курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Андрей Кобяков
1. ВО ВРЕМЯ одной из встреч студенты журфака Казанского госуниверситета попросили меня ответить на два, как выяснилось, самых популярных вопроса:
"Почему нас не учат тому, что ПОТОМ нам на самом деле нужно?"
"Что такое ВООБЩЕ прикладная журналистика?"
Помнится, я тогда отшутился: "Мол, прикладная журналистика - это все то, чему вас не учат..."
После этого я, собственно, и решил (соорудив наконец-то собственный сайт) изложить некоторые эмпирические соображения о современной журналистике. Тем более что за 22 года работы в прессе, включая учебу, стажировки и участие в семинарах и конференциях в Германии, у меня накопился опыт, не позволяющий, увы, оставаться в качестве стороннего наблюдателя за кризисом (кстати, общемировым) прессы в целом и журналистики в частности. "Увы" - потому, что среди моих коллег уже появились те, кто посматривает на меня косо, наверняка называя про себя выскочкой, умником и так далее.
2. Я - НЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ и не критик. То есть, во-первых, никого не учу, как нужно писать, а во-вторых, не зарабатываю свой хлеб на произведенном другими. И поэтому думайте сами, как можно использовать мое видение современных газетных жанров.
Варианта, в принципе, три:
Принять к сведению.
Раскритиковать в пух и прах.
Частично передрать для реферата или иного произведения студенческого творчества.
Прикладная журналистика
Не исключено, что этому термину где-то и кто-то уже дал свое определение. Но поскольку я его еще ни разу не встречал, то предлагаю вам свою версию.
Прикладная журналистика- это совокупность знаний, умений, навыков и высших рефлекторных связей (интуиция), необходимых для создания высококачественного продукта СМИ.
При этом современный журналист должен в совершенстве владеть оргтехникой, знать изнутри технологию процесса производства СМИ, уметь объективно оценивать деятельность коллег.
Творческий руководитель (не менеджер!), не имеющий понятия о сущности, например, компьютерной верстки, поиска в Интернете, цифровой обработки графики, нелинейного монтажа и других видов деятельности в разных подразделениях редакции - рудимент.
Прикладная журналистика - не наука, не теория. Это - практикум, руководить которым в вузах или на курсах журналистики должны только практики, то есть действующие журналисты. Завязывать связи, искать информацию, быть юридически неуязвимым, одеться адекватно ситуации - это и есть прикладная журналистика. Научить писать все равно невозможно. Об этом должна заботиться природа. А вот умеющего писать сделать журналистом - это задача по плечу лишь прикладной журналистике.
Расширенная классификация газетных жанров
Жанры бывают разные… Так и хочется продолжить словами из одной совершенно дебильной песенки.
Впрочем, и журналистика как род деятельности - понятие многообразное. Достаточно вспомнить главное различие - по физической форме передачи информации потребителю: электронная (ТВ, радио, онлайн) и печатная.
Жанр газетной журналистики - это способ и форма производства публикации газетным журналистом.
И все. И не нужно больше ничего выдумывать.
Признаться, меня раздражает умничанье создателей некоторых учебников для несчастных студентов. Ну, так закрутят русскую речь, что не только смысл определения понять невозможно - сами предложения не поддаются восприятию, по крайней мере, нормальных людей.
Судя по всему, таким способом "люди науки" маскируют свою практическую несостоятельность. По крайней мере, я знаю с десяток кандидатов и докторов всяких "околожурналистских" наук, материалы которых, подготовленные для прессы, легче заново переписать, нежели выправить…
Итак. Вы уже имеете "академическое" представление о классических жанрах, которым посвятили сотни работ вышеназванные товарищи. Поэтому прямо в ходе наглядного повторения этой темы мы прагматично адаптируем ее к внелабораторной реальности под названием "современная газетная журналистика".
Но прежде чем ознакомиться с приведенной ниже таблицей, примите к сведению, что:
- зеленым цветом маркированы универсальные жанры, применяемые и для чисто информационного насыщения полос, и для создания аналитических публикаций (к их названиям иногда добавляют уточняющие слова "информационный" или "аналитический");
- индикатором отмечены наиболее живые газетные жанры, без которых современные газеты просто немыслимы;
- остальные либо (и уже, и пока) встречаются редко, либо вымирают, либо "подмешиваются" в производстве создания материалов в другие жанры, являясь следствием кризиса (а может быть, нового этапа?) в развитии современной газетной журналистики;
- указанные в скобках цифры - весьма условно рекомендуемые объемы публикаций в строках (стандартной газетной колонки): многое зависит от специализации, традиций и общего стиля газеты.
Жанры газетной журналистики
Информационные
Информация |
... а также "новость", "информационное собщение", элемент "бегущей строки", "горячей линии"... Оперативное краткое изложение сущности актуальных: факта, события, явления. (5-30) |
Заметка | По сути, расширенная (в меру) информация, которая может включать в себя краткое изложение (два-три предложения) предыстории факта, события или явления. (30 - 70) |
Корреспонденция | Это то, во что превращают свои заметки все начинающие или слабые журналисты. На самом же деле корреспонденция отличается от заметки большими информативными возможностями за счет объема, повествовательности и широты освещения (детализирование, прогнозирование). (50 - 100) |
Репортаж | Изложение актуального фактического материала, полученного с "места происшествия". Рассказчик - непосредственный участник события или наблюдатель. Здесь допустимы эмоциональность, междометия, субъективные ощущения. Зачастую используется прямая речь, короткие диалоги. (от 100...) |
Интервью | Диалог журналиста со вторым лицом, имеющий целью краткое освещение факта, события, явления, рассказ о самом субъекте. |
Комментарий | Объяснение, "расшифровка" сложной фактуры, представленной, как правило, в ином материале. Или отношение автора к данной проблеме или чьему-либо мнению. (до 40 строк) |
Отчет | ...он и есть отчет. Пишется после пресс-конференций, презентаций, симпозиумов, съездов. Та же заметка или корреспонденция, последовательно перечисляющая полученую фактуру, иногда с вкраплением прямой речи главных действующих лиц. (50 - 300) |
Опрос | Симбиоз журналистики и социологии. Представление коллективного мнения по одному или нескольким специально выбранным проблемам, темам, вопросам. (не более 150) |
Вопрос-ответ |
1. Ответ специалиста или редакции на вопросы читателей (напр., "прямая связь"). 2. "Пинг-понг" - автономно при презентации персон или рассказах об известных людях. Как прием часто венчает беседу или интервью. (до 20) |
Совет | Родственный предыдущему жанр, отличающийся лишь отсутствием вопроса. В любом случае это - узкопециализированная информация: "советы садоводам", "наш домашний доктор"... (не более 80) |
Пресс-релиз | "Закулисный жанр", ибо готовится, как правило, PR-журналистом для коллег из общественно-политических СМИ или пециалистов. Фактологическая презентация объектов, субъектов и событий, служащая сырьем или одним из источников для подготовки публикации разного жанра. (от... и до...) |
Некролог | Не путать с извещением о кончине. Некролог - это рассказ о этапах жизни умершего со словами прощания и скорби. (не более 150) |
Аналитические
Отчет | Абсолютно иной жанр, нежели информационный отчет. Принципиальное отличие - в активном восприятии полученной фактуры: сопоставление фактов, поиск слабых мест, расстановка акцентов, комментирование, резюмирование. (до 300) |
Корреспонденция | На самом деле многие избегают правдивого определения этого жанра. Потому что это - чистой воды микс! Элементы как минимум трех "чистых жанров" в К. присутствуют всегда: репортаж (но без живых картинок), комментарий, резюме... (до 150) |
Интервью | "Поиск истины" в диалоге между журналистом и вторым лицом, в ходе которого журналист ограничивает себя постановкой четких вопросов, но ставит их так, чтобы ответы интервьюируемого, складываясь в логическое повествование, как можно глубже раскрыли суть выбранной темы. (до 300) |
Беседа | Принципиальное отличие от интервью в активности журналиста до соотношения объемов авторских слов 1 : 4. Ясно, что журналист, участвующий в беседе, должен быть неплохим специалистом в данной области. (до 300) |
Круглый стол | То же самое, что беседа, но в процессе общения участвуют более двух человек, представляющих, как правило, разные сферы деятельности, но объединенные решением одной или более проблем. |
Комментарий | Призван не столько разобрать по полочкам сложную фактуру, но и в полной мере публично выразить свое мнение по отношению к событию, факту, явлению. (до 150) |
Анкета | Результат анкетирования, обобщенный и снабженный резюме. Позволяет определяет коллективное мнение по тем или иным проблемам, и на основе анализа, дать ему социальную, экономическу, политическую, иную оценку. (до 150) |
Мониторинг | Систематическое фиксирование показателей динамики развития определенных явлений, событий, фактов, иногда снабжаемое комментариями автора или специалистов. (до 100) |
Рейтинг | Ранжирование по разным характеристикам событий, личностей, групп лиц, разных показателей: сводка, top-10 и т.д. (до 100) |
Рецензия | Аргументированный критический отзыв, чаще всего, о произведении литературы, искусства. (до 250) |
Статья |
Часто употребляется как обобщающее определение любого журналистского произведения. Статья как жанр характеризуется глубоким анализом предмета освещения, обобщением фактов, вскрытием закономерностей в развитии явлений, многогранным исследованием причинно-следственных связей. (от 200) |
Журналистское расследование | Рассказ о процессе поиска ответов на актуальные вопросы, разбора скандальных событий, криминальных историй, когда журналист собирает и анализирует факты автономно от соответстсвующих служб и органов или вкупе с другими специалистами. (от 200) |
Обозрение | Результат сквозного наблюдения определенных явлений и процессов и их публичный анализ - спортивные соревнования, политика, предвыборная кампания... (100 - 250) |
Прогноз | Попытка предсказать статус явления, развитие события, совершение того или иного факта. |
Версия | Моделирование собственного суждения по поводу уже имеющегося хода событий или явления, предположение, основывающееся на их детальном изучении (подкрепленное порой неординарными аргументами). |
Эксперимент | Результат исследования журналистом проблемы изнутри путем моделирования ситуации (журналист стал нищим, безбилетником...). |
Письмо | Прямое обращение автора к конкретному адресату, имеющее целью либо привлечение внимания к проблеме, либо реактивность (отвтное действие). |
Исповедь | "Крик души". Такие публикации чаще всего рождаются из читательской почты. Характеризуются откровенностью, обнажением внутренних переживаний |
Рекомендация | Почти то же самое, что и совет, но кроме ответы на вопросы "что?" и "как?" здесь даются ответы на вопросы "почему?" и "почему так, а не иначе?" |
Художественно-публицистические жанры
Очерк | Симбиоз репортажа и анализа с применением художественных приемов письма . Условия - документальность, фактичность, объективность. (от 350 до 600) |
Фельетон |
Сатирическое описание ситуации, проблемы, факта с активным использованием иносказания, гиперболы. Не путать с западным пониманием жанра "фельетон", означающем не что иное, как аналитическая статья. |
Памфлет | "Брат" фельетона, отличающийся от него большей эмоциональностью, насыщенностью речи эпитетами. |
Пародия | Подражание, гиперболизирующее недостатки и имеющее целью либо насмешить читателя, либо плюс к этому раскритиковать объект пародии. |
Сатирический комментарий | Сопровождение события и явления (чаще - слов высокопоставленных чиновников) комментарием, построенным на выявлении и высмеивании ляпсусов, нелогичности, непоследовательности или же откровенной глупости. |
Житейская история | Художественное изображение конкретной ситуации, детально описывающее внутренний мир героев и, мотивы их поступков, часто вычленяющее плохие и хорошие персонажи. |
Легенда | Вымышленная история, в которой фантазия автора зачастую основывается на реальных или условно реальных фактах. |
Эпитафия | Рассказ о жизненном пути покойного, но, в отилчие от некролога, насыщенный эмоциями, это своего рода "пресс-реквием". |
Анекдот | Прибаутка, в основе которой лежит вымышленная или реальная история. |
Шутка | Вымысел, служащий развлечению читателей. "Добрый обман", часто используемый журналистами, например, 1 апреля. |
Игра | Один из методов привлечения внимания читателей к изданию, своего рода пресс-шоу, где обязательно один или несколько победителей. |
P.S.: Все мы - классики
Увы, господа будущие газетчики... Уметь написать очерк, конечно, нужно. Я вообще ратую за "многостаночность" журналиста, но с одной "коронкой" в арсенале. Так пусть этой коронкой на первых порах будет все, что угодно, только не "очеркизм".
Давайте будем прагматиками - в современных газетах стабильного места для вашей "беллетристики" просто не найдется. Вам нужно кушать, то есть писать и публиковать много, постоянно, конвейером. А очерк подразумевает наличие пролога, завязки, кульминации, развязки, эпилога и... жизненного опыта. Ведь это публицистика чистой воды. Единицы забивают себе стабильную нишу в редакциях газет именно как очеркисты...
По форме публикации (прежде всего, объему) и сути творческого процесса почти тем же самым является и фельетон. Этому жанру присущи сатира, сознательный дисбаланс в форме изложения имеющейся информации: роли героям заранее предопределены... Фельетоны и очерки приходится в буквальном смысле слова рожать, и роды эти трудные.
И еще... Бойтесь агитпропа, не опускайтесь до нравоучений и дидактических пассажей. Наша задача - оперативно информировать, компетентно анализировать и иногда комментировать. Чем больше при этом задействовано внешних источников (СМИ, персоналий, разных институтов и организаций), тем ваше произведение интереснее и "достовернее". Именно "произведение" - ибо таковым и должно видеться вам любое ваше изделие.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.mediasprut.ru/
Андрей Кобяков 1. ВО ВРЕМЯ одной из встреч студенты журфака Казанского госуниверситета попросили меня ответить на два, как выяснилось, самых популярных вопроса: "Почему нас не учат тому, что ПОТОМ нам на самом деле нужно?" &qu
О типографском оформлении
Жанры журналистики
Технология подачи информации в журналистике
После цифровой печати. О послепечатной обработке цифровой печатной продукции
Типологические модели газетно-журнальной периодики ФРГ
Анатомия визитки
Жадность средств массовой информации, или Несколько вопросов к журналистам
Общественные функции СМИ. По кн. Введение в журналистику
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.