База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

Мотивационные аспекты усыновления ребенка из детского дома — Социология

План

Введение

1. Понятие и сущность мотивации

1.1 Понятие "мотивация"

1.2 Теории мотивации

2. Мотивационные аспекты приемных родителей

2.1 Деструктивные аспекты мотивации

2.2 Коструктивные аспекты мотивации

3. Практическое исследование мотивов усыновления

Заключение

Список использованной литературы:

Приложение


Введение

В нашей стране более 636 000 детей находятся в домах ребенка, в детских домах и интернатах. Многие их них юридически не имеют родителей. Всем понятно, что любому ребенку для полноценного развития нужна семья, любящие и заботливые родители, домашний уют.

В некоторых странах, например, в Швеции детских домов не существует. Когда это произойдет у нас – неизвестно, но каждый из нас может помочь брошенным детям уже сейчас.

Эта помощь может быть любой, не обязательно всегда материальной (одежда, игрушки, книжки, прогулки с малышами на улице, организация экскурсий, проведение концертов и праздников), нужно только набрать телефонный номер детского дома и узнать об их проблемах и нуждах. "Если бы каждый взял по ребеночку из детского дома, как было бы хорошо", – так думали и думают большинство женщин. Но эта мечта у многих не реализуется и причин для этого более чем достаточно.

В основном, это нестабильная ситуация в обществе и неуверенность в завтрашнем дне, а также маленькая жилплощадь, недостаточный материальный уровень, несогласие мужа или родственников, большая загруженность на работе, слабое здоровье.

Поэтому, несмотря на желание усыновить или оформить опекунство на ребенка, создать приемную семью, стать патронатным воспитателем, лишь немногие имеют возможность это осуществить.

Но что же все-таки движет людьми, когда они хотят усыновить ребенка, какова их мотивация?

Целью данной исследовательской работы является изучение мотивации приемных родителей при усыновлении ребенка.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.  определить сущность и содержание понятий "мотив" и "мотивация";

2.  изучить основные имеющиеся теории мотивации;

3.  выявить основные деструктивные мотивы, движущие будущими родителями;

4.  определить основные конструктивные аспекты мотивации приемных родителей;

5.  провести исследование по мотивации усыновления в г. Ярославле.

Объектом исследования данной работы выступают будущее родители, желающие усыновить ребенка из детского дома.

Предмет нашего исследования – мотивационные аспекты усыновления ребенка из детского дома.

Литературоисточниковедческой базой проведенного исследования послужили:

·  официальные источники и документы (Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", Федеральный закон Российской Федерации от 18 июля 2009 г. N 178-ФЗ "О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "Об опеке и попечительстве");

·  интернет-ресурсы;

·  литература, посвященная мотивации (Солодянкина О.В., Магура М. и Курбатова М., О.С. Виханский и А.И. Наумов, Д. Ямпoльcкaя и M. Зoниc и др.).


1. Понятие и сущность мотивации

 

1.1 Понятие "мотивация"

Мотивация (от lat. "movere") – побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека через труд удовлетворять свои материальные потребности.

Процесс мотивации (мотивирования) основывается на потребностях человека, которые и выступают основным объектом воздействия с целью побуждения человека к действию. В самом общем виде потребность определяется как ощущение недостатка в чем-либо, которое носит индивидуализированный характер при всей общности проявления. Врожденные потребности, которые являются общими для всех людей (по-другому – первичные потребности) получили название – нужда. Например, нужда в еде, сне, сексе и т. п. Приобретенные (или вторичные) потребности связаны с существованием человека в группе, обществе, носят более персонифицированный характер и формируются под воздействием среды. Например, потребность в достижении результата, в любви, в уважении и т. п.

Пока существует потребность, человек может испытывать дискомфорт, и именно поэтому будет стремиться найти средства удовлетворения существующей потребности (то есть снять стресс). Устраненная (или же удовлетворенная) потребность исчезает, но только на время. Большинство потребностей могут возобновляться, меняя при этом форму проявления, переходя на другой уровень иерархии потребностей. Потребности – это основной источник активности человека, как в практической, так и познавательной деятельности.

Потребность, осознанная и сформулированная человеком, далеко не всегда приводит к действию (мотиву) по ее устранению. Для этого необходимы определенные условия:

·  наличие достаточно сильного желания изменить ситуацию, удовлетворить потребность (хочу...) на уровне ощущений, что так дальше жить нельзя. Это условие является ключевым и определяет направление усилий для следующего условия;

·  наличие ресурсного обеспечения (материальных, финансовых, временных) для осуществления действий;

·  развитие способностей, знаний, навыков для удовлетворения потребностей (могу...).

Таким образом, мы можем сделать следующий вывод. Мотивация – это создание условий, оказывающих воздействие на поведение человека.

Мотивационный процесс включает в себя следующие компоненты :

·  оценку неудовлетворенных потребностей;

·  формулирование целей, направленных на удовлетворение потребностей;

·  определение действий, необходимых для удовлетворения потребностей.

Рассмотрим элементы процесса мотивации более подробно.

Стимулы выполняют роль раздражителей, воздействующих на человека извне с целью побуждения его к деятельности. Воздействие стимулов превращает существующие потребности в мотивы при условии соответствия их друг другу.

В качестве стимулов могут выступать отдельные предметы, действия, других людей, обещания и обязательства, предоставляемые возможности и т. п., то есть все то, что желал бы получить человек за определенные действия.

Однако побуждение к деятельности может идти не только извне (стимулирование), но и от самого человека (мотив). Здесь источником побуждения выступает мотивационная структура индивида, которая формируется под влиянием личностных факторов, воспитания, обучения. Мотивы порождает сам человек, сталкиваясь с задачей или проблемой. Например, мотив достижения, познания и т. п. или мотив страха.

Мотив – это то, что вызывает определенные действия, вызванные собственными потребностями, эмоциями, позицией человека.

Один и тот же мотив может быть порожден в зависимости от ситуации как внешним воздействием (стимулом – внешняя мотивация), так и внутренней мотивационной структурой (внутренняя мотивация). Например: интерес как мотив может быть порожден природный любопытством и/или умелыми действиями другого человека.

Можно выделить два основных направления поиска способа удовлетворения потребностей:

1.  Поиск способа достижения успеха при реализации потребности. Этот путь активизирует деятельность человека и придает действиям целевую направленность. Примеры мотивов, определяющих данный путь реализации потребностей: интерес, карьерный рост, самоутверждение и т. п.

2.  Поиск путей избежания каких-либо обстоятельств, объекта или условий делает человека малоактивным, не способным к самостоятельным действиям. Основными мотивами поведения человека в этой ситуации являются тревога и чувство страха.

Поведение человека приводит к конкретному результату, который подвергается оценке. Степень удовлетворения влияет на поведение человека в сходных ситуациях в будущем. При этом люди стремятся повторить то поведение, которое ассоциируется с удовлетворением потребности, и избегать такого, которое ассоциируется с неудовлетворенностью.

Выделяют следующие виды мотивации:

·  внешняя (не связана с содержанием определенной деятельности, но обусловлена внешними по отношению к субъекту обстоятельствами) и внутренняя мотивация (связана не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности);

·  положительная и отрицательная мотивация. Мотивация, основанная на положительных стимулах, называется положительной. Мотивация, основанная на отрицательных стимулах, называется отрицательной;

·  устойчивая и неустойчивая мотивация. Устойчивой считается мотивация, которая основана на нуждах человека, так как она не требует дополнительного подкрепления.

Таким образом, мотивация – это процесс побуждения человека к какому-либо действию. Мотивы деятельности могут быть как конструктивными, так и деструктивными, что зависит как от самого человека, так и от внешних условий.

Теперь перейдем к теориям мотивации.

1.2 Теории мотивации

Существует достаточно большое количество мотивационных теорий, которые пытаются дать научное объяснение феномену мотивации. Условно их можно разделить на старые и новые мотивационные концепции.

Так к старым концепциям традиционно относят:

·  "метод кнута и пряника", он хорошо известен на протяжении веков. В преданиях и мифах можно найти множество историй, в которых цари держат награду перед глазами героя или заносят меч над его головой. Долгое время считалось само собой разумеющимся, что люди будут благодарны за все, что позволило бы им и их семьям выжить. Постепенно жизнь людей стала улучшаться, и люди стали понимать, что простой "пряник" не всегда заставляет человека трудиться усерднее.

·  попытки использовать методы психологии. С появлением работ исследователя Э. Мэйо стало ясно, какие потенциальные выгоды сулит понимание психологии, и то, что мотивация по типу "кнута и пряника" недостаточна. Мэйо и его сотрудники в ходе восьмидесятилетних исследований поведения работника на рабочем месте пришли к осознанию того, что человеческие факторы, особенно социальное взаимодействие и групповое поведение, сильно влияют на производительность труда.

Современные мотивационные концепции делятся на содержательные (основываются на идентификации тех внутренних побуждений, называемых потребностями, которые заставляют людей действовать так, а не иначе; этому посвящены работы А. Маслоу, Д. МакКлелланда и Ф. Герцберга) и процессуальные (основываются на представлениях о том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания; основные процессуальные теории – это теория ожидания, теория справедливости и модель мотивации Портера-Лоулера).

Рассмотрим данные теории более подробно. К содержательным теориям относят следующие концепции: теория иерархии потребностей Маслоу, теория ERG Альдерфера, теория приобретенных потребностей МакКлелланда, теория двух факторов Герцберга.

Сущность теории А. Маслоу сводится к изучению потребностей человека. Ее сторонники считали, что предметом психологии является поведение, а не сознание человека. А в основе поведения лежат потребности человека, которые можно разделить на пять групп:

·  физиологические потребности, удовлетворение которых необходимо для выживания человека (потребности в еде, воде, убежище, отдыхе и сексуальные потребности);

·  потребности в безопасности и уверенности в будущем (потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем);

·  социальные потребности (необходимость социальных связей, чувство, что тебя принимают другие, чувства привязанности и поддержки);

·  потребности в уважении (потребности в самоуважении, личных достижений, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании);

·  потребности самовыражения (потребности в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности).

Первые две группы потребностей являются первичными, остальные – вторичными.

Согласно теории А. Маслоу все эти потребности можно расположить в строгой иерархической последовательности в виде пирамиды, в основании которой лежат первичные потребности, а вершиной являются вторичные. Потребности первых, т. е. нижних уровней, требуют немедленного удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение человека в первую очередь, после чего начинают проявляться потребности более высоких уровней. В каждый момент времени человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая для него является наболее важной или сильной. Прежде чем потребность следующего уровня станет еще более мощным определяющим фавором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня.

Так, например, человек, который испытывает голод будет сначала стремиться найти пищу и только после еды будет пытаться построить убежище. Живя в удобных и безопасных условиях, человек сначала будет побуждаться к деятельности потребностью в социальных контактах, а затем начнет активно стремиться к достижению уважения со стороны окружающих. Только после того, как человек почувствует внутреннюю удовлетворенность и уважение окружающих, его важнейшие потребности начнут расти в соответствии с его потенциальными возможностями.

Следующая содержательная теория – это теория ERG К.Альдерфера. Он выделяет три группы потребностей:

·  потребности существования (потребности безопасности и физиологические потребности);

·  потребности связи (отражают социальную природу человека, его стремление быть членом семьи, иметь друзей, коллег, врагов, начальников, подчиненных; сюда можно также отнести признание и самоутверждение, которые связаны со стремлением человека занимать определенное место в окружающем мире);

·  потребности роста (аналогичны потребностям самовыражения пирамиды Маслоу).

Главное отличие теории Альдерфера от теории Маслоу, заключается в том, что Альдерфер считал, что движение от потребности к потребности идет в обе стороны. Наверх, если удовлетворяются потребности нижнего уровня и вниз, если не удовлетворяется потребность более высокого уровня. Процесс движения вверх по уровням Альдерфер называл процессами удовлетворения, а процесс движения вниз – процессом фрустрации (т.е. поражением в стремлении удовлетворить потребность).

Другой представитель содержательных теорий – Д. МакКлелланд – считал, что людям присущи три основные потребности: власти, успеха и причастности.

Потребность власти (властвования) – желание воздействовать на других людей. Люди с высокой потребностью властвования могут быть поделены на 2 группы:

1 группа – те, кто стремится к власти ради властвования. Их привлекает возможность командования другими.

2 группа – те, которые стремятся к власти ради того, чтобы решать групповые задачи, эти люди удовлетворяют свои потребности властвования тем, что определяют цели, ставят задачи перед коллективом и участвуют в процессе решения этих задач.

Потребность успеха (достижения) – стремление человека достигать стоящие перед ним цели более эффективно, чем раньше.

Потребность причастности (соучастия) – стремление к дружеским отношениям с окружающими. Люди с высокой потребностью соучастия стараются устанавливать и поддерживать хорошие отношения, им важны одобрения, поддержка окружающих, они беспокоятся, что о них думают другие.

Двухфакторная теория Ф.Герцберга основывается на влиянии материальных и нематериальных факторов на мотивацию человека.

Материальные (гигиенические) факторы связаны с внутренними потребностями личности, ее самовыражением, с окружающей средой.

К нематериальным (мотивирующим) факторам можно отнести группу потребностей в росте (достижение, признание, ответственность, продвижение, возможность роста).

Перейдем к изучению процессуальных мотивационных концепций. К ним относят теория ожидания, теория равенства (справедливости) Адамса, теория Л. Портера - Э. Лоулера, теория постановки целей Э. Лока. Они говорят о том, как строится сам процесс мотивации и как можно осуществлять мотивирование людей с целью достижение желаемых результатов.

Теория ожидания В.Врума описывает зависимость мотивации от двух моментов: как много человек хотел бы получить и насколько возможно для него получить то, что он хотел бы получить, в частности, как много усилий он готов затрачивать для этого. При анализе мотивации теория ожидания подчеркивает важность трех взаимосвязей: затраты труда – результаты; результаты – вознаграждение; вознаграждение – удовлетворенность вознаграждением.

Согласно теории равенства (справедливости) Адамса люди субъективно оценивают полученное вознаграждение к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Если сравнение показывает несправедливость, например, работник считает, что его коллега получил за такую же работу большее вознаграждение, то у него возникает психологическое напряжение. В результате необходимо мотивировать, этого сотрудника, снять напряжение и восстановить справедливость.

Теория мотивации Л. Портера - Э. Лоулера сочетает в себе элементы теории ожидания и теории справедливости. В их концепции фигурирует три переменные, которые влияют на размер вознаграждения: затраченные усилия, личностные качества человека и его способности и осознание своей роли в процессе труда.

Теория постановки целей Э.Лока говорит о том, поведение человека определяется теми целями, которые он перед собой ставит, так как именно ради достижения поставленных перед собой целей человек и осуществляет определенные действия.

Таким образом, изучив существующие теории мотивации, можно сделать вывод, что единой концепции, объясняющей, что лежит в основе мотивационного процесса и чем определяется мотивация, не существует. В основе содержательных мотивационных теорий лежат потребности человека, которые оказывают влияние на поведение человека. Сам же процесс мотивации отражен в теориях, которые пытаются объяснить, почему люди готовы осуществлять те или иные действия, затрачивая в их процессе большие или меньшие усилия.


2. Мотивационные аспекты приемных родителей

Изучив понятие "мотивация" и выяснив, от чего она может зависеть, перейдем к тем мотивам, которые движут людьми, когда они хотят усыновить ребенка. Стимулы для такого поступка должны быть достаточно сильными и весомыми, ведь очень нелегко взять на воспитание чужого ребенка и любить его, как родного. Успешность или неуспешность существования приемной семьи во многом зависит от мотива, которым руководствовались семьи, создавая ее. Условно все мотивы, движущие людьми, можно условно разделить на конструктивные и деструктивные. Рассмотрим, в чем же заключается данная мотивация.

2.1 Деструктивные аспекты мотивации

Деструктивные мотивы относят к негативным мотивам, они показывают, что родители еще не готовы к усыновлению ребенка. Что же к ним относят.

Очень часто, среди приемных родителей бытует мнение, что ребенок может спасти распадающийся брачный союз. Однако, это далеко ошибочное представление. Родители нередко заблуждаются, думая, что ребенок, станет своеобразным "ключиком", который наладит супружеские отношения. Но появление ребенка в семье, где нет взаимопонимания, способно ускорить распад семьи с самыми негативными последствиями для супругов и ребенка. Ребенок окажется в центре скандалов. Он может быть их поводом, причиной или просто свидетелем. Все это может негативно сказаться на физическом и психологическом здоровье ребенка. И очень часто родители возвращают не подошедший "ключик" обратно в приют.

Следующий мотив – это жалость. Часто, посмотрев, передачи о детских домах и детях-сиротах, проживающих в них, родители испытывают импульсивное желание спасти ребенка от этого ужаса. Однако жалость не может заменить любовь и родительские чувства, зато имеет тенденцию быстро перерастать в неприязнь, потому что жалеть всю жизнь невозможно. Кроме того, под действием сиюминутного порыва родители не задумываются о возможностях своего здоровья на перспективу, о том, кто сможет поддержать в трудный момент, и как они будут справляться с жилищными и финансовыми проблемами. Не помешает также представить, что делать в случае развода, возможного выявления у ребенка серьезного заболевания, неожиданного возникновения его родственников. Вероятно, что с возрастом отношения будут становиться более конфликтными.

Если усыновить ребенка хочет только один из супругов, а второй идет у него на поводу, то это не принесет радости ни супругам, ни ребенку. Если муж (или жена) не сможет полюбить ребенка и привязаться к нему, то второй супруг будет постоянно испытывать двойственные чувства, разрываясь между супругом и ребенком. Увы, часто такие семьи приходят к разводу.

К деструктивной мотивации также относится попытка заменить приемным родного, недавно умершего, ребенка. Считается, что осознанно или нет, но родители переносят свои ожидания с родного ребенка на приемного, и от этого страдают и малыш, и мама с папой. Однако нередко родители забывают, что приемный ребенок – это отдельная личность, со своими способностями, интересами и возможностями. Попытки максимально приблизить усыновленного ребенка к умершему, постоянные сравнения и неудачи ребенка преуспеть в том же, что и погибший крайне губительны для отношений.

Иногда ребенка усыновляют из страха одиночества. Причиной здесь может быть то, что дети подросли и покинули отчий дом, или же вообще никого рядом нет. Эти мотивы чаще посещают одиноких женщин в возрасте, у которых назревает перспектива остаться в старости одинокой. В данном случае, усыновление ребенка младше 12-14 лет может стать проблемой из-за большой разницы в возрасте. Помимо того, большинство детей имеют нарушение привязанностей и прочие отклонения, и родители могут потратить много усилий на установление контакта и все-таки остаться в старости одинокими.

Некоторые женщины боятся испортить фигуру вынашиванием ребенка и родами, поэтому хотят усыновить ребенка, избавляя себя тем самым от этих "проблем". Однако ребенку нужна любящая его мама, а не мама, которая заботится только о своей фигуре.

Сюда можно также отнести желание самоутвердится за счет ребенка, совершить "подвиг", услышать овации в свой адрес, или просто доказать кому-то или себе, что "могу". Но вот, цель достигнута, задача выполнена, подвиг совершен и даже оценен. Что теперь делать с ребенком родители не всегда понимают, ведь это живой человечек, который требует любви и заботы, а если рассматривать его только как средство самоутверждения, то счастья это ни ребенку, ни родителям не принесет.

Не часто, но бывают случаи, когда приемная семья создается лишь по той причине, что не сложились эмоционально теплые отношения с собственным ребенком, а поэтому возникает желание исправить положение с помощью приемного ребенка. Следует сказать, что причина таких нарушенных отношений обычно лежит в неспособности к воспитанию самого родителя. И если он не справился с воспитанием собственного ребенка, то у него нет шансов проявить себя в качестве компетентного воспитателя и с приемным ребенком, которого он не знает, и который будет иметь не меньше, а может даже и больше поведенческих проблем. Отношения со своим ребенком всегда можно наладить, если искренне этого желать. Появление же приемного ребенка в семье, только усугубит проблему. Враждебные отношения между детьми могут перерасти в неконтролируемые и полностью дестабилизировать ситуацию в семье. Кроме того, приемный ребенок нуждается в помощи и поддержке, и никак не может укрепить несостоявшуюся мать в ее войне со своим ребенком. Этим мотивом при создании приемной семьи лучше не руководствоваться.

Мотив "обретение смысла жизни" подразумевает потерю смысла жизни, что может быть обусловлено различными причинами. Это может быть острое горе, ситуативный стресс, нарушенные отношения в семье, а также плохо сформированные коммуникативные навыки, или одиночество, за которым иногда стоят личностные нарушения. Могут быть и другие причины потери смысла жизни. Создание приемной семьи в данном случае проблему не ликвидирует, хотя и может вызвать чувство субъективного облегчения. Нерешенная личностная проблема в дальнейшем может быть причиной установления патологических взаимоотношений с ребенком, что, в свою очередь, негативно скажется на его личностном развитии.

Бездетные супруги могут испытывать некое чувство неполноценности, ущербности, мучить себя: "начинаешь замечать, что тебе больно смотреть на беременных женщин, счастливых мам с колясочками, на маленьких детей в песочнице". Желание "быть как все", стать "настоящей" семьей, становится непреодолимым, и иметь ребенка – уже смысл существования семьи.

Относительно новым мотивом усыновления является стремление получить материальные выгоды. Для некоторых финансовая сторона выступает достаточно сильным стимулом. Так, например, в Ярославской области при передаче ребёнка на воспитание в семью выплачивается единовременное пособие из федерального бюджета 10988,85 рубля (в 2009 году пособие составляло 9989,86 рубля) и из областного: на первого ребёнка – 3 тысячи рублей, на второго – четыре, на третьего и последующих детей – по пять тысяч рублей на каждого. Эти единовременные пособия касаются приёмных и опекунских семей, также они действительны при процедуре усыновления. Помимо этого, ежемесячно на содержание ребёнка в приёмных семьях выплачивается ежемесячное пособие в следующих размерах: на малыша от ноля до шести лет – 5415 рублей, на ребёнка от 7 до 11 лет – 6521 рубль и на подростка в возрастной категории от 12 до 18 лет ежемесячные выплаты составляют 7024 рубля. Кроме того, приёмные семьи имеют 30-процентную льготу при оплате коммунальных услуг. Но если думать только о материальных выгодах, легко забыть о ребенке, о его чувствах и ощущениях, а таким образом семью не построишь. К большому сожалению, данный мотив у некоторых приемных родителей может выступать в качестве основного.

К созданию приемной семьи иногда прибегают семьи, имеющие ребенка-инвалида. Они руководствуются желанием приобрести своему ребенку компаньона, а в будущем человека, который будет за ним ухаживать. Это не лучшая идея для решения своих проблем. Во-первых, потому, что приемный ребенок требует не меньше ухода, терпения и внимания, поскольку, зачастую сам имеет нарушенное развитие. Во-вторых, он является самостоятельной личностью, имеющей свои собственные потребности, в том числе в любви, принятии, защищенности, и вправе рассчитывать на их удовлетворение, раз его взяли в семью. Он не обязан быть родителям благодарным и "отрабатывать" их добрый поступок, поскольку решение взять его в семью приняли родители. Кроме того, не чувствуя себя любимым и принятым, не освоив роль равноправного члена семьи, приемный ребенок не станет "братом" ("сестрой") собственному ребенку. Желание родителей облегчить жизнь своему ребенку приветствуется, но не должно осуществляться за счет другого ребенка, также нуждающегося в помощи и поддержке.

Еще одним негативным мотивом создания приемной семьи выступает желание "отработать грех за сделанные в молодости аборты". Некоторая категория женщин, пришедшая с возрастом к Богу, начинает испытывать чувство вины за сделанные в молодости ошибки и готова на принесение "жертв", чтобы отработать вину. То есть в данном случае, воспитание ребенка рассматривается как своего рода наказание. Руководствуясь таким мотивом, женщина не может адекватно оценить поведение ребенка, а, следовательно, верно построить свои отношения с ним. Воспитание ребенка должно строиться на понимании его потребностей и желании подготовить его к жизни и больше не на чем. Иначе, вреда от такого воспитания больше, чем пользы. Существует достаточно способов "искупления вины" без того, чтобы создавать приемную семью. Например, денежные пожертвования в адрес детских домов, уход за больными детьми в специализированных домах-интернатах и другие.

Таким образом, все эти мотивы носят негативный или деструктивный характер. На их основе хорошую семью построить не удастся, так как ребенок, которого бросили, нуждается в любви и заботе близких, а если он становится лишь средством достижения каких-либо родительских целей, то счастье это ни ребенку, ни родителям не принесет. Принятие чужого ребенка в семью – это очень важный и ответственный шаг, который не должен основываться лишь на приведенных выше мотивах.

2.2 Конструктивные аспекты мотивации

Безусловно, детям нужна семья, которая бы их любила. Приемная семья лучше детского дома только тогда, когда ребенок желанный, и усыновление происходит в результате позитивной мотивации приемных родителей.

Самым распространенным конструктивным мотивом выступает мотив в продолжении рода. Здесь важным моментом является желание обоих супругов усыновить ребенка. Именно оба супруга должны прийти к этому процессу, ведь если усыновить ребенка хочет только один из супругов, это, несомненно, приведет к разногласиям в будущем, если что-то пойдет не так, один супруг может упрекать другого в принятом им решении. А если оба родителя готовы и хотят воспитывать ребенка, пусть даже и чужого, если они готовы подарить ребенку тепло и любовь семейного очага, воспитывать его с заботой, воспринимать как отдельную личность, то приемная семья станет для ребенка родной.

Мотив "хочу реализовать себя в качестве родителя" подготовить ребенка к жизни, естественное желание каждого родителя, и хорошо реализуется, если при воспитании ребенка учитываются его личностные особенности, и признается его индивидуальность. Бывает, однако, что за заявлением "хочу реализоваться как родитель" стоит невротическое желание воплотить при воспитании какую-нибудь сверхценную идею, или реализовать через ребенка свою потребность в достижении и социальном признании. Такой родитель имеет жесткий образ того, каким должен быть "его" ребенок и будет стремиться подгонять ребенка под эти представления. Страдать при этом будут обе стороны – и родитель, чьи ожидания скорее всего не оправдаются, и ребенок, который не чувствует себя принятым.

Если же родители готовы любить своего приемного ребенка таким, какой он есть, со всеми его недостатками и достоинствами, если они не будут озираться на прошлое (например, на своего родного погибшего ребенка) или же на других детей (например, на детей свои родных и знакомых), если не будут сравнивать приемного ребенка с другими детьми, а воспринимать его как отдельного человечка, тогда усыновление будет позитивным. Если же нет – спешить не стоит.

Если человек одинок, но у него высокая самооценка и он хочет, чтобы в его жизни появился ребенок, он чувствует, что может дать ему любовь и поддержку, что у него есть силы воспитать и сделать счастливым маленького человечка, то это выступает позитивной мотивацией усыновления. Здесь не должно быть мыслей позаботиться о себе в старости, страха остаться одиноким и никому не нужным стариком, здесь человек хочет позаботиться о ребенке, лишенным любви, подарить ему семью.

Также усыновление является единственно возможным выходом для тех, кто не может иметь собственного ребенка, а свою дальнейшую жизнь без детей не видит. Если беременность невозможна по медицинским показаниям, а женщина действительно хочет стать матерью, то усыновление – это единственно возможный путь. Женщина хочет реализовать свой материнский потенциал, и поэтому ей будет неважно, что ребенка родила не она, ведь как говорится "Не та мать, что родила, та мать, что воспитала". Очень вероятно, что она будет любить ребенка больше, чем его биологическая мать, будет дарить ему радость, тепло, заботу, которой его лишили, и оба будут счастливы.

Следующий мотив – это желание иметь большую и дружную семью. Если у приемных родителей есть силы, желание и возможности воспитывать более двух детей, то, безусловно, эта мотивация носит позитивный характер. Обычно, кандидаты в приемные родители рассуждают так: "Мы – хорошая семья. Состоялись как родители: у нас растут хорошие дети. Материальный достаток позволяет нам сделать хорошее дело – поднять на ноги ребенка, который родителей не имеет. И вообще, мы любим детей. Почему бы нам не стать приемной семьей?". Мудрость, опыт воспитания собственных детей, личностная зрелость, взвешенность при принятии такого решения, позволяющий избежать неоправданно высоких ожиданий от приемных детей, в большинстве случаев приводит к хорошим результатам. Появляется приемная семья, способная заменить ребенку его биологическую. Она будет таковой, как для родителей, которые реализуют свои желания и возможности, так и для детей, которые реализуют свои потребности в большой и любящей семье. Но желание иметь большую семью может носить как позитивный, так и негативный характер. Если это желание вызвано какими-то прагматическими целями (например, использование детей в качестве рабочей силы или для получения льгот), то это деструктивный мотив усыновления, по которому создавать семью не стоит.

Желание скомпенсировать собственный неудачный детский опыт более благополучным детством приемного ребенка также является мотивом, который можно отнести к конструктивной мотивации. Здесь приемными родителями выступают люди, детство которых не было счастливым. Это могут быть дети, родители которых пили, употребляли наркотики или просто не занимались детьми, также это могут быть и дети, проведшие детство в детском доме.

Иногда мотив "обретение смысла жизни" принимает позитивный характер, когда семья объективно готова к следующему этапу жизненного цикла, но он не может наступить по причине отсутствия детей. В этой ситуации, если у родителей присутствует способность любить ребенка, и личности приемных родителей патологически не деформированы, создание приемной семьи на самом деле поможет устранить проблему во взаимоотношениях.

Неоднозначным является мотив "оставить нажитые материальные ценности". Он может возникать как из позитивных побуждений (таких, например, как благородство, желание осчастливить другого человека), так и негативных мотивов (таких, например, как неверие, что можно любить просто так и благодарность надо покупать).

В качестве конструктивного мотива также может выступать желание усыновить ребенка семьей, которая недавно потеряла собственного ребенка, выше отнесенный нами к деструктивным. Усыновление возможно, если семья прожила свое горе, вышла из него и начала жить в новой реальности без ребенка. Здесь очень важным является понимание того, что приемный ребенок, это совсем другой ребенок, со своими собственными характеристиками и потребностями. Именно в этом понимании заключается условие успешного воспитания приемного ребенка. Родители также должны четко осознать, что ребенок не обезболивающее утраты. Не они, а он в данной ситуации нуждается в их поддержке и любви.

Таким образом, наиболее благоприятный прогноз хорошего функционирования приемной семьи в случаях, когда родители берут ребенка, потому что хотят его любить, заботиться о нем, дать ему семью, подготовить его к взрослой жизни. В других случаях, надо всякий раз свой мотив сверять со своей способностью любить ребенка и готовностью сделать все, чтобы ребенок рос в благополучных условиях, не чувствуя себя при этом жертвой обстоятельств.


3. Практическое исследование мотивов усыновления

Итак, в предыдущих главах мы рассмотрели, что такое мотив и мотивация, какие теории мотивации существуют, и какие мотивы движут людьми, когда они хотят усыновить ребенка. Перейдем к практическому исследованию мотивации приемных родителей.

В Ярославской области создано и успешно функционирует государственное учреждение "Центр по усыновлению, опеке и попечительству". Он предоставляет следующие услуги:

·  оказание помощи приемным родителям в овладении психологическими, педагогическими, юридическими и медицинскими знаниями;

·  содействие приемным родителям в практическом использовании полученных знаний, в овладении навыками эффективного межличностного взаимодействия с детьми;

·  оказание помощи в создании оптимальных условий для воспитания и развития ребенка;

·  формирование у приемных родителей здоровой родительской позиции.

В Центре будущим родителям также оказывается психологическая консультация, помогающая определить мотивацию усыновления.

От того какая мотивация движет родителями зависит успешность или неуспешность будущей приемной семьи. Поэтому определение мотивов является важным этапом в работе органов опеки. Исходя из мотивов родителей, работники органов опеки решают отдать ребенка на воспитание или нет.

Итак, чтобы понять, что движет родителями, было проведено исследование, посвященное изучению мотивации усыновления в г. Ярославле.

Цель исследования – изучение и анализ мотивов усыновления детей в г. Ярославле.

В соответствии с поставленной целью исследование включало в себя следующие этапы:

1.  составление анкеты;

2.  определение круга респондентов;

3.  проанализировать данные, полученные в результате анкетирования;

4.  сделать выводы по данному исследованию.

Были выдвинуты следующие гипотезы исследования:

1.  основная группа семей, в наибольшей степени готовая принять ребенка, – это семьи в возрасте 35-45 лет со средним уровнем дохода;

2.  в большей степени людьми, готовыми усыновить ребенка, движут позитивные мотивы.

Для проведения исследования была разработана анкета, включающая данные о респонденте и блок вопросов, выявляющих мотивационные аспекты усыновления. Пример анкеты приведен в приложении 1. В качестве респондентов было опрошено 100 человек разных возрастных категории от 20 до 60 лет, разных профессий, разного уровня дохода, с разным семейным положением и разными сферами деятельности. Из 100% опрошенных в половом соотношении, мужчин – 37%, а лиц женского пола – 63%. В возрастной категории от 20 до 25 лет были опрошены студенты Ярославского государственного университета им.П.Г. Демидова с первого по пятый курс. Среди респондентов более старших возрастных категории люди преимущественно с высшим образованием, но разного уровня дохода, с разным семейным положением и разными сферами деятельности.

Выборка исследования составила 100 человек, относящихся к следующим возрастным категориям:

·  20-25 лет

·  26-35 лет

·  36-45 лет

·  46 и старше; по 25 человек в каждой возрастной категории.

Итак, на вопрос "Знаете ли вы, что такое усыновление" утвердительно ответили 62% респондентов (то есть 62 человека из 100), при этом в возрастной категории от 20 до 25 так ответили 80% (20 человек из 25), а в категории старше 25 лет положительно ответили чуть больше половины, 42 человека из 80 (52%). Различия в ответах между полами не наблюдается.

Следующие вопросы были направлены на выявление мотивации усыновления. Так, например, 73% опрошенных не знают какие документы необходимы для усыновления. Лишь 6% респондентов называют сбор документов препятствием для усыновления, остальные 94% считают это оправданной мерой.

К мысли об усыновлении все 100% респондентов относятся положительно. Что касается вопроса "Как вы относитесь к усыновлению ребенка", среди опрошенных усыновленных детей нет ни у кого; 1 респондент ответил, что в будущем собирается взять приемного ребенка (возрастная категория от 25 до 35 лет); 11% ответили, что думали об этом, но пока не решились (возрастная категория от 35 до 45 лет со средним уровнем дохода); еще 20% ответили, что не исключают такой возможности, но пока не готовы (возрастная группа от 35 до 45 лет со средним уровнем дохода); ответ "не хочу приемных детей и не собираюсь их брать, если ничего не случиться" присутствовал у 65% респондентов; и "никогда, ни при каких условиях не возьмут приемного ребенка" – 3 % респондентов.


На следующий вопрос "При каких условиях вы могли бы взять приемного ребенка в свою семью?" были получены следующие ответы:

·  когда собственные дети вырастут – 4%;

·  из-за страха одиночества – 4%;

·  если в семье не будет своих детей, а я их очень хочу –10% (возрастная группа 20-25 лет);

·  из-за любви к детям – 10%;

·  если возникнет потребность в оказании помощи ребенку – сироте – 9%;

·  если кто-то из близких останется сиротой – 92% готовы взять такого ребенка в свою семью как приемного;

·  если будут силы и возможности воспитать приемного ребенка – 3%;

·  чтобы спасти распадающийся бездетный брак – 3%;

·  чтобы получать материальную компенсацию – 0%. Данный мотив не отметил ни один из респондентов. Это может быть связано с тем, что респонденты уверены в стабильности своего экономического положения, либо респонденты могли умолчать об этом мотиве.

Среди факторов, которые мешают усыновить ребенка, первые места заняли: боязнь ответственности (21% опрошенных), возраст респондента (18% считают себя либо слишком молодыми, либо слишком старыми для воспитания ребенка), недостаточная материальная состоятельность (14%), страх, что ребенок окажется нездоровым (11%).

Таким образом, в результате проведенного исследования гипотезы, выдвинутые в начале исследования, полностью подтвердились.

Исследование показало, что в большей степени усыновлять (удочерять) детей готовы семьи со средним уровнем дохода в возрасте 35-45 лет. Основными мотивами этой возрастной группы являются или уже выросшие дети в 45 лет, или осознания того, что в твоей семье родных детей уже не будет. Доказательство этому служит и практика взятия приемных семей в городе Ярославля. Средний возраст приемных родителей – 37-43 года.

Следующая гипотеза, в большей степени людьми, готовыми усыновить ребенка, движут позитивные мотивы, также подтвердилась. Те респонденты, которые могли бы взять ребенка на воспитание, отметили все-таки конструктивные мотивы ("из-за любви к ребенку", "если в семье не будет своих детей, а я их очень хочу"), такой прагматичный мотив, как из-за материальной компенсации не выбрал никто, что говорит только о положительной мотивации будущих родителей.


Заключение

Если человек утвердился в желании усыновить ребенка, спешить все же не – необходимо еще раз взвесить все за и против. Нужно внимательнейшим образом проанализировать свои побуждения, определить, что вами движет и в какой степени, полностью ли вашим является такое решение.

Бывали случаи, когда путем усыновления люди пытались решить собственные проблемы, самоутвердиться или спастись от скуки. Кто-то прибегал к усыновлению, в надежде стать "не хуже других", обеспечить себя под старость или даже поправить свое жилищное положение. Но ребенок – это индивидуальность, он никак не может быть средством в решении проблем ни психологических, ни материальных. Решать свои проблемы за его счет аморально. Принятие ребенка в семью может быть только взаимовыгодным и обязательно должно быть продиктовано желанием помочь лишенному родительской заботы ребенку.

Итак, определим понятия "мотив" или "мотивация".

Мотивация (мотив) – побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека через труд удовлетворять свои материальные потребности.

Мотивы деятельности могут быть как конструктивными, так и деструктивными, что зависит как от самого человека, так и от внешних условий.

Изучив существующие теории мотивации, можно сделать вывод, что единой концепции, объясняющей, что лежит в основе мотивационного процесса и чем определяется мотивация, не существует. Все теории мотивации можно условно разделить на содержательные и процессуальные теории. В основе содержательных мотивационных теорий лежат потребности человека, которые оказывают влияние на поведение человека. Сам же процесс мотивации отражен в теориях, которые пытаются объяснить, почему люди готовы осуществлять те или иные действия, затрачивая в их процессе большие или меньшие усилия.

Перейдем непосредственно к мотивам усыновления

Деструктивные мотивы носят негативный характер. Среди них условно можно выделить следующие:

·  желание спасти распадающийся брак;

·  жалость к бедному сироте;

·  попытка заменить приемным родного, недавно умершего, ребенка;

·  из страха одиночества;

·  из-за боязни испортить фигуру беременностью и родами;

·  желание самоутвердится за счет ребенка, совершить "подвиг", услышать овации в свой адрес, или просто доказать кому-то или себе, что "могу";

·  нарушенные эмоциональные отношения с собственным ребенком;

·  мотив "обретение смысла жизни";

·  бездетные супруги могут испытывать некое чувство неполноценности, ущербности;

·  стремление получить материальные выгоды;

·  желание найти компаньона ребенку-инвалиду;

·  желание "отработать грех за сделанные в молодости аборты".

Таким образом, все эти мотивы носят негативный или деструктивный характер. На их основе хорошую семью построить не удастся. Принятие чужого ребенка в семью – это очень важный и ответственный шаг, который не должен основываться лишь на приведенных выше мотивах.

Но если мотивы родителей носят конструктивный характер, то усыновление будет успешным. К ним относятся:

·  мотив в продолжении рода;

·  мотив "хочу реализовать себя в качестве родителя" подготовить ребенка к жизни;

·  если человек одинок, но у него высокая самооценка и он хочет, чтобы в его жизни появился ребенок, он чувствует, что может дать ему любовь и поддержку;

·  если беременность невозможна по медицинским показаниям, а женщина действительно хочет стать матерью;

·  желание иметь большую и дружную семью;

·  желание скомпенсировать собственный неудачный детский опыт более благополучным детством приемного ребенка;

·  мотив "обретение смысла жизни", но только в том случае, если семья объективно готова к следующему этапу жизненного цикла;

·  мотив "оставить нажитые материальные ценности";

Таким образом, наиболее благоприятный прогноз хорошего функционирования приемной семьи в случаях, когда родители берут ребенка, потому что хотят его любить, заботиться о нем, дать ему семью, подготовить его к взрослой жизни. В других случаях, надо всякий раз свой мотив сверять со своей способностью любить ребенка и готовностью сделать все, чтобы ребенок рос в благополучных условиях, не чувствуя себя при этом жертвой обстоятельств.

В результате проведенного исследования гипотезы, выдвинутые в начале исследования, полностью подтвердились.

Исследование показало, что в большей степени усыновлять (удочерять) детей готовы семьи со средним уровнем дохода в возрасте 35-45 лет. Основными мотивами этой возрастной группы являются или уже выросшие дети в 45 лет, или осознания того, что в твоей семье родных детей уже не будет. Доказательство этому служит и практика взятия приемных семей в городе Ярославля. Средний возраст приемных родителей – 37-43 года.

Следующая гипотеза, в большей степени людьми, готовыми усыновить ребенка, движут позитивные мотивы, также подтвердилась. Те респонденты, которые могли бы взять ребенка на воспитание, отметили все-таки конструктивные мотивы ("из-за любви к ребенку", "если в семье не будет своих детей, а я их очень хочу"), такой прагматичный мотив, как из-за материальной компенсации не выбрал никто, что говорит только о положительной мотивации будущих родителей.

Таким образом, мы изучили мотивационные аспекты усыновления ребенка из детского дома.


Список использованной литературы

Источники:

1.  Гражданский кодекс РФ.

2.  Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ Об опеке и попечительстве.

3.  Федеральный закон Российской Федерации от 18 июля 2009 г. N 178-ФЗ "О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "Об опеке и попечительстве".

Литература:

1.  Jane Tula. Если вы хотите усыновить ребенка. Поговорим о мотивации. // http://www.u-mama.ru/read/article.php?id=4954 (дата обращения: 26.03.2010).

2.  До того как усыновлять…// http://www.7ya.ru/ (дата обращения: 25.03.2010).

3.  Д. Ямпoльcкaя, M. Зoниc "Что такое мотивация. Процесс мотивации" // http://www.inventech.ru/lib/management/management-0027/ (дата обращения: 21.03.2010).

4.  Критерии подбора приемной семьи (родителя) // http://reihorn.narod.ru/KPPS.html (дата обращения: 18.04.2010).

5.  Лариса Драч. Любой ребенок ждет папу и маму. // Северный край от 26.02.2010.

6.  Магура М., Курбатова М. Процессуальные теории трудовой мотивации // Управление персоналом. - 2007. - N 13-14.

7.  Мотивация - Деструктивные и конструктивные мотивы. Основные этапы // http://opeka.omskedu.ru/ (дата обращения: 25.03.2010).

8.  Мотивация. Эволюция понятия мотивации// http://besonus.narod.ru/Motivation.htm (дата обращения: 23.03.2010).

9.  Наталья Шех Желания и ожидания // http://www.child.of.by/ (дата обращения: 26.03.2010).

10.  О.С. Виханский, А.И. Наумов Менеджмент: Учебник. Изд. 4-е. - М.: Экономистъ, 2005.

11.  Солодянкина О.В. Мотивация и стимулирование труда работников на промышленных предприятиях// Менеджмент в России и за рубежом. - 2008. - №2.

Интернет ресурсы:

1.  http://ru.wikipedia.org/

2.  http://opeka.omskedu.ru/

3.  http://www.7ya.ru/

4.  http://reihorn.narod.ru/KPPS.html

5.  http://www.u-mama.ru/

6.  http://www.usynovite.ru/

 

Приложение

Бланк анкеты для респондентов

1.

Ваш пол: М Ж

Ваш возраст: 20-25 25-35 35-45 45-60

Ваш семейный доход составляет:

< 5 тысяч 5-10 тысяч >10 тысяч > 20 тысяч рублей

( на каждого члена семьи)

Какое у вас образование ________________________________

Ваша профессия:______________________________

2.Знаете ли вы что такое "усыновление"?:

а) знаю б) представляю в) слышал, но недостаточно г) не знаю

3.Знаете ли вы, какие документы необходимы для усыновления ребенка:

а) Да б) Нет

4.Если знаете, то считаете ли вы это препятствием на пути осуществления подобной деятельности?

а) Да б) Нет

5.Обоснован ли сбор необходимых, согласно закону, документов для усыновления ребенка?

а) Да б) Нет

6.Как вы относитесь к возможности усыновить ребенка?

а) Хорошо б) Плохо

7.Как вы относитесь к усыновлению ребенка своей семьей?

a)  имею приемного ребенка в своей семье

b)  собираюсь взять в будущем

c)  думал об этом, но пока не решился

d)  не исключаю такой возможности когда-нибудь, но сейчас не готов

e)  не хочу приемных детей и не собираюсь их брать, если ничего не случится

f)  никогда, ни при каких условиях не возьму приемного ребенка

8.При каких условиях вы смогли бы усыновить ребенка (возможны несколько вариантов ответов)?

a)  когда мои дети вырастут

b)  из-за страха одиночества

c)  если в моей семье не будет детей, а я их очень хочу

d)  из-за любви к детям

e)  если начну испытывать потребность в оказании помощи ребенку-сироте

f)  если кто-то из близких останется сиротой

g)  если будут силы и возможности воспитать приемного ребенка

h)  чтобы спасти распадающийся бездетный брак

i)  чтобы получать материальную компенсацию

9.Что вам мешает стать приемным родителем (возможны несколько вариантов ответов)?

a)  отсутствие желания

b)  боязнь ответственности

c)  недостаточная материальная состоятельность

d)  страх, что ребенок окажется нездоров

e)  боязнь, что не смогу воспитать достойного члена общества

f)  боязнь "бумажной волокиты"

g)  времени еще на одного ребенка

h)  недостаточность сведений о моих правах, обязанностях и возможностях по отношению к приемному ребенку

i)  нежелание членов семьи брать приемного ребенка

j)  мои возраст( я слишком молод или слишком стар для взятия приемного ребенка)

План Введение 1. Понятие и сущность мотивации 1.1 Понятие &quot;мотивация&quot; 1.2 Теории мотивации 2. Мотивационные аспекты приемных родителей 2.1 Деструктивные аспекты мотивации 2.2 Коструктивные аспекты мотивации 3.

 

 

 

Внимание! Представленная Курсовая работа находится в открытом доступе в сети Интернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
Советуем не рисковать. Узнай, сколько стоит абсолютно уникальная Курсовая работа по твоей теме:

Новости образования и науки

Заказать уникальную работу

Похожие работы:

Социальное обслуживание пожилых и инвалидов
Перепись населения в России, её задачи и история развития
Социальная реабилитация детей с отклонениями в развитии
Преимущества и недостатки контент-анализа по сравнению с опросом
Система соціального захисту сиріт і дітей
Анализ нравственных и этических аспектов социального управления на предприятии
Анализ проблемы исторического творчества
Наркотизм как социальная проблема
Особенности политического сознания современной студенческой молодёжи
Особенности социальной работы с женщинами, освободившимися из мест лишения свободы

Свои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru