База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

Ожидания в системе межличностных отношений — Психология

Министерство образования и науки Украины

Днепропетровский национальный университет

Факультет переподготовки специалистов

Кафедра общей и социальной психологии

Курсовая работа

"Ожидания в системе межличностных отношений"


Содержание

Введение

І. Определение понятия ожидания в межличностных отношениях

ІІ. Иследования ожидания в межличностных отношениях в современной психологии

III. Значение ожиданий в системе межличностных отношений

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Известный американский социальный психолог Эллиот Аронсон назвал одну из своих книг "Общественное животное". На первый взгляд, звучит немного комично, но каждый прочитавший название понимает, что речь идет о человеке, и что человек может стать человеком только в процессе общения с другими людьми. В момент рождения на свет человек вступает в межличностные отношения, и этот контакт продолжается всю его жизнь. И от того, насколько этот контакт будет успешен и эффективен, зависит психологическое состояние человека, его возможность адаптироваться в обществе и коллективе, найти друзей, создать семью, воспитать своих детей и чувствовать себя счастливым. Ожидания являются одной из важных составляющих межличностных отношений: наш взгляд на других людей и взаимоотношения с ними проходит через призму ожиданий. А так как зачастую ожидания носят неосознаваемый характер, мы можем видеть очень искаженное отражение реальности и верить в него, что в последствии приводит к разочарованиям. Таким образом, значимость рассмотрения данной темы для общества заключается в том, что адекватное восприятие людей и складывающихся с ними отношений позволяет строить эти отношения более эффективно, бесконфликтно, и улучшить качество нашей жизни.

Что мы понимаем под понятием "межличностные отношения" и "ожидания"? Межличностные отношения – это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе общения и совместной деятельности. Это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Важным компонентом межличностных отношений являются ожидания. Ожидания – это готовность, предрасположенность личности к оценке поведения и ситуации в соответствии с ее собственными взглядами и мировозрением, обусловленными предыдущим опытом.

Феномен ожиданий мало исследован в психологии. Упоминание о нем является фрагментарными, неупорядоченными, имеются разные взгляды (З.Фрейд, Р.Берн, Р.Мертон, Тоффлер и др.) Поэтому целью данной работы является изучение теоретического материала по исследованию феномена ожидания.

Таким образом, предметом данной работы является феномен ожидания.

В изучении данной темы поставленны такие задачи:

1.  дать определение феномену ожидания;

2.  изучить наработки и исследования ожидания в психологии на данный момент;

3.  определить значение ожиданий в системе межличностных отношений.

Эта работа является попыткой обобщить научные материалы по поводу исследований ожиданий как психологического феномена межличностных отношений.


І. Определение понятия ожидания в межличностных отношениях

Прежде чем начать изучение феномена ожидания, определим его значение в психологии.

В наиболее широком смысле социальные ожидания понимаются как "элемент социальной психики, который является следствием социального взаимодействия" [19]. В данном определении дается лишь родовое отнесение этого феномена к системе психологических понятий.

Петровский А.В. и Ярошевский М.Г. [15], а вслед за ними и Головин С.Ю. [18] термин "Ожидание социальное" подают определением "экспектации – это система ожиданий или требований относительно норм исполнения индивидом ролей социальных; представляют собой разновидность санкций социальных, упорядочивающих систему отношений и взаимодействий в группе". В отличие от официальных предписаний, должностных инструкций и других регулятивов поведения в группе, характер экспектаций не формализован и не всегда осознаваем. Две основные их стороны – это:

1) право ожидать от окружающих поведения, соответствующего их позиции ролевой;

2) обязанность вести себя соответственно ожиданиям других людей.

При этом различаются:

1)  экспектации предписывающие – определяют должный характер исполнения роли;

2)  экспектации предсказывающие – определяют вероятностный характер исполнения этой роли с учетом индивидуальных особенностей "исполнителя" и конкретной ситуации."

Как видим, это определение тоже не дает полной картины сути этого феномена, даже запутывает нас определением ожидания через ожидание.

Некоторые следующие определения дают нам представление об ожиданиях как процесса. "Внутреннее отношение, отношение или установка организма, которая приводит его к предвидению определенного события" [2]. В этом контексте ожидание является видом доминантного состояния, которое "воспринимается большинством людей как активное предвидение будущего столкновения с напряженной ситуацией. Одна из характерных для такого состояния признаков – мысленное проигрывание будущей деятельности с целью деятельности формирования её более конкретного образа" [4]. Ожидание как опережающее отражение "основывается на отображении не только определенных сигналов, но и целостного системного отражения ситуации и на сохранении в памяти перцептивных фактов, что поддается мысленному их обобщению" [6]. "Функциональный аспект ожиданий связан с саморегуляцией деятельности субъекта и его жизни в целом, результатом которой является разработка позиции по отношению к вероятностному протеканию событий. Ожидания могут относиться к перспективам развития не только субъект – субъектных связей разного уровня, но и отношениЙ субъект – объектных связей и даже в отношении представлений про будущее самого субъекта ожиданий" [19].

Таким образом, ожидания в межличностных отношениях можно рассматривать как с позиции определенного соответствия ролям или как процесс прогнозирования и самопрогнозирования поведения.

Нам интересны оба аспекта для более глубокого изучения этого феномена.

ІІ. Иследования ожидания в межличностных отношениях в современной психологии

Как видно из вышеизложенного, взгляды на феномен ожидания разных авторов расходятся. Поэтому в этом разделе будет рассмотрено, как интерпретируют ожидания, к какому феноменологическому полю их относят, какое их содержание, с какими другими феноменами их связывают.

Психоаналитический подход и психодинамическая теория позволяют выделить важные аспекты психики, которые играют важную роль в формировании ожиданий. Они связывают глубинно-психологические основы возникновения ожидания с проблемами неосознанного. Это, в первую очередь, вклад раннего детства в возникновение интеративных (неизменных) свойств психики, которые не зависят от вариативных конкретных ситуаций общения. К интеративным свойствам психики есть основания отнести и ожидания (экспектации) в подтверждении идеализированного "Я" субъекта, они связаны с системой его психологических защит. Формирование ожиданий происходит так: "стабилизация потребностей в идеализации "Я" вызвано или неудачами детства или же идеализацией родителями личностных качеств ребенка. Эти потребности формируют индивидуально неповторимую систему психологических защит. В процессе проявления защит могут наблюдаться ожидания как потребности подтверждения чеснот и качеств личности. Ожидания выступают как защиты, сформированные в детстве, это ожидание поведения и отношения к себе в соответствии с внутренним идеализированным "Я", с "условными ценностями" объекта" [7, с.108-110].

Если психика переполнена психологическими защитами, то получается феномен "замкнутого круга". Например, ожидание неудачи приводит к неудаче, неудача обусловливает потребность отступления от реальности, отступ от реальности ведет к неудаче. В границах функционирования "замкнутого круга" экспектации непроизвольно стабилизируются и уже сами влияют на реальность - "ожидаемое становится реальным". Примером подобного явления может служить Эдипов комплекс. Он создает проблемы низкой самооценки. Низкая самооценка находит выражение в соответствующих ожиданиях критики со стороны других людей, неприятия личного "Я" и критики. Это может выражаться в парадоксальных формах поведения: недоверие к похвале, в тенденциях перепроверить позитивное отношение людей к себе, в ожидании предательства.

Второй подход связывает понятие ожиданий с Я-концепцией индивида (Берн Э.). Я-концепция "определяет ожидания человека, то есть его представление про то, что должно произойти. Человеку свойственны какие-то ожидания, которые в большинстве случаев определяют характер его действий. Люди, уверенные в собственной возможности, ожидают, что и другие будут относиться к ним таким же образом. Те же, кто считает, что никому не нравятся, ведут себя в соответствии с этим ожиданием или интерпретируют таким образом реакции окружающих. Основой отношений, которые формируются между ожиданиями и поведением, является механизм самосбывающихся пророчеств". [14, с.348-350]

Связывают ожидания с Я-концепцией и Майерс Д. [10, с.55]. Автор называет ожидания таким близким по смыслу понятием "суждение окружающих". Дети, которых считают одаренными, трудолюбивыми или готовыми прийти на помощь, склонны включать эти оценки в свои Я-концепции и поведение. Если студенты, представители этнических меньшинств, чувствуют угрозу, исходящую от стереотипных представлений об их интеллектуальных способностях, или если женщины осознают, что от них не ждут высоких достижений ни в математике, ни в естественных науках, они могут начать вести себя в соответствии с этими ожиданиями. Они скорее предпочтут не опровергать эти предрассудки, а реализовать свои возможности в других областях. Здесь Майерс Д. говорил об ожиданиях окружающих по отношению к тому, что должен или не должен делать человек при определенных его характеристиках. Подобные суждения - ожидания воспринимаются субъектом и встраиваются в его Я-концепцию, посредством которой реализуется в поведении в соответствии или вопреки ожиданиям окружающих. Но главная мысль в том, что ожидания окружающих влияют на Я-концепцию и наоборот.

Следующий акцент в исследовании феномена ожидания, был сделан Мертон Р. Считается, что именно он впервые обратил внимание ученых на такое явление как самосбывающиеся пророчества. [13, с.345]

Розенталь Р. в своих широко известных экспериментах о "предвзятости экспериментатора" обнаружил, что иногда исследуемые ведут себя так, как от них ждут. Многочисленные экспериментаторы (Крано В. и Меллон Ф.; Розенталь Р. и Джейкобс Л. и др.) подтвердили влияние ожиданий учителей на успешность учеников. "Можно ли сказать, что восприятие педагогом способностей и достижений их учеников является не только следствием успеваемости учащихся, но и ее причиной? Результаты корреляционного исследования, выполненного Крано У. и Меллон Ф. с участием 4300 британских школьников, позволяют утвердительно ответить на этот вопрос". [10, с.149] Это означает, что ожидаемые хорошие результаты от ученика будут замечаться, а неуспехи игнорироваться; этому ученику педагог будет уделять больше внимания и усилий, чтобы оправдать свои ожидания и таким образом формируется цепочка: ожидания педагога      внимание ученику        больше ученик получает, чем другие         достижения в учебе     подтверждение ожиданий педагога        и так далее.

Наши социальные убеждения и суждения важны, ибо они обладают силой воздействия. Когда наши идеи толкают нас на совершение поступков, с очевидностью доказывающих их правоту, они превращаются в сбывшиеся пророчества.

Но ожидания педагога на успеваемость ученика имеют свои ограничения. "Невысокие ожидания педагога не фатальны для одаренного ребенка, а высокие не превратят чудесным образом неспособного ученика в "гордость класса". По своей природе человек не столь податлив" [10, с.149] Но, судя по всему, высокие ожидания педагога способны повлиять на тех неуспевающих учеников, для которых его поддержка может оказаться глотком свежего воздуха, помогающего им удержаться на плаву.

Влияет также ожидания учеников в отношении педагога. Они больше приобретают знаний, чаще посещают лекции, если есть положительное ожидание и наоборот. Например, приступая к изучению того или иного курса, вы, конечно, были уже наслышаны о том, что на лекциях "у профессора Смита интересно". Подобные ожидания способны повлиять как на ученика, так и на педагога, как подтвердили эксперименты Р.Релдмана и Т.Прохозк. [10, с.149].

"Как и все прочие социальные феномены, тенденция, выражающаяся в том, что поведение окружающих подтверждает наши ожидания, имеет свои пределы. Нередко ожидания прогнозируют поведение просто потому, что они справедливы. Кроме того, люди, заранее предубежденные о том какие надежды на них возлагают, могут стремиться превзойти ожидания. Если Чак знает, что, по мнению Джейн, у него "ветер в голове", он, возможно, захочет сделать все, чтобы опровергнуть это впечатление. Если Джейн знает, что Чак не ждет от нее дружеского участия, она, возможно, постарается доказать ему обратное. [10, с.153]

По мнению У.Свона и Р.Илай, существует и иное условие, при котором мы, скорее всего, не оправдаем ожиданий, связанных с нами другими: когда их ожидания входят в противоречие с нашей четкой Я-концепцией. Так исследователи сообщают: когда "заядлую тусовщицу" интервьюировал человек, ожидавший увидеть перед собой интроверта, изменялось не поведение интервьюируемого, а представление о нем интервьюера. Напротив, неуверенные в себе интервьюируемые чаще всего оправдывают ожидания интервьюеров.

Наши убеждения относительно самих себя тоже могут быть самореализующимися. То, что люди нередко реализуют прогнозы, сделанные ими относительно собственного поведения, было доказано С.Шерманом в нескольких экспериментах. Когда группе жителей города Блумингтон (штат Индиана) позвонили по телефону и спросили, не хотят ли они оказать помощь Американскому онкологическому обществу и безвозмездно отработать три часа, согласие изъявили лишь 4% опрошенных. Когда же звонили другим людям и просили спрогнозировать их реакцию на тот случай, если к ним обратятся с подобной просьбой, почти половина выразила готовность помочь. И они действительно помогли, когда Обществу понадобилась их помощь. Если у нас есть некий план, относительно наших поступков в тех или иных обстоятельствах, вероятность того, что мы будем действовать в соответствии с ними, весьма велика. [10, с.154]

Самореализующиеся пророчества присутствуют во всех сферах нашей жизни. Наши ожидания независимо от того, верны они или неверны, играют значительную роль в формировании облика реальности. Например, ощущение того, что вы кому-то нравитесь, делает вас более любящим. И это не все: чем более мы неуверенны и мучимы сомнениями, тем большую симпатию испытываем к тому, кому нравимся. По поводу этого Кертис Р. и Миллер К. провели эксперимент. "Они убедили одних испытуемых в том, что они нравятся своему партнеру, а других - в том, что они партнеру не нравятся. В последующем взаимодействии те испытуемые, которые думали, что вызывают у партнера симпатию, вели себя более располагающе, чем испытуемые, которые считали, что они симпатии не вызывают: то есть первые больше раскрывались в беседах, меньше выражали несогласие с партнером, в общем вели себя по отношению к тому, кому (как они ожидали) нравились, более сердечно и дружелюбно, чем те, кто думал, что они партнеру не нравятся.

Более того, испытуемые, полагавшие, что они вызывают симпатию партнеров, действительно вызвали их симпатию, в то время как испытуемые, полагавшие, что они не вызывают симпатию партнеров, как раз и не вызвали их симпатию. Таким образом, интересно, что поведение испытуемых, считавших, что они либо нравятся, либо не нравятся своим партнерам, вызвали ответное поведение партнеров, притом что партнеры на самом деле первоначально не выражали своей симпатии или антипатии по отношению к испытуемому". [1, с.385-386]. Партнеры, таким образом, были склонны вести себя "зеркально" по отношению друг к другу. Ожидания испытуемых вызвали подобные ожидания у партнеров. Таким образом, наши ожидания формируют соответствующее им поведение и это поведение вызывает определенную реакцию у партнера, которая соответствует ожиданиям и результат оказывается самосбывшемся пророчеством.

Кантор Н. рассмотрел феномен ожидания с точки зрения психологии социальных ситуаций [16, с.212-216]. "Люди ожидают, что определенные типы поведения происходят в определенного типа ситуациях, что определенные типы людей оказываются в определенных ситуациях и что определенные физические и социальные структуры могут быть встречены в специфических ситуациях". Например, Прайс и Буффард обнаружили, что люди воспринимают некоторые ситуации как довольно ограничивающие с точки зрения ожидания типов поведения (например, церковь или интервью при приеме на работу), а другие ситуации (например, парк или собственная комната) как относительно свободные от ожиданий. Существенная часть согласованного знания о ситуациях является набором физических, атмосферных, диспозиционных ожиданий. Они включают детали о наиболее соответствующем поведении в ситуации, чувствах, связанных с "пребыванием в ситуации", и типичные реакции и поведение других в ситуации. Очень многие люди очень внимательны к внешней среде в поисках сигналов для социально соответствующего поведения в социальных интеракциях.

Такими "сигналами" от людей в системе межличностных отношениях могут выступать сложившиеся стереотипы, конформные требования, полоролевые представления, выражение симпатии. Рассмотрим следующее мнение, которое высказал Аронсон Э. о взаимосвязи перечисленных выше феноменов и ожиданий [1].

"Стереотипы направляют наши ожидания. К примеру, каждое из приведенных ниже слов, вероятно, вызовет весьма определенные ситуации: университетский профессор, девушка на вечеринку, расист, либеральный демократ. Стоит только категоризировать какого-то человека или событие, используя одно из приведенных слов или словосочетаний, в качестве противостоящего другим, как мы начинаем на основе соответствующих стереотипов строить ожидания по поводу наших будущих взаимодействий. Предположим, кто-то заходит в ресторан и мысленно относит его к категории "бар", а не к категории "респектабельное заведение, где можно хорошо поесть". Теперь, раз уж ошибочно классифицировал данное заведение и взял на вооружение неверный сценарий, он будет воспринимать окружающее и вести себя не так, как вел бы себя в ресторане, и, наверное, это будет выглядеть весьма глупо. Ожидания, создаваемые с помощью стереотипа, могут значительно влиять на наш образ мыслей и на наши суждения". [1, с.159]

Взаимосвязь ожиданий и конформности состоит в том, что "желая сохранять хорошее отношение к другим людям, мы стараемся соответствовать их ожиданиям".[1, с.44] Таким образом, группа людей и человек предъявляют какие-то требования к своим членам, если не соответствовать им, то группа отвергнет этого члена. Поэтому желание иметь хорошие отношения с группой, контакты, провоцируют субъекта вести себя, как требуют правила этой группы. Выходит, что если субъект ведет себя, так как ожидает от него группа, то он проявляет конформность. Не отвечать ожиданиям означает проявление неконформности. В этой взаимосвязи конформность является следствием влияния ожиданий.

Следующий аспект изучения ожиданий рассмотрим с точки зрения Леонтьева А.Н.

По мнению Леонтьева ожидания в структуре личности выступают в виде ролей. "По широко распространенному определению, "роль" - это программа, которая отвечает ожидаемому поведению человека, занимающего определенное место в структуре той или иной социальной группы, это структурированный способ его участия в жизни общества. Личность и представляет собой не что иное, как систему усвоенных (интернализированных) "ролей". В социальной группе, которая образует семью, это "роль" сына, отца и т.д.; на работе - "роль", скажем, врача или учителя. В неопределенных ситуациях "роль" тоже возникает, только в этом случае в "роли" гораздо больше проявляются черты архитипа и индивидуально приобретенного опыта. Каждый из нас, разумеется, принимает на себя те или иные социальные функции и в этом смысле - "роли". Однако идея прямого сведения личности к совокупности "ролей" является неправильной. "Роль" - не личность, а, скорее, изображение за которым она скрывается". [8, с.170] Таким образом, мы представляем как человек "должен играть свою роль" и ожидаем от него соответствующего поведения. Понятия роли и ожидания тесно связаны.

Этот взгляд подтверждает и Аронсон Э. в приведенных примерах. [1,с.324-325] В общественном сознании сложились понятия по поводу поведения мужчин и женщин, выполнению роли в семейной жизни, в работе. Такие ожидания организуют межличностные отношения, делают их структурированными и понятными.

"Социальные ожидания как важнейший элемент массового сознания представляют собой мощный регулятор жизнедеятельности общества, поскольку их содержание отражает сравнительно устойчивые, долговременные состояния общественного духа. Социальные ожидания из числа наиболее распространенных и устойчивых, характеризуются нормативностью, то есть заключают в себе момент активного давления, требования определенных действий от участников взаимодействий. Социальные санкции, являясь средством социального контроля, поддерживают существование социальных ожиданий в виде норм. Такие социальные ожидания и обозначаются термином "экспектации", где особо подчеркивается момент нормативности. Ожидания могут формироваться в отношении не только субъектов внутри группового взаимодействия, но и субъектов иных уровней: общества в целом, государства или отдельных его институтов, классов, партий, движений и т.п. Предметом ожиданий могут выступать межличностные, общественные явления и процессы, проблемы войны и мира, политические и культурные события, экономические реформы и прочее. Ожидания складываются и в связи внеобщественными, природными явлениями. Мир ожиданий столь же разнообразен, как разнообразна в своих проявлениях сама жизнь". [19, с.150-154]

Гримак Л.П. рассматривает по-другому ожидания, связывая их с доминантными состояниями как разновидностью стрессовых состояний. "Доминантные состояния могут относиться непосредственно к конкретному периоду той деятельности, которую они обеспечивают, но могут быть значительно сдвинуты в сторону ее предвосхищения и тогда возникает состояние ожидания. Распространенным видом доминантного состояния является ожидание тех или иных значительных событий. Внешние и внутренние проявления состояний ожидания в значительной мере зависят от индивидуальной реактивности человека, специфики его психорегуляторных механизмов защиты.

Пассивное ожидание психологически воспринимается большинством людей как активное предвосхищение будущего столкновения с напряженной ситуацией. В этот период не только сигнальные раздражители (соответствующие реально ожидаемым), но и их подобия вызывают резкие изменения в состоянии организма. Показатели электроэнцифалограммы, электрокардиограммы, внешние проявления свидетельствуют о вегетативных сдвигах в организме. Психическим выражением такого рода состояний является повышенная тревожность, неуверенность в себе. Доминантные психические состояния ожидания выражают физиологическую настройку организма, называемую в физиологии труда как "предрабочее", а в спортивной физиологии как "предстартовое" состояние". [4, с.112-115] Далее автор описывает функционирование ожиданий. Один из характерных для такого состояния признаков - мысленное проигрывание предстоящей деятельности с целью формирования ее более конкретного образа, своеобразное психическое программирование и моделирование оптимальных способов выполнения предстоящих действий. Физиологический смысл этого состояния заключается в том, чтобы создать наилучшие условия для последующей рабочей активности.

Однако, как обозначает Гримак Л.П., чрезмерное выраженное доминантное состояние в период ожидания самой деятельности может сыграть и отрицательную роль. "Чрезмерное" ожидание может вызвать преждевременное утомление и оказаться причиной снижения качества деятельности. Каждый из нас, пожалуй, может вспомнить не один пример того, как в результате сильного волнения он уставал еще до того, как приходилось выполнять ожидаемую деятельность, будь то трудный экзамен или встреча дня рождения. Даже в бытовых видах деятельности, не говоря уже о таких сложных, как профессиональная. Специальными психическими и физическими методами самовоздействия выраженность реакций ожидания можно регулировать в широких пределах.

Еще один взгляд на феномен ожидания мы нашли у Либина А.В. [9, с.385-387]. Он описывает ожидания как "личностные установки через призму ситуации". Неудачи в понимании и принятии позиции другого - или, правильнее, недооценка ожидаемых действий других - являются свидетельством того, что субъекты реагируют на разные ситуации со своей системой ожиданий (установок).

Итак, подведем итоги. Как рассматривают феномен ожидания.

1.  С психоаналитической точки зрения ожидания формируются как следствие защитных механизмов идеализированного в детстве Я. Ожидания рассматриваются как бессознательное желание подтверждения своего Я, соответствия взаимоотношений установленным в детстве ценностям и служат механизмом психологической защиты Я от несоответствующего отношения.

2.  Ожидания связывают с Я-концепцией индивида. В Я-концепции есть представления про то, что должно произойти, именно эти структуры Я-концепции выступают ожиданиями. (Берн Р., Майерс Д.)

3.  Ожидания как моделирование и проектирование будущих событий, действий, поведения своих и окружающих. (Майерс Д., Аронсон С.)

4.  Моделирование будущих явлений посредством ожиданий может сформировать такой феномен как самосбывающиеся пророчества. Он заключается в том, что мы так действуем в соответствии со своими ожиданиями, что опосредованно сами же строим то, чего хотели достичь. Такой механизм происходит бессознательно, по мнению авторов, и может играть как позитивную, так и негативную роль в системе межличностных взаимоотношений.

5.  Ожидания с точки зрения психологии социальных ситуаций представляют собой готовность действовать в соответствии со сложившейся конкретной ситуацией. (Кантор Н.)

6.  Содержание ожиданий зависит от стереотипов, сформированных у нас воспитанием, обществом, убеждений, Я-концепции, полоролевой идентификации.

7.  Ожидание как стремление соответствовать роли или ждать такого же соответствия роли от других. Выполняя роли, то есть ожидания других, мы облегчаем взаимоотношения, структурируем их, не тратим время на уяснения норм взаимоотношений, а пользуемся готовыми нормами поведения - ролями. Ожидая соответственную роль, мы уже потенциально готовы к взаимоотношению. (Леонтьев А.Н.)

8.  Ожидание как доминантное состояние описывается как готовность к какому-либо действию и умственное проигрывание этого действия. Состояние ожидания - это ярко выраженный физиологический процесс. (Гримак Л.П.)

9.  Ожидание как установка вести себя определенным образом в определенной ситуации. (Либин А.В.)

Как видно, феномен ожидания рассматривается с разных сторон его существования и однозначной и структурированной концепции еще не выработано. Выработка какой-то четкой позиции по этому поводу не является целью данной работы, просто хочется обратить внимание на неупорядоченность и неструктурированность исследований феномена ожиданий. Но важность этого очевидна, так как ожидания имеют большое значение в жизни людей. Этот довод будет проиллюстрирован в следующем разделе.

 

III. Значение ожиданий в системе межличностных отношений

межличностный отношения экспектация стереотип

"Межличностные отношения - это взаимная готовность субъектов к определенному типу взаимодействий. Готовность к взаимодействию сопровождается эмоциональным переживанием: положительным, индеферентным, отрицательным. Готовность к взаимодействию может реализоваться в поведении субъектов в условиях общения, совместной деятельности. Именно совместная деятельность, общение раскрывают характер межличностных отношений". [11, с.5]

Установившаяся взаимная готовность субъектов к взаимодействию есть межличностное взаимоотношение определенного типа: приятельское, товарищеское, дружеское, супружеское. Все эти типы межличностных отношений могут быть обнаружены только в условиях взаимоотношения, общения. Система межличностных взаимоотношений охватывает широкий диапазон явлений, но все они могут быть классифицированы с учетом трех компонентов взаимодействия. Это:

·  восприятие и понимание людьми друг друга,

·  межличностная привлекательность (притяжение и симпатия),

·  взаимовлияние и поведение (в частности, ролевое).

Тоффлер А. разделил межличностные отношения по группам по другому критерию. [20, с.76-77] По его мнению, человеческим отношениям свойственна устоявшаяся выборка временных ожиданий. Мы ожидаем, что какой-то тип отношений продлится дольше. В действительности, отношения можно классифицировать согласно их вероятной длительности, что, конечно, варьируется для каждой страны и каждого человека. Вот эти категории:

1.  Длительные отношения. Наши ожидания, что внутрисемейные отношения продлятся долго.

2.  Средние связи. Эта категория включает в себя четыре класса. В порядке сокращения продолжительности это: отношения с друзьями, соседями, коллегами и членами церквей, клубов и других добровольных организаций.

3.  Краткосрочные отношения. В эту категорию попадает большинство отношений в сфере услуг.

Нужно отметить, что кроме этих общих временных ожиданий, существуют и индивидуальные ожидания субъектов во время вступления в те или иные взаимоотношения. Так, например, при вступлении в брак существуют ожидания взаимопонимания, поддержки, любви [3], вступая во взаимоотношения с мужчиной на нас также влияют ожидания. Женщины более чувствительны к социальным ожиданиям по поводу их сексуального поведения и могут проявлять нечестность, отвечая на вопросы, касающиеся их поведения. Женщин давит желание соответствовать ожиданиям, которые предполагают, что они ориентированны на устойчивые отношения, а не на беспорядочные связи. Мы живем в культуре, действительно ожидающей от мужчин и женщин различного сексуального поведения.

В ситуации трудоустройства существуют ожидания относительно условий, возможного места работы. [21]

В семейных отношениях ожидания играют большую роль при воспитании детей. Предъявляя высокие требования детям, мы тем самым навязываем им свою систему ожиданий. Если ребенок не выполнил их, то появляется чувство вины, повышается тревожность, понижается самооценка т.п.

В системе межличностных отношений многие эмоциональные состояния появляются вследствие влияния ожиданий. Так, чувство обиды можно рассматривать как несоответствие наших ожиданий и реального поведения другого - потому что мы считаем, будто другой человек жестко запрограммирован нашими ожиданиями, нашей системой верований, отрицаем его право на самостоятельное действие (по мнению Козлова Н.).

Как видно из приведенных выше примеров межличностные отношения как сложная система взаимодействий субъектов поддается влиянию многочисленных факторов, как внешних, так и внутренних. К внешним можно отнести ситуационные факторы (время, место, условия и т.п.). К внутренним относят индивидуальные, личностные особенности субъектов взаимодействия (самооценка, стратегия общения, локус контроля, потребности и т.п.). Ожидания являются регулятором межличностных отношений и их можно отнести как к внутренним (личностным ожиданиям), так и к внешним (ожидания со стороны других) факторам.

Взаимные ожидания, установки играют роль непосредственного регулятора межличностных отношений. Много экспериментов, описанных в литературе, являются тому подтверждением [17, с.253-254], [12, с.153-159].

Подтверждением функции регуляции ожиданий является теория ожидания Толмена Э. В ней предпосылкой поведения в отношении одних стимульных объектов является возникновение других стимулов, которые являются символами этих объектов. Другими словами, "подкрепление становится подтвержденным". [2]. "Любой организм ведет себя в соответствии ожидаемых результатов и значением, связанным с каждым из этих результатов" [2]. То есть, зависимость поведения и ожидаемых результатов является прямой. Это свойственно не только для сферы деятельности, но и для сферы межличностных отношений.

Олпорт Г. отмечает, что "воинственные решения всегда вытекают из воинственных ожиданий и подготовки" [12, с.159]. В свою очередь, уже сложившаяся ситуация взаимоотношений влияет на формирование следующих ожиданий: "миролюбивые отношения порождают ожидание миролюбивых отношений" [12, с.155].

"Жизненный опыт и приобретенные знания часто подсказывают человеку, что он должен ждать в будущем" [5, с.64]. Влияние предыдущего опыта на восприятие является одним из факторов возникновения тех или иных ожиданий, а соответственно тоже выполняет регуляторную функцию.

"На важную роль ожиданий при установлении и сохранении взаимопонимания указывает Линчевский Э. Ожидания, в которых прогнозируется будущее поведение партнера и динамика ситуации, в которой происходит общение, является неотъемлемой частью нормального развития человеческих отношений. Если таких ожиданий у субъекта общения нет или они очень размыты и неопределены, то человек чувствует себя растерянным, неуверенным, не знает как себя вести, как выбрать адекватную линию поведения. Ожидания тесно связанны с действиями человека. Нельзя сформулировать прогноз или его чрезмерная определенность нередко ведет к дезорганизации всего поведения. Наличие же четкого ожидания, как правило, автоматически включает соответствующие шаблоны поведения" [6].

Как видно, главная функция ожиданий - регуляция межличностных отношений, это подготовка участников отношений к взаимодействию, контроль и адекватное восприятие отношений. Ожидания могут сыграть как позитивную, так и негативную роль в межличностных отношениях, но бесспорно и налицо важность учения их влияния на динамику и содержание отношений.


Заключение

В данной работе была рассмотрена тема "Ожидания в системе межличностных отношений". Целью работы было изучение теоретического материала по исследованию феномена ожиданий. Предметом исследования был феномен ожидания. В процессе изучения феномена ожидания были выполнены задачи, поставленные вначале работы.

В работе указанны определения феномена ожидания, которых оказалось достаточно много, и неравнозначных. Наиболее приемлемым представляется такое определение: ожидание - это внутреннее представление, отношение или установка субъекта, которая заключается в предвидении определенного события. Были поданы несколько трактовок ожидания, и каждый автор делает акцент на разных сторонах этого феномена (Вебер А., Петровский А.В. и Ярошевский М.Г., Соболева Н.И.)

Во втором разделе была сделана попытка собрать и проанализировать исследования разных авторов (Майерс Д., Аронсон Э., Леонтьев А.Н., Гримак Л.П. и др.) феномена ожидания. Одни из них рассматривают ожидания как последствие детского возраста и сложившиеся системы защит и идеализированного Я, другие связывали ожидания с социальными ролями, стереотипами, конформностью, третья позиция некоторых авторов описывала ожидания с физиологической точки зрения. Именно в этом разделе выполнена задача изучения наработок и исследований ожиданий в психологии на данный момент. Но, как видно, исследования разных ученых разобщены, нет четкого и единого понимания феномена ожидания. В этой работе не стоит задача определения четкого феноменологического поля, а лишь обозначить эту проблему и показать ее существование.

В третьем разделе рассмотрено значение ожиданий в системе межличностных отношений и тем самым выполнена следующая задача, поставленная в работе. Ожидания наблюдаются в различных ситуациях повседневной жизни и на примерах исследований ученых показано основную функцию и назначение ожиданий в психологическом мире субъекта. Эта функция - регуляция поведения. Конечно, регуляция поведения существует, но может приводить как к позитивным, так и к негативным результатам. Тем не менее, это не уменьшает важности ожиданий в регуляции межличностных отношений.

Таким образом, в данной работе изучен феномен ожидания, рассмотрен в системе межличностных отношений и поставленные перед работой задачи могут считаться выполненными. Данная работа не исчерпывает тему исследований ожиданий, а лишь является началом в упорядочении материала про этот феномен.


Список использованной литературы

1.  Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. - М.: Аспект Пресс, 1999

2.  Вебер А. Большой толковый психологический словарь. - Т.1. - М.: "Вече", 2000

3.  Вишневецкая В.Н. Исследование социально-типичных ожиданий в отношении брака на материале брачных объявлений. //Вісник ДНУ. Серія: Педагогіка і психологія.- Вип.3. - 1998. - с.72-76

4.  Гримак Л.П. Общение с собой: Начало психологии активности. - М.: Политиздат, 1991.

5.  Квинн В. Прикладная психология. - СПб., 2000.

6.  Коновалова О.А. Проблема експектацій та їх роль у спілкуванні суб’єкта. //Практична психологія та соціальна робота. - 2000. - №8

7.  Купчина О.А. Глибинно-психологічний аспект розуміння феномена експектацій. //Вісник Київського університету. - Вип.18. - 2003.

8.  Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975.

9.  Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. - М.: Смысл; Per Se, 2000.

10.  Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 2005.

11.  Обозов Н.Н. Межличностные отношения. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1979.

12.  Олпорт Г. Становление личности. - М., 2002.

13.  Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. - СПб.: Питер, 2001.

14.  Психология самосознания: хрестоматия. - Самара: Изд. дом "Бахрах-М", 2003.

15.  Психология. Словарь. Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г.Ярошевского. - 2-ое изд. - М.: Политиздат, 1990

16.  Психология социальных ситуаций. Хрестоматия. Сост. Н.В.Гришина. - СПб.: Питер, 2001.

17.  Росс Л., Нисбет Р. Человек и ситуация. - М.: 2000.

18.  Словарь практического психолога. Сост. С.Ю.Головин. - Минск: Харвест-М.: ООО "Изд-во АСТ", 2001.

19.  Соболева Н.И. Социальные ожидания как предмет социологического анализа. //Проблеми розвитку соціологічної теорії. - К., 2001.

20.  Тоффлер А. Футурошок. - СПб.: Лань, 1997.

21.  Чередниченко Г.А. Ожидания молодежи перед вступлением на рынок труда. //Когда наступает время выбора. - СПб., 2001.

Министерство образования и науки Украины Днепропетровский национальный университет Факультет переподготовки специалистов Кафедра общей и социальной психологии Курсовая работа "Ожидания в системе межличност

 

 

 

Внимание! Представленная Курсовая работа находится в открытом доступе в сети Интернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
Советуем не рисковать. Узнай, сколько стоит абсолютно уникальная Курсовая работа по твоей теме:

Новости образования и науки

Заказать уникальную работу

Похожие работы:

Поэтизация природы как психологический феномен
Анализ содержания стереотипов восприятия подростками взрослых
Теоретические основы мотивационной психологии в рекламном бизнесе
Увага, як психічний процес
Влияние игр на развитие самооценки дошкольников
Внушение. Гипноз
Девіантна поведінка молоді
Психология личности
Методы влияния и воздействия
Дослідженні телевізійної рекламної продукції з погляду конструювання та продукування нею гендерних стереотипів

Свои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru