курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Тема:
«Народные игры как средство социализации личности ребёнка в процессе образования»
Караганда, 2008 г.
Введение
Одной из главных задач системы образования, как отмечается в Законе Республики Казахстан, стало создание необходимых условий для формирования и развития личности ценностей, достижений науки и практики.
Так в статье 2 говорится, что основными задачами образования является раскрытие духовных возможностей личности, обогащение интеллекта путём создания условий для развития индивидуальностей.
Отсюда и возникает социальный заказ государства. Школа – оплот гражданского мира и согласия, развития этнокультурного образования.
В концепции образования в Республике Казахстан от 15 июля 1996 года сказано «…основные усилия, должны быть направлены на изучение и пропаганду ценностей национальной культуры, на интеграцию ее наследия с демократическими тенденциями в развитии общемировой культуры».
Социализация – двухсторонний процесс включающий в себя с одной стороны усвоение индивидуумом социального опыта, путём вхождения в социальную среду, а с другой стороны воспроизведение системы социальных связей за счёт его активной деятельности. Человек при этом не просто усваивает социальный опыт, но и приобретает его в собственные ценности и установки. Если исходит из положения, что личностью не рождаются, а ею становятся, то социализация есть процесс становления личности.
В социальной психологии выделяют три сферы, в которых осуществляется становление личности:
1) деятельность;
2) общение;
3) самопознание личности.
Одним из институтов ранней социализации являются дошкольные учреждения и школа. Ведущей деятельностью для дошкольника является игра. В игре происходит общение и взаимодействие, через общение и деятельность формируется самопознание личности.
В соответствии с Законом Республики Казахстан об образовании от 18 января, опираясь на Конституцию этнокультурного образования в Республике Казахстан от 15 июля 1996 г., малое использование народных игр, забывание обычаев и традиций говорит об актуальности данной проблемы.
Проблема: Если социализация есть процесс становления личности, усвоение индивидуумом социального опыта, то это должен быть хороший опыт народных традиций, обычаев и игр, нежели негативное влиятие СМИ и улицы.
Цель: Рассмотреть условия эффективного влияния народных игр на социализацию личности ребёнка в процессе образования.
Характерной особенностью народных игр является ясно выраженное обучающее содержание, включённое в игровую форму. Народные игры образны, игровые действия в них динамичны. Эти игры являются доказательством педагогического таланта народа, гуманного и уважительного отношения к детям, понимания возможности их развития.
В народных играх отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои. Все это является подготовкой к будущей жизни детей. Исходя из этого необходимо решить несколько задач.
Гипотеза. Если а) целенаправленно использовать народные игры, б) использовать их в системе, т.е. вносить во все сферы деятельности ребёнка (занятия, вне занятий), то можно добиться положительных результатов в социализации личности ребёнка.
Методы. Для подтверждения или отрицания данной гипотезы можно использовать данные методы:
1. социометрия
2. наблюдение
3. анкетирования
4. эксперимент
5. подбор критериев
6. беседа
7. проведение народных игр
8. анализ информации.
Задачи:
1. Изучить литературу
2. Подобрать критерии
3. Подобрать игры, которые вырабатывали в ребёнке нужные нам критерии.
4. Проведение формирующего эксперимента
5. Осуществить анализ результатов эксперимента
6. Ранжировать условия эффективного влияния народных игр на социализацию личности ребенка.
Объект. Объектом являются сами народные игры как средство социализации личности ребёнка в процессе образования.
Предмет. Эффективность влияния народных игр на социализацию дошкольников.
Экспериментальная база: 16 дошкольников.
Народная игра – одна из тропинок, ведущих вглубь. Она тесно связана с историей человечества и находится в постоянном развитии и обновлении.
Поэтому игра занимает такое важное место во всей деятельности человека.
Народная игра формировалась как одно из средств функционирования общества: игра и игрушки относятся к интересным явлениям человеческой культуры, так как отражают этнический менталитет.
В философском, социологическом, психологическом, педагогическом словарях и энциклопедии «игра», «детские игры», определяются как:
– один из видов деятельности человека и животных. В животном мире игра – форма жизнедеятельности молодых животных, возникающая на определённой ступени эволюционного развития;
– форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально-закрепленных способах осуществления предметных действий в предметах науки и культуры;
– исторически возникший вид общественной практики, в которой воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности;
– вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними и направленный на ориентировку и познание предметной и социальной действительности.
О педагогическом значении и воспитательных возможностях игр в целом и в народной педагогике, в частности, немало плодотворных идей выдвинуто педагогами и психологами разных времён и народов, дальнего и ближнего зарубежья. Теперь подробнее остановимся на них.
Заслуживают внимания идеи игровых занятий чешского педагога, родоначальника педагогической науки Я.А. Каменского. Например, в качестве средства для разумного отдыха Я.А. Каменский предлагает практиковать такие игры, в процессах которых учащиеся овладевали бы знаниями и умениями из области ремесел, хозяйства, политики, военного дела, а также игры, соединённые с экскурсиями в живую природу для собирания полезных трав.
Для поощрения учащихся Я.А. Каменский предлагает наиболее успевающих награждать званиями доктора или кандидата наук.
В военной игре наиболее успевающие учащиеся могут получить звание полководца, трибуна, капитана, знаменосца, в вопросах политических – царя, вождя, советника, канцлера, посла и прочие…
Как видим, Я.А. Каменский высоко оценивает образовательные, диагностические, воспитательные возможности детских игр. Подобные игры, по мнению Я.А. Коменского приводят к серьёзным результатам. Мысли Я.А. Каменского оказали существенное влияние на теорию игр.
Французский мыслитель и философ Ж.Ж. Руссо рассматривал детские игры как форму обучения. По его словам «занимается ли ребёнок или забавляется, то и другое для него – всё равно; игры – его суть занятия, и он не чувствует разницы между этим. Во всяком деле он высказывает интерес, который возбуждает улыбку и свободу, которая так нравится, обнаруживая одновременно и склад своего ума, и круг своих познаний.
Воспитательные возможности игр в своё время неоднократно подчёркивал швейцарский педагог И.Г. Песталоцци. В своей практике он часто использовал игры как средство повышения эффективности процесса обучения и физического развития. Участвуя в детских играх и развлечениях, внося в них оживление и веселье, порой он сам становился ребячливым.
По его словам, «…правильно поставленное обучение, основанное на развитии детской самодеятельности, не может вызвать переутомление, в особенности, если обеспечено планомерное чередование умственной работы с отдыхом, гимнастикой и спортом».
Длительное пребывание на воздухе, простое, но здоровое питание, твёрдый режим, предусматривающий правильное сочетание занятий с играми и другими формами физической деятельности воспитанников, обеспечивали прекрасное состояние их здоровья.
Однако впервые игра была включена в общую педагогическую систему воспитания ребёнка в трудах Ф. Фребеля – выдающегося немецкого педагога первой половины XIX в., создавшего образовательное учреждение нового типа маленьких детей. Игру Ф. Фребель предлагает использовать в качестве «развивающе-образовательного» средства для маленьких детей.
Ф. Фребель чрезвычайно много сделал для развития практической педагогики игры. Им создан прекрасный набор игрового материала для детей раннего возраста (который и сейчас, безусловно, представляет интерес для педагогов), разработаны приёмы поведения первоначальных «полезных» (сюжетных) игр, построенных на использовании предметов – заместителей, система занятий для старших дошкольников, предложен целый ряд хороводных, подвижных игр, подобрана музыка и стихотворные тексты к ним.
В системе Ф. Фребеля игра (разные её виды) являлось центральном средством воспитания дошкольника, так как интегрировала собственную активность ребёнка (самодеятельность) с внешним миром.
Во-первых, это идея гармоничного развития ребёнка: игра – деятельность, дающая возможность развиться творческому началу ребёнка, она не связывается с узкими педагогическими утилитарными целями. Во-вторых, это диалектическое понимание игры как объективации внутреннего мира ребёнка через его внешнюю деятельность, то приводит к познанию мира и самого себя и изменению внутреннего мира (т.е. игра как единство внутренней активности ребёнка и внешнего мира). В-третьих, игра объединяет духовную (эмоциональную) жизнь ребёнка и взрослого; значение действий и речи взрослого; значение действий и речи взрослого для появления и развития самодеятельной игры ребёнка особенно важно в раннем возрасте, но теряется и для более старших детей. В-четвёртых, в игре реализуется принцип систематичности, преемственности, последовательного усложнения самого предметного материала, на котором играет ребёнок (отражение в нем принципа усложнения самой жизни). В-пятых, указывает на необходимость согласованных действий воспитательниц детского сада, и взрослых в семье, которые создают соответствующий дух игры, поддерживают его в ребёнке, идея о специальном воспитании, подготовки самих «садовниц» и просвещения матерей.
Создавая теорию игры, отечественная педагогика подвергла критике многие идеалистические теории.
Большое влияние на педагогику оказала биологическая теория игры немецкого психолога Карла Гроса, автора двух капитальных трудов «Игры животных» и «Игры людей».
Плеханов критиковал эту теорию за то, что она подходит к игре только с биологической точки зрения игнорируя социальную сущность человеческой деятельности.
Теория Гроса названа биологической, т. к. она доказывает значение игры для совершенствования видов высших животных, в том числе человека, че выше животное, тем реальнее.
Содержание игр с этой точки зрения определяется не влияниями окружающей среды жизни воспитания, а пробуждением тех или иных инстинктов, поэтому игра – «средство непреднамеренного самовоспитания».
Грос не соглашается с тем, что игра – подражание серьёзной деятельности, т.е. отражение жизни.
Американский психолог Стелли Хелл, применяя биологический принцип к психологическому развитию человека, утверждает, что ребёнок проходит стадии развития предшествующих поколений.
В игре будто бы проявляется «расовое бессознательное», выявляются и «изживаются» инстинкты, уже не нужные современному человеку. Ребёнок должен пережить их, чтобы от них отделаться и подняться на высокую ступень (поведение малыша – лазает на деревья, разоряет птичьи гнёзда, играет в солдат, жестоко избивает товарищей, естественна и неизбежна стадия дикости). Чем больше его инстинкты нуждаются в упражнении и дополнении, тем длительнее периоды игр, которые служат средством такого упражнения, т.е. подготовки к будущей жизни.
Детство ребёнку дано для того, чтобы играть, утверждает Греос. Мысль Греоса о большом значении игры для подготовки к будущей жизни правильна, но понимает он это значение ограничено, только как совершенствование унаследованных реакций. Так, известный французский психолог А. Валлеп утверждает, что игра социальна по своей сущности, с её помощью ребёнок овладевает миром окружающих предметов, социальных отношений. Наличие различных взглядов и концепций на педагогический потенциал игровой деятельности свидетельствует об актуальности данной проблемы.
В разработку теории детских игр существенный вклад внесли такие психологи, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.
В их трудах игра рассматривается, как специфическая деятельность детей, социальная по своему происхождению и содержанию, являющаяся продуктом исторического развития общества и выполняющая функции приобщения ребёнка к культуре.
Тезис о социальной природе детской игры, понимаемой как особое культурное образование, выработанное обществом в ходе его исторического развития, исчерпывающе представлен в работах Д.Б. Эльконина.
Д.Б. Эльконин на основе историко-этнографических описаний игры детей различных культур показал, что игра появляется на определённом этапе развития общества, являясь первоначально детской имитацией деятельности взрослых, реализующей стремление детей участвовать в жизни взрослых, тогда как усложняющаяся структура производственной деятельности взрослых не позволяет ребёнку непосредственно быть в неё включённым. «…По-видимому, игра прежде появилась как деятельность взрослых, замечающая и изображающая реальный трудовой процесс. Произошло это на ранних этапах становления человеческого общества, когда действительное изображение было наиболее доступным человеку средством общения. Такое действительное изображение реальности получило в дальнейшем функции магических ритуалов, обрядов, приносящих удачу.
Дети втягивались как в сам процесс труда, так и в процесс совершения обрядов и ритуалов. По мере усложнения производственного труда они могли включаться только в обрядовую сторону его, воссоздающую смысл трудовой деятельности и отношений в ней взрослых», – говорил он.
Д.Б. Эльконин также выделяет этапы развития психологического содержания игры. До трех лет у ребенка складываются основные предпосылки ролевых игр – обобщение действий и отделение их от предмета, сравнение своих действий с действиями взрослого, называние себя именем взрослого.
Развитие собственно ролевой игры включает в себя две стадии.
На первой стадии (3–5 лет), – писал Д.Б. Эльконин, – основным содержанием игры являются социальные по своей направленности предметные действия, соотносимые с логикой реальных действий, на второй (5–7 лет) – социальные отношения между людьми и общественный смысл их деятельности, соотносимые с реальными отношениями между людьми.
С усложнением содержания роли Д.Б. Эльконин связывает и переход детей к совместной игре воссоздания общественно – функциональных отношений взрослых требует объединения в виде нескольких участников. Дальнейшая тенденция развития игры, по Д.Б. Эльнину, заключается в вычленении ребенком правил и задач человеческой деятельности, содержащихся в скрытом виде в ролевых действиях и отношениях и переходе от развернутой ролевой игры к игре с правилами.
выделение основных функций детской игры позволило Л.С. Выготскому выдвинуть очень важное положение, что игра является хотя и преобладающим, но не ведущим типом деятельности в дошкольном возрасте. Игра содержит в себе все тенденции развития, она источник развития и создает зоны ближайшего развития; за игрой стоят изменения потребностей и изменения общего характера.
А.Н. Леонтьев продолжил теоретическую разработку вопроса о значении игры в психическом развитии ребенка. Игрой он называл деятельность, в процессе которой лежит мотив.
Идеи ученых – просветителей, педагогов, психологов Казахстана.
Казахские народные игры являются традиционным средством народной педагогики. Издревле в играх отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
Первым, собравшим большое количество казахских народных игр, высоко оценившим их воспитательно-развивающее значение и высказавшим ценные педагогические мысли, был этнограф А.А. Диваев. Он писал о стимулирующей роли игр, вооружавших детские чувства яркими впечатлениями об окружающей действительности, – началу познавательного процесса.
Он первым классифицировал казахские народные игры.
Необходимость использования народных игр в образовательно – воспитательных целях неоднократно подчеркивали ученые Н. Кульжанова, М. Тумабаев и др.
Если Н. Кульжанова говорила, что «…игра, бег, прыжки, разговор и смех детей, чему мы часто не придаем значения, являются самым необходимым делом для их развития. Все это заложено в них самой природой., то М. Жумабаев категорично заявлял, что «ребенок не может обходится без движения, потому он не может обходится без игр». Во время игр у ребенка особенно обостряется фантазия, проявляется активность и он получает богатые впечатления. Поэтому надо использовать игры для развития речи ребенка, Достаточно обдуманно построить условия игры, разъяснить их детям, говорить кратко, точно, находить неожиданные решения и слова. Увлекающийся характер детей вызывает стремление осмыслить и передать увиденное и услышанное. Игры пробуждают новые картины в сознании детей, помогают развивать речь. Однако для того, чтобы в играх речь ребенка развивалась, воспитатель должен находиться вместе с воспитанниками. При этом он должен держаться с ними как старший товарищ, а не их грозный наставник.
Разделяя взгляды К. Ушинского на воспитание национального духа, самосознания в традициях народной педагогики, Макжап Жумабаев советует использовать богатые возможности этнопедагогики казахов.
Воспитательные возможности народных игр получили освещение и в трудах казахских писателей И. Жансугурова, М. Ауэзова, С. Муканова и др.
Так, И. Жансугуров говорил, что «забавные игры, выражения и считалки, начиная с того возраста, когда дети только начинают говорить, и до школьных лет, считалки, которые они придумывают и заучивают во время игр, можно считать одним из первых видов народного творчества.», «…литература для детей должна создаваться соответственно понятийным и умственным способностям ребенка».
По словам М. Ауэзова, за долгие века истории казахского народа существовало множество забавных, развлекательных игр. Игра не только увеселительное занятие, но и наслаждение для детей.
Казахские народные игры как одно из средств воспитания в педагогической науке стали изучаться лишь с 80-х годов М.Т. Таникеевым, Б.О. Тетенаевым, Ж. Тулегеновым, Т.Ж. Бекбатгаевым, Е. Сагындыковым, Т.Ш. Куанышевым и др.
В них рассматриваются своеобразие национальных игр, их характерные особенности и пути использования в учебно-воспитательном процессе в целях воспитания подрастающего поколения.
Как известно, у казахского народа в зависимости от уклада повседневной жизни в период своего становления бытовало много различных праздников, игр, развлечений, игравших важную роль в развитии общества М. Тапикеев отмечает, что «…правильная оценка значения и характера традиционных национальных игр возможна на основе анализа истории их возникновения, ибо каждый народ в зависимости от своих социально-культурных и экономических условий вырабатывал присущие ему игры и физические упражнения… что ни одна наука не может развивать без глубокого изучения своей истории. Такое изучение помогает осваивать достигнутые результаты и двигать науку вперед.
Работами Г.М. Касымовой устанавливаются условия применения развивающих игр в обучении детей младшего дошкольного возраста. Так, используя развивающие игры, исследователь показывает пути коррекции поведения детей, имеющих определенные просчеты в волевом, сенсорном развитии, отмечает, что единственным механизмом, устраняющим «просчеты» в воспитании детей 3–4 – лет, является широкое применение развивающих игр практическим работниками.
Итак, мы видим, что педагогами и психологами игры рассматривали как:
- способ разумного отдыха (Я.А. Коменский, Песталоцуи)
- средство формирования личностных качеств ребенка (Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, П.К. Крупская)
- Формирование нравственных качеств, эстетического, физического воспитания (И. Алтынсарин, Р.А. Юлдашева, Т. Тажибаев и др.)
- специфическая социальная деятельность детей (Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и т.д.).
То есть или подчеркивались образовательные, воспитательные, развивающие, социализирующие, диагностирующие функции игр в целом и народных, в частности.
Наличие различных взглядов и концепций на педагогический потенциал игровой деятельности свидетельствует об актуальности данной проблемы.
игра народный воспитание дошкольник
Теория и практика игры включает в себя многообразный комплекс различных проблем и вопросов, основными из которых является классификация детских игр и методика руководства ими.
Условно все многообразие детских игр можно разделить на 2 большие группы:
1. Сюжетно – ролевые творческие игры
2. Игры с правилами
Мы подробнее остановимся на играх с правилами. Эта группа игр, имеющих готовое содержание, специально разработанное взрослыми, четкие игровые правила.
В них заранее установлена определенная последовательность действий. В каждой игре перед детьми ставиться задача, решение которой связано с выполнением правил, обязательных для всех участников. Некоторые игры с правилами имеют сюжет, в них разыгрываются роли.
Среди игр с правилами много народных, которые передаются из поколения в поколение.
Игры с правилами в свою очередь делятся на 2 вида: дидактические и подвижные.
В первых развиваются мышление, речь, память, воображение, воля, во вторых решаются вопросы совершенствования двигательных навыков, воспитываются нравственные качества. Таким образом, игры с правилами служат средством формирования личности ребенка.
Наше внимание привлекают словесные дидактические игры и сюжетные и безсюжетные подвижные игры.
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики, – они являются неотъемлемой частью интернационального воспитания ребенка.
У него формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны.
По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Все свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают в условно – игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ («Гуси – лебеди», «Коршун и наседка», «У медведя во бору», «Балапандар», «Кот и мыши» и др.)
Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины; диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной, умственной деятельности.
В играх не имеющих сюжета и построенных лишь на определенных игровых заданиях, так же много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитие его мышления и самостоятельности действий.
Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребенок должен проявить более сложную, т.е. мгновенную и правильную реакцию, поскольку лишь быстрота действий приводит к благоприятному результату («палочка – выручалочка», «Белый тополь – зеленый тополь» и т.д.)
Большое воспитательное значение заложено в правилах. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношение, содействуют формированию воли, т.е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может проявить воспитываемые у него качества. Например. в игре «Коршун и наседка» коршун должен ловить лишь одного цыпленка, и только после слов наседки: «Не дам тебе своих детей ловить.». Игра требует ловкости и умения ориентироваться в пространстве, проявлении чувства коллективизма, слаженности, действий взаимопомощи (один за всех, и все – за одного – цыплята), ответственности, смелости, находчивости (наседка).
Существуют и общие правила для всех игр:
- Не допускайте грубости по отношению к сопернику – ни в словах, ни в поступках;
- Выбирайте соперника, примерно равного по силам, иначе игра будет несправедливой, да и неинтересной
- Не нарушайте правила игры, не допускайте обмана – ведь победа должна быть честной;
- Проявляйте благородство, не смейтесь над проигравшим – он еще обязательно победит
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения часто сопровождается неожиданными веселыми моментами, любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками.
Так, например, зачины, которые по определению русского фольклора Г. А Виноградова, являются как бы игровой прелюдией, дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на объективный выбор водящего, безоговорочное и точное выполнение правил. Этому способствует ритмичность, напевность или характерное скандирование считалок.
Существуют и жеребьевки, которые также создают эмоциональное настроение и увлекают самим процессом игры. Они применяются в тех случаях, когда детям надо разделиться на команды. Народный фольклор устно передается от поколения к поколению и никогда не стареет.
По своей организации подвижные игры коллективны, в них могут объединяться от 2 до 25 детей. Игровой коллектив – это группа совместно действующих детей с отношениями сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля, обеспечивающими одинаковые для каждого ребенка права на активную роль и творчество, детей, умеющих договариваться, самостоятельно распределять роли, разрешать спорные вопросы, конфликты.
Коллективные действия объединяют детей общими переживаниями и помогают формировать правильные отношения, умения жить с людьми.
В руководстве играми следует выделить 3 этапа:
- подготовка игры,
- ее проведение
- анализ результатов.
КУРСОВАЯ РАБОТА Тема: «Народные игры как средство социализации личности ребёнка в процессе образования» Караганда, 2008 г. Введение Одной из главных задач системы образования, как
Методика воспитания звуковой культуры речи на занятиях
Обучение детей дошкольного возраста
Игры и упражнения для коррекции гиперподвижности
Бесіди з дітьми на різні теми
Аномалии личности. Проблема нормы в психологии
Методика работы педагога дополнительного образования детей в детских образовательных объединениях разных форм
Развитие связной речи у детей с ЗПР на уроках русского языка и литературы
Сущность целостного педагогического процесса
Характеристика личностей Конфуция, Макаренко и Пирогова с позиции их пригодности к педагогической деятельности
Компьютер как средство предматематической подготовки дошкольников
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.