курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Не останавливаясь на первом периоде формирования вуза из
различных образовательных организаций, относящемся к началу прошлого века,
можно, тем не менее, констатировать, что уже первый выпуск 27
инженеров-строителей в 1921 г. не был комом. Однако истинное развитие учебная
работа получила с приходом в МИСИ в конце 20-х -начале 30-х годов прошлого века
выдающихся ученых и специалистов-практиков. Именно научные школы формировали
академическую, образовательную среду института, обогащая ее новыми идеями,
теориями и методами. Огромную роль в процессе воспитания принципиально иного
поколения специалистов-строителей сыграли не только профессионализм, но и
интеллигентность, высокая порядочность патриархов науки тех лет.
В условиях серьезного отбора формировался преподавательский корпус вуза,
хорошей школой в 30-е - 40-е годы стала аспирантура; привлечению молодежи в
научно-педагогические кадры высшей квалификации способствовала проводимая
государством политика поддержания высокого престижа образования и науки,
сохранившаяся до конца 80-х годов.
Серьезным испытанием для МИСИ стала Великая Отечественная война. Большой отряд
студентов нашего вуза был отправлен летом 1941 года на строительство
оборонительных рубежей. Занятия в это время не велись. Однако уже через шесть
месяцев после начала войны эвакуированный в Новосибирск вуз продолжил занятия
на базе Новосибирского ИСИ. В этот период учебный процесс планировался и
осуществлялся совместно силами обоих вузов. В программы дисциплин были введены
разделы, отражающие научные результаты ученых МИСИ, актуальные для военного
времени («Ледовые дороги», «Сварка на морозе» и др.).
Возвращение из эвакуации в Москву также прошло организованно, и вуз быстро
наладил учебную работу, тем более, что в учебные аудитории пришли
посерьезневшие за фронтовой период студенты, горящие желанием восстановить
разрушенное врагом.
В послевоенные годы продолжал укрепляться профессорско-преподавательский состав
МИСИ, в т.ч. за счет более широкого привлечения на преподавательскую работу
ведущих ученых из НИИ и специалистов из промышленности. Объединению в одном
коллективе наиболее сильных педагогов и ученых способствовало и слияние в конце
50-х годов МИСИ и Московского института инженеров городского хозяйства и
строительства.
Для конца сороковых -пятидесятых годов характерно открытие целого ряда новых
специальностей, например, подготовка инженеров-архитекторов, возобновленная
лишь в конце 90-х. Между тем многие выпускники этой специальности стали
крупными руководителями проектных организаций, руководителями служб городского
архитектора и т.д.
Большую роль в выдвижении МИСИ в этот период в качестве ведущего строительного
вуза сыграли подготовка и издание профессорами института большого количества
фундаментальных учебников по различным дисциплинам, многие из которых были
впоследствии неоднократно переизданы. Патриархами академической школы МИСИ тех
лет заложен и тот фундамент высокой ответственности за качество лекций и
практических занятий, выполнение всех требований организации учебного процесса,
которые вуз поддерживает до настоящего времени.
Дальнейшее развитие учебно-методической работы вуза соответствовало тенденции
максимально быстрого переноса научных достижений в содержание образования;
этому способствовал расцвет научных школ МИСИ в 60-е-70-е годы. Продолжали
открываться новые направления подготовки (например, «Строительство тепловых и
атомных электростанций»), новые кафедры и факультеты, стали широко применяться
технические средства обучения, большое внимание уделялось учебной и
учебно-методической литературе.
Вуз сыграл важную роль в подъеме всего высшего строительного образования СССР,
выполняя функцию ведущего методического центра, сохраненную им до настоящего
времени. МИСИ обеспечивал учебной литературой и методическими разработками
большинство строительных вузов и факультетов Союза, разрабатывал примерные
учебные планы и программы дисциплин, оказывал другую методическую помощь. Особо
следует отметить высокий уровень работы и большую популярность факультета
повышения квалификации преподавателей МИСИ.
Перестройка, начавшаяся в середине 80-х, привнесла ряд новшеств в учебную
работу вузов. Было отменено распределение выпускников, введено свободное
посещение студентами занятий и др. В этот и последующий периоды руководство
МИСИ внимательно следило за происходившими и грядущими изменениями; их анализ и
прогнозирование позволяли либо упреждать, либо быстро реагировать на упомянутые
перемены. Например, распределение выпускников было быстро заменено системой
целевой подготовки по заказам организаций, многие элементы которой сохранились
и по сей день. С другой стороны, увеличение академических свобод сопровождалось
резким сокращением финансирования, старением учебно-лабораторного оборудования,
падением престижа высшего образования, особенно в начале 90-х годов.
Исключительно тяжелым оказался период 1993-2000 гг., когда государственного
финансирования вузов хватало лишь на мизерную зарплату преподавателям и
сотрудникам и стипендии студентам.
К чести вуза, не сложившего руки, в этот период был предпринят ряд инициатив,
позволивших не только не снизить, но и повысить уровень учебно-методической
работы и престиж вуза в целом. Используя результаты анализа мировых тенденций в
высшем образовании, особенностей формирования рыночной экономики в России, вуз
предложил и открыл ряд новых специальностей и специализаций.
Осознавая, что не менее важным, чем подготовка будущих специалистов, является
оснащение новыми знаниями работающих в отрасли, МГСУ уделил большое внимание
повышению квалификации и переподготовке специалистов, а также участию совместно
с Федеральным лицензионным центром в становлении лицензионной деятельности в
инвестиционно-строительной сфере экономики России.
Важную роль в этих видах деятельности сыграли многочисленные международные
связи университета, позволившие получать необходимую информацию для
последующего анализа и внедрения в отрасли. Партнерами МГСУ в этот период
становятся Газпром, Департамент строительства Правительства Москвы и ряд других
крупных организаций.
Дальнейшее развитие этого направления в учебной деятельности связано с
разработкой идеологии, обучением и практическим внедрением других атрибутов
современного рынка, осуществленными в конце 90-х годов.
Значительные усилия были предприняты вузом для замены явно устаревшей
методологии послевузовского строительного образования, основанной в прежние
годы на системе институтов и факультетов повышения квалификации. В это время
практически прекратила свое существование прежняя принудительная система
повышения квалификации. Вместе с тем, в отрасль на руководящие и инженерные
должности пришло значительное число людей, не имеющих базового строительного
образования.
В сложившейся ситуации МГСУ подхватил идею Мосстройлицензии о введении в
качестве первого шага предлицензионной подготовки и аттестации специалистов,
приняв активное участие в разработке методической и организационной базы. С
1994 по 2001 гг. в университете эту форму повышения квалификации прошли
несколько тысяч специалистов строительных комплексов Москвы и Московской
области.
Для дальнейшего развития этого крайне необходимого отрасли направления вузом
был проведен анализ международного опыта и совместно с Российским обществом
инженеров строительства разработана система непрерывного послевузовского
профессионального образования (НПО) и аттестации, основанная на международных
требованиях. В основу новой системы положен адаптированный к российским
условиям опыт Международного института инженеров-строителей (Великобритания),
разработанная им система признается в 140 странах мира.
Гибкая система НПО предусматривает постепенный набор знаний и самообразование
по определенной программе с выходом на послевузовскую аттестацию, проводящуюся
по международным правилам и включающую собеседование и письменный экзамен.
Предложенная система введена в Москве, подготовлено ее широкое распространение
в регионах на базе строительных вузов.
В вузе проводится большая профориентационная работа, приводящая к устойчивому
росту конкурса в вуз в последние годы; координационная деятельность в рамках
Ассоциации строительных вузов, объединяющей более 140 строительных вузов и
факультетов СНГ; взаимодействие с дочерними вузами и многое другое.
Характерными особенностями образовательной деятельности МГСУ в предстоящем
периоде, согласно проведенному анализу, являются: постепенное снижение числа
выпускников школ, которое может достичь 60% к 2008 году по сравнению с выпуском
1999 года (нерожденные дети «перестройки»); реализация принципа «образование
через всю жизнь», выражающегося в тесной увязке вузовского и послевузовского
профессионального образования и переносе части быстроменяющихся специальных
знаний в НПО; разумное использование дистанционного вузовского и послевузовского
профессионального образования на основе информационных технологий.
Серьезную тревогу вызывает также старение профессорско-преподавательского
состава, падение престижа профессии педагога.
Уменьшение числа абитуриентов приведет не только к обострению конкурентной
борьбы между вузами, но и объективно вызовет потребность в приеме желающих
обучаться из ближнего и дальнего зарубежья. Важным фактором привлечения
зарубежных рекрутов, несомненно, станет международная аккредитация МГСУ,
которую вуз успешно прошел в 1999 г. В соответствии с ее результатами МГСУ
внесен в реестр ведущих строительных вузов Европы, а его выпускники-инженеры
приравнены к магистрам инжиниринга британских вузов. Ряд совместных
образовательных проектов предусматривается с вузами Германии и Великобритании.
Увязка вузовского и послевузовского образования, безусловно, потребует
пересмотра Государственных образовательных стандартов базового образования и
возможного введения образовательных стандартов послевузовского образования.
Такая работа уже проводится на международном уровне силами Европейского совета
инженеров-строителей; активное участие в этой деятельности принимают
специалисты МГСУ. Последние годы XX века прошли также под знаком расширения
форм обучения в университете; к традиционным добавились экстернат и
дистанционное образование.
В условиях острого дефицита бюджетного финансирования важнейшую роль играет
самообеспечение вуза, в том числе за счет дополнительных (платных)
образовательных услуг. Для организации этой деятельности в университете в 1996
году создан Учебно-консультационный центр непрерывного образования, имеющий
свои отделения на всех факультетах. Делегирование финансовых полномочий
подразделениям в значительной степени способствовало повышению их
производственной активности и успеху упомянутых ранее мероприятий.
Произошедшие в мире изменения существенно изменили роль строителей в
современном обществе. Строительство стало природообразующим фактором, а
основная задача строителей - создание комфортной и безопасной искусственной
среды обитания, дружественной природной среде, - не знает себе равных по
значимости. Именно такое толкование строительства положено в основу
преподавания в МГСУ. «Учить жизни через строительство» - вот сегодняшний лозунг
вуза.
Накопленный опыт и имеющийся задел, высокий профессионализм
профессорско-преподавательского состава и учебно-вспомогательного персонала,
увеличение притока молодежи в аспирантуру позволяют университету, входящему в
свое девятое десятилетие, с уверенностью смотреть в будущее.
Автор В.Карелин, ректор МГСУ, академик РААСН, МИА, РИА, профессор, д.т.н.
А.ЗАБЕГАЕВ, проректор по учебной работе МГСУ, проф., д.т.н.
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.