База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

Органы государственной власти — Государство и право

Содержание:

 

Введение

1.         Общее понятие органа государственной власти, его основные черты. Система государственных органов

2.         Законодательные органы государственной власти. Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь

3.         Органы исполнительной власти. Правительство – Совет Министров Республики Беларусь

4.         Органы судебной власти. Судебная система. Конституционный Суд

5.         Прокуратура. Комитет государственного контроля

Заключение

Список используемой литературы


Введение

 

Государство осуществляет свои функции через органы государственной власти. В Республике Беларусь государственная власть осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Каждый из органов действует в пределах своей компетенции и полномочий. Особое место в системе государственной власти занимает Президент, который является Главой государства. Также такие органы как прокуратура и комитет государственного контроля, которые по своим функциям несколько отличны от остальных органов государственной власти. Государственные органы, должностные лица, осуществляющие власть составляют определенную систему, обеспечивающую все потребности реализации государственной власти. Только в этом случае исключаются пробелы в осуществлении властных полномочий, исключается дублирование органами друг друга.


1. Общее понятие органа государственной власти, его основные черты. Система государственных органов

Орган государственной власти – это структурное звено государственного аппарата, наделенное государственно-властными полномочиями, и уполномоченное государством на осуществление его задач и функций и действующее в установленном порядке.

Государство осуществляет свои функции через органы государственной власти. Надо также иметь в виду, что помимо непосредственной демократии через органы государственной власти – представительные и иные органы народ в формах и пределах, определенных Конституцией, осуществляет свою власть (ст.3 Конституции).

Органы государственной власти присущи соответствующие признаки:

1.      Все органы государственной власти создаются на основе Конституции и принятых в соответствии с ней подконституционных актов. Так, в Конституции Республики Беларусь предусмотрено создание Конституционного Суда. Он образуется путем назначения шести судей Президентом Республики Беларусь (п.10 ст.84 Конституции) и избрания шести судей Советом Республики Национального собрания (п.3 ст.98). Законом, например, определяется судоустройство в Республике Беларусь.

Органы государственной власти могут быть созданы указами Президента, решениями Правительства и др.

2.      Орган государственной власти обладает определенным объемом полномочий.

Создание государственного органа и определение его властных полномочий – по существу два взаимосвязанных процесса. Хотя надо иметь в виду, что и после создания органа государственной власти его полномочия могут изменяться: он может быть наделен дополнительными полномочиями, некоторые полномочия могут быть переданы другому субъекту власти и т.п.

У каждого органа государственной власти свой предмет ведения и свой объем полномочий, своя структура.

Реализуют свои полномочия органы государственной власти путем издания (принятия) правовых (нормативных) актов. Очень важно в этой связи, чтобы компетенция (совокупность полномочий) каждого органа государственной власти была четко определена. Полномочия таких органов государства, как Президент, Парламент, Правительство, Конституционный Суд, Комитет государственного контроля, Прокуратура и некоторых других указаны в Конституции и законах. Полномочия могут быть установлены в законах, указах, актах Правительства и других нормативных актах. Решение данного вопроса в свою очередь зависит от компетенции органа государственной власти на создание иных государственных органов и определение их полномочий.

Учитывая многообразие органов государственной власти, очень важно обеспечить четкое разграничение между ними прав и обязанностей, чтобы не было дублирования, подмены ими друг друга. Вторжение в чужую сферу полномочий может породить конфликт между властями. Опыт показывает, что нередко такого рода споры возникают между Парламентом и исполнительной властью. В этой связи, как свидетельствует зарубежная практика, споры о компетенции, т.е. по существу о разграничении полномочий, рассматриваются в Конституционном Суде страны.

3.      Каждый орган государственной власти реализует свои полномочия в присущих ему формах с использованием тех методов, которые определены нормативными актами. Например, основная форма работы палат Парламента является сессия. Палаты реализуют свои полномочия на совместных заседаниях депутатов (членов) палат. Порядок осуществления полномочий Конституционным Судом определяется законом. Этот орган государственной власти также осуществляет свои полномочия на заседании всех судей. Орган государственной власти может быть и единоначальным, т.е. представленным в одном лице. К ним относятся, например, Президент Республики Беларусь, Генеральный прокурор Республики Беларусь и др.

4.      Все органы государственной власти составляют единую систему государственной власти, т.е. совокупность ее высших и местных органов, осуществляющих функции единой государственной власти.

В юридической литературе высказываются различные точки зрения о природе и роли органов местного самоуправления, прежде всего местных Советов депутатов. Надо отметить, что им присущи все вышеназванные признаки органов государственной власти.

Органы государственной власти составляют единую систему. Обладая различными полномочиями и имея самостоятельный предмет ведения, они взаимодействуют друг с другом с целью эффективного осуществления функций, стоящих перед государством.

Согласно статье 6 Конституции государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

Таким образом, каждый орган, относящийся к той или иной ветви власти, является органом государственной власти (например, суд, исполнительный комитет, администрация района). С учетом этого неправильным является употребление в правовых актах, литературе словосочетания «органы государственной власти и управления».

Особое место в системе государственной власти занимает Президент, который является Главой государства. Он обеспечивает, в частности, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти (ст.79 Конституции). По существу, мы можем говорить о еще одной мощной ветви власти.


2. Законодательные органы государственной власти. Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь

 

Органом законодательной власти является Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь. Он одновременно выступает и в качестве представительного органа (ст.90 Конституции). К последним (представительным органам) следует относить также Главу государства, местные Советы депутатов.

Наряду с Парламентом законодательную деятельность осуществляет и Президент Республики Беларусь, который по Конституции имеет право издавать особый вид нормативных актов – декреты, занимающие тот же уровень, что и законы (ст.101).

Родиной парламентов считается Англия. Позднее парламенты как сословно-представительные учреждения, ограничивающие власть монарха, стали возникать во Франции, Испании.

Слово «парламент» происходит от французского parler – говорить.

Национальное собрание Республики Беларусь имеет представительный характер, т.е. оно выражает интересы граждан Республики Беларусь.

Воля народа является верховной во всех сферах жизни. Конкретным выражением фактического осуществления народного суверенитета является народное представительство посредством образования парламента страны.

Выборы нового состава палат Парламента Республики Беларусь назначаются не позднее четырех месяцев и проводятся не позднее 30 дней до окончания полномочий палат действующего созыва. Внеочередные выборы палат Парламента проводятся в течение трех месяцев со дня досрочного прекращения полномочий палат Парламента.

Парламент состоит из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики.

В составе Палаты представителей 110 депутатов. Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется в соответствии с законом на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

Совет Республики является палатой территориального представительства. Избрание осуществляется тайным голосованием на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и города Минска. Таким образом, избирается по 8 членов Совета республики, а еще 8 членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь.

Депутатом Палаты представителей может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года.

Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживающий на территории соответствующей области, города Минска не менее 5 лет.

Депутаты Платы представителей осуществляют свои полномочия в Парламенте на профессиональной основе, если иное не предусмотрено Конституцией. Одно и то же лицо не может быть одновременно членом двух палат Парламента. Депутат Палаты представителей не может быть депутатом местного Совета депутатов. Член Совета Республики не может быть одновременно членом Правительства. Не допускается совмещение обязанностей депутата Палаты представителей, члена Совета Республики с одновременным занятием должности Президента либо судьи.

Обычно срок полномочий парламента 4 – 5 лет. Срок полномочий белорусского Парламента – 4 года. Полномочия могут быть продлены на основании закона только в случае войны.

Палаты Парламента не могут заседать совместно и принимать совместные решения. Компетенция каждой из палат определена в Конституции, прежде всего в статьях 97, 98.

После выборов в Парламент в 1995г. на практике возникла дискуссия о времени начала работы Парламента нового созыва. С целью избежать каких-либо разногласий на этот счет в новой редакции Конституции предусмотрено, что первая после выборов сессия палат Парламента созывается Центральной комиссией по выборам и проведению республиканских референдумов и начинает свою работу не позднее чем через 30 дней после выборов. При этом отсчет 30-дневного срока для созыва и начала работы первой сессии Палаты представителей осуществляется со дня второго тура голосования по выборам ее нового состава. Если второй тур голосования по выборам в Палату представителей не проводится, отсчет 30-дневного срока осуществляется со дня проведения первого тура общих выборов в Республике Беларусь. Отсчет 30-дневного срока для созыва и начала работы первой сессии Совета Республики осуществляется со дня первого заседания депутатов местных Советов депутатов базового уровня по выборам членов Совета Республики от области или города Минска.

В случаях и порядке, предусмотренных Конституцией, полномочия Палаты представителей или Совета Республики могут быть прекращены досрочно. С прекращением полномочий Палаты представителей или Совета Республики по решению Президента могут быть также прекращены полномочия соответственно Палаты представителей или Совета Республики. Так, полномочия Палаты представителей могут быть досрочно прекращены при отказе в доверии Правительству, выражении вотума недоверия Правительству либо двукратном отказе в даче согласия на назначение Премьер-министра. Полномочия Палаты представителей либо Совета Республики могут быть досрочно прекращены на основании заключения Конституционного Суда в случае систематического или грубого нарушения ими Конституции.

Президент принимает решения по этим вопросам не позднее чем в 2-месячный срок после официальных консультаций с председателями палат.

Палаты не могут быть распущены:

·        В период чрезвычайного или военного положения,

·        В последние 6 месяцев полномочий Президента,

·        В период решения палатами вопроса о досрочном освобождении или смещении Президента с должности.

Не допускается роспуск палат в течение года со дня их первых заседаний.

Парламент как представительный орган осуществляет законодательную власть, основываясь на нерушимых принципах народовластия, стремясь утвердить права и свободы каждого гражданина, обеспечить гражданское согласие, нерушимые принципы правового государства. Согласно ст.90 Конституции он является законодательным органом. Однако это не исключает право Парламента законом делегировать свои законодательные полномочия иным государственным органам.

Основная функция любого Парламента – законотворческая. При этом следует иметь в виду, что принятие законов – это дело обеих палат, однако законотворческий процесс всегда начинается в Палате представителей. Согласно белорусскому законодательству любой законопроект, если иное не предусмотрено Конституцией, вначале рассматривается в Палате представителей, а затем в Совете Республики. Многие другие полномочия являются, как правило, для каждой из палат исключительно ее полномочиями и не требуют обязательного участия другой палаты.

Согласно ст.117 Конституции местное управление и самоуправление осуществляется гражданами местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.

Основным звеном местного самоуправления являются местные Советы депутатов – представительные органы государственной власти на территории соответствующих административно-территориальных единиц. Местные Советы призваны обеспечивать согласованную деятельность органов территориального общественного самоуправления.

В нашей республике установлены три территориальных уровня местных советов: первичный, базовый и областной.

3. Органы исполнительной власти. Правительство – Совет Министров Республики Беларусь

Органы исполнительной власти отличаются наибольшим многообразием. Однако общим для них является осуществление исполнительной и распорядительной деятельности, т.е. они исполняют либо организуют исполнение законодательных актов (законов, декретов), решений вышестоящих по отношению к ним государственных органов (Президента, Правительства) и сами осуществляют распорядительную по отношению к нижестоящим органам деятельность путем издания обязательных для исполнения правовых актов.

Органы исполнительной власти можно классифицировать по масштабу деятельности на республиканские и местные. Правительство – Совет Министров Республики Беларусь – является центральным органом государственного управления. К республиканским органам исполнительной власти можно отнести министерства, государственные комитеты Республики Беларусь. Обычно положения о них утверждаются Правительством Республики Беларусь.

К местным органам исполнительной власти относят исполнительные комитеты, местную администрацию.

Органам исполнительной власти более характерен принцип единоначалия. В отличие от представительных органов обычно они образуются или назначаются не путем выборов, а вышестоящими властными структурами.

По характеру полномочий органы исполнительной власти можно классифицировать на органы общей компетенции, т.е. ведающие многими отраслями, и специальной компетенции, т.е. ведающие отдельными отраслями деятельности. К органам первой группы можно отнести Правительство, исполнительные комитеты, ко второй – министерства, государственные комитеты, отдельные ведомства. Органы, относящиеся ко второй группе, в свою очередь подразделяются на отраслевые (ведают отдельной отраслью управления) и межотраслевые (осуществляют межотраслевое управление, например, государственные комитеты).

По форме осуществления своих полномочий органы исполнительной власти подразделяют на коллегиальные (осуществляют свои полномочия посредством принятия решений необходимым большинством голосов лиц, входящих в состав этого органа, например, Правительство, исполнительный комитет) и единоначальные, когда от имени этого органа выступает одно лицо (например, министр).

Органы исполнительной власти имеют собственную организационную структуру. Она предполагает наличие многозвенных соподчиненных между собой органов и внутреннюю организацию, обычно представляющую собой руководства (например, председатель исполнительного комитета и его заместители, коллегиальный орган – исполнительный комитет и аппарат органа исполнительной власти).

Основные полномочия Правительства Республики Беларусь закреплены в Конституции, а также в Законе «О Совете Министров Республики Беларусь».

Конституция Республики Беларусь не содержит исчерпывающего перечня лиц, входящих в состав Правительства. В части четвертой ст.106 Основного Закона лишь указано, что Правительство состоит из Премьер-министра, его заместителей и министров. В состав Правительства могут входить и руководители республиканских органов управления. В соответствии с п.7 ст.84 Конституции структуру Правительства определяет Президент. Он же назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства.

Количество членов Правительства, в том числе и заместителей Премьер-министра, определяется Президентом Республики Беларусь.

Работой Правительства руководит Премьер-министр. В соответствии со ст.106 Конституции Премьер-министр:

1.      осуществляет непосредственное руководство деятельностью Правительства и несет персональную ответственность за его работу;

2.      подписывает постановления Правительства;

3.      в двухмесячный срок после назначения представляет Парламенту деятельности Правительства, а в случае ее отклонения представляет повторную программу деятельности правительства в течение двух месяце;

4.      информирует Президента об основных направлениях деятельности Правительства и всех его важнейших решениях;

5.      выполняет другие функции, связанные с организацией и деятельностью Правительства.

Помимо осуществления руководства деятельностью Совета Министров также решает общие вопросы экономической реформы, вопросы международных финансово-кредитных организаций, обороны, внутренних и иностранных дел, юстиции, бюджета и финансов. В Правительстве он курирует работу наиболее важных структурных подразделений Аппарата.

Формирование Правительства обычно начинается с назначения Президентом Премьер-министра. Оно осуществляется с согласия Палаты представителей.

Никто, кроме Президента, не вправе выдвигать кандидатуру Премьер-министра. Не допускается и внесение альтернативной кандидатуры. У депутатов Палаты представителей есть лишь одно право – обсудив предложенную кандидатуру, согласиться или не согласиться с предложением Президента.

В Конституции установлен срок, в течение которого Палата представителей должна принять решение о даче согласия на назначение Премьер-министра. Это должно быть сделано не позднее чем в двухнедельный срок со дня внесения предложения по кандидатуре Премьер-министра.

Депутаты Палаты представителей вправе задавать вопросы Президенту, самому кандидату на должность Премьер-министра высказывать свои мнения по предложенной кандидатуре, агитировать за или против.

Решение о даче согласия на назначение на должность Премьер-министра принимается Палатой представителей тайным голосованием с использованием бюллетеней. Решение Палаты представителей о даче согласия на назначение на должность Премьер-министра должно быть оформлено постановлением.

В случае если между Президентом и Палатой представителей по поводу назначения Премьер-министра возникают разногласия, то они преодолеваются в соответствии с процедурой, установленной Конституцией. Так, согласно части пятой ст.106 Конституции при двукратном отказе в даче согласия на назначение Премьер-министра Палатой представителей Президента Республики Беларусь вправе назначить исполняющего обязанности Премьер-министра, распустить Палату представителей и назначить новые выборы.

В законодательстве нет запрета на повторно внесение в Парламент кандидатуры на должность Премьер-министра. Поэтому не исключается ситуация, когда двукратный отказ в даче согласия на назначение Премьер-министра может последовать относительно как одной и той же, так и иной (новой) кандидатуры.

Формирование в целом Правительства осуществляется Главой государства, который в принципе самостоятелен в своем выборе. На практике Премьер-министр вносит на рассмотрение Президенту соответствующие кандидатуры. В соответствии со ст.19 Закона «О Совете Министров Республики Беларусь» заместители Премьер-министра, министры и другие члены правительства, а также председатели государственных комитетов, не входящие в состав Правительства, руководители других республиканских органов государственного управления назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Республики Беларусь.

В Конституции срок полномочий Правительства конкретно не определяется. В ней лишь сказано, что оно слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. Можно сделать вывод: в связи с избранием нового Президента формируется заново и Правительство. Поэтому допустимо с известными оговорками говорить о том, что срок полномочий Правительства такой же, как и срок полномочий Президента.

Являясь центральным органом государственного управления, Правительство наделено широкими полномочиями, позволяющими ему эффективно воздействовать на общественные отношения.

4. Органы судебной власти. Судебная система. Конституционный Суд

 

Судебная власть принадлежит судам и осуществляется самостоятельно и независимо от законодательной и исполнительной властей. Она существует для того, чтобы окончательно разрешать возникающие между людьми юридические конфликты, приводить в баланс законодательную и исполнительную власти, мешать им выходить за пределы своего предназначения.

Как явление, судебная власть по своей сути многогранна. Ее можно рассматривать в виде функции, властеотношения, управления, принуждения. Ей присущи все атрибуты, которые лежат в основе любой государственной власти.

Реализация судебной власти происходит через специально созданные органы судебной власти – суды. Им принадлежит судебная власть и они не делят ее с органами законодательной и исполнительной властей, принимая все свои решения самостоятельно, без вмешательства иных органов, не являющихся судами. Такая полная самостоятельность судебной власти возможна потому, что для осуществления судебной власти в государстве образуется не один суд, а целая их система. Это позволяет суду независимо от того, какое место он занимает в иерархии судебной системы, самому, без воздействия иных судов, принимать все решения, подлежащие его юрисдикции.

Судебная система – это совокупность судов Республики Беларусь, установленных Конституцией Республики Беларусь, Законом «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь», иными нормативно-правовыми актами.

В ст.109 Конституции сказано, что система судов строится на принципах территориальности и специализации. Образование чрезвычайных судов запрещается. В ст.1 Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» перечислены суды, входящие в судебную систему Республики Беларусь. К ним относятся: Верховный Суд Республики Беларусь, областные, Минский городской, районные (городские), а также военные суды. Кроме того, в судебную систему входят хозяйственные суды, к которым относятся: Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, хозяйственные суды областей и хозяйственный суд г.Минска. В судебную систему согласно Конституции Республики Беларусь входит также Конституционный Суд.

Судебную систему Республики Беларусь образуют суды общей юрисдикции (общие суды), суды специальной юрисдикции (специальные суды) и Конституционный Суд.

Согласно ст.1 Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь», к общим судам относятся: Верховный Суд Республики Беларусь, областные, Минский городской, районные (городские), а также военные суды.

Действующее законодательство не говорит, что в Республике Беларусь существуют суды специальной юрисдикции (специальные суды), но из его смысла вытекает, что к таким судам относится система хозяйственных судов: Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, хозяйственные суды областей и хозяйственный суд г.Минска.

Суды общей юрисдикции и хозяйственные суды подразделяются на несколько звеньев судебной системы.

Звено судебной системы – это совокупность однотипных судов, имеющую одинаковую структуру и одинаковые полномочия.

Суды общей юрисдикции подразделяются на три звена судебной системы.

Первое, основное звено общих судов включает в себя все существующие на территории Республики Беларусь районные суды и равные им по полномочиям и структуре городские суды.

Среднее звено общих судов образуют областные суды и Минский городской суд. Их компетенция одинакова.

Основным звеном военных судов являются межгарнизонные военные суды. Среднее звено военных судов – Белорусский военный суд.

Высшим звеном всех судов общей юрисдикции является Верховный Суд Республики Беларусь. Он проверяет законность и обоснованность судебных актов, вынесенных судами общей юрисдикции, а также межгарнизонными военными судами или Белорусским военным судом.

Хозяйственные суды Республики Беларусь объединяются в настоящее время в два звена: Одно звено образует областные суды и хозяйственный суд г.Минска. Высшим звеном является Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь.

В судебной системе следует различать суды, которые принято называть «вышестоящие» и «нижестоящие». Этим подчеркивается различие в компетенции судов различных звеньев и их взаимосвязь. Так, вышестоящим по отношению к районному суду будет областной суд, который будет в то же время нижестоящим по отношению к Верховному Суду Республики Беларусь.

Суды, входящие в систему Республики Беларусь, имеют структурные подразделения. Так, например, областные суды состоят из судебной коллегии по уголовным делам, судебной коллегии по гражданским делам и президиума суда. Верховный Суд Республики Беларусь состоит из судебной коллегии по гражданским делам, военной коллегии, Президиума и Пленума. Каждый суд возглавляет председатель. Он имеет заместителей. При каждом суде функционирует аппарат суда, который предназначен для организационного обеспечения деятельности суда.

Конституционный Суд

В соответствии со ст.1 Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь» контроль за конституционностью нормативных актов в Республике Беларусь осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь. Конституционный Суд учреждается для обеспечения верховенства Конституции и ее непосредственного действия на территории республики, соответствия актов государственных органов Конституции, утверждения законности в правотворчестве и правоприменении, решения иных вопросов, предусмотренных Конституцией и вышеназванным Законом.

Конституционный Суд, разрешая дела, руководствуется Конституцией Республики Беларусь, международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, а также законами и другими нормативными актами. При рассмотрении вопросов о соответствии нормативных актов Конституции Республики Беларусь Конституционный Суд исходит из презумпции их конституционности.

Основными принципами деятельности Конституционного Суда являются законность, независимость, коллегиальность, гласность, устность, равноправие и состязательность сторон.

Конституционный Суд рассматривает дела и дает заключения о:

·         соответствии законов, декретов и указов Президента Республики Беларусь, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;

·         соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента Республики Беларусь, изданных во исполнение закона, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам;

·         соответствии постановлений Совета Министров Республики Беларусь, актов Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Генерального прокурора Республики Беларусь Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента;

·         соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь.

Предложения о проверке конституционности акта вправе внести в Конституционный Суд Президент Республики Беларусь, Палата представителей Национального собрания, Совет Республики Национального собрания, Верховный Суд Республики Беларусь, Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь.

В случае, предусмотренном статьей 112 Конституции, если при рассмотрении конкретного дела суд придет к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции, он принимает решение в соответствии с Конституцией и после вступления в законную силу судебного постановления ставит соответственно пред Верховным Судом или Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь вопрос о внесении ими предложения в Конституционный Суд о признании данного нормативного акта неконституционным. Верховный Суд или Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь обязаны в месячный срок внести в Конституционный Суд предложение о признании такого нормативного акта неконституционным.

Другие государственные органы, общественные объединения, а также граждане выступают с соответствующей инициативой перед органами и лицами, обладающими правом на внесение предложений о проверке конституционности акта.

Заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Республики Беларусь Конституционный Суд дает на основании предложения Президента Республики Беларусь. Рассмотрение этого вопроса не может быть отклонено по инициативе Конституционного Суда.

Законы, декреты и указы Президента Республики Беларусь, международные договорные и иные обязательства Республики Беларусь, акты межгосударственных образований, в которые входит Республики Беларусь, постановления Совета Министров Республики Беларусь, акты Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Генерального прокурора Республики Беларусь, акты других государственных органов, признанные Конституционным Судом не соответствующими Конституции либо актам, обладающим более высокой юридической силой, считаются утратившими силу в целом или в определенной их части с момента, определяемого Конституционным Судом.

Шесть судей Конституционного Суда назначаются Президентом Республики Беларусь, шесть судей избираются Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь.

Председатель Конституционного Суда назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь из числа судей Конституционного Суда.

Судьи Конституционного Суда назначаются или избираются на одиннадцать лет и могут быть назначены или избраны на новый срок. Председатель Конституционного Суда может быть в любое время освобожден от должности Председателя Конституционного Суда Президентом Республики Беларусь по основаниям, предусмотренным Законом «О Конституционном Суде Республики Беларусь», с уведомлением Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь. Заместитель Председателя Конституционного Суда избирается судьями Конституционного Суда по представлению Председателя Конституционного Суда.

Решение Конституционного Суда подлежит исполнению безотлагательно после опубликования, если иные сроки специально в нем не оговорены. Неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения Конституционного Суда влечет ответственность, установленную законом.

5. Прокуратура. Комитет государственного контроля

 

Прокуратура – это самостоятельный государственный орган, который предназначен для осуществления от имени государства надзора за точным и единообразным применением на территории Республики Беларусь нормативно-правовых актов, изданных государственными органами и должностными лицами.

Прокуратура выполняет задачи, сформулированные в Конституции Республики Беларусь, в Законе «О прокуратуре Республики Беларусь», иных нормативно-правовых актах, а также приказах и указаниях Генерального прокурора Республики Беларусь.

Согласно ст.125 Конституции, на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров возлагается надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров органам, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов при расследовании преступлений, соответствием закону судебных решений по гражданским, хозяйственным, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, в случаях, предусмотренных законом, проводит следствие. Поддерживает государственное обвинение в судах при рассмотрении уголовных дел.

Прокуратура осуществляет функцию прокурорского надзора, которая реализуется в рамках правоохранительной функции государства. Ни один другой государственный орган не вправе подменять прокуратуру, осуществлять прокурорский надзор.

Прокурорский надзор осуществляется от имени государства. Он распространяется на все министерства, ведомства, учреждения, организации, предприятия, независимо от их функционального предназначения и подчиненности. Ему присущ общегосударственный характер, охватывающий всю деятельность государства, не ограничивающийся какой-либо одной или несколькими сферами его деятельности. Однако прокурор не вправе вмешиваться в деятельность организаций и должностных лиц. Его методы надзора и формы реагирования на нарушения законности своеобразны. Он сам непосредственно не отменяет незаконные акты, действия государственных органов, общественных объединений, должностных лиц. В случае выявления недостатков при применении закона прокурор реагирует на этот факт путем вынесения своего прокурорского акта, который обязателен к исполнению теми, кто допустил нарушения законности.

Акты прокурорского надзора:

·        протест;

·        представление;

·        постановление;

·        предписание;

·        официальное предупреждение.

Избрание прокурором конкретного вида реагирования зависит от сферы, где произошло нарушение и от характера самого нарушения.

Понятием «прокурор» охватываются должностные лица, к которым относятся: Генеральный прокурор Республики Беларусь, прокуроры областей, прокурор г.Минска, прокуроры районов (городов), военные, транспортные прокуроры, прокуроры отделов и управлений прокуратур, действующих в пределах своей компетенции.

Государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения осуществляет Комитет государственного контроля.

Комитет государственного контроля возглавляет Председатель, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Беларусь.

Председатель несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Комитет государственного контроля и его территориальные органы задач.

Комитет государственного контроля и его территориальные органы имеют право в пределах своей компетенции предъявлять в суды иски и заявления по защите прав и законных интересов государства, юридических лиц государственной формы собственности.

Заявление в суд по защите прав и законных интересов юридического лица государственной формы собственности Комитет государственного контроля или его соответствующий территориальный орган подают по просьбе или с согласия этого лица, участвующего затем в деле в качестве истца.

Комитет государственного контроля и его территориальные органы вправе применять предусмотренные законодательством экономические санкции, а также меры административного воздействия за выявленные нарушения в сфере отношений государственной собственности, хозяйственных, финансовых и налоговых отношений в порядке, установленном законодательством.

С учетом финансового состояния нарушителя, размера причиненного ущерба и характера допущенных нарушений на основании постановлений коллегий Комитета государственного контроля или его территориальных органов юридические лица и индивидуальные предприниматели могут быть полностью или частично освобождены от уплаты экономических санкций либо им может быть предоставлена отсрочка по уплате сроком до шести месяцев.

Решения Комитета государственного контроля, его территориальных органов и должностных лиц могут быть обжалованы в судебном или ином установленном законодательством порядке.


Заключение

 

Установленная Конституцией и иными нормативно-правовыми актами, система государственных органов, осуществляется на основе разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Они самостоятельны в своих полномочиях и взаимодействуют между собой на основе системы сдержек и противовесов.

В своей контрольной работе я уделила внимание таким органам как Парламент, Правительство, суды, к сожалению, меньше уделив внимания такому субъекту государственной власти, как Президент. Президент в нашей республике наделен конституционными полномочиями (законодательная инициатива, формирование аппарата Правительства, назначение на должность председателей судов всех уровней и т.д.). Наряду с этими полномочиями он, являясь Главой государства, обладает президентской властью, обеспечивает преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между ними.

Необходимо отметить, что Конституционный Суд, входящий в систему судов Республики Беларусь, является судом, осуществляющим контроль за конституционностью нормативных актов. Таким образом, его можно считать отдельным независимым органом государственной власти, призванным на урегулирование противоречий в системе законодательства Республики Беларусь, соответствия ее Конституции. Его деятельность можно рассматривать в качестве правосдерживающей (право блокировать все антиконституционные акты).

Особыми полномочиями и компетенцией наделены Прокуратура и Комитет государственного контроля. Их по своему статусу можно назвать контрольно-надзорными органами в системе государственных органов Республики Беларусь.

Таким образом, система сдержек и противовесов, устанавливаемая в Конституции и законах, представляет совокупность правовых ограничений конкретной государственной власти. Органы государственной власти должны ограничиваться их компетенцией и основываться на принципе: «Дозволено только то, что прямо разрешено законом».


Список используемой литературы:

 

1.         Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 года с изменениями и дополнениями, принятая на республиканском референдуме 24 ноября 1996г. – Мн., Амалфея, 1997г.

2.         «О Конституционном Суде Республики Беларусь» Закон Республики Беларусь от 30 марта 1994г. № 2914-Х11 (ред. от 04.01.2003г.).

3.         «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» Закон Республики Беларусь от 13.01.1995г. №3514-Х11 (ред. от 11.11.2002г.).

4.         «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь» Закон Республики Беларусь от 09.02.200г. №369-3 (ред. от 01.11.2004г.).

5.         «О Прокуратуре Республики Беларусь» Закон Республики Беларусь от 29.01.1993г. №2139-Х11 (ред. от 20.06.1996г.).

6.         Василевич Г.А. «Конституционное право Республики Беларусь» Учебник, Мн., Книжный Дом; Интерпресссервис, 2003г.

7.         Кунцевич К.Н. «Конституционное право Республики Беларусь». Учебник, Мн., Молодежное, 2003г. с.141

Содержание: Введение 1. Общее понятие органа государственной власти, его основные черты. Система государственных органов 2. Законодательные органы государственной власти. Парламент – Национальное собрание Республики Беларус

 

 

 

Внимание! Представленная Контрольная работа находится в открытом доступе в сети Интернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
Советуем не рисковать. Узнай, сколько стоит абсолютно уникальная Контрольная работа по твоей теме:

Новости образования и науки

Заказать уникальную работу

Похожие работы:

Органы и должностные лица местного самоуправления
Органы исполнительной власти Ростовской области
Органы исполнительной власти субъектов РФ
Органы исполнительной власти. Административные правонарушения
Органы местного самоуправления
Органы местного самоуправления в зарубежных странах
Органы местного управления и самоуправления
Органы судейского самоуправления в зарубежных странах. Национальная автономия в Китае
Органы управления связью. Особенности дел об административных правонарушениях
Орхусская конвенция, как источник экологического права

Свои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru