курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Департамент образования города Москвы
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы
«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра информатики и прикладной математики
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
По теме: «Методика обучения элективному курсу «Adobe Photoshop» старших школьников с нарушениями слуха»
По специальности 050202.65 «Информатика»
Студентки
5 курса очной формы обучения
Балашовой Е.П.
Научный руководитель:
Григорьев С.Г.
Москва, 2010
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Специфика обучения курсу Adobe Photoshop школьников с нарушениями слуха
1.1 Анализ концепций обучения компьютерной графике в школьном курсе информатики
1.2 Место курса Adobe Photoshop в образовательном процессе
1.3 Назначение редактора растровой графики Adobe Photoshop
1.4 Специфика обучения информатике школьников с нарушениями слуха
ГЛАВА 2. Методы обучения курсу Adobe Photoshop школьников с нарушениями слуха
2.1 Проблемы обучения курсу Adobe Photoshop старшеклассников с нарушениями слуха
2.2 Цели и задачи обучения курсу Adobe Photoshop
2.3 Формы, методы и средства проведения занятий по Adobe Photoshop
2.4 Анализ овладения основам работы в редакторе растровой графики Adobe Photoshop школьниками старших классов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Одной из основных и, наверное, самой сложной задачей в школе является развитие творческих способностей, развитие умений и навыков работы с графическим редактором Adobe Photoshop. Творчество предполагает самостоятельность, независимость, оригинальность мышления, богатство отношений. Стремление развить это качество и движет нами при работе с учащимися с нарушениями слуха.
Наиболее эффективным и удобным для восприятия видом информации была, есть и в обозримом будущем будет информация графическая. Любые объемы информации любой человек лучше усваивает, когда она поступает через канал зрения.
Изучение графических редакторов позволит более глубоко раскрыть творческий потенциал школьников. Использование графического редактора Adobe Photoshop для развития творческих способностей является актуальной проблемой занятий по информатике и информационно-коммуникативным технологиям.
В современных программах, принятых Министерством образования РФ, неоправданно мало учебного времени уделяется изучению раздела «Компьютерная графика». Обязательный минимум содержания образования, принятый на сегодняшний день, предусматривает изучение графических объектов, средства и технологии работы с графикой, создание и редактирование графических объектов средствами графических редакторов, систем презентационной и анимационной графики [10].
Требования к уровню учащихся: уметь создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений.
Для достижения минимума за отведенные 4 часа из 70 (в 10 классе): учащиеся только осваивают работу в простейшем графическом редакторе Paint, усваивают строку векторного рисования в текстовом процессоре Word. А с разнообразными, мощными и более увлекательными графическими программами приходится работать только в ознакомительном порядке, так как на изучение возможностей современной растровой, векторной и 3D графики не хватает учебного времени.
Поэтому решение этой проблемы лежит за рамками учебного времени. Необходимо более активно использовать возможности дополнительного образования.
Важно понять, как учить учащихся с нарушениями слуха курсу Adobe Photoshop. Как грамотно составлять практичные упражнения для таких учащихся. Как помочь им осваивать сложный интерфейс Adobe Photoshop, команды и т.д. Именно этому посвящена данная дипломная работа.
Таким образом, проблемой исследования является необходимость обучения школьному курсу Adobe Photoshop школьников с нарушениями слуха и отсутствием научно-обоснованных методических рекомендаций в данном направлении.
Место исследования - Центр образования №1406 для глухих и слабослышащих детей.
Объектом исследования является методика обучения информатике.
Предмет исследования – процесс обучения работе в графическом редакторе Adobe Photoshop в школьном курсе информатики школьников с нарушениями слуха.
В ходе написания дипломной работы разрабатываются методические рекомендации по обучению курсу Adobe Photoshop школьников с дефектом слуха – это и будет целью исследования.
Задачи исследования:
1) проанализировать учебные пособия, учебники, учебные программы по разделу: «технология обработки графической информации» или «компьютерная графика»;
2) изучить методику обучения технологии создания и обработки графической информации;
3) проанализировать особенности и закономерности развития памяти, мышления и воображения школьников старших классов с нарушениями слуха;
4) разработать методические рекомендации по использованию средств информационных технологий при обучении Adobe Photoshop школьников с нарушениями слуха;
5) Проанализировать степень овладения графическим редактором Adobe Photoshop учащимися старших классов с нарушениями слуха при обучении, основанном на использовании разработанных методических рекомендаций.
Методы исследования – анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по информатике, проблеме исследования, учебников и учебных пособий по информатике; обобщение опыта, полученного в ходе педагогической практики; педагогический эксперимент по проблеме исследования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что использование результатов исследования позволит повысить уровень качества овладения графическим редактором.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В первой главе анализируются учебники по информатике и ИКТ для старших школьников, чтобы составить представление о степени разработанности темы «Adobe Photoshop» в школьном курсе информатики. Также проводятся анализы по нормативным документам, хватает ли время, отведенное на изучение Adobe Photoshop на уроках по информатике. Раскрываются особенности развития памяти, мышления учащихся с нарушениями слуха.
Во второй главе описаны проблемы обучения курсу Adobe Photoshop учащихся с нарушениями слуха, описаны рекомендуемые формы, методы и средства обучения данного курса и проведены эксперименты по степени усвоения одной из тем по Adobe Photoshop.
В заключении сформулированы результаты проведенного исследования дипломной работы.
Список литературы содержит 22 наименований.
В приложении 1 размещена презентация темы «Основы цветовой коррекции» для проведения теоретического занятия.
В приложении 2 размещен раздаточный материал на тему «Основы цветовой коррекции» для проведения практического занятия.
ГЛАВА 1. Специфика обучения курсу Adobe Photoshop школьников с нарушениями слуха
В современном обществе работа с компьютерной графикой является неотъемлемой частью компьютерной грамотности любого человека. Люди самых разных профессий применяют компьютерную графику в своей работе: Среди них:
· исследователи в различных научных и прикладных областях;
· художники;
· конструкторы;
· специалисты по компьютерной верстке;
· дизайнеры;
· разработчики рекламной продукции;
· создатели Web-страниц;
· авторы мультимедиа презентаций;
· медики;
· модельеры тканей и одежды;
· фотографы;
· специалисты в области теле- и видеомонтажа и др. [3, 5]
С каждым днем специалисты с высоким уровнем квалификации в области компьютерной графики все более востребованы. В связи с этим изменился социальный заказ общества школы, поэтому необходим новый подход к изучению темы «Компьютерная графика» раздела «Информационные технологии». Этот раздел в школьном курсе информатики является наиболее емким по содержанию. В примерной программе по информатике и информационным технологиям, представляющей собой один из возможных вариантов построения программы, раздел "Информационные технологии" представлен следующими элементами содержания:
· технология обработки текстовой информации;
· технология обработки графической информации;
· технология обработки числовой информации;
· технология хранения, поиска и сортировки информации;
· мультимедийные технологии. [10]
В учебниках, которые разработаны в соответствии с Базисным учебным планом, содержание учебного материала раздела «Информационные технологии» представлено по-разному, на примере различных программных средств и в разном объеме. Помимо этого, объем часов, отведенный на изучение этого раздела, слишком мал в сравнении с тем содержанием, которое может быть освоено. Наиболее ярко это несоответствие проявляется при изучении темы «технология обработки графической информации». Как правило, эта тема в школе представлена следующим содержанием:
· основы компьютерной графики;
· виды компьютерной графики;
· форматы графических файлов;
· создание изображений с помощью простейшего редактора растровой графики Paint.
В примерной программе по информатике и ИКТ предусмотрено изучение растровой графики, а также знакомство с одним из редакторов растровой графики. Однако методика обучения этому содержанию отсутствует.
Чтобы составить представление о степени разработанности темы «Adobe Photoshop» в школьном курсе информатики, покажем, как указанная тема представлена в соответствующих разделах учебников и пособий.
Программно-методический комплекс по информатике и информационным технологиям Н. Д. Угриновича [20] полностью соответствует разработанному Министерством образования базовому минимуму содержания. Параграфы, посвященные основам графического представления информации и основам компьютерной обработки информации, представлены в разделе «Информационные и комму-никационные технологии» в главе «Технология обработки графической информации». В указанной главе рассмотрены:
· Виды компьютерной графики;
· Основы представления графической информации;
· Способы получения и хранения изображений, форматы графических файлов;
· Наиболее популярные графические редакторы (перечислительно)
Практическая работа посвящена редактированию изображений в простейшем растровом редакторе Paint и созданию изображений в векторном редакторе, входящем в состав текстового редактора Word. Содержание учебного материала в главе «Технология обработки графической информации» имеет не практичный, а обзорный характер.
В учебном пособии Ю. А. Шафрина изложен систематический курс основ современных информационных технологий. Содержание, представленное в пособии, соответствует требованиям обязательного минимума образования по информатике. Содержание учебного пособия знакомит учащихся с базовыми понятиями информатики, дает понятие о формализации и моделировании, приобщает учащихся к самостоятельной работе на компьютере, формирует необходимые понимание, знания, умения и навыки, определенные стандартом. Содержание темы «Технология обработки графики» состоит из обзора видов графических изображений и пакетов компьютерной графики, используемых для работы с этими видами изображений. Технология создания и редактирования растровых изображений изучается на примере графического редактора MS Paint. Практикум по информационным технологиям А. В. Горячева и Ю. А. Шафрина является дополнением к учебнику Ю. А. Шафрина «Информационные технологии». Структура практикума выстроена в виде последовательности уроков, задания и упражнения которых разработаны с таким расчетом, чтобы учащиеся много раз обращались к учебнику, выбирали нужную информацию, многократно работали бы с одними и теми же таблицами. В структуре практикума уроки не сгруппированы в соответствии с разделами школьного курса информатики, представленными в учебнике. Содержание практикума формирует у обучаемых представление о возможностях графических редакторов на примере растрового редактора Paint. Задания уроков, посвященных изучению графических редакторов, позволяют освоить интерфейс редактора, его основные инструменты и способы создания графических примитивов. По нашему мнению, на этапе профильного обучения, содержания темы «Технология обработки графики», представленного в таком объеме, недостаточно.
В учебно-методическом комплекте для средней школы под редакцией профессора Н. В. Макаровой [9] изложены все темы, рекомендуемые Министерством образования РФ в базовом минимуме содержания. Изучение графического редактора Paint составляет содержание учебника по начальному курсу, в связи с этим изучение проходит на более низком уровне. При освоении базового курса учащиеся осваивают этот же графический редактор на более глубоком уровне. На этапе профильной подготовки учащихся в 10-11 классах изучение простейших приемов создания и редактирования графических изображений на примере другого графического средства отсутствует.
В учебнике И. Г. Семакина «Информатика» [13], [14] изложены все темы школьного курса информатики. Дополнением к учебнику является практикум «Информатика и ИКТ». Темы практических работ соответствуют содержанию Примерной программы среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям, рекомендованной министром образования и науки РФ в 2004 г. В разделе «Информационные технологии» темы соответствуют базовому минимуму содержания по информатике. Теоретический материал о компьютерной графике и ее средствах довольно объемно изложен. На примере создания и обработки растровой графики рассматривается графический редактор MS Paint. Практические задания на компьютере дают возможность рисовать по образцу посредством MS Paint, без шаговых пунктов.
Учебник Л. Ф. Соловьевой «Информатика и ИКТ» [15] представляет собой изложение школьного курса информатики, соответствует разработанному Министерством образования и науки РФ государственному образовательному стандарту. В разделе «Информационные технологии» отражены все компоненты, рекомендуемые в базовом минимуме содержания образования по информатике. Тема «Технология обработки графической информации» рассмотрена на примере изучения принципов обработки изображения в графическом редакторе Adobe Photoshop. Практические задания по Photoshop имеются отдельно в учебнике Л. Ф. Соловьевой «Информатика и ИКТ. Практикум» [16]. Практические задания позволяют учащимся не только освоить интерфейс Adobe Photoshop, его основные инструменты и приемы, но и выполнить работу со слоями, над коллажом, и сделать фотомонтаж.
В данном параграфе осуществлен анализ нормативной документации с целью выявления особенностей обучения по курсу Adobe Photoshop на уроках информатики в старших классах.
В современных программах, принятых Министерством образования РФ, неоправданно мало учебного времени уделяется изучению раздела «Компьютерная графика», в который входит курс Adobe Photoshop. Обязательный минимум содержания образования, принятый на сегодняшний день, предусматривает изучение графических объектов, средства и технологии работы с графикой, создание и редактирование графических объектов средствами графических редакторов, систем презентационной и анимационной графики [10].
Подробно рассматриваем цели достижения, понятия, относящиеся к разделу компьютерной графике, требования к уровню подготовки выпускников по разделу компьютерной графике в нормативных документах.
Стандарт среднего (полного) общего образования (базовый уровень)
Изучение информатики и информационных технологий на базовом уровне в старшей школе предполагает поддержку преподавания профильных учебных предметов. В государственном образовательном стандарте [10] регламентированы общие цели изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий на базовом курсе среднего (полного) общего образования. Среди них выделяются цели, достижению которых способствует изучение раздела компьютерной графики:
• овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
• воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
• приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Обязательный минимум содержания образования, принятый на сегодняшний день, предусматривает базовые понятия информатики и информационных технологий. Базовые понятия, изучаемые в разделе компьютерной графики, относятся к образовательной линии «Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов».
В стандарте среднего (полного) общего образования обязательный минимум содержания образования представляет собой следующим образом:
Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов.
Графические информационные объекты. Средства и технологии работы с графикой. Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов, систем презентационной и анимационной графики.
В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне знания, умения, навыки учащихся должны соответствовать следующим требованиям, изложенным в разделе компьютерной графики:
Знания:
· основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
Умения:
· оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
· иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
Стандарт среднего (полного) общего образования (профильный уровень)
В государственном образовательном стандарте регламентированы общие цели изучения информации и информационно-коммуникационных технологий на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлены на развитие алгоритмического мышления, способностей к формализации, элементов системного мышления. Среди них выделяются цели, достижению которых способствует изучение раздела компьютерной графики, в частности, курса Adobe Photoshop:
· воспитание чувства ответственности за результаты своего труда; формирование установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, на недопустимости действий, нарушающих правовые, этические нормы работы с информацией;
· приобретение опыта проектной деятельности, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда.
В образовательный минимум содержания основных образовательных программ включают базовые понятия информатики и информационно-коммуникационных технологий, относящиеся к разделу компьютерной графики:
· Представление о системах автоматизированного проектирования конструкторских работ, средах компьютерного дизайна и мультимедийных средах. Форматы графических и звуковых объектов.
· Ввод и обработка графических объектов. Ввод и обработка звуковых объектов.
· Использование инструментов специального программного обеспечения и цифрового оборудования.
· Создание графических комплексных объектов для различных предметных областей: преобразования, эффекты, конструирование. Создание и преобразование звуковых и аудио-визуальных объектов.
· Создание презентаций, выполнение учебных творческих и конструкторских работ.
В результате изучения информатики и ИКТ на профильном уровне знания, умения, навыки учащихся должны соответствовать следующим требованиям, изложенным в разделе компьютерной графики:
Знания:
· назначение и области использования основных технических средств информационных и коммуникационных технологий и информационных ресурсов;
Умения:
· устранять простейшие неисправности, инструктировать пользователей по базовым принципам использования ИКТ;
· оперировать информационными объектами, используя имеющиеся знания о возможностях информационных и коммуникационных технологий, в том числе создавать структуры хранения данных; пользоваться справочными системами и другими источниками справочной информации; соблюдать права интеллектуальной собственности на информацию;
Рассмотрев основные понятия обязательного минимума содержания, относящиеся к разделу компьютерной графики, в частности, курсу Adobe Photoshop, требования к уровню подготовки выпускников по разделу компьютерной графике, необходимо рассмотреть распределение часов, отводимое на изучение курса Adobe Photoshop.
Примерная программа для 10-11 классов. Базовый уровень.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (70 час)
Теоретический материал 40 часов
Практическая работа 22 часов
Резерв времени 8 часов
Таблица распределения часов
Разделы | Количество учебных времен | ||
Теория | Практика | ||
10 класс | Информация и информационные процессы | 6 | 3 |
Информационные модели | 9 | 4 | |
Информационные системы | 3 | 2 | |
Компьютер как средство автоматизации информационных процессов | 5 | 2 | |
11 класс | Компьютерные технологии представления информации | 5 | 2 |
Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов | 5 | 7 | |
Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей | 5 | 5 | |
Основные социальные информатики | 2 | - |
Из анализа примерной программы на базовом уровне и таблицы распределения часов можно сделать следующий вывод:
На изучение курса «Adobe Photoshop» на базовом уровне можно выделить не более 4 часов (2 час – теория, 2 часа – практика), потому что в разделе «средства и технологии создания и преобразования информационных объектов» предполагает не только изучение курса Adobe Photoshop, но и изучение технологии обработки текстовой, числовой и мультимедийной информации. При этом изучение данного курса проходит только в 11 классе.
Примерная программа для 10-11 классов. Профильный уровень.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (280 час)
Теоретический материал 127 часов
Практическая работа 125 часов
Резерв времени 28 часов
Таблица распределения часов
Разделы | Количество учебных времен | |
Теоретическая информатика | Информация и информационные процессы | 64 |
Средства ИКТ и их применение | 48 | |
Информационная деятельность человека | 13 | |
Информационные технологии | Технологии создания и обработки текстовой информации | 125 |
Технология создания и обработки графической и мультимедийной информации | ||
Обработка числовой информации | ||
Технологии поиска и хранения информации | ||
Телекоммуникационные технологии | ||
Технологии управления, планирования и организации деятельности |
Из анализа примерной программы на профильном уровне и таблицы распределения часов можно сделать вывод, что на изучение Adobe Photoshop можно выделить не более 21 практических часов.
Из общего анализа рассмотренных нормативных документов можно сделать следующие выводы:
· на изучение Adobe Photoshop выделяется недостаточное количество времени;
· несоответствие между большим объемом содержания курса Adobe Photoshop и малым количеством часов, отведенных на его изучение;
· малое количество часов, отводимых на изучение Adobe Photoshop, не позволяет сформировать знания, умения и навыки учащихся полностью.
Таким образом, полное изучение курса Adobe Photoshop невозможно на уроках по информатике по ряду выше перечисленных причин, поэтому необходима организация занятий по курсу Adobe Photoshop во внеурочное время, то есть на факультативе и в кружке. Такая организация позволяет решить эту проблему и выделить необходимое количество часов, отводимое на изучение курса Adobe Photoshop для полного овладения навыками работы с данным редактором.
В настоящее время Adobe Photoshop является одной из самых популярных в мире программ редактирования изображения за счет своих широчайших возможностей, высокой эффективности и скорости работы. Она широко используется как любителям, так и профессионалами.
Пользователи программы Adobe Photoshop – фотографы, ретушеры, художники по рекламе, иллюстраторы, дизайнеры.
Adobe Photoshop – это программа растровой графики, то есть любой элемент изображения строится по точкам. Как и любой редактор изображений, Adobe Photoshop предназначена для внесения изменений в фотоснимки и другие растровые картинки, хранящиеся на диске. Программа позволяет ретушировать изображение и подвергать его спецэффектам, переносить детали одного снимка на другой, вносить текст, менять соотношение цветов и даже добавлять цвет в изображения, выполненные в оттенках серого цвета. Можно также создавать новые изображения. Средства Photoshop совместимы с графическими планшетами, что дает возможность создавать вполне реалистичные изображения, имитирующие масло и акварель.
Специализированные методы, заложенные в программы редактирования векторной графики и программы рисования, определяют назначение тех и других. Adobe Photoshop, вместе с другими программами рисования, лучше всего подходит для создания и редактирования следующих видов изображений:
· Сканированные фотоснимки;
· Изображения, полученные с помощью цифровых фотокамер любого типа;
· Картины, насыщенные цветовыми тонами;
· Логотипы и эмблемы с нечеткими границами, бликами и тенями;
· Спецэффекты с применением фильтров и коррекцией цвета, невозможные в программах редактирования векторной графики.
Для овладения всеми возможностями данной программы необходимы значительные усилия. Большинство пользователей применяют лишь ограниченный набор приемов, которых достаточно для решения собственных задач.
Инструменты рисования в программе Adobe Photoshop – «кисти» различного вида, «карандаш», «ластик», заливки. Хотя программа поддерживает возможность создания иллюстраций, все-таки компьютерные художники предпочитают использовать специализированные программы рисования. Объясняется это тем, что данная программа имеет сравнительно ограниченный набор средств для создания рисунков. С другой стороны, программа обладает прекрасными возможностями коррекции изображений, так как она создавалась именно для этих целей.
Таким образом, Adobe Photoshop - гибкий и мощный инструмент, необходимый любому дизайнеру, художнику или фотографу.
Современный учебный процесс требует создания новой образовательной среды для детей с нарушениями слуха, которая, в свою очередь, имеет в своей основе социальную направленность, саморазвитие и самореализацию личности учащегося с нарушениями слуха.
На огромном рынке отечественной программной продукции, создаваемой для средней школы, практически полностью отсутствуют специальные программы для коррекционных школ. Программы же для массовой школы зачастую неприменимы или малоприменимы для обучения детей с нарушениями развития. Тексты заданий, инструкции, сами задания во многих случаях не соответствуют речевым, интеллектуальным и образовательным возможностям этих учащихся. Преподаватели специальных школ испытывают острую нехватку специальных учебников, методических пособий и рекомендаций, а их неслышащие ученики – существенные трудности при изучении информатики.
Надо учитывать, что дополнительные (коррекционные) цели образования глухих и специфика их познавательной деятельности (восприятия, речи, мышления) обуславливают ряд отличительных черт, характеризующих процесс обучения:
· Преобладание наглядных средств преподнесения учебного материала (особенно при формировании первичных представлений);
· Рациональное дозирование учебного материала;
· Адекватный возможностям восприятия учащихся темп подачи материала;
· Систематическая словарная работа (введение новых слов, раскрытие их смысла, включение в активную речь учащихся);
· Использование адаптированных учебных текстов (короткие и простые предложения, минимальное количество новых слов и пр.);
При этом за школами для глухих и слабослышащих детей сохраняется статус цензовых образовательных учреждений, т. е. подразумевается подготовка выпускников в соответствии с общими для всех программными требованиями, сдача государственных экзаменов на общих основаниях и получение аттестата зрелости общего образца.
Зная специфику индивидуальных и психических особенностей у глухих детей, легко решить проблемы развития памяти, мышления и т.д.
Одним из важнейших принципов в обучении детей с нарушениями слуха является принцип наглядности и простоты. Прежде всего, он предполагает построение учебного процесса так, что основные знания должны даваться учащимися на примере конкретных и общеизвестных жизненных ситуаций.
Глухие дети длительное время продолжают оставаться на ступени наглядно-образного мышления, т. е. мыслят не словами, а образами, картинами. Труды Розановой Т. В. показали, что глухие дети, как и слышащие, стремились обозначать и осмысливать запоминающий материал, но делали это реже, чем слышащие дети. Используемые ими обозначения (слова, условные жесты, обрисовывающие фигуру) в ряде случаев в меньшей мере передавали специфику запоминаемого материала, отличие данного объекта от другого, с ними сходного.
Поэтому можно подумать, что обнаружившуюся в ряде случаев у глухих детей меньшую эффективность образной памяти, чем у слышащих сверстников, следует объяснить отставанием и своеобразием в формировании у них речемыслительной деятельности. Исследование показало, что у глухих старшеклассников наблюдалось компенсаторное развитие их образной памяти, все более сближается с линией развития этого вида памяти у слышащих сверстников. [11, 64-65.]
Исследование трудов Розановой показало, что по успешности кратковременного и долговременного запоминания слов глухие дети уступают слышащим, что вызвано рядом причин:
· Большими трудностями удержания звуко-буквенной последовательности, составляющей слово, способами, доступными для глухих детей, по сравнению со слышащими, воспринимающих слова на слух.
· меньшей эффективностью словесного зрительно-артикуляционного кодирования запоминающего материала у глухих по сравнению со слухо-зрительно-артикуляционным кодированием слышащих.
· более медленным образованием у глухих детей, чем у слышащих, разветвленной системы соподчиненных и сопоставленных друг с другом значений, которые запечатлеваются в структурах долго-временной памяти.
· отставанием в формировании приемов опосредствованного запоминания.
Однако глухие дети имеют большие возможности развития символической памяти, что проявляется в высокой эффективности запоминания ими жестов. Успешность запоминания слов и жестов зависит от степени использования их в речи. Более привычные слова запоминаются заметно успешнее, чем малознакомые. В развитии словесной памяти у глухих детей обнаруживаются значительные индивидуальные различия, положительно коррелирующие с общим речевым развитием детей.
На всем протяжении школьного возраста память глухих детей на слова заметно развивается. Это обусловлено их общим речевым развитием, практикой речевого общения, овладением звуко-буквенным составом слов, утончением их значений и обогащением слов.
Запоминание рассказов заметно совершенствуется у глухих детей в школьном возрасте. Это выражается в более легком удержании в памяти грамматических структур предложений, что связано с формирующимся «чувством языка», и в более полном понимании содержания рассказа, в увеличении возможностей сознавать не только отдельные события, но и связи между ними [11,102-103].
Мы видим, что в педагогической литературе проблема мышления глухих школьников отмечена как специфическая. Мышление школьников немного отличается и отстаёт от нормы (особенно речь идёт о словесно-логическом мышлении – в силу отсутствия слуха и нарушения речи), тем не менее, к старшему школьному возрасту мышление обычно становится соответственной по возрасту.
Таким образом, и на уроках информатики, и в кружках, в частности, занятиях по Adobe Photoshop нужно употреблять как можно больше наглядных пособий, широко использовать информационные технологии – применять компьютеры, презентации, программы и т.д. Для успешного запоминания новых понятий для учащихся с нарушениями слуха рекомендуется многократное повторение по образцам, причем важно, что повторение было рассредоточенным, когда один и тот же материал вспоминается детьми время от времени, в разной связи, в различных ситуациях, целесообразно иметь тетрадь для словарной работы. Тем более, важно понимать и обозначать новые понятия. Сначала нужно вводить новое понятие на проекторе, потом для полного осмысления преподаватель говорит своими словами. Поскольку глухой учащийся воспринимает устное слово зрительно, вопросы и новые понятия лучше формулировать в печатном виде или отобразить их на презентации, а при устном формулировании вопроса и нового понятия необходимо дактилировать каждую букву, особенно когда проговариваем окончания слов.
Общий вывод к первой главе
В ходе исследования дипломной работы мы провели анализ того, что во многих учебниках по информатике и ИКТ в разделе технологии создании и обработки графической информации не рассматривается тема Adobe Photoshop. Имеется один учебник по информатике и ИКТ, который может дать учащимся практические упражнения, которые позволяют не только освоить интерфейс Adobe Photoshop, его основные инструменты и приемы, но и выполнить работу со слоями, над коллажом, и сделать фотомонтаж. Это учебник Л.Ф. Соловьевой «Информатика и ИКТ. Практикум для 9 класса». [16]. Рекомендуется изучать учебное пособие, которое специализируется на изучении Adobe Photoshop, например, учебное пособие Залоговой «Компьютерная графика. Элективный курс» [3], [4]. Анализ примерной программы на базовом уровне и таблицы распределения часов показал, что на изучение курса «Adobe Photoshop» на базовом уровне можно выделить не более 4 часов (2 час – теория, 2 часа – практика), а на профильном уровне - не более 21 практических часов.
В ходе исследования теоретического материала подтверждается, что у старших школьников с нарушениями слуха очень развито зрительное восприятие, компенсирующее слабым слухом или полным отсутствием слуха, и что познавательная активность глухих высока, когда обучение проводится зрительно, то есть они видят то, что им показывают. Эффективность применения знаний слабослышащими учащимися обусловлена особенностями их психического развития и зависит, в первую очередь, от уровня развития полноценной словесной речи и словесно-логического мышления.
В результате мы пришли к выводу, что нужно уделять больше внимания роли наглядных средств в обучении ребенка с нарушением слуха, а также что полное изучение курса Adobe Photoshop невозможно на уроках по информатике, поэтому необходима организация занятий по курсу Adobe Photoshop на элективных курсах, факультативе и в кружке. Такая организация позволяет решить эту проблему и выделить необходимое количество часов, отводимое на изучение курса Adobe Photoshop для полного овладения навыками работы с данным редактором, для этого посвящена вторая глава.
ГЛАВА 2. Методы обучения курсу Adobe Photoshop школьников с нарушениями слуха
В данном параграфе рассмотрим проблемы обучения данному курсу старшеклассников с нарушениями слуха в ходе педагогической практики в центре образования №1406.
Графический редактор Adobe Photoshop очень богат функциональностью и возможностями, благодаря этим растет его популярность по всему миру. Несмотря на то, что разработчики стремятся сделать Adobe Photoshop как можно проще в освоении и работе, все же у начинающих работать с Adobe Photoshop возникают большие трудности в освоении этого редактора.
На нашей педагогической практике нам довелось вести уроки по информатике – преподавать учащимся 11-х классов курс Adobe Photoshop.
Причины, от которых возникают трудности у старшеклассников в ходе нашей педагогической практики:
· Интерфейс Adobe Photoshop. По сравнению с примитивным графическим редактором Paint, Adobe Photoshop очень сложен для освоения в столь короткое учебное время.
· Жестко ограниченное время. Причем учащиеся стараются выполнять задания в редакторе Adobe Photoshop для того, чтобы, в основном, получать хорошие оценки. Это носит развивающий, но не творческий характер. Опираясь на собственный опыт, лучше осваивать Adobe Photoshop в спокойной обстановке и при неограниченном времени. Потому что у учащихся разный темп обучения.
· Частично отсутствует самостоятельная деятельность. То есть некоторые не могут выполнять самостоятельно, без руководства и подсказки со стороны преподавателя. Поэтому одному преподавателю тяжело работать с классом.
· Грамотность учащихся, осмысленность учебного материала. То есть учащимся не всегда все понятно, что написано в раздаточном материале.
· Качество разработки упражнения по Adobe Photoshop. Если упражнение составлено плохо, то есть в задании присутствует много текста и мало графической информации, то на положительный результат освоения задания вряд ли можно рассчитывать.
Проведенные нами занятия по курсу Adobe Photoshop в кружках показали ряд преимуществ занятий в кружках над занятиями на уроках.
К преимуществам проведения занятий в кружках можно отнести:
· Спокойную обстановку и неограниченное время при изучении курса Adobe Photoshop;
· Полное формирование умений и навыков работы с графическим редактором;
· Высокую степень самостоятельности учащихся при овладении графическим редактором;
· Развитие творческого потенциала учащихся;
· Обеспечение консультации учащихся с преподавателем.
Кроме вышеперечисленных преимуществ проведения занятий в кружках, мы обнаружили трудности у самого преподавателя при преподавании курса Adobe Photoshop:
· Фактически индивидуальная работа с учащимися, несмотря на их малое количество, то есть необходимо объяснять одному ученику, показывать необходимые инструменты другому ученику, рассказывать о приемах работы третьему ученику и т.д.;
· Подбор учебного материала на уровне старших школьников с нарушениями слуха и их индивидуальными особенностями. Например, для грамотного начитанного учащегося достаточен текст с наименьшим количеством скриншотов, а для малограмотного учащегося необходим упрошенный текст с пошаговыми инструкциями, скриншотами после каждого пункта и словарь понятий.
К трудностям старших школьников с нарушениями слуха при обучении Adobe Photoshop можно отнести:
· Медленное овладение сложным интерфейсом Adobe Photoshop и инструментами;
· Частичное понимание содержания раздаточного материала в силу ограниченного словарного запаса;
· Непонимание понятий, используемых при работе с графическим редактором Adobe Photoshop, например, маска слоя, режим наложения слоев;
· Неправильное применение операций с работой над рисунками;
· Неиспользование специализированных учебных пособий.
Такие трудности у школьников можно преодолеть, п. 2.3 подробно описывает рекомендуемые формы, методы и средства обучения, которые позволяют учащимся эффективно осваивать данный курс. Прежде чем изучать курс Adobe Photoshop, нужно знать цели и задачи обучения данному курсу и краткое содержание теоретических и практических занятий. Перейдем к следующему пункту.
Элективный курс «Adobe Photoshop» имеет целью формирование теоретических знаний и практических умений учащихся в области компьютерной графики, а также расширение их кругозора в сфере искусства.
Его реализация призвана обеспечить понимание композиции и цветоведения; формирование целостного представления о приемах и методах обработки изображений на основе усвоения принципов работы растрового графического редактора. Организованная на должном уровне работа учащихся будет способствовать выявлению и развитию их творческих способностей, воспитанию у них художественной культуры и эстетического вкуса.
Полученные знания и навыки позволят учащимся в дальнейшем самостоятельно осваивать более сложные приемы работы с графикой и могут быть востребованы в различных сферах художественного творчества: от архитектуры, промышленного и Web-дизайна до полиграфии и рекламы.
Элективный курс рассчитан на учащихся, стремящихся овладеть возможностями компьютера для обработки изображений. Данный курс будет полезен всем, кто занимается художественным творчеством и желает использовать компьютер как инструмент своей деятельности.
Объем курса 72 часа. По усмотрению преподавателя сроки изучения элективного курса могут быть передвинуты.
Основные цели курса: формирование теоретических знаний и практических умений в области компьютерной графики, а также расширение кругозора учащихся в сфере искусства.
1. Дать учащимся глубокое понимание принципов построения и хранения изображений.
2. Изучить форматы графических файлов и целесообразность их использования при работе с различными графическими программами.
3. Рассмотреть применение основ компьютерной графики в различных графических программах.
4. Научить учащихся создавать и редактировать собственные изображения, используя инструменты графического редактора.
При реализации поставленных целей решаются следующие задачи:
· образовательные: формирование навыков работы с растровой графикой;
· развивающие: развитие основ художественного творчества;
· воспитательные: воспитание художественной культуры и эстетического вкуса.
В процессе изучения курса учащиеся знакомятся с теоретическими основами растровой графики, форматами графических файлов, цветовыми моделями. Практическая направленность занятий позволяет овладеть основными приемами создания графических композиций, коррекции и ретуширования изображений, применения эффектов.
В результате изучения курса учащиеся должны овладеть основами компьютерной графики, а именно, должны знать:
· особенности, достоинства и недостатки растровой графики;
· методы описания цвета в компьютерной графике – цветовые модели;
· способы получения цветовых оттенков на экране монитора и принтере;
· способы хранения изображений в файлах растрового формата;
· методы сжатия графических данных;
· проблемы преобразования форматов графических файлов;
· назначение и функции различных графических программ.
В результате освоения практической части курса учащиеся должны уметь:
редактировать изображения в программе Adobe Photoshop, а именно,
· выделять фрагменты изображений с использованием различных инструментов (Область, Лассо, Волшебная палочка и др.);
· перемещать, дублировать, вращать выделенные области;
· редактировать фотографии с использованием различных средств художественного оформления;
· монтировать фотографии (создавать многослойные документы);
· расспрашивать черно-белые эскизы и фотографии;
· применять к тексту различные эффекты;
· выполнять тоновую коррекцию фотографий;
· выполнять цветовую коррекцию фотографий;
· ретушировать фотографии;
· выполнять обмен файлами между графическими программами.
Содержание курса Adobe Photoshop
Теоретические занятия.
Тема 1. Введение в компьютерную графику.
Тема 2. Форматы графических файлов. Разрешение.
Тема 3. Оборудование для работы с изображением.
Тема 4. Цветовые модели.
Тема 5. Инструментальные средства растровых редакторов.
Практические занятия.
Практическая работа №1. Интерфейс Adobe Photoshop.
Практическая работа №2. Инструменты выделения. Работа с выделенными областями.
Практическая работа №3. Использование альфа-каналов. Работа в режиме быстрой маски. Использование маски слоя.
Практическая работа №4. Основы работы со слоями.
Практическая работа №5. Работа с текстом.
Практическая работа №6. Рисование и раскрашивание.
Практическая работа №7. Тоновая коррекция изображения.
Практическая работа №8. Цветовая коррекция изображения.
Практическая работа №9. Работа с контурами.
Практическая работа №10. Ретушь.
Практическая работа №11. Монтаж и коллаж.
Практическая работа №12. Использование фильтров.
В данном параграфе представлены рекомендуемые формы, методы и средства обучения курса Adobe Photoshop.
Формы обучения
По определению Ю. К. Бабанского, «формы организации обучения представляют собой внешнее выражение согласованной деятельности преподавателя и учащихся, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме. Они имеют социальную обусловленность, регламентируют совместную деятельность преподавателя и учащихся, определяют соотношение индивидуального и коллективного обучения, степень активности учеников в познавательной деятельности и руководства ею со стороны преподавателя» [1].
Для проведения занятий по Adobe Photoshop мы рекомендуем внеурочные формы обучения: элективные курсы, факультативные занятия и кружки.
Элективные курсы – это краткосрочные тематические курсы (модули), которые общеобразовательное учреждение предлагает учащимся на основе изучения их запросов и реализует за счет часов школьного компонента. Элективные курсы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, т.к. в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов.
Элективные курсы могут помочь в решении двух важнейших задач:
- создание условий для осознанного выбора учениками направлений дальнейшего обучения, связанных определенными видами профессиональной деятельности;
- помочь старшекласснику, совершившему первоначальный выбор образовательной области для более тщательного изучения, увидеть многообразие видов деятельности, связанных с ней.
Факультативные занятия являются эффективной формой дифференцированного обучения, направлены на углубление и расширение знаний в области информатики. Они не являются обязательными, на них не задают домашние задания, не выставляют оценки. Направление работы на занятиях зависит от интересов, прежде всего, руководителя факультатива, его способности заинтересовать учащихся, создавать творческую атмосферу. Характерными чертами занятий являются большая самостоятельность учащихся и меньшее число обучаемых (около 15 человек). [8, 73]
Кружок – это наиболее гибкая и индивидуальная форма работы с разнообразным содержанием. Кружковая работа служит эффективной формой профессиональной ориентации учащихся. В кружке могут быть заняты учащиеся разного возраста, те, кто проявил повышенный интерес к предмету. Это меньшая по численности группа (около 5 человек), в которой учащиеся выполняют творческие задания, задания-проекты, требующие коллективной формы работы. Руководитель кружка играет роль координатора проекта, который, хорошо зная способности и наклонности каждого ученика, поручает ему конкретное выполнимое задание, а затем помогает все связать воедино [8, 74]. Такая деятельность позволяет развивать индивидуальные особенности, интересы и склонности, формировать ценные моральные качества, прививать необходимые умения и навыки, развивать творческий потенциал учащегося. Именно занятия по Adobe Photoshop целесообразно проводятся в кружке, особенно при работе с учащимися с нарушениями слуха.
Для изложения теоретических основ курса мы предлагаем форму обучения: лекция-демонстрация.
Лекция-демонстрация – это форма обучения используется для изложения теоретических и методических знаний, практического опыта. В этом процессе преподаватель передает учащимся знания. Однако здесь необходимо учитывать два известных фактора:
1. После 10-15 минут непрерывной лекции внимание учащихся начинает рассеиваться и эффективность их восприятия снижается. Поэтому необходимо разбавлять лекционные куски прямыми вопросами к учащимся, иллюстрировать лекцию слайдами, дополняющими лекционные материалы.
2. Усвоение лекционного материала составляет 10-15% от общего объема. Но и этот «минус» также можно победить, заставив учащихся переписывать основную информацию в тетрадь.
Материал излагается на основе современных методических требований с учетом уровня знаний учащихся с нарушениями слуха. Особое внимание уделяется демонстрации примеров выполнения графических работ и используемых при этом инструментов и приемов.
Во время занятий стоит применять технологии мультимедиа: использование презентации при объяснении нового материала или даже при закреплении ранее изученного материала, работа с компьютером – при закреплении нового материала. Такая форма работы является результатом поиска новых возможностей, позволяющих реализовывать принцип наглядности.
Психологические и педагогические исследования давно уже показали, что наглядность не только способствует более успешному восприятию и запоминанию учебного материала, но и активизирует учебную деятельность, помогает глубже проникнуть в сущность изучаемых явлений (рис. 1).
Рис. 1
Изучение закономерностей визуального мышления показывает его связь с творческими процессами принятия решений, утверждает регулирующую роль образа в деятельности человека. Процесс визуализации представляет собой свертывание мыслительных содержаний, включая различные виды информации, в наглядный образ, будучи воспринятым, этот образ может быть развернут и служить опорой адекватных мыслительных и практических действий. [2]
Основной формой практических занятий является лабораторно-практическая работа.
Лабораторные занятия направлены на формирование навыков практического применения полученных знаний при выполнении конкретных заданий. Методика их проведения должна содействовать развитию творческих способностей каждого ученика и приобретению навыков самостоятельной работы.
Под самостоятельной работой учащихся мы понимаем такую работу, которая выполняется учащимися по заданию и под контролем преподавателя, но без непосредственного его участия в ней, в специальное отведенное для него время. При этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои умственные усилия и выражая в той или иной форме (устный ответ, выполнение практических заданий, описание опытов и т.д.) результат умственных и физических действий. Поэтому в процессе обучения важна организация эффективной самостоятельной работы учащихся.
Методы обучения
Методы обучения – это способы совместной деятельности преподавателя и учащихся, направленные на решение задач обучения, воспитания и развития.
При обучении по курсу Adobe Photoshop учащихся с нарушениями слуха рекомендуются традиционные методы на уроках информатики: словесные, наглядные и, больше всего, практические.
Помимо этих методов, с целью активизации самостоятельной работы учащихся мы можем предложить нетрадиционный метод обучения – метод проектов, что позволяет реализовать индивидуальный подход к обучению.
Метод проектов
В мировой практике ведутся поиски способов организации самостоятельной деятельности учащихся, предусматривающие вовлечение каждого учащегося в активную познавательную деятельность. Одним из способов такой самостоятельной работы является обучение в сотрудничестве.
Преимущества метода проектов - это энтузиазм в работе, заинтересованность детей, связь с реальной жизнью, выявление лидирующих позиций ребят, научная пытливость, умение работать в группе, самоконтроль, лучшая закрепленность знаний, дисциплинированность. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
В педагогической практике особо значимыми являются методы организации познавательной деятельности обучаемых, обеспечивающие усвоение определенных знаний, формирование умений и навыков, в том числе и таких, которые позволяют обучающимся применять полученные знания, умения и навыки на практике при решении конкретных жизненных проблем. Метод учебных проектов является одним из методов творческого развития личности.
Основные требования к использованию метода проектов:
· наличие значимой в исследовательском, творческом плане задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;
· практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
· самостоятельная (индивидуальная, парная) деятельность ученика;
· определение базовых знаний из различных областей, необходимых для работы над проектом;
· структурирование содержательной части проекта;
· использование исследовательских методов;
· определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования;
· выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования;
· анализ полученных данных;
· оформление конечных результатов;
· подведение итогов, выводы, творческие отчеты и т.д.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учеников – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. В ходе этой деятельности целесообразно использованием мультимедиа-ресурсов. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению [13].
Средства обучения
Средства обучения - это материальный объект, который используется для освоения знаний, формирования опыта, познавательной и практической деятельности.
Для проведения лекции-демонстрации, как введения нового материала, необходимо иметь компьютер, на котором установлен PowerPoint из пакета Microsoft Office. Введение нового материала проводится слухо-зрительно, поэтому следует обратить внимание на качество содержания наглядного материала. Текст учебного материала должен быть ясным и доступным для понимания старших школьников с нарушениями слуха. Следует помнить о недопустимости длинного текста, многословия, сложного предложения, несущего неоднозначный смысл. Очень желательно, чтобы в презентации присутствовали картинки, скриншоты.
Для практического овладения навыками работы с графическим редактором рекомендуется использовать раздаточный материал с пошаговыми инструкциями и скриншотами. Следует не забывать, что уровень содержания раздаточного материала находится на уровне старших школьников с нарушениями слуха.
Вышеописанные формы, методы и средства обучения стали основой для разработки методических рекомендаций по обучению курсу Adobe Photoshop старших школьников с нарушениями слуха, которые находятся в приложениях нашей работы.
Учитывая особенности мышления у старших школьников с нарушениями слуха и проблемы обучения элективному курсу Adobe Photoshop, мы использовали описанные нами в п. 2.3 формы, методы и средства обучения, которые позволяют достигать максимальный эффект обучения по данному курсу. Формы, методы и средства обучения позволяли нам разработать рекомендации по обучению по курсу Adobe Photoshop.
На педагогической практике, проведенной в Центре образования №1406 для слабослышащих и глухих детей, мы проводили эксперимент на занятиях в кружке. Учитываем, что объем часов одного занятия равняется 1 час 30 минут. Менее 30 минут отдается на изучение теоретического материала, а остальное время – на практическую работу.
Итак, перед проведением эксперимента мы выбрали непростую тему «Основы цветовой коррекции», разработали учебный материал для получения учащимися из одной группы знания о цветовой коррекции по разработанным нами методическим рекомендациям и использовали лекцию-демонстрацию. Эта презентация со слайдами находится в приложении 1. При разработке практических заданий для овладения приемами работы с Adobe Photoshop, в частности, для овладения цветовой коррекцией изображений, мы использовали подобранный раздаточный материал с учетом разработанной нами методической рекомендации. Этот раздаточный материал можно подробно рассмотреть в приложении 2. Объяснение нового материала происходило с помощью слайдов на проекторе, опираясь на следующие методы обучения: словесный и наглядный. Преимущество компьютерной презентации на проекторе заключается в том, что учащиеся могли увидеть картинки «до и после» в результате цветовой коррекции, и запоминать, какие команды и приемы используются для обработки с фотоизображениями. Учитывая особенности усвоения знаний старших школьников с нарушениями слуха, преподаватель должен преднамеренно замедлять темп общения, повторять отдельные фразы, слова, обращаться к калькирующей жестовой речи (в отдельных случаях и к дактилированию). Потом мы раздали практические задания в виде раздаточного материала. Учащиеся выполняли их в разном темпе, меньше прибегали к помощи и подсказке преподавателя. В конечном счете, у большинства учащихся первой группы успеваемость держалась на должном уровне, цели и задачи обучения были достигнуты.
Учащимся из другой группы, которые не изучали тему «Основы цветовой коррекции», мы объясняли без помощи проектора, только посредством компьютера. Так, преподаватель объясняет и показывает команды на компьютере, а учащиеся слушают и смотрят на интерфейс Adobe Photoshop. Потом преподаватель дает учащимися практические задания по данной теме с инструкциями, но без учета разработанной нами методики. Было замечено, что учащиеся находили нужные команды, но не знали, как воспользоваться ими грамотно, поэтому наобум делали цветовую коррекцию, тем более испортив изображение. В результате чего учащиеся получали удовольствие от творчества в духе фантастики, но не знали различия между разными командами цветокоррекции, со временем забывали, какие команды стоит применять для коррекции цветов.
Был проведен другой эксперимент. Мы предлагали учащимися с нарушениями слуха осваивать работу по цветовой коррекции через Интернет-ресурсы, где выкладываются бесплатные уроки по курсу Adobe Photoshop. Было обнаружено, что учащиеся долго искали подходящий урок по обработке фото, взяли понравившийся им урок абсолютно по другому назначению, например, как сделать портрет в нежно-голубых тонах. Большинство уроков на Интернет-ресурсах было разработано специально для опытных пользователей Adobe Photoshop. Содержание и сложность этих уроков вызвало затруднения у начинающих пользователей Photoshop при работе с изображениями. Уроки не объясняли толком, так, зачем нужна команда Тон/Насыщенность, в каких случаях она используется. В результате чего время было потрачено впустую, учащиеся не испытывали удовлетворения от сделанного.
Таким образом, мы подтвердили наше предположение о том, что необходимо рационально использовать компьютерные презентации и вспомогательные средства для выполнения практических заданий, - они создали благоприятные условия обучения, способствующие более полному формированию знаний, умений и навыков учениками. Разработанные нами методические рекомендации оказались эффективными.
Общий вывод ко второй главе
В ходе исследования были выявлены проблемы обучения элективному курсу Adobe Photoshop учащихся с нарушениями слуха. Были проведены эксперименты на кружковых занятиях. Их результаты показывают, что использование на внеурочных занятиях лекций-демонстраций в виде компьютерных презентаций помогает учащимся значительно лучше усвоить теоретический материал, следовательно, разработанные методические рекомендации по обучению теоретическим знаниям курса Adobe Photoshop подойдут учащимся с нарушениями слуха. Лабораторно-практическая работа с использованием раздаточных материалов с пошаговыми инструкциями и скриншотами дает учащимся с нарушениями слуха самостоятельно получать знания и добавлять новые понятия в активную речь, развивать умения и навыки, меньше зависеть от преподавателя. Трудность заключается в том, что учащиеся не сразу усваивают новые слова и понятия, поэтому при появлении таковых, нужно обязательно использовать дактилологическую азбуку и впоследствии произносить их постоянно.
В результате мы пришли к выводу, что разработанные методические рекомендации по обучению элективного курса Adobe Photoshop идут на пользу учащимся с нарушениями слуха.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
компьютерная графика школьник информатика
В современном обществе почти каждый человек, обладающий компьютерной грамотностью, знает о графическом редакторе Adobe Photoshop больше других графических редакторов, а также имеет, хотя бы минимальный, опыт работы с ними. С приходом цифровой эры и цифровой фотографии появился новый народный термин: «фотошоп» или «фотожаба», который был распространен, в основном, на интернет-ресурсах. Этот термин означает фотомонтаж или фотография, сделанная в редакторе Adobe Photoshop.
На интернет-ресурсах (форумы, блоги) бесплатно выкладываются уроки и видеоуроки по самообучению по работе с Adobe Photoshop, в специализированных учебных пособиях и журналах более-менее изложены практические задания, пошаговые упражнения. Однако качества самообучения по работе с Adobe Photoshop явно недостаточно, поэтому появились курсы очного обучения по работе с Adobe Photoshop, где присутствует живое общение с преподавателем курса, а также обратная связь с ним.
Люди с нарушениями слуха ограничены в получении информации, так как на нашей педагогической практике, проведенной в Центре образования №1406 для детей с нарушениями слуха, нам довелось побеседовать с учащимися, которые владеют навыками работы с редактором Adobe Photoshop на начальном уровне. По результатам беседы было ясно, что они не знают основ компьютерной графики, не имеют четкого представления о назначении растрового редактора Adobe Photoshop. Одни учащиеся пользуются учебными пособиями, но жалуются на сложность изложения материала или некачественный подбор материала. А также у них вызывают затруднения незнакомые им понятия, часто использующиеся в Adobe Photoshop, например, как маска слоя, режим наложения слоев. И, наконец, отсутствие обратной связи серьезно осложняет усваивание ими материала. Этот факт обусловлен, во-первых, недостаточным знанием учащегося с нарушениями слуха о возможностях интернета. Например, возможность общения с опытным пользователем Adobe Photoshop в системе мгновенных сообщений, таких как ICQ, MSN, а также на специализированных форумах и блогах. Во-вторых, у большинства учащихся с нарушениями слуха ограниченный словарный запас, который не позволяет четко выражать свои мысли и задать четкий вопрос в контексте работы с редактором Adobe Photoshop. В-третьих, банальное отсутствие домашнего интернета у некоторых учащихся.
Преподаватель играет важную роль в обучении по очному курсу Adobe Photoshop. Он знакомит учащихся с основами компьютерной графики, интерфейсом растрового редактора, панелью инструментов и так далее, помогает учащимся легче усваивать навыки работы с программой, а также поддерживает их, дает советы, рассказывает о применении данной программы в работе, отвечает на вопросы учащихся.
Чтобы достичь максимального эффекта при изучении учащимся с нарушениями слуха очного курса Adobe Photoshop, были разработаны методические рекомендации по овладению и использованию графического редактора.
В процессе исследования были проанализированы учебники по информатике и ИКТ, нормативные документы. Результаты исследования показали, что только один учебник по информатике и ИКТ может дать учащимся практические упражнения, которые позволяют не только освоить интерфейс Adobe Photoshop, его основные инструменты и приемы, но и выполнить работу со слоями, над коллажом, и сделать фотомонтаж. Это учебник Л.Ф. Соловьевой «Информатика и ИКТ» 9 класса. В современных программах, принятых Министерством образования РФ, неоправданно мало учебного времени уделяется изучению раздела «Компьютерная графика». Поэтому решение этой проблемы лежит за рамками учебного времени стандартной школьной программы. Недостающее время для овладения навыками работы с редактором Adobe Photoshop компенсируется в элективном курсе информатики, на факультативе и в кружке.
В процессе исследования были проанализированы особенности развития мышления и памяти школьников старших классов с нарушениями слуха. Также были проанализированы проблемы обучения курсу Adobe Photoshop старшеклассников с нарушениями слуха. Учащимся в силу отсутствия слуха тяжело осваивать программу Adobe Photoshop самостоятельно, им нужны правильно подобранные материалы и, прежде всего, подсказки, поддержка и энтузиазм преподавателя.
Проведенные нами занятия на уроках информатики в течение месяца педагогической практики и занятия в кружке по курсу «Adobe Photoshop» в течение года непрерывной педагогической практики в Центре образования №1406 позволили выявить формы, методы и средства обучения, которые позволяют достичь лучших результатов овладения навыками работы с растровым графическим редактором.
Грамотно подобранный материал с пошаговыми инструкциями и скриншотами помогает учащимся быстро и самостоятельно овладеть приемами работы с редактором Adobe Photoshop. Для более успешного овладения навыками работы с Adobe Photoshop учащимся необходимо знать основы компьютерной графики, в частности, растровую графику, знать понятия и инструменты, использующиеся для работы с графикой.
Анализ степени усвоения темы из данного курса учащимися старших школьников с нарушениями слуха при обучении, основанном на использовании разработанных методических рекомендаций, показал, что использование компьютерных презентаций и раздаточных материалов с содержанием практических заданий позволило повысить уровень усвоения знаний, умений и навыков учащимися, их заинтересованность к изучаемой теме. Таким образом, мы можем говорить об эффективности разработанных методических рекомендаций по обучению курсу Adobe Photoshop.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Бабанский, Ю.К. Педагогика [Текст] / Ю.К. Бабанский. – М.: Просвещение, 1983. – 560 с.
2. Гозова, М. Совершенствование познавательной деятельности глухих в процессе обучения. [Текст] / А.П. Гозова. – М.: Педагогика, 1986. – 326 с.
3. Залогова, Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс [Текст]: учебное пособие / Л.А. Залогова. – М.: БИНОМ. Лаб. знаний, 2005– 212 с.: 16 л. ил.
4. Залогова, Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс [Текст]: практикум / Л.А. Залогова. – М.: БИНОМ. Лаб. знаний, 2005. – 245 с.: 16 л. ил.
5. Кравченя, Э.М. Компьютерная графика [Текст]: учебное пособие / Э.М. Кравченя, Т.И. Абрагимович. – Минск.: Новое знание, 2006. – 248 с.: ил.
6. Лапчик, М.П. Методика преподавания информатики [Текст]: учебное пособие для студентов пед. вузов. / М.П. Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер; под ред. М.П. Лапчика. – М.: Академия, 2006. – 624 с.
7. Левченко, И.В. Общие вопросы методики обучения информатике в средней школе [Текст]: учебное пособие для студентов пед. вузов и ун-тов / И.В. Левченко, Н.Н. Самылкина. – М.: МГПУ, 2003. – 106 с.
8. Левченко, И.В. Частные вопросы методики обучения теоретическим основам информатики в средней школе [Текст]: учебное пособие для студентов педаг. вузов и ун-тов / И.В. Левченко. – М.: МГПУ, 2007. – 160 с.
9. Макарова, Н.В. Информатика и ИКТ. Учебник. Начальный уровень. В 2 ч. Ч. 1. [Текст] / Под ред. Н. В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2007. – 96 с.: ил.
10. Программы для общеобразовательных учреждений [Текст]: Информатика. 2-11 классы / сост. М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаб. знаний, 2009. – 463 с.
11. Розанова, Т.В. Развитие памяти и мышления глухих детей. [Текст] / Т.В. Розанова. – М.: Просвещение, 1983. – 232 с.: ил.
12. Савченко, Н.А. Использование мультимедиа-технологий в общем среднем образовании [электронный документ] / Н.А. Савченко. – (http://www.ido.rudn.ru/nfpk/mult/mult8.html). 17.04.2010.
13. Семакин, И.Г. Информатика. Базовый курс. 7-9 классы. [Текст] / И.Г. Семакин. Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаб. знаний, 2005. – 390 с.: ил.
14. Семакин, И.Г. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс [Текст]: учебник для 8 кл. / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков и др. – М.: БИНОМ. Лаб. знаний, 2005. – 176 с.: ил.
15. Соловьева, Л.Ф. Информатика и ИКТ [Текст]: учебник для 9 кл. / Л.Ф. Соловьева. – СПб.: БХВ-Петербург, 2007. – 336 с.: ил. + DVD.
16. Соловьева, Л.Ф. Информатика и ИКТ [Текст]: практикум для 9 кл. / Л.Ф. Соловьева. – СПб.: БХВ-Петербург, 2007. – 112 с.: ил.
17. Титирова, Д.Ю. Работа с фотоизображениями в Adobe Photoshop [Текст] / Д.Ю. Титирова // Информатика и образование.– 2009. – № 10. – С. 74-84.
18. Угринович, Н.Д. Практикум по информатике и информационным технологиям [Текст]: учебное пособие для общеобразоват. учреждений/ Н.Д. Угринович. Л.Л. Босова, Н.И. Михайлова. – М.: Лаб. базовых знаний, 2002. – 394 с.: ил.
19. Угринович, Н.Д. Информатика и информационные технологии [Текст]: учебник для 10-11 кл. / Н.Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаб. знаний, 2003. – 512 с.: ил.
21. Уроки Adobe Photoshop [Электронный документ]. – (http://photoshop.demiart.ru). 12.05.10
22. Уроки по Photoshop [Электронный документ]. – (http://www.photoshop-master.ru). 12.05.10
Приложения
Приложение 1Дидактическая цель занятия:
развивать умения и навык работы с Abobe Photoshop, усвоить новое понятие цветовой коррекции, ознакомить с основными командами для цветовой коррекции, научить делать цветовую коррекцию.
Образовательные задачи:
Задачи обучения:
Понимать/ уметь:
- Термины, используемые в Adobe Photoshop;
- Особенности работы с Adobe Photoshop и его функции;
- Понятие цветовой коррекции.
Уметь:
- работать в Adobe Photoshop;
- работать цветовую коррекцию;
- работать с изображениями, используя команды цветовой коррекции.
Задачи развития:
- развитие познавательной активности;
- развитие памяти и внимания;
- формирование компьютерной грамотности и потребности в приобретении знаний, умений и навыков;
- формирование информационной культуры учащихся.
Задачи воспитания:
- развитие внимательности и усидчивости;
- развитие творческого потенциала;
- формирование самостоятельной деятельности учащихся;
В первой части занятия для введения нового материала преподаватель может использовать компьютер, презентацию, интерактивную доску или проектор. Время проведения занятия по Adobe Photoshop в кружке ровно 1 час 30 минут. Здесь выложены макеты слайдов разработанной нами для презентации, однако содержание материала является образцом, каждый преподаватель может разрабатывать собственную презентацию по своему усмотрению, но с учетом соответствия с методическими требованиями разработки и оформления презентации. Нашу презентацию, которую мы использовали в кружке, мы поместили на CD-диск, который является приложением к нашей дипломной работе.
Содержание занятия:
Преподаватель: Здравствуйте, друзья! На прошлом занятии мы изучали интересную тему: «Основы тоновой коррекции». Подскажите, ребята, что означает тоновая коррекция (демонстрирует на проекторе вопрос в письменном виде)?
Слайд № 1
Ребята отвечают на вопрос преподавателя. Преподаватель задает вопросы, а учащиеся отвечают. Если учащийся не знает, что ответить, то преподаватель задает наводящий вопрос или комментирует ответ.
Преподаватель: Молодцы, ребята! Вы хорошо помните. Давайте сейчас поговорим о новом понятии цветовой коррекции.
Преподаватель демонстрирует на слайде определение и проговаривает каждое слово сначала на кальке, потом на жестах для быстрого запоминания и дальнейшего употребления новых слов в активной речи.
Слайд № 2
Преподаватель: Давайте запишем определение цветовой коррекции.
Цветовая коррекция (цветокоррекция) – воздействие на пиксели изображения с целью устранить цветовые дефекты, улучшить субъективное восприятие снимка или внести некоторые цветовые изменения.
Преподаватель: Ребята, как вы думаете, чем вызваны цветовые дефекты?
Преподаватель вместе с учащимися делает вывод, что цветовые дефекты вызваны следующими факторами:
- неправильное освещение на улице и в помещении;
- неправильная настройка цифрового фотоаппарата.
Слайд № 3
Слайд № 4
Слайд № 5
Слайд № 6
Слайд № 7
Преподаватель предлагает учащимся привести примеры результата после цветовой коррекции, чтобы учащиеся четко различали тоновую и цветовую коррекции.
Преподаватель: Прежде чем научиться обработать изображения, сначала надо знать важный способ изменения цвета, потом надо запомнить приемы цветовой коррекции, то есть команды.
Слайд № 8
Слайд № 9
Слайд № 10
Преподаватель: Ребята, запишите команды в тетрадь.
Команды цветовой коррекции:
Яркость/Контрастность
Цветовой баланс
Тон/Насыщенность
Замена Цвета
Выборочная коррекция цветов
Светофильтр
Преподаватель демонстрирует презентацию (слайд № 11) и говорит:
Слайд № 11
- В некоторых случаях возникает желание или необходимость изменить баланс цветов, содержащихся в изображении. Например, сделать лежащий на столе апельсин более желтым, убрав при этом излишне зеленую окраску скатерти. Выполнять подобные действия можно при помощи команды Image → Adjustments → Color Balance (Изображение → Настройки → Цветовой баланс). Давайте запишем команду:
Цветовой баланс
Image → Adjustments → Color Balance (Изображение → Настройки → Цветовой баланс)
Преподаватель: В нем содержатся три ползунка, с помощью которых можно изменять соотношение в изображении основных цветов и цветов, дополнительных им: голубой–красный (Cyan–Red), пурпурный–зеленый (Magenta–Green) и желтый–синий (Yellow–Blue). Еще обратим внимание на переключатель в нижней части окна, при помощи которого можно ограничить область воздействия команды, он имеет три положения:
Shadows (Тени) — преобразование применяется к пикселям темных тонов;
Midtones (Нейтральные тона) — изменяется окраска пикселей, имеющих цвет, близкий к нейтральному;
Highlights (Света) — будет изменена окраска ярко окрашенных пикселей. При установленном флажке Preserve Luminosity (Сохранить яркость) будет изменен только оттенок пикселей, а их яркость сохранится неизменной.
- Ребята, не пугайтесь сложных команд. В раздаточном материале всегда будут такие термины, как тени, нейтральные тона, света и так далее.
Будем коротко говорить о следующих командах, а на практике будем знакомиться с ними и применять приемы цветокоррекции грамотно.
Слайд № 12
- Запишем команду:
Image → Adjustments → Hue/Saturation (Изображение → Настройки → Цветовой тон/Насыщенность)
Слайд № 13
- Давайте запишем команду в тетрадь:
Image → Adjustments → Replaсe Color (Изображение → Настройки → Замена цвета)
Слайд № 14
- Давайте запишем команду:
Image → Adjustments → Selective Color (Изображение → Настройки → Выборочная коррекция цветов).
Слайд № 15
- Давайте запишем команду:
Image → Adjustments → Photo Filter (Изображение → Настройки → Светофильтр)
- Это все. Все понятно? Есть вопросы? Если нет, давайте сядем за компьютер. Раздам вам раздаточный материал.
Вывод: для введения нового материала на тему «Основы цветовой коррекции» из курса Adobe Photoshop был разработан презентационный материал. Мы пользуемся примерами и командами из презентации только в тех моментах, когда преподавателю с их помощью нужно организовать общение с учащимися (слайды №№ 3-15). Занятие, организованное в форме лекции-демонстрации, является самым удобной формой обучения, что учащиеся меньше отвлекаются, больше слушают и смотрят, лучше запоминают презентационный материал и выступают в беседу с преподавателем.
Приложение 2
Методические рекомендации проведения практического занятия на тему: «Основы цветовой коррекции» из элективного курса Adobe Photoshop
Во второй части занятия для закрепления нового материала и развития необходимых умений и навыков учащихся преподаватель раздает учащимся раздаточный материал. В данной дипломной работе выложен практический материал с пошаговыми инструкциями и скриншотами, который мы раздавали ребятам для апробации. Наш разработанный нами материал мы поместили на CD-диск, который поставляется вместе с данной дипломной работой.
Содержание раздаточного материала
Практическая работа
Упражнение 1. Сделайте цветокоррекцию над испорченной цветовыми дефектами фотографией, используя команду Цветовой баланс.
1. Открываем любую из фотографий, которые лежат в папке «Море» в каталоге «Мои рисунки». Возьмем фотографию «Золотые ворота».
Рис. 2
2. Выполняем команду Цветовой баланс
Рис.3
и откроется окно команды Цветовой баланс (см. рис. 4).
Рис. 4
Мы видим, что на этой фотографии преобладают цветовые дефекты: много зеленого и желтого цветов. После этого делаем вывод: чтобы уменьшить зеленый и желтый цвета, надо усилить противоположные им цвета – пурпурный и синий цвета.
3. Установим значения таким образом:
Рис. 5
4. На рисунке № 5 видно много красного цвета, следовательно, мы передвигаем ползунок Голубой-Красный в сторону голубого цвета.
Рис. 6
Конечный результат:
Рис. 7
Упражнение 2. Сделайте цветокоррекцию фотографии, используя команду Тон/Насыщенность.
1. Открываем любую из фотографий, которые лежат в папке «Море» в каталоге «Мои рисунки». Возьмем, например, фотографию «Дерево».
Рис. 8
2. Выполняем команду Тон/Насыщенность
Рис. 9
И откроется окно.
Рис. 10
3. Чтобы сделать фотографию темной, в параметре Яркость передвигаем ползунок влево (см. рис. 11), а чтобы сделать фотографию светлой, передвигаем вправо (см. рис. 12)
Рис. 11
Рис. 12
Чтобы сделать фотографию черно-белой, в параметре Насыщенность передвигаем ползунок влево (см. рис 13), а чтобы – насыщеннее (или ярче), передвигаем ползунок вправо (см. рис 14).
Рис. 13
Рис. 14
4. На этой фотографии мы видим два основных цвета: это синий и желтый. В параметре Цветовой тон эти цвета будут меняться при сдвиге ползунка влево или вправо. Поэкспериментируйте сами.
Упражнение 3. Измените цвет глаза, используя команду Тон/Насыщенность с маской слоя.
1. Открываем фото «Глаз» из папки «Человек» в каталоге «Мои рисунки».
Рис. 15
2. Дублируем слой (на палитре Слои нажимаем левой кнопкой мыши и открывается меню (см. рис. 16)).
Рис. 16
3. Появится активный дублирующий слой. К нему сделаем слой-маску (нажимаем в нижнем краю палитры Слои кнопку слоя-маски (см. рис. 17))
Рис. 17
И появится слой-маска к слою Задний план (копия)
Рис. 18
4. Сделаем второй слой активным (передвигаем курсор на картинку с глазом и нажимаем)
5. Выполняем команду Тон/Насыщенность, включаем флажок Тонирование и устанавливаем значение, показанное на рис. 19.
Рис. 19
6. Изображение получилось ядовито-зеленым, нам нужно сделать, чтобы изменился только цвет глаз, а остальные цвета кожи лица, ресниц остались такими же. О слое-маске мы уже говорили на предыдущих занятиях. Слой-маска определяет, какие области слоя будут видны, а какие нет. Следовательно, слой-маска прикрывает область слоя, кроме области зрачка глаза.
Итак, мы нажимаем на слой-маску и заливаем черным цветом. Область слоя-маски черного цвета скрывает зеленый цвет, показывает исходное положение рисунка, а область слоя-маски белого цвета показывает зеленый цвет, в нашем случае, цвет глаза.
Рис. 20
По рис. 20 видно, что фотоизображение вернулось к исходному положению.
7. Берем кисть и выбираем белый цвет мягкой кисти. Рисуем зрачок глаза. Должно получиться так:
Рис. 21
Можно экспериментировать с цветом глаза, используя команду Тон/Насыщенность, не забывая о слое-маске.
Упражнение 4. Измените цвет волос и губы, используя команду Выборочная коррекция цветов.
1. Открываем фотографию «Парус и скала» из папки «Море» в каталоге «Мои рисунки».
Рис. 22
2. Выполняем команду Выборочная коррекция цветов
Рис. 23
И откроется окно этой команды (см. рис. 24)
Рис. 24
3. Команда Выборочная коррекция цветов имеет свойство – изменение нужного цвета. В меню Цвета мы можем выбрать нужный диапазон цвета, и изменять его при помощи бегунков. Чтобы изменить цвет неба на этом изображении, в меню Цвета выберем голубой и синий (см. рис. 25).
Рис. 25
4. В меню цвета Голубой мы установим значение следующим образом:
Рис. 26
5. Перейдем на синий и установим значение следующим образом:
Рис. 27
Полученный результат:
Рис. 28
С помощью команды Выборочной коррекции цвета мы можем не только изменять нужный цвет, но и осветлять или затемнять его. Например, сделать голубое небо синим, при этом цвета других объектов остаются неизменными.
Упражнение 5. Сделать цветокоррекцию фотографии с помощью команды Замены цвета.
1. Открываем фотографию «Парус и скала»
Рис. 29
2. Выполняем команду Замены цвета
Рис. 30
3. Откроется окно этой команды. Выберем пипеткой нужный цвет на голубом небе фотографии и ставим в меню Разброс значение 200. В окошке результата цвет выглядит голубым (см. рис. 31).
Рис. 31
4. Диалоговое окно Замены цвета похоже на окно Тон/Насыщенность, с тем лишь отличием, что добавляется параметр Разброс, который определяет диапазон цвета, который будет изменяться.
Итак, установим значение параметра следующим образом:
Рис. 32
Полученный результат:
Рис. 33
Небо выглядит сказочным, при этом цвета скалы и паруса не меняются.
Справочник
Команда Цветовой баланс
Рис. 34
На рис. 34 показано окно этой команды. В нем содержатся три ползунка, с помощью которых можно изменять соотношение в изображении основных цветов и цветов, дополнительных им: голубой–красный (Cyan–Red), пурпурный–зеленый (Magenta–Green) и желтый–синий (Yellow–Blue).
В нижней части окна находится переключатель, при помощи которого можно ограничить область воздействия команды, он имеет три положения:
Shadows (Тени) — преобразование применяется к пикселам темных тонов;
Midtones (Нейтральные тона) — изменяется окраска пикселов, имеющих цвет, близкий к нейтральному;
Highlights (Света) — будет изменена окраска ярко окрашенных пикселов. При установленном флажке Preserve Luminosity (Сохранить яркость) будет изменен только оттенок пикселов, а их яркость сохранится неизменной.
Команда Тон/Насыщенность
Рис. 35
На рис. 35 показано окно этой команды в исходном состоянии. Основными органами управления в этом окне являются три ползунка, позволяющих контролировать параметры изображения:
Цветовой тон (Hue) — позволяет сдвигать оттенки выделенных пикселов (или всех пикселов изображения) на указанную величину. Изменение производится с шагом в 1° (оттенок традиционно задается как положение на цветовом круге в градусах). Диапазон изменений от –180 до +180°, причем значения –180° и +180° эквивалентны — цветовой круг в обоих случаях "проворачивается" на пол-оборота.
Насыщенность (Saturation) — управляет насыщенностью цвета. Измеряется в процентах и может принимать значения от –100 % (полное обесцвечивание) до +100 % (максимальная насыщенность).
Яркость (Lightness) — позволяет управлять яркостью цвета. Принимает значение от –100 (черный цвет) до +100 (белый цвет). При установленном флажке Preview (Просмотр) вы будете видеть вносимые в изображения изменения непосредственно в окне документа.
Флажок Тонирование (Colorize) позволяет вместо изменения оттенков изображения придать всем пикселам новый оттенок — тонировать изображение или его выделенный фрагмент. Этот эффект используется, например, для создания эффекта тонированных фотографий (например, сепия).
Департамент образования города Москвы Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ Кафедра информатики и прикл
Обучение основам социальной информатики учащихся 8-9 классов
Обучение учащихся VII-VIII классов при освоении технологических операций на токарно-винторезном станке
Организационно-педагогические требования к кабинету информатики в условиях реализации различных форм обучения
Организация досуговой деятельности как фактор профилактики агрессивности у старших дошкольников
Подготовка специалистов в области конструирования и производства автотрактороной техники
Психолого-педагогические аспекты обучения монологическому высказыванию старших школьников
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.