База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

Нормирование точности зубчатой цилиндрической передачи — Промышленность, производство


КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине “Нормирование точности и технические измерения“.

 


Введение

 

В машиностроении создаются и осваиваются новые системы современных машин для комплексной автоматизации производства, что позволяет выпускать продукцию высокого качества с наименьшими затратами труда.

Большое значение для развития машиностроения имеет организация производства машин и других изделий на основе взаимозаменяемости, создание и применение надежных средств технического контроля. Повышение точности и практичности этих средств, а также снижение себестоимости их изготовления, несомненно, важный шаг в сторону повышения надежности конструкций.


1. Расчет и нормирование точности зубчатой передачи

Исходные данные

Число зубьев колеса z1=80

Число зубьев шестерни z2=45

Модуль: m e =2 мм

Делительный диаметр колеса d1=160мм

Делительный диаметр шестерни d2=90мм

Межосевое расстояние R e =107 мм

Ширина зубчатого венца В=19 мм

Окружная скорость v=2,8 м/с

1.1 Выбор степени точности зубчатого колеса

Степень точности зубчатого колеса определяем в зависимости от окружной скорости v . Назначаем степень точности по норме плавности. При v=2,8 м/с степень точности по норме плавности – 8 по таблице методических указаний 13[2]. Пользуясь рекомендациями ГОСТ 1758-81 по комбинированию степеней точности назначаем степень точности по норме кинематической точности – 8 , по полноте контакта – 7.

1.2 Выбор вида сопряжения по боковому зазору

Боковой зазор – зазор между нерабочими профилями зубьев который необходим для размещения смазки , для компенсации погрешностей при изготовлении и сборке. И компенсации изменения размеров зубьев от температурных деформаций.

В решаемой задаче боковой зазор определяется из условия размещения смазки по выражению:


Jn.min расч= 0,01 m e Jn.min расч=0,01х2=0,02 мм

20мкм < 40мкм = Jn.min т

Так как передача относится к тихоходной (v < 3 м/с) , по таблице ГОСТ 1758-81 при Jn.min расч.= 0,02мм=20мкм и R e =107 мм вид сопряжения по боковому зазору – С для которого Jn.min расч.=20 мкм. Таким образом степень точности зубчатого колеса : 8 – 8 – 7 – С ГОСТ 1758-81.

Выбор показателей, для контроля зубчатого колеса с () проводится согласно рекомендации по таблицам 2,3,5 ГОСТ 1758-81,а по таблицам 6,8,12,и 22 этого же ГОСТа назначаем на них допуски.

Средства для контроля показателей выбираем по таблице [5]. Результаты выбора показателя допуска на них и средств контроля сводим в таблицу 1.

Таблица 1-Показатели и приборы для контроля зубчатого колеса.

Нормы точности Наименование и условное обозначение контролируемого параметра Условное обозначение и численное значение допуска, Наименование и модель прибора
1 Кинематическая

 допуск на радиальное биение зубчатого венца

63

Прибор для контроля кинематической погрешности БВ-5061
2 Норма плавности

fptr-отклонение шага

75

Эвольвентомер индивидуально-дисковый с устройством для контроля винтовой линии БВ-1089
3 Норма полноты контакта Суммарное пятно контакта

По высоте зубьев не менее 15%

По длине зубьев не менее 15%

Универсально контрольно обкатный станок
4 Норма бокового зазора

Ecs-наименьшее отклонение средней постоянной хорды зубьев колеса

Допуск на среднюю постоянную хорду зуба

32мкм

110мкм

Зубомер хордовый

МЗ-75

1.3 Определение параметров зацепления

Se=1.387m=1.387*2=2.774

he=0.747m=1.387*2=1.494

1.4 Определение требований к точности заготовки

Радиальное биение F r =0.1*m=0.1*2=0.2 .

Торцовое биение : Ft=Fтабл· d/100=0.024·160/100=0,0384 мм

d-делительный диаметр


2. Гладкие цилиндрические соединения

 

2.1 Расчёт и выбор посадок

 

Исходные данные

Номинальный диаметр соединения d=55мм

Размеры шпонки bxh=16х10

Степень точности по норме кинематической точности – 8

Допуск радиального биения зубчатого венца Fr=63 мкм

При передаче крутящих моментов с помощью шпонок в соединении вала со ступицей применяется одна из переходных посадок. Которая обеспечивает высокую точность центрирования зубчатого колеса на валу и лёгкую сборку и разборку соединения. Хорошее центрирование зубчатого колеса на валу необходимо для обеспечения высокой кинематической точности передачи, ограничения динамических нагрузок и т.д. Известно, наличие зазора в сопряжении, за счёт одностороннего смещения вала в отверстии, вызывает появление радиального биения зубчатого венца колеса, определяющего кинематическую точность.

В этом случае наибольший допустимый зазор, обеспечивающий первое условие , может быть определён по формуле:

Smax расч.<=Fr / Kт

где , Кт – коэффициент запаса точности (КТ=2…5);

Fr – допуск радиального биения зубчатого колеса;

принимаем Кт равным 2;

Smax расч.= 45/2=22,5

Лёгкость сборки и разборки соединения определяется наибольшим предельным натягом , величина которого рассчитывается по формуле:


Nmax расч.= Smax расч.× 3-z / 3+z= 22,5 × 3.843 / 2.157=39,9

где , аргумент (z= x / s) отвечающий функции Лапласа

Фо(z)=Р-0,5

Р – вероятность получения зазора в соединении, выбирается в зависимости от преобладания требований к одному из условий предъявляемых к соединению. Р=0,3 для 8 степени точности, z= –0,84 для 8 степени точности.

Фо(z)=Р-0,5=-0,2

Nmax расч.=22,5*=39,9

По расчётным значениям Smax расч.=22,5; Nmax расч=39,9 выбираем стандартную посадку, учитывая условия:

Smax расч.≥Smax таб.

Nmax расч≥Nmax таб.

Такой посадкой может быть: Ø 55 Н7/n6,

для которой Nmax таб.=39мкм

Smax таб.=10мкм

Отверстие Ø 55 Н7(+300)

Вал Ø 55 n6(+39+20)

При нормальном шпоночном соединении по стандарту для паза втулки предусмотрено поле допуска IS9;

для паза вала – N9;

для шпонки – h9;

посадка в соединении шпонка – паз втулки — IS9/h9;

посадка в соединении шпонка – паз вала — N9/h9;

По таблицам ГОСТ 25347 – 82 определяем предельные отклонения для пазов вала, втулки и шпонки:

bвт.– 16IS9(-0,021+0,021)

bвала– 16N9(-0,0430)

bшт.– 16h9(-0,0430)

Определяем допуски параллельности и симметричности шпоночных пазов.

Тпар.=0,5Тb=0,5· 0,042=0,021мм

Тсим.=2Тb=2· 0,043=0,086 мм

2.2 Расчёт калибров

Расчёт калибров пробок.

Исходные данные:

Отверстие Æ 55H7(0+0,030);

Dmax=55+0,030=55,030 мм;

Dmin=55 мм;

Калибры для контроля отверстий называются пробками. Калибры изготавливаются комплектом из проходного (ПР) и непроходного (НЕ) калибров. При контроле детали калибрами она назначается годной если проходной калибр проходит, а непроходной не проходит через проверяемую поверхность.

Допуски для изготовления калибров нормируются ГОСТ 24853–81.

Для определения предельных и исполнительных размеров пробок из таблицы указанного стандарта выписываем численные значения параметров H, Z, Y.

H=5мкм – допуск на изготовление калибра

Z=4мкм – координата середины поля допуска проходной пробки

Y=3мкм – координата определяющая границу проходной пробки

Определяем предельные и исполнительные размеры пробок:

ПРmax=Dmin+ Z +H/2=55+0.004+0.005/2=55.0065мм

ПРmin=Dmin+ Z –H/2=55+0.004 - 0.005/2=55.0015мм

ПРизм.=Dmin– Y=55- 0.003=29.997мм

НЕmax=Dmax+ H/2=55,030+0.005/2=55,0325мм

НЕmin=Dmax– H/2=55,030-0.005/2=55,0275мм

ПРисп.=ПРmax –H=55.0065-0.005

НЕисп.=НЕmaxH = 55,0325-0.005

Расчёт калибров скоб.

Исходные данные:

Вал Æ 55 n6(+20+39)

dmax=55.039мм

dmin=55.020мм

Калибры для контроля валов назначаются скобами которые также как и пробки имеют проходную и непроходную стороны. Для определения предельных и исполнительных размеров скобы из таблицы ГОСТ 24853–81 , выписываем значения

H1=3км;

Z1=4км;

Y1=3мкм;

Hp=2км;

Определяем предельные и исполнительные размеры калибров-скоб:

ПРmax=dmax - Z1 +H1/2=55,039-0.004+0.003/2=55,0365мм

ПРmin=dmax- Z1 –H1/2=55,039-0.004-0.003/2=55,0335 мм

ПРизм.=dmax+ Y1=55,039+ 0.003=55,042 мм

НЕmax=dmin+ H1/2=55,020+0.003/2=55,0215 мм

НЕmin=dmin– H1/2=55,020-0.003/2=55,0185 мм

ПРисп.=ПРmin+H=55,0335+0.004 мм

НЕисп.=НЕmin+H = 55,0185+0.004 мм


2.3 Расчёт и выбор посадок подшипника качения

Исходные данные:

подшипник № 7313

D=140 mm , d=65 mm , r =3,5 , B=36 mm

Класс точности подшипника – 5

Радиальная нагрузка Fr=32 kН

Вращается вал, вал сплошной, корпус массивный. Нагрузка умеренная.

Выбор посадок подшипника качения на вал и в корпус.

Вращается вал, внутреннее кольцо подшипника является циркулярно нагруженным. Нагруженное кольцо, соединяющееся с неподвижным корпусом испытывает местное напряжение, следовательно внутреннее кольцо должно соединятся с валом по посадке с натягом , наружное с отверстием в корпусе – по посадке с небольшим зазором. Посадку внутреннего кольца подшипника на вал определяем по интенсивности радиальной нагрузки Pr

где, Fr – радиальная нагрузка на опору, кН;

k1 – динамический коэффициент посадки, при умеренной нагрузке К1 =1;

k2 – коэффициент учитывающий конструкцию вала, при сплошном вале, к2=1;

k3 – коэффициент учитывающий тип подшипника, для однорядных не сдвоенных подшипников, k3=1;

В=0,036;

r = 0,0035;

По расчётному значению Pr и номинальному диаметру d устанавливаем поле допуска вала – Ø65 k65

Поле допуска для отверстия в корпусе определяется в зависимости от диаметра, характера нагрузки и конструкции корпуса – Н6.

Квалитеты точности для отверстия и вала устанавливаются в зависимости от класса точности подшипника. Вал обрабатывается по 6 , а отверстие по 7 квалитетам точности.

Dотв.=140Н6( 0+0.030);

dвала=65k5(+0.002+0.015).

Предельные отклонения для колец подшипника определяем по ГОСТ 520–89

dподш.=65l5(-0,009);

Dподш.=140L5(-0,011).

Таким образом, посадка по внутреннему кольцу подшипника Æ65L5/k5.

По наружному Æ140Н6/l5.

Определение требований к посадочным поверхностям вала и отверстий в корпусе.

Требования к посадочным поверхностям вала и отверстия определяются по

ГОСТ 3325–85: шероховатость поверхности – таблица 3; допуски круглости и профиля продольного сечения – таблица 4; допуск торцового биения опорного торца вала – таблица 5.

Rа вала=0.63

Rа отв.=0.63

Rа торца вала=1.25

Ткр. валапроф. прод. сеч.=3,5мкм

Ткруг. отв.прф. прод. сеч.=7,5мкм

Тторц. биен. вала=21мкм


3. Расчёт размерной цепи

А6

 

А          А1       А2         А3                А4                                 А5

А1 = 10 мм А3 =34 мм A5=28 мм А∆=1±0,35 мм

А2 =8 мм А4=113 А6 =133 мм

P=4.5 t=2.00 λ2 =1/9 ξ=±1

Определяем допуск замыкающего звена

ТА = ЕSА – ЕJА =0,70 мм

Определяем координату середины поля допуска замыкающего звена

ЕсА = (ЕSА + ЕJА )/ 2 =( 0,35 – 0,35) / 2 = 0

А6-увеличивающее звено

А1 , А2 , А3 , А4 , А5 –уменьшающие звенья

Определяем средний допуск составляющих звеньев:

ТАср===0,429

По ГОСТ 25346 - 82 назначаем допуски на звенья :

ТА1 = 0,36 мм

ТА2 = 0,36 мм

ТА3 = 0,35 мм

ТА4 = 0,39 мм

ТА5 = 0,52 мм

ТА6 = 0,46 мм

Проверка правильности расчетов:

=0,7 мм

Назначаем отклонения на составляющие звенья размерной цепи:

А1 = 10 - 0,36 мм А3 = 34 - 0,35 мм A5=28-0,52 мм

А2 = 8- 0,36 мм А4 = 113- 0,39 мм A6=200-0,46 мм

Определяем координаты середины полей допусков, кроме ЕсА6

ЕсА1 = – 0,18 мм ЕсА5 = – 0,23 мм

ЕсА2 = – 0,18 мм

EcA3 = – 0,175 мм

ЕсА4 = – 0,195 мм

Определяем координату середины поля допуска звена А6

ECA∆ =- ЕсА1 -EсА2 -EcA3 -ЕсА4 -ЕсА5 +ЕсА6

ЕсА6 = 0-(0,18+0,18+0,26+0,195+0,175)=-0,99мм

Определяем верхнее и нижнее отклонение звена А6

ЕSА6 = ЕсА6 + ТА6 / 2 = -0,99 + 0,46 / 2 = -0,76 мм

ЕIА6 = ЕсА6 – TА6 / 2 = -0,99 - 0,46/ 2 = -1,22 мм

А6 = 200

Проверка правильности расчетов:


ESA∆= ЕсА6 - ЕсА1 - EсА2 - EcA3 - ЕсА4 - Ес5

ЕсА1++t= -

.99+0.18+0.18+0.175+0.195+0.23+2·

=0.35

EIA∆= ЕсА6 - ЕсА1 - EсА2 - EcA3 - ЕсА4 - Ес5 – ЕсА1+

+t= -

0.99+0.18+0.18+0.175+0.195+0.23-

2·=-0.35

Задача верна.


Список использованных источников

1. Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения: Учебник для вузов (А.И. Якушев, Л.Н. Воронцов, Н.М. Федоров). — М.: Машиностроение, 1986, — 352с.

2. Допуски и посадки : Справочник в 2 - х ч. ( В.Д. Мягков, М.А. Палей, А.Б. Романовский, В.А. Брачинский . — Л.: Машиностроение, 1982. — ч.1,2,448 с.

3. ГОСТ 24853 — 81. Калибры гладкие для размеров до 500 мм. Допуски.

4. ГОСТ 3335 — 85. Поля допуска и технические требования к посадочным поверхностям валов и корпусов.

КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине “Нормирование точности и технические измерения“. Введение В машиностроении создаются и осваиваются новые системы современных машин для комплексной автоматизации производства, что позволяет выпуск

 

 

 

Внимание! Представленная Контрольная работа находится в открытом доступе в сети Интернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
Советуем не рисковать. Узнай, сколько стоит абсолютно уникальная Контрольная работа по твоей теме:

Новости образования и науки

Заказать уникальную работу

Похожие работы:

Нормирование точности червячной передачи
Нормирование точности, допуски и посадки
Обработка деталей резанием, оборудование, оснастка, инструмент, управление качеством поверхности
Обработка металла на металлообрабатывающем предприятии
Обработка металлов давлением. Технология формирования изделий из резины
Обтачивание цилиндрического валика. Методы обработки изделий из стали
Общие сведения о ленточных конвейерах
Овчинно-шубное сырьё
Одноступенчатые редукторы. Сварные соединения
Олії селективного очищення. Екологічні вимоги до виробництва

Свои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru