курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Определение проблемной ситуации, ее актуальность
Практическая социология, одним из основных методов который является социологическое исследование, позволяет с высокой точностью выявить точки напряжения в социуме, предсказать динамику их развития и разработать практические рекомендации. Основу для этого создают достижения фундаментальных наук с использованием методов эмпирической проверки и формализованных процедур. Надежность, а, следовательно, ценность исследования, всецело зависит от его всесторонней подготовки, которая представляет собой процесс, насыщенный различными видами работ, научными процедурами и операциями. Необходимо обеспечить надежную теоретическую основу исследования, продумать его общую логику, разработать методические документы для сбора информации, сформировать из специалистов исследовательскую группу. Большое значение имеет организационное и материально техническое обеспечение и готовность к оперативному решению возникших вопросов.
Для социологии очень важно изучение межнациональных браков. Для начала дадим определение термина национальность. Национальность - принадлежность человека к определенной нации, народности, этнической группе, складывающейся под влиянием общего языка, национального самосознания личности, особенностей культуры, быта. Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого. Статистические данные свидетельствуют о том, что в общероссийском масштабе при определении национальности детей в этнически смешанных семьях предпочтение отдается русской национальности, хотя здесь имеются значительные региональные вариации. В плане генетического здоровья человечества такие браки, как правило, благоприятны, а дети, рожденные в них, отличаются здоровьем, способностями. Можно говорить об отдельных примерах - Пушкин, Распутин, Вампилов. Или об этнических или региональных группах - казачество, сибиряки, которые формировались на границах этнических или даже расовых групп. Но, с точки зрения национального самосознания, в таком варианте какая-то нация проигрывает, ведь дети вынуждены выбирать одну из двух национальностей, а иногда совсем иную - третью. Ребенок от украинки и белоруса, выросший в русской среде, русской культуре, владеющий русским языком, кто он по национальности? Чаще всего дети избирают национальность того из родителей, кто имеет более высокий социальный, культурный и этнический статус. Решающее значение имеет преобладающая этническая среда. В частности, дети от браков русских женщин с мужчинами других национальностей в пределах России, и особенно в городах, где преобладает русское население, чаще всего причисляют себя к русским. Здесь следует помнить, что наций предельно чистых в этническом плане просто не существует. Дело не в крови родителей, а в условиях формирования личности. Для больших народов эти процессы не имеют принципиального значения, а для малых они очень болезненны.
Национально-смешанные браки и семьи отражают в себе многие этносоциальные и этнодемографические процессы. Их изучение позволяет порой лучше понять данные процессы, глубже раскрыть их закономерности и последствия. Таким образом, изучение межнациональных браков становится важным не только с академической точки зрения, но и для решения практически значимых проблем современного общества.
Для исследования данной проблемы и отношений жителей к ней, мы поставили перед собой ряд задач:
- собрать результаты анкетирования;
- определить мнения участников опроса;
- привести статистические данные по проблеме;
- сделать выводы по результатам опроса и исследования вообще.
Цель нашей работы – определить отношения жителей города к межнациональным бракам и выявить причины таких отношений.
В социологическом исследовании использован метод сбора информации - анкетирование.
Объект исследования – жители города следующих категорий:
- люди в браке,
- люди, не состоящие в браке.
Предмет исследования – отношение к межнациональным бракам.
Определение выборочной совокупности:
- люди в браке - 14человек;
- жители города, не состоящие в браке - 16человек.
Гипотеза исследования. Брак – это союз двух любящих сердец. Национальность и религия не столь важны для выбора партнера.
Анкета
Дорогие друзья!
Целью анкеты является выяснить отношения окружающих к межнациональным бракам. Вам предлагается ответить на представленные вопросы. Просим Вас принять участие в нашей анкете потому, что нам важно мнение каждого из Вас. Вполне возможно, что некоторые ответы могут быть полезны и для Вас.
Считаем необходимым предупредить, что анкета анонимна и данные используются только для получения статистических данных.
Правила заполнения анкеты:
Обведите кружком или подчеркните тот ответ, который Вы считаете более совпадающим с Вашим мнением.
1. Состоите ли вы в браке?
а) да;
б) нет;
2. Если да, то в каком браке:
а) в межнациональном;
б) в однонациональном;
3. Что для вас является показателем успешного брака?
а) теплые и взаимные отношения между супругами;
б) в наше время особую роль играет материальная обеспеченность семьи;
в) брак, ориентированный больше на мнения окружающих, чем на собственные отношения;
г) другое;
4. Как вы относитесь к межнациональным бракам?
а) положительно;
б) считаю, что такие браки недолговечны;
в) считаю, что брак есть брак, каким бы он не был;
5. В чем вы видите основные проблемы межнациональных браков?
а) в непонимании, упреках со стороны общества, родителей, родных;
б) в противности национальных, религиозных традиций и обычаев;
в) не вижу никаких проблем;
6. Готовы ли вы сами осуществить брак с лицом другой национальности?
а) да, если между нами существуют взаимопонимание, любовь;
б) только преследуя свои выгоды;
в) нет;
7. Как вы думаете, влияет ли поддержка со стороны друзей и родных на взаимоотношение между членами разнонациональной семьи?
а) безусловно, влияет, т.к. семья строится на понимании и любви не только ее членов, но и окружающих;
б) скорее влияет;
в) нет, нисколько, семья-это обособленная единица общества;
8. Считаете ли вы, что на образование разнонациональной семьи сказывается финансовое положение обеих сторон?
а) нисколько, семья, в первую очередь, строится на любви и понимании;
б) может быть;
в) затрудняюсь ответить;
9. В чем вы видите положительные стороны межнациональных браков?
а) в традиционной насыщенности;
б) положительная сторона всех браков одна - рождение новой семьи, ячейки общества;
в) затрудняюсь ответить;
г) самые одаренные и красивые дети у родителей разных национальностей;
10. Чьим мнением вы руководствуетесь при выборе пары для брака?
а) личным мнением;
б) мнением родных и близких;
в) стараюсь совмещать мнения;
Анкета с результатами
№ вопроса | вопрос | варианты ответа | Кол-во ответов | процентное выражение |
1 | Состоите ли вы в браке? | а) да; | 14 | 53% |
б) нет; | 16 | 47% | ||
2 | Если да, то в каком браке: | а) в межнациональном; | 5 | 36% |
б) в однонациональном; | 9 | 64% | ||
3 | Что для вас является показателем успешного брака? | а) теплые и взаимные отношения между супругами; | 17 | 56% |
б) в наше время особую роль играет материальная обеспеченность семьи; | 4 | 12.5% | ||
в) брак, ориентированный больше на мнения окружающих, чем на собственные отношения; | 5 | 19% | ||
г) другое; | 4 | 12.5% | ||
4 | Как вы относитесь к межнациональным бракам? | а) положительно; | 10 | 33% |
б) считаю, что такие браки недолговечны; | 12 | 38% | ||
в) считаю, что брак есть брак, каким бы он не был; | 8 | 29% | ||
5 | В чем вы видите основные проблемы межнациональных браков? | а) в непонимании, упреках со стороны общества, родителей, родных; | 11 | 37% |
б) в противности национальных, религиозных традиций и обычаев; | 6 | 19% | ||
в) не вижу никаких проблем; | 13 | 44% | ||
6 | Готовы ли вы сами осуществить брак с лицом другой национальности? | а) да, если между нами существуют взаимопонимание, любовь; | 20 | 65% |
б) только преследуя свои выгоды; | 0 | 0% | ||
в) нет; | 10 | 35% | ||
7 | Как вы думаете, влияет ли поддержка со стороны друзей и родных на взаимоотношения между членами разнонациональной семьи? | а) безусловно, влияет, т.к. семья строится на понимании и любви не только ее членов, но и окружающих; | 20 | 64% |
б) скорее влияет; | 8 | 27% | ||
в) нет, нисколько, семья-это обособленная единица общества; | 2 | 9% | ||
8 | Считаете ли вы, что на образование разнонациональной семьи сказывается финансовое положение обеих сторон?? | а) нисколько, семья, в первую очередь, строится на любви и понимании; | 17 | 55% |
б) может быть; | 8 | 27% | ||
в) затрудняюсь ответить; | 5 | 18% | ||
9 | В чем вы видите положительные стороны межнациональных браков? | а) в традиционной насыщенности; | 9 | 30% |
б) положительная сторона всех браков одна - рождение новой семьи, ячейки общества; | 13 | 44% | ||
в) затрудняюсь ответить; | 2 | 6% | ||
г) самые одаренные и красивые дети у родителей разных национальностей; | 6 | 20% | ||
10 | Чьим мнением вы руководствуетесь при выборе пары для брака? | а) личным мнением; | 18 | 60% |
б) мнением родных и близких; | 3 | 9% | ||
г) стараюсь совмещать мнения; | 9 | 31% |
Анализ работы
В ходе социологического опроса было опрошено 30 респондентов, из них 14 человек – люди, уже образовавшие семью, 16 – люди, не состоящие в браке.
38 % опрошенных считают, что межнациональные браки недолговечны, 33% относятся положительно, а 19% респондентов считают, что брак есть брак, каким бы он не был.
На вопрос, в чем вы видите основные проблемы межнациональных браков, 44% опрошенных ответили, что не видят никаких проблем, 37% ответили – в непонимании, упреках со стороны общества, родителей, родных, остальные 19% видят проблемы таких браков в противности национальных, религиозных традиций и обычаев. По результатам исследования можно заметить, что некоторые участники опроса, которые выделяют проблемы межнациональных браков, все же готовы осуществить брак с лицом другой национальности, по их мнению, для сплоченной семьи, укрепленной поддержкой со стороны родных и близких, где царит гармония и любовь, решение вышесказанных проблем не составляет особого труда.
Некоторые социологи утверждают, что межнациональные браки менее устойчивы. Но данные переписи населения, социологических опросов показывают, что межнациональные браки даже более устойчивы, чем однородные. Межнациональные браки чаще встречаются среди городского населения, в районах нового освоения. Видимо, это связано с миграцией молодого населения и ослаблением влияния старших, которые почти всегда в этих вопросах консервативны.
Если рассмотреть межнациональные браки с иностранным партнером, то можно выделить следующие проблемы таких браков: разность территориально-государственных целостностей, к которым принадлежат брачные партнеры, делает такой межнациональный брак сложным явлением, при котором образ жизни двух индивидов распространяется на два общества: российское и общество страны супруга. Данное обстоятельство характеризуется наличием двух главных моментов. Во-первых, с точки зрения юридических норм, межнациональный брак усложняется особенностями пересечения границы, гражданством, видом на жительство. Постоянное соблюдение правовых указаний ограничивает, во многом, действия супругов и помещает их супружескую жизнь в довольно узкие рамки законодательных соблюдений. Во-вторых, с учетом социально-личностных характеристик, наиболее сильно выражена зависимость от места происхождения человека, которая проявляется во многих аспектах его индивидуальной жизнедеятельности в рамках супружества и затрагивает его психологические, культурные и нравственные особенности как личности, сформировавшейся в общественной среде конкретного государства. Безусловно, сказываются различия приобретенных в процессе социализации и усвоенных индивидом ценностей, норм, установок, представлений, образцов поведения, присущих данному обществу страны происхождения человека, которые потом находят свое отражение во взаимоотношениях супругов в межнациональном брачном союзе. Супружеские отношения в таких браках связаны с большим различием в психологических и жизненных стандартах.
Существуют мнения, что межнациональный брак меняет национально-культурное начало супругов под влиянием объективных и субъективных факторов, и ставит их в условия разрешения проблемы этнической идентификации посредством индивидуальных уступок и конкретных социально-обусловленных действий для обеспечения функционирования брачных отношений.
Еще одним, не менее важным компонентом социальной природы межнациональных браков выступает религия. Различия в веровании, в религиозном сознании и установках заложены в супружеских отношениях, и их проявления зависят от степени религиозности супругов, внутреннего состояния веры каждого из них, насколько она важна для них. Религиозный фактор является в некоторых ситуациях главенствующим показателем, что может даже помешать заключению брака. Например, в "Своде законов Российской империи" прямо указывалось на то, что "лицам православного и римско-католического исповеданий запрещалось вступать в брак с нехристианами" [7, 367]. Рассматривая религию в качестве удовлетворения духовной потребности личности, следования религиозным традициям, необходимо это обязательно учитывать супругами в брачном союзе и воспринимать веру партнера, его религиозные чувства серьезно, потому что религиозные убеждения - это довольно сильное, внутреннее восприятие мира человеком, что практически, оно не подвержено изменениям.
Статистика, как известно, знает все. И про межнациональные браки тоже. Исследования показывают, что женщины несколько осторожнее относятся к самой возможности таких браков, нежели мужчины. Давно отмечено, что мужчины и женщины разных национальностей неодинаково часто вступают в межнациональные браки. У коренных народов Средней Азии и Кавказа такие браки часто заключают мужчины. Еще не так давно, лет 40 назад, практически не вступали в национально-смешанные браки женщины коренных национальностей в республиках Средней Азии, а в последние десятилетия число национально-смешанных браков с их участием постоянно увеличивается. В этих республиках среди женщин, вступивших в межнациональные браки, преобладают русские, украинки, белоруски. Еще статистика утверждает, что в межнациональные браки часто вступают люди более взрослые, чем в однонациональные. Таким образом, здесь прослеживается определенная закономерность: в однонациональные браки значительно чаще вступают ровесники. К ровесникам мы отнесли женихов и невест, разница в возрасте которых не превышала двух лет. Разновозрастные браки, где жених заметно старше невесты или невеста старше жениха, чаще встречаются среди межнациональных. И совершенно четко прослеживается взаимосвязь: чем выше уровень образования и культуры человека, тем терпимее он относится к межнациональным бракам.
В опросах в социологических сайтах мнения также разделились, можно привести следующие высказывания участников по данной проблеме:
"Прекрасно, когда одна культура ассимилируется с другой. Думаю, такой брак учит человека лучше понимать других, делает его более терпимым к представителям иных национальностей, более богатым духовно. Узнавая лучше другого человека, ты лучше познаешь самого себя. Это сродни изучению иностранных языков: чем лучше ты знаешь чужой язык, тем глубже узнаешь свой собственный".
"Я думаю что люди, состоящие в межнациональных или межконфессиональных браках - это люди, за которыми будущее. Это люди, которые не зацикливаются на границах, обычаях, религиях и на мнении окружающих. Любящие всегда найдут общий язык, создадут свои обычаи и вообще не надо подстраиваться под этот изменчивый мир".
"Не судите так узко! Будьте толерантнее, учитесь видеть в человеке личность, а не цвет кожи или национальность".
"Я б ни за что не смог жениться на представительнице другой расы, а тем более, на приверженке другой веры. Это ведь разные обычаи, традиции и т.п. А по каким традициям должна будет пройти свадьба? А какой веры будет ребенок? А каким именем его назвать? Вот что-нибудь сделаешь, а по их обычаям это плохо, вот и начнется какая-нить кампания против тебя со стороны нерусских родственничков. Я осуждаю такие браки".
"Есть мнение, что люди заключают такие браки в интересах личного счастья, а не сохранения своего этноса, дескать, последнее - вторично. Но разве может состояться это счастье вне кровных интересов своего народа? Расул Гамзатов проповедовал советскую мораль, но и говорил, что нации нет у крыс, лошадей, однако у людей она должна быть! Я глубоко уважаю стремление татар, евреев, узбеков к этнической самобытности, даже - автаркии, и мне одновременно жаль, что русские и украинцы склонны в основной массе толерантно относиться к морали кровосмешения".
"Межнациональные браки - это плохо, т.к. идет размытие наций и гибель языков и национальных культур".
"Любой брак – это уже столкновение разных культур. У одних принято свет выключать вечером, у других принято, чтобы была полная иллюминация. У одних все праздники проходят с родственниками, у других вообще не принято с ними видеться. Теперь представьте, какие сложности возникают, если соединяются люди разных стран и разных национальностей. Пока нет детей, они еще как-то уживаются, но потом начинаются проблемы".
Есть мнения, что негативное отношение к таких видам браков, возникло с националистической рознью, возникшей уже с постсоветских времен.
Выводы по результатам социологического исследования
Межнациональные браки осуществляются уже с древнейших времен, существуют как позитивисты, так и критики таких браков. По проведенному нами исследованию можно сделать выводы о том, что существуют ряд причин, которые характеризуют межнациональные браки с отрицательной стороны: во-первых, несоответствие религиозных взглядов, традиций, обычаев и культур, из-за чего возникают такие разногласия: какую веру будут исповедовать дети, какие ритуальные, религиозные обычаи должны будут соблюдены во время похорон и т.д., во-вторых, могут возникнуть упреки со стороны окружающих, близких, родных, так как при межнациональном браке теряется тот род, который возродили наши предки, происходит слияние генов. Хотя, напротив, некоторые считают, что межнациональные браки преимущественны тем, что дети от таких браков получают такое разнообразие генов и часты случаи рождения вундеркиндов, талантов, более приспособленных к жизни детей, происходит так называемый отбор. По мнению людей, выступающих за межнационльные браки, межнациональные браки в определенной мере способствуют укреплению отношений между народами, в налаживании социального сотрудничества. Они считают, что семья должна строиться на взаимопонимании и любви, а не на изживших себя предрассудках.
Мы считаем, что, какой бы не была семья (однонациональной, разнонациональной), благополучие, долголетие ее зависит только от членов этой семьи. Да, в семьях от межнациональных браков, проблемы носят не только бытовой характер, а имеются масса других, но, если будет достигнуто взаимопонимание, любовь между их членами, будут приняты традиции, обычаи и культуры как одной стороны, так и другой, если эта семья будет поддерживаться со стороны родных и близких, то такие семьи станут успешными, имея равные права в нашем современном обществе.
Список использованных источников
1. Сизоненко З.Л. Межнациональная семья в крупном городе // Социс, 2007. - №2
2. Феномен разнорасовых семейно-брачных отношений // Гендерные исследования в Африканистике: Матер. VIII конф. африканистов. - М., 2000. - С.149-174.
3. Титова Т.А. Этническое самосознание в национально-смешанных семьях. - Казань: Форт-Диалог, 1999. - 163 с.: табл. - Библиогр.: с.89-102.
4. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Учебное пособие. Екатеринбург; 1996.
5. Журавлева И.В. Особенности интервью как разновидности опроса. Методы сбора информации в социологических исследованиях кн.1 под ред. В.Г. Андреенкова, О.М. Масловой. М. 1990.
6. Как провести социологическое исследовние. Под. ред. М.К. Горшкова. Изд. П. М. 1990.
7. Ньюман Л. Неопросные методы исследования. // Социологическое исследования. 1998. №6.
8. Смелзер Н. Социология// Социологические исследования. 1990 №11.
9. Чурилов Н.Н. Проектирование выборочного социологического исследования. Киев. Наукова думка.1996.
Приложение 1
Опрос студенческой молодежи, проведенный Центром изучения национальных и языковых отношений Академии наук РБ в декабре 2007 года, дал интересную информацию об установках молодежи на выбор брачного партнера. Одним из задаваемых вопросов был "Как Вы относитесь к межнациональным бракам?":
Вступлю в брак только с представителем своего народа | Вступлю в брак только с представителем своей религии | При выборе супруга, его национальность не должна иметь значения | Затрудняюсь ответить | |
Башкиры | 18,8% | 10,9% | 62,3% | 8,0% |
Татары | 11,4% | 11,4% | 72,8% | 4,5% |
Русские | 15,4% | 5,1% | 73,9% | 5,1% |
Общее | 14,9% | 9,0% | 70,0% | 6,0% |
Приложение 2
Статистические данные по межнациональным бракам в Республике Татарстан
год общее кол-во браков |
межнациональные браки |
всего в т.ч.иностранцы | |
2002 24 138 2003 25 139 2004 26 471 2005 24 350 2006 26 969 2007 27 997 2008 32795 I кв. 2009 5258 |
6 639 392 5 644 674 4 803 613 4 076 573 5 832 658 5 948 596 7387 850 1275 147 |
Определение проблемной ситуации, ее актуальность Практическая социология, одним из основных методов который является социологическое исследование, позволяет с высокой точностью выявить точки напряжения в социуме, предсказать динамику их раз
Место социологии в системе наук об обществе и человеке
Метод наблюдения
Метод отдельного случая (кейс-стади) и его использование в практике социальной работы
Основные методы сбора первичной социальной информации
Основные направления демографической политики. Показатели демографической ситуации
Основные направления объективного подхода к анализу общества в современной западной социологии
Основные направления объективного подхода к анализу общества в современной западной социологии
Основные понятия демографии
Основные понятия социологии
Основные принципы и формы проведения групповой психосоциальной работы
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.