курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Комсомольский-на-Амуре государственный
технический университет»
Факультет экономики и менеджмента
Кафедра маркетинга и коммерции
Определение оптимальных способов закупки товаров
2010
Содержание
Введение
1 Характеристика основных способов конкурентных закупок
2 Государственные закупки
3 Практическое применение способов государственных закупок
Заключение
Список использованных источников
Приложение А Перечень товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых для федеральных
нужд осуществляется путем проведения открытых аукционов в электронной форме с 1 января по 30 июня 2010 г.
Введение
Определения оптимальных способов закупки является важной для рассмотрения темой. От выбора лучшего варианта закупки зависит эффективность удовлетворения потребностей организации в товарах, т.е. получение товара в полном объеме, в приемлемый срок, с лучшим из возможных соотношений цены и качества.
Целью данной курсовой работы является выявление оптимальных способов закупки товаров. Для этого необходимо решить поставленные задачи (сбор необходимой информации, ее систематизация и анализ, формулировка выводов).
Предметом данной курсовой работы является рассмотрение основных способов закупки товаров, выявление их преимуществ и недостатков, рассмотрение особенностей государственных закупок, формулировка предложений оптимальных способов закупки товаров для государственных нужд. Объектом исследования являются способы закупки товаров.
1 Характеристика основных способов конкурентных закупок
Чтобы получить лучшие предложения, для крупных закупок проводят открытый конкурс, или тендер. Это такой способ выдачи заказов на поставку товаров, предоставление услуг или проведение подрядных работ по заранее объявленным в конкурсной документации условиям, в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности. Победитель в конкурсе на государственные закупки определяется по полному соответствию заявки требованиям конкурсной документации и лучшим среди прочих предложенных условиям. Такой способ организации конкурентных закупок - один из основных. Как правило, открытый конкурс длится достаточно долго (решения придется ждать не меньше месяца), при этом он предполагает использование значительного количества ресурсов. Вот почему, кроме открытого конкурса, нередко используются и прочие способы закупок. В зависимости от предмета и целей закупки используется:
- двухэтапный тендер;
- закрытый конкурс;
- селективный конкурс;
- закупка из единственного источника;
- запрос предложений;
- запрос котировок;
- конкурентные переговоры;
- редукцион (аукцион на понижение).
Двухэтапный тендер. К такому виду зачастую прибегают тогда, когда заказчик не готов сразу четко сформулировать требования, предъявляемые к предмету конкурса. В таких случаях на первом этапе поставщики делают только технические предложения, не указывая цену. Если есть заявки, которые не соответствуют квалификационным требованиям, они отклоняются. На следующем этапе поставщики, участвующие в тендере, и техническое предложение, откорректированное с учетом уточнений конкурсной документации, и свое ценовое предложение. В дальнейшем всё это оценивается в совокупности - по той же процедуре, которая используется в открытых торгах.
Закрытый конкурс. Его процедура аналогична процедуре открытого тендера. Единственное исключение в определении участников: приглашаются только поставщики, выбранные заказчиком, в отличие от открытого конкурса, заявки на который может подавать любая компания. Приглашения на закрытый тендер, а также его результаты не публикуются. Такой способ определения поставщика обычно используется в тех случаях, когда:
- в наличии запрашиваемая продукция есть у ограниченного числа поставщиков или ограниченное число поставщиков имеет квалификацию, устраивающую заказчика;
- расходы и время, требующиеся для рассмотрения и оценки большого количества конкурсных заявок, будут несоизмеримы со стоимостью закупаемых товаров (работ, услуг);
- закупка носит конфиденциальный характер.
Селективный конкурс сочетает в себе элементы закрытых и открытых тендеров. В селективный конкурс приглашаются все желающие. Но вместе с объявлением о начале приема заявок публикуются критерии квалификации - им должен соответствовать участник конкурса. Соответственно этим критерием заказчик и выбирает "короткий список" тех поставщиков, которые могут принять дальнейшее участие в селективном конкурсе.
Закупка из единственного источника. В этом случае заказчик направляет предложение о заключении контракта только одному поставщику и только с ним ведет переговоры, в ходе которых компания, приглашенная таким образом к участию в конкурсе, вполне может добиться более выгодных для себя условий. Закупка из единственного источника обычно используется в таких случаях, когда требуемый продукт предоставляется только одним поставщиком, когда товар или услуга запатентованы и равноценной им замены нет. Прибегают к данному способу, если, например, пролонгирование заключенного контракта изначально в нем предусматривалось, при этом сотрудничество с данным поставщиком по-прежнему целесообразно.
Запрос предложений - основной способ закупки услуг. Кроме того, такой способ используется еще и тогда, когда заказчик хочет запросить у поставщика решения своей проблемы: есть цель закупки, но способы ее осуществления не понятны.
Запрос цен (котировок) используется в тех случаях, когда заказчик приобретает стандартный товар или услугу - то, что производится для открытой продажи. Это могут быть, например, канцелярия, компьютеры и оргтехника, аренда помещения и т. д. Поставщик выбирается по результатам сравнения предложенных цен. От всех прочих способов закупок запрос котировок отличается оперативностью.
Конкурентные переговоры. К этому способу обращаются, когда конкурсные методы закупок не привели к желаемому результату - заключению контракта. А также, если возникает срочная потребность в закупке: в этой ситуации заказчик проводит переговоры с потенциальными заказчиками. Нередко конкурентные переговоры используют при закупке консультационных услуг. По результатам этих встреч заказчик предлагает всем поставщикам принять участие в закупочной процедуре: предоставить к установленному сроку свое окончательный вариант. И на основании полученных данных определяется контрагент, с которым заказчик и заключает договор.
Редукцион
(аукцион, переторжка). Победитель в аукционе определяется по конечной цене -
это основной критерий. Соответственно, такой способ определения поставщика для
государственных закупок применяется обычно, когда необходимо определить
организацию продаж какого-либо товара.
При проведении обратного аукциона (так называемая переторжка) заказчик,
наоборот, покупает, а не продает нужный ему товар или услугу. Участвующие в
этом конкурсе компании делают свои предложения и постепенно снижают начальную
цену, установленную заказчиком. Победителем становится предложивший наименьшую
стоимость.
Таблица 1 – Характеристика основных способов конкурентных закупок
Способ закупки | Средние сроки проведения | Стоимость проведения | Преимущества | Недостатки | Эффективность для заказчика |
Открытый конкурс | 1,5-2 месяца | Высокая | Привлечение большого числа конкурентных предложений и как следствие – достижение цены ниже среднерыночной | Длительная процедура, требующая привлечения квалифицированных специалистов (подготовка тендерной документации, оценка предложений и т.д.) и расходов | Высокая |
Закрытый конкурс | 1,5 месяца | Средняя | Привлечение предложений только от проверенных поставщиков. Достижение относительно низкой цены | Длительная процедура, требующая привлечение квалифицированных специалистов и расходов. Ограничение числа участников не всегда позволяет достигнуть оптимальной цены | Выше средней |
- Без учета времени на подготовку конкурсной, котировочной и т.д. документации, но с учетом времени на оценку предложений и котировок поставщиков
Продолжение таблицы 1
Способ закупки | Средние сроки проведения | Стоимость проведения | Преимущества | Недостатки | Эффективность для заказчика |
Селективный конкурс | 2 месяца | Средняя | Привлечение предложений только от квалифицированных поставщиков. Достижение относительно низкой цены | Длительная процедура, требующая привлечения квалифицированных специалистов и расходов | Высокая |
Двухэтап-ный конкурс | 2-3 месяца | Высокая | Привлечение большого числа конкурентных предложений. Возможность уточнения требований к закупаемой продукции в ходе проведения торгов | Длительная процедура, требующая привлечения квалифицированных специалистов и расходов | Высокая |
Конкурсные переговоры | 1-2 недели | Низкая | Возможность учета всех пожеланий покупателя и уточнения предложений | Итоговая цена не всегда ниже среднерыночной | Средняя |
Запрос предложений | 1-2 недели | Низкая | Возможность учета всех предложений покупателя и уточнения предложений | Итоговая цена не всегда ниже среднерыночной | Высокая |
Запрос котировок | 1-7 дней | Низкая | Относительно быстрая процедура, не требующая особых затрат на ее организацию и проведения | Цена обычно выше, чем получаемая в результате торгов | Средняя |
Единственный источник | 1-7 дней | Очень низкая | Быстрая процедура | Цена нередко диктуется поставщиком | Низкая |
Редукцион | 1-7 дней | Низкая | Достижение цены ниже рыночной | Основным критерием выбора победителя является цена предложения | Очень высокая |
Эффективность применения такого способа закупок как открытый конкурс будет высокая, если стоимость заказа превышает 20 млн. рублей, так как процедура открытого конкурса является длительной (не менее месяца), требует привлечения квалифицированных специалистов и больших материальных затрат.
Двухэтапный конкурс применяется в случаях, когда нет возможности составить технические спецификации товаров и поэтому необходимо предварительное изучение существующих на рынке предложений, в данных условиях двухэтапный конкурс будет эффективнее открытого, т.к. риск получения некачественного товара снижается, но максимальный эффект от проведения двухэтапного конкурса можно получить при стоимости заказа больше 20 млн. рублей.
Эффективность закрытых конкурсов ниже эффективности открытых, т.к при применении закрытых конкурсов не всегда можно достигнуть оптимальной цены, но при этом можно сэкономить на сроках и стоимости проведения. Закрытый конкурс также следует применять на крупные суммы контракта.
Если конкурсные методы закупок не привели к заключению договора, или существует срочная потребность в закупке, можно ограничится проведением переговоров с потенциальными поставщиками. Как правило, этот способ размещения заказов не относится к числу самых эффективных, поэтому злоупотреблять им не стоит.
Процедура запроса предложений применяется, когда заказчику известна цель закупки, но не вполне понятны способы ее достижения. По итогу применения этого способа закупки можно получить большой эффект сэкономив время и деньги на проведение.
Способ запроса котировок используется для приобретения стандартных товаров, для которых существует сложившийся рынок. При закупки товаров на сумму более 20 млн.рублей данный способ не является эффективным.
Редукцион является наиболее эффективным из всех способов закупки товаров. Сумма закупки товаров может быть любой. Минусом является то, что основным критерием выбора победителя является цена предложения.
2 Государственные закупки
В Российской Федерации обязательность проведения конкурсных закупок для государственных нужд введена Указом Президента РФ №305 от 08.04.97 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд».
В настоящее время система государственных закупок в России осуществляется на четырех иерархических уровнях:
- Федеральном;
- Субфедеральном (окружном);
- Региональном;
- Местном (муниципальном).
Анализируя опыт конкурсного размещения при закупках товаров (работ, услуг) для государственных нужд министерствами, ведомствами, региональными и местными органами власти, были выявлены следующие недостатки:
- показатели бюджетов различных уровней имеют существенные отклонения значений фактически профинансированных расходов на проведение государственных закупок от принятых в бюджетах. Размеры этих отклонений могут служить косвенным индикатором силы негативных явлений, существующих в системе формирования и исполнения государственных заказов;
- действующая система закупок продукции для государственных нужд имеет децентрализованный характер, что связано с большим количеством бюджетополучателей, имеющих функции государственных заказчиков. На региональном и местном уровнях организация государственных закупок имеет еще более деценрализованный характер;
- товары, имеющие однотипный характер, закупаемые различными бюджетополучателями (например, продовольственное и вещевое снабжение воинских подразделений, материально-технические ресурсы для функционирования органов власти и др.), из-за снижения объемов закупаемой продукции (дробление закупок) приводят к: существенному уменьшению эффективности закупок; снижению конкуренции среди поставщиков; неоправданно высоким затратам по осуществлению государственной закупочной деятельности;
- значительный объем закупок для государственных нужд проводится без конкурсов. Размещение заказов «у единственного источника» и методом ценовых котировок применяется крайне широко, а на региональном и местном уровнях является наиболее частой формой закупок;
- существующая практика заключения договоров без фиксации конечной цены поставки продукции с обязательствами заказчика оплатить исполнителю выполненные работы «по уровню фактических затрат с учетом принятого процента рентабельности» приводит к повсеместному списанию на государственные заказы затрат, не имеющих к ним никакого отношения;
- заключение договоров поставки для государственных нужд без обеспечения бюджетным финансированием с оговоркой «оплатить выполненные работы (поставленную продукцию, оказанные услуги) в случае появления дополнительного финансирования» приводит к возможностям для коррумпированных проявлений отдельных чиновников;
- при проведении конкурсов имеют место нарушения правил и процедур, предусмотренных нормативными актами (несоблюдение срока проведения отдельных процедур конкурса, некачественная подготовка конкурсной документации, изменение условий конкурса в ходе его проведения, нарушений правил определения победителя и т.д.), что приводит к покупке продукции по более высоким ценам, по сравнению со средними сложившимися ценами, при высоких затратах на проведение конкурса. Имеют место нарекания к качеству продукции, поставляемой организацией, выигравшей торги;
- существенным фактором удорожания продукции, поставляемой для государственных нужд, является практика осуществления поставок в форме товарного кредитования заказчика с неопределенными сроками финансовых расчетов, что приводит к дополнительным издержкам, существенно превышающим стоимость финансовых заимствований в коммерческой практике.
Устранение недостатков в системе обеспечения государственных нужд должно быть направлено на:
- сокращение количества основных государственных заказчиков, осуществляющих закупки для государственных нужд;
- дозированное, легитимное присутствие в процессе закупок государственных структур, включающихся в конкуренцию за поставки для государственных нужд;
- изменение системы организации финансовых потоков, с привлечением к финансированию поставок продукции для государственных нужд кредитных учреждений;
- введение контроля со стороны общественности за расходами при закупках путем введения постоянно действующей системы выборочных аудиторских проверок и публикаций их результатов;
- оптимизацию распределения полномочий по закупкам между различными иерархическими уровнями государственной системы управления.
Для эффективного функционирования органов государственной власти необходимо постоянное обеспечение их деятельности материально-техническими ресурсами.
На официальном сайте Российской Федерации (www.zakupki.gov.ru) для размещения информации о размещении заказов приведена следующая статистика и анализ размещения на сайте информации о размещении заказа на федеральном уровне.
Выбор способа размещения заказа (открытый конкурс, закрытый конкурс, внеконкурсные методы: запрос котировок и «у единственного источника») осуществляется заказчиком в соответствии с пп.24-31 «Положения об организации закупки товаров, работ, услуг для государственных нужд», утвержденного Указом Президента РФ от 08.04.97 года №305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупок продукции для государственных нужд», по согласованию с Комитетом экономики и промышленной политики и зависит от вида закупаемой продукции, суммы средств, выделенных на закупку и ряда особых условий, предусмотренных законодательством.
В соответствии с Положением выбор способа размещения государственного заказа производится следующим образом:
Открытый конкурс – как было сказано выше, с точки зрения действующего законодательства наиболее предпочтительная форма размещения заказов на закупку продукции путем проведения открытых конкурсов. Из практики следует, что минимальный срок проведения открытого конкурса составляет два с половиной месяца (при условии наличия подобного сформулированного задания на его проведение).
Двухэтапный конкурс может быть проведен в следующих случаях:
а) заказчик не имеет возможности составить подробные технические спецификации товаров и работ, определить характеристики услуг в целях наиболее полного удовлетворения потребности в закупках. По этой причине ему необходимо привлечь заявки, предложения или оферты и (или) провести переговоры с поставщиками в силу особенностей технических характеристик товаров или строительных работ либо в силу характера услуг;
б) заказчик намерен заключить государственный контракт в целях проведения научных исследований, экспериментов, изысканий или разработок, за исключением случаев, когда контракт предусматривает производство продукции в объемах, достаточных для обеспечения ее рентабельности или для возмещения расходов на указанные работы;
в) имеются обстоятельства, позволяющие заказчику проводить специализированные закрытые торги (закрытый конкурс) в соответствии с настоящим Положением, если заказчиком установлено, что избранный способ является наилучшим;
г) поставщики не представили заявки на участие в торгах (конкурсе) или все указанные заявки отклонены заказчиком в соответствии с настоящим Положением, если при этом проведение новых торгов (конкурса) не приведет, по мнению заказчика, к заключению государственного контракта.
Закрытый конкурс проводится в случаях, когда:
а) продукция в силу уровня технической сложности или специального характера может быть закуплена только у ограниченного круга поставщиков;
б) цена государственного контракта составляет менее 2500 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда, а также, когда время и расходы, необходимые для рассмотрения и оценки большого числа заявок на участие в торгах (конкурсе), значительны по сравнению со стоимостью закупаемой продукции, - по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации или с уполномоченным им территориальным органом.
Специализированные закрытые конкурсы могут проводиться только в том случае, когда государственный контракт заключается на приобретение продукции для нужд национальной обороны или для обеспечения национальной безопасности в части, составляющей государственную тайну в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Способ запроса котировок применяется при закупках имеющейся в наличии продукции, которая производится или предоставляется не по конкретным заявкам заказчика и для которой существует сложившийся рынок, при условии, что цена государственного контракта не превышает 2500 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда.
Размещение заказа на закупки продукции для государственных нужд у единственного источника осуществляется по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации или с уполномоченным им территориальным органом в следующих случаях:
а) при наличии срочной потребности в продукции, в связи с чем проведение торгов (конкурса) или применение иного способа размещения заказов на закупки продукции для государственных нужд нецелесообразно, при условии, что обстоятельства, вызвавшие срочную потребность, невозможно было предусмотреть заранее и они не явились результатом медлительности действий заказчика;
б) если вследствие чрезвычайных обстоятельств возникла срочная потребность в определенной продукции, в связи с чем применение иных способов размещения заказов на закупки продукции для государственных нужд нецелесообразно с учетом затрат времени;
в) если продукция может быть получена только от одного поставщика либо единственный поставщик обладает исключительными правами в отношении данной продукции, и отсутствует ее равноценная замена;
г) при наличии обстоятельств, позволяющих заказчику проводить специализированные закрытые торги (закрытый конкурс) в соответствии с настоящим Положением, в случае, если заказчик установил, что проведение закупок из единственного источника является наилучшим способом закупок.
Внутренние торги (внутренний конкурс) проводится в случаях, если:
а) в закупках в соответствии с законодательством Российской Федерации принимают участие только российские поставщики;
б) заказчик считает, что в участии в торгах (конкурсе) будут заинтересованы только российские поставщики.
Таким образом, при составлении плана закупок следует начинать с подробного определения характеристику предмета закупки, определения ее потребительских, технических и эксплуатационных качеств, выявления особых условий ее закупки, а также определения потребного объема товаров (работ, услуг).
В процессе составления плана закупок следует определить круг ответственных должностных лиц, которые непосредственно будут заниматься процедурами проведения конкурса или осуществлять действия по внеконкурсному размещению заказа, описать их функции. Наиболее целесообразно передавать функции по выбору поставщиков (подрядчиков) тем исполнителям, которые по роду своей деятельности знакомы с предметом закупки. Так, территориальные управления обычно передают функции организатора конкурса при закупке продукции для детских садов и школ отделам образования, для поликлиник и учреждений здравоохранения – отделам здравоохранения и т.д. Необходимо назначить конкурсную комиссию, которая будет принимать решения по выбору победителей конкурсов, разработать регламент работы этой комиссии.
Следующей стадией является планирование конкурсных процедур. При планировании самой конкурсной процедуры необходимо решить следующие вопросы: определить круг возможных поставщиков, выявить квалификационные требования к ним, определить критерии выбора победителя, определить количество и состав лотов, разработать форму контракта.
Этот этап не менее важен, чем составление годового плана закупок, поскольку результат конкурса зависит непосредственно от условий, заложенных заказчиком в конкурсной документации.
Таким образом, в настоящее время, государственные заказчики имеют возможность грамотно организовать свои закупочные процессы. Но всегда следует помнить, что планирование закупочной деятельности приведет в результате к желаемому эффекту – повышению эффективности использования бюджетных средств – только в том случае, если каждый участник этого процесса своевременно выполнит возложенные на него функции.
На официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов приведена следующая статистика и анализ размещения на сайте информации о размещении заказа для федеральных нужд.
Таблица 1 - Статистика и анализ размещения на сайте информации о
размещении заказа для федеральных нужд
Способ размещения заказа | Количество размещенных заказов | Количество заказчиков | На сумму, р. | Экономия, р. | Экономия, % |
Открытый конкурс (К) | 37191 | 8290 | 1044469237225,95 | 90364019344,68 | 8,65 |
Открытый аукцион (А) | 30193 | 4872 | 341146555270,46 | 34215133888,86 | 10,03 |
Запрос котировок (ЗК) | 326295 | 13474 | 112842007057,57 | 30128617854,70 | 26,7 |
Открытый аукцион в электронной форме (ЭА) | 3580 | 394 | 2901477439,35 | 290941700,96 | 10,03 |
Предварительный отбор (КП) | 93 | 24 | 2050000012,00 | 2050000012,00 | 100 |
Рисунок 1 – Распределение размещений заказа по количеству
Рисунок 2 – Распределение размещений заказа по сумме контрактов
Открытые конкурсы по количеству размещений заказа занимают долю всего в 9 %, а по сумме контрактов 69 %. Открытые аукционы по количеству - 7 %, по сумме – 22 %. Запросы котировок по количеству размещенных заказов занимают первое место (82 %), а по сумме контрактов всего 7 %. Открытый аукцион в электронной форме и предварительный отбор как по количеству размещенных заказов, так и по сумме контрактов занимают долю меньше 1 %. Открытые аукционы применяются реже, но на большие суммы контракта, а запросы котировок чаще, но на меньшие суммы по сравнению с конкурсами. Открытые аукционы в электронной форме применяются реже по сравнению с открытыми аукционами не в электронной форме.
По полученной экономии на первом месте находится способ размещения заказа – запрос котировок (26,7 %), на втором месте – открытый аукцион и открытый аукцион в электронной форме (10,03 %), на третьем месте - открытый конкурс (8,65 %).
Согласно закону размещение заказа может осуществляться:
1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).
При размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются следующие обязательные требования к участникам размещения заказа:
1) соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов;
2) непроведение ликвидации участника размещения заказа - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника размещения заказа - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства;
3) неприостановление деятельности участника размещения заказа в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе;
4) отсутствие у участника размещения заказа задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника размещения заказа по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. Участник размещения заказа считается соответствующим установленному требованию в случае, если он обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение по такой жалобе на день рассмотрения заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе не принято.
5) отсутствие в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков сведений об участниках размещения заказа.
Правительство Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные требования к участникам размещения заказа при размещении заказа на поставку товаров для нужд обороны страны и безопасности государства о наличии у таких участников размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов, необходимых для производства товаров, являющихся предметом заказа.
Кроме указанных требований, Правительство Российской Федерации, заказчик, уполномоченный орган не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа.
Заявка на участие в конкурсе должна содержать:
1) сведения и документы об участнике размещения заказа, подавшем такую заявку:
- фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона;
- полученную не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого конкурса выписку из единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенную копию такой выписки (для юридических лиц), полученную не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого конкурса выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или нотариально заверенную копию такой выписки (для индивидуальных предпринимателей), копии документов, удостоверяющих личность (для иных физических лиц), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранных лиц), полученные не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого конкурса;
- документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника размещения заказа без доверенности. В случае, если от имени участника размещения заказа действует иное лицо, заявка на участие в конкурсе должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени участника размещения заказа, заверенную печатью участника размещения заказа и подписанную руководителем участника размещения заказа (для юридических лиц) или уполномоченным этим руководителем лицом, либо нотариально заверенную копию такой доверенности. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем участника размещения заказа, заявка на участие в конкурсе должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица;
- документы, подтверждающие квалификацию участника размещения заказа, в случае проведения конкурса на выполнение работ, оказание услуг, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника размещения заказа;
- копии учредительных документов участника размещения заказа (для юридических лиц);
- решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и если для участника размещения заказа поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом контракта, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, обеспечения исполнения контракта являются крупной сделкой;
2) предложение о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара иные предложения об условиях исполнения государственного или муниципального контракта, в том числе предложение о цене контракта, о цене единицы товара, услуги в случае, если при размещении заказа на поставку технических средств реабилитации инвалидов; о цене запасных частей (каждой запасной части) к технике, к оборудованию, о цене единицы услуги и (или) работы в случае, если при проведении конкурса на право заключить государственный или муниципальный контракт на выполнение технического обслуживания и (или) на ремонт техники, оборудования, оказание услуг связи, юридических услуг заказчиком, уполномоченным органом указаны в конкурсной документации начальная (максимальная) цена контракта (цена лота), а также начальная (максимальная) цена запасных частей (каждой запасной части) к технике, к оборудованию и начальная (максимальная) цена единицы услуги и (или) работы. В случаях, предусмотренных конкурсной документацией, также копии документов, подтверждающих соответствие товара, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к таким товару, работам, услугам. При этом не допускается требовать предоставление указанных документов в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такие документы передаются вместе с товаром;
3) документы или копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа установленным требованиям и условиям допуска к участию в конкурсе:
- документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, в случае, если в конкурсной документации содержится указание на требование обеспечения такой заявки (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, или копия такого поручения);
Заявка на участие в конкурсе может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, образец (пробу) товара, на поставку которого размещается заказ.
Все листы заявки на участие в конкурсе, все листы тома заявки на участие в конкурсе должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в конкурсе и том заявки на участие в конкурсе должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника размещения заказа (для юридических лиц) и подписаны участником размещения заказа или лицом, уполномоченным таким участником размещения заказа. Соблюдение участником размещения заказа указанных требований означает, что все документы и сведения, входящие в состав заявки на участие в конкурсе и тома заявки на участие в конкурсе, поданы от имени участника размещения заказа, а также подтверждает подлинность и достоверность представленных в составе заявки на участие в конкурсе и тома заявки на участие в конкурсе документов и сведений. Не допускается устанавливать иные требования к оформлению заявки на участие в конкурсе, за исключением предусмотренных настоящей частью требований к оформлению заявки на участие в конкурсе. При этом ненадлежащее исполнение участником размещения заказа требования о том, что все листы заявки на участие в конкурсе и тома заявки на участие в конкурсе должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе.
При получении заявки на участие в конкурсе, поданной в форме электронного документа, заказчик, уполномоченный орган обязаны подтвердить в письменной форме или в форме электронного документа ее получение в течение одного рабочего дня со дня получения такой заявки.
Участник размещения заказа вправе подать только одну заявку на участие в конкурсе в отношении каждого предмета конкурса (лота). Участник размещения заказа, который может оказывать влияние на деятельность специализированной организации, не может подать заявку на участие в конкурсе.
Прием заявок на участие в конкурсе прекращается в день вскрытия конвертов с такими заявками и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе.
Для участия в открытом аукционе в электронной форме участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, подает заявку на участие в открытом аукционе в электронной форме.
Участие в открытом аукционе в электронной форме возможно при наличии на счете участника размещения заказа, открытом для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах, денежных средств, в отношении которых не осуществлено блокирование операций по счету в размере не менее чем размер обеспечения заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме, предусмотренный документацией об открытом аукционе в электронной форме.
Заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме состоит из двух частей.
Первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие сведения:
1) согласие участника размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, соответствующих требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме, на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе;
2) сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, о размере, об упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об открытом аукционе в электронной форме. Указание таких сведений не требуется в случае, если участник размещения заказа предлагает для поставки товар, указание на товарный знак которого содержится в документации об открытом аукционе, или для использования этого товара при выполнении работ, оказании услуг.
Первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме, может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, на поставку которого размещается заказ.
Вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие документы и сведения:
- фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика;
- копии документов, подтверждающих соответствие товаров требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к таким товарам, и если предоставление указанных документов предусмотрено документацией об открытом аукционе в электронной форме;
- решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и если для участника размещения заказа поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом контракта, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом аукционе, обеспечения исполнения контракта являются крупной сделкой. Предоставление указанного решения не требуется в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает максимальную сумму сделки, предусмотренную решением об одобрении или о совершении сделок, предоставляемым для аккредитации участника размещения заказа на электронной площадке.
Участник размещения заказа вправе подать заявку на участие в открытом аукционе в электронной форме в любой момент с момента размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого аукциона в электронной форме до предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе.
Заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме направляется участником размещения заказа оператору электронной площадки в форме двух электронных документов, содержащих заявки. Указанные электронные документы подаются одновременно.
Поступление указанной заявки является поручением о блокировании операций по счету такого участника размещения заказа, открытому для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в открытом аукционе.
В течение одного часа с момента получения заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме оператор электронной площадки обязан осуществить блокирование операций по счету для проведения операций по обеспечению участия в открытом аукционе участника размещения заказа, подавшего такую заявку, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в открытом аукционе, присвоить ей порядковый номер и подтвердить в форме электронного документа, направляемого участнику размещения заказа, подавшему заявку на участие в открытом аукционе в электронной форме, ее получение с указанием присвоенного ей порядкового номера.
Участник размещения заказа вправе подать только одну заявку на участие в открытом аукционе в электронной форме в отношении каждого предмета аукциона (лота).
В течение одного часа с момента получения заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме оператор электронной площадки возвращает заявку подавшему ее участнику размещения заказа в случае:
1) предоставления заявки на участие в открытом аукционе с нарушением требований : документы и сведения, направляемые в форме электронных документов участником размещения заказа, направляемые заказчиком, уполномоченным органом, уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти либо размещаемые ими на официальном сайте или электронной площадке в форме электронных документов, должны быть подписаны электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника размещения заказа, заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, если иное не предусмотрено настоящей главой;
2) отсутствия на счете, открытом для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в открытом аукционе, денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в открытом аукционе, в отношении которых не осуществлено блокирование в соответствии с настоящим Федеральным законом;
3) подачи одним участником размещения заказа двух и более заявок на участие в открытом аукционе в отношении одного и того же лота при условии, что поданные ранее заявки таким участником не отозваны. В этом случае такому участнику возвращаются все заявки на участие в открытом аукционе, поданные в отношении данного лота;
4) получения заявки на участие в открытом аукционе после дня и времени окончания срока подачи заявок;
5) получения заявки на участие в открытом аукционе от участника размещения заказа с нарушением положений (участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе участвовать во всех открытых аукционах в электронной форме, проводимых на такой электронной площадке. Участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, не вправе подавать заявку на участие в открытом аукционе в электронной форме за три месяца до окончания срока аккредитации данного участника размещения заказа. За три месяца до окончания срока аккредитации участника размещения заказа оператор электронной площадки обязан направить соответствующее уведомление такому участнику размещения заказа).
Подача участником размещения заказа заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме является согласием такого участника размещения заказа на списание денежных средств, находящихся на его счете, открытом для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, в качестве платы за участие в открытом аукционе в электронной форме в случаях, предусмотренных настоящей главой.
С 1 января 2010 года, размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд для товаров, работ и услуг, указанных в Перечне, утвержденном Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. №1996-р (приложение А), должно производиться путем проведения открытых аукционов в электронной форме. Применение процедуры открытого конкурса или открытого аукциона при размещении заказов на соответствующие товары, работы, услуги с 1 января 2010 года не допускается.
При проведении открытого аукциона в электронной форме в порядке, установленном главой 3.1 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» извещение о проведении соответствующего аукциона, а также иная информация о ходе проведения и результатах аукциона размещается непосредственно на электронных площадках.
Правительство РФ 25.01.2010 г. объявило результаты отбора операторов электронных площадок для проведения электронных торгов государственными заказчиками на ближайшие 3 года. Победителями тендера стали 5 площадок: электронные торговые площадки (ЭТП) правительств Москвы и Татарстана, Сбербанка, РТС и ММВБ. Чуть позже, по словам Игоря Артемьева, главы ФАС, к этому списку добавится сырьевая биржа Санкт-Петербурга, специализирующаяся на закупках нефтепродуктов.
За регионального госзаказчика площадкам еще придется побороться. Ведь если федеральных заказчиков обязали полностью привести все аукционы к электронному виду к 1 июля 2010 года, то для региональных и муниципальных (а это основная часть заказчиков) проведение аукционов в электронной форме станет обязательным лишь с 1 января 2011 года. Региональных заказчиков привлекут удобство, быстрота и надежность площадки, особенно с учетом все еще достаточно слабых каналов связи в некоторых регионах России.
По словам экспертов, часть выбранных площадок не имеет большого опыта проведения электронных аукционов. Это выглядит несколько странно, при наличии достаточно большого количества давно работающих электронных площадок с подобным опытом в стране. Ведь на то, чтобы площадка набрала достаточное количество участников, устранила все возможные сбои в программном обеспечении, отладила работу всей системы, требуется около полутора лет. К тому же, чем меньше объем торгов площадки, тем выше стоимость участия. Выбор конкретно этих площадок может быть обусловлен разными факторами – от государственного лобби до наличия значительного технического опыта проведения большого числа транзакций. К тому же, 5-6 площадок контролировать проще, чем 50.
Чтобы эффективно участвовать в закупках, участник торгов должен располагать доступом ко всем площадкам, которые одобрены Правительством РФ для размещения госзаказа. Деятельность любой электронной торговой площадки регулируется регламентом. Общее требование – регистрация (аккредитация) участников и наличие электронной подписи. Для каждой из площадок можно получить ЭЦП в различных аккредитованных удостоверяющих центрах. Вся процедура аккредитации – достаточно стандартная, включает в себя сбор пакета необходимых документов и заполнения заявок и теоретически может занять не более недели.
Для участников торгов процедура участия в аукционе однозначно упрощается. По сути, основную часть документов, которые согласно 94-ФЗ участник обязан предоставлять в составе каждой конкурсной заявки, он предоставит оператору электронной площадки один раз – в момент получения аккредитации. При последующем формировании заявок на участие в электронных аукционах повторное представление этих документов не потребуется. Формирование огромных томов конкурсной документации, нумерация и заверение страниц печатью организации - весь этот кропотливый и трудоемкий процесс подготовки заявки на аукцион уходит в прошлое. Хочется надеяться на то, что не только аукционы, но и конкурсные процедуры по размещению госзаказа перейдут в электронный вид.
Вместе с тем, переход на электронные торги не решает вопроса о коррупционной составляющей госзаказов. Как известно, 94-ФЗ создавался для развития добросовестной конкуренции, обеспечения прозрачности госзакупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов. Механизм разделения конкурсной заявки на две части (первая включает в себя информацию о товаре или услуге, вторая – информацию об участнике) был придуман именно для того, чтобы предотвратить сговор между госзаказчиком и участником-претендентом на победу в конкурсе. Однако этот механизм не работал в бумажном варианте, не будет работать и в электронном.
Оценка первой, «технической», части заявки - это «отборочный тур», на котором заказчик выявляет нужного ему участника. В электронных торгах заявки будут поступать госзаказчику без наименования претендентов, но утверждать, что благодаря этому будет невозможно определить, от какого участника поступила заявка, нельзя. Участник и заказчик всегда смогут договориться о том, как должна выглядеть заявка, чтобы выделиться среди остальных. О механизме выявления таких договоренностей пока говорить сложно, проводить проверки аукционов может только Федеральная антимонопольная служба, это был и пока остается единственный инструмент защиты прав участника торгов.
Заключение
Чтобы получить лучшие предложения, для крупных закупок проводят открытый конкурс, или тендер. К такому способу закупок, как двухэтапный тендер, зачастую прибегают тогда, когда заказчик не готов сразу четко сформулировать требования, предъявляемые к предмету конкурса. В закрытом конкурсе могут участвовать только поставщики, специально приглашенные заказчиком. Процедура селективного конкурса занимает промежуточное положение между открытым и закрытым конкурсами и состоит из двух элементов: сбора и отбора (селекции) заявок на участие в конкурсе; конкурса среди отобранных претендентов. Способ запроса котировок используется для приобретения стандартных (серийных) товаров, работ и услуг, для которых существует сложившийся рынок. Если конкурсные методы закупок не привели к заключению договора, или существует срочная потребность в закупке, заказчик ограничивается проведением переговоров с потенциальными поставщиками. Основным способом закупки услуг является запрос предложений. Данная процедура применяется также в случаях, когда заказчику известна цель закупки, но не вполне понятны способы ее достижения, и он хочет запросить варианты решения своей проблемы у поставщика.
Планирование процесса государственных закупок должно быть направлено на исполнение принципа эффективности и экономности использования бюджетных средств. Чем тщательнее будет разработан план, чем точнее он будет сбалансирован с бюджетом, и чем точнее он будет в последствии выполнен, тем более эффективной будет закупочная деятельность в целом.
Список использованных источников
1 Кузнецов, К. Конкурсные закупки: торги, тендеры, конкурсы / К. Кузнецов. – СПб.: Питер, 2005.-368 с.
2 Нестеровия, Н. Методу проб и ошибок пора в архив / Н. Нестеровия //РИСК.-1996.-№1.-С.12-17.
3 Дидковский, В.М. Подрядные торги в строительстве – теория и практика / В.М. Дидковский // Конкурсные торги.-1998.-№3.-С.28-31.
4 Мясникова, Л. Информационная логистика / Л. Мясникова // РИСК.-1997.-№2.-С.75-77.
5 Уваров, С.А. Логистика: общая концепция, теория, практика / С.А. Уваров. - СПб.: «ИНВЕСТ-НП», 1996.-232 с.
6 Абдрахимов, Д. Эффективность системы конкурсных закупок / Д. Абрахимов // Конкурсные торги. –1999. -№3. –С.32-37.
7 Нестерович, Н.В. Конкурсные торги на закупку продукции для государственных нужд / Н.В. Нестерович, В.И. Смирнов; под ред. А.Г.Свинаренко. - М.: ИНФРА-М, 2000.
8 Омельченко, И.Н. Логистическая система – основа создания эффективно действующих предприятий / И.Н. Омельченко // Вестник машиностроения.-2005. - №6.- С.81-86.
9 Кузнецова, М. Управление закупками на предприятии / М. Кузнецова // Проблемы теории и практики управления. – 2005. -№2.-С.119-122.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
(справочное)
Перечень товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых для федеральных нужд осуществляется путем проведения открытых аукционов в электронной форме с 1 января по 30 июня 2010 г.
Таблица А.1 - Перечень товаров, работ, услуг
Код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) ОК 004-93 | Наименование |
|
|
0100000 | Продукция сельского хозяйства; продукция охотничьего промысла; услуги в сельском хозяйстве и охоте (кроме кодов 0121000, 0150000) |
|
|
1100000 | Нефть сырая и газ природный; услуги по их добыче, кроме изыскательских работ |
|
|
1500000 | Пищевые продукты и напитки |
|
|
1600000 | Табачные изделия и продукты табачной промышленности прочие |
|
|
1700000 | Текстильные изделия |
|
|
1800000 | Одежда, мех и изделия из меха (за исключением детской одежды) |
|
|
1900000 | Кожа и изделия из кожи, шорно-седельные изделия, обувь |
|
|
2100000 | Целлюлоза, бумага, картон и изделия из них |
|
|
2100000 | Целлюлоза, бумага, картон и изделия из них | ||
2200000 | Полиграфическая и печатная продукция (кроме кодов 2221020, 2221637, 2212180 в части бюллетеней для голосования на выборах и референдумах) | ||
2320000 | Продукты нефтепереработки, газ нефтепереработки и пиролиза, продукты газоперерабатывающих заводов | ||
2423000 | Фармацевтические препараты, медицинские химические вещества и лекарственные растительные продукты | ||
2424000 | Мыло и моющие средства, чистящие и полирующие препараты, парфюмерная продукция и косметические средства | ||
2500000 | Резиновые и пластмассовые изделия | ||
3000000 | Канцелярская, бухгалтерская и электронно-вычислительная техника | ||
3400000 | Автомобили, прицепы и полуприцепы, кузова для автомобилей, детали и принадлежности к автомобилям, гаражное оборудование | ||
3699010 | Канцелярские принадлежности | ||
4100000 | Природная вода и лед |
|
|
4500000 | Услуги строительные и объекты строительства (кроме кодов 4510100, 4510110, 4510120, 4529000, 4530800 - 4530811) в случаях, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 50 млн. рублей |
|
|
5020000 | Услуги по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей |
|
|
6400000 | Связь (кроме кодов 6412000, 6420000) |
|
|
7250000 | Услуги по техническому обслуживанию и ремонту оргтехники для офисов, электронных вычислительных машин и используемого совместно с ними периферийного оборудования |
|
|
7493000 | Услуги по уборке зданий |
|
|
9010000 | Услуги по канализации, удалению отходов, санитарной обработке и аналогичные услуги (кроме кода 9010010) |
|
|
Особенности анализа внешней среды фирмы
Особенности радиорекламы
Особенности рекламы в системе связей с общественностью на примере ООО ТД "БВК"
Підвищення ефективності транспортно-експедиторської діяльності при виконанні міжнародних автомобільних перевезень вантажів
Поведение и мотивация потребителя
Потребительные свойства товаров аптечного ассортимента. Факторы, влияющие на качество товаров
Промисловий маркетинг
Развитие маркетинговых инструментов и механизмов для повышения качества и эффективности функционирования предприятий турбизнеса и гостеприимства
Развитие розничной торговли товарами народного потребления в РФ
Разработка и проведение рекламных мероприятий для музыкального фестиваля "Качели"
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.