курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Содержание
мышление воображение логика интеллектуальный
Введение
1. Характеристика психических процессов
2. Мышление и воображение как высшие психические процессы
2.1 Мышление
2.2 Воображение
2.3 Исследование уровня мышления и воображения
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Цель данной работы: Провести теоретический и практический анализ психологических интеллектуальных процессов мышления и воображения.
Задачи:
1. Дать краткую характеристику главных составляющих элементов психологического процесса
2. Подробно рассмотреть феномены мышления и воображения.
3. Проанализировать мышление и воображение на примере сотрудников Городской детской поликлиники №150 г.Москвы
1. Характеристика психических процессов
Восприятие мира. Внимание. Память
Восприятие представляет собой непосредственное чувственное отражение предметов и явлений в целостном виде в результате осознания их опознавательных признаков. [1 С.53]
Индивид в процессе своей жизнедеятельности постоянно познает окружающую действительность, непосредственно взаимодействует с ней и встречается с предметным миром. Каждый индивид воспринимает одну и ту же информацию в зависимости от целого комплекса внутренних факторов. Иными словами восприятие информации индивида зависит от своих интересов, способностей потребностей. Зависимость восприятия от психологических особенностей каждого человека носит название апперцепции. В психологии выделяют следующие свойства восприятия:
1. Целостность. Человек всегда воспринимает образ предмет целостно. Однако необходимо отметить то обстоятельство, что у индивида способность целостного зрительно восприятия формируется в процессе практики.
2. Константность. Как и целостность, константность восприятия приобретенное свойство. Благодаря этому свойству восприятия человек воспринимает окружающие предметы как относительно постоянные по форме, величине и т.п.
3. Избирательность восприятия. Все объекты, с которыми взаимодействует индивид неодинаковые по своему значению, поэтому одни объекты имеют преимущество перед другими объектами, тем самым проявляется свойство избирательности восприятии.
4. Осмысленность. Являясь чувственным этапом познания, восприятие неразрывно связано с мышлением, пониманием сущности предметов.
5. Структурность. Человек распознает различные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков
Восприятия сохраняются и воспроизводятся в дальнейшем в форме узнавания виденных нами предметов, воспоминания о пережитом, припоминания былого и т. д. [8 С.277] Иными словами индивид их запоминает Психологический энциклопедический словарь определяет память, как интегрированное психическое отражение взаимодействия человека с действительностью, информационный фонд его жизнедеятельности. [1. С.303]
Память состоит из таких процессов как: запоминание и последующее узнавание. С точки зрения запоминания, у индивида в большей степени развитыми являются осязательная, слуховая, зрительная, память. Если рассматривать память с позиции временного отрезка, то можно выделить кратковременную, и долговременную память, сенсорную.
Внимание – оптимальная организация сознания, проявляющаяся в его направленности и сосредоточенности. Внимание — не содержание, а акт, выполняемый субъектом. При характеристике внимания можно выделить его главные функции. 1. Отбор 2. Игнорирование 3. Удержание 4. Регуляция и контроль протекания деятельности.
Внимание бывает: непроизвольным (независимым от воли), произвольным (преднамеренное) и послепроизвольным (не требующее постоянных волевых усилий.) В психологии различают такие свойства внимания как: 1. объем, сосредоточенность, распределяемость, устойчивость, колебание, переключаемость.
Мышление. Воображение
Мышление представляет собой познавательный процесс, отражающий действительность. [9]
Под воображением в психологии понимается уникальная человеческая способность к созданию новых законченных образов действительности. Она создается посредством преобразования комплексного опыта конкретного индивида.
Эмоциональные процессы
Эмоции – психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребностей значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности для жизнедеятельности индивида [1]
Самые простые эмоциональные процессы у индивида мы можем наблюдать во врожденных реакциях (движение, секреторные изменения). При дальнейшем развитии человека сама эмоция перестает существовать только как первородный инстинкт, она "эволюционирует", становится более сложной, тем самым формируя многообразные виды высших эмоциональных процессов. Иными словами высшие эмоции (интеллектуальные, эстетические, социальные) составляют основу его эмоциональной деятельности. В настоящее время к эмоциональным процессам относят аффекты, эмоции, чувства.
Механизмы психологической защиты
Психика человека – очень тонкий инструмент, который постоянно подвергается внешнему и внутреннему воздействиям. Для защиты психики, существуют специальные механизмы защиты. Они ограждают индивидуума от различных негативных эмоциональных воздействий и способствуют сохранению психологического равновесия, помогают разрешать внутриличностные конфликты и протекают как на бессознательном, так и на подсознательном психологических уровнях. Виды психологической защиты:
1. вытеснение,
2. подавление,
3. аскетизм,
4. нигилизм.
З. Фрейд впервые ввел дефиниции "психологическая защита", "защитные механизмы".
Известно, что в современной жизни человек пребывает в постоянном стрессе, ежедневно он испытывает целый комплекс эмоциональных переживаний, находится в разнообразных психологических ситуациях. Такие ситуации неизбежно приводят к нарушениям и изменениям личности, девиантному поведению, отрицательным аффектам. В критических ситуациях, когда человек не имеет возможность или способность реализовать свои потребности, то может возникнуть крайняя степень эмоционального напряжения: стресс и фрустрация.
Для того чтобы снять эмоциональное напряжение необходимо использовать целую систему защитного поведения. Примерами защитных типов поведения могут быть:
· агрессия;
· аутизм;
· репрессия;
· рационализация;
· сублимация;
· забывание;
· самопрощение
· проекция собственной вины на всех других.
Психология общения и психология групп.
Общение – это сложный многогранный процесс, выступающий как взаимодействие людей, социальный и личностно-ориентированный процесс, в котором реализуются личностные отношения, установки на социальные нормы. Общение порождает ряд уникальных социально-психологических механизмов, посредством которых формируется социальная психика. Социально-психологическим механизмами общения являются: заражение, внушение, убеждение, подражание. В общении и через общение формируется социально-психологическая общность – МЫ, которая открывает социальный простор для влияния на чувства и действия людей. Можно выделить следующие функции общения: контактная, информационная, побудительная, координационная, понимания, эмотивная, установления отношений, управления, инструментальная, синдикативная, самовыражения, трансляционная, экспрессивная, социального контроля, социализации.
Человек в своей деятельности большую часть времени проводит в группах. Люди создают семьи, работают, учатся, при этом они взаимодействуют между собой. Только при наличии трех составляющих: единства места, времени и совместного действия совокупность индивидов может считаться группой в социально-психологическом смысле. Кроме того необходимо создать ощущение причастности человека к конкретной группе. Только такая идентификация каждого члена группы со своей группой приводит к формированию чувства "мы" в противоположность "им" - другим группам. Указанные признаки характеризуют малые группы. Малая группа - это совокупность индивидов, непосредственно взаимодействующих друг с другом для достижения общих целей и осознающих свою принадлежность к данной совокупности.
Кроме малых групп в психологии существуют большие группы, как совокупности индивидов, насчитывающие от нескольких десятков до нескольких миллионов людей. К таким группам относятся: относят этнические общности, профессиональные объединения, политические партии, различные крупные по своей численности организации и т.д. [3]
2. Мышление и воображение как высшие психические процессы
2.1 Мышление
В психологии мышление считается одним из самых сложных психических процессов. Существует множество определений мышления. В целом если характеризовать данный феномен, то можно отметить, что в первую очередь мышление является социально обусловленным процессом.
Посредством мышления осуществляется процесс отражения действительности через призму ее анализа и синтеза. Нельзя не отметить тот факт, что мышление тесно связано с речью, зарождается в чувственном познании, в основе его возникновения лежит практическая деятельность, выходящая за пределы чувственного познания. Сам процесс мышления сопряжен с иными психическими процессами - восприятием, представлением, воображением, памятью, вниманием. Однако это понятие гораздно шире и сложнее.
Анализ синтез и обобщение являются основой процесса мышления. Когда индивидуум в объекте акцентирует внимание на определенные элементы, ищет между ними закономерности, связь и т.д., то здесь можно говорить о процессе анализа. Напротив, когда человек осуществляет объединение отдельных элементов в единое целое, то этот процесс называется синтезом. Анализ и синтез тесно связаны друг с другом, особенно четко это проявляется в процессе сравнения, в свою очередь сам познавательный процесс сравнения ведет к обобщению. В ходе обобщения в сравниваемых предметах – в результате их анализа – выделяется нечто общее. Эти общие для различных объектов свойства бывают двух видов:1. Общие как сходные признаки 2. Общие как существенные признаки.
Мышление человека как высший психический процесс структурирован. Рассмотрим основные виды мышления. 1. Теоретическое мышление – это познание законов, правил. Теоретическое мышление в свою очередь делится на понятийное и образное мышление. 2. Практическое мышление – это подготовка к физическому изменению действительности: постановка задачи, создание программы и т.д. Практическое мышление также структурировано, он делится на наглядно-образное и наглядно-действенное.
1. Наглядно-действенное мышление. Проявляясь в непосредственном восприятии предметов, оно трансформируется в процессе действий с предметами.
2. Наглядно-образное мышление. Базируется на установке на определенные образы. Можно выделить главную черту этого мышления: становление нереальных, не стандартных сочетаний предметов и их свойств.
3. Понятийное мышление. Такое мышление используется при решении умственных задач, используя при этом конкретные понятия, умозаключения которые уже существуют в виде знаний, полученные другим людьми — это такое мышление, в котором используются определенные понятия.
4. Образное мышление. Человек решая любую задачу, создает определенные образы, которые извлекаются непосредственно из памяти либо воспроизводятся воображением.
Также в психологии существую и иные виды мышления: интуитивное аналитическое, реалистическое, аутистическое, продуктивное и репродуктивное мышление. В частности аналитическое мышление большей частью находится в сознании непосредственно мыслящего человека. Интуитивное мышление очень быстро протекает и практически не осознается человеком. На внешний мир ориентировано реалистичное мышление и регулируется законами логики.
2.2 Воображение
Воображение, как и мышление, относится высшему познавательному процессу. Самой главной особенностью процесса воображения является то обстоятельство, что оно дает возможность не только еще до начала представлять результат труда, но и представлять промежуточные продукты труда. Следовательно, воображение конструирует некую психическую модель конечного образа или промежуточного, что в целом способствует его вещественному воплощению.
Воображение, как и мышление также структурировано
В психологии воображение делят на пассивное и активное воображение. В пассивном воображении главенствующую роль играет фантазия. Именно она создает мифические образы, которым не суждено воплотиться в реальность. В свою очередь пассивное воображение подразделяется на преднамеренное и непреднамеренное.
Активное воображение можно разделить на воссоздающее и творческое. Если человек конструирует образы, основываясь на первоисточник, то он аппелирует воссоздающим воображением. Напротив, если индивид создает самостоятельно новые образы, реализующиеся в оригинальных и ценных продуктах деятельности, то в этом случае можно говорить об использовании творческого воображения. Творческое воображение можно оценить по соотношению определенных показателей. Во-первых, исследуется степень соответствия воображения существующим ограничительным факторам. Во-вторых, оценивается новизна и оригинальность объекта. Если воображение не удовлетворяет этим условиям, следовательно, оно утопично.
В воображении особо выделяют понятие "мечта". В данном типе воображения человек создает образы самостоятельно. Мечта имеет свои отличительные черты. Во-первых, в мечте человек конструирует образ желаемого объекта. То к чему человек стремится, образно воплощается в воображении. Во-вторых, мечта не дает мгновенного объективного продукта (например, какое-либо изобретение или произведение искусства). Напротив, она обращена в будущее, то есть это есть воображение будущей деятельности.
Безусловно, воображение играет в деятельности человека не последнюю роль. Она тесно связано с эмоциональными переживаниями, так как когда человек представляет, именно то, что ему хочется у него возникают положительные эмоции. Она позволяет его отвлечься от ситуации настоящего времени, побуждает его сделать анализ сложившейся ситуации. Кроме того воображение напрямую связано с реализацией волевых действий человека. Действительно, человек, прежде чем что то создать, то он это себе мысленно представляет. Если это не делать, то трудовая деятельность человека превратиться в обыкновенный механический труд, а человек в бездушную машину. Творческая деятельность удаляет человека от однообразного механического труда и улучшает воображение.
Воображение у людей развито и проявляется в деятельности неодинаково. Степень развитости или неразвитости воображения зависит от индивидуальных особенностей конкретного человека, что выражается в создании самых различных образов, характеризующиеся различной степенью яркостью образов и глубиной, новизной и осмысленностью. Мощь воображения можно оценить посредством оценки создания неправдоподобных и причудливых образов (например, в сказках). Соответственно слабая степень воображения проявляется в бедности образов. В силу того, что воображение связано с мышлением, то слабо воображение является причиной трудности у человека в решении мыслительных задач, суть которых состоит в умении наглядно представлять конкретные ситуации.
2.3 Исследование уровня мышления и воображения
В исследовании уровня мышления и воображения (февраль-март 2010 Г..) приняли участие сотрудники Городской детской поликлиники №150 г. Москвы-5 человек, в возрасте от 29 до 55 лет, стаж работы - от 1 до 30 лет.
Каждому испытуемому был присвоен индивидуальный номер (от 1 до 5). Для оценки мышления были следующие методики:
1. Методика "Сложные аналогии"
Данная методика используется для оценки логического мышления, предназначена как для индивидуального, так и группового исследования. Испытуемым было предложено для рассмотрения два бланка. На первом бланке были приведены 20 пар слов. Испытуемым было объяснено, что отношения между парными словами построены на абстрактных связях. На втором бланке под названием "Шифр" были расположены 6 пар слов с соответствующими цифрами от 1 до 6. Испытуемые должны были определить отношения между словами в паре из первого бланка и после этого найти аналогичную пару слов на втором бланке под названием "Шифр" и обвести кружком соответствующую цифру. Время выполнения работы 3 мин.
1 БЛАНК
1. Испуг — бегство 1 2 3 4 5 6
2. Физика — наука 1 2 3 4 5 6
3. Правильно — верно 1 2 3 4 5 6
4. Грядка — огород 1 2 3 4 5 6
5. Пара — два 1 2 3 4 5 6
6. Слово — фраза 1 2 3 4 5 6
7. Бодрый — вялый 1 2 3 4 5 6
8. Свобода — воля 1 2 3 4 5 6
9. Страна — город 1 2 3 4 5 6
10. Похвала — брань 1 2 3 4 5 6
11. Месть — поджог 1 2 3 4 5 6
12. Десять — число 1 2 3 4 5 6
13. Плакать — реветь 1 2 3 4 5 6
14. Глава — роман 1 2 3 4 5 6
15. Покой — дыхание 1 2 3 4 5 6
16. Смелость — геройство 1 2 3 4 5 6
17. Прохлада — мороз 1 2 3 4 5 6
18. Обман — недоверие 1 2 3 4 5 6
19. Пение — искусство 1 2 3 4 5 6
20. Тумбочка — шкаф 1 2 3 4 5 6
2 БЛАНК ШИФР
1. Овца — стадо 4. Свет — темнота
2. Малина — ягода 5. Отравление — смерть
3. Море — океан 6. Враг — неприятель
Оценка испытуемых производилась по количеству верных ответов.
Таблица№1
Номер испытуемого | Количество верных ответов | Количество неверных ответов |
1. | 17 | 3 |
2. | 16 | 4 |
3. | 16 | 4 |
4. | 17 | 3 |
5. | 18 | 2 |
Из таблицы №1 видно, что количество верных ответов, данных испытуемыми, находятся примерно на одном уровне (диапазон от 16 до 18). Только испытуемый под №5 допустил два неверных ответа. Такие данные позволяют нам сделать вывод о том, что логическое мышление испытуемых находится высоком уровне.
Методика "Интеллектуальная лабильность" (Приложение 1)
Обследуемые должны были в ограниченный отрезок времени (несколько секунд) выполнить несложные задания, которые зачитывал экспериментатор. Обследование проводилось в группе. Каждому испытуемому выдавался специальный бланк. Оценка производилась по количеству ошибок (ошибкой считается и пропущенное задание.)
Таблица №2
Номер испытуемого | Количество ошибок |
1. | 2 |
2. | 4 |
3. | 1 |
4. | 4 |
5. | 1 |
Из таблицы №2 видно, что ни один из пяти испытуемых, не допустили больше 4 ошибок, что по нормам выполнения интерпретируется как высокая лабильность, отличная способность к обучению. Развитое логическое мышление.
Тест Липпмана "Логические закономерности" (Приложение 2)
Испытуемым были предъявлены письменно ряды чисел. Им было необходимо проанализировать каждый ряд и установить закономерность его построения. Испытуемые должны были определить два числа, которые бы продолжили ряд. Время решения заданий фиксировалось.
Номер испытуемого | Время, затраченное на решение задачи. |
1. | 5 минут 6 сек. |
2. | 5 минут 34 сек. |
3. | 5 минут 3 сек. |
4. | 5 минут 21 сек. |
5. | 5 минут 14 сек. |
Данные таблицы наглядно показывают, что испытуемые справились с решением задачи примерно за одинаковое количество времени (разница измерялась секундами). Такое количество времени, используемое для решения задач, показывает хорошую норму уровня развития логического мышления.
Для оценки воображения были следующие методики:
1. Тест "Составление изображений объектов"
Испытуемым было дано задание составить (нарисовать) из предложенных фигур следующие объекты: лицо, клоун, домик, собака, дождь, грусть
Каждую из фигур можно было использовать многократно, менять ее размеры, но нельзя было добавлять другие фигуры или линии. Все пять испытуемых с заданием справились.
Для оценки рисунков использовались четырем параметрам:
1. Изображены ли все заданные объекты.
2. Реалистичность изображения (степень похожести на заданный объект).
3. Уникальность изображения.
4. Использование в изображении всех предложенных фигур.
За каждое изображение, которое соответствовало требованиям инструкции, даже если оно и не похоже, ставился 1 балл.
За изображение, которое имеет схожие черты с конкретным объектом, ставилось 2 балла.
За изображение, в котором использовались все предложенные фигуры в гармоническом сочетании, ставилось 3 балла.
За изображение, использующее все фигуры и достаточно реалистичное, — 4 балла, за изображение с использованием всех предлагаемых фигур в оригинальной и остроумной комбинации ставилось 5 баллов.
Все полученные результаты были занесены в таблицу №3
Таблица№3 Составление изображений объектов
Номер испытуемого | лицо | клоун | домик | собака | дождь | грусть | Итого |
1. | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 19 |
2. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 18 |
3. | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 20 |
4. | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 22 |
5. | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 19 |
Испытуемые №1,2,5 набрали сумму меньше 20 баллов, это означает, что уровень воображения находится на среднем уровне. Испытуемые под № 3, 4 набрали больше 20 баллов. Это означает, что воображение находится на хорошем уровне.
2. Тест "Составление рассказа"
Испытуемым было предложено записать три слова: Дедушка, Собака, Дом. Используя предложенные слова необходимо написать за 5 минут наибольшее число осмысленных фраз, так, чтобы в них входили все три слова, а вместе они составляли бы связный рассказ. Текст оценивался по пятибалльной системе.
5 баллов — остроумная, оригинальная фраза.
4 балла — правильное логическое сочетание слов, но не в каждой фразе используются все три слова.
3 балла — банальная фраза.
2 балла — два слова имеют логическую связь, а третье — нет.
1 балл — бессмысленное сочетание слов.
Номер испытуемого | Количество баллов |
1. | 4 |
2. | 4 |
3. | 3 |
4. | 3 |
5. | 4 |
Анализ текстов показал, что трое испытуемых в целом обладают хорошим воображением. Тексты были выстроены логически, можно было проследить сюжетную линию, однако не во всех предложениях были использованы одновременно все слова. Остальные испытуемые в своих рассказах использовали стандартные фразы и выражения, что может свидетельствовать о среднем уровне воображения.
Заключение
Подробное рассмотрение феноменов мышления и воображения, а также проведенное исследования в Городской детской поликлиники №150 г.Москвы позволило сделать определенные выводы.
Мышление взрослого человека представляет собой целый комплекс различных видов мышления, а именно предметно-действенного, наглядно-образного и понятийного, интуитивного. В каждом индивиде преобладает один вид мышления над другим. Соотношение этих видов мышления можно объяснить как возрастными, так и индивидуальными особенностями конкретного индивида. В деятельности зрелого человека периодически переход от одного вида мышления к другому. Для деятельности врача огромное значение играет сочетание этих видов мышления, и особо выделяется интуитивное мышление. Оно очень быстро протекает, невозможно выделить четко очерченные этапы протекания, и, безусловно, человек интуитивное мышление не осознает. Особую значимость интуитивное мышление приобретает в сложных ситуациях деятельности, именно в таких ситуациях постоянно находятся медицинские работники. Таким образом, во врачебной практике все виды мышления выступают в единстве.
Наряду с развитым уровнем мышления врач, особенно детский должен иметь уровень воображения выше среднего. Если воображение у врача отсутствует или находится на уровне ниже среднего, то такой врач не сможет работать с детьми – он просто даже не сможет понять, то, о чем говорит ребенок, какую ситуацию он описывает. Проведенные исследования сотрудников Городской детской поликлиники №150 г. Москвы показало, что уровень воображения у большинства испытуемых находится на уровне выше среднего. Однако было рекомендовано выполнять упражнения на повышения уровня воображения.
Список литературы
1. Демина Л.Д.,. Ральникова И.А е Психическое здоровье и защитные механизмы личности. - Изд-во алтайского ун-та, 2000
2. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. – М.:Проспект, 2009. – 560 с. – С.53
3. Клиническая психология/ Под ред. Карвасарского Б. Д. - Питер; 2004 г.; 960 с.;
4. Крылов А.А.. Психология- М.: Проспект , 2009. – 752 с.
5. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы, эмоции. - М.: МГУ, 1971
6. Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2001. — 592 с
7. Петровский А.В. Ярошевский М.Г. Психология. – М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 512 с.
8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999. - 720с
9. Узнадзе Д. Н. Общая психология— М.: Смысл; СПб.: Питер, 2004. — 413 с
Приложение 1
Методика "Интеллектуальная лабильность"
Инструкция: будьте внимательны. Работайте быстро. Прочитанное мною задание не повторяется.
Внимание! Начинаем!
Содержание методики:
1. (квадрат) Напишите первую букву имени Сергей и последнюю букву первого месяца года (3 секунды).
2. (квадрат 4) Напишите слово пар так, чтобы любая одна буква была написана в треугольнике (3 секунды).
3. (квадрат 5) Разделите четырехугольник двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями (4 секунды).
4. (квадрат 6) Проведите линию от первого круга к четвертому так, чтобы она проходила под кругом 2 и над кругом 3 (3 секунды).
5. (квадрат 7) Поставьте плюс в треугольнике, а цифру 1 в том месте, где треугольник и прямоугольник имеют общую площадь (3 секунды).
6. (квадрат 8) Разделите второй круг на три, а четвертый на две части (4 секунды).
7. (квадрат 1О) Если сегодня не среда, то напишите предпоследнюю букву вашего имени (3 секунды).
8. (квадрат 12) Поставьте в первый прямоугольник плюс, третий зачеркните, в шестом поставьте О (4 секунды).
9. (квадрат 13) Соедините точки прямой линией и поставьте плюс в меньшем треугольнике (4 секунды).
10. (квадрат 15) Обведите кружком одну согласную букву и зачеркните гласные (4 секунды).
11. (квадрат 17) Продлите боковые стороны трапеции до пересечения друг с другом и обозначьте точки пересечения последней буквой названия вашего города (4 секунды).
12. (квадрат 18) Если в слове синоним шестая буква гласная, поставьте в прямоугольнике цифру 1 (3 секунды).
13. (квадрат 19) Обведите большую окружность и поставьте плюс в меньшую (3 секунды).
14. (квадрат 20) Соедините между собой точки 2, 4, 5, миновав 1 и 3 (3секунды).
15. (квадрат 21) Если два многозначных числа неодинаковы, поставьте галочку на линии между ними (2 секунды).
16. (квадрат 22) Разделите первую линию на три
части, вторую на две, а оба конца третьей соедините с точкой А (4 секунды).
17. (квадрат 23) Соедините нижний конец первой линии с верхним концом второй, а верхний конец второй — с нижним концом четвертой (3 секунды).
18. (квадрат 24) Зачеркните нечетные цифры и подчеркните четные (5 секунд).
19. (квадрат 25) Заключите две фигуры в круг и отведите их друг от друга вертикальной линией (4 секунды).
20. (квадрат 26) Под буквой А поставьте стрелку, направленную вниз, под буквой В стрелку, направленную вверх, под буквой С — галочку (3 секунды).
21. (квадрат 27) Если слова дом и дуб начинаются на одну и ту же букву, поставьте между ромбами минус (3 секунды).
22. (квадрат 28) Поставьте в крайней слева клеточке О, в крайней справа плюс, в середине проведите диагональ (3 секунды).
23. (квадрат 29) Подчеркните снизу галочки, а в первую галочку впишите букву А (3 секунды).
24. (квадрат 30) Если в слове подарок третья буква не "И", напишите сумму чисел 3+5 (3 секунды).
25. (квадрат 31) В слове салют обведите кружком согласные буквы, а в слове дождь зачеркните гласные (4 секунды).
26. (квадрат 32) Если число 54 делится на 9, опишите окружность вокруг четырехугольника (3 секунды).
27. (квадрат 33) Проведите линию от цифры 1 к цифре 7 так, чтобы она проходила под четными цифрами и над нечетными (4 сек).
Приложение 2
Тест Липпмана "Логические закономерности"
Числовые ряды:
· 2, 3, 4, 5, 6, 7
· 6, 9, 12, 15, 18, 21
· 1, 2, 4, 8, 16, 32
· 4, 5, 8, 9, 12, 13
· 19, 16, 14, 11, 9, 6
· 29, 28, 26, 23, 19, 14
· 16, 8, 4, 2, 1, 0,5
· 1, 4, 9, 16, 25, 36
· 21, 18, 16, 15, 12, 10
· 3, 6, 8, 16, 18, 36
Проверить правильность ответов и уровень развития логического мышления по "ключу".
"Ключи" и интерпретация результатов
Предъявленные ряды | Правильные ответы |
2, 3, 4, 5, 6, 7 6, 9, 12, 15, 18, 21 1, 2, 4, 8, 16, 32 4, 5, 8, 9, 12, 13 19, 16, 14, 11, 9, 6 29, 28, 26, 23, 19, 14 16, 8, 4, 2, 1, 0,5 1, 4, 9, 16, 25, 36 21, 18, 16, 15, 12, 10 3, 6, 8, 16, 18, 36 | 8, 9 24, 27 64, 128 16, 17 4, 1 8, 1 0,25, 0,125 49, 64 9, 6 38, 76 |
Оценка результатов
Время выполнения задания (мин, с) | Количество ошибок | Баллы | Уровень развития логического мышления |
2 мин и менее | 0 | 5 | Очень высокий уровень логического мышления |
2 мин 10 с - 4 мин 30 с | 0 | 4 | Хороший уровень, выше, чем у большинства людей |
4 мин 35 с - 9 мин 50 с | 0 | 3+ | Хорошая норма большинства людей |
4 мин 35 с - 9 мин 50 с | 1 | 3 | Средняя норма |
4 мин 35 с - 9 мин 50 с | 2-3 | 3- | Низкая норма |
2 мин 10 с - 15 мин | 4-5 | 2 | Ниже среднего уровня развития логического мышления |
10 мин - 15 мин | 0-3 | 2+ | Низкая скорость мышления, "тугодум" |
более 16 мин | более 5 | 1 | Дефект логического мышления у человека, прошедшего обучение в объеме начальной школы, либо высокое переутомление |
Застенчивость как проблема в общении
Насилие и агрессия как формы самоутверждения
Особенности психического развития в младшем школьном возрасте
Подростковая преступность как проблема современного общества
Причины конфликтов между супругами
Проблема малой группы в социальной психологии
Психологический анализ трудностей в деятельности и общении школьников при переходе из младшей школы в среднюю
Развитие компетентности родителей детей раннего возраста
Синдром эмоционального выгорания
Формирование адекватной самооценки младшего школьника
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.