База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

Огузское государство — История

Содержание

 

1.  Огузы исторических материалов. Этимология

2.  Образование Огузского государства

3.  Политическая история Огузов

4.  Государственное устройство

5.  Законы и традиции

6.  Этнический состав

7.  Религия

Используемые источники и литература


1. Огузы исторических материалов. Этимология

Название "Огуз" можно отнести к ранним временам. Упоминание о государстве Огузов встречается у арабского историка и географа Аль-Якуби, он называл Огузов «царями». В китайских источниках относительно 2-го в. до н.э. упоминается племя О-кут (тогда еще не существовало названия "тюрк"). Это китайский вариант названия племени, которое на тюркском называется Огур и образуется из-за произношения некоторыми тюркскими племенами буквы -з как -р. Районы Тарбагатай и Кобдо, указанные в китайских источниках как места поселений о-кутов, как известно, являются тюркской территорией.

Этимология названия "Огуз" неясна и она не раз дискутировалась в отечественной и зарубежной историко-филологической литературе. Некоторые исследователи выводят «Огузы» от «ок» — что означает «стрела» и «уз» — суффикса множественности. То есть — «стрелы, множество стрел». Другие образуют слово от «ак» — «белый» в значении благородный и «уз» — древнее понятие, возможно, в переводе значившее «человек» или «люди» и часто дублировавшее понятие «ир» или «эр», то есть «человек», «мужчина», употреблявшееся у различных тюркских племен самостоятельно либо в сочетании с другими словами, в качестве самоназвания.

"Ок" в тюркском языке означает и "племя". Еще в те времена это слово переводилось на китайский как "племя" (например: он-оки - десять племен). Согласно этому, слово "Огуз" образуется путем присоединения к "ок" буквы , являющейся в старом тюркском языке окончанием множественного числа и, не будучи названием "етническим", прямо означает "тюркские племена".

Название "Огуз" впервые употребляется в первой надписи, найденной на берегу реки Барлык (Улу-кем - впадает в Енисей). Там сказано «Шесть Огузских племен». Здесь речь идет о шести племенах, объединенных в одно племя. Судя по тому, что эти надписи посвящены беям, то стоит думать, что Огузы еще в древние времена существовали в этой долине, образовав союз.

Орхонские "Надписи" не ставят различия между Огузами и гёк-тюрками, более того, Огузы составляли основу ханства. Огузы и гёк-тюрки - это одно и то же. Слово "тюрк" являлось политическим названием. Гёк-тюрки относятся к той же этнической группе из тюркского рода, что и Огузы, то есть Огузы и гёк-тюрки - представители одного рода. Происхождение тюрок 6-7 веков (гёк-тюрок) от этой группы Огузов указывается в китайских источниках.

В документах периода правления Тангов, Девять племен (в надписях "девять Огузов", иногда "девять племен тюрок (гёк-тюрок)") упоминаются как "тюрки девяти племен (гёк-тюрки)", а иногда или "девять племен Толесов". Значит, девять - Огузов толесов то же, что и девять Огузов гёк-тюрок. То есть племена Огузов - это племена породившие гёк-тюрок.

В китайских источниках периода гёк-тюркского ханства Огузы упоминаются не самостоятельно (то есть как "Огузы"), а как "девять племен" (куи-син), и перевод слова "Огуз" дается в виде ту-кюэ (тюрок), что говорит об отсутствии необходимости называть эту группу другим именем. Отсутствие в памятниках периода 1-го гёк-тюркского ханства употребления названия "Огуз" тоже свидетельствует об этом.

Не существовало племен, соответствующих Огузам, но носивших название "тюрк". Слово "тюрк" являлось политическим названием. Гёк-тюрк государство было создано древней правящей тюркской династией, называвшейся Ашина, с помощью окружавших ее групп "тюркского рода", образовавшие союз племен (т.е. Огузы).

Путаница, возникшая в результате упоминания в исламских источниках об уйгурах как "девять Огузов", устранена с точным определением племени уйгуров и девяти Огузов.


2. Образование Огузского государства

С 6-го века Огузы были одними из Тюркских членов в Кок-Тюркском (гёк-тюркском) Каганате. Часть тюркских племен, входивших в гёк-тюркское ханство с 6-го века, в период смут, начавшихся в 630 г., объединились между собой в союз, в результате чего создали «Девяти-огузское ханство» в районе рек Толга и Селенга.

В 682г. обеспокоенные продвижением Кутлуга Огузы, жившие по берегам Селенги, предприняли попытку сотрудничества с китайцами и китанами. Наступление, совершенное по совету Тоньюкука на берегу Коровьего озера, было удачным и устранило Огузскую опасность.

В 691г. в начале уйгурского ханства, Моен-чур, будучи еще "тегином", находился во главе Огузов. Однако Огузы через некоторое время восстали и против уйгурского ханства. На этот раз они были в составе восьми - Огузов. Моен-чур подавил Огузов, объединившихся с «тридцатью татарами». Огузы, перейдя через Селенгу, отступили.

716 г. - Восстание Девяти Огузов и смерть Капаган кагана.

В 716 г. Куль-тегин совершил 5 походов на Огузов, в четырех из них участвовал и Бильге. В результате похода, вынужденно совершенного в 715 г. каганом на племена Огузов, были убиты их животные. В 716 г. одно из огузских племен - байырку - было жестоко подавлено. Мудрец Тоньюкук вместе с Илтериш каганом убили очень много китайцев на юге, китаев на востоке, огузов на севере. Борьба Огузов продолжалась с прежней силой. Даже в год, когда было потеряно много животных из-за засухи, Бильге был в походе. Уч-огузы (3 Огузов - Карлуки), наступавшие на Отюкен были отбиты. Огузы, начавшие наступление, договорившись с татарами, потерпели поражение в войне под Агу, в результате чего массы Огузов покинули страну и отошли к границам Китая (717-718г.г.).

В начале IX века Огузы в союзе с карлуками и кимаками уничтожили Кангарский союз и захватили низовья реки Сырдарьи и степи Приаралья. В IX веке на завоёванной территории Огузы образовали своё государство.

До прихода Огузов на Сырдарью, столицей их была старая Гузия в Жетысу. В Х в. столицей огузского государства стал Янгикент, или так называемая Новая Гузия. Янгикент находится на старой караванной дороге, на стыке кочевого мира с оседло-земледельческой культурой.

3. Политическая история Огузов

Государство Огузов играла важную роль в военной политической истории Евразии. В 965 году Огузы, в союзе с Киевской Русью, покорили Хазарский каганат. В 985 году союз нанёс поражение Волжской Булгарии, что привело к политической мощи огузской державы.

В XI в. началось продвижение Огузов в Иран и Переднюю Азию. Это движение было возглавлено правителями племени канык Тог-рул беком и Чагры беком, внуками Сельджука, по имени которого племена, участвовавшие в движении, назывались сельджуками. В 1025 г. часть сельджуков поселилась в современной Туркмении у г. Неса. В 1034-1035 гг. к ним присоединились подданные Тогрул бека. В 1038-1040 гг. сельджуки выступили против Газневидов и захватили Нишапур. Впоследствии они смогли создать огромное государство, в состав которого входила Малая Азия, Иран, часть Закавказья и Средней Азии. В период правления Али хана участились народные восстания против жестокой эксплуатации и хищнических сборов налогов. Недовольство народа было использовано сельджукскими вождями, которые хотели захватить власть в стране. Преемник Али хана Шахмелик укрепил свою власть, подавив народное восстание и в 1041 г. захватил Хорезм. Во время его правления огузское государство усилилось. Однако спустя два года, Шахмелик попал в руки сельджуков и был казнен. Это был последний правитель огузов.

В середине XI в. в силу внутренних и внешних противоречий огузское государство пало, а его население вошло в состав кыпчакской державы. Значительная часть Огузов ушла в пределы Восточной Европы и Малой Азии, другая часть перешла под власть караханидов и сельджукских правителей Хорасана. Остатки разбитых кыпчаками Огузов в дальнейшем растворились среди тюркоязычных племен Дешт-и-Кыпчака.

В физическом типе Огузов преобладал монголоидный расовый облик. Огузские племена, как один из компонентов, участвовали в формировании многих современных тюркских народов.

4. Государственное устройство

Государство Огузов не было монолитным. Главой государства был верховный правитель, носивший титул «джабгу» («ябгу»). Правители имели соправителей и советников. Власть передавалась по наследству. Выборы правителей происходили на советах. В основе избрания джабгу была привилегия на власть старшего по возрасту над младшим. Наследники правителя назывались «иналами», для воспитания которых в детстве назначались специальные опекуны — «атабеки». Жены правителей носили титул «хатун» и играли значительную роль в придворной жизни. Важное место также занимали военачальники. Главнокомандующий войсками — «сюбаши» опирался на военный совет и активно вмешивался в политические события. Правители выбирались на основе свода неписанных правил, обычного права — «торе», из наиболее могущественных родов. Огузское государство опиралось на военную демократию. Народное собрание у огузов созывалось раз в год. В связи с усилением влияния феодальной аристократии вместо народного собрания, коль еркины стали созывать совет знати - канкаш. С расцветом огузского общества верховная власть управления страной стала принадлежать великому и малому курултаям. Свидетельством тому является эпическое летописное сказание «Огузнаме» (ХШ в.). Джабгу делил свои владения на 12 аймаков.

Семьи или роды, объединяясь, образовывали племя во главе с беем (баг, бег, би), основной задачей которого было сохранять взаимопомощь, обеспечивать соблюдение прав и справедливости, при необходимости применять военную силу для защиты племени. Поэтому племя - объединение политического характера, имеющее военную силу. Его имущество и стада отличались от других (каждое из 24 огузских племен имело свою дамгу).

Частная собственность – это гарантия прав и свобод человека. Булгары в 10 в. могли даже не отдавать ничего из продуктов правителю, произведенных на их собственных участках. У огузов «беи» повышали голоса в случае некоторых чрезмерных действий хана.

В конце Х в. сложился аппарат управления и система регулярных сборов налогов.

5. Законы и традиции

Торе – это свод обязательных традиций и обычаев. В Орхоно-енисейских записях говорится, что государство невозможно без торе. В книге Дивану-Люгати-Турк слова торе поясняется как важнейшие место в доме, диван; это слово в основном смысле употребляется как обычай, традиция. Гёкальп сообщает, что слово «торе» и «тюрок» могут иметь один корень. Согласно этому слово «тюрок» означает «соблюдающий торе». Во всех степях существует торе, образовавшееся в течение тысячи лет. Сельджуки и османцы традиции, оставшиеся от предков, называли «Огузским торе». Однако, торе состоит не только из Огузских традиций. Оно присуще всему тюрскому миру.

Согласно историческим документам, принадлежащим, гуннам, гёк-тюркам, хазарам, огузам и булгарам, тюркские мужчины, как правило, были длинноволосы и имели обычай снимать свои головные уборы в знак почтения.


6. Этнический состав

В состав Огузского государства вошли полукочевые и кочевые племена Семиречья и Сибири: уйгуры, джагра, чаруки, карлуки, имуры, байандуры, каи. Формирование огузской этнической общности было сложным и длительным. По свидетельству Махмуда Кашгари (XI век) Огузы делились на 24 племён, из них 12 племён — бузуки, 12 племён — учуки. Бузуки пользовались большими привилегиями.

Бузуки (Серые Стрелы)

1.  Кайы (каи) (основатели Османской династии)

2.  Баят

3.  Алка-эвли

4.  Кара-эвли

5.  Языр

6.  Догер

7.  Додурга

8.  Япарлы

9.  Афшар

10.  Кызык

11.  Бегдили

12.  Каркын

Учуки (Три Стрелы)

1.  Баяндыр (баюндуры) (основатели династии Ак-Коюнлу)

2.  Печене

3.  Чавулдур

4.  Чепни

5.  Салур (основатели династии Караманидов и государства Салгурлу в Ираке)

6.  Эймур (имуры)

7.  Алаюнтлу

8.  Юрегир

9.  Игдир

10.  Бюгдюз

11.  Ивэ (основатели династии Кара-Коюнлу)

12.  Кынык (основатели Сельджукской империи)

Современные огузские народы — народы, говорящие на юго-западной огузской подгруппе тюркских языков, самой многочисленной по числу носителей. Крупнейший современный представитель группы — турецкий язык (60 млн носителей и около 75 млн владеющих), к которому близок азербайджанский язык (около 35 млн носителей).

·  Гагаузы

·  Балканские тюрки

·  Азербайджанцы

·  Кашкайцы

·  Афшары

·  Айналлу

·  Сонкорские тюрки

·  Карапапахи

·  Турки

·  Турки-киприоты

·  Турки-месхетинцы

·  Урумы (частично)

·  Крымские татары (крымцы) южные

·  Иракские тюрки (туркоманы

·  Сирийские турки

·  Туркмены

·  Трухмены

·  Хорасанские тюрки (каджары, теймурташи, гудари и др.)

·  Хамзе

·  Салары

·  Юрюки

·  Караманлиды

·  Узбеки (частично)

Халаджи к огузской группе не относятся, они являются потомками племен аргу, откочевавших вместе с огузами (сельджуками) с территории Казахстана и прилегающих на территории нынешних государств Иран и Афганистан.

7. Религия

В мысли тюрков о Боге внимание привлекает развитие в сторону значения великого существа в материальном небе. В Орхунских надписях имеется выражение, раскрывающее одним предложением тюркскую космогонию: «Узе кек-тангри асра ягыз йир кылындыкта икин ара киши оглу кылынмыш» (Когда Богом было создано голубое небо на верху и земля внизу, между ними был создан и человек). Ясно, что упоминаемый здесь «кек-тангри» это и есть Бог-небо. В период гёк-тюрков небо, покрывающее землю, повелевающее всем на земле, было Богом в глазах степняка.

Заметна похожая на эту вера, существовавшая у огузов в 10 в. Согласно сведениям Ибн Фадлана, когда огузы сталкивались с несправедливым отношением или с какой-либо неприятностью, они смотрели на небо и говорили: «Боже!». В основном тюркском веровании не было антропоморфизма.

Основная религия — язычество, шаманизм, позднее Ислам.


Используемые источники и литература

1.  «Википедия», свободная энциклопедия, Internet.

2.  Книга-учебник "История Республики Казахстан", Аманжол Кузембайулы, Еркын Аманжолулы, FOLIANT, Астана, 1999 г..

3.  Книга-учебник "История Казахстана", Абдижапар Абдакаимов, Республиканский издательский кабинет по учебной и методической литературе, Алматы, 1994 г..

4.  Сайт www.president.kz - Официальный Казахстан, Internet.

Содержание 1. Огузы исторических материалов. Этимология 2. Образование Огузского государства 3. Политическая история Огузов 4. Государственное устройство 5. Законы и традиции 6. Этнический состав 7. Религия

 

 

 

Внимание! Представленная Контрольная работа находится в открытом доступе в сети Интернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
Советуем не рисковать. Узнай, сколько стоит абсолютно уникальная Контрольная работа по твоей теме:

Новости образования и науки

Заказать уникальную работу

Похожие работы:

Отражение социально-политической истории Древней Руси в "Молении Даниила Заточника"
Реформы 1992-1998 гг.: их экономические и социальные последствия
Хеттское общество по хеттским законам
Политические аспекты НЭПа
Политическая ситуация БАССР в 1920-1930 гг. Развитие института президентства в Башкирии
Возникновение российской государственности. Древняя Русь. Киевская Русь
История книгопечатания, слонимская типография
Россия в условиях Первой мировой войны и нарастания общенационального кризиса
Події голоду 1932-1933 рр.
Голод и эпидемии в Средние века

Свои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru