База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

Оформление диплома по юриспруденции — Государство и право

Введение

В соответствие с требованиями Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования студенты, обучающиеся на специальности 030501.65 «Юриспруденция» Юридического института СПбГУСЭ, выполняют выпускную квалификационную работу в форме дипломной работы.

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования определяет, что юрист в рамках специальности 030501.65 получает фундаментальную и специальную подготовку в области юриспруденции.

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

события и действия, имеющие юридическое значение;

правовые отношения, возникающие в сфере функционирования государственных институтов;

правовые отношения между государственными органами, физическими и юридическими лицами.

Юрист должен уметь:

толковать и применять законы и другие нормативные правовые акты;

обеспечивать соблюдение законодательства в деятельности государственных органов, физических и юридических лиц;

юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;

разрабатывать документы правового характера, осуществлять правовую экспертизу нормативных актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации;

принимать правомерные решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом;

вскрывать и устанавливать факты правонарушений, определять меры ответственности и наказания виновных; предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав;

систематически повышать свою профессиональную квалификацию, изучать законодательство в практику его применения, ориентироваться в специальной литературе.

Юрист должен:

обладать гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, профессиональной этикой, правовой и психологической культурой, глубоким уважением к закону и бережным отношением к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина, высоким нравственным сознанием, гуманностью, твердостью моральных убеждений, чувством долга, ответственностью за судьбы людей и порученное дело, принципиальностью и независимостью в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, ее охраны и социальной защиты, необходимой волей и настойчивостью в исполнении принятых правовых решений;

понимать сущность и социальную значимость своей профессии, четко представлять сущность, характер и взаимодействие правовых явлений, знать основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний и значение для реализации права в профессиональной деятельности.

Настоящее методическое пособие содержит весь перечень установленных государственными стандартами требований к процессу написания, оформления, защиты дипломной работы гражданско-правового направления по выпускающей кафедре гражданского права Юридического института СПбГУСЭ.

Необходимым условием успешного написания и защиты дипломной работы является соблюдение студентом требований настоящего пособия, которое, несомненно, должно послужить настольной книгой в процессе написания и защиты выпускной квалификационной (дипломной) работы.

В настоящих методических рекомендациях сформулированы основные требования к дипломной работе, определены цели и задачи выполнения дипломной работы, приведены рекомендации по выбору темы, этапам выполнения дипломной работы, объему, структуре, оформлению, а также рецензированию и процедуре защиты дипломной работы с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.


1. Цели и задачи выпускной квалификационной (дипломной) работы

Выпускная квалификационная (дипломная) работа юриста – это теоретическое или экспериментальное исследование одной из актуальных тем в области юриспруденции, в которой выпускник демонстрирует уровень овладения необходимыми теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками, позволяющими ему самостоятельно решать профессиональные задачи. Дипломная работа – комплексная самостоятельная работа студента, главной целью и содержанием которой является всесторонний анализ и (или) научные исследования по одному из новых вопросов теоретического или практического характера по профилю специальности. В дипломной работе должны сочетаться теоретическое освещение вопросов темы с анализом нормативных правовых актов и материалов юридической практики.

Защита выпускной (дипломной) работы представляет собой, наряду с государственными экзаменами, итоговое аттестационное испытание итоговой государственной аттестации выпускников вузов. При этом для специалистов в качестве выпускной работы выполняется именно дипломная работа. В дипломной (или, как она еще называется, квалификационной) работе выпускник вуза должен продемонстрировать все, чему он научился за время, прошедшее с момента его поступления в учебное заведение. Дипломная работа является своего рода квинтэссенцией учебного процесса, она должна отражать все навыки и умения, которыми необходимо обладать дипломированному юристу.

В соответствии с Государственным образовательным стандартом выпускная квалификационная работа юриста показывает уровень освоения выпускником методов научного анализа сложных социальных явлений, умение делать теоретические обобщения и практические выводы, обоснованные предложения и рекомендации по совершенствованию правового регулирования общественных отношений в изучаемой области.

Выполнение дипломной работы является завершающим этапом обучения и имеет своей целью:

систематизацию, закрепление и расширение теоретических знаний и практических навыков и умений;

привитие студентам навыков по применению на практике полученных за период обучения знаний;

совершенствование навыков поиска нормативных правовых источников, ведения самостоятельной работы;

овладение методиками научного исследования;

выявление уровня готовности выпускника к практической работе.

Задачи, решаемые студентом при выполнении дипломной работы, должны быть направлены на достижение поставленных целей и соответствовать требованиям, предъявляемым Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования и задачами, которые он будет решать в своей практической работе.

Выпускная квалификационная работа юриста должна:

носить творческий характер с использованием актуальных статистических данных и действующих нормативных правовых актов;

соответствовать действующим нормативным правовым актам;

отвечать требованиям логичного и четкого изложения материала, доказательности и достоверности фактов;

отражать умения студента пользоваться рациональными приемами поиска, отбора, обработки и систематизации информации, способности работать с нормативно-правовыми актами;

содержать примеры судебной, арбитражной, нотариальной практики по реализации конкретных правовых норм;

быть правильно оформлена (четкая структура, завершенность, логичность содержания, правильное оформление библиографических ссылок, списка литературы и нормативных правовых актов, аккуратность исполнения);

оформляться в виде текста с приложением графиков, таблиц, чертежей, карт, схем и других материалов, иллюстрирующих содержание работы;

быть объемом 2–2,5 п.л. (50–60 страниц машинописного текста).

Выполнение дипломной работы по специальности «Юриспруденция» включает в себя следующие этапы:

ознакомление с требованиями, предъявляемыми к дипломным работам;

выбор и закрепление темы дипломной работы;

назначение руководителя дипломной работы и выдача дипломного задания;

составление плана дипломной работы и согласование его с руководителем;

подбор и изучение нормативных правовых актов, научной, учебной литературы, материалов правоприменительной практики и других источников;

написание и оформление дипломной работы;

подготовка дипломной работы к защите;

защита дипломной работы.

Дипломная работы представляет собой самостоятельное исследование, проведенное студентом под руководством научного руководителя. Это означает, что научный руководитель направляет студента на пути разрешения выбранной им проблемы, но не пишет работу за него.

В обязанности научного руководителя, в частности, входит:

практическая помощь студенту в выборе темы дипломной работы и разработке плана его выполнения;

оказание помощи в выборе методики проведения исследования;

квалифицированные консультации по подбору литературы и фактического материала;

систематический контроль за ходом выполнения дипломной работы в соответствии с разработанным планом;

оценка качества выполнения выпускной квалификационной работы в соответствии с предъявляемыми к ней требованиями (отзыв научного руководителя);

проведение предзащиты выпускной квалификационной работы с целью выявления готовности студента к защите.


2. Методические рекомендации по выполнению дипломной работы

Процесс подготовки, написания и защиты дипломной работы состоит из ряда последовательных этапов:

Выбор темы работы и согласование ее с научным руководителем.

Подбор нормативных правовых актов и иной литературы.

Оформление организационных документов.

Изучение требований к оформлению дипломной работы.

Изучение подобранной литературы.

Написание работы.

Предзащита дипломной работы на кафедре.

Внешнее рецензирование дипломной работы.

Разработка тезисов доклада для защиты дипломной работы.

Защита дипломной работы.

Все перечисленные этапы не равнозначны по сложности и количеству затрачиваемого времени.

Первоначально с научным руководителем согласовывается тематика дипломной работы, составляется план-задание для написания дипломной работы. В последствии научным руководителем составляется отзыв на дипломную работу.

2.1 Выбор и закрепление темы дипломной работы

Дипломная работа – это выпускная квалификационная работа, высшая форма учебно-исследовательской деятельности студента и слушателя в вузе, на основе которой они аттестуются как подготовленные (или прошедшие переподготовку) к работе специалисты. Тема – это наикратчайшая форма предъявления содержания всей работы, отражающая ее сущность.

Научный, профессиональный и практический интерес является основным критерием выбора темы дипломной работы. Необходимо учитывать, что предложенные кафедрой темы дипломных работ являются примерными и в некоторых случаях, с учетом правоприменительной деятельности студента, допускается корректировка и некоторое отступление от предложенной кафедрой тематики, при условии утверждения данной темы с научным руководителем.

Тема дипломной работы может быть предложена специальной заявкой на имя директора филиала предприятием, учреждением, организацией по месту работы студента. Студент имеет право проконсультироваться с любым преподавателем кафедры по вопросам, связанным с выбором темы работы.

При выборе темы работы выпускнику рекомендуется учесть место прохождения преддипломной производственной практики. Это будет способствовать более эффективному сбору и обобщению материалов правоприменительной практики, а само исследование темы и написание работы сделает более интересным и познавательным.

Несколько студентов могут выполнять дипломную работу по одной теме, если объекты их изучения или круг изучаемых вопросов различны. Это различие обязательно отражается в плане дипломной работы.

При выборе темы дипломной работы целесообразно руководствоваться следующим:

тема должна быть актуальной, соответствовать современному состоянию и перспективам развития юридической науки и практики;

как правило, основываться на выполненных курсовых и научных работах в процессе обучения в Университете;

учитывать степень разработки и освещенности ее в литературе;

наличием публикаций по исследуемой проблеме;

возможностью получения необходимого практического материала в процессе подготовки работы;

интересами и потребностями учреждения или органа, на материалах которых выполняется работа;

возможностью проявления способностей студента как исследователя.

Иначе говоря, выбор темы дипломной работы определяется как объективными факторами, так и субъективными.

Тема дипломной работы должна отвечать следующим требованиям:

предельная краткость;

проблемность;

ясность смысла (понятность);

благозвучность.

Большое значения имеет выявление и постановка проблемы. Проблема (от греческого problema – задача, задание) – это теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, исследования. Проблема представляет собой нечто неизвестное, противоречие между научными фактами и их осмыслением. Невозможность объяснить факт или решить задачу с опорой на имеющиеся знания вызывает потребность в новых знаниях, определенных сведениях, необходимых для решения задачи. Научная проблема выражает противоречия, возникающие между имеющейся теорией и новыми научными фактами, которые не удается объяснить при помощи старых, действующих на данный момент теоретических знаний, между конкурирующими научными теориями. Противоречие должно быть осознано и четко сформулировано.

Рекомендуется выбор темы произвести не менее чем за шесть месяцев до защиты.

2.2 Назначение руководителя дипломной работы и выдача дипломного задания

Перед написанием дипломной работы на имя заведующего кафедрой гражданского права каждым студентом-дипломником подается заявление о прикреплении его к кафедре для написания дипломной работы. В заявлении студентом указывается только выбранная им тематика дипломной работы. Заведующий кафедрой утверждает заявление студента после ознакомления с темой выбранной дипломной работы и на основании выбранной студентом темы, распределения нагрузки среди профессорско-преподавательского состава кафедры и т.д., назначает научного руководителя.

После назначения заведующим кафедрой научного руководителя студент согласовывает с последним все вопросы, связанные с подготовкой дипломной работы. Руководитель назначается из числа профессоров, доцентов, старших преподавателей кафедры. По отдельным темам в качестве руководителя могут быть назначены специалисты-практики, наиболее опытные преподаватели.

При подготовке дипломной работы каждому студенту назначаются руководитель и при необходимости – консультанты. Кандидатуры руководителей, рецензентов, консультантов определяются кафедрой.

Руководитель работы должен:

дать задание на выполнение дипломной работы, проставить дату и подпись;

установить студенту календарный рабочий план выполнения дипломной работы (приложение 3), утвердить его (проставить дату и подпись) и контролировать его выполнение;

проверить, насколько обстоятельно подобраны студентом научная и учебная литература, нормативные правовые акты, материалы правоприменительной практики, а при необходимости – дать рекомендации по использованию тех или иных источников в целях составления студентом полной библиографии по теме работы;

консультировать студента по вопросам написания работы, оказывать методическую помощь в преодолении затруднений и проблем;

составить письменный отзыв на дипломную работу в соответствии с требованиями, изложенными в приложении 4.

После назначения руководителя дипломной работы происходит первая консультация преподавателя со студентом, в рамках которой:

руководитель выдает студенту дипломное задание;

руководитель дает методические рекомендации по порядку выполнения дипломной работы, в т.ч. рекомендации по составлению студентом плана дипломной работы.

Научный руководитель рекомендует необходимую литературу, справочные, статистические и архивные материалы, другие источники по теме; проводит систематические, предусмотренные расписанием консультации, консультирует студента по содержанию и оформлению работы; оказывает помощь в сборе дополнительной информации; поддерживает связь с работниками организации, по материалам которой студент пишет выпускную квалификационную работу; читает и корректирует по мере готовности отдельные главы работы, оценивает содержание выполненной работы как по частям, так и в целом, информирует кафедру в случае несоблюдения студентом установленного графика; дает согласие на представление работы к защите.

2.3 Составление плана дипломной работы и согласование его с руководителем

Планирование дипломной работы имеет важное значение для начинающего исследователя. При этом целесообразно различать такие понятия как «план действий по выполнению дипломной работы» и «план дипломной работы».

План действий по выполнению дипломной работы базируется на типовой структуре научного исследования, предполагающей определенную последовательность поисковых шагов, направленных на решение исследуемой проблемы. Он включает:

составление списка литературы по теме исследования;

выделение базовых понятий по теме исследования;

обоснование актуальности темы;

составление плана дипломной работы;

составление обзора литературных источников;

изучение судебной практике по выбранной тематике;

написание текста;

написание заключения и т.п.

Студенту необходимо ясно представлять сетевой график очередности намеченных работ и время, необходимое для решения планируемых заданий и операций. Возможно составление программы научного исследования, которая составной частью включала бы ряд процедурных моментов, таких как:

методика сбора и анализа данных по исследуемому вопросу;

изучение материалов, имеющихся по данной теме, нормативных актов, научной литературы, передового опыта в сфере гражданского права т процесса и других дисциплин гражданско-правового направления, а также статистических данных, отчетности, обработку полученных данных и т.п.

Все вопросы, связанные с порядком проведения исследования, должны быть согласованы с научным руководителем, руководством практического органа (учреждения), на базе которых проводится исследование.

План дипломной работы представляет собой последовательность расположения основных частей, к которым относят введение, основной текст (т.е. главы и параграфы), заключение, а также части ее справочно-сопроводительного аппарата (примечания, приложения).

Правильно построенный план служит организующим началом, помогает обобщить и систематизировать накопленный материал, способствует стройному (последовательному, логическому или историческому) изложению.

План дипломной работы студент составляет самостоятельно с учетом цели и задач исследования. Он корректируется и утверждается научным руководителем. Составленный план не носит окончательного характера, а может дополняться, изменяться, так как в творческом исследовании план всегда имеет динамический характер. План должен быть гибким, чтобы включать в него новые аспекты и результаты, полученные в ходе исследования.

План дипломной работы отражает ее содержание. Содержание дипломной работы должно соответствовать теме работы, не выходить за ее пределы. В то же время тема дипломной работы должна быть раскрыта полностью, что также следует из ее содержания, отражаемого в плане работы. Поэтому план дипломной работы – важнейшая составляющая процесса написания работы.

План работы указывается в оглавлении и располагается на второй странице работы (приложение 8). Оглавление включает в себя перечень структурных элементов работы (с указанием страниц, где они расположены) и обычно состоит из:

введения;

основной части, которая разбита на две (максимум три) главы, а каждая глава разделена на два (максимум три) параграфа; но при этом общее число параграфов в работе, как правило, не превышает четырех-пяти (большее число крайне редко и зависит от специфики темы работы);

заключения;

списка сокращений и обозначений;

библиографии;

аннотации;

приложений.

План дипломной работы должен быть составлен студентом и представлен в установленные сроки научному руководителю на согласование. Представляя научному руководителю план дипломной работы, рекомендуется дать пояснения по содержанию каждого параграфа, где указать, какие именно проблемы будут исследоваться, освещаться.

В процессе работы план дипломной работы может уточняться: содержание глав, параграфов может расширяться; главы, параграфы могут переименовываться; могут вводиться новые параграфы, главы и др. Но любые изменения в плане работы в обязательном порядке должны быть согласованы с научным руководителем.

При составлении плана работы необходимо учесть, что первая глава работы посвящается, как правило, общетеоретическим проблемам, выявлению правовой природы рассматриваемого института права, определению его места в системе права, установлению взаимосвязи и взаимозависимости со смежными правовыми институтами. В последующих главах студенты отражают исследование специфики правового регулирования предмета дипломной работы. Название главы не должно повторять название темы дипломной работы, а название параграфа не должно повторять название главы.

2.4 Подбор и изучение нормативных правовых актов, научной, учебной литературы, материалов правоприменительной практики и других источников

Студенту – дипломнику следует проанализировать, с какими уже изученными или планируемыми к изучению темами наиболее близка тема выбранной дипломной работы. После определния темы дипломного проекта можно обращаться за помощью к профессиональным авторам на этом сайте https://kursovaya-nizhnevartovsk.ru/ и у них заказать дипломную работу в Нижневартовске.По рабочей программе соответствующей дисциплины можно подобрать основные источники.

Знакомиться с литературой по теме работы целесообразно в следующей последовательности:

нормативные правовые документы, регламентирующие вопросы тематики работы (законы, подзаконные акты);

учебники и учебные пособия раскрывающие вопросы темы дипломной работы;

научные издания (монографии) так или иначе затрагивающие аспекты темы работы;

периодические издания (журналы), раскрывающие вопросы правоприменительной практики по теме работы и определяющие перспективы развития соответствующих отраслей права, определяющих содержания темы работы;

материалы судебной практики (постановления арбитражных судов, суда общей юрисдикции, мировых судей) по тематике дипломной работы;

статистические данные позволяющие определить тенденции и направления правоприменительной практики по вопросам темы;

данные системы Интернет на правовых сайтах ведущих юридических факультетов российских университетов, таких как МГУ, СПбГУ, УрГЮА, ТГУ и т.п.

В процессе написания дипломной работы происходит углубленное изучение нормативных правовых актов, научной, учебной литературы, материалов правоприменительной практики.

Подбор нормативных правовых актов, научной, учебной литературы, материалов правоприменительной практики осуществляется студентом с момента начала работы над темой дипломной работы и завершается после согласования плана работы с научным руководителем.

Однако в процессе изучения библиографии, написания работы, студент должен изучить те новые источники, которые им выявлены. Если в процессе написания работы появились новые нормативные правовые акты, относящиеся к теме работы, то они должны быть в обязательном порядке учтены и использованы.

После сдачи готовой работы на кафедру (за месяц до начала государственных экзаменов) вновь принятые нормативные правовые акты (либо изменения, дополнения к ним) могут не использоваться, но в ходе своего выступления при защите работы в период государственной аттестации студент должен сказать о появившихся изменениях и том, как они затрагивают исследуемую тему. По этим причинам не рекомендуется избирать для написания работы те темы, по которым в период ее выполнения возможны изменения в нормативных правовых актах.

При выполнении дипломной работы в обязательном порядке должны быть использованы труды современных ученых, монографии, пособия, статьи из журналов, сборники научных трудов, сборники научных статей, материалы конференций, семинаров и др.

Студенту следует прочесть и использовать в работе статьи, опубликованные по теме работы за последние три года в следующих журналах:

«Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации»;

«Вестник Московского университета», серия «Право»;

«Государство и право»;

«Закон»;

«Законность»;

«Правоведение»;

«Российская юстиция»;

«Хозяйство и право»;

«Юрист» и др.

Анализируя правоприменительную практику, следует учесть, что приводимые в работе примеры судебной практики должны подтверждать те выводы, которые формулируются студентом, а не просто перечисляться в библиографии.

В работе должны использоваться в обязательном порядке материалы правоприменительной практики за последний календарный год (не менее 5 примеров из судебной практики). При подборе примеров следует обращать внимание на судебные акты высших судебных инстанций – решения Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Верховного Суда РФ. Решения низших судебных инстанций могут быть использованы, в крайнем случае (например: отсутствует практика правоприменения высших судебных инстанций, высшие судебные инстанции, вынося решение, допустили ошибку и др.).

Материалы правоприменительной практики должны быть не просто приведены в списке литературы. Их следует имплантировать в текст работы, подкрепить ими свои выводы и предложения, логику своих размышлений.

При подборе литературы необходимо сразу составлять библиографическое описание отобранных изданий, которое производится в строгом соответствии с порядком, установленным для библиографического описания произведений печати. На основании произведенных записей составляется список нормативных правовых актов и литературы по тематике работы. Данный список согласовывается с научным руководителем.

Грамотная и тщательная работа по составлению списка нормативных правовых актов и литературы по тематике работы создает возможность студенту разобраться в важнейших вопросах темы диплома и приступить к планированию своей деятельности по написанию работы.

2.5 Оформление организационных документов

В целях экономии трудозатрат студенту-дипломнику следует провести мероприятия по составлению плана написания текста работы до того, как будет написана первая строка работы. Для этого оформляются организационные документы, составляемых в двух экземплярах: первый остается в научного руководителя, второй у студента – дипломника.

В связи с вышеизложенным, необходимо дать перечень необходимых организационных документов, к которым относятся:

Задание на дипломную работу.

План дипломной работы.

Список литературы, которую необходимо использовать и ссылки на которую необходимы при написании текста дипломной работы.

Остановимся более подробно на каждом из вышеперечисленных организационных документах:

Задание на дипломную работу.

Задание для написания дипломной работы должно содержать в себе:

Тему дипломной работы.

Установочные данные студента дипломника (фамилию, имя, отчество; номер группы).

Цель и задачи написания работы.

План работы, с указанием срока предоставления отдельных глав (вопросов) научному руководителю.

Установленный научным руководителем объем дипломной работы.

Срок предоставления законченной дипломной работы научному руководителю.

Дату выдачи задания студенту.

Отметку о получении студентом, дипломником задания.

Вместе с тем считаем целесообразным обратить внимание на заполнение отдельных граф задания. Основой задания для написания дипломной работы является правильное уяснение студентом цели и задачи дипломной работы.

Необходимо отметить, что формирование целей и задач написания дипломной работы является обязанностью научного руководителя, т. к. от их содержания зависит составление плана работы и содержание ее отдельных глав.

При составлении задания следует обратить внимание на формулировку названия глав дипломной работы, вопросов и подвопросов отдельных глав.

При оформлении задания научный руководитель определяет срок предоставления законченной работы.

График написания и оформления дипломной работы составляется в зависимости от выбранного студентом и согласованного с научным руководителем метода написания работы.

Можно выделить три основных метода написания дипломной работы:

Последовательный метод.

Выборочный метод.

Целостный метод.

Раскроем содержание каждого метода:

Написании дипломной работы последовательным методом как правило возможно при хорошей подготовке студента и позволяет практически сразу создать логически стройный текст, но требует сравнительно много времени, так как пока автор не закончил очередной главы (вопроса) работы, он не может перейти к следующей.

Написание работы выборочным методом предполагает обработку исходного эмпирического материала в любой удобной для автора последовательности, что позволяет наиболее эффективно работать при дефиците времени. Как правило, недостатком данного метода написания является потеря логики изложения.

Написание работы целостным методом предполагает написание студентом основы отдельных глав работы с попыткой раскрытия сути рассматриваемых в работе проблем. Написав, таким образом, основную часть работы и ознакомив с ним своего научного руководителя, студент корректирует каждую главу и вопрос работы, с учетом пожелания научного руководителя. Целостный подход к написанию работы позволяет минимизировать количество времени на подготовку окончательного варианта работы, максимально учесть пожелания научного руководителя, избежать ненужной и лишней работы.

В зависимости от уровня усвоения материала, формы обучения, индивидуальных особенностей студента, по согласованию с научным руководителем целесообразно выбрать любой из трех методов написания работы.

Составным элементом задания является план работы, который, безусловно помогает максимально эффективно распределить время на разработку составных частей дипломной работы, контролировать процесс написания работы, корректировать направления научного исследования, своевременно подготовить, оформить и представить дипломную работу на кафедру.

План дипломной работы выступает основой для составления такого раздела дипломной работы как «Содержание».

Список использованных источников и литературы располагается после заключения и позволяет автору документально подтвердить достоверность приводимых в тексте дипломной работе заимствований.

Учитывая уровень данного вида письменной работы, при написании дипломной работы рекомендуется использовать не менее 50 нормативных правовых источников и иной литературы. При этом ссылка на базовые учебники и действующие комментарии кодексов нежелательна, т.к. их знание и соответствующие использование студентом предполагается по умолчанию. В конце списка используемых источников и литературы автор ставит дату написания работы, и свою подпись.

2.6 Написание и оформление выпускной квалификационной (дипломной) работы

Изучив нормативно-правовые акты, литературные источники, студент приступает к написанию рукописи дипломной работы.

Сначала рекомендуется написать черновик работы, придерживаясь утвержденного научным руководителем плана работы (оглавления). Черновик следует представить научному руководителю, который выскажет замечания и предложения, направленные на улучшение работы. После устранения замечаний работа представляется научному руководителю вновь. Если работа получает одобрение, то студент оформляет рукопись набело, указывает дату исполнения и ставит свою подпись на титульном листе работы и после заключения (перед библиографией), а затем передает научному руководителю для составления отзыва.


2.6.1 Структура дипломной работы

При всем многообразии походов к написанию различных тем дипломной работы наиболее оптимальной является следующая структура дипломной работы:

введение;

основной текст дипломной работы;

заключение.

Не смотря на различие тематики дипломных работ по специальности «юриспруденция» к основных структурным элементам дипломной работы предъявляется ряд общих требований. Выполнение данных требований безусловно оказывает существенное влияние на качество работы.

Допускается во введении определить границы предмета темы. Однако определение границ предмета темы (сужение или расширение) должно иметь разумные пределы и быть незначительным. Следует помнить о том, что содержание работы должно соответствовать теме работы.

Рассмотрим указанные элементы введения более подробно.

Актуальность темы

Здесь обосновывается выбор студентом тематики дипломной работы, в общих чертах показывается степень ее разработанности, очерчиваются существующие проблемы теоретического и практического характера. В качестве подтверждения актуальности темы можно упомянуть, к примеру, существующие законопроекты в соответствующей области, привести статистические данные или выдержки из выступлений известных государственных или общественных деятелей, федеральных целевых программ и т.п.

Цели и задачи исследования

Целью исследования выступает то, к чему стремится в итоге исследователь, в дипломной работе выделяют одну или две основные цели. В свою очередь, достижение цели возможно посредством выполнения ряда более мелких задач. Например, в качестве цели дипломной работы может выступать раскрытие сущности, содержания и правовой природы какого-либо юридического явления, выявление теоретических и практических проблем, а также формулирование предложений по улучшению законодательства. Задачами исследования может выступать: изучение исторического опыта правового регулирования соответствующих отношений; конструирование определений соответствующих правовых явлений; выявление разновидностей, т.е. классификация изучаемых правовых явлений; обнаружение недостатков и пробелов действующего законодательства и т.д.

Объект и предмет исследования

И объект, и предмет – это то, на что направлено внимание субъекта, т.е. исследователя – студента. Вместе с тем, объект – более широкое понятие, тогда как предмет является конкретизацией объекта.

В качестве объекта исследования выступают общественные отношения. Предметом исследования, т.е. тем, на что непосредственно направлено внимание студента, являются нормы права, правоприменительные акты, в том числе материалы судебной практики, теоретические положения по соответствующим вопросам, проблемы правового регулирования соответствующих отношений.

Методология исследования

Методология исследования – это система приемов и способов, используемых для познания предмета исследования. Наиболее распространенная классификация методов исследования – это деление их на:

методы материалистической диалектики (общенаучные или общефилософские методы – анализ и синтез, дедукция и индукция, сравнение, аналогия и пр.;

специальные методы, присущие группе наук или дисциплин – статистический, математический, кибернетический, исторический;

частно-правовые методы, которые применяются только в юриспруденции – формально-логический метод, метод толкования права, сравнительно-правовой метод, историко-правовой метод.

Классификация методов познания правовой действительности может проводиться в зависимости от стадий научного познания. В этом случае методы делятся на методы:

сбора и изучения единичных фактов; обобщения;

научной абстракции;

познания закономерностей.

Используют и методы толкования права, с помощью которых уясняется содержание, смысл правовых норм, воля законодателя, выраженная в нормативных правовых актах:

грамматический метод – применение правил грамматики, определение значений терминов, осуществление синтаксического и стилистического анализа текста нормативного акта;

логический метод – выявление содержания юридических и иных понятий, выведение нормативных суждений из общих норм права, уяснение смысла неясных нормативно-правовых предписаний;

системный метод – рассмотрение явлений в системе, которая состоит из элементов, взаимосвязанных между собой определенным образом;

исторический метод – уяснение конкретно-исторической обстановки, в которой был принят тот или иной нормативно-правовой акт и которая повлияла на его содержание;

телеологический (целевой) метод – анализ нормативно-правовых актов и обстановки их принятия для выяснения цели акта или нормы.

Допустимо использование конкретно-социологических методов, с помощью которых изучаются процессы и явления, составляющие конкретно-исторические условия принятия и действия правовых норм:

наблюдение – это целенаправленное восприятие познающим субъектом объекта в его непосредственном бытии, т.е. восприятие «со стороны»;

анкетирование – это письменный опрос респондентов;

интервьюирование – это непосредственная и целенаправленная беседа с респондентом;

метод экспертных опросов – это сбор данных, основанный на использовании опыта, знаний и интуиции экспертов в исследуемых областях;

анализ документов (письменных источников, доказательств) – установление авторства документа, целей и контекста его создания, соотношение фактов, отраженных в документе, с изучаемой действительностью, влияние на содержание документа взглядов, оценок, социальных и политических предпочтений автора;

метод сравнении – способ, при помощи которого устанавливается тождество или различие исследуемых объектов – явлений, вещей путем их сопоставления, различения по какому-либо признаку или свойству;

метод классификации – распределение предметов какого-либо рода на классы согласно присущим им признакам, отличающим их от предметов других родов; при этом каждый класс занимает в получившейся системе постоянное место и, в свою очередь, может делиться на подклассы;

корреляционный анализ – интенсивность влияния каждого из названных признаков на совокупный результат.

Кроме того, развитие российской юридической науки с неизбежностью ведет и к появлению новых методов изучения правовых явлений. Так, в последнее время российские правоведы все чаще обращаются к экономическому анализу права. Данный метод исследования широко используется зарубежными исследователями и, прежде всего, американскими.

Во введении один-два параграфа посвящаются перечислению и описанию методов, которыми пользовался студент при проведении исследования.

Теоретическая база

Во введении коротко обозначается, труды каких исследователей легли в основу исследования. В качестве теоретической базы исследования могут выступать работы по общей теории права, работы представителей той или иной отраслевой юридической, работы философского, исторического или социологического характера. Для написания дипломной нужно анализировать и выводы, изложенные представителями отраслевой юридической науки, соответствующей теме работы. Помимо учебников и учебно-методических пособий необходимо изучать монографии, авторефераты и диссертации, научную периодику.

Для наиболее успешного проведения исследования следует обращаться к трудам правоведов дореволюционного и советского периода, ведь многие выводы, используемые в настоящее время в теории, были сделаны именно тогда. При подготовке дипломной работы студенту следует изучить и современные работы, в которых рассматриваются соответствующие правоотношения.

Одним из источников правовой теории являются специализированная периодика. В настоящее время в России выпускается большое количество журналов по правовой тематике, среди которых можно выделить:

Академический юридический журнал;

Актуальные проблемы правоведения;

Государство и право;

Журнал российского права;

Закон;

Законодательство и экономика;

Законы России: опыт, анализ, практика;

Известия высших учебных заведений. Правоведение;

Право: теория и практика;

Российский юридический журнал;

Российское право;

Современное право;

Хозяйство и право;

Юридический мир.

Помимо этого, многие вузы выпускают свои вестники. Поэтому можно также смотреть, к примеру, Вестник Московского университета (серия «Право»), Вестник Российской правовой академии, Вестник РУДН (серия «Юридические науки»), Вестник Саратовской государственной академии права и т.д.

После просмотра названных выше журналов следует обратиться к специализированным изданиям, подходящим к выбранной Вами тематике исследования.

Нормативная база

Дипломная работа юридического характера должна строиться на анализе нормативных актов. При подготовке к дипломной студент может использовать широкий массив нормативных документов: международные договоры, конвенции и соглашения; Конституция Российской Федерации и конституции или уставы субъектов Российской Федерации; федеральные конституционные и федеральные законы, а также законы субъектов; кодексы, принятые на обоих уровнях законодательства; подзаконные акты Президента, Правительства, министерств, агентств и служб Российской Федерации, а также акты органов исполнительной власти субъектов РФ.

Кроме этого, интерес представляют акты, утратившие силу. В зависимости от конкретной темы исследования могут использоваться акты Российской империи, нормативно-правовые акты советского периода, уже утратившие силу российские законы.

Тенденции развития того или иного правового явления можно отследить на основе анализа соответствующих законопроектов.

Целесообразным может быть изучение зарубежного опыта законодательного регулирования отношений, рассматриваемых в дипломной работе.

Эмпирическая база

Как известно, любая теория должна подтверждаться практикой. Эмпирические данные должны исследоваться при подготовке дипломной работы практически по любой тематике. В качестве эмпирической основы дипломной работы могут выступать различные тексты договоров, писем, жалоб, заявлений; правоприменительная практика судов и иных государственных органов, статистические сведения, социологические опросы. Во введении в общем виде следует указывать, что послужило эмпирической основой исследования.

При подготовке дипломной работы по гражданско-правовой специализации наибольшее значение имеет судебная практика. Это может быть практика высших органов судебной власти России – Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда. Кроме того, несомненным плюсом работы станет изучение и анализ решений и определений по конкретным делам. Также можно привлекать практику Европейского Суда по правам человека, российских и зарубежных третейских судов.

К печатным источникам относятся вестники и бюллетени органов судейского сообщества. Прежде всего, это «Вестник Конституционного Суда Российской Федерации», «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации» и «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации». В них печатаются все постановления Пленумов, информационные письма, обзоры практики ВАС РФ и ВС РФ. Кроме того, свои издания есть у многих судов нижестоящих уровней. «Бюллетень Европейского Суда по правам человека» представляет собой русскоязычную копию официального вестника Европейского Суда с кратким изложением всех постановлений и решений, который выпускается Секретариатом Суда в Страсбурге. Кроме того, с 2005 г. издание включает и полные тексты постановлений и решений Суда по жалобам граждан против властей Российской Федерации.

Решения Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате РФ можно найти в журнале «Международный коммерческий арбитраж». Решения Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции РФ и о соответствии ей законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной думы, Правительства РФ публикуются в пятом разделе издания «Собрание законодательства Российской Федерации».

Основная часть (основной текст) дипломной работы делится на главы, главы на параграфы, а параграфы на вопросы. Основная часть работы посвящается отражению результатов проведенного исследования и выводов, а также предложений, выносимых на защиту. Необходимо, чтобы студент, изучив ту или иную проблему, суммировал научные точки зрения, проанализировал правоприменительную практику, на основе чего сформулировал бы свое отношение к ней, предложил бы новые основания или варианты ее решения. Выводы и предложения, формулируемые студентом в основной части работы, должны основываться на логике его рассуждений, при необходимости подкрепляться материалами правоприменительной практики.

Количество глав в дипломной работе строго не регламентируется. Однако, учитывая то, что дипломная работа является разновидностью научно-исследовательской работы и должна отвечать соответствующим критериям, в дипломной работе, как правило, должны быть рассмотрены:

Исторические аспекты тематики работы и (или) предпосылки формирования того или иного правового института, определяющего направления дипломного исследования.

Теоретические аспекты правового регулирования предмета исследования дипломного сочинения в соответствии с нормами действующего законодательства.

Выделены проблемы практического применения действующего законодательства по предмету исследования в разрезе анализа судебной и иной правоприменительной практики.

Исходя из вышеизложенного, дипломная работа, как правило, должна состоять их трех глав.

Первая глава посвящается исследованию исторических вопросов и (или) предпосылок формирования того или иного правового института, определяющего направления дипломного исследования. В данной главе излагается процесс зарождения и становления рассматриваемого правового института в России и наличие аналогичных правовых институтов в других зарубежных странах. Структурно первая глава должна включать от 10% до 15% текстового материала дипломной работы.

Вторая глава посвящается анализу теоретических проблем правового регулирования предмета исследования дипломного проекта. В данной главе излагается сущность и актуальность темы работы, затрагиваются теоретические дискуссионные вопросы, отражаются различия во взглядах ученых. В этой главе автор должен высказать свою точку зрения к спорным теоретическим положениям, и обосновать собственную позицию опираясь на нормы действующего законодательства. Структурно вторая глава должна включать от 50% до 60% текстового материала дипломной работы.

Третья глава посвящается проблемам практического применения действующего законодательства по предмету исследования. В данной главе автор, должен дать анализ судебной и иной правоприменительной практики, вычленить наиболее часто встречающиеся судебные ошибки, показать статистические данные и попытаться определить закономерности дальнейшего развития правовых институтов. Содержание данной главы наглядно показывает способность автора работы к самостоятельным суждениям и выводам. В этой главе как в никакой другой должны проявиться элементы научности и умения выражать и обосновывать свою точку зрения, творческая инициатива и самостоятельность автора дипломной работы как будущего юриста. Структурно первая глава должна включать от 50% до 40% текстового материала дипломной работы.

Однако возможен вариант работы, состоящей из двух глав.

Такое построение дипломной работы может быть целесообразно как минимум в двух случаях:

Первый случай характерен для работ, в которых автор в одной из глав одновременно с анализом существующих проблем правового регулирования обосновывает направления их решения путем внесения изменений в действующее законодательство. В данной ситуации материал дипломной работы строится по следующей структуре:

Первая глава посвящается анализу теоретических аспектов темы исследования. Вторая глава посвящается анализу проблем и противоречий правоприменительной практики и путей совершенствования норм права, в результате чего создастся возможность устранения данных противоречий.

Второй случай возможен, когда в дипломной работе исследуются два равнозначных правовых института (например, «Сравнительная характеристика способов обеспечения обязательств в гражданском и налоговом праве России», «Институт юридической ответственности в российском законодательстве» и т.п.). В данной ситуации материал дипломной работе строится по следующей структуре:

Первая глава посвящена теоретическим и практическим проблемам одного правового института, а также пути совершенствования данного института. Вторая глава посвящена тем же аспектам для второго правового института.

При составлении плана работы необходимо обратить внимание на то, чтобы в главах и вопросах работы не рассматривались одинаковые проблемы.

Как правило, название главы работы должно состоять из одного предложения. Но не следует стремиться к чрезмерной краткости, поскольку чем короче название главы (вопроса), тем он шире по своему содержанию.

Необходимо обратить внимание студентов на нецелесообразность присваивать отдельным главам (вопросам) дипломной работы названий, совпадающих с названием вопросов, содержащихся в главах учебников и учебных пособий, т. к. это несомненно будет сковывать творческие возможности дипломника и создаст объективные предпосылки для механического переписывания этих источников, что несомненно будет отмечено научным руководителем и рецензентом.

Заключение является той частью дипломной работы, в которой автор подводит общие итого работы по всем ее главам. Безусловно, заключение должно содержать основные теоретические выводы, к которым автор пришел самостоятельно в ходе работы по предмету своего дипломного сочинения. В заключении должны быть отражены только те положения, которые освещены в главах работы. Учитывая то, что заключение определяет уровень самостоятельности и авторской индивидуальности работы в тексте заключения не рекомендуется приводить цитаты других авторов. Обычно заключение содержит от 3 до 5 страниц работы.

Студент должен сформулировать выводы и предложения, направленные, в том числе, на совершенствование законодательства и практики его применения. Положения, выносимые на защиту, должны быть конкретными, актуальными, иметь научный вес и практическое значение. Также в заключении студенту важно определить возможные направления для дальнейших исследований в той научной сфере, где проводилось исследование.

2.6.2 Требования к оформлению текста дипломной работы

Правила оформления текстов дипломных работ достаточно четко определены в государственных стандартах, а именно:

ГОСТ 9327.

ГОСТ 7.32–91.

ГОСТ 7.9–95.

ГОСТ 2.105–95.

ГОСТ Р 6.30–97.

Нарушение требований данных стандартов является основанием (хотя и формальным) для воспрепятствования допуску дипломной работы к защите.

Требования государственных стандартов:

Текст работы готовится в двух экземплярах: один экземпляр (текстовой вариант) представляет текст работы на бумажных листах формата А4; второй экземпляр (электронный вариант) в электронном виде в текстовом редакторе WORD на дискете 1,44 Мб.

Электронный вариант работы предоставляется на дискете 1,44 Мб. При этом на дискете должна присутствовать бумажная маркировка с указанием фамилии и инициалов дипломника, темы работы, фамилии, инициалов научного руководителя, даты написания работы.

Текстовой вариант предоставляется в прошитом виде, при этом после титульного листа вшивается лист задания научного руководителя. Листы текстового варианта работы должен быть прошиты так, чтобы исключалось изъятие отдельных листов работы.

Текстовой вариант работы выполняется на белой бумаге формата А4 (210х297 мм).

Текст работы излагается на одной стороне листа.

Все линии, цифры, буквы и знаки дипломной работы должны быть черными по цвету.

Каждая страница работы оформляется со следующими полями: верхнее – 20 мм; нижнее – 20 мм; правое – 10 мм; левое – 30 мм. Отступ от нижнего и верхнего колонтитула по 12,5 мм.

Основной текст работы при наборе на компьютере печатается в текстовом редакторе WORD стандартным шрифтом Times New Roman, размер шрифта 14, межстрочный интервал – полтора. Текст подстрочных ссылок печатается в текстовом редакторе WORD стандартным шрифтом Times New Roman, размер шрифта 10, межстрочный интервал – минимум.

Вписывать в текст работы отдельные слова, формулы, условные знаки допускается чернилами, тушью, пастой черного цвета, при этом плотность вписанного текста должна быть приближена к плотности основного текста.

Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе написания и проверки работы, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста (графиков) машинописным или рукописным способами. Работа с большим количеством исправленных опечаток (более чем на 5% от общего количества листов) или оформленная небрежно (мятые листы, посторонние помарки, грязь, разводы на листах бумаги) не допускается к защите либо может быть снята с защиты.

Страницы дипломной работы нумеруются арабскими цифрами в правом верхнем углу без точки в конце. Отсчет нумерации страниц дипломной работы начитается с титульного листа, при этом номер 1 страницы на титульном листе не печатается. Нумерация работы заканчивается на последнем листе списка литературы, на котором автором работы ставится дата написания работы и подпись. Станицы приложений вшитых в дипломную работу после списка литературы не нумеруются.

Оптимальный объем работы должен составлять 60 страниц машинописного текста. Необходимо учесть, что в заданные параметры объема работы приложения, схемы, графики, расположенные вне рамок основного текста работы, не включаются.

Текст дипломной работы должен содержать:

титульный лист дипломной работы;

соответствующим образом оформленное задание, подписанное студентом и научным руководителем;

содержание работы, с указанием всех глав, вопросов и номера страниц с которой начинается соответствующая глава, вопрос;

введение;

основную часть, состоящую из глав;

заключение;

список использованных источников и литературы;

приложения, которые должны иметь соответствующий заголовок.

Каждая глава в дипломной работе начинается с новой станицы. Это правило относится и к введению, заключению, библиографическому списку, приложениям. Каждая глава и параграф начинаются с заголовка в полном соответствии с записью в оглавлении работы. Заголовки глав дипломной работы пишутся прописными заглавными буквами симметрично относительно текста работы без подчеркивания. Перенос слов в наименовании глав не допускается. Не допускается подчеркивание заголовка глав. Точка или двоеточие в конце заголовка глав не ставятся.

Главы нумеруются арабскими цифрами с точкой на конце без слова «глава». Номер параграфа состоит из двух цифр: номера главы и номера параграфа с точками после них. Введение, заключение и библиографический список не нумеруются (в оглавлении не указывается их порядковый номер).

Расстояние между заголовками главы и последующим текстом должно быть равно двум полуторным интервалам. Такое же расстояние выдерживается между заголовками главы и параграфа. Расстояние между заголовком параграфа и последующим текстом должно быть равно одному полуторному интервалу, как в тексте. Наименование глав выделяется жирным шрифтом и заглавными буквами, наименование параграфов – только жирным шрифтом. Точку в конце заголовка не ставят. Не допускается подчеркивание заголовков и перенос слов в заголовке.

Заголовки вопросов (параграфов) пишутся строчными буквами (кроме первой прописной), перенос слов в заголовке вопроса (параграфа) не допускается. Не допускается подчеркивание заголовка вопроса (параграфа). Точку и двоеточие в конце заголовка вопроса (параграфа) не ставят. Расстояние между заголовками вопросов (параграфов), пунктов и первой строкой последующего текста, а также последней строкой предыдущего текста должно быть равно пробелу равному полуторному интервалу (8–10 мм).

Абзацы начинаются отступом, равным 5 пробелам (при компьютерном наборе величина абзацного отступа стандартная -1,27 см).

Введение, заключение и список используемых источников и литературы должны начинаться с новой страницы и отделяться от основного текста пробелом в полуторный интервал (8–10 мм).

Типичная ошибка, допускаемая студентами – неправильное библиографическое описание нормативно-правовых акт и литературных источников. Правила библиографического описания и образец оформления списка литературы приведены в приложениях №№9–11.

Библиография структурно состоит из четырех разделов:

Нормативные правовые акты.

Документальные источники (документы, судебные дела, статистические сборники, архивные материалы судов и государственных органов).

Научная и специальная литература.

Учебники.

В разделе «Нормативные правовые акты» источники группируются и располагаются в следующем порядке:

международные договоры;

Конституция Российской Федерации;

федеральные конституционные законы;

федеральные законы;

указы Президента Российской Федерации;

постановления Правительства Российской Федерации;

законы субъектов Федерации;

нормативные правовые акты местного самоуправления;

ведомственные нормативные правовые акты.

Например:

Конституция РФ: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. – М.: Юрид. лит., 2002. – 64 с.

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ. принят ГД ФС РФ 21.12.2001. // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, №1 (ч. 1), ст. 3.

Раздел «Документальные источники (документы, судебные дела, статистические сборники, архивные материалы судов и государственных органов)» состоит из следующих групп источников:

постановления Конституционного Суда Российской Федерации;

постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

информационные письма Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

решения Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по конкретным делам;

решения нижестоящих судебных инстанций.

Раздел «Научная и специальная литература» (монографии, журнальные статьи, учебные пособия, научные журналы и т.п.) состоит из двух групп источников:

книги, брошюры, монографии, пособия, справочники и т.п.;

статьи из газет и журналов.

В каждой из названных групп источники располагаются в алфавитном порядке по первой букве их библиографического описания.

Например:

Абрамов А.К. Субъекты гражданско-правовой ответственности // Российская юстиция. – 2002. №3 – С. 25.

Борисов М.К. Акцепт в обязательственных правоотношениях // Законность. – 2001. №10 – С. 17.

Если в работе были использованы диссертационные исследования и авторефераты, то они помещаются отдельным разделом после раздела «Учебники».

Нумерация источников в библиографии должна быть сплошной.

Дипломная работа может иметь приложения, в качестве которых могут выступать проекты нормативных правовых актов, статистические и социологические анализы и обзоры, графики, таблицы, схемы и.т. п.

В библиографии должны быть указаны источники, имеющие непосредственное отношение к теме работы. Как правило, список литературы включает в себя 40–50 источников, из которых не менее половины составляет научная и учебная литература.

2.6.3 Правила оформления библиографических ссылок и списка литературы

Все приведенные в дипломных работах цитаты, мнения авторов, статистические сведения, ссылки на нормы действующего законодательства должны быть оформлены, согласно требованиям государственных стандартов библиографическими ссылками. Обычно это необходимо в следующих случаях:

Когда автор обосновывает принципиально важный тезис и хочет подтвердить свою позицию высоким авторитетом (закон, подзаконный акт, ведущий ученый и т.д.).

Когда пишущий не согласен с точкой зрения, имеющейся в литературе. В этом случае необходимо дословно выписать критикуемую точку зрения (основное ее существо), чтобы было наглядно видно, какое положение критикуется.

При написании и оформлении текста дипломных работ следует помнить, что цитаты должны применяться только по принципиальным вопросам и положением. Обильное цитирование не рекомендуется. Максимальный размер цитаты не должен превышать двух строк текста работы.

Цитирование авторов необходимо только по их произведениям. Когда они не доступны, то можно воспользоваться цитатой этого автора, опубликованной в другом издании, тогда ссылке должны предшествовать слова: цит. по ….:

Например:

Цит. по кн.: Маслов П.Р. Обязательства. М., 2005. – С. 203.

Цитаты, точно соответствующие источнику, обязательно оформляются кавычками. Ссылке на незаконченные цитаты предшествует сокращенное слово «Смотрите».

Например:

См.: Иванов П.Ф. Обязательственное право. СПб.: Изд-во Сема, 2006. – С. 15.

На каждую цитату (закавыченную или незакавыченную) обязательно должна быть оформлена библиографическая ссылка, в противном случае такое заимствование чужих мыслей, фактов расценивается как плагиат и бесспорно является веским основанием к снижению оценки при защите дипломной работе.

При написании дипломной работы могут применяться следующие виды библиографических ссылок:

внутритекстовые;

подстрочные;

повторные.

Остановимся более подробно на каждом виде библиографических ссылок.

Внутритекстовые ссылки применяются в тех случаях, когда значительная часть ссылки вошла в основной текст, оформляются в скобках, т.е. элементы ссылки, вошедшие в текст, не повторяются, а приводятся только недостающие элементы описания.

Например:

А.Р. Бойченко в своей книге «Ответственность по денежным обязательствам» (М., 1999, С. 21) подчеркивает, что…

Подстрочные ссылки применяются в следующих случаях:

При ссылке или цитировании нормативно-правового акта, монографии, статьи.

Когда в тексте их помещать невозможно, чтобы не усложнять чтение текста и его восприятие.

Подстрочные ссылки располагаются под текстом каждой станицы и отделяются от него строкой (линией) в 20 знаков и пробелом в полтора интервала. Не допускается переносить ссылки на следующую страницу. Текст подстрочной ссылке печатается в текстовом редакторе WORD стандартным шрифтом Times New Roman, размер шрифта 10, межстрочный интервал – минимум.

При нескольких ссылках на одной странице, линия отделения ссылок от текста поднимается выше, а основной текст переносится на другую страницу, применяется подстрочная нумерация ссылок. Номера ссылок (сносок) обозначаются арабскими цифрами без скобок и точек.

При ссылке на нормативно-правовой акт обязательно указывается полное наименование акта, номер его регистрации в Министерстве юстиции РФ, дата его принятия и источник публикации.

Например:

1 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ. принят ГД ФС РФ 21.12.2001. // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, №1 (ч. 1), ст. 3.

2 Устав Новосибирской области: Закон Новосибирской области №33-ОЗ от 05.04.1996 г. // Советская Сибирь, №68, 11.04.1996 г., ст. 70;

Повторные ссылки сокращают их объем путем усечения и замены отдельных сведений или ссылки в целом словесным эквивалентами. Замену словами «Там же» применяют в тех случаях, когда на одной странице текста повторная ссылка следует за первичной на один и тот же документ.

Например:

1 Журавков А.Н. Банковский кредит. – М.: 1999. – С. 33.

2 Там же. – С. 42.

Если в тексте работы дается ссылка на одно произведение данного автора, то в повторной ссылке опускаются все элементы, кроме фамилия автора и номера, а заглавие работы заменяется словосочетанием «Указ. Соч.» или «Цит. соч.».

Например:

1 Журавков А.Н. Указ. соч. – С. 52.

При оформлении таблиц, схем, диаграмм и прочих наглядных средств необходимо соблюдать следующие правила.

Все таблицы (схемы, диаграммы), если их несколько, нумеруют арабскими цифрами в пределах всего текста. Над правым верхним углом таблицы помещают надпись «Таблица…» с указанием порядкового номера таблицы (например: Таблица 1 без значка № перед цифрой и без точки после нее).

Таблицы снабжают Тематическими заголовками, которые располагают посередине страницы и пишут с прописной буквы без точки в конце.

При переносе таблицы на другую страницу ее графы следует пронумеровать (и в основной таблице, и в продолжении, и в окончании), а также сделать следующие надписи над таблицей: «Продолжение табл….»; «Окончание табл….».

Если в тексте только одна таблица, то она не нумеруется и не озаглавливается.

Такие же правила применяются при оформлении схем и диаграмм.

Текст работы должен быть тщательно выверен студентом. Он несет полную ответственность за опечатки и ошибки.

Приложения не являются обязательной частью работы, если в работе не используются таблицы, рисунки, схемы и т.п. Приложения могут быть обязательными и информационными. Информационные приложения могут быть рекомендательного или справочного характера.

Иногда к работам прилагаются материалы, на которые даются ссылки в тексте. В приложение обычно входят различные таблицы, графики и т.п. Приложение помещают после библиографического списка или списка литературы в порядке их упоминания в тексте. При наличии нескольких приложений в одной работе их нумеруют:

Приложение 1, Приложение 2 и т.д. и дают к ним Тематический заголовок. В тексте делают ссылки: (см. приложение 1); (см. приложение 2) и т.д. Каждое приложение следует начинать с новой страницы.


2.7 Критерии оценки выпускной квалификационной (дипломной) работы

В общем виде требования к дипломным работам можно изложить следующим образом.

Постановка проблемы и ее актуальность

Любая курсовая и дипломная работа вне зависимости от того, по какому предмету и по какой теме она пишется, носит ли в основном теоретический, научный или практический, прикладной характер, должна быть направлена на разрешение определенной проблемы. Постановка проблемы – возможно, первый и самый важный шаг всего процесса исследования. Определяя проблему, требующую разрешения, дипломник задает рамки и направления своей будущей работе. Изучаемая проблема должна быть отражена в названии темы дипломной работы, и несоответствие содержания работы ее названию может служить основанием для снижения или даже выставления неудовлетворительной оценки. К формулированию темы следует относиться со всей ответственностью и нужно избегать слишком общих тем.

Тема, выбранная для исследования, должна быть актуальной, что следует обозначать во введении (пример в приложении 12).

Итак, первым критерием качества дипломной работы выступает постановка проблемы и обоснование ее актуальности, оцениваться же этот критерий может следующим образом:

отсутствие постановки проблемы;

проблема поставлена без обоснования;

проблема поставлена и обоснована, определена ее актуальность.

2.7.1 Отработанность понятийного аппарата

После определения темы и проблематики исследования необходимо определить схему основных понятий (дефиниций), которые будут использованы дипломником при подготовке дипломной работы. После этого следует обратиться к справочно-правовым системам и нормативным актам, сравнить различные определения, сформулировать, чем обусловлены выделенные различия. Кроме того, можно использовать различные словари: общие, юридические, философские, социологические, психологические – в зависимости от тематики исследования. Следует различать юридические понятия (например, «обязательство», «законодательство») и понятия, заимствованные юриспруденцией из иных наук (например, «вина», «тайна», «воля»). Работая со второй группой понятий, необходимо уяснить, что под ними понимают представители тех наук, из которых и пришли эти термины (например, «семья» – психология, философия, социология), а также то, какие признаки указанных понятий могут иметь юридическое значение (например, совместное проживание – возможное основание для санации фиктивного брака).

Формулирование узловых понятий, используемых в исследовании, во многом предопределяет его качество. Проделывая такую работу, можно найти какие-то конкретные проблемы, требующие разрешения, а удачное, самостоятельно построенное определение может не просто украсить дипломную работу, но и стать критерием научной новизны, которая должна присутствовать в дипломной работе. В дальнейшем, по мере углубления в изучаемую проблему, изначально данные определения будут дополняться, углубляться.

Таким образом, вторым критерием качества дипломной работы выступает отработанность понятийного аппарата, а оцениваться данный критерий может следующим образом:

отсутствие четких определений основных понятий, используемых в работе;

наличие формулировок важнейших терминов;

наличие собственных оригинальных определений.

квалификационный работа юрист оформление


2.7.2 Полнота освещения подходов к решению исследуемой проблемы

В любой дипломной работе, какой бы теме она ни была посвящена, неизбежен обзор уже существующих мнений на проблему. Излагая различные точки зрения, необходимо не просто пересказывать труды предшественников, но и пытаться оценить сущность и причины различий между взглядами, построить обоснованную критику существующих позиций, выработать свою точку зрения. Кроме того, желательно рассматривать эволюцию взглядов на выбранную проблему во временном и пространственном аспекте. Первое означает внимание к ученым различных периодов – дореволюционных, советских и современных, второе – анализ точек зрения не только российских исследователей, но и зарубежных.

Итак, еще один критерий качества работы – полнота освещения различных подходов к избранной проблеме, которая может оцениваться следующим образом:

изложение и анализ одного подхода к решению проблемы;

реферативное изложение нескольких подходов;

анализ нескольких подходов (в том числе, возможно, зарубежных авторов) к решению проблемы;

анализ нескольких подходов и наличие собственного оригинального мнения.

2.7.3 Уровень изучения и использования эмпирического материала

Дипломная работа юридического характера строится на трех основах: теория, законодательство и практика. Любая теория не имеет смысла, если ее нельзя внедрить в практику и, если она практикой не подтверждается. В юридическом исследовании практика приобретает особое значение, именно практикой проверяется эффективность и целесообразность установленных или санкционированных государством правовых норм. Наконец, именно с практикой придется работать выпускнику-юристу, какую бы конкретную сферу деятельности он ни выбрал.

Эмпирическая база в юридическом исследовании, прежде всего, состоит из правоприменительных актов. Это может быть практика судов различных уровней (постановления Конституционного Суда РФ, постановления Пленумов Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ, решения по конкретным делам, обобщения судебной практики и т.д.). Можно использовать не только российскую, но и зарубежную судебную практику (например, если работа носит сравнительно-правовой характер или практика по конкретным делам еще не сложилась в России, но существует за рубежом). Помимо судебной практики при подготовке работы можно анализировать и акты иных государственных органов (органов опеки и попечительства, органов внутренних дел, нотариусов и т.д.). Также возможно привлечение статистических сведений (например, количество заключаемых договоров), материалов социологических исследований, к примеру, опросы общественного мнения.

Таким образом, следующим критерием качества дипломной работы является характер эмпирической базы, используемой при проведении исследования. Условно данный критерий может оцениваться так:

отсутствие эмпирической базы исследования;

цитирование актов судебной власти без их анализа;

использование и анализ актов судебной власти высших судебных органов;

изучение и анализ различных правоприменительных актов, а также привлечение результатов социологических исследований, статистических материалов.

2.7.4 Практическая значимость полученных результатов

Наиболее очевидный вариант предложений практического характера – предложения по улучшению действующего законодательства и устранении существующих в нем пробелов.

Итак, еще одним критерием качества дипломной работы выступает ее практическая значимость, которая оценивается следующим образом:

проблема вообще не решена;

сформулированы общие направления решения проблемы;

даны практические рекомендации в общей форме;

даны конкретные практические рекомендации по улучшению действующего законодательства, договорной и судебной практики, а также деятельности государственных органов.

2.7.5 Новизна результатов

Дипломная работа – это не диссертационное исследование, тем не менее, работа должна содержать элементы научного анализа. Однако единого определения, единых признаков научности знания не существует, причем это еще более характерно для гуманитарных и социальных наук. Вместе с тем представляется возможным дать ряд общих рекомендаций относительно того, как сделать работу научной.

Прежде всего, любое правовое явление должно рассматриваться с точки зрения уже существующих научных концепций и категорий.

Еще одни возможный вариант привнесения элемента научности в работу – классификация изучаемых объектов. Разрабатывая ту или иную тему, можно предложить свои собственные критерии деления. проиллюстрировав на примерах, какое значение она имеет, сравнить предложенную классификацию с теми, которые были предложены различными исследователями.

Итак, еще одним важным критерием качества курсовой или дипломной работы выступает научная новизна полученных результатов. Оцениваться же этот критерий может так:

студент присоединился к уже существующему подходу к решению проблемы;

студент предлагает использовать собственную модификацию существующего подхода;

студент предлагает использовать свой собственный оригинальный подход.

2.7.6 Соблюдение правил оформления

Не только к содержанию работы следует предъявлять высокие требования, но и к ее форме. Небрежно оформленная работа портит общее впечатление, даже если само исследование выполнено безупречно. Поэтому аккуратное и правильное оформление – важная составляющая успешной защиты дипломной работы.

Основными недочетами являются:

неправильное составление библиографических описаний;

отсутствие единообразия в использовании шрифтов и интервалов между строками;

различные абзацные отступы или вообще отсутствие таковых;

отсутствие единообразия сокращений, нерасшифрованные сокращения;

выравнивание текста по левому краю;

опечатки;

несоответствие страниц, указанных в оглавлении, фактическим страницам и даже пропуск отдельных частей работы.

Следует с самого начала придерживаться единого стандарта в оформлении работы, а также перепроверять выполнение требований к оформлению в самом конце.

Итак, последним фактором, влияющим на оценку дипломной работы, является соблюдение правил оформления. Данный критерий может оцениваться следующим образом:

несоблюдение правил оформления работы;

мелкие нарушения при оформлении работы;

полное соблюдение правил оформления работы.


3. Подготовка к защите и защита дипломной работы

 

3.1 Подготовка дипломной работы к защите

В рамках этого этапа работа осуществляется одновременно по двум направлениям:

прохождение дипломной работы через процедуру рецензирования и допуска работы к защите;

персональная подготовка студента к защите.

Завершив написание и оформление работы, студент передает ее научному руководителю для составления отзыва. Основные положения работы и положения, выносимые на защиту, необходимо обсудить с научным руководителем. Студенту рекомендуется составить текст выступления (доклада) на защите и показать его научному руководителю.

Рекомендуется подготовить схемы, иллюстрирующие важнейшие положения дипломной работы. Целесообразность составления схем зависит от специфики темы работы. Поэтому данный вопрос также должен быть обсужден с научным руководителем.

В период с момента передачи дипломной работы руководителю для составления отзыва и до момента защиты работы студент должен продолжать следить за изменениями в нормативно-правовой базе, за периодической печатью, новинками юридической литературы. Если произошли какие-либо изменения, появились новые нормативно-правовые акты, опубликованы какие-либо работы, то они должны быть изучены студентом. В ходе своего выступления студент должен рассказать об этих изменениях, определить степень их воздействия на исследованную студентом тему. Студенту рекомендуется быть в готовности ответить на вопросы членов аттестационной комиссии, касающиеся указанных изменений и дополнений. Поэтому все указанные изменения и дополнения обязательно должны быть обсуждены с научным руководителем, который даст рекомендации по их использованию.

Оформленная работа в папке-скоросшивателе с кармашком и закрепленными через дырокол листами с отзывом научного руководителя, календарным рабочим планом, заданием (см. соответствующие приложения) должна быть представлена студентом в установленные сроки на кафедру для прохождения нормоконтроля (как правило, за месяц до начала государственных экзаменов).

Студенты, представившие работу позже установленного срока, могут быть не допущены до защиты дипломной работы. Защита их дипломных работ может быть организована не ранее, чем через три месяца.

Студенту рекомендуется распечатывать дипломную работу как минимум в двух экземплярах: первый экземпляр сдается на кафедру, второй остается у студента.

К моменту сдачи работы на кафедру титульный лист должен содержать подпись студента с указанием даты исполнения работы и подпись научного руководителя. В конце работы, после заключения (перед библиографией), студент проставляет дату завершения своей работы и ставит свою подпись. Эти подписи свидетельствуют о том, что написание работы завершено, работа исполнена лично студентом, а научный руководитель с ней ознакомился, и, по его мнению, работа может быть рекомендована к защите (этот же вывод формулируется научным руководителем в отзыве на дипломную работу).

Законченная дипломная работа, подписанная студентом, предоставляется научному руководителю. После проверки и устранения выявленных недостатков научный руководитель подписывает титульный лист дипломной работы. Научный руководитель дает подробный отзыв на содержании дипломной работы.

Необходимо отметить, что в отзыве научный руководитель:

Дает общую характеристику дипломной работы в целом.

Оценивает актуальность дипломного сочинения.

Оценивает степень самостоятельности автора при написании работы.

Указывает уровень анализа автором работы нормативных и литературных источников.

Отмечает достоинства и недостатки работы.

Дает характеристику полноты использования правоприменительной практики по теме работы.

Дает оценку соответствия дипломной работы предъявляемым к данному виду работ требованиям.

Указывает на возможность или невозможность допуска дипломной работы к защите.

В дальнейшем отзыв на дипломную работу и текст дипломной работы предоставляется научным руководителем заведующему кафедрой, который назначает дату проведения предзащиты работы.

Список тем дипломных работ и дата проведения предзащиты вывешивается на доске объявления кафедры не менее чем за 7 (семь) дней. Явка авторов дипломных работ на предзащиту дипломных работ обязательна.

В процессе предзащиты ведущие преподаватели кафедры, читающие курс по тематике работы, дают оценку соответствия уровня оформления дипломной работы установленных ГОСТам, а именно проверяется:

грамотность и логичность элементов содержания дипломной работы;

объем работы;

правила оформления текста работы;

правила оформления библиографических ссылок;

полнота раскрытия темы дипломной работы.

По результатам предзащиты дипломная работа может быть:

Рекомендована к защите и направлена на внешнее рецензирование.

Не рекомендована к защите и направлена на доработку (при этом к работе прилагается список выявленных недостатков и определяется срок их устранения).


3.2 Внешнее рецензирование работы

Дипломная работа, прошедшая предзащиту, направляется на внешнее рецензирование. Состав рецензентов определяется кафедрой. В качестве рецензентов могут привлекаться:

Федеральные и мировые судьи.

Работники органов прокуратуры, имеющие классные чины.

Научные сотрудники.

Начальники юридических отделов учреждений и организаций осуществляющие правоприменительную деятельность по профилю дипломной работы.

Кандидатура рецензента дипломной работы предоставляется автором дипломной работы научному руководителю, который в свою очередь согласовывает ее с заведующим кафедрой.

В случае утверждения заведующим кафедрой кандидатуры рецензента дипломная работа с отзывом научного руководителя направляется рецензенту.

Рецензент по завершении рецензирования составляет письменную рецензию на дипломную работу и возвращает на кафедру дипломную работу с отзывом научного руководителя и рецензией (приложение 5).

Критерии оценки дипломной работы рецензентом приводятся в Памятке рецензенту.

Максимальный срок рецензирования с учетом времени, необходимого для составления письменной рецензии на дипломную работу, – 10 дней.

В рецензии указывается общая оценка работы (положительная или отрицательная) и формулируется вывод о возможности допуска дипломной работы к защите. Перечень информации, которая должна быть отражена в рецензии на дипломную работу.

На основании этих материалов (дипломная работа, отзыв научного руководителя, рецензия внешнего рецензента) заведующий кафедрой решает вопрос о допуске студента к защите, делая об этом запись на титульном листе дипломной работы. Если же, по мнению заведующего кафедрой, работа не может быть допущена до защиты, то этот вопрос рассматривается на заседании кафедры с привлечением студента и научного руководителя. Протокол заседания кафедры представляется на утверждение директору института.

Директор института в этом случае вправе вынести распоряжение о предварительной защите работы студента с участием научного руководителя. Распоряжением директора определяется состав комиссии, перед которой студент выступает с докладом, отвечает на вопросы. С учетом мнения научного руководителя комиссия принимает решение о допуске работы к защите или отказе в этом.

Решение оформляется протоколом, который утверждается директором института.

Наиболее типичными ошибками являются:

нарушение правил оформления работы, неправильное библиографическое описание нормативно-правовых актов и литературных источников;

бессистемное изложение материала;

слабость доказательств, неубедительность выводов и, как следствие, несоответствие предъявляемым требованиям тех положений, которые выносятся на защиту;

обилие цитат из научной и учебной литературы, нормативных правовых актов в ущерб личным рассуждениям автора, или наоборот, отсутствие цитат;

отсутствие материалов судебной практики;

злоупотребление ссылками на электронный ресурс (справочно-правовую систему «Консультант +»). Студенту по возможности необходимо ссылаться на официальные источники: опубликованные нормативные правовые акты и на периодические издания;

отсутствие даты и подписи студента после текста заключения.

Дипломнику следует иметь в виду, что научный руководитель не является ни соавтором, ни редактором дипломной работы, и не стоит рассчитывать на то, что научный руководитель поправит все имеющиеся в работе теоретические, методические, стилистические и другие ошибки. Работа с большим количеством не выправленных опечаток не допускается к защите либо может быть снята с защиты.

3.3 Подготовка к защите, процедура защиты дипломной работы

Студент допускается к защите при условии выполнения учебного плана и наличии допуска к защите, подписанного заведующим кафедрой (на титульном листе работы). Лица, не допущенные к защите, процедуру защиты дипломной работы не проходят.

В состав итоговой государственной аттестации обязательно включается защита дипломной работы. К защите дипломной работы допускаются лица, завершившие полный курс обучения по одной из основных профессиональных образовательных программ и успешно прошедшие все предшествующие аттестационные испытания, предусмотренные учебным планом.

Защита дипломных работ (за исключением работ по закрытой тематике) проводится на открытых заседаниях экзаменационной комиссии.

Защита дипломной работы состоит из следующих этапов:

Выступление студента с докладом, в котором раскрываются выводы и предложения, выносимые на защиту, дается обоснование им.

После доклада студент отвечает на заданные ему вопросы по теме дипломной работы.

Готовясь к защите, дипломник составляет тезисы выступления, оформляет наглядные пособия, продумывает ответы на замечания рецензента. Тезисы выступления дипломника согласовываются с научным руководителем дипломной работы.

На заседание Государственной аттестационной комиссии (ГАК) приглашается профессорско-преподавательский состав, студенты, научный руководитель и рецензенты. Заседание ГАК проводится в отдельной аудитории вуза. Расписание работы ГАК доводится до общего сведения студентов не позднее чем за месяц до начала защиты дипломных работ.

Перед защитой секретарь ГЭК передает дипломную работу, рецензию, отзыв, задание на дипломную работу председателю, после чего дипломник получает слово для выступления.

Выступление не должно содержать теоретические положения, заимствованные из литературных источников или нормативных актов, ибо они не являются предметом защиты. Обращаем внимание, что в докладе дипломника особое внимание должно быть сосредоточено на собственных выводах и мыслях автора работы.

В процессе выступления необходимо корректно использовать наглядные пособия, которые должны послужить усилению доказательности выводов и предложений студента. Следует помнить, что наглядные пособия при защите нужны студенту, а не членам ГАК.

По окончании выступления дипломник объявляет, что доклад закончен, и он готов ответить на вопросы членов ГАК.

Члены ГАК могут задать дипломнику вопросы по теме дипломного сочинения, просят дать разъяснения по некоторым положениям работы. Каждый вопрос заданный дипломнику и краткое содержание ответа вносится секретарем ГАК в протокол заседания комиссии.

После ответов студента на все заданные ему вопросы оглашается отзыв научного руководителя и текст внешней рецензии. При наличии в отзыве и рецензии замечаний и пожеланий в отношении работы дипломник должен изложить свои выводы и предложить мероприятия по их устранению.

После того, как вся группа прошла процедуру защиты, члены Государственной аттестационной комиссии под руководством председателя ГАК на закрытом заседании обсуждают итоги защиты дипломных работ и выставляют оценки.

При выставлении оценки определяется уровень теоретической, научной и практической подготовки студента, для чего принимаются во внимание:

содержание и оформление работы;

выводы, содержащиеся в отзыве научного руководителя, и рецензии внешнего рецензента;

обоснованность выводов и предложений, сформулированных студентом в работе;

содержание доклада студента;

содержание ответов на вопросы.

Результаты защиты дипломных работ определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протоколов заседаний Государственной аттестационной комиссии.

Обсудив и приняв решение по дипломным работам, члены ГАК приглашают студентов-дипломников и объявляют результаты защиты.

Результаты защиты заслушиваются дипломниками стоя.

Студенты, не согласные с оценкой, выставленной ГАК по результатам защиты, имеют право на подачу апелляции. При этом в соответствии с установленными требованиями апелляция должна быть подана секретарю ГАК в письменной форме в день объявления соответствующих результатов защиты. Установленный срок подачи апелляции является пресекательным, т.е. пропуск данного срока лишает дипломника права на рассмотрение его апелляционной жалобы.

Студенты, не защитившие дипломную работу, допускаются к повторной защите не менее чем через шесть месяцев, за установленную вузом плату.

Для студентов, не защитивших дипломную работу в установленные сроки по уважительной причине, подтвержденной документально, председателем ГАК может быть назначена специальная защита в дни графика заседания комиссии.

Введение В соответствие с требованиями Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования студенты, обучающиеся на специальности 030501.65 «Юриспруденция» Юридического института СПбГУСЭ, выполняют выпускную ква

 

 

 

Внимание! Представленное Учебное пособие находится в открытом доступе в сети Интернет, и уже неоднократно сдавалось, возможно, даже в твоем учебном заведении.
Советуем не рисковать. Узнай, сколько стоит абсолютно уникальное Учебное пособие по твоей теме:

Новости образования и науки

Заказать уникальную работу

Похожие работы:

Актуальные вопросы хозяйственного права
Информационная безопасность Российской Федерации
Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел
Методологические рекомендации по структуризации раздела "Введение" курсовой работы по дисциплинам общеправового профиля
Право в сокращении
Арбитражный процесс
Международное частное право
Понятие и сущность адвокатуры в России
Теория государства и права
Патентознавство та авторське право

Свои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru