курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
РЕФЕРАТ
Курсовая работа 34 с., 30 ист., 4 прил., 1 рис.
Объект исследования - воспитание любви к родному краю у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования - процесс влияния произведений белорусского искусства на формирование любви к родному краю у детей среднего дошкольного возраста.
Цель исследования - изучить возможности детей среднего дошкольного возраста чувства любви к родному краю под воздействием произведений белорусского искусства.
Методы исследования:
- метод сравнительного анализа психолого-педагогической литературы;
- наблюдение за педагогической деятельностью воспитателя, беседы с детьми, опытно-экспериментальная работа;
- обработка результатов при помощи количественного и качественного анализа.
Практическая (социальная) значимость полученных результатов.
Теоретические и экспериментальные данные могут быть использованы в лекциях, консультациях для родителей, при проведении семинаров по данной проблеме, как с педагогами, так и с родителями.
Гипотеза: под воздействием произведений искусства у детей среднего дошкольного возраста можно сформировать чувство любви к родному краю, если правильно осуществить подбор произведений, которые способствуют воспитанию патриотических чувств.
Автор подтверждает, что приведённый в работе аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса , а все заимственные из литературы и других источников теоретические, методологические положения сопровождаются ссылками на их авторов.
ВВЕДЕНИЕ
Гуманизация общественной жизни – одна из глобальных проблем современности. Она требует от человечества пересмотра содержания наук, которые воспроизводят его духовный потенциал.
Музыкальное искусство в своем творческом процессе способствует накоплению музыкального тезауруса. Через приобщение к музыкальному искусству в человеке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал, и чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры.
Понимание музыкального искусства, как целостного духовного мира, дающего ребенку представление о действительности, о ее закономерностях, о нем самом, возможно через формирование музыкально-сенсорных способностей, развитие которых остается актуальным в современном музыкальном воспитании.
По утверждению специалистов, дошкольный возраст – синзетивный период для формирования музыкальных способностей. Все дети от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому. От него и только от него зависит, каким станет в дальнейшем ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. «Музыка детства – хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь».
Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное воспитание ребенка как можно раньше. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих и музыкально-сенсорных способностей ребенка уйдет невосполнимо. Поэтому область исследования – методика музыкального воспитания детей старшего дошкольного возраста.
В настоящее время формированию музыкально-сенсорных способностей детей уделяется мало внимания. А между тем исследования таких известных ученых и педагогов, как Выготский Л.С., Теплов Б.М., Радынова О.П., доказывают возможность и необходимость формирования памяти, воображения, мышления, способностей у всех детей без исключения. Предметом исследования послужили специально организованные музыкальные занятия, в которых музыкально-дидактические игры и пособия являлись ведущим видом деятельности. Исходя из этого объект исследования использование наглядно-слуховых и наглядно-зрительных методов в сочетании со словесными, как наиболее эффективных в музыкально-сенсорном развитии дошкольников.
Безусловно, сама организация использования музыкально-дидактических игр требует от педагога понимания значимости и ценности музыкально-сенсорного развития детей, большого творчества и мастерства, умения и желания эстетично изготавливать и оформлять материал, а таковыми способностями обладает далеко не каждый музыкальный руководитель.
Проведенная работа показала, что из всех игр на музыкально-сенсорные способности самым сложным видом игр для детей являются игры на развитие чувства ритма.
Главная проблема исследования заключалась в необходимости использования фрагментов занятий, направленных на развитие чувства ритма у детей средствами музыкально-дидактических игр и пособий.
Цель работы заключается в том, чтобы помочь детям активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкально-сенсорных способностей, научить различать свойства музыкального звука с помощью наглядно-слуховых и наглядно-зрительных методов музыкального воспитания.
Для достижения более высокого результата работы был внесен элемент новизны - сочетание любой музыкально-сенсорной задачи с развитием чувства ритма.
Цель работы определила и поставила следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по проблеме использования музыкально-дидактических игр и пособий в отечественном музыкальном воспитании дошкольников.
2. Определить психолого-педагогическое воздействие музыкально-дидактических игр и пособий на развитие музыкально-сенсорных способностей дошкольников.
3. Выявить условия музыкально-сенсорного воспитания в дошкольном учреждении.
4. Совершенствовать формы и методы проблемного обучения, развивающие самостоятельность, творческую музыкальную активность в процессе использования музыкально-дидактических игр.
5. Наработать вспомогательный музыкальный дидактический материал и использовать его в учебно-педагогическом процессе.
Предмет исследования – развитие музыкально-сенсорных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально дидактических игр и пособий.
Объект исследования - развитие музыкально-сенсорных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования - на развитие музыкально-сенсорных способностей у детей старшего дошкольного возраста влияют музыкально дидактические игры и пособия.
ГЛАВА 1 РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ПОСОБИЙ
1.1 Музыкально-сенсорное развитие дошкольников на основе их интонационного восприятия музыки
Исследования известных ученых, педагогов доказывают возможность и необходимость формирования у ребенка памяти, мышления, воображения с очень раннего возраста.
Не является исключением и возможность раннего развития у детей музыкальных способностей. Есть данные, которые подтверждают факты влияния музыки на формирующийся в период беременности женщины плод и положительное ее воздействие на весь организм человека в дальнейшем.
Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние века музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно-сосудистой системы. Музыка влияла на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека.
Эмоциональное воздействие гармоничных звуковых сочетаний усиливается многократно, если человек обладает тонкой слуховой чувствительностью. Развитый музыкальный слух предъявляет более высокие требования к тому, что ему предлагается. Обостренное слуховое восприятие окрашивает эмоциональные переживания в яркие и глубокие тона. Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно представить. Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создает «фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем».(15; с.200)
Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки к музыкальной деятельности имеются у каждого. Именно они составляют основу музыкальных способностей. Понятия «неразвивающаяся способность», по утверждению ученых, специалистов в области исследования проблем музыкальности само по себе является абсурдным.
Считается доказанным, что если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, то это дает более значительный эффект в формировании его музыкальности. Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир.
Все от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому, так как от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. Музыка детства - хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь. Ранее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих, музыкальных способностей ребенка, будет невосполнимо.
Специальные или основные способности включают в себя: звуковысотный слух, ладовое чувство, чувство ритма. Именно наличие их у каждого наполняет слышимую человеком музыку новым содержанием, именно они позволяют подняться на «вершины более глубокого познания тайн музыкального искусства».
Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач музыкального воспитания детей. Кардинальный для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды обучения и воспитания.
На разных исторических этапах становления музыкальной психологии и педагогики, и в настоящее время в разработке теоретических, а, следовательно, и практических аспектов проблемы развития музыкальных способностей существуют различные подходы.
Б. М.Теплов в своих работах дал глубокий всесторонний анализ проблемы развития музыкальных способностей. Он четко определил свою позицию в вопросе о врожденности музыкальных способностей. Музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, по мнению Теплова, объединяются в понятие «музыкальность». А музыкальность, это «комплекс способностей, требующихся для занятий именно музыкальной деятельности в отличие от всякой другой, но в тоже время связанных с любым видом музыкальной деятельности».
У человека есть и общие способности, проявляющиеся в разных видах деятельности. Качественное сочетание общих и специальных способностей образует более широкое по сравнению с музыкальностью понятие музыкальная одаренность.
У каждого человека имеется оригинальное сочетание способностей определяющие успех протекания той или иной деятельности.
Музыка – это движение звуков, различных по высоте, тембру, динамике, длительности, определенным образом организованных в музыкальных ладах (мажорном, минорном), имеющих определенную эмоциональную окраску, выразительные возможности. Чтобы глубже воспринять музыкальное содержание, человек должен обладать способностью дифференцировать движущиеся звуки слухом, различать и воспринимать выразительность ритма.
Музыкальные звуки обладают различными свойствами, они имеют высоту, тембр, динамику, длительность. Их различение в отдельно взятых звуках составляет основу простейших сенсорных музыкальных способностей.
Длительность звука лежит в основе музыкального ритма. Чувство эмоциональной выразительности, музыкального ритма и воспроизведения его образуют одну из музыкальных способностей человека – музыкально-ритмическое чувство. Высота, тембр и динамика составляют основу соответственно звуковысотного, тембрового и динамического слуха.
Ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма составляют три основные музыкальные способности, которые образуют ядро музыкальности.
Ладовое чувство. Музыкальные звуки организованны в определенном ладу.
Ладовое чувство – это эмоциональное переживание, эмоциональная способность. Кроме того, в ладовом чувстве обнаруживается единство эмоциональной и слуховой сторон музыкальности. Имеют свою окраску не только лад в целом, но и отдельные звуки лада. Из семи ступеней лада одни звучат устойчиво, другие - неустойчиво. Из этого можно сделать вывод, что ладовое чувство – это различение не только общего характера музыки, настроений, выраженных в ней, но и определенных отношений между звуками – устойчивыми, завершенными и требующими завершения. Ладовое чувство проявляется при восприятии музыки как эмоциональное переживание, «прочувствованное восприятие». Теплов Б.М. называет его «перцептивным, эмоциональным компонентом музыкального слуха». Оно может обнаруживаться при узнавании мелодии, определении ладовой окраски звуков. В дошкольном возрасте показателями развитости ладового чувства являются любовь и интерес к музыке. И значит ладовое чувство 0 одна из основ эмоциональной отзывчивости на музыку.
Музыкально-слуховые представления.
Чтобы воспроизвести мелодию голосом или на музыкальном инструменте, необходимо иметь слуховые представления того, как движутся звуки мелодии – вверх, вниз, плавно, скачками, то есть иметь музыкально-слуховые представления звуковысотного движения.
Чтобы воспроизвести мелодию по слуху, надо ее запомнить. Поэтому музыкально-слуховые представления включают в себя память и воображение.
Музыкально-слуховые представления различаются по степени их произвольности. Произвольные музыкально-слуховые представления связаны с развитием внутреннего слуха. Внутренний слух – это не просто способность мысленно представлять себе музыкальные звуки, а произвольно оперировать музыкальными слуховыми представлениями. Экспериментальные наблюдения доказывают, что для произвольного представления мелодии многие люди прибегают к внутреннему пению, а обучающиеся игре на фортепиано сопровождают представление мелодии движениям пальцев, имитирующими ее воспроизведение на клавиатуре. Это доказывает связь музыкально-слуховых представлений с моторикой, особенно тесна эта связь тогда, когда человеку необходимо произвольно запомнить мелодию и удержать ее в памяти.
«Активное запоминание слуховых представлений, - отмечает Б. М. Теплов, - делает участие двигательных моментов особенно существенным».
Педагогический вывод, который вытекает из этих наблюдений – возможность привлекать вокальную моторику (пение) или игру на музыкальных инструментах для развития способности музыкально-слуховых представлений.
Таким образом, музыкально-слуховые представления – это способность, проявляющаяся в воспроизведении по слуху мелодии. Она называется слуховым, или репродуктивным компонентом музыкального слуха.
Чувство ритма - это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке.
Как свидетельствуют наблюдения, и многочисленные эксперименты, во время восприятия музыки человек совершает заметные или незаметные движения, соответствующие ее ритму, акцентам. Это движения головы, рук, ног, а также невидимые движения речевого, дыхательного аппаратов.
Часто они возникают бессознательно, непроизвольно. Попытки человека остановить эти движения приводят к тому, что либо они возникают в другом качестве, либо переживание ритма прекращается вообще. Это говорит о наличии глубокой связи двигательных реакций с восприятием ритма, о моторной природе музыкального ритма. Но чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Содержание музыки эмоционально. Ритм же - одно из выразительных средств музыки, с помощью которого передается содержание. Поэтому чувство ритма, как и ладовое чувство, составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку.
Чувство ритма - это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.
Итак, Теплов Б.М. выделяет три основные музыкальные способности, составляющие ядро музыкальности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма.
Н.А. Ветлугина называет в качестве основных музыкальных способностей две: ладовысотный слух и чувство ритма. В таком подходе подчеркивается неразрывная связь эмоционального (ладовое чувство) и слухового (музыкально-слуховые представления) компонентов музыкального слуха. Объединение двух способностей (двух компонентов музыкального слуха) в одну (ладовысотный слух) указывает на необходимость развития музыкального слуха во взаимосвязи его эмоциональной и слуховой основ.
Нередко перед исследователями возникает вопрос, в каких же видах деятельности развиваются музыкально-сенсорные способности?
Например, эмоциональная отзывчивость на музыку может быть развита во всех видах музыкальной деятельности: восприятии, исполнительстве, творчестве, так как она необходима для прочувствования и осмысления музыкального содержания, а, следовательно, и его выражения.
Эмоциональная отзывчивость на музыку может проявиться у детей очень рано, в первые месяцы жизни. Ребенок способен оживленно реагировать на звуки веселой музыки – непроизвольными движениями и возгласами, и сосредоточенно, со вниманием воспринимать спокойную музыку. Постепенно двигательные реакции становятся более произвольными, согласованными с музыкой, ритмически организованными.
Ладовое чувство может развиваться во время пения, когда дети прислушиваются и к себе, и друг к другу, контролируют слухом правильность интонации.
Музыкально-слуховые представления развиваются в видах деятельности, которые требуют различения и воспроизведения мелодии по слуху. Эта способность развивается, прежде всего, в пении, и в игре на звуковысотных музыкальных инструментах.
Чувство ритма развивается, прежде всего, в музыкально-ритмических движениях, соответствующих по характеру эмоциональной окраске музыки.
Тембровый и динамический слух, исполнительские и творческие способности.
Тембр и динамический слух – разновидности музыкального слуха, которые позволяют слышать музыку во всей полноте ее выразительных, красочных средств. Основное качество музыкального слуха – различение звуков по высоте. Тембровый и динамический слух формируются на основе звуковысотного. Развитие тембрового и динамического слуха способствует выразительности детского исполнительства, полноте восприятия музыки. Дети узнают тембры музыкальных инструментов, различают динамику, как выразительное средство музыки. С помощью музыкально-дидактических игр моделируются звуковысотные, тембровые и динамические свойства музыкальных звуков.
Музыкальные способности у всех детей проявляются по-разному. У кого-то уже на первом году жизни все три основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей. У других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее. Наиболее сложно развиваются у детей музыкально-слуховые представления - способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте.
У большинства дошкольников эта способность развивается лишь к пяти годам. Но это не является, по мнению Б.М.Теплова, показателем слабости или отсутствия способностей.
Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.
Бывает так, что если какая-либо способность отстает в развитии, то это может тормозить и развитие других способностей. Поэтому, признавая динамичность и развиваемость музыкальных способностей бессмысленно проводить какие-либо разовые испытания и на основании их результатов предсказывать музыкальное будущее ребенка. По мнению Л. С. Выготского, нужны постоянные наблюдения за детьми с проведением диагностических срезов развития. Диагностика музыкальных способностей, проводимая 1-2 раза в год, позволяет судить о качественном своеобразии развития каждого ребенка и соответственно корректировать содержание занятий.
Планирование и учет работы по музыкальному воспитанию, как правило, включает в себя только контроль за приобретаемыми детьми программными навыками и умениями. Для того, чтобы обучение носило развивающий характер, важно контролировать не только развитие навыков и умений, но в первую очередь музыкальных способностей детей.
1.3 Основные виды музыкально-дидактических игр и пособий в музыкально-сенсорном развитии дошкольников
Одной из важных задач всестороннего развития ребенка является воспитание музыкальной культуры. Ее основы закладываются уже в детстве. В этой связи большое место отводится музыке в детских садах, – она звучит и на музыкальных занятиях, и в самостоятельной музыкальной деятельности, и во время праздников и развлечений.
Содержание музыкального воспитания предусматривает воспитание у детей восприимчивости, интереса, любви к музыке, развитие эмоциональной отзывчивости на нее, приобщение их к разнообразным видам музыкальной деятельности, что позволяет развивать общую музыкальность ребенка, его творческие способности.
Восприятие музыки сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников пока нет. Поэтому необходимо научить ребенка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика), различать музыкальные произведения по жанру, характеру.
Именно с этой целью применяют музыкально-дидактические пособия, которые, воздействуя на ребенка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым, расширяя музыкальное восприятие в целом.
Все пособия условно делятся на три группы:
1. Пособия, цель которых дать детям представление о характере музыки (веселая, грустная), музыкальных жанрах (песня, танец, марш). «Солнышко и тучка», «Подбери музыку»
2. Пособия, которые дают представление о содержании музыки, о музыкальных образах. «Узнай сказку», «Подбери картинку»
3. Пособия, которые формируют у детей представление о средствах музыкальной выразительности. «Музыкальный домик», «Кого встретил колобок».
Как показала практика, систематическое применение пособий вызывает у детей активный интерес к музыке, к заданиям и способствует быстрому овладению детьми музыкальным репертуаром.
Музыкально-дидактические пособия способствуют более активному восприятию музыки дошкольниками, позволяют в доступной форме приобщить их к основам музыкального искусства. И это, по мнению Л.Н. Комиссаровой, является очень «важным аспектом развития у детей музыкальной культуры».
Виды самостоятельной деятельности ребенка в детском саду разнообразны. Среди них и музыкальная. В свободное от занятий время дети устраивают игры с пением, самостоятельно играют на детских музыкальных инструментах, организуют театрализованные представления. Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические игры и пособия. Это еще одна из целей которой, служат эти игры и пособия.
Основное назначение музыкально-дидактических игр и пособий – формирование у детей музыкальный способностей; в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте; развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух; побудить к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.
Музыкально-дидактические игры и пособия обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука.
Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр и пособий в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.
В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, игровое действие помогает ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними.
Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать.
В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь чувство товарищества, ответственности.
музыкальный сенсорный дошкольник способность
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХОДЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
2.1 Методика использования музыкально-дидактических игр и пособий в различных видах деятельности
Музыкальные занятия строятся с учетом общих задач музыкально-эстетического воспитания детей и проводятся по заранее намеченному плану. При этом принимается во внимание то, что содержание и структура занятий должны быть вариативными и интересными, с использованием разнообразных приемов, помогающих детям воспринимать музыкальное произведение, понять элементарные основы музыкальной грамоты.
Применения музыкально-дидактических игр и пособий на занятии дает возможность провести его наиболее содержательно и интересно.
В играх дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих и музыкально-ритмических движений и в области слушания музыки. Игры, которые проводятся на занятиях, выступают как отдельный вид музыкальной деятельности и имеют обучающий характер.
Использование музыкально-дидактических игр и пособий в процессе пения.
Развитие певческих навыков является одной из задач музыкального воспитания детей в детских садах.
Песня звучит на утренниках и развлечениях, музыкальных вечерах и спектаклях кукольного театра, она сопровождает многие игры, танцы, хороводы. Играя, ребенок напевает свою незамысловатую мелодию.
Музыкально-дидактические игры, проводимые в процессе пения, помогают научить детей петь выразительно, непринужденно, учат брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы.
Например, для чистого интонирования очень часто используют игру «музыкальный телефон», которая может помочь детям выразительно исполнять ту или иную песню.
Для закрепления знакомых песен можно использовать игру «Волшебный волчок»: дети определяют песню по вступлению, припеву, которые исполняются на фортепиано, по музыкальной фразе спетой всеми или индивидуально, сыгранной на детских музыкальных инструментах.
При исполнении любой песни детей учат правильно передавать динамические оттенки, которые помогают почувствовать красоту звучания мелодии. В свободное время также можно провести музыкально-дидактические игры, связанные с пением, например «Музыкальный магазин».
Свои представления о той или иной песне дети передают в рисунках. Содержание их составляют понравившиеся песни, музыкальные произведения, инструменты.
Немаловажную роль в развитии у детей слуха, ритма играют распевки и попевки. Их можно проводить даже в качестве музыкально-дидактических игр. Они представляют собой несложные музыкальные фразы из знакомых детям песен.
Дети очень любят игры, которые помогают им определить движение мелодии: это и «музыкальная лесенка» и фланелеграф, на котором, выкладывая ноты-кружочки, дети учатся правильно передавать мелодию, определять звуки по высоте.
Использование музыкально-дидактических игр и пособий в процессе слушания музыки
В процессе слушания музыки дети знакомятся с инструментальными, вокальными произведениями разного характера они переживают, испытывают определенные чувства. Для того, чтобы ребенок лучше понимал музыкальное произведение, мог сопоставить музыкальные образы, слова обращаются к музыкально-дидактическим играм. Применения музыкально-дидактических игр дает возможность детям несколько раз слушать одно и тоже произведение в ненавязчивой форме. Например, «Чудесный мешочек»: игрушки могут разговаривать, двигаться с малышами все это способствует лучшему восприятию материала, его осмыслению и запоминанию. Благодаря играм «В лесу», «Найди нужную иллюстрацию», «Музыкальная шкатулка» дети закрепляют пройденный материал, знания о различных музыкальных инструментах, приобщаются к умению различать и узнавать танец, колыбельную, марш и их части.
Большое влияние на воспитание и музыкальное развитие детей оказывают русские народные мелодии. Они просты, выразительны и доступны детям всех возрастов. Это и «Ладушки, «Петушок», «Лиса по лесу ходила». Дети пробуют некоторые из них импровизировать на металлофоне, кселофоне. Эти мелодии могут разнообразить содержание многих музыкально-дидактических игр.
Использование музыкально-дидактических игр и пособий в процессе ритмических движений
Одним из видов музыкальной деятельности детей являются ритмические движения.
В процессе систематических занятий по движению у детей развивается музыкально-слуховое восприятие. Детям приходится постоянно вслушиваться в музыку для того, чтобы точно выполнять движения.
В музыкально-дидактических играх используются игрушки, которым дети охотно подражают.
Игровая форма разучивания движений помогает ребенку правильно выполнять ритмический рисунок.
При разучивании плясок, хороводов, танцев лучше использовать озвученные игрушки и музыкальные инструменты.
Музыкально-ритмическая деятельность детей проходит более успешно, если обучение элементам танцевальных движений осуществляется в сочетании с музыкально-дидактическими играми с выполнением творческих заданий.
Роль воспитателя в детской игре велика: он направляет ее, следит за взаимоотношениями играющих. Еще А.С.Макаренко писал: «И я как педагог должен с ними играть. Если я только буду приучать, требовать, настаивать, я буду посторонней силой, может быть полезной, но не близкой. Я должен немного играть, и я этого требовал от всех своих коллег». (9; с.38)
Результативность обучения в музыкально-дидактической игре создается тогда, когда воспитатель сам активно участвует в этой игре, становится ее полноправным участником. Игра прекрасная форма деятельности, способствующая привитию умения приблизить, расположить к себе всех детей, в том числе и малоактивных.
Организуя музыкальные игры, необходимо предоставлять детям больше самостоятельности. Практика показывает, что чем больше доверяешь детям, тем сознательнее, добросовестнее они относятся к порученному.
Музыкально-дидактические игры отличаются от пособий тем, что они предполагают наличие определенных правил, игровых действий или сюжета.
Музыкально-дидактические пособия включают зрительную наглядность (карточки, картинки с передвижными деталями).
Различение свойств музыкальных звуков (высота, динамика, тембр) лежит в основе музыкально-сенсорных способностей.
Развитие музыкально-сенсорных способностей является средством активизации слухового внимания детей, накопления первичных ориентировок в языке музыки.
Существуют разные квалификации игр и пособий. Например, Н.А. Ветлугина разделяет игры для развития музыкально-сенсорных способностей на настольные, подвижные и хороводные.
Иногда игры и пособия подразделяются на основании вида музыкальной деятельности, который осваивается с их помощью.
Так Л.Н. Комиссарова выделяет три группы музыкально-дидактических пособий для развития музыкального восприятия. Для различения характера музыки, элементов изобразительности и средств музыкальной выразительности.
Поскольку одной из основных задач музыкального воспитания детей является развитие музыкальных способностей, можно квалифицировать игры и пособия именно по этому основанию – их возможностям в развитии каждой из трех основных музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлении и чувства ритма.
Игры и пособия для развития ладового чувства способствуют узнаванию знакомых мелодий, определению характера музыки, смены построений в отдельных частях произведения, различению жанра. Здесь могут применяться все виды игр и пособий. Это и настольные игры типа лото, где дети закрепляют соответствующий рисунок мелодии, используются подвижные игры, сюжетные и не сюжетные, в которых дети согласуют движения персонажей с характером музыки, сменой жанров.
Игры и пособия для развития музыкально-слуховых представлений связанных с различением и воспроизведением звуковысотного движения.
Детям нравятся игры, включающие воспроизведение мелодии голосом или на музыкальном инструменте.
Для активизации музыкально-слуховых представлений применяются музыкально-дидактические пособия, настольные и хороводные игры.
Моделирование отношений звуков по высоте с помощью различных средств позволяет развивать способность музыкально-слуховых представлений, связывая воедино слуховые, зрительные, и двигательные представления детей.
Развитие чувства ритма, способности активно (двигательно) переживать музыку, ощущать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить – предполагает использование музыкально-дидактических игр и пособий, связанных с воспроизведением ритмического рисунка мелодии в хлопках, на музыкальных инструментах и передачей смены характера музыки с помощью движений.
Применяются все виды игр для передачи ритма и характера музыки в движениях.
Таким образом, музыкально-дидактические игры и пособия соединяют в себе различное сочетание методов музыкального воспитания. Образная, игровая форма, применение разнообразных упражнений позволяют поддерживать у детей интерес к деятельности, осуществлять ее более успешно.
Развитие у детей музыкальных способностей должно быть постоянно в поле зрения педагога, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально-дидактических игр и пособий.
2.2 Проведение практической работы, заключающейся в использовании музыкально-дидактических игр и пособий на развитие музыкально сенсорных способностей у детей и особенно на развитие чувства ритма
Работа велась на базе ГУО «Ясли-сад» № 46 г. Барановичи с детьми старшего дошкольного возраста с разным уровнем музыкальных способностей и возможностей (Приложение А).
Музыкальные занятия проходили в музыкальном зале, оснащенном необходимым оборудованием, позволяющем проводить музыкально-дидактические игры на развитие всех музыкально-сенсорных способностей.
Результативность музыкальных занятий позволила судить о том, что они проводились по установленному расписанию и в соответствии и программными требованиями.
В качестве ведущих методов музыкально-сенсорного воспитания выступали наглядно-зрительный и наглядно-слуховой методы в сочетании со словесным. Широко использовались словесные пояснения, указания, вопросы к детям.
Для того, чтобы музыкально-сенсорные способности детей были успешно сформированы, необходимо наметить пути их формирования. Для этого очень важно знать какова музыкальность каждого ребенка.
Это можно выявить только в ходе многократных наблюдений и занятий. Только тогда, по мнению Л.С.Выготского, можно судить об уровне музыкального развития ребенка.
Поэтому в практической части работа велась по двум этапам:
ü подготовительный
ü основной.
На подготовительном этапе, который длился в течение двух месяцев, детям было дано общее представление обо всех видах музыкально-дидактических игр с использованием следующих музыкально-сенсорных задач.
1. Развитие звуковысотного слуха
2. Развитие динамического слуха
3. Формирование тембрового восприятия
4. Совершенствование чувства ритма
Были использованы музыкально-дидактические игры Кононовой Н.Г., Комиссаровой Л.Н., Костиной Э.П., Михайловой М.А. На занятие к детям всегда приходил игровой персонаж Незнайка. Дети общались с ним, выступали в роли старших товарищей и «учителей», когда ставилась цель чему-то обучить. Стремясь всему научить Незнайку, дети обучались сами. Благодаря этому все занятия проходили в игровой форме. Дети были очень эмоциональны, активны, откликались на музыкальные задания с большим желанием.
Незнайка в какой-то степени способствовал достижению высоких результатов и эффективности проводимых музыкально-дидактических игр. «Колобок» (Приложение Б).
Потом детям было предложено в качестве усложнения задания изобразить героев сказки. Им были даны шапочки, для того, чтобы они лучше вошли в образ, и должны были спеть определенную фразу, меняя интонацию голоса, в зависимости от того, какого героя они изображают, и при этом еще придумать движения.
Например
Меня зовут трусишкой.
Ребенок должен был пропеть это с трусливой интонацией.
Я волк – зубами щелк,
Свирепая интонация.
Я медведь – люблю реветь.
Интонация голоса должна быть грозная.
Я хитрая сестричка.
Интонация голоса нежная и в то же время хитрая. (Лиса могла петь и нежной, ласковой интонацией).
Игра позволяла воспитывать у детей внимание, быстроту реакции, умения слушать пение детей. А задания в занимательной игровой форме способствовали не только тому, что дети были очень эмоциональны и активны, но и совершенствованию динамического слуха и певческих навыков.
Для повышения интереса и эмоциональной активности у детей была использована музыкально-дидактическая подвижная игра, инсценировка небольшой сказки, где дети, изображая героев, должны были различать слова «громко», «тихо», «чуть потише», «чуть погромче» и изображать это.
Каждый раз героев играли дети с разным уровнем сформированности динамического слуха, и день ото дня можно было наблюдать что-то новое с элементами творчества детей (Приложение В).
Вся работа помогла выявить, что чувство ритма развито у старших дошкольников наиболее слабо, что и послужило основанием в дальнейшем для проведения, на основном этапе музыкально-дидактических игр только на развитие этой способности. Как известно, чувства ритма составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку. И подобранные музыкально-дидактические игры и пособия, несомненно, должны были служить этой цели.
Для успешного формирования музыкально-сенсорных способностей и для достижения более высокого результата работы был внесен элемент новизны – сочетание любой музыкально-сенсорной задачи с развитием чувства ритма.
Были использованы следующие игры.
«Подумай и отгадай»
Цель: придумывать детали ритмических рисунков, повтор уже знакомых, закрепление длительностей нот.
Материал: карточки (по числу играющих), на которых изображены медведь, зайчик, птичка.
Ход: Детям раздаются карточки. На фортепиано звучат соответствующие мелодии: «Зайчик» Н.Старокадамского, «Медведь» В.Ребикова, «Воробушки» М.Красева. Дети узнают мелодии и поднимают соответствующие карточки.
В качестве усложнения на следующем занятии детям было предложено прохлопать соответствующие мелодиям, ритмические рисунки и попробовать придумать свои, очень простые.
На следующем занятии дети уже должны были под песню «Вместе весело шагать» попробовать показать движениями героев: зайка прыгает - используются четвертные и восьмые ноты; медведь - целые ноты и половинки; птички – восьмые и шестнадцатые.
Эта музыкально-дидактическая игра значительно улучшила реакцию детей на различение длительностей нот, способствовала более быстрому формированию звуковысотного слуха и чувства ритма.
«Прогулка»
Цель: закрепление длительностей нот, развитие чувства ритма.
Игровой материал: музыкальные инструменты по числу играющих (молоточки, барабан, бубен, кселофон, металлофон, колокольчик, музыкальные тарелки).
Ход игры: Взрослый: «Сейчас, ребята, мы отправимся с вами на прогулку, но это будет необычная прогулка, мы будем гулять, помогут нам в этом музыкальные инструменты. Вот мы с вами спускаемся по лестнице (медленные удары молоточком по столу), а теперь мы вышли на улицу. Светит яркое солнышко, мы обрадовались, побежали (частые удары по барабану или можно молоточками по столу). Мы гуляли, веселились, но вдруг появилась туча, подул ветер, ударил гром, сверкнула молния, и пошел дождь. Сначала это были редкие капли, а потом начался частый сильный ливень (ритм ускоряется, дети могут стучать в барабан, бубен, молоточками по металлофону, ударять в тарелки, колокольчиком передавать редкие капли дождя; используются все инструменты для передачи состояния погоды; редкие капли дождя и сильный частый ливень дети передают в определенном ритме, вследствие чего у них закрепляются знания о длительностях нот)».
Взрослый: «Испугались ребята такой погоды и побежали домой, - снова быстрые и ритмичные удары».
Игра постепенно усложнялась, дети с помощью взрослого придумывали новые события, которые происходили на «прогулке», и каждый раз ритмические рисунки становились все разнообразнее и сложнее.
2.3 Анализ и результаты практической работы
Все используемые музыкально-дидактические игры и пособия применялись в течение нескольких занятий, постепенно становясь разнообразней и сложней, что позволило судить о своеобразии музыкального развития каждого ребенка и соответственно корректировать содержанием музыкальных занятий.
Кроме того, для более успешного развития у старших дошкольников чувство ритма были использованы фрагменты системы элементарного музицирования австрийского композитора Карла Орфа.
В результате музыкальных занятий было выявлено:
- слуховое внимание детей стало более организованным;
- появилась быстрая и четкая реакция на высокие и низкие звуки;
- ритм, передаваемый детьми, стал более точным не только в хлопках, но и в передаче его звучащими жестами и на металлофоне;
- улучшилась реакция детей на определении инструментов по тембровому и динамическому звучанию.
Завершает работу конкретный практический материал, который отражен в приложении (Приложение Г).
Проведенная работа показала, что в соответствии с целью, объектом, предметом исследования, и в процессе изучения методической литературы по проблеме у детей музыкально-сенсорных способностей, мы пришли к выводу, что именно дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития общих музыкальных способностей ребенка, в том числе и музыкально-сенсорных. И развитие этих способностей у каждого ребенка должно быть постоянно в поле зрения у воспитателя, музыкально руководителя, осуществляться различными методами и средствами. В том числе с помощью музыкально-дидактических игр и пособий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В практической части проводимой работы мы убедились в том, что если в процессе музыкальной деятельности будут развиваться музыкально-сенсорные способности у всех детей без исключения это не пройдет бесследно для их последующего музыкально развития.
Предлагаемые музыкально-дидактические игры, фрагменты занятий не являлись самоцелью, а лишь способствовали развитию не только музыкально-сенсорных способностей, но и творческих.
Наработанный наглядный вспомогательный музыкальный материал позволил в простой доступной игровой форме дать детям представление о свойствах музыкального звука, о выразительных возможностях музыки, научить различать гамму чувств, настроений, предаваемых ею.
Мы пришли к выводу, что музыкальные задания, выполненные с помощью музыкально-дидактических игр и пособий, вызывает интерес, активность у детей, развивают самостоятельность в музыкальной деятельности, которая приобретает творческий характер.
Предлагаемый обобщенный, систематизированный опыт со старшими дошкольниками по развитию у них музыкально-сенсорных способностей доступен в овладении любым педагогом, музыкальным руководителем, и может быть рекомендован для использования его в детских дошкольных образовательных учреждениях, как на музыкальном занятии, так и в индивидуальной работе с детьми.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Ветлугина, Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду. – издательство «просвещение». – Москва. - 1989. - 367с.
2 Козлова, С. А. Дошкольная педагогика / С.А.Козлова, Т.А.Куликова. – М.: Изд-во центр «Академия», 2000. - 280с.
3 Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. — СПб.: Питер, 2005. - 940с.
4 Кураев, Г. А. Возрастная психология. Курс лекций / Г. А. Кураев, Е.Н. Пожарская. – Ростов - на-Дону, 2002. – 140 с.
5 Мухина, В. С. Возрастная психология. Учебник для вузов / В.С. Мухина. – М: Академия, 1999. – 456 с.
6 Никашина, Г. А. Воспитание эстетических чувств у дошкольников на музыкальных занятиях: Пособие для музык. рук. и педагогов дошк. Учреждений. Мн., 2000. – 168 с.
7 Никашина, Г. А. Восприятие музыки как творческий процесс // Новые технологии в воспитании и обучении дошкольников: Материалы междунар. научн. - практ. конф., 27 -29 мая 1996 г. Могилёв, 1996. – С. 26-29.
8 Нікашына, Г. А. Музычнае ўспрыманне // Пралеска. 1993. №10. – С. 18-20.
9 Нікашына, Г. А. Музычная гульня як сродак развіцця эмацыянальнай спагадлівасці // Пралеска. 1995. №3 (2). – С. 16-21.
10 Никашина, Г. А. Педагогические условия воспитания эстетических чувств у старших дошкольников на музыкальных занятиях // Материалы исследований молодых ученых, аспирантов, соискателей и студентов. Могилев, 1997. – С. 101-104.
11 Павлова, Л. С. Раннее детство: воспитание любознательности / Л.С. Павлова Дошкольное воспитание.- 2006.- №12. – С. 113-118.
12 Петрова, И.А. Обучение, воспитание и развитие детей шестилетнего возраста. : Пособие для учителя / И. А. Петрова.- М.: Просвещение, 1990.- 95с.
13 Рева, В. П. Восприятие музыки школьниками: Пособие для учителей: В 2 ч. Мн., 2000. Ч. 1: Развитие музыкального восприятия у школьников. – 134 с.
14 Смирнова, Е. А. Ранний возраст: игры, развивающие познавательную активность Е. А. Смирнова Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. - С. 22-27.
15 Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – Москва, 1992.- 387с.
16 Тарасова, К. В. Онтогенез музыкальных способностей: (Педагогичская наука – реформе школы). М., 1988. – 176 с.
17 Теплов, Б. М. Избранные труды: В 2 т. Сост. Н. С. Лейтес. М., 1985. Т. 1 – 329 с.
18 Ходонович, Л. С. Игра как форма диагностики в музыкальном воспитании дошкольников Личность и музыка: Материалы междунар. конф., 1-3 окт. 1988 г. Мн., 1998. – С. 49-51.
19Холопова, В. Н.Музыка как вид искусства: В 2 ч М., 1990. Ч. 1: Музыкальное произведение как феномен. – 139 с.
20Цеплитис, Л. К. Анализ речевой интонации. Рига, 1974. – 272 с.
21 Чехонина, О. Н. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности. / О. Н. Чехонина // Дошкольное воспитание. - 2007.- № 6. - С. 13-16.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Список детей группы
1. Алексеенко Алексей (5 лет 2 мес.)
2. Грицевич Антон ( 5лет 11мес.)
3. Громыко Марк (6лет 3мес.)
4. Климко Евгений (6лет 4 мес.)
5. Лемешевская Валерия (5лет 1мес.)
6. Моисеев Илья (5лет 2 мес.)
7. Малащенко Егор (5лет 3 мес.)
8. Наливко Максим (6 лет 3 мес.)
9. Петкун Андрей (5лет 4 мес.)
10. Покало Анна (5лет 3мес)
11. Плиско Карина (6лет 4 мес.)
12. Рубашкина Александра (6лет 1мес.)
13. Талерчик Александра (6 лет)
14. Севрук Варвара (5лет 4 мес.)
15. Чернобай Евгений (6лет 1мес.)
16. Шепелюк Маргарита (5лет 3мес)
17. Ёрш Ангелина (5лет 4 мес.)
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Игра «Колобок»
Цель: развитие слухового внимания, динамического слуха, учить менять интонацию голоса.
Игровой материал: вырезанный из бумаги колобок, небольшие предметы, изображающие стог сена, елку, пенек, домик, гриб, указка, игровое поле-стол, шапочки зайца, волка, лисы и медведя.
Ход игры: все предметы расставлены на игровом поле. Водящий выходит за дверь или отворачивается от играющих. Участники договариваются, за какую фигурку они спрячут колобка, затем зовут водящего. Входит водящий и в это время звучит текст:
Укатился колобок, колобок – румяный бок.
Как же нам его найти, к деду с бабой принести?
Ну-ка, Оля…(имя любого ребенка) по дорожке походи
И по песенке веселой колобок ты отыщи.
Играющие поют песню «Журавлики» Парцхаладце. Водящий берет указку, водит ею от фигурки к фигурке. Если указка находится далеко от той фигурки, за которой спрятан колобок, то все поют тихим голосом, если близко – громким.
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Игра «Кот и мыши»
Жил кот Василий. Ленивый был кот!
Острые зубы и толстый живот.
Очень тихо всегда он ходил.
Громко настойчиво кушать просил.
Да чуть потише на печке храпел.
Вот Вам и все что он делать умел.
Кот как-то раз видит сон вот такой
Будто затеял с мышами он бой.
Громко крича, он их всех исцарапал
Своими зубами, когтистою лапой.
В страхе тут мыши тихо взмолились:
- Ой, пожалей, пощади, сделай милость!
Тут чуть погромче воскликнул кот «Брысь!»-
И врассыпную они понеслись.
Пока кот спал, происходило вот что:
Мыши тихо вышли из норки,
Громко хрустя, съели хлебные корки,
Потом чуть потише смеялись над котом
Они ему хвост завязили бантом.
Василий проснулся и громко чихнул;
К стене повернулся и снова заснул.
А мыши лентяю на спину забрались,
До вечера громко над ним потешались.
Игра «К нам гости пришли»
Цель: развитие тембрового восприятия, совершенствование чувства ритма.
Игровой материал: Взрослые (воспитатель, музыкальный руководитель) и дети, изображающие гостей, ширма, карточки, на которых изображены детские музыкальные инструменты.
Ход: Взрослый говорит: «Сегодня к нам должны прийти гости». Стук дверь.
Приходит медведь(взрослый в костюме медведя).
«Здравствуйте дети, я пришел к вам в гости. Я очень люблю плясать и играть. Сегодня я придумал такую игру: один из вас встает за ширму, выбирает там музыкальный инструмент, на котором он будет играть. А остальные будут угадывать, какой же это волшебный инструмент».
Ребенок проходит за ширму, и с помощью взрослого выбирает инструмент, который больше всего подходит к неуклюжему медведю. В данном случае это будет бубен. Медведь пляшет под бубен, дети ему хлопают. По окончании пляски медведя дети должны угадать под какой инструмент он плясал. (Предварительно раздаются карточки с изображением музыкальных инструментов).
Когда дети угадают, приходят другие гости, и каждый раз используются разные инструменты: зайчик прыгает под быстрые удары молоточком на металлофоне, лошадка – под четкие удары музыкального молоточка или деревянных ложек, птичка – под звон колокольчиков.
Игра «Что музыкальный инструмент расскажет о себе»
Цель: закрепление знаний о музыкальных инструментах.
Игровой материал: музыкальные инструменты, озвученные и не озвученные (спрятанные в коробку), карточки с изображением музыкальных инструментов.
Ход игры: Коробка с инструментами стоит за ширмой. Ребенок подходит к ширме, вытаскивает из коробки инструмент, и, не показывая детям, начинает рассказывать о нем. Если ребенок затрудняется, взрослый задает ему вопросы: «Что умеет делать инструмент?», «Как извлекаются звуки?», «на что похож звук инструмента».
Дети могут задавать рассказчику вопросы. Игра повторяется до тех пор, пока дети не устанут, или пока все не побывают в роли рассказчика. Игру можно разнообразить тем, что в конце взрослый читает интересные истории и сказки о музыкальных инструментах.
Игра «Принц и принцесса»
Цель: совершенствование динамического восприятия и чувства ритма.
Ход: дети рассаживаются на коврике лицом к центру круга, руки убирают за спину. Выбирается принц, который закрывает глаза, и в это время в ладошки одной из девочек кладут красивый бантик. Она принцесса. Принц должен узнать принцессу по громкой музыке. Звучит «Вальс» Е. Доги, принц медленно идет под музыку по кругу рядом с детьми взрослый регулирует динамику: от тихого звучания до громкого.
Слыша громко звучащую музыку, принц указывает на принцессу. Девочка раскрывает ладошки, показывает бантик.
Потом в качестве усложнения игры принц и принцесса должны танцевать, при этом придумав свой ритмический рисунок.
Игра «Бубенчики»
Цель: развитие звуковысотного слуха.
Игровой материал: бубенчики.
Ход: Взрослый рассказывает: «Жили были три веселых бубенчика: Динь, Дан и Дон. У каждого была своя песенка. Бубенчик. Динь пел тоненьким голоском. «Динь-динь» – звучала его песенка. Дан пел песенку средним голоском: «Дан-дан». А у бубенчика Дон голосок был потолще, пониже чем у его братьев. «Дон-дон» - грозно звучала его песенка (используется фланелеграф, на котором три линеечки и бубенчики должны быть в своих домиках)».
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Результаты наблюдения за детьми в начале исследования, при проведении занятий
Фамилия, имя | Уровень развития слухового внимания | реакция на высокие и низкие звуки | ритм, передаваемый детьми | реакция на определении инструментов по тембровому и динамическому звучанию | |||||
высокий | низкий | Быстрая | медленная | точный | Не точный | хорошая | плохая | ||
1 | Алексеенко Алексей | + | + | + | + | ||||
2 | Грицевич Антон | + | + | + | + | ||||
3 | Громыко Марк | + | + | + | + | ||||
4 | Климко Евгений | + | + | + | + | ||||
5 | Лемешевская Валерия | + | + | + | + | ||||
6 | Моисеев Илья | + | + | + | + | ||||
7 | Малащенко Егор | + | + | + | + | ||||
8 | Наливко Максим | + | + | + | + | ||||
9 | Петкун Андрей | + | + | + | + | ||||
10 | Покало Анна | + | + | + | + | ||||
11 | Плиско Карина | + | + | + | + | ||||
12 | Рубашкина Александра | + | + | + | + | ||||
13 | Талерчик Александра | + | + | + | + | ||||
14 | Севрук Варвара | + | + | + | + | ||||
15 | Чернобай Евгений | + | + | + | + | ||||
16 | Шепелюк Маргарита | + | + | + | + | ||||
17 | Ёрш Ангелина | + | + | + | + | ||||
24% | 76% | 29% | 70% | 35% | 65% | 35% | 65% |
Результаты наблюдения за детьми в конце исследования, при проведении занятий
Фамилия, имя | Уровень развития слухового внимания | реакция на высокие и низкие звуки | ритм, передаваемый детьми | реакция на определении инструментов по тембровому и динамическому звучанию | |||||
высокий | низкий | Быстрая | медленная | точный | Не точный | хорошая | плохая | ||
1 | Алексеенко Алексей | + | + | + | + | ||||
2 | Грицевич Антон | + | + | + | + | ||||
3 | Громыко Марк | + | + | + | + | ||||
4 | Климко Евгений | + | + | + | + | ||||
5 | Лемешевская Валерия | + | + | + | + | ||||
6 | Моисеев Илья | + | + | + | + | ||||
7 | Малащенко Егор | + | + | + | + | ||||
8 | Наливко Максим | + | + | + | + | ||||
9 | Петкун Андрей | + | + | + | + | ||||
10 | Покало Анна | + | + | + | + | ||||
11 | Плиско Карина | + | + | + | + | ||||
12 | Рубашкина Александра | + | + | + | + | ||||
13 | Талерчик Александра | + | + | + | + | ||||
14 | Севрук Варвара | + | + | + | |||||
15 | Чернобай Евгений | + | + | + | + | ||||
16 | Шепелюк Маргарита | + | + | + | + | ||||
17 | Ёрш Ангелина | + | + | + | + | ||||
60% | 35% | 75% | 25% | 70% | 30% | 80% | 25% |
Изучение истории становления и развития методики преподавания математики в России
Изучение лирики в старших классах на материале лирики С.А. Есенина
Приемы технологии коллективного способа обучения на уроках биологии как средство повышения познавательной активности учащихся 7 класса
Конфликты в педагогическом общении и их преодоление
Развитие исследовательской деятельности у старших дошкольников в процессе формирования представлений о величине и ее измерении
Особенности эстетического воспитания подростков
Особенности обучения и воспитания одаренных детей
Методы и приемы обучения лексике на уроках английского языка
Социально-экологическое образование школьников
Условия развития интеллектуально одаренных детей в области физико-математических дисциплин
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.