База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

Организация социальной защиты инвалидов в Российской Федерации — Государство и право

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

ГОУ ВПО

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.А.ШОЛОХОВА»

Уфимский филиал

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: "Правовые основы государственного и муниципального управления"

на тему: "Организация социальной защиты инвалидов в Российской Федерации".

Выполнила:

студентка 3 курса

очного отделения

факультета СПО

спец. «ГМУ», гр.3/9

Таунбаева Юлия.

Проверила:

ст. преп., доцент, к.и.н.

Нуртдинова З.Н.


УФА – 2008


ПЛАН:

 

Введение

I.       Теоретический и статистический аспекты инвалидности

1.1. Определение инвалидности

1.2. Статистика инвалидности

II.       Государственная политика и нормативно-правовое обоснование социальной защиты инвалидов

2.1. Обязательства современного государства перед инвалидами

2.2. Основные законы об инвалидности в РФ

III.      Практические меры социальной защиты инвалидов

3.1. Среда обитания без барьеров

3.2. Льготы и компенсации

3.3. Медицинское обслуживание

3.4. Обеспечение жильем

3.5. Занятость и обучение  инвалидов

3.6. Финансирование и пенсионное обеспечение

3.7. Социальное обслуживание

IV.      Реабилитация инвалидов

4.1. Принципы, содержание, цель и задачи реабилитации

4.2. Виды реабилитации

4.3. Организационное, правовое, финансовое,  информационное и научное обеспечение реабилитации инвалидов

Заключение

Библиография

Введение

Российская Федерация является государством, в котором социальная политика занимает не последнее место. Выделение причин социального неравенства и способов его преодоле­ния — важное условие социальной политики, превратившееся на со­временном этапе в насущный вопрос, который связан с перспективами развития всего российского общества. Такие проблемы, как бедность, инвалидность, сиротство, становятся объектом исследований и прак­тики социальной работы. Организация современного общества во многом противоречит интересам женщин и мужчин, взрослых и де­тей, имеющих инвалидность. Символические барьеры, выстраивае­мые обществом, сломать порой гораздо сложнее, чем физические препятствия; здесь требуется развитие таких культурных ценностей гражданского общества, как толерантность, эмпатия, уважение чело­веческого достоинства, гуманизм, равенство прав.

В целом ряде зарубежных стран и в России дети и взрослые, имеющие инвалидность, изображаются объектами забо­ты — как своеобразное бремя, которое вынуждены нести заботящие­ся о них близкие, общество и государство. Вместе с тем существует и другой подход, который привлекает внимание к жизненной активно­сти самих инвалидов. Речь идет о формировании новой концепции независимой жизни при одновременном акценте на взаимную помощь и поддержку в совместном совладании с испытаниями, вы­званными инвалидностью.

Эта концепция основывается на так называемой социальной модели инвалидности, о которой стало известно в 1970-е гг. по публикациям британских ученых активистов организаций инвалидов. В тот период авторы выступали против содержания инвалидов в интернатах и до­казывали несостоятельность традиционных патерналистских уста­новок.

Выбор мною темы курсовой работы вызван актуальностью проблемы инвалидности в современном российском обществе. Инвалидность – это не только проблема личности, но и государства и общества в целом. Эта категория граждан остро нуждается не только в социальной защите,  но и в понимании их проблем со стороны окружающих людей, которое будет выражаться не в элементарной жалости, а в человеческом сочувствии и равном отношении к ним как согражданам.

Цель работы – раскрыть систему организации социальной защиты инвалидов в Российской Федерации на современном этапе.

Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии.

В I главе раскрывается определение термина «инвалидность», приводятся статистические данные по инвалидности в Российской Федерации.

Во II главе фиксируется современная государственная политика и состояние нормативно-правового обеспечения вопросов инвалидности в РФ.

III глава посвящена непосредственно вопросам организации социальной защиты инвалидов в РФ.

В IV главе раскрывается суть реабилитации инвалидов как неотъемлемой части системы социальной защиты инвалидов в Российской Федерации.


I. Теоретический и статистический аспекты инвалидности

 

1.1. Определение инвалидности

 

Согласно российскому законодательству,

► инвалид — это «лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты».

Ограничение жизнедеятельности определяется как «полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществ­лять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентиро­ваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и зани­маться трудовой деятельностью».

Это определение сравнимо с тем, которое дается Всемирной организацией здравоохранения. Представим его как последовательность положений:

► Структурные нарушения, недуги или повреждения, види­мые или распознаваемые медицинской диагностической аппаратурой,

► могут привести к утрате или несовершенству навыков, необходимых для некоторых видов деятельности ...

►  ...что при соответствующих условиях будет способствовать социальной дезадаптации, неуспешной или замедленной социализации.

Международное движение за права инвалидов считает наиболее правиль­ным следующее понятие инвалидности: «Инвалидность — препятствия или ограничения деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными и психическими отклонениями, вызванные существующи­ми в обществе условиями, при которых люди исключаются из активной жизни».

Люди с ограниченными возможностями имеют функциональные затруднения в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, состояния здоровья, внешности, вследствие неприспособ­ленности внешней среды к их особым нуждам, а также из-за предрас­судков общества по отношению к себе. Чтобы снизить воздействие таких ограничений, разработана система государственных гарантий по социальной защите инвалидов.

► Социальная защита инвалидов — система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечиваю­щих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им рав­ных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

 

1.2. Статистика инвалидности

В третьем тысячелетии население планеты должно осознать наличие инвалидов и необходимость создать для них нормальные условия жизни. По данным ООН, каждый десятый человек (более 500 млн. чел.) на планете имеет инвалидность, один из 10 страдает от физиче­ских, умственных или сенсорных дефектов и не менее 25% всего на­селения страдают расстройствами здоровья. По официальной статистике, в России сейчас 10 млн. инвалидов (около 7% населения). По оценке Агентства социальной информа­ции, их не меньше 15 млн. Среди нынешних инвалидов очень много молодых людей и детей.

В общем контингенте инвалидов мужчины составляют более 50%, женщи­ны — более 44%, 65—80% — это люди пожилого возраста. Наряду с ростом численности инвалидов прослеживаются тенденции качественных изменений их состава. В обществе вызывает озабоченность увеличение числа инвалидов среди лиц трудоспособного возраста, они составляют 45% от числа граждан, первично признанных людьми с ограниченными возможностями. За последнее десятилетие опережающими темпами увеличивалось число де­тей-инвалидов: если в РСФСР в 1990г. на учете в органах социальной защиты населения состояло 155 100 таких детей, то в Российской Федерации в 1995г. этот показатель возрос до 453 700, а в 1999г.—до 592 300 детей. Вызывает тревогу и то, что, по информации Министерства здравоохранения Российской Федерации, ежегодно в нашей стране рождается 50 000 детей, которые при­знаны инвалидами с детства.

В последние годы растет и численность инвалидов вследствие военной травмы. Ныне их количество составляет почти 42 200 человек. На долю лиц пенсионно­го возраста приходится 80% от общего числа инвалидов; инвалидов Великой Отечественной войны — более 15%, I группы — 12,7%,  II группы — 58%, III группы — 29,3 %.

Структура распределения инвалидности в связи с общим заболеванием в Рос­сии такова: на первом месте болезни сердечно-сосудистой системы (22,6%), далее следуют злокачественные новообразования (20,5%), затем травмы (12,6%), болезни органов дыхания и туберкулез (8,06%), на пятом месте—психические расстройства (2,7%). Распространенность инвалидности в целом выше среди городского населения по сравнению с сельскими жителями.

Динамика роста инвалидности в России характеризуется следующими показа­телями:

·          по возрастной структуре преобладают инвалиды пенсионного возраста;

·          по нозологии — наиболее часто инвалидность сопряжена с болезнями системы кровообращения;

·          по тяжести — преобладают инвалиды II группы.


II. Государственная политика и нормативно-правовое обоснование социальной защиты инвалидов

 

2.1. Обязательства современного государства перед инвалидами

Инвалидность, как бы ее ни определять, известна в любом обществе, и каждое государство сообразно уровню своего развития, приорите­там и возможностям формирует социальную и экономическую поли­тику в отношении инвалидов.

В течение последних 30 лет в мире сложились устойчивые тен­денции и механизмы формирования такой политики, поддержки правительствами различных стран разработки подходов к решению проблем этой социальной группы и оказания помощи государствен­ным и общественным институтам в определении и реализации поли­тики, адресованной инвалидам.

Основные принципы формирования политики в отношении инвалидов:

1.         Государство отвечает за устранение условий, ведущих к инвалидности, и решение вопросов, связанных с последствиями инвалидности.

2.         Государство обеспечивает инвалидам возможность достигнуть одинакового со своими согражданами уровня жизни, в том числе в сфере доходов, образо­вания, занятости, здравоохранения, участия в общественной жизни.

3.         Инвалиды имеют право жить в социуме, общество порицает изоляцию инвали­дов. Для этого общество стремится сформировать условия независимой жиз­ни инвалидов (безбарьерная среда).

4.         За инвалидами признаются права и обязанности граждан данного общества. В компетенции государства находятся способы признания, обеспечения и реа­лизации прав и обязанностей инвалидов как членов общества.

5.         Государство стремится к равнодоступности мер социальной политики в отно­шении инвалидов на всей территории страны, независимо от того, где прожи­вает инвалид (в сельской или городской местности, столице или провинции).

6.         При реализации политики в отношении инвалидов должны учитываться особенности индивида или групп инвалидов: все инвалиды в силу специфики сво­его заболевания находятся в разных стартовых условиях, и для обеспечения прав и обязанностей граждан страны в отношении каждой группы инвалидов проводится свой комплекс мероприятий.

Государственная политика в настоящее время остается основным публичным механизмом в определении, категоризации и легализации инвалидности и продолжает быть существенным элементом в конструировании и поддержании зависимого статуса людей с ограниченными возможностями.

В российских дебатах о социальной политике в отношении инва­лидов наряду с одобрением и принятием идей интеграции ставится вопрос о затратах и выгодах, а качество и спектр существующих мер социальной защиты пока остается второстепенным вопросом. В со­циальном законодательстве и программах содержатся необходимые требования доступности и интеграции, однако на практике далеко не всегда можно говорить о готовности и возможности обеспечивать за­явленное и достигать обозначенных целей.

Системы социальной защиты инвалидов, сложившиеся в развитых странах, включают в себя ряд взаимосвязанных элементов, отражае­мых в нормативном закреплении прав инвалидов, прав и обязанно­стей государственных органов, общественных и благотворительных организаций, форм и методов их деятельности в этой сфере.

Основными критериями развития политики государств в отношении инвалидов являются:

·          Наличие официально признанной политики в отношении инвалидов.

·          Наличие специального антидискриминационного законодательства в отношении инвалидов.

·          Судебные и административные механизмы реализации прав инвалидов.

·          Наличие неправительственных организаций инвалидов.

·          Доступ инвалидов к реализации гражданских прав, в том числе права на труд, на образование, на создание семьи, на неприкосновенность частной жизни и собственности, а также политических прав.

·          Наличие безбарьерной физической и социальной среды.

 

2.2. Основные законы об инвалидности в РФ

Современные российские законодательные акты по части заботы и помощи людям с ограниченными возможностями в содержатель­ном плане приближаются к законам и принципам, принятым во всем мире. И хотя инвалиды, а также их семьи по-прежнему наталкивают­ся на барьеры во взаимопонимании и общении с другими людьми, многое свидетельствует о том, что в целом социальное отношение к инвалидам постепенно изменяется: взамен невнимания и отверже­ния пришли признание их прав, достоинства и полноценного уча­стия в жизни общества. Принятие в 1995г. Государственной Думой закона «О социальной защите инвалидов в РФ», разработка проекта Закона РФ «О специальном образовании», создание реаби­литационных центров — все это свидетельствует об изменяющейся социальной политике.

Основными законами об инвалидах в РФ являются:

1.         Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федера­ции» (с посл. изм. от 31.12.2005г.) от 24.11.1995г. № 181-ФЗ

2.         Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в статью 16 Закона РФ "Об образовании"» от 20.07.2000г. № 102-ФЗ

3.         Постановление Правительства РФ «Об утверждении по­рядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях» № 861 от 18.07.1996 г.

4.         Постановление Правительства РФ «О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами» № 739 от 24.06.1996г.

5.         Указ Президента РФ «О мерах по профессиональной реа­билитации и обеспечению занятости инвалидов» № 394 от 25.03.1993г.

6.         Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» № 195-ФЗ от 10.12.1995г.

7.         Постановление Правительства РФ «Об обеспечении фор­мирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» №927 от12.08.1994г.

8.         Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению государ­ственной поддержки инвалидов» № 1011 от 1.06.1996г. (с изм. от 27.04.2000г.)

9.         Указ Президента Российской Федерации «О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов» № 802 от 27.07.1992г.

10.      Постановление Министерства социальной защиты населения РФ «О пенсион­ном обеспечении детей, находящихся на полном государственном содержа­нии» № 1—6-у от 23.06.1995г.

11.      Постановление Министерства труда РФ «Об утверждении примерного Положения об индивидуальной программе реабилитации инвалида» № 42 от 14.12.1996г.

12.      Приказ Министерства образования РФ от 18.06.2001г. № 2417                          «О реализации решения коллегии №10 от 15.05.2001г. "Об опыте работы вузов России по обеспечению доступности высшего профессионального образования для ин­валидов"»

13.      Письмо Министерства образования РФ от 25.03.1999г. № 27/502—6 «Об условиях приема и обучения инвалидов в учреждениях высшего профессионального об­разования»

14.      Разъяснение Минтруда РФ и Фонда социального страхования РФ от 4.04.2000г. №3/02—18/05—2256 «О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами» (утв. постановлением Минтру­да РФ и Фонда социального страхования РФ от 4.04.2000г. № 26/34)

15.      Постановление Минтруда РФ от 27.07.1999г. № 29 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации деятельности социально-оздорови­тельных центров граждан пожилого возраста и инвалидов»

16.      Постановление Минтруда РФ от 29.10.1998г. №44 «О рекомендациях по созданию и организации деятельности попечительских (общественных) советов при учреждениях социальной защиты населения»

17.      Приказ Минздрава РФ и Минтруда РФ от 25.02.1998г. №50/18 «Об утверждении формы направления детей в возрасте до 16 лет на освидетельство­вание в учреждения медико-социальной экспертизы»

18.      Постановление Минтруда РФ и Минздрава РФ от 29.01.1997г. № 1/30 «Об утверждении Классификаций и временных критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы»

19.      Постановление-приказ Минтруда РФ, Минздрава РФ и Минобразования РФ от 23.12.1996г. № 21/417/515 «Об утверждении Примерного положения о реабилитационном учреждении»

20.      Приказ Минобразования РФ и Минздравмедпрома РФ от 18.07.1994г. №268/146 «Об освобождении от итоговой аттестации выпускников 9,11 (12) классов общеобразовательных учреждений»

21.      Постановление Минтруда РФ от 8.09.1993г. №150 «О перечне приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рын­ках труда»

22.      И другие нормативно-правовые акты РФ и субъектов РФ.


III. Практические меры социальной защиты инвалидов

 

3.1. Создание среды обитания без барьеров

Критерием оценки политики в отношении инвалидов может слу­жить доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, и доступность информа­ции и каналов коммуникации. В России начало преобразованию среды обитания инвалидов с учетом их потребностей положено 2.10.1992г. Указом Президента «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности». В России разработаны стандартные правила, учитывающие потребности инвалидов при строительстве жилья, устройстве социальной инфраструктуры. Од­нако самым важным препятствием для реализации этого направления остается отсутствие механизма, обязывающего принимать соот­ветствующие меры.

В России сформирована и реализуется фе­деральная целевая программа «Формирование доступной для инва­лидов среды жизнедеятельности». Вместе с тем законодательная база — всего лишь предпосылка для большой работы по созданию среды без барьеров. Создание таковой должно начинаться как детальная разработка частных механизмов, обеспечивающих реализа­цию декларируемых норм, мониторинг жилищных и социально-про­странственных нужд инвалидов, политика адаптации окружающей среды к потребностям инвалидов.

На сегодняшний день в России сформированы основы реабилитационной индустрии, объединяющей более 200 предпри­ятий — производителей технических средств для реабилитации ин­валидов. Разработано более 150 новых технических средств протезирования, вспомогательных устройств, новых средств для передвижения инвали­дов. Появились аппараты, дающие возможность слепым ориентироваться в пространстве, а глухим — «слышать». Внедрен в производство не имеющий аналогов синтезатор речи для инвалидов с поражением слуха и речи. Выпускаются модернизированная модель кресла — коляски с изме­няемыми характеристиками ходовой части, а также усовершенствован­ные модели тростей и костылей.

Закон «О социаль­ной защите инвалидов в РФ» обязывает власти создавать инвалидам условия для свободного доступа к объектам социальной инфра­структуры. В настоящее время положения, обеспечивающие учет интересов инвалидов и других маломобильных групп населения, содержатся в действующих строительных нормах и правилах, откорректирован­ных с целью учета в них требований доступности зданий и сооруже­ний для инвалидов. В регионах России местными экспертными орга­нами должен быть установлен контроль над качеством проектной документации на строительство и реконструкцию зданий и сооруже­ний в части обеспечения доступа инвалидов к зданиям, сооружени­ям и входящим в их состав помещениям, чтобы беспрепятственно получать необходимый комплекс услуг.

В соответствии с законом местные власти не должны выдавать лицензии тем автотранспортным предприятиям, которые отказыва­ются оснащать свои автобусы подъемниками. Перспективным пла­ном благоустройства города считается поэтапная реконструкция улиц и перекрестков, когда учитываются и требования инвалидов. Однако декларируемое законом положение, что «организации неза­висимо от организационно-правовых форм и форм собственности несут ответственность за неисполнение обязанностей по обеспече­нию доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры», на деле не сопровождается механизмами реализации; нет и четких обозначений ответственности за неисполнение закона, не предусмот­рены рычаги контроля, проверки, стандартизации объектов социаль­ной инфраструктуры.

Специальными устройствами, облегчающими жизнь инвалидам, должны быть оборудованы также аэропорты, железнодорожные и автовокзалы, тротуары и дорожные переходы. Должны быть отдель­ные стоянки и номера для автотранспорта инвалидов, специальные туалеты, что уже стало обычным во многих странах мира.

Таким образом, на сегодняшний день основы формирования сре­ды жизнедеятельности инвалидов, в которой не было бы барьеров, только начинают разрабатываться, хотя Указ Президента «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельно­сти» был принят несколько лет назад. Те, от кого зависит создание такой сре­ды, среди препятствий к внедрению разработанных градостроитель­ных и жилищных нормативов чаще всего называют финансовые проблемы. Однако, это проблема расстановки приоритетов и недостатка контроля над реализацией законодательных норм.

Чтобы социальное обслуживание инвалидов осуществлялось в цивилизованных условиях, вопрос среды обитания требует своего немедленного решения. Необходимо всячески привлекать к нему внимание общественности, властей и журналистов.

 

3.2. Льготы и компенсации

В соответствии с законодательством о социальной защите инвали­дов им предоставляется значительное количество прав, льгот и ком­пенсаций. Все они подразделяются на группы в зависимости от формы и периодичности предоставления, категории предоставляемых льгот.

По форме предоставления:

·          Имеющие «моральную» форму (преимущественное или перво­очередное право в чем-либо).

·          Имеющие денежную форму (бесплатное обеспечение лекарства­ми или бесплатное пользование поликлиниками).

·          Имеющие натуральную форму (бесплатное предоставление автотранспортных средств, мото- и велоколясок, обеспечение топливом).

По периодичности предоставления:

·          Имеющие одноразовый характер или предоставляемые с боль­шой периодичностью (бесплатная установка телефона, капиталь­ный ремонт или предоставление жилой площади).

·          Имеющие ежемесячный характер (компенсация части стоимости жилой площади, коммунальных услуг).

·          Имеющие годовую периодичность (бесплатный проезд раз в год или в два года в междугородном транспорте, санаторно-курорт­ное лечение или его компенсация).

·          Имеющие постоянный характер (льготы на проезд в городском, общественном транспорте, бесплатное обслуживание, льготы при покупке лекарств).

По категориям льгот:

·          По пенсионному обеспечению, налогообложению, выплате посо­бий.

·          По получению, приобретению, строительству и содержанию жи­лых помещений.

·          По коммунально-бытовым услугам и торговому обслуживанию.

·          По медицинскому, протезно-ортопедическому обслуживанию, са­наторно-курортному   лечению,   обеспечению   лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения.

·          По обеспечению транспортными средствами и оплате проезда.

·          По трудоустройству, обучению, переподготовке и условиям труда.

·          По пользованию услугами учреждений связи, культурно-зрелищ­ных и спортивно-оздоровительных учреждений.

·          По получению услуг учреждений социального обслуживания, со­циальной и юридической помощи.

Реалии же таковы, что значительное количество инвали­дов в настоящее время не получают необходимой для возвращения к нормальной трудовой, семейной и общественной жизни помощи, в которой они нуждаются.

В России права людей с ограниченными возможностями на уча­стие в жизни общества и защита их интересов закреплены федераль­ным законодательством и рядом подзаконных актов. Однако, большинство инвалидов из-за того, что нет усло­вий для передвижения в общественном транспорте, въезда и выезда в жилые и учебные строения инвалидных колясок, а также потому, что нет специальных программ обучения, учебные места не оборудо­ваны (хотя право на образование гарантировано Конституцией Рос­сийской Федерации и Законом Российской Федерации «Об образо­вании»), не могут обучаться на равных со здоровыми гражданами в учреждениях общего образования. По этим и многим другим причи­нам не в полной мере реализованы и иные права и возможности ин­валидов.

Официально провозглашаемая политика в области социальной защиты инвалидов и ее реализация весьма расходятся, между ними нет согласованности. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, оказались в числе беднейших слоев населения. Размер пенсии во многих регионах не покрывает реальные расходы на лекарства и другие необходимые инвалиду и обещанные ему государством блага.

 

3.3. Медицинское обслуживание

В соответствии с основами законодательства Российской Феде­рации об охране здоровья граждан № 5487-1 от 22.07.1993г., ста­тья 27, люди с ограниченными возможностями, в том числе дети-ин­валиды и инвалиды с детства, имеют право на медико-социальную помощь, реабилитацию, обеспечение лекарствами, протезами, про­тезно-ортопедическими  изделиями,  средствами передвижения  на льготных условиях, а также на профессиональную подготовку и пе­реподготовку. Нетрудоспособные инвалиды имеют право на бес­платную медико-социальную помощь в учреждениях государствен­ной или муниципальной системы здравоохранения, на уход на дому, а в случае неспособности удовлетворять основные жизненные потребности — на содержание в учреждениях системы социальной за­щиты населения.

Государство предусматривает оказание инвалидам квалифицированной меди­цинской помощи бесплатно или на льготных условиях, а также бесплатное обеспечение лекарствами и изделиями медицинского назначения. Восстановительное лечение и реконструктивная хирургия должны осуществляться за счет средств обязательного медицинского страхования. Порядок оказания различных видов медицинской помощи инвалидам определен рядом норма­тивных актов Правительства Российской Федерации.

Одним из этапов процесса медицинского обеспечения инвалидов выступает санаторно-курортное лечение. Санаторно-курортный комплекс нашей страны не имеет аналогов в мире. Разработанный отечественной курортологией диф­ференцированный подход к использованию природных лечебных факторов с учетом специфики их действий позволил провести рациональную медицин­скую специализацию санаториев на всей территории Российской Федерации. Несмотря на эти показатели, в целом ситуация в стране по обеспечению инва­лидов и лиц, страдающих различными заболеваниями, санаторно-курортными путевками сложная. Инвалиды и дети-инвалиды имеют право на санаторно-ку­рортное лечение в соответствии с индивидуальной программой реабилитации на льготных условиях. В управлении социальной защиты населения по месту жительства инвалид, нуждающийся в лечении, на основании заявления и ме­дицинской справки ставится в очередь на получение путевки. Ожидание санаторно-курортной путевки ин­валидами нередко растягивается на годы.

Различают социально-медицинскую и медико-социальную помощь инвалидам. Первая обеспечивает уход в случае болезни и неспособ­ности удовлетворить свои основные жизненные потребности. Вто­рая направлена на лечение, уход, поддержание активного образа жизни. В первом случае за оказание помощи отвечают учреждения социальной защиты, во втором — государственные и муниципальные органы здравоохранения.

Социально-медицинские и медико-социальные услуги оказыва­ются как в стационарах, так и на дому. К стационарным учреждени­ям относятся больницы или отделения сестринского ухода. Собственно систему социальной защиты составляют дома-интернаты, геронтологические центры, пси­хоневрологические и другие стационарные учреждения. С 1997г. при центрах социального обслуживания стали разви­ваться специализированные отделения социально-медицинского об­служивания на дому.

В области реализации инвалидами своего права на здоровье необ­ходимо координировать усилия различных ведомств и секторов, добиваться их взаимодействия, причем первоочередная роль может принадлежать даже не официальным властным институтам, не ми­нистерским или региональным органам управления, а самым разным профессиональным и общественным объединениям, в частности врачебным ассоциациям и организациям инвалидов. Они призваны добиваться необходимых обществу решений, твердо отстаивая свое мнение в государственных институтах. Ведь в соответствии с международными конвенциями, нормами международного права, граждан­ским и профессиональным кодексами на врачей возложены не толь­ко лечение и организация профилактики болезней, но и обязанность побуждать власти к активным действиям.

 

3.4. Обеспечение жильем

Конституция Российской Федерации, провозглашает в числе основных прав и свобод человека и граждани­на право на жилище. Жилищная политика в отношении инвалидов — важнейший момент, затрагивающий вопросы доступной среды жизнедеятельности.

Согласно статье 40 Конституции РФ, малоимущие и иные категории граж­дан, определенные законом, подлежат обеспечению жильем бесплат­но или за доступную плату. К таким гражданам, в частности, отно­сятся инвалиды войны и лица, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний.

Обеспечение инвалидов жилой площадью предусмотрено статьей 17 закона «О социальной защите инвалидов РФ». В дополнение к за­кону было принято Постановление Правительства РФ «О предо­ставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммуналь­ных услуг» от 27.07.1996г. № 901.

Основные положения таковы:

·          льготы по оплате жилья и коммунальных услуг предоставляются любому инвалиду и не зависят от группы и причин инвалидно­сти;

·          инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, могут состоять на учете для улучшения жилищных условий одновременно по месту работы и месту жительства;

·          при предоставлении жилого помещения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, учитываются рекомендации индиви­дуальной программы реабилитации (ИПР), состояние их здоро­вья, а также другие обстоятельства;

·          дополнительная жилая площадь в виде отдельной комнаты предоставляется инвалидам в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством РФ;

·          предоставление инвалиду жилого помещения в домах государст­венного или муниципального жилищного фонда осуществляется с учетом его права на дополнительную жилую площадь.

Весьма болезненный вопрос в отстаивании имущественных прав детей-инвалидов, в частности оставшихся без попечения родителей, а также людей с ограниченными возможностями в возрасте старше 18 лет — защита их прав на жилье.

Проблема обеспечения инвалидов жильем в разных регионах России продолжает оставаться очень острой и медленно решаемой из-за недостаточного финансирования. Сложная экономическая об­становка, трудности, возникающие с бюджетным финансированием жилищного строительства, приводят к массовым нарушениям жи­лищных прав инвалидов практически во всех субъектах Федерации. И хотя есть целый ряд положительных примеров, когда инвалиды получают жилье или улучшают свои жилищные условия при содей­ствии администрации своего региона, все же в отдельных субъектах Российской Федерации принимаются акты, ущемляющие права лю­дей с ограниченными возможностями на жилищное обеспечение, установленные федеральным законодательством. Не разрешается проблема обеспечения инвалидов жильем в субъ­ектах Федерации и с помощью института безвозмездных субсидий на его строительство. Во многих случаях вмешательство правозащитных организаций приводит к разрешению проблемы и утверждению прав инвалидов. Специалисты по социальной работе в каждой конкретной ситуации должны помогать людям с инвалидностью отстаивать их права на жилье, приспособленное к их особым потребностям.

 

3.5. Занятость и обучение инвалидов

Несмотря на то, что инвалидность связана с ограниченной способно­стью к трудовой деятельности, неотъемлемое право инвалида — пра­во на труд. Оно установлено Федеральным законами «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и «О занятости населе­ния в Российской Федерации», направленными на создание инвали­дам реальных возможностей заниматься полезной, приносящей до­ход деятельностью и предусматривающими конкретные механизмы их реализации. Для осуществления этого права необходима актив­ная государственная политика, направленная на содействие занято­сти инвалидов, поскольку положение людей с ограниченными воз­можностями на рынке труда в России остается несоответствующим их потенциальным возможностям, а их занятость — неоправданно низкой.

Одной из основных мер, направленных на решение проблемы занятости инвалидов в настоя­щее время, служит установление органами исполнительной власти субъектов Федерации квот на трудоустройство данной категории граждан, которые даются организациям независимо от организаци­онно-правовых форм. По информации Министерства труда и соци­ального развития Российской Федерации, в 2000г. в рамках установленной квоты трудоустроено около 12 000 инвалидов.

В рамках федеральной целевой программы содействия занятости населения России территори­альными органами Министерства труда и социального развития Российской Федерации по вопросам занятости населения для лиц, имеющих ограничение трудоспособности, реализуется комплекс та­ких мер, как оказание консультативных и профориентационных ус­луг; помощь в поиске работы; профессиональное обучение; квотиро­вание рабочих мест.

Однако ныне проявились новые проблемы в создании квот для инвалидов. Работодатели, подчиняясь требованию государства, хотя и выделяют вакансии, но не те, что устраивают людей с ограничен­ными возможностями. Суть в том, что доход в виде заработной пла­ты, получаемой работниками с инвалидностью на таких трудовых местах, не покрывает затрат, которые приходится нести в связи с ут­рачиваемыми ими в этом случае льготами на лекарственные препараты. Кроме того, предоставляемые вакансии не отвечают нуждам инвалидов, не адаптированы к их особым потребностям, условия труда бывают неудовлетворительны, что приводит к риску обостре­ния заболевания и снижению трудоспособности.

Одно из ос­новных направлении поддержки инвалидов — профессиональная реабилитация, важнейшая составная часть государственной полити­ки в области социальной защиты людей с ограниченными возможностями. Профессиональная реабилитация инвалидов с их последующим трудоустройством экономически выгодна государству, поскольку средства, вложенные в нее, будут возвращаться в виде налоговых поступлений как следствия трудоустройства инвалидов.

Профессиональная подготовка и профессиональное образование инвалидов — важнейшие аспекты их профессиональной реабилита­ции. Специальные учебные заведения не обеспечивают подготовки инвалидов на уровне, гарантирующем их конкурентоспособность, а некоторые из них выпускают специалистов, которые заведомо ока­зываются невостребованными. В значительной мере это обусловле­но следующими причинами:

·          специалисты медико-социальной экспертизы, которые сегодня осуществляют   профессиональную   ориентацию   инвалидов,   не владеют  информацией  о  показаниях  и  противопоказаниях  к приему в высшие и другие образовательные учреждения, ориен­тируясь на пожелания самих инвалидов;

·          инвалиды не имеют доступа к информации о показаниях и проти­вопоказаниях к приему в образовательные учреждения, мало что знают о выбранной профессии и условиях труда в данной про­фессиональной сфере;

·          специальные образовательные учреждения системы социальной защиты населения непрестижны и не дают перспектив для после­дующего трудоустройства на хорошо оплачиваемые должности;

·          образовательные учреждения не приспособлены под инвалидов, чьи психосоматические возможности требуют особой инфраструк­туры помещений, специального оборудования учебных мест и осо­бой методики обучения. Соответственно круг профессий, которым могут быть обучены инвалиды, сужается и субъективно формиру­ются противопоказания для приема в образовательные учрежде­ния.

В процесс профессиональной реабилитации инвалидов вовлечены не только органы социальной защиты, службы занятости населения, учебные заведения, но и, естественно, работодатели.

В соответствии с установленной квотой для приема на работу работодатели обязаны:

·          создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инва­лидов;

·          создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивиду­альной программой реабилитации;

·          предоставлять в установленном порядке информацию, необходи­мую для организации занятости инвалидов.

В свою очередь некоторым категориям работодателей гарантиру­ется государственная поддержка (предоставление налоговых и иных льгот). Предприятия, на которых занято не менее 30% инвалидов, обла­дают правом на льготное налогообложение, финансовое и матери­ально-техническое обеспечение, а при числе работающих инвалидов более 50% — освобождаются от уплаты местных налогов, НДС, нало­га на имущество и платежей в Пенсионный фонд, Фонд занятости и Фонд медицинского страхования.

 

3.6. Финансирование и пенсионное обеспечение

Самым слабым местом социальной политики в отношении инвали­дов остается отсутствие ее единой стратегии. Фактически мы имеем дело с отдельными социальными мерами, а не с комплексной систем­ной концепцией. Законы, обеспечивающие льготы, противоречат основному финансовому закону страны — Закону о федеральном бюджете РФ: они исходят из непреложного выполне­ния обязательств федерального бюджета или бюджета субъекта Фе­дерации перед получателем, однако российское законодательство о федеральном бюджете устанавливает приоритеты выполнения раз­личных бюджетных статей и предусматривает возможность недофи­нансирования по отдельным статьям.

В рамках реформы пенсионной системы России в соответствии с новыми Федеральными законами № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях» (от 17.12.2001г.) и № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (от 15.12.2001г.) суще­ствует несколько видов пенсий для инвалидов: государственная и трудовая.

Размер государственной пенсии исчисляется как производная от размера базовой части трудовой пенсии в зависимости от категории пенсионера и составляет, например, для инвалидов, имеющих огра­ничение способности к трудовой деятельности 3-й степени при на­ступлении инвалидности вследствие военной травмы, — 300% размера базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной Феде­ральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для граждан, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно муж­чины и женщины).

В соответствии со статьей 18 Закона «О государственном пенси­онном обеспечении в Российской Федерации», социальная пенсия нетрудоспособным гражданам назначается в следующем размере:

·          инвалидам с детства, имеющим ограничение способности к тру­довой деятельности 3-й и 2-й степени, инвалидам, имеющим огра­ничение способности к трудовой деятельности 3-й степени, де­тям-инвалидам —   100% размера базовой части трудовой пенсии по инвалидности, предусмотренной подпунктом 1 пункта 1 ста­тьи 15 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»;

·          инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой дея­тельности   1-й степени, — 85% размера базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» для граждан, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и жен­щины), но не менее 400 рублей в месяц.

Остальные граждане, имеющие инвалидность, получают трудо­вую пенсию по инвалидности, размер которой исчисляется как сум­ма ее базовой, страховой и накопительной частей.

Инвалиды, получающие социальную пенсию, находят­ся в наихудшем положении. Таким образом, налицо расхождение пенсионного законодательства и требования статьи 2 ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ», со­гласно которой устанавливаемые минимальные размеры оплаты тру­да, пенсий, как и оказание необходимой государственной социаль­ной помощи малоимущим гражданам, должны определяться исходя из прожиточного минимума.

В настоящее время пенсионное обеспечение инвалидов в России не увязано с уровнем их доходов и занятостью (незанятостью), а также весьма слабо связано с реабилитацией инвалида.

Пенсии выполняют исключительно функцию социальной поддержки ин­валидов, будучи по своей природе социальным пособием тем лицам, которые не обладают достаточной конкурентоспособностью, чтобы прокормить себя.

Несовершенство существующей системы финансового обеспече­ния политики в отношении инвалидов приводит к недофинансиро­ванию отдельных мероприятий, к задержкам по выплатам разных видов пособий и компенсаций.

Основное преимущество пенсии как социального вида помощи инвалиду — законодательно закрепленная обязательность предоставления и гарантированность выплат.

Все ос­тальные виды помощи, мероприятия, затрагивающие людей с огра­ниченными возможностями, не гарантируют обязательности финан­сирования и, как показывает практика, не финансируются в полном объеме.

3.7. Социальное обслуживание

Согласно российскому законодательству, социальное обслужива­ние — это деятельность соответствующих служб по социальной под­держке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, пси­холого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граж­дан, находящихся и трудной жизненной ситуации.

Очередным законодательным регулятором вопросов доступности среды жизнедеятельности стало Постановление Правительства РФ от 25.11.1995г. № 1151, где был уточнен фе­деральный перечень гарантированных государством социальных ус­луг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам. В настоящем акте перечислены услуги, предоставляемые инвалидам и пожилым в условиях стационарного учреждения и на дому: материально-бытовые, социально-медицинские, правовые, ритуальные, образовательные услуги, а также услуги, связанные с социально-тру­довой реабилитацией.

Постановление Правительства РФ от 15.04.1996г. № 473 регулирует порядок предоставле­ния социальных услуг. Ими могут воспользоваться бесплатно:

·          одинокие инвалиды, получающие пенсию (в том числе с учетом надбавок) в размере ниже прожиточного минимума, установлен­ного для данного региона;

·          инвалиды, имеющие родственников, которые по объективным причинам не могут обеспечить помощь и уход, при условии, что размер их пенсии ниже прожиточного минимума;

·          инвалиды, проживающие в семьях, среднедушевой доход кото­рых ниже прожиточного минимума.

Социальное обслуживание инвалидов включает совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга, содействие в организации ритуальных услуг и др.), которые предоставляются гражданам из числа инвалидов на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собст­венности.

Такие услуги оказываются только при условии добровольного со­гласия инвалидов, за исключением случаев, когда это необходимо сделать, чтобы спасти жизнь инвалида (может быть, даже и против его воли).

Оказание социальных услуг, может производиться на дому, при помещении в специальное учреждение (стационар), осуществляю­щее постоянный уход за находящимися в нем лицами, а также в фор­ме полустационарного обслуживания.

К числу надомных социальных услуг, гарантированных государст­вом в федеральном перечне, относятся:

·          организация питания, в том числе доставка продуктов на дом;

·          помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости;

·          содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинские учреждения;

·          поддержание условий проживания в соответствии с гигиениче­скими требованиями;

·          содействие в организации юридической помощи и иных право­вых услуг;

·          содействие в организации ритуальных услуг;

·          другие надомные социальные услуги.

Полустационарное социальное обслуживание включает:

·          социально-бытовое,  медицинское  и  культурное обслуживание инвалидов;

·          организацию их питания, отдыха;

·          обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности;

·          поддержание активного образа жизни.

Оно предоставляется нуждающимся в нем инвалидам, сохранив­шим способность обслуживать себя и активно передвигаться, не имею­щим медицинских противопоказаний к предоставлению такового, осуществляется отделе­ниями дневного (ночного) пребывания, создаваемыми в муниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты населения.

Стационарное социальное обслуживание направлено на оказание разносторонней социально-бытовой помощи инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и ну­ждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюде­нии. Оно включает меры по созданию для инвалидов наиболее удоб­ных и комфортных их возрасту и состоянию здоровья условий жизни, а также оказание им медицинской и иной помощи, способ­ствующей достижению такого состояния, организацию их отдыха и досуга. Стационарное социальное обслуживание инвалидов осуществля­ется в домах-интернатах, специально оборудованных в соответствии с их возрастом, здоровьем и социальным положением. Инвалид, вы­бравший проживание в подобном учреждении, отнюдь не лишается возможности вести удобную и привычную для него жизнь. Он имеет право пользоваться телефонной связью и почтовыми услугами за плату согласно действующим тарифам, встречаться с родственника­ми, друзьями практически в любое время. Супруги из числа прожи­вающих в доме-интернате вправе требовать предоставления им изолированного жилого помещения для совместного проживания.

Комплекс мер, которые связаны с социальным обслуживанием населения, также предполагает соблюдение норм права, распространяющихся не только на инвалидов, но и на всех граждан. В частно­сти, это касается обслуживания населения в магазинах, ателье, домах быта и иных организациях подобного рода. Правда, и в этих случаях законодательство ориентирует лиц, занимающихся оказанием таких услуг, на особое отношение к гражданам, признанных инвалидами. Так, инвалиды I и II группы должны обслуживаться вне очереди в предприятиях торговли, общественного питания, службы быта, связи и жилищно-коммунального хозяйства, в учреждениях здраво­охранения, образования, культуры, в юридических службах и других организациях, которые занимаются обслуживанием населения. Ин­валиды пользуются правом внеочередного приема руководителями и другими должностными лицами предприятий, учреждений и орга­низаций.


      V. Реабилитация инвалидов

Основой политики в отношении инвалидов является их реабилита­ция, позволяющая инвалидам достигнуть и поддерживать оптимальный уровень их самостоятельности и жизнедеятельности. Согласно правилам под реабилитацией понимается процесс, имеющий целью помочь инва­лидам достигнуть оптимального физического, интеллектуального, пси­хического и/или социального уровня деятельности и поддерживать его, предоставив им тем самым средства для изменения их жизни и расшире­ния рамок их независимости. Реабилитация может включать меры по обеспечению и/или по восстановлению функций или компенсации ут­раты или отсутствия функций или функционального ограничения.

Наличие функциональных ограничений у инвалидов приводит к социальному ущербу. С целью компенсации последствий инвалидности для личности, семьи и общества реабилитация должна обеспечить их восстановление или уменьшение. Важное значение имеет целостный под­ход к личности инвалида, учитывающий все его проблемы, образ мыш­ления и поведения, социальный фон, индивидуальные потребности, на­дежды и интересы.

В сложных современных социально-экономических условиях в Российской Федерации принят закон «О социальной защите инвалидов в РФ». Целью закона является создание основ системы реабилитации инвалидов в Российской Федерации как составной части охраны общественного здоровья для обеспечения гарантий и условий, посредством которых возможно восстановление и компенсация нарушенных или утраченных способностей инвалидов к общественной, профессиональной и бытовой деятельности в соответствии с их интересами и потенциаль­ными возможностями.

Данный закон создает правовые гарантии для организации и раз­вития системы реабилитации инвалидов; определяет права, обязаннос­ти, полномочия, ответственность и осуществляет правовое регулирова­ние отношений физических и юридических лиц в области реабилитации инвалидов; обеспечивает защиту нрав граждан РФ на медицинскую, профессиональную и социальную реабилитацию; разграничивает компетенцию в области реабилитации инвалидов между органами государственной власти и управления различных уровней.

 

4.1. Принципы, содержание, цель и задачи реабилитации

Реабилитация инвалидов - система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.

Целью реабилитации является восстановление социального стату­са инвалида, достижение им материальной независимости и его социаль­ной адаптации.

Основные задачи медико-социальной реабилитации инвалидов:

·          определение реабилитационного потенциала инвалидов;

·          определение потребности инвалидов в различных видах медико-социальной реабилитации;

·          разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов;

·          осуществление мероприятий по реализации реабилитационного потенциала инвалидов в рамках индивидуальных программ реаби­литации;

·          динамический контроль над процессом реабилитации инвалидов.

Основные принципы медико-социальной реабилитации инвалидов:

·          государственный характер гарантий соблюдения прав инвалидов в области медицинской, профессиональной и социальной реабилита­ции;

·          приоритет интересов инвалидов при осуществлении реабилитаци­онных мероприятий;

·          общедоступность системы реабилитации на основе учета физичес­ких, психофизиологических, социальных особенностей инвалидов;

·          принцип вмешательства на возможно более ранней стадии, когда в зависимости от возможности и необходимости должны быть при­няты все меры для уменьшения масштабов и последствий инвалид­ности до минимума, а неизбежные последствия компенсированы наиболее эффективным образом;

·          принцип оказания индивидуальной помощи в зависимости от конкретных потребностей каждого инвалида в отдельности сред­ствами, соответствующими этим потребностям;

·          многообразие форм и методов реабилитации на основе системного подхода при их осуществлении;

·          государственно-общественный характер управления системой реабилитации инвалидов;

·          обеспечение координации деятельности служб, осуществляющих медико-социальную реабилитацию.

Реализация принципов реабилитации инвалидов в Российской Федерации гарантируется путем: закрепления прав и обязанностей всех участников процесса реабилитации; учета структуры потребностей, уров­ня притязаний, круга интересов инвалидов; создания системы реабили­тационных институтов и структур; подготовки специалистов по реабилитологии.

Реабилитация инвалидов - сложный процесс, основными этапами которого являются: реабилитационно-экспертная диагностика; разработ­ка на ее основе реабилитационных программ и их реализация; динами­ческий контроль за ходом и эффективностью проводимых реабилитаци­онных мероприятий и их корректировка.

 

4.2. Виды реабилитации

Медико-социальная реабилитация инвалидов включает следующие виды реабилитации: медицинскую, профессиональную и социальную.

Медицинская реабилитация инвалидов осуществляется с целью восстановления или компенсации утраченных или нарушенных функциональных способностей человека до социально значимого уровня. Медицинская реабилитация включает в себя восстановительную терапию, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование.

Восстановительная терапия предусматривает использование механотерапии, физиотерапии, кинезотерапии, массажа, иглорефлексотерапии, грязе- и бальнеотерапии, традиционной терапии, трудотерапии, психотерапии, предоставление логопедической помощи и др.

Реконструктивная хирургия как метод оперативного восстановле­ния анатомической целостности и физиологической состоятельности способностей инвалида включает в себя методики косметологии, органозащищающей и органовосстанавливающей хирургии.

Протезирование - замена частично или полностью утраченного орга­на искусственным эквивалентом (протезом) с максимальным сохране­нием индивидуальных особенностей и функциональных способностей.

Ортезирование - компенсация частично или полностью утраченных функций опорно-двигательного аппарата с помощью дополнительных внешних устройств (ортезов), обеспечивающих выполнение этих функ­ций.

Протезирование предусматривает предоставление протезов, ортопедических и других вспомогательных средств, включая необходи­мую подгонку, ремонт и замену, а также обучение обращению с ними. Процесс реабилитации не предполагает лишь оказание медицинской по­мощи.

Проведение медицинской реабилитации пересекается с лечением заболеваний, так как и те, и другие мероприятия направлены на исклю­чение обострений в будущем и сведение инвалидности к минимуму. Же­лательно использование методики перехода (без перерыва) от лечения обострения к реабилитации.

Профессиональная реабилитация инвалидов - это процесс и систе­ма восстановления конкурентоспособности инвалида на рынке труда. О ней говорилось в 3 главе работы.

Социальная реабилитация инвалидов - система и процесс восстановления способностей к самостоятельной общественной и семейно-бытовой деятельности. Социальная реабилитация проводится реабилитационно-социальными учреждениями, осуществляющими социально-средовую ориен­тацию и социально-бытовую адаптацию,

Социально-средовая ориентация - система и процесс определения структуры наиболее развитых функций инвалида с целью последующе­го подбора на этой основе вида общественной или семейно-общественной деятельности.

Социально-бытовая адаптация - система и процесс определения оптимальных режимов общественной и семейно-бытовой деятельности инвалидов в конкретных социально-средовых условиях и приспособле­ния к ним инвалидов,

У инвалидов с физической недостаточностью социально-бытовая адаптация позволяет достичь психической и социальной самостоятельности.

4.3.Организационное, правовое, финансовое,  информационное и научное обеспечение реабилитации инвалидов

Проблема комплексной реабилитации инвалидов становится все более актуальной и сложной, что определяется увеличением численнос­ти этого контингента, высокими показателями заболеваемости, инвалид­ности и дезинтеграции в обществе. Решение этой проблемы лежит в рус­ле разработки и закрепления (с помощью законодательно-нормативной базы) гарантий прав данной категории граждан на меры социальной за­щиты, направленные на профилактику заболеваемости и инвалидности, а также на реабилитацию больных и инвалидов.

Система медико-социальной реабилитации инвалидов представляет собой совокупность:

·          реабилитационных программ и реабилитационных стандартов различного уровня и направленности;

·          реабилитационных учреждений различных организационно-правовых форм, видов и типов, реализующих реабилитационные программы;

·          органов управления и подведомственных им структур, занимающих­ся реабилитацией инвалидов.

В соответствии с законодательством в Российской Федерации со­здается Государственная служба реабилитации инвалидов.

Государственная служба реабилитации представляет собой совокуп­ность органов государственной власти независимо от ведомственной принадлежности органов местного самоуправления и учреждений раз­личного уровня.

Исполнительными структурами, реализующими задачи государ­ственной службы реабилитации, являются федеральные, территориаль­ные и местные органы управления различной ведомственной подчинен­ности, в системах которых осуществляются мероприятия по медицинс­кой, профессиональной и социальной реабилитации, производству тех­нических средств реабилитации, развитию услуг.

Анализ существующей практики реабилитации инвалидов в регио­нах России показал, что именно учреждения государственной службы реабилитации инвалидов осуществляют реабилитацию как инвалидов, так и лиц, не имеющих инвалидности, но нуждающихся в реабилитации.

Система реабилитации инвалидов должна включать органы управ­ления и реабилитационные учреждения.

На региональном уровне к органам управления относится совокуп­ность региональных органов государственной исполнительной власти различной ведомственной принадлежности и органов районного (муни­ципального) управления.

Реабилитационные учреждения осуществляют мероприятия по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации и являют­ся учреждениями регионального и местного уровней.

Органами регионального управления системой реабилитации яв­ляются: управления социальной защиты населения, здравоохранения, образования, труда и занятости, культуры, физической культуры и спорта.

Органы регионального управления системой реабилитации имеют ряд общих функций:

·          реализация федеральной политики в области реабилитации;

·          разработка региональной политики в области реабилитации инвали­дов и осуществление контроля за ее реализацией в рамках работы своего ведомства;

·          разработка проектов региональных целевых программ по реабилита­ции;

·          разработка территориальных реабилитационных стандартов;

·          разработка территориального компонента базовой программы реабилитации инвалидов.

Система медико-социальной реабилитации инвалидов должна быть закреплена Федеральным законом о реабилитации инвалидов и принимаемым в соответствии с ним другими федеральными законодательными актами, а также законами, законодательными и иными правовыми ак­тами субъектов Российской Федерации в области реабилитации инва­лидов, принимаемыми в соответствии с федеральными законодательными актами и действующими на их территориях.

Таким образом, вопрос идет о дальнейшем совершенствовании законодательства о медико-социальной реабилитации инвалидов и о формировании в стране с помощью этого законодательства целостной системы в указанной области с согласованными между собой элемента­ми и обоснованными этапами перехода к ней от ныне действующей сис­темы социальной помощи.

Финансирование системы медико-социальной реабилитации инва­лидов осуществляется из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, а также бюджетов предпри­ятии, учреждений и организаций независимо от форм собственности в соответствии с действующим законодательством. Ежегодно федеральный бюджет обеспечивает расходы на содержание федеральных реабилита­ционных учреждений, разработку и реализацию базовых программ реа­билитации, подготовку кадров, на фундаментальные и прикладные научно-исследовательские разработки.

Механизм финансирования системы реабилитации инвалидов мо­жет быть обеспечен (кроме федерального, регионального и местного бюд­жетов) из фондов медицинского и социального страхования, пенсионно­го фонда, фонда занятости.

Целью информатизации системы реабилитации инвалидов являет­ся создание ее информационно-технологической базы и обеспечение эффективной информационной поддержкой планирования и проведения реабилитации.

Информационные учреждения системы реабилитации инвалидов могут быть следующих видов: информационно-статистические; инфор­мационно-консультативные; информационно-исследовательские.

Реализация концепции реабилитации инвалидов определяет необходимость дальнейшего проведения исследований, направленных на углубленную научную разработку основных ее положений и обеспечивающих ее реализацию в практике. Научное обеспечение реабилитации инвалидов должно предусматривать проведение фундаментальных и прикладных исследований.

Для успешного функционирования системы реабилитации инвали­дов необходима дальнейшая разработка теоретических, организационных, медико-социальных, психологических, экономических и правовых аспек­тов реабилитации инвалидов; разработка базовых программ реабилита­ции; разработка моделей центров реабилитации общего профиля и многопрофильных (для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, патологией органа зрения и т.д.); научная разработка психо­физиологических критериев оценки профессиональных возможностей инвалидов и их потребностей в различных формах обучения, методика адаптации базовых программ профессионального обучения применитель­но к инвалидам.


Заключение

Исходя из вышеизложенного на данном этапе для реализации прав инвалидов нужно придерживаться следующих рекомендаций:

·          Необходимо отработать механизм, когда законы, принимаемые во исполнение программных актов, не могут быть утверждены до тех пор, пока у государства не появятся реальные финансовые возможности их исполнить.

·          Необходимо укрепить целостность системы социального обеспече­ния и социальной защиты инвалидов на основе социально-экономи­ческого, финансово-экономического и организационно-техническо­го единства, что в значительной мере зависит от рациональности управления данной отраслью.

·          Важно предусмотреть постоянное развитие законодательства о социальной защите инвалидов, чтобы автоматически закреплять изменения, касающиеся содержащихся в законодательстве усло­вий и норм социальной защиты инвалидов, вслед за трансформа­цией социально-экономических условий в стране.

·          Необходимо также разработать механизм повышения уровня жизни инвалидов, прежде всего как регулярный пересмотр соци­ально-гарантированных минимальных норм и льгот для инвали­дов. При этом расширение льгот и услуг должно в первую очередь касаться инвалидов наиболее нуждающихся, с большей степенью потери трудоспособности или функциональных нарушений орга­низма.

·          Внедрить механизм, блокирующий возможность принятия зако­нов, не подкрепленных источниками (по каждому законодатель­ному предложению необходимо экспертное заключение Минфи­на России).

·          Ввести безусловное финансирование федеральных целевых про­грамм социальной защиты инвалидов и ужесточить ответствен­ность Правительства Российской Федерации за неисполнение бюджетных обязательств. Предать гласности дискуссии по этому вопросу.

·          Изменить соотношение расходов на финансирование социальной политики, увеличив финансирование мер «активной» политики (обучение и пр.) и акцентируя реабилитационные меры.

·          Усилить работу по привлечению внебюджетных источников финансирования по отношению к инвалидам и стимулировать ма­лый и средний бизнес к созданию доступной социокультурной среды.

·          В области профессиональной реабилитации необходимо обеспе­чить гарантированное адресное решение вопросов потребности инвалидов в таковой.

·          Разрабатывать и внедрять научно обоснованные методики меди­ко-психологической и социальной реабилитации инвалидов, ор­ганизовать работу по специальной подготовке (переподготовке) специалистов по реабилитации инвалидов.

·          Развивать деятельность по формированию реабилитационной индустрии как промышленной основы социальной защиты инва­лидов и созданию безбарьерной среды их жизнедеятельности.

·          Учитывать специфические потребности инвалидов, проживаю­щих в сельской местности.

·          Задачи социальной политики в отношении инвалидов, несмотря на всю свою специфику, должны рассматриваться в комплексе, а не в отрыве от общего контекста социальной политики.


Библиографический список:

 

1.   Давлетбаева З.К., Нуртдинова З.Н. «Технологии социальной реабилитации: методические рекоменда­ции» /Под ред. М.М. Исхакова, Уфа, 2002.

2.   Жить, как все. О правах и льготах для инвалидов/ Под ред. С.И. Реутова, Пермь, 1994.

3.   Журнал «Социальная защита» / Составитель – Жуковская Е.Н.

4.   Кузнецова В.А. О практике и перспективах социальной помощи престарелым и инвалидам // Социальная работа, 1992.

5.   Социальная защита населения: опыт организационно-ад­министративной работы  / Под ред. В.С. Кукушина, М., 2004.

6.   Социальная работа с инвалидами. Настольная книга специалиста / Под ред. Е.И. Холостовой, А.И, Осадчих, М., 1996.

7.   Шайхатдинов В.Ш. «Право социального обеспечения Российской Федерации», Екатеринбург, 1996.

8.   Ярская-Смирнова Е. Р., Наберушкина Э. К. «Социальная работа с инвалидами», СПб., 2004.

9.   Нормативно-правовые акты Российской Федерации, посвященные вопросам инвалидности

 

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации ГОУ ВПО «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.А.ШОЛОХОВА» Уфимский филиал КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине: "Правовые основы г

 

 

 

Внимание! Представленная Курсовая работа находится в открытом доступе в сети Интернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
Советуем не рисковать. Узнай, сколько стоит абсолютно уникальная Курсовая работа по твоей теме:

Новости образования и науки

Заказать уникальную работу

Похожие работы:

Организация судебной власти
Организованная преступная группа и преступное сообщество
Организованная преступность
Организованная преступность в России: история и современность
Організаційно–правові засади та системи органів управління в агропромисловому комплексі
Організація роботи Верховної Ради України
Органы внутренних дел на транспорте
Органы госбезопасности России (1917-1980-е годы)
Органы государства: понятие, признаки, виды
Органы государственного надзора в строительстве

Свои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru