курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Ис.53:12- С ним распяли двух разбойников, одного по правую, а другого по левую
сторону Его. И сбылось слово Писания: и к злодеям причтён.
Давид 40:10 ; Предательство Иуды.
Зах. 11:12-13: цена подлости Иуды 30 сребренников-цена раба.
Зах. 12-10: А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нём, как рыдают об единородном сыне, и скорбят о первенце.
Ис. 50:12: Иисус был причтен к злодеям, его добровольная жертва ; за преступников сделался ходатаем.
Ис. 53:7: Он молча переносил свои страдания на кресте; за преступления народа иудейского претерпел он казнь.
Пс.21:8-9: И.Х будет осмеян
Пс 21:18-19: Люди из казни устроили театр, а его одежду делили по жребию.
Пс. 68:22: Христос отказывается от дурманящего напитка, Он хочет принять смерть в полном сознание, когда Господь сказал :"Жажда"- один из римлям помазал его губы губкой, смоченной в уксусе.
Пс.33:21 т.к Он очень быстро умер- ему римляне не пребили кости голеней.
Моление о чаше (Гефсимановское моление) -молитва И.Х. в Гефсиманском саду, описанная в Ев..С точки зрения богословов, является выражением того, что Иисус имел две воли: божественную и человеческую. Все три евангелиста описывают моление Христа одинаково, только Лк. упоминает о явлении ангела и о кровавом поте Иисуса, также Лк. называет причину сна учеников Иисуса Христа-"нашёл их спящими от печали" Мф. и Мк. повествуют о троекратной молитве Иисуса:
1. Он молился об отвращения от Него чаши страданий; 2. из/являет уже покорность воле Божией:" Да будет воля Твоя". 3. повторяет своё второе моление и возвращается к ученикам сказать о приближении предателя: "вот, предается Сын Человеческий в руки грешников. Встаньте, пойдем; вот, приблизился предаюйщий Меня"
Феофилакт Болгарский пишет: "Желает, да мимо идет чаша сия, или во свидетельство того, что Он, как человек, естественнен- отвращается от смерти, как выше сказано, или потому, что желал, чтоб Иудеи впали в такой тяжкий грех, за который должно было последовать разрушение храма и гибель народа. Хощет однакоже, да будет воля Отца, дабы и мы знали, что должно более повиноваться Богу, нежели исполнять собственную волю, хотя бы природа влекла к противному. Или для того молился, да мимо идет от Него чаша, чтоб не вменился Иудеям грех, подобно как и Стефан, научившись у Него, молился о побивающих его камнями, дабы не вменилось им это в грех."
Вывод: Кто,из нас грешных людей, может осмелиться утверждать, что он доподлинно знает всё происходящее в чистой и святой душе Богочеловека в эту минуту, когда наступал решительный час предания Его на крестную смерть ради спасения человечества?. Самое естественное предпложение это то, что скорбела и страшилась смерти Его человеческая природа; "потому природа человеческая боится ея и бежит от нея" (бл. Феофилакт). Смерть есть следствие греха (Римл.5:12,15), а потому безгрешная природа Богочеловека не должна была бы подлежать смерти: смерть для неё-явление противоестественное: от того чистая безгрешная прородя Христова возмущается против смерти, скорбит и тоскует при виде её. Эти нравственные страдания Христовы- доказательство наличия двух природ в Нём: Божеской и Человеческой.
Но как Сын Божий он подчиняется Отцу- Богу, ведь Он пришёл в мир принять на Себя все грехи мира и шёл на смерть за них: то, что должен был претерпеть весь мир за свои грехи, сосредоточилось на Нём Одном.
. ПРОРОЧЕСТВА СПАСИТЕЛЯ
После Тайной Вечере, Иисус вместе с учениками, воспев, поел на гору Елеонскую, тогда он и сказал им: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо напосано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада" /Мф.26)
1. Предательство, смерть и воскресение:
-С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти В Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников, и быть убитым, и в третий ден воскреснуть )Мф.16:21
-Подозвав 12, Он опять начал им говорить о том, что будет с Ним: вот, мы входим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предатут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет. (Мк10:32-34)
2. Бегство учеников:-И говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь; ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы. По воскресении же Моем, Я предваряю вас в Галилеи. (Мк.14:27-28+ Мф.26:31)
3. Отречение Петра:
Петр сказал Ему: если и все соблазнятся, но не Я. И говорит ему Иисус: истинно говорю тебе, что ты ныне, в эту ночь, прежде нежели дважды пропоёт петух, трижды отречёшься от Меня. ( Мк. 14:29:30)
Иосиф Аримафейский- иудейский старшина, в гробнице которого был погребен Иисус Христос; упоминается всеми 4-мя евангелистами в повествовании о погребении Иисуса (Мф. 27:57; Мк. 15:43; Лк. 23:50; Ин. 19:38)
Согласно Ев. богатый и знатный член Синедриона, из г. Аримафеи был последователем Иисуса, но тайным и не входил в число апостолов.Именно Иосиф просил у Пилата тело казненного Иисуса, и, получив его, похоронил в вырубленной скале гробнице, принадлежавшей ему самому. В христианстве считается, что погребение в гробнице Иосифа было исполнено мессанское пророчество Исаии: " Ему назначили гроб со злодеями, но Он погребен у богатого" (Ис.53:9), и ещё Иосиф собрал кровь распятого И.Х в чашу- Святой Грааль.
Вывод: Иосиф, возможно единственный из людей, чьё место в Царстве Христовом получено не даром, а за нечто вполне материальное- место упокоения Христа. Так в решайщий момент, он поставил Иисуса выше национального, политического и религиозного единства.; сердве Иосифа в самый страшной ситуации оказалось безстрашнее и щедрее всех.
|
И Воскресшего в 3-й день по писанию
Вера в Воскресение Иисуса Христа есть сердце христианского учения, и поэтому апостол Павел пишет: "А если Христос не Воскрес, то и проповедь наша тщетна и вера ваша" (Кор. 15,14). Апостолы- свидетели Христа воскресшего (Деян. 1, 22). Ведь Воскресение было ослепительным проявлением мессианства Иисуса и Его Божественности. Отношение к этому событию есть грань, отделяющая веру от неверия, и это, несомненно, остается в силе для всех поколений, до конца времени.
Символ веры утверждает, что Господь воскрес "в третий день по Писанию." Это двойная ссылка на ВЗ (термин "Писание" относится здесь к ВЗ)Это прямая аппеляция к пророческому свидетельству из книги Ионы.Господь наш говорит о "знамении Ионы" как о прообразе своего погребения и восстания. (Мф.12, 39-40 и 16,4; Лк. 11, 29-32). Апостолам говорит Господь: Вот то, о чём Я вам говорил, ещё быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному Мне в законе Моисеевым и в пророках и в псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний и сказал им : так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день..! (Лк.24. 44-46).
В настоящее время празднование Воскресения Христово определяется по лунно-солнечному календарю(переходящий праздник). Сегодня юлианским календарём всецело пользуются только Русская, Иерусалимская ,Грузинская и Сербская Православные Церкви.
И так правило звучит так -"Пасха празднуется в первое воскресение после весеннего полнолуния" Весенние полнолуние- это первое полнолуние, наступившее после дня весеннего равноденства.
Вопрос Совпадают ли русская и еврейская Пасхи?:Собор епископов в Никее, в 325г. :На этом Соборе было запрещено совершать Пасху "прежде весеннего равноденства вместе с евреями, Песах же центральный праздникк у евреев в память об исходе из Египта, начинается на 15- й день нисана (июль, гражд.стиль); т.о совпадение невозможно.
ЖЕНЫ-МИРОНОСИЦЫ
Жены-мироносицы-женщины, пришедшие утром в первый день после субботы ко Гробу воскресшего Иисуса Христа, с ароматами и благовониями (миром) для ритуального умащения тела.Эти женщины вошли в гимнографию и литиргические тексты под общим названием жен-мироносиц.
В Православной Церкви третья неделя по Пасхе носит название Недели жен-мироносиц-день памяти этих святых женщин. Этот день. а также неделя после него, является церковным женским праздником, когда родственники, друзья и дети поздравляют своих близких женщин.
Жены-мироносицы стали апостолами апостолов. Ангел отвалил для них камень от пещеры, а стражники в страхе разбежались. Сам воскресший Христос явился прежде других этим святым женщинам.
Святые жены-мироносицы являют пример истинной жертвенной любви и самоотверженного служения Господу. Когда все оставили Его, они были рядом, не испугались преследований.
Впоследствии св. равноапостольная Мария Магдалина много потрудилась в проповеди Евангелия, именно она преподнесла римскому императору Тиверию красное яйцо со словами: "Христос Воскресе!".
Святая Православная Церковь отмечает этот день как прадник всех женщин- христианок, отмачает их особую и важную роль в семье и обществе, укрепляет их в их самоотверженном подвиге любви и служению ближним. Именно ради них, ради всех нас страдающих и воскресает Господь и воскрешает всякую душу христианскую, возводит их от тления к вечной жизни. Достойно же подрожать нам женам-мироносицам, чтобы и нам стаять наследниками вечного Христова Царства. Ради этого стоит побороться со стратями, с нашими непостоянным сердцен, с дурными привычками, которых у каждого во множестве. Достойно нам подражать преданности, терпению и кротости святых жен-мироносиц, наследовать их труды и их награду. Пусть Господь благословит нас, чтобы мы могли быть их достойными учениками и последователями.
Е И.Х.
После воскресения Иисус в продолжении сорока дней являлся ученикам своим, говоря
им о Царствии Божием.
Наконец, Он, собрав их, сказал : "Не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы через несколько дней после сего, будите крещены Духом Святым. Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой, и будите Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им. Возложат руки на больных и они будут здоровы.
После этой беседы с учениками Иисус Христос поднялся у них на глазах на небо, и облако скрыло Его от взоров. И когда они посмотрели на небо во время Его Вознесения, вдруг предстали перед ними два мужа в белой одежде и сказали:" Мужи Галиллейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как видили Его восходящем на небо.
Тропарь: Вознесся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый ученикам обетованием Святого Духа, извещенного им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.
Кондак:Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознесся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя:Аз есмь с вами и никтоже на вы.
Связь: сошедствие Духа СвятогоВознесение Иисуса на небеса обычно рассматривается в НЗ как часть Его Воскресения. Только Лк. приводит рассказ, в котором Вознесение Иисуса на небо описано как событие, происходящее в пространсве и во времени и следующее за Воскресением. Разница во времени между Воскр. и Вознесен.- 40 дней.Эти два события тесно связаны , поскольку оба они свидетельствуют об одном и том же основополагающим пункте апостольской веры, а именно о царствовании Христа как Господа.
ПЯТИДЕСЯТНИЦА
В чём состоит праздник Святой Троице? В том, что Господь наш Иисус Христос, вознесшийся от нас на небо, хотя и не оставивший нас, послал, согласно обещанию, в патидесятый день после воскрешения Своего из мертвых ,от Бога Отца Своего, Бога Духа Святого-третье лицо Пресвятой Троицы-апостолам и верующим, бывшими с ними в иерусалимской горнице, в которой они пребывыли в единодушии, усердной молитве. Бог Дух Святой сошёл на апостолов в виде огненных языков, от чего они внезапно возродились, озарились, просветлились, умудрились и начали говорить на разных языках, которые прежде не знали о великих делах Божиих..
Этот день- день действительного основания христианской Церкви. В этот день апостолы получили благодать пастырства, которую, через преемство рукоположений имеет всякий православный епископ; священник, совершающий церковные таинства.Апостолам и прочим верующим дан дар слова и премудрости для проповеди Евангелия всем народам. С этого дня и поныне, Дух Святой являет Свою силу в Церкви Христовой: в подвигах апостолов, мученников, иерархов, проповедников. Сила Христа, действием и помощью Духа Святого, сохраняются неизменной и непорочной до наших дней, Дух Святой сделал святыми и прославил чудесами и нетлением мощей множество людей и данные содействуют спасению каждого из нас.
День Святой Троицы отмечается на 49 день после Пасхи. По русской традиции, полы храма в этот день устилаются свежескошенной травой, иконы украшаются берёзовыми ветвями, а цвет облачений зелёный, изображающий животворящую и обновляющую силу Святого Духа. На следующий день, в понедельник, отмечается День Святого Духа
.
Празднил 50-цы у евреев
У них он называется праздник Шавуот, отмечаемый на 50-й день после Песаха: дауот перед обедом едят что-либо молочное , отдавая дань прошлому,и лишь рование евреям Торы на горе Синай при Исходе из Египта; этим самым заключается договор с Богом-быть евреям "царством священников и святым народом". Синагоги украшаются зеленью, выносят свиток Торы и читают рассказ о том ,как она была дарована, текст десяти заповедей, в Иерусалиме толпы людей направляются к Стене Плача. На Шавзатем в отдельной посуде подают праздничные мясные блюда.
Христиане отмечают на 50-й день после Пасхи торжество Пятидесятницы, или Сошествие Святого Духа. Согласно книги Деяний (гл2), апостолы собрались для празднования Шавуот, когда на них сошел Святой Дух.
УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Тропарь:
В рождестве девство сохранила еси, во усиление мира не оставила еси Богородица: преставилася еси к животу, Мати сущя, и молитвами Твоими узбавляеши от смерти душа наша.
Кондак: В молитвах неусыпающую Богородицу, и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь к животу престави, во утробу вселивыйся приснодевственную.
Иконография: Изображение Успения должно быть наглядно показать божественность Богоматери, проявившуюся, согласно текстам, во всей полноте в момент смерти. По названию это собственно не смерть, а усыпление, сопровождавшее сверх/естественными явлениями.
Успение-один из 12 великих церковных праздников- отмечается 28 (15 стр.ст.) августа.
Об Успении Божией Матери ничего не говорится в Библии, но рассказ об этом сохранен в Предании Церкви и выражается в иконе Праздника и церковной службе.
Почему мы не печалимся в день смерти Б.М., а празднуем это событие? Потому, что одно уже слово "успение" показывает, что смерть Б.М. была необыкновенной. Это был как бы недолгий сон, за котором последовало рождение в вечную жизнь.
Каждый человек боится смерти, а точнее, страшится при мыслях о ней. Это понятно: смерть неестественна для человека. Бог, создавая первых людей, творил их не для того, чтобы они умерли. Смерть после грехопадения первых людей стала уделом всего человечества. Иисус Христос, по свидетельству Евангалия тоже пережил тяжкие душевные страдания, "скорбел смертельно" перед распятием на кресте. И именно для того, чтобы спасти человека от смерти, воплотился Сын Божий. Он прошёл весь путь человека до конца, после смерти Своей душой сошёл во ад и разрушил его.
После Воскресения Христова смерть перестала быть уходом во тьму забвения. Для верующего во Христа человека смерть становится таинством рождения в новую жизнь. Все усопшие ожидают своего воскресения из мертвых, которое произойдет при Втпром пришествии Христа. Кончина Б.М. и стала примером глубокого христианского переживания смерти как таинства перехода в новую жизнь и встреча с Господом.
Святая Церковь старается и в нас вселить такое же безстрашие к смерти, а умерших называет усопшими, т.е. уснувшими. Блаженная жизнь с Богом, Богородицей, святыми и своими близкими в будущем настолько несомненна для христианина, что он воистину смотрит на смерть только как сон
В Евангелиях не описываются не только ранние годы жизни матери Божией, но и Иуса Христа, т.к. в Ев. повествуется благая весть о пришествии в мир Спасителя и основной упор сделан на Его учении, Его явлении и Его страданиях за нас.
О ранних годах жизни Д.М мы узнаем из Священного предания Церкви и из апокрифического Ев. Иакова.
Известно, что Она родилась от Праведных родителей Иоакима и Анны; Господь ,испытывая их терпение и смирение дал долгожданное дитя в преклонном возрасте, в 3 года по обету Богу, ее отдали в Храм. Первосвященник ввел ее в Святая Святых (ед. из женщин); в храме она воспитывалась до 14 лет, имела качества богопослушной: скромность, кротость- всё это совокупность родительского, храмового воспитания и благодатных даров Божиих. События Благовещания 0писаны ев. Лукой.
" Ангел ,войдя к Ней, скатал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; Благославленна Ты между жёнами. Она же увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал ей: не бойся Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и бот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему Имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его, и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. (Лк. 1:28-33). Характерен Ее ответ, полный покорности воле Божией: " се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему".
Архангел Гавриил благовествует только самой Марии, но не открывает всему народу о скором пришествии в мир Спасителя, т.к. , людям было уже это открыто через ветхозаветные образы, например: Неопалимая купина, Лестница Иакова; Имеющий уши да услышит.
Евангельские слова Архангела Гавриила и праведной Елисаветы образовали молитву- Песнь Пресвытой Богородицы.
Богородица (3-й Вселенск.собор), Приснодева,Матерь Божия,Пресвятая Владычица - все щти эпитеты мы читаем в богослужебных текстах
Евангелие- «благая весть"- жизнеописание Христа; книги, почитаемые как священные в христианстве
, в которых рассказывается о божественной природе Иисуса Христа, Его рождении, жизни, чудесах,
смерти за нас, воскресении и вознесении.Евангелия входят в состав книг Нового Завета.
Наличие 4-х Ев. определено Божественным планом Домостроительства нашего спасения.Пророку Иезикилю было видение (1:4-25) 4-х животных с человеческими лицами: Подобие лиц их- лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех (Иез. 1:10). Некоторые свытые отцы (Ириней Лионский, Григорийй Двоеслов, Иероним Стридонский) видят здесь пророческое указание на характер и содержание каждого из 4-х Евангелий. Такое понимание нашло вырыжение в иконографии, поскольку евангелистам усвоены символы, взятые из Иезекииля.. Каждый из них, передавая главные события Священной новозаветной истории, вместе с тем, дополняют друг друга, более полно уделяя внимание какой-либо стороне Личности Спасителя: Мф.показывает Его как совершенного, безгрешного Человека (поэтому усвоен в качестве символа ангел), Мк. изображает Христа как Царя(царственное животное-Лев), Лк. как воплотившегося Бога, принесшего Себя в жертву за грехи люде(жертвенное животное-телец), Иоанн как победившего смерть и вознесшегося к Богу Отцу (орел). Евангелий должно быть именно 4, потому что этим символически изображается проповедь Благой вести всему человечеству. Число 4 символизирует в Библии пространственную полноту.
Ни один церковный собор не может изменить Богооткровенные свыщенные тексты.
Во всю землю изыди вещание их, и в концы вселенная глаголы их. (Прокимен, гл.8), блж. Иероним указывает еще на один повод написания Ев. От Иоанна- именно в это время появление ересей, отрицавших пришествие Христа во плоти.
Тропарь:
Сегодня начало нашего спасения и проявление бывшей от века тайны: Сын Божий становится Сыном Девы, и Гавриил возвещает радость о ниспослании благодати. Посему и мы с ним восклицаем Богородизе: Раддуйся, исполненная Божественной благодати, Господь с Тобою.
Кондак:
Богородице! Мы, рабы Твои, как избавлрнные от бед, приносим Тебе, Военачальнизе, защищающей нас в бранях, благодарственные песни победные. Ты же, как имеющая силу неодолимую,освободи нас от всяких напастей, чтобы мы взывали к Тебе: Радуйся, Невеста Неневестная.
Так совершилось величайшее чудо всех времён: наитием Духа Святого на юную деву в Ее утробе принял плоть Сын Божий и т.о. стал истинным человеком, оставаясь в то же время всесовершенным Богом, единосушным Богу Отцу и Духу Святому. Православная Церковь учит, что став Матерью, Пресвятая Дева осталась Девою.
Установление праздника Благовещания принадлежит самой глубокой древности. Св. Афанасий (4век) в своей беседе на этот праздник называет его первым в ряду праздников и особенно почитаемым, т.к. он напоминает начало домостроительства спасения людей. В 5-м и 6-м веках по причине ересей, унижавших лицо Богоматери и искажавших догмат о воплощении И.Х. , представлялись особенные побуждения для Церкви возвеличить торжество прадника. За это время Богослужение праздника обогатилось многими песнопениями, в которых раскрыто таинство воплощения Сына Божия и величие Богоматери., т.е истинной Матери всего человечества, бесконечно любящей, сострадающей, заступающийся за людей, и величественной в своей поистине неземной любви к людям.
В связи с незнанием Бога, древние евреи предполагали, что вечная жизнь человеку даётся в его потомстве.; вот они видят своими глазами, что умножается род человеческий и дети, наследуют родителям по своей природе, т.е. отсюда является мысль: я как бы имею продолжение в своих детях, возникает надежда: я буду жить вечно, если вечно будет жить род мой. Чем больше будет моё потомство, тем надёежнее обеспечена моя вечная жизнь. Если нет у человека потомства, то он лишён вечной жизни и это было самым страшным проклятием для евреев. Поэтому бездетные семьи и считались отвергнутыми Богом, и бездетность была верным признаком каких-то тайных грехов, и эти семьи не допускали даже во Храм к принесению жертв.(Иоаким и Анна), кстати у евреев существовал закон левирата.Потом евреи ждали тысячилетия прихода Мессии,а вдруг да он появится в моей семье.
БРАТЬЯ ХРИСТОВЫ
В НЗ упоминаерся не менее 6-ти лиц, которые названы "братьями и сёетрами" Иисусовыми.нет сомнения, что они считались родственниками Христа Спасителя по плоти. Имена сестёр Его не названы.Братья же именуются: Иаковом, Иудой, .Братья Господни были детьми Иосифа Обручника от первого брака, а Иаков меньшой, Иосия, Симон и сётры Иисусовы были детьми Клеопы, Марии (сестра матери Его), т. о. все они приходились И.Х. двоюроднами или троюроднами братьями.
1).Однажды во время служения в храме св. Захария получил весть от Ангела, что его престарелая жена родит ему сына, который " будет велик перед Господом" (Лк.1. 15) и "предьидет пред Ним в духе и силе Илии" (Лк.1. 17), Захария усомнился в возможности исполнения этого предсказания и был наказан немотой.2) далее ожидая девственного материнства, Мария направилась в дом Захария и Елизаветы, своей родственниы, которая уже 6-й месяц ожидала рождения сына; и когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её; и Елисавета исполнилась Святого Духа (Лк.1:41), т.о своей матери Иоанн предсказал мессию, ещё будучи в утробе её. Согласно Евангелию, его рождение случилось на полгода раньше Иисуса. Отец Иоанна всё ещё оставался немым, и когда Елисавета пожелала дать сыну, указанное ангелом нетрадиционное для своей семьи имя Иоанн, родственники потребовали от отца подтвердить его письменно.
" Он потребовал дощечку и написал : Иоанн имя ему. И все удивились. И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благославляя Бога...." ( Лк. 1:63-66
3) Елизавета, услышав , что ищут Иоанна (сына её), взяла его и пошла на гору. И искала место, где спрятать его, но не нашла. И воскликнув громким голосом, говоря: гора Бога, впусти мать с сыном, и гора раскрылась и впустила её. И свет светил им, и ангел Господень был вместе с ними, охраняя их. Упоминается, что Захария был убит "между храмом и жертвенником" слугами Ирода за отказ сказать где его сын (Мф.23:35)
В Библии есть свидетельсво о том, что И.К. был потомком Аарона и последним первосвященником (1-е Пар.24:10; Лк.1:5), предвестником Бога (предтеча). Он родился во граде Иудином (хеврон?), приблизительно за 6 мес. до рождения Христа. Мать его состояла в родстве с Б.М. Родители были в преклонном возрасте, рождение сына былопревозбещено им ангелом (Лк.1). по милости Божией он избежал смерти среди тысяч младенцев в Вифлемее. И.К. бырос в пустыне, рано остался сиротой; вел аскетический образ жизни: пост молитва,; носил грубую одежду,, прехваченную кожанным поясо( один из атрибутов монахов), питался диким медом и акридами (саранча? растение?). Он оставался пустынножителжм, пка Бог не призвал его в 30 лет к проповеди еврейскому народу; он явился на берегу иордана , проповедуя покаяние и крещение во оставление грехов. Он был последним пророком ВЗ. Глас вопиет:в пустыне приготовьте путь Господу (Ис. 40:3), как требование удалиться в пустыню для молитвы и сам жил там отшельником (пр. Исайя)И.К крестил людей и затем И.Х. Сначала было "Крещение расскаянием". Услышав слова Бога через И.К люди отварачивались от идолов и вернулись к Богу.
второе крещение- это крещение Иисуса; крещение передавшее все грехи мира И.Х.
И.К. исполнил " Божью правду", а Христос принял крещение, чтобы спасти людей от греха. ( Мф.3:15)
Я крестил вас водою (расскаивание в грехах,-Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное -духовное приготовление), а Он будет крестить вас Духом Святым (Смыть все грехи). И.Х был не только родсвенником И.К, но ближний друже Христов; Иисус учился у него как проповедовать, как вести себя с людьми и проч.
Актуальность проповедей И.К. в наши дни:
-трезвый образ жизни (пьяный пир в доме Ирода закончился смертью праведника);
-посредник в дисскусиях между христианами и мусульманами (яхьве);
-требование исполнять свое занятие честно;
-сокровище на Небесах не возможны для тех, кто думает собрать их на земле;
Образ мужества в обличие зла и растления даёт нам св. Иоанн Предтеча в наши последние дни.......
Когда Иоанн увидел "многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься", о "сказал им: поразение ехидны! Кто внушил вам бежать от будущего гневы? Сотворите же достойный плод покаяния, и не думайте говорить в себе:"отец у нас Авраам (Мф.3, 7-9).Потому что эти люди, хотя и шли , увлекаемые общим потоком, но были уверены, что если они потомки Авраама, то спасение обеспечено. А Иоанн, как холодной водой обдав ал их жестоким укором и требовал плодов покаяния.
Приходили мытари-эти люди брали на откуп у римских властей право собирать налоги. Они сразу выплачивали ожидаемую сумму, и при этом четко оговаривалось , сколько, собирая налоги, они могли оставить себе., но как проследишь, сколько собрали и сколько взяли себе? Тут была огромная возможность для неправедного обогащения, и продессия бызывала ненависть у народа. Однако на вопрос "что нам делать?"- Иоанн не заставлял бросить эту работу, как заведомо греховную. Он толкьк0 говорило:" ничего не требуйте болле определенного".
Приходили и воины,боину дано оружие и право применять его. И здесь тоже- намалый соблазн употребить оружие не для защиты слабых, а для ограбления. Но и воинам Иоанн не говорит :бросай оружие, и спасешься. Профессия воина необходима, но быполнять её надо с честью:"никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованием". Воин окруже уважением. Существует спе3циальный чин осващения оружия, где священник молится, чтобы Господь благославил это оружие для защиты вдов и сирот, и Церкви Божией. Святая Церковь вспоминает и почитает память трагического завершения жизненного подвига одного из величайших людей; по определению Самого Христа Спасителя,- усекновение главы св. славного пророка и апостола, Предтечи (идущий вперед) и Крестителя Господня Иоанна, который всегда будет являть Спасителя миру и свидетельствовать о Нем дерзновенным гласом пророка и апостола, чтобы затем отойти в безвестность мученической смерти за Истину до дна адова, чтобы и там стать Предтечей Христовым.
.."... тем же за истину пострадав, радуйся" т.е не со страхом и печалью он воспринял свою кончину, а с вожделенной радостью.Он был взят от земли на небо как уже спелый плод, которому предназначалпсь высокое место на торжественной вечери в Царствии Божием. Он перешел от суровых подвигов на место покоя, узрев лицом к лицу ту Истину, которой служил.
РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
Рождество Христово, согласно тропарю, озарило мир светом истинного Боговедения.Люди(волхвы), поклонявшиеся звёздам, звездой же были научены поклоняться Христу-Солнцу правды, источнику всякого света и знания. Заканчивается тропарь прославлением Христа Спасителя.
В кондаке рождение Божественного Младенза воспевается более подробно. Не только волхвы, но все небесное и земное приносит Превечному Богу свои дары:земля-пещеру, пастухи-поклонение, ангела-славославие. В кондаке мы находим все те моменты, которые послужили основой композиции иконы Рождества Христова. В центре изображается Богородица на красном ложе(символ Купины Неопалимой и Приснодевства), а позади неё на фоне чёерной пещеры (символ тьмы языческого недоверия)- Божественный Младенец в белых или светло зелэёеных пеленах(Свет разума и Солнце Правды). Вокруг же них волхвы, Рождественская звезда, пастухи и ангелы- таково раскрытие смысла события Рождества Христово.
Богоявление- один из древнейших христианских праздников, посвящённыч пришествию на землю Спасителя.. В ходе истории смысл праздника перетерпел в разных христианских традициях большие изменения, в результате чего в н.в. разлучные церкви отмечают прадник по-разному.Первые упоминания о празднике относятся ко 2 и 3 векам, в начале 5 вела празднование приобрело массовый характер. на Востоке, а позже и на Западе. Изначально праздник был посвящён воспомиманию трёх ев. событий: Рождества Христова, Поклонение волхов, а также Крещение Христа в Иордане. в начале Его служения.Датой праздника почти повсеместно было 6 января.
В 4-5-м веках в Церкви появилась традиция отдельного празднования Рожсества Христова 25.12., а Богоявление Ь января стали праздновать как воспоминание прихода трёх волхов и Крещение Господня.
В н.б. в Православии Богоявление и Крещение- разные названия одного праздника. Б связи с этим в православии появилось и новое толкование слова Богоявление, как появление Бога во время Крещения в полноте Троицы: Бог-сын крестится, Бог-отец говорит с небес, Бог -Дух Святой сходил в виде голубя.
Этот праздник имел особый характер и был посвящён не воспоминанию собственно Рождества Христова или крещения, но вообще явлению Бога во плоти, откровению во Христе Божественной благодати, отчего и назывался Богоявлением или точнее явлением
Праздник Сретения очень древний. О нем упоминают уже в 3-м, и 5-м веках, но тогда он совершался очень скромно.
Слово Сретение означает "встреча". О самом событии эточ встречи рассказывается Лк. 2, 22-40.
Когда младенцу Иисусу исполнилось 40 дней, родители пришли с ним в Иерусалимский храм, чтобы поставить его перед Господом ( обрезание-Моиссев закон) и принести положенную очистительную жертву.
Здесь же по наитию оказались старец Симеон и пророчица Анна, оба в преклонном возрасте, которые и возвестили о Божестве младенца.
Но почему-же праздник назвали Сретением? Об/яснение: "Встреча Господа должна была произойти в Храме. Ему должна была поклонится ветхозаветная церковь, которая вся только и жила ожиданием "грядущих благ" (Евр. 10,1) . Его должно было узнать ветхозаветное человечество, которое в лице своих пророков , патриархов,исповедников тысячелетиями всматривалось во тьму грядущих времен. Нужно было, чтобы Родившийся в вертепе был принят и признан человеческим родом, для спасения которого Он явился. И эта всреча совершилась!
Среди избранного народа Божьего была уготована блаженная старость для встречи Господа. К сретению был избран старец с пророческим даром Симеон. И, он встретив Богочеловека, взял его на руки, благословил и воскликнул:" Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка!". Час его отшествия из мира пробил, его очи увидели ожидаемое спасение, его прощальная песнь явилась богодухновенным исповеданием беры в Спасителя, впервые прозвучавшим на земле. Вместе с Симеоном встретила Господа и Анна-пр.,отходящая из мита также, как и вся ветчозаветная Верковь. Ветчозаветный мир совершил свое дело и устами Симеона изрек свое: ныне отпускаешьТ.о в этой встрече содержится глубокий мистический и исторический смысл. В явлении Богомладенца во храме исполчяются и раскрываются все мессианские пророчества о Христе, Который становится доминантой всей истории мира. В Рго личности соединяются человечество и Божество, вечность вступает во время, я время проникает в вечность.
Праздник Крещения Господня, или Богоявления, называется еще днем Просвящения и праздником Светов- от древнего обычая совершать накануне его (в Нововечерие) крещение оглашенных, которое является, в сущности, духовным просвящением. Описание события Крещения дано у всех 4 Евангелистов (Мф.3,13-17; Мк.1,9-11; Лк.3, 21-23; Ин 1,33-34), а также во многих стихарах и тропарях праздника.
Как повествует Евангелие, после принятия крещения Господь тотчас вышел из воды, так как Он не имел грехов. Когда же Он вышел из воды, отверзлось небо и Дух Святой нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес.........
" Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, троическое явися поклонение", то есть когда Ты, Господи, крестился в реке Иордане, для всех открылось, стало явным поклонение Святой Троице.Из этих начальных слов тропаря прасдника становится ясным, почему у него двойное название: Крещение- это историческое событие, когда Господь наш Иисус Христос принял Крещение от пророка и Крестителя Иоанна; и Богоявление, когда с небес раздался глас Бога Отца:" Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение" (Мф.3,17), и Дух Святой в виде голубя сошел и почил на Главе Спасителя.
Святой Предтеча и Креститель Господень Иоан, завершает историю Церкви Ветхозаветной и открывает новую эпоху Нового Завета.
Рассказ о 40-дневном посте И.Х. и о последующем его искушение "д" имеется у всех евангелистов, кроме Иоанна. При этом Мф. и Лк. подробно рассказывают об этом, совпадая во всех деталях, а апостол Марк лишь кратко об этом упоминает, не приводя подробностей( Мк. 1:13).
Эти три искушения являются как бы прообразом всех искушений, т.е. что может искушать человека: исползование своих дарований в личных целях или для своего прославления, и вступление в сделку со злом.
И.Х. никогда ничего не говорил и не делал, никогда не использовал Свою духовную силу и власть, если не получал живых указаний Отца: " Ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца" (Ин.6:38). Все ответы И.Х. показывают нам , что жажда земной власти и славы человеческой есть поклонение "д", который спал с небес именно потому, что жаждал славы и власти. В христианском вероучении считается, что искушение было направлено против человеческой природы И.Х., воздействуя на которую "д" надеялся совратить Христа на ложный путь."... Восхотев привлечь "д" на борьбу. Христос обнаружил пред ним Свое алкание, и когда тот приблизился, Он взял его, и затем раз, другой раз, и третий низложил его со свойственною Ему легкостью" (Иоанн Златоуст).
Разница между Мф. и Лк.
Мф описывает про 2 искушения:голодом и гордыней (Мф.4:3,4,6,7)
Лк описывает искушение верой (Лк.4:6-7-8).
В прочих книгах НЗ об искушении упоминает а.Павел (Евр. 2:18, 4:15)
Ев. От Никодима лишь кратко о диалоге "д" и И.Х. при сошествии его в ад.
Значение искушения:
В христианском вероучении считается, что искушение было направлено против человеческой природы И.Х., воздействуя на которую "д" надеялся совратить Христа на ложный путь. В отношении божественной природы Х. это искушение было борьбой "д" с Сыном Божим, воплотившимся ради спасения человечества, за сохранение своей власти над людьми.
После таинственного молитвенного общения на одной из гор, окружавших Галилейское озеро,И.Х. призвал своих учеников; из их числа Он избрал именно 12 а.(из 70); т.е, посланников. Христос избрал именно 12 апостолов,чтобы народ НЗ, Новый Израиль, подобно народу ВЗ, также имел 12 духовных родоначальников, 12 патриархов, кстати любимым учеником и апостолом Христа был Иоанн Богослов.Апостолы, ближаишие ученики И.Х., избранные, наученные и посланные Им на проповедь Евангелия и устроение Церкви
ЧУДЕСА И.Х. по ЕВ. от ИОАННА
Ев. от Иоанна содержит только 7 чудес ( в синоптических Ев. традиционно выделяют 11 чудес), но 3 из них имеют параллели у синоптиков. При этом Ин. делает оговорку:"Многое и другое сотворил И.Х.; но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг". (Ин. 21:25).
1. Брак в Кане (Ин. 2:1-12) И.Х. превратил воду в вино. Правосл. и катол. традиция видят в этом выражение особой силы молитв Богородицы за людей..2 Исцеление сына царедворца(Ин.4:43-54)" Пойди, сын твой здоров!"
3. Исцеление расслабленного при овчей купальне (Ин. 5:1-16) Но: Исцеление в субботу!!!4. Насыщение народа 5 хлебами (Ин. 6:1-15) "ели, и насытились все; и оставшихся у них кусков набрано 12 коробов"5. Хождение И.Х. по водам (Ин. 6:16-21) "Воистину- ты Сын Божий".
6. Исцеление слепорожденного (Ин. 9:1-38) " И.Х. плюнул на землю, сделал брение и помазал этой грязью глаза слепого. Слепорожд. пошел к Синоамской купальне, умылся и стал видеть.
7. Воскрешение Лазаря (Ин. 11:1-57; 12:9:11). Вспоминается П.Ц. в субботу на 6-ой неделе Великого Поста.
Вторая часть Вашего вопроса представляет некоторую трудность, а именно зависимость между чудесами и знамениями и уверованием. "Ин". придает особенное значение чудесам И.Х.
И.Х. :" Вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес" (Ин.4,48).
Фома: " Если не увижу... не поверю" (20,25)
Ответ, вопрос 4(2):То, что мы воспринимаем как чудо, для И.Х. таковым не является (14,12)
PS: Евангелист исходит из того, что И.Х. --Сын Божий и чудеса подтверждают Его Божественность.
ЧУДЕСА ПО ВЕРЕ В И.Х
1.-Когда же вошел Иисус в Капернаум, к нему подошел сотник (язычник) и просил Его:Господи! Слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает.По всей вероятности этот сотник-язычник выказывал большую ревность к вере евреев, чем возбудил их любовь и симпатию, т.к был одним из "боящихся и чтущих Бога". Согласно ев. Луки евр. старейшины просили И.Х. , чтобы Он сделал для него, что тот просит, ибо он любит наш народ и построил нам синагогу (Лк.7:3). Блж. Августин писал по этому поводу:"Считая недостойным себя, чтобы Господь вошел в его дом, он был признан достойным того, чтобы Спаситель поселился в его сердце,- гораздо лутшии дар; ибо Христос заходил в дома многих, сердца которых ,тем не менее были ли шены Его присуствия."
Вера, смирение,благочестие, строительство синагоги для поклонения истинному Богу, забота о ничтожном слуге- все это первые дары благодати одного из "чад Божиих",рассеянных в мире, для собрания которых воедино в Своей Церкви Сын Божий снизошел на землю (Ин.11:52).-но скажи слово и выздоровеет слуга мойСотник верит, что одного слова Христа достаточно потому, что Он ,являющийся Царем Небесного воинства, имея Ангелов и духов, покорных Его слову и приказанию сможет одного из них послать к слуге и тот немедленно совершит дело благодати.Услышав сие, Иисус удивился ему, и, обратившись, сказал идущему за ним Народу: сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры. Где есть вера, там будет и Царство Божие....И сказал Иисус сотнику: иди, и как ты веровал, да будет тебе. И высдоровел слуга его в тот же час.2.Исцеление дочери сирофиникиянки (хананеянки) (Мф.15:21-28; Мк.: 24-30)
... помилуй меня Господи, сын Давидов! дочь моя жестоко беснуется. Он не отвечал ей ни слова, пока ученики Его, тяготясь ее настойчивыми просьбами, приступили и просили Его: отпусти ее.
Хананеянка слышит, что ходатайство учеников о ней было напрасно, но еще не терыет надежды и не унывает и подошедши кланялась Ему и говорила:Господи, помоги мне.Он же сказал в ответ: "не хорошо взять хлеб у детей и бросить псам". Не многие бы устояли в своей решимости после такого отказа и отступились бы, Она же, подобно римскому сотнику (Мф. 8:8), осталась тверда своей вере и ответила Ему: так Господи, но и псы едят крохи, которые падают со стола господина их. Этим ответом она показывает, что услышала в Его тираде снисхождение к ее просьбе, т.е Он включает и язычников в круг благодатных даров, которые Бог, Великий Домохозяин, распределяет среди Своего семейства, Он уготавляет великую трапезу, насыщая всех в должном порядке: дети за столом, псов под столом.В рассуждениях женщины слышется нечто подобное просьбе блудного сына. прими меня в число наемников твоих, усматривается признание различных отношений- более близких или отдаленных, в которых люди предстоят перед Богом,-но все оно счастливы, получая вблизи или вдали от Него свою пищу. такое смирение и кротость тронули Иисуса.О, женщина! Велика вера твоя! Да будет тебе по желанию твоему.За это слово пойди; бес вышел из дочери твоей.
Человек силен одний только верой, признанием своей тщеты и жаждой Бога; которая помогает ему усвоить и укрепить в себе дарованную силу ( Блаженны нищие духом; ибо таковых есть Царство Небесное!)
... Чудеса, вызывавшие ожесточение фарисеев
Иисус проповедовал Свое Учение три года и несколько месяцев. Молва о нем росла:" великое множество народа стекалось к Нему слушать и врачеваться у Него от болезней своих" (Лк. 5,15); приходили слушать Его также и фарисеи и законоучители, но они не верили в Его Божественное происхождение. Когда перед Иисусом положили расслабленного, опушенного бместе с одром через расобранную крышу, Господь , прежде чем исцелить его, простил ему грехи.Поскольку грех прощать может только Бог, то фарисеи начали рассуждать:" кто это, который богохульствует?" (Лк.5,21). По ВЗ закону преступление это является тяжким; одно только присутствие богохульника оскверняет все сообщество." Хукитель имени Господа должен умереть, камнями побьет его все общество:пришелец ли, туземец ли станет хулить имя Господне, предан будет смерти" (Лев. 24,16).Вскоре ,после исцеления слепорожденного,вновь возникло обвинение в богохульстве (Ин.10, 33-36). На это Иисус сказал:"верьте делам моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в нем" (Ин.10, 38).Другие обвинения против И.Х. связаны с Его чудесами по субботам( Мф.12,14; Ин.5,16) ,т.к Он якобы нарушал закон о субботнем покое (Исх. 31,14). В глазах законников, исцеленныч Иисусом расслабленный нарушил субботу, потому, что понес свой одер, на котором лежал (Ин. 5,9-10). Когда Спаситель такжев субботу, в синагоге исцелил женщину, 18 лет находившуюся по злобе сатаны в согбенном положении, начальник сонмища стал негодовать.Но Господь ставил дела любви и милосердия к страждущим выше обряда: "суббота для человека, а не человек для субботы" (Мк. 2,27). Господ0 совершал многочисленные чудеса, в том числе и исцеление бесноватых, на глазах у всех, то отрицатьих фарисеи не могли, тогда они возвели на Него клевету, говоря, что Он изгоняет бесов не иначе, как "силою веельзевула, кмязя бесовского (Мф. 12,24; Мк.3,22; Лк.11,15), а это уже была хула на Духа Святого и этот грех не простится "ни в сем веке, ни в будущем" (Мф. 12, 31-32). В хуле и клевете на Спасителя можно увидеть не только стремление опорочить Проповедника и Учителя, но и подготовить почву для расправы.О причинах таких намерений Спаситель сказал иудеям: " ищите Меня убить, потому, что слово Мое не вмещается в вас" (Ин.8,37); " ищите Меня убить, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога" (Ин.8, 44-45), да, фарисеи кипели злобой на Того, Кто пришел в мир победить грех и уничтожить его, т.к люди укоренились в грехе и возлюбили его.
УЧЕНИЕ ГОСПОДА И.Х.
|
Обращаясь к слушателям Нагорной проповеди, Господь говорит: " вы слышали, что сказано древним: не убивай; кто же убьёт, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно,подлежит суду" (Мф.5.21-22). Вывод: гнев и злоба являются теми чувставами, которые, не будучи остановлены, могут привести к самым страшным поступкам, включая убийство.
.-"Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем" (Мф.5. 27-28).
Вывод: здесь грехом почитается одна только мысль о прелюбодеянии, одно только вожделение, Господь не только задаёт высочайшие нравственные нормы и формирует идеалы жизни, но, что не менее важно, научает, каким образом, преодолевая грех, соответствовать этим нормам и достигать этих идеалов.
-"Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не протився злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему и тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся" (Мф.5.38-42). И далее:" Вы слашали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благославляйте проклинающих вас, благодарите ненавидящих бас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо, если бы будете любить любящих вас, какая бам награда? Не то же ли делают мытари? И если вы приветствуете только братьев баших, что особенного делаете? Не так ло поступают и язычники? итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Мф.5. 43-48).
Вывод: Именно эти тексты Св. Писания НЗ на протяжении столетий потрясаюь воображение людей, радикально меняя жизнь одних и вызывая удивление и неприятия других, ведь приведенные слова Господа заключают в себе образ нравственного идеала, подобного которому не содержится ни в одной из известных этических, религиозных или философских систем, включая и ВЗ. Однако, чтобы уяснить смысл заповедей Христовых, нужно не только принять во внимание то, что щти заповеди говорят, но и то, о чем они не говорят, а именно о том, что человек должен самоустраниться от всякого сопротивления злу и отказаться от борьбы с ним. Когда Спаситель призывает нас не отвечать ударо на удар и злом на зло, когда Он учит любить врага, Он вовсе не проповедует пассивности перед лицом зла как такового.. Его слова не следует понимать как призыв к капитуляции пред злым началом. Но Господь говорит о том, какие средства не надо употреблять, дабы пресечь господствующее зло.Всякий ответный удар неизбежно порождает новый встречный удар- до тех пор, пока эскалация насилия ,злобы и ненависти не приведёт к большей беде.; потому что только остановишшшшшись, можно задуматься о причинах происходящего и найти выход из ненормальной ситуации. Но остановиться означает не ответить на удар, снести оскорбление, т.е., по сути дела, как бы подставить другую щеку: ты меня ударил, но я нашёл в себе силы не отвечать тем же. К этой мудрости люди приходят на страшном опыте своей жизни.
Нравственные требования НЗ не только во многом превышают аналогичные требования ВЗ, но и направлены на формированое того особого состояния человеческого духа, которое исключает совершение греха.
ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВ
Начинается Нагорная проповедь девятью Заповедями Блаженства. Эти заповеди дополняют ветхозаветные Десять Заповедей, данных Моисею на горе Синай. ВЗ заповеди говорят о том, чего нельзя делать, в них дышит дух строгости. Новозаветные, напротив, говорят о том, что надо делать и в них дышит любовь.
- "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешаться. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытяться. Блаженны милостливые, ибо они будут помилованы. Блаженны чистые сердцем, ибо они увидят Бога. Блаженны миротворцы, ибо они наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть царство небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах" (Мф.5:1-12).
Замечательно в этих новозаветных заповедях то, что каждая из них начинается словом "Блаженны"; в то время , как ветхозаветные -действуют путём запрета и угрозой наказания, новозаветные поощряют к добру, влекут ввысь к нескончаемой радости у Бога. Углубляясь в смысл Заповедей Блаженств, становится очевидным, что они изложены в определенной последовательности и показывают человеку путь к подлинному счастью и об/ясняют, как по этому пути идти. Исходным пунктом для З.Бл. служит тот факт, что каждый человек, без исключения,поврежден грехом и поэтому нищ и жалок. В своих страданиях человек готов винить всех людей и жизненные обстоятельства. Первая заповедь блаженства ставит правильный диагноз: причина чувства неудовлетворенности человека закл. в его собственной духовной болезни.Нелегко блудному сыну придти в себя, признать свою вину и начать новый путь, поэтому за одно доброе начало человеку уже обещается великая награда.
2. У верущего человека сознание своего убожества и греховности непременно выражается в покаянном настроении, в осуждение своего прошлого и в намерении исправиться. Истинное покаяние, которое нередко сопровождается слезами, обладает великой благотатной силой. После него чувствуется такая легкость, будто гора с плеч; к такому сердечному покаянию и призывает вторая заповедь Христа.
3. Когда с совести смыты грехи, тогда у человека водворяется внутренняя гармония-полный порядок в его мыслях, чувствах и желаниях. Прежняя раздраженность и озлобленность заменяется чувством умиротворенности и тихой радости. . Так покаяние возводит человека на третью ступень добродетили- кротость.
Т.о , первые три заповеди блаженства, призывающие человека к смиренному обращению к Богу, покаянию и кротости, закладывают фундамент, на котором будет воздвигаться дом христианской добродетели.
4.Находясь в грехе, человек жаждет богатства, денег, почестей и телесных удовольствий. О духовном богатстве он и не помышляет или даже презирает его. Но когда душа его освобождается от проказы греха, тогда человек начинает тосковать по духовному совершенству.. Употребив здесь слова "алчущие и жаждущие", Господь нам даёт понять, что наша стремление к праведности не должно быть теплохладным, пассивным, а, напротив ,должно быть энергичным, деятельным.. Только при активном стремлении к добродетели можно ее приобрести, или, по заповеди "насытиться"
5.Заповедь о милосердии очень обширна! Милосердие должно выражаться не только в материальной помощи, но и в прощении обид, в посещении больных, в утешении скорбящих, в добром совете, в ласковом слове, в молитве за ближнего и др.. Духовная мудрость христианина заключается в том, чтобы уметь не пренебрегать "малыми" добрыми делами ради совершения в будущем "великих", как ему кажется дел.
6. О людях, достигших состояние духовной чистоты, переходящей в прозорливость, говорится в 6-й заповеди. Примером такого состояния духовной чистоты были: св. Серафим Саровский, св. Иоанн Кронштадтский, Оптинские старцы и др. святые Православной Церкви.
7. Таких праведников Бог делает орудиями Своего промысла для спасения других людей и для этой цели наделяет их мудрость и особой духовной чуткостью.. В своей миссии обращения людей на путь спасения эти праведники начинают уподобаться Сыну Божию, Который пришел в мир для того ,чтобы примирить грешных людей с Богом. О таком духовном миротворчестве и говорит 7-я заповедь.
8-9. Уподобляясь добрыми делами Сыну Божию, христианин должен быть готов подражать Ему в терпении. Последние две заповеди блаженства говорят о том печальном факте, что мир, " во зле лежащий", не может терпеть подлинной праведности и восстаёт на её носителей.. Отсюда у грешников рождается ненависть к праведникам и желание отомстить им за укоры совести. Эта ненависть и проходит через всю мировую историю, начиная с повествования о Каине и Авеле,и достигая современных гонений на верующих в атеистических странах.Люди со слабой верой стыдятся показать себя верующими, боятся подвергнуться гонениям за свои религиозные убеждения.. Но истинные праведники и мученники с радостью принимали страдания за Христа, потому что их сердца горели любовью к Богу-нам следует брать с них пример и утешать себя словами:"Радуйтесь и веселитись, ибо велика ваша награда на небесах!".
ПРИТЧИ ХРИСТОВЫ
Притчи Христовы (Мф. 13:3, 23, Мк. 4:2,11, Лк.8:4,18), т.е наставления, заимственные из подобий окружающей природы или примеров, взятых из обыкновенной жизни йеловека, которые нередко Господь Иисус Христос предлагал Своим ученикам и народу в поучении и назидании, чтоба овладеть вниманием слушающих и приучать их к размышлению.
Причина, почему Иисус выбрал иносказательную форму для своей проповеди, приведена в Ев от Мф. 13:10-13." И , приступив, ученики сказали Ему: для чего причами говоришь им? Ов сказалим в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слашат, и не разумеют"
Иоанн Златоуст считает, что И.Х: использовал притчу, " чтобы сделать слова Свои Преображение Господне- праздник христианской Церкви в связи с упоминаемым в Евангелиях мистическим преображением Иисуса во время молтвы. О Преображении Господнем говорят все евангелисты, за исключением Иоанна, причём все трое описывают абсолютно одинаково это событие.
Преображение показало наличие в И.Х двойственной природы-божественной и человеческой. Во время Преображения не произошло какое-либо изменение божественной природы Христа, напротив, его божественность была явлена в Его человеческой природе, преображение произошло дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами.В тропаре и кондаке на этот празник воспроизводится внешняя обстановка этого ев. события, а также поясняется его внутренняя (символическая) сторона- то ,что Христос преобразился для того, чтобы уверить учеников в своём Божестве и показать , что человек может "облистать светом очерневшее Адамово естество".
Но в гимнографию не вошли следующие детали ев. описания:
Ев. повествуют, что Иисус взял троих из своих учеников: Петра, Иакова И Иоанна, поднялся с ними на гору Фавор, помолится. Там бо время молитвы Он преобразился :" и просияло лизе Его, как солнце, одежды же Его сделались белями,как свет (Мф.17:2). После этого явились два ветхозаветных пророка Моисей и Илия, которые беседовали с Иисусом. Увидев это , поражённый и испуганный Пётр сказал:" Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии" (Мк.9:5). И главное, после этих слов явилось облако, осенившее всех, и ученики услышали из облака: Сей есть Сын Мий возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте" (мф. 17:5).
Символичным явлыется и явление Моисея и Илии. По выражению Иоанна Златоуста "один умерший и другой не испытавший смерти", предстали для того, чтобы показать, что "Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землёй".
Вывод: При Преображении было преображено и всё человеческое естество, т.к Бог стал человеком и "преобразил" божии образ каждого человека, удаляя с него "осадок" первородного греха: "Невыразимо явив на Фаворе неприступный свет, Владыка Христос наполнил тварь радостью и обожил человеков".
Таким образом, гора представляла собой Церковь, потому что Иисус соединил на ней два завета, принятых Церковью, и показал нам, что Он есть Податель обоих. более выразительными, облечь истину в живой обрат, глубже запечатлить её в памяти и ккак бы представить глазами."
Христианская любовь- отличительный признак христианской жизни. Мерилом и проверкой любви к Богу служит чистосердечная и безусловная покорность Ему (Ин. 14:15-23, 1Ин 5:3), а мерилом и проверкой любви к ближним служит готовность отдать за них свою жизнь (1Ин.3:16.), рассказанная Иисусом история о доброте, проявленной самарянином к традиционному врагу-иудею, является образцом, по которому, ма можем определить степень собственной любви к ближнему, она заключается в том, чтобы трудится для людей из чувства сострадания к их нуждам, независимо от того, приятны они или нет. Ученики Иисуса познаются именно по их деятельной любви друг к другу, согласно заповеди иисусовой:" Заповедь новую даю вам , да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы любите друг друга! (Ин 15:2, 1Ин. 3:11; 1Фес.4:9). Господь дал новую заповедь, которой не было в ВЗ. Там было: "Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего как с а м о г о с е б я (Лев.19:18).
Вывод: Именно так Господь поворачивает нас друг к другу, заставляя открываться и трудится, слыша Его голос:"Любите друг друга!"
Преображение Господне- праздник христианской Церкви в связи с упоминаемым в Евангелиях мистическим преображением Иисуса во время молтвы. О Преображении Господнем говорят все евангелисты, за исключением Иоанна, причём все трое описывают абсолютно одинаково это событие.
Преображение показало наличие в И.Х двойственной природы-божественной и человеческой. Во время Преображения не произошло какое-либо изменение божественной природы Христа, напротив, его божественность была явлена в Его человеческой природе, преображение произошло дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами.В тропаре и кондаке на этот празник воспроизводится внешняя обстановка этого ев. события, а также поясняется его внутренняя (символическая) сторона- то ,что Христос преобразился для того, чтобы уверить учеников в своём Божестве и показать , что человек может "облистать светом очерневшее Адамово естество".
Но в гимнографию не вошли следующие детали ев. описания:
Ев. повествуют, что Иисус взял троих из своих учеников: Петра, Иакова И Иоанна, поднялся с ними на гору Фавор, помолится. Там бо время молитвы Он преобразился :" и просияло лизе Его, как солнце, одежды же Его сделались белями,как свет (Мф.17:2). После этого явились два ветхозаветных пророка Моисей и Илия, которые беседовали с Иисусом. Увидев это , поражённый и испуганный Пётр сказал:" Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии" (Мк.9:5). И главное, после этих слов явилось облако, осенившее всех, и ученики услышали из облака: Сей есть Сын Мий возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте" (мф. 17:5).
Символичным явлыется и явление Моисея и Илии. По выражению Иоанна Златоуста "один умерший и другой не испытавший смерти", предстали для того, чтобы показать, что "Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землёй".
Вывод: При Преображении было преображено и всё человеческое естество, т.к Бог стал человеком и "преобразил" божии образ каждого человека, удаляя с него "осадок" первородного греха: "Невыразимо явив на Фаворе неприступный свет, Владыка Христос наполнил тварь радостью и обожил человеков".
Таким образом, гора представляла собой Церковь, потому что Иисус соединил на ней два завета, принятых Церковью, и показал нам, что Он есть Податель обоих.
Dr.med.Baranovski Jevgeni
40215 Düsseldorf
МОСКОВСКИИЙ СВЯТО-ТИХОНОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ОТВЕТЫ НА КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМА: НОВЫЙ ЗАВЕТ Др.мед. Барановскии Евгений Борисович (Baranovski Jevgeni, april- 2009; Düsseldorf, Germany Исполнение
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.