконструкции систем городского теплоснабжения Проект реформы системы образования Проект реконструирования Севера |
60,0 85,0 50,0 80,0 |
2002 г. 29 января 6 июня 24 октября |
Развитие бюджетного федерализма и реформирование системы региональных финансов Проект развития Федерального казначейства РФ Проект модернизации налоговых органов |
120,0 231,0 100,0 |
2003 г. 18 марта 4 апреля 22 апреля 15 мая |
Техническое содействие реформе системы здравоохранения в России Профилактика, диагностика, лечение туберкулеза и ВИЧ/СПИДа Проект развития таможенной службы Проект экономического развития Санкт-Петербурга |
30,0 150,0 140,0 161,1 |
2004 г. 2 марта | Проект "Информатизация системы образования" | 100,0 |
Всего | 59 займов | 13504,6* |
* Общая сумма полученных кредитов может отличаться от сумм, одобренных МБРР в результате проведенных сокращений в ходе совместных с правительством "Обзоров портфеля проектов, финансируемых МБРР в РФ".
** Заем аннулирован до вступления в силу.
Приложение 3
Структура полученных Россией кредитов МБРР по секторам экономики (1992 г. – август 2002г.) [11, с.536]
Назначение займов | Млн. долл. | В % общей суммы |
Экономическая политика В том числе: реабилитационные займы займы на структурную перестройку экономики управление государственным сектором развитие частного сектора |
5127 1200 2940 612 375 |
40,8 9,6 23,4 4,9 2,9 |
Топливно-энергетический комплекс В том числе: нефтяная и газовая промышленность угольная промышленность электроэнергетика |
2681 1316 1325 40 |
21,3 10,5 10,5 0,3 |
Сельское хозяйство | 300 | 2,4 |
Отрасли инфраструктуры В том числе: транспорт дорожное хозяйство городское развитие водоснабжение и канализация |
1878 389 1050 116 323 |
14,9 3,1 8,3 0,9 2,6 |
Финансовый сектор | 589 | 4,7 |
Защита окружающей среды | 110 | 0,9 |
Развитие социальной сферы В том числе: система социальной защиты населения обеспечение жильем образование здравоохранение |
1876 979 400 161 336 |
15,0 7,8 3,2 1,3 2,7 |
Всего | 12561 | 100,0 |
Мероприятия по совершенствованию финансового планирования на предприятии
Местные налоги
Место местных налогов в налоговой системе Российской Федерации
Место территориальных финансов в национальной финансовой системе
Место транспортного налога с системе налогообложения
Методи фінансового планування на підприємстві
Методика анализа финансовой устойчивости предприятия
Методика бюджетного планирования
Методика исчисления водного налога, порядок уплаты, отчетности
Методика налогового учета в организации
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.