курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Нравственные проблемы в романе М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени".
Объясняя образ Печорина, В.Г.Белинский сказал: "Это Онегин нашего времени, герой нашего времени. Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою". Онегин отражение эпохи 20-х годов, эпохи декабристов; Печорин герой третьего десятилетия, "жестокого века". Оба они мыслящие интеллигенты своего времени. Но Печорин жил в тяжелую эпоху общественного гнета и бездействия, а Онегин в период общественного оживления и мог быть декабристом. У Печорина этой возможности не было. Поэтому Белинский говорит: "Онегин скучает, а Печорин страдает".
Печорин по происхождению аристократ, получил светское воспитание.
Выйдя из-под опеки родных, "пустился в большой свет" и "стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями". Легкомысленная жизнь аристократа ему вскоре опротивела. Так же, как Онегину, наскучило и чтение книг. После "нашумевшей истории в Петербурге" Печорина ссылают на Кавказ. Рисуя внешность своего героя, автор несколькими штрихами указывает на его аристократическое происхождение: "бледный, благородный лоб", "маленькая аристократическая рука", "ослепительно-чистое белье". Печорин физически сильный и выносливый человек: "широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни... непобежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными".
В портрете героя отражены и внутренние качества: противоречивость и скрытность. Не удивительно ли, что, "несмотря на светлый цвет волос, усы его и брови черные?" Глаза не смеялись, когда он смеялся".
Печорин наделен незаурядным умом, критически оценивающим окружающий мир. Он размышляет над проблемами добра и зла, любви и дружбы, над смыслом человеческой жизни. В оценке современников самокритичен:" Мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья". Он прекрасно разбирается в людях (например, в Грушницком, в княжне Мэри), не удовлетворяется сонной жизнью "водяного общества" и дает уничтожающие характеристики столичным аристократам. Память Печорина насыщена сведениями из литературы и истории.
В его дневнике мы находим цитаты из Грибоедова и Пушкина, название произведений, имена писателей и литературных героев.
Печорин безумно смел, как бы играет с жизнью. Стоя на краю пропасти с незаряженным пистолетом, он подставляет грудь под выстрел Грушницкого. И это делается для того, чтобы "изведать предел подлости моего противника". Человек сильной воли и больших возможностей, Печорин страстно стремится к активной жизни.
"Рожденный для высокой цели", он вынужден жить в томительном бездействии или растрачивать свои силы на поступки, недостойные настоящего человека. Даже острые приключения не могут его удовлетворить. Любовь приносит только разочарование и огорчение.
Окружающим он причиняет горе, и это углубляет его страдания.
Вспомните, какова судьба Бэлы, Грушницкого, княжны Мэри и Веры, Максима Максимыча.
Однако с богатством душевных сил и одаренностью героя Лермонтов раскрывает и такие качества Печорина, которые резко снижают его образ. Печорин холодный эгоист, он безучастен к страданиям других, и это характеризует его как индивидуалиста.
Но самое тяжелое обвинение Печорину отсутствие жизненной цели, бесплодность существования. Задумавшись над вопросом о цели своей жизни, он записал в "журнале": "А, верно, она существовала и, верно, мне было назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные".
Нашел ли Печорин свое "высшее назначение"? С пользой ли растратил свои "необъятные силы"? И не о подобных ли ему людях поколение 30х годов прошлого века сказал Михаил Юрьевич Лермонтов в знаменитой "Думе": ... Над миром мы пройдем без шума и следа, Не бросивши векам ни мысли плодовитой, Ни гениям начатого труда.
Можно ли назвать Печорина героем в положительном смысле этого слова? Или, может быть, глубокая ирония скрыта в самом заглавии романа? Ответ на этот вопрос нужно искать в предисловии. В нем Лермонтов совершенно категорически заявляет, что Печорин "это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии.
Печоринство было типичной болезнью времени. Однако уже и в те годы, полные мрака и безнадежности, появились имена истинных героев. Они шаг за шагом прошли "кремнистый путь" борцов и явили миру образцы патриотизма и гражданского мужества.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://sochinenia1.narod.ru/
Нравственные проблемы в романе М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени". Объясняя образ Печорина, В.Г.Белинский сказал: "Это Онегин нашего времени, герой нашего времени. Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Оне
Тема Великой Отечественной войны
Образ автора в романе "Евгений Онегин"
Так что есть красота?
Образ Митрофанушки
Анализ рассказа И. Бунина "Солнечный удар"
Антиутопия для античеловечества
Сталинское время через призму поэзии
Своей земли минувшие дела ( по историческим романам В.Пикуля)
"Душа душна" (по рассказу И. Бунина "Господин из Сан-Франциско")
Тема войны в произведениях писателей второй половины XX века
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.