курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Содержание
1.Органы управления безопасностью труда, надзора и контроля за охраной труда. Организация работы по охране труда
2.1. Планирование работы
2.2. Учет контроля
2.3. Задачи управления
2.4. Структура коллективного договора
2.5. Обучение, инструктаж и проверка знаний по охране труда
3. Аттестация рабочих мест по условиям труда и сертификация
4. Ответственность за нарушение требований по безопасности труда
Задача 1
Задача 2
Задача 3
Список использованных источников
Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти по труду и другими федеральными органами исполнительной власти. Распределение полномочий в области охраны труда между федеральными органами исполнительной власти осуществляется Правительством РФ.
Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществления отдельных функций нормативного правового регулирования, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти по труду.
Управление безопасностью труда осуществляется управляющими! органами нескольких уровней: федеральным, отраслевым, региональным, предприятий.
В соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны труда в Российской Федерации» управление охраной труда осуществляется органами исполнительной и законодательной власти, а также Министерством труда и социального развития Российской Федерации (Минтрудом России). Подразделения по охране труда созданы в органах исполнительской власти субъектов федерации и в территориальных подразделениях Минтруда России.
Местная администрация в соответствии с Федеральным законом «О местном самоуправлении в Российской Федерации» обеспечивает соблюдение санитарных правил, норм и гигиенических нормативов на территории своих районов, в том числе на производственных объектах.
Важнейшим органом управления безопасностью труда являются служба охраны труда предприятия, которая осуществляет контроль за соблюдением требований безопасности, определенных законодательными и нормативными правовыми актами, и организует работу по улучшению условий и охране труда на предприятии.
Важнейшей функцией системы управления безопасностью труда является надзор и контроль за соблюдением законодательных и нормативных правовых актов. Надзор и контроль за охраной труда осуществляется через государственный надзор и ведомственный контроль.
Федеральная инспекция труда (Рострудинспекция) при Минтруде России является основным органом государственного надзора и контроля. В подчинении Рострудинспекции находятся государственные инспекции труда субъектов РФ и межрегиональные инспекции. Система Федеральной инспекции труда осуществляет надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда, нормативных правовых актов о возмещении вреда, причиненного здоровью работника, о социальном страховании и выполнении коллективных договоров на предприятиях, организациях и учреждениях независимо от форм собственности.
Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор) осуществляет надзор и контроль за правильностью устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных механизмов, сосудов под давлением, а также за безопасным ведением работ при разработке полезных ископаемых.
Государственный санитарный и эпидемиологический надзор Министерства здравоохранения РФ (Госсанэпиднадзор) осуществляет надзор за соблюдением предприятиями, организациями и учреждениями гигиенических и санитарных норм и правил.
Государственный энергетический надзор России (Госэнергонадзор) осуществляет надзор за правильностью устройства и безопасностью эксплуатации электрических и теплоиспользующих установок.
Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Атомнадзор) осуществляет надзор за соблюдением правил эксплуатации установок, являющихся источниками ионизирующих излучений.
Пожарный надзор России (Роспожнадзор) осуществляет надзор за соблюдением требований пожарной безопасности и выполнением пожарно-профилактических мероприятий.
Государственная экспертиза условий труда Российской Федерации работает во взаимодействии с перечисленными органами надзора. Она осуществляет контроль за опасными и вредными видами работ, определяет список производств, работ, профессий, должностей и показателей, по которым устанавливаются льготные пенсии, предоставляются дополнительные отпуска, льготы и компенсации, осуществляет организационно-методическое руководство аттестацией рабочих мест по условиям труда и контроль за ее результатами, сертификацию производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда.
2. Организация работы по охране труда
2.1. Планирование работы
Управление охраной труда в организации осуществляет ее руководитель. Для организации работы по охране труда руководитель организации создает службу охраны труда. Служба охраны труда организации (далее - Служба) подчиняется непосредственно руководителю организации или по его поручению одному из его заместителей. Службу рекомендуется организовывать в форме самостоятельного структурного подразделения организации, состоящего из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) Службы.
Служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями организации, комитетом (комиссией) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов, службой охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии), а также с федеральными органами исполнительной власти и органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области охраны труда, органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и органами общественного контроля. Работники Службы в своей деятельности руководствуются законами и иными нормативными правовыми актами об охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, соглашениями (генеральным, региональным, отраслевым), коллективным договором, соглашением по охране труда, другими локальными нормативными правовыми актами организации.
2.2. Учет контроля
Контроль за деятельностью Службы осуществляет руководитель организации, служба охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии), орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области охраны труда и органы государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда. Ответственность за деятельность Службы несет руководитель организации. Работники Службы несут ответственность за выполнение своих должностных обязанностей, определенных положением о Службе и должностными инструкциями.
2.3. Задачи управления
Основными задачами службы охраны труда являются:
- организация работы по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда.
- контроль за соблюдением работниками законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации.
- организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по улучшению условий труда.
- информирование и консультирование работников организации, в том числе ее руководителя, по вопросам охраны труда.
- изучение и распространение передового опыта по охране труда, пропаганда вопросов охраны труда.
2.4. Структура коллективного договора
Структуру Службы и численность работников Службы определяет руководитель организации в зависимости от численности работающих, характера условий труда, степени опасности производств и других факторов с учетом Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда на предприятии, утвержденных Постановлением Минтруда России от 10 марта 1995 г. N 13. В организации с численностью более 100 работников создается Служба или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. В организации с численностью 100 и менее работников решение о создании Службы или введении должности специалиста по охране труда принимается руководителем организации с учетом специфики деятельности данной организации. Руководитель организации может возложить обязанности по охране труда на другого специалиста или иное лицо (с его согласия), которое после соответствующего обучения и проверки знаний наряду с основной работой будет выполнять должностные обязанности специалиста по охране труда. При отсутствии в организации Службы (специалиста по охране труда) руководитель организации вправе заключить договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда. На должность специалиста по охране труда назначаются, как правило, лица, имеющие квалификацию инженера по охране труда, либо специалисты, имеющие высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника 1 категории не менее 3 лет либо других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным (техническим) образованием, не менее 5 лет. Все категории указанных лиц должны пройти специальное обучение по охране труда.
2.5. Обучение, инструктаж и проверка знаний по охране труда
Обучение и инструктаж по безопасности труда носит непрерывный многоуровневый характер и проводится на: промышленных предприятиях транспорта, связи, строительства, в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях, во внешкольных учреждениях и в процессе трудовой деятельности.
Обучение основам безопасности труда в учебных заведениях организуется и проводится на всех стадиях обучения, в учебно-воспитательных учреждениях. Обучение безопасности труда при подготовке рабочих, переподготовке и обучению вторым профессиям. Специальное обучение и проверка знаний рабочих.
Вопросы инструктирования и проверки их знаний по охране труда регулируется Правилами обучения безопасным методам и приемам работы, проведения инструктажа и проверки знаний по охране труда (№ 164 от 30.12.03 года) и ГОСТ 12.0.004 « ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения».
По характеру и времени проведения инструктажи делятся на:
· Вводный
· Первичный на рабочем месте
· Повторный
· Внеплановый
· Целевой
Вводный инструктаж - проводится со всеми принятыми впервые на работу.
Первичный на рабочем месте - до начала производственной деятельности на рабочем месте: со всеми принятыми на предприятие, при переводе из одного рабочего места на другое, при выполнении новой работы, с командировочными, временными, со строителями, со студентами, учащимися.
Повторный инструктаж - проходят все рабочие не реже одного раза в полугодие.
Внеплановый - проводят при введение новых правил, стандартов, инструкций; при изменении технических процессов, замене оборудования или других факторов; при нарушении требований безопасности, которые могли привести к травме, аварии и так далее; по требованию органов, при перерывах в работе в один год, а при повышенных требованиях безопасности при перерыве более 6 месяцев.
Целевой - проводят при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями (погрузки, выгрузки и т.д.), при проведении работ, на которые направлено ряд допусков, разрешение и другие документы, при проведении экскурсий, массовых мероприятий.
Проведение каждого вида инструктажа оформляется записью в журнале проведения инструктажей с подписью инструктирующего и инструктируемого.
Проверка знаний является необходимой составляющей обучения и инструктажа. Проверка знаний, полученных в результате обучения и повышения квалификации, осуществляется в виде экзаменов, зачетов, тестов. Результаты инструктажа проверяются устным опросом или с помощью технических средств обучения, а также проверкой приобретенных навыков безопасных способов работы. Лица, показавшие неудовлетворительные знания, к работе не допускаются и обязаны вновь пройти обучение или инструктаж.
Инструкции по охране труда на предприятии, в организации, учреждении являются важным элементом обучения и обеспечения безопасности труда.
3. Аттестация рабочих мест по условиям труда и сертификация
В соответствии с Трудовым Кодексом РФ от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ, ст. 212 "Работодатель обязан обеспечить … проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации".Постановлением от 24 апреля 2002 г. № 28 Минтруда и социального развития РФ "О создании системы сертификации работ по охране труда в организациях" вводится система сертификации работ по охране труда. Министерство труда и социального развития РФ организует и проводит сертификацию работ по охране труда в организациях (далее сертификация).
Сертификация работ по охране труда в организациях осуществляется посредством проверки и оценки соответствия элементов деятельности работодателя по обеспечению охраны труда государственным нормативным требованиям охраны труда с учетом проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и особенностей организации работ по охране труда в отраслях экономики.
Аттестация рабочих мест по условиям труда — это система анализа и оценки рабочих мест для проведения оздоровительных мероприятий, ознакомления работающих с условиями труда, сертификации производственных объектов, подтверждения или отмены права предоставления компенсаций и льгот работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда.
По результатам инструментальных измерений уровня вредных факторов на рабочем месте определяется класс условий труда (безопасные, вредные, опасные) и степень (1, 2, 3, 4 степени) вредных условий труда по гигиеническим критериям.
По результатам обследования рабочего места на соответствие оборудования, инструмента, средств обучения и инструктажа требованиям нормативных и правовых актов определяется класс условие труда по травмобезопасности (оптимальные, допустимые, опасные).
По результатам исследования характера труда определяется класс труда по степени тяжести (легкий, средней тяжести, тяжелые трех степеней) и напряженности (оптимальный, допустимый, напряженный трех степеней) трудового процесса.
Результаты оценок оформляются актами и протоколами установленной формы. Аттестация проводится специально созданной аттестационной комиссией, которая оформляет результаты своей работы общим протоколом аттестации рабочих мест по условиям труда, к которому прилагаются все материалы аттестации и план мероприятий по улучшению условий труда. Основным выводом по результатам аттестации каждого рабочего места является заключение о том, аттестовано, условно аттестовано или не аттестовано рабочее место на соответствие требованиям охраны труда.
Работа по сертификации включает следующие этапы:
1. Подачу заявки на проведение сертификации работ по охране труда в организациях, рассмотрение заявки.
2. Проведение проверки и оценки соответствия работ по охране труда в организации установленным государственным нормативным требованиям охраны труда. В ходе проверки работ по охране труда оцениваются:- деятельность работодателя по обеспечению безопасных условий труда в организации;
- деятельность службы охраны труда;
- качество работ по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда;
- организация и проведение инструктажа по охране труда работников и проверки их знаний требований охраны труда.
3. Анализ полученных результатов проверки и оценки соответствия работ по охране труда в организации установленным государственным нормативным требованиям охраны труда, принятие решения о возможности выдачи (отказе в выдаче) сертификата безопасности.
4. Выдачу сертификата безопасности.
5. Инспекционный контроль за сертифицированными работами по охране труда.
4. Ответственность за нарушение требований по безопасности труда
Ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение законодательных и правовых нормативных актов по безопасности труда определена в Федеральном законе «Об основах охраны труда в Российской Федерации», Трудовом кодексе РФ, а также Кодексе об административных правонарушениях и Уголовном кодексе.
За нарушения работодатель и должностные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, административной, материальной и уголовной ответственности в порядке, определенном законодательством Российской Федерации и субъектов РФ.
Дисциплинарная ответственность наступает в тех случаях, когда по вине должностных лиц допускаются нарушения правил и норм по охране труда, которые не влекут за собой тяжелых последствий не могли бы их повлечь. Дисциплинарная ответственность выражается в объявлении виновному лицу дисциплинарного взыскания (замечание, выговор, строгий выговор, увольнение).
Административная ответственность выражается в наложена штрафа на виновное должностное лицо. Правом налагать штраф обладают руководители государственных инспекций труда (до 100 минимальных размеров оплаты труда), государственные инспекторы по охране труда (до 50 минимальных размеров оплаты труда), органы надзора и контроля. Размер штрафа определяется степенью нарушения правил и норм безопасности и охраны труда.
Материальная ответственность возникает, если по вине должностного лица предприятие (учреждение) понесло материальный ущерб из-за нарушения норм и требований охраны труда. Материальный ущерб возникает, если в результате несчастного случая или профзаболевания, предприятие обязано выплатить пострадавшему родственникам, органам социального страхования определенную денежную сумму. Эта денежная сумма частично или полностью может быть взыскана с виновных должностных лиц.
Кроме материальной ответственности виновных должностные лиц предусмотрена также ответственность предприятия (учреждения, организации). За невыполнение требований законодательству об охране труда и предписаний государственных органов надзора контроля на предприятие налагаются штрафы, размер и порядок наложения которых определяется законодательством РФ и субъектов в составе РФ.
Уголовная ответственность возникает, если нарушения норм правил безопасности и охраны труда могли или повлекли за собор несчастные случаи с людьми или иные тяжкие последствия. Уголовную ответственность несут лишь те виновные должностные лица, на которых в силу их служебного положения или по специальному распоряжению возложена обязанность по обеспечению безопасных здоровых условий труда на соответствующих участках. Виновные могут наказываться лишением свободы на срок до 1 года, исправительными работами на тот же срок, штрафом до 500 минимальны) размеров оплаты труда, увольнением с должности с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенно деятельностью на срок до пяти лет либо без такового.
Задача 1
На предприятии 5 цехов. Коэффициенты условий труда а по каждому из них следующие: цех № 1 (210 чел.) - 0,72; цех № 2 (182 чел.) - 0,81; цех № 3 (314 чел.) - 0,79; цех № 4 (85 чел.) - 0,93; цех № 5 (110 чел.) -0,69. Рассчитайте общий уровень условий труда по предприятию и сделайте вывод о резервах роста производительности труда, если при доведении Аут до 1,0 возможно сокращение заболеваемости с 7 до 3 дней на одного работника (реальный фонд рабочего времени в базовом периоде 228 дней на одного работника).
Решение: Каждый цех имеет свой коэффициент условия труда в зависимости от степени сложности работы. Средний коэффициент условий труда 3,940/5=0,788 при общей численности работников на предприятии 901 человек. Если произойдет сокращения заболеваемости с 7 дней до 3 дня, то это позволит увеличить фонд рабочего времени = 232 дня, на 3604 дня по предприятию в целом (4 дня*901 человек), тем самым увеличиться производительность труда.
Задача 2
Определите общий экономический ущерб от несчастных случаев на производстве, если произошло 18 случаев со средней продолжительностью временной нетрудоспособности по каждому из них 22 дня; дневная выработка на одного рабочего составляет 6 400 руб.; затраты на рубль продукции 95 коп.; удельный вес условно-постоянных расходов в плановой себестоимости 21%; среднедневная заработная плата одного рабочего 300 руб.; сумма материального ущерба по всем случаям 97600руб.
Решение:
Экономический ущерб (У) в целом по предприятию можно подсчитать по следующей формуле:
У=Уj +Н п, руб.,
где: Уj,— сумма потерь возмещения в связи с несчастными случаями, травмами, профессиональными заболеваниями, руб.,
Нп—потери, связанные с недополучением продукции из-за отсутствия работника (стоимость недополученной продукции), руб.
Нп = Д* С = Д*З*n
где: Д – число потерянных на рабочем месте трудовых дней по пичине нетрудоспособности работника;
С – средняя стоимость продукции, вырабатываемой работником в день, руб.
З – среднедневная заработная плата одного работающего на рабочем месте, руб.
n – коэффициент стоимости прибавочного продукта, создаваемого в день на рабочем месте по отношению к среднедневной заработной плате, зависит от вида предприятия, в среднем принимается 1.4…1.5
Нп = 396*300*1,4=166320 руб.
Общие затраты на продукцию в день на одного рабочего с учётом затрат на рубль составляет : 6400*0,95-1276,80( 21% от 6080 руб.)=4803 руб. 20 коп. Итого: 4803,20*396=1902067 руб.20 коп. Получаем общий ущерб:
У = 1902067,20+166320+97600=2165987 руб. 20 коп.
Задача 3
Рассчитайте годовой экономический эффект от использования индивидуальных защитных средств, если после их применения число дней нетрудоспособности на одного рабочего снижается, а число рабочих дней за счет этого возрастает с 234 до 237. Средний размер выплат по временной нетрудоспособности - 460 руб. в день., среднесписочная численность работающих - 620 человек; годовая выработка на одного рабочего 740 тыс. руб., прибыль - 8% стоимости, доля условно-постоянных расходов в себестоимости продукции - 40%, текущие затраты на внедрение мероприятия - 1 140 тыс. руб. в год.
Решение:
Экономический эффект (экономическая выгода В, руб.) в денежном выражении мероприятий по улучшению условий труда определяется суммой предотвращенного ущерба (экономических последствий) У от производственного травматизма и профессиональных заболеваний, руб.; увеличением прибыли П предприятия за счет прироста производительности труда, руб; сокращением расходов Л на льготы и компенсации за работу в неблагоприятных условиях, руб.:
В = У + П + Л.
В= 3*460*620=855600 руб.
740000*0,08=59200 руб. на 1 рабочего
59200*620=36704000 руб. на 620 человек
36704000*0,4=14681600 руб. расходы
36704000-14681600=22022400 руб. доход за год
Годовой экономический эффект( Э г) =В-З
где, З- затраты
Получаем: 22022400+855600-1140000=21738000 руб.
Список использованной литературы
1. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов / С.В. Белов, А.В. Ильницкая и др.; Под общ. Ред. С.В. Белова. 2-е изд. – М.: Высш. шк., 1999. – 448 с.
2. Гейц И. В. Охрана труда: учеб.-практ. пособие / И. В. Гейц. – М. : Дело и Сервис, 2006.
3. Девисимов В.А. Охрана труда: Учебник,- М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2004.-400с.
4. Фомин А.Д. Руководство по охране труда: Проив.- практ. пособие. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2005. – 232 с.
5. Павловская М. Охрана труда / М. Павловская // Труд и право. – 2005. – № 4. – С. 6 – 90
6. Условия и организация труда: охрана труда, сертификация труда, безопасность труда // Человек и труд. – 2006. – № 12. – С. 78 – 88
Содержание 1.Органы управления безопасностью труда, надзора и контроля за охраной труда. Организация работы по охране труда 2.1. Планирование работы 2.2. Учет контроля 2.3. Задачи управления 2.4. Структура коллективного дого
Организация работы менеджера
Организация работы официантов
Организация рабочего времени
Организация системы управления на современном машиностроительном предприятии
Организация собственной фирмы
Организация труда
Организация труда и её формы
Организация труда и заработной платы
Организация труда менеджера
Организация труда на примере СП "Новый профиль"
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.