База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

Основные механизмы социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей — Социология

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Открытый университет ДВГУ

Специальность социальная работа

Кафедра социальной работы

Основные механизмы социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей

Курсовая работа

Студентки курса

Специальности «Социальная работа»

Владивосток

2010


Содержание

Введение

1. Причины социального сиротства

2. Формы социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей

2.1 Усыновление (удочерение) ребенка

2.2 Опека (попечительство)

2.3 Приемная семья

2.4 Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

2.5 Патронатное воспитание

3. Основные гарантии социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Заключение

Список литературы


Введение

Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько человеческое общество и является неотъемлемым элементом цивилизации. Во все времена войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами. Видимо, с возникновением классового общества появляется и так называемое социальное сиротство, когда дети лишаются родительского попечения в силу нежелания или невозможности осуществлять последними родительские обязанности.

С середины XIX в. социальное сиротство стало приобретать угрожающие масштабы, причем рост «отказничества» наблюдается во многих странах мира, в том числе и в развитых (Франция, Италия и др.) В Российской Федерации социальные сироты составляют абсолютное большинство детей, оставшихся без попечения родителей (95%), причем в 60% случаев они были рождены матерями в возрасте от 16 до 19 лет.1

Падение уровня жизни, увеличение числа неблагополучных семей, падение нравственных устоев привело к тому, что дети зачастую «вытесняются» на улицу, следствием чего является невиданный с послевоенного времени рост беспризорности. По некоторым подсчетам количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в нашей стране составляет от 500 до 700 тыс., что по численности равно населению среднего города. 2

Цель данной работы – показать основные формы социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей. Обозначить проблемы социализации и воспитания детей при различных формах устройства в семью. Раскрыть способы и механизмы решения проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей государством.

Задачи данной работы:

- рассмотреть причины социального сиротства;

-раскрыть механизм передачи детей в специализированные учреждения;

- изучить технологию усыновления, опеки (попечительства), передачи в приемную семью и на патронат.


1. Причины социального сиротства

Историческое развитие ведет к превращению семьи в социальную общность, в социальный институт. Характер семейной структуры определяется в конечном счете, социально-экономическими условиями жизни, изменениями в составе, структуре и функциях семьи, являющихся неотъемлемой частью социокультурных различий. Социальные функции семьи имеют два основных источника возникновения: потребности общества и потребности самой семейной организации.

Семья, с одной стороны, осуществляет социальные функции (репродуктивную, воспитательную, хозяйственно – экономическую, рекреативную, коммуникативную, регулятивную), а с другой – удовлетворяет личные потребности, участвует в регулировании, управлении и социальном контроле деятельности родителей и детей, обеспечивает устойчивые взаимоотношения между ними.

А.И. Антонов и В.М. Медков (1996) дают следующее определение: «Семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи».1

Поэтому дезорганизация в обществе приводит к аналогичным процессам в структурно-функциональной деятельности семьи, что выражается в числе разводов, конфликтов, снижении воспитательной дееспособности, качества выполнения социальных ролей.

Известный американский социолог У.Гуд определяет семейную дезорганизацию как разрыв семейного единства, нарушение структуры социальных ролей, когда один или более членов семьи не могут точно выполнять свои ролевые обязанности.1 В качестве главных форм семейной дезорганизации выступают:

-  неполная семейная группа, незаконнорожденность;

-  распад семьи;

-  семья – «пустая оболочка», родители, живущие вместе, но практически не поддерживающие никаких отношений;

-  внутренние катастрофы, связанные с физической патологией одного из супругов или детей.

Среди мотивов разводов, проанализированных в работах отечественных социологов А.Г. Харчева, М.С. Мацковского, Л.И. Чуйко, В.И. Сысенко, одно из первых мест занимает пьянство или наркомания одного из супругов, затем идут конфликты и скандалы, плохие отношения с родственниками, вмешательство родственников в жизнь молодой семьи, измена, сексуальная несовместимость.2 В указанных мотивах необходимо выделить общую доминанту - отсутствие у супругов должной социально-психологической подготовки к браку, выполнению семейных ролей.

Рассмотрим данные заключения и расторжения браков по Приморскому краю.3

Рис.1 Данные заключения и расторжения браков по Приморскому краю

Среди основных причин расторжения брака пьянство, неверность, психологическая несовместимость, экономическая несостоятельность партнеров.

Социальные институты способствуют закреплению и воспроизводству тех или иных особо важных для общества социальных отношений. В любом реальном мире существует известная доля аномичного, не подчиняющегося нормативному порядку поведения населения. Последнее обстоятельство может послужить основой дестабилизации системы социальных институтов. Таким образом, аномия возникает тогда, когда стандарты поведения и ожидания перестают учитываться людьми. Можно считать аномию противоположностью институционализации. Почему стандарты отношений перестают усваиваться индивидами? Можно выдвинуть ряд гипотез:

-  система социализации, воспитания в обществе стала неэффективной;

-  привычное ролевое поведение и ролевые ожидания стали ощущаться индивидом как фактор собственного дискомфорта;

-  социальная среда (микросреда) перестала удовлетворять ожиданиям человека и стала требовать от него нового нестандартного поведения;

-  человек, по каким-то причинам вступил в конфликт с системой и стал сознательно игнорировать стандарты поведения.

-  уровень соответствия семейных (групповых) и общесоциальных ценностей, предлагаемых ребенку для усвоения, может быть различным, вплоть до полного антогонизма. Эта опосредованность делает семейную группу до определенного времени почти единственным инетпретатором ценностей, господствующих в различных социальных структурах, с которыми человек столкнется в будущем.

Таким образом, в семье закладывается тип структуры будущего поведения, характера интеграции (или адаптации) индивида в общество. Чем более конфликтной, проблемной будет первичная семейная группа, тем конфликтней будет вхождение индивида и во вторичные группы, и в социальную структуру общества. Значение межличностных отношений в семейной группе (родители-дети, муж-жена, старшее – младшее поколение) трудно переоценить, так как они определяют уровень доверия ребенка к информации, исходящей от членов семьи, которая до определенного возраста служит для ребенка основным каналом коммуникации.

Неполадки в системе социализации порождают не только конфликты поколений, но и дезорганизацию социальной жизни, распад общества, его социальных институтов. Перед лицом реальной угрозы стабильности общества стала особенно актуальной задача смены приоритетов государственной социальной политики, которая не может исходить из упрощенного уравнительного характера распределения. Тем более что очевидны длительность переживаемых Россией социально-экономических процессов переходного периода, сложность и болезненность врастания различных слоев населения в рыночную структуру, дефицит финансовых средств, которыми располагает государство.

Семьи, переживающие кризис (кризисные, маргинальные, проблемные семьи), как правило, ищут возможность для изменения ситуации, создают предпосылки для трансформации отношений, переобучения, смены профессии и т.д. В состояние кризиса семья может быть ввергнута вследствие потери близкого человека, переживаний жертвы несправедливой расправы, потери жилья, заработка, разрушения системы отношений, рождения ребенка–инвалида – все эти и другие причины влекут за собой специфическую последовательность кризисных состояний. Проблемные (кризисные) семьи должны своевременно получать помощь от государства и общества.

Асоциальные (дисфункциональные) семьи характеризуются наличием таких проблем как алкоголизм, жестокое обращение с детьми, членами семьи, несоблюдением моральных норм, нарушением экономических прав ближних, злостным уклонением от контактов с правоохранительными органами, представителями власти, общественности. Семьи ведут аморальный, паразитический образ жизни, зачастую принуждая детей к воровству, попрошайничеству, проституции и т.д.

Ниже приведен анализ причин деградации семей, лишенных родительских прав или отдавших своих детей в детский дом по договору.1

Таблица 1

Анализ социальных паспортов асоциальных и проблемных семей воспитанников детского дома

Причины кризисного состояния и нахождения ребенка в учреждении Показатель, %
Бедность, отсутствие дохода 30,36
Безработица, отсутствие жилья 7.4
Алкоголизм родителей, физическое насилие над ребенком 54,8
Отказ от ребенка, нежелание заботиться о ребенке 8.56

Именно дисфункциональные семьи с неадаптивным, нездоровым поведением ее членов отрицают существование каких-либо проблем, в подобных семьях очень жестки семейные роли, индивидуальная идентичность приносится в жертву семейной, а индивидуальные потребности – потребностям семьи в целом. Закрытые конфликты создают почву для ненависти членов семьи друг к другу. В семье, где родители постоянно пьянствуют, у ребенка могут возникнуть серьезные отклонения в поведении. Семейная среда определяет формирование личности ребенка, в дисфункциональной семье блокируются жизненные потребности детей.

Возникают нарушения поведения: агрессивность, упрямство, конфликтность, искажение эмоционального, нравственного развития, кроме того, им внушается необходимость проявлять осторожность, поэтому они испытывают сложность в установке стабильных, доверительных отношений.

Дети из асоциальных семей являются, как правило, жертвами насилия.

Анализируя документы первичного медицинского осмотра детей из реабилитационных центров, была составлена диаграмма, по результатам которой у поступающих в центры детей наблюдаются следующие признаки насилия: 1

Рис.4 Признаки насилия у детей, поступающих в реабилитационные центры.

Проведенный анализ интеллектуального, эмоционального развития детей позволили составить следующую таблицу.2

Таблица 2

Анализ опросных листов, заполненных детьми из реабилитационных центров в возрасте 10-15 лет

вопрос типичный ответ
Любимое время года Лето
Животное Собака, кошка
Любимое занятие Гулять
Любимая телепередача

«Стань миллионером»

«Поле Чудес»

Любимое блюдо Жареный картофель
Любимый фильм «Дикий ангел», «Титаник»
Кем будешь? Фотомодель
Мечта

Вернуться домой

Выйти замуж

Иметь деньги

Результаты данного опроса однозначно доказывают то, что дети из проблемной, асоциальной семьи прагматичны, их мечты, желания приземлены и носят практический характер.

Многочисленные исследователи отмечают передачу некоторых особенностей родительского поведения из поколения в поколение: родители, которые жестоко обращаются со своими детьми, сами были жертвами такого обращения. Зачастую основы жестокости закладываются в младенческом возрасте, в первые 12-18 месяцев жизни ребенка, в связи с этим следует обращать внимание на особенности становления супругов в качестве родителей.

Дети из асоциальных семей относятся к категории лишенных родительского попечения и оставшихся без попечения родителей.

Рис.5 Количество детей, лишенных родительского попечения в Приморском крае.

Данная диаграмма наглядно демонстрирует неуклонный рост количества семей, лишенных родительских прав в отношении своих несовершеннолетних детей.1

В полный рост встала проблема сексуального домогательства, насилия, развратных действий в отношении несовершеннолетних в семьях. Раньше бытовало мнение, что в семье насилие осуществляют отчимы, но все чаще встречаются другие факты: насильники – родные отцы, дедушки, старшие братья, близкие родственники и знакомые. Дети до 13 лет рискуют подвергнуться насилию зачастую в стенах собственного дома со стороны близких, дорогих людей. Как показывают исследования, в 30% случаев сексуальное насилие осуществляют старшие члены семьи, чаще всего совратителями являются братья и сестры (45% девочек и 60% мальчиков), а также отцы и отчимы (38% девочек и 10% мальчиков), некоторые сыновья (6%) имеют сексуальные контакты с матерями.

Сексуальное насилие не только порождает дисгармонию семейных отношений, но и приводит к грубым изменениям личности, после насилия, иногда через длительное время, могут возникать различные сексуальные дисфункции и формы необычного прежде для жертвы сексуального поведения. существует определенная связь между насилием в детстве и последующей гомосексуальностью, проституцией, склонностью к совращению малолетних. В асоциальных семьях дети, как правило становятся свидетелями, участниками инцестов. Речь идет о сексуальном, физическом, эмоциональном насилии. Среди множества факторов, которые могут спровоцировать домашнее насилие, следует назвать разногласия в воспитании детей, секс, беременность, денежные затруднения, безработицу, необходимость долговременной медицинской помощи, плохие жилищные условия и др.

Подростковая жестокость обусловлена применением физических наказаний в семье как единственно эффективного средства в решении детских проблем, финансовые затруднения семьи, наличие отчима, мачехи, сожителей, пьянство родителей, наркомания. Сексуальное насилие или его угрозу как причину побега из семьи назвали 50% опрошенных детей, физическое насилие – 70%, пьянство, драки родителей – 96%. (Анкета давала несколько вариантов ответов для ребенка).1

Основные причины социального сиротства заключаются в следующем – добровольный отказ родителей от своего ребенка, как правило вскоре после его рождения, лишение родительских прав, утрата родителями ребенка вследствие социальных потрясений.


2. Формы социальной помощи детям, оставшимися без попечения родителей

К числу детей-сирот относятся те, у которых умерли оба или единственный родитель. К числу детей, оставшихся без попечения родителей, относятся те, кто остался без попечения обоих или единственного родителя в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими или недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях.

Государство вынуждено брать на себя заботу о детях, оставшихся без попечения родителей, затрачивать немалые средства на их содержание, однако главной проблемой в данном случае является социализация детей как вне семьи, так и в новых условиях (опекунских, приемных – т.е. в тех условиях, где отсутствует генетическая связь между родителями и детьми). Основное содержание социальной работы с детьми- сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заключается в защите их прав, устройстве, контроле за условиями их содержания, социальной реабилитации и адаптации, помощи в трудоустройстве и обеспечении жильем.

Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возлагается на органы попеки и попечительства, которыми являются органы местного самоуправления. Их деятельность регламентируется следующими документами: Конвенция ООН о правах ребенка 1989г.,Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс РФ ( ст. 34, 35, 39), Семейный кодекс РФ ( ст. 121 – 125 и др.), Жилищный кодекс РСФСР ( ст. 53, 60, 62), Федеральный закон РФ от 04.12.96 «принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет», другими правовыми актами в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и отраслевым законодательством.

На органы опеки и попечительства возлагаются обязанности по выявлению, учету и избранию форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также по контролю за условиями их проживания, воспитания и образования. Они обязаны в трехдневный срок со дня получения сообщения провести обследование условий жизни ребенка и обеспечить его защиту и устройство.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление, удочерение, под опеку/попечительство или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности, в соответствующие учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Законодательство, таким образом, отдает приоритет именно семейным формам устройства детей как наиболее отвечающим потребностям ребенка и создающим оптимальные условия для его воспитания и развития.

Оказание помощи детям, по разным причинам оставшимся без попечения родителей, является важнейшим направлением социальной политики государства.

Основное содержание социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заключается в защите их прав, контроле за условиями их содержания, социальной реабилитации и адаптации, помощи в трудоустройстве и обеспечении жильем. Реализация этих задач возлагается на органы опеки и попечительства.


2.1 Усыновление (удочерение) ребенка

Усыновление (удочерение) ребенка – это государственный акт, в связи с которым между усыновленными и их потомством, а также усыновителями и их родственниками возникают права и обязанности, которые по закону существуют между родителями и детьми.

Усыновление является одним из самых древних правовых институтов и существует во всех современных правовых системах, как наиболее оптимальная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей. В России в разные исторические периоды отношение к институту усыновления было неоднозначным, что выражалось в законодательном установлении ограничений и препятствий различного характера. В 1918 году он был отменен вообще, что объяснялось существовавшим тогда отрицательным отношением к семейным формам воспитания детей-сирот в целом. Однако спустя восемь лет Декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 1 марта 1926г. институт усыновления был восстановлен. Сегодня усыновление является оптимальной формой воспитания и устройства ребенка, зафиксированной в Семейном Кодексе Российской Федерации, принятом в 1996 году (ст.124-144 гл. 19).

Основной социальной целью усыновления является создание детям, лишившимся попечения родителей, наиболее благоприятных условий для жизни и воспитания в условиях семьи. На первое место при усыновлении ставятся интересы ребенка. Поскольку при усыновлении ребенок в правовом отношении полностью приравнивается к родным детям усыновителя, приобретает в лице усыновителей родителей и родную семью, следует исходить из общей посылки, что усыновление соответствует интересам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Под интересами детей при усыновлении следует понимать создание для них благоприятных условий (как материального, так и морального характера) для воспитания и всестороннего развития (в физическом, психическом, духовном и ином отношении), максимально приближенных, если это необходимо и возможно, к обстановке, привычной для ребенка в утраченной им семье. Поэтому при усыновлении ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании, а также возможность обеспечить усыновляемым детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие.

К интересам ребенка, которые обязательно должны быть соблюдены при усыновлении, могут быть отнесены самые разнообразные обстоятельства, влияющие на соблюдение его законных прав и интересов. В частности, при подаче заявления об усыновлении ребенка одинокой женщиной (одиноким мужчиной) целесообразно установить, соответствует ли интересам ребенка передача его в неполную семью, сможет ли заявительница (заявитель) по своему возрасту, состоянию здоровья, материальному положению осуществлять должное содержание и воспитание ребенка до достижения им совершеннолетия.

Именно в интересах детей не допускается усыновление разными лицами братьев и сестер.

Не вызывает сомнения, что легче процесс взаимной адаптации усыновленного и усыновителя происходит при усыновлении малолетнего ребенка. Иное дело, когда речь идет об усыновлении подростка, в воспитании и становлении личности которого возможны дополнительные трудности. По этой причине следует особенно внимательно рассматривать просьбы об усыновлении юношей и девушек четырнадцати-семнадцати лет лицами, ранее не участвовавшим в их воспитании или содержании, не проявлявшим о них заботы и внимания, выяснить истинные мотивы усыновления, соответствие его интересам усыновляемого юноши (девушки). Усыновление детей такого возраста не всегда может рассматриваться как «соответствующее интересам усыновляемого», поскольку усыновление налагает обязанности не только на усыновителей, но и в будущем на усыновленных детей, достигших совершеннолетия. Усыновленные четырнадцати-семнадцатилетние юноши и девушки, находящиеся на воспитании и содержании усыновителей непродолжительное время (один-три года), в дальнейшем будут обязаны осуществлять содержание и уход за нетрудоспособными, нуждающимися в помощи усыновителями и проявлять заботу о них. Усыновление подростков такого возраста может производится в тех случаях, когда усыновлению предшествовало их воспитание и содержание лицами, желающими быть усыновителями, или когда наличие между ними контактов и отношений свидетельствует о проявляемой заботе, взаимной привязанности, желании юридически оформить сложившиеся взаимоотношения.

Тщательное выяснение обстоятельств дела при решении вопроса о допустимости усыновления подростка – залог предотвращения усыновления его недобросовестными лицами в целях возложения на него спустя непродолжительное время обязательств по собственному содержанию или получению тех или иных льгот, предусмотренных законом. Необходимо установить, с какой целью производится усыновление подростка: заменить ему родную семью или получить, например, право пользоваться жилым помещением усыновленного, право получит пособие, пенсию, наследство, причитающееся усыновленному, и т.п.

Закон не содержит ограничений по усыновлению детей, страдающих каким-либо заболеванием. Усыновлены могут быть как здоровые, так и больные дети.

Предпочтение отдается усыновителям, являющимся гражданами РФ, а также родственникам ребенка (независимо от их гражданства и места жительства) перед усыновителями – иностранными гражданами

Усыновленные дети утрачивают личные неимущественные и имущественные права и обязанности по отношению к своим родителям (родственникам). Усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка, при обязательном участии органов опеки и попечительства. Усыновителями могут быть совершеннолетние дееспособные лица обоего пола, кроме лиц, которые согласно ст. 127 СК, не имеют право на усыновление (лишены родительских прав, отстранены от обязанностей опекуна по состоянию здоровья и т.д.) Разница в возрасте между усыновителем и усыновленным должна быть не менее 16 лет, однако по причинам, признанным судом уважительными, она может сокращена. Для усыновления ребенка, достигшего возраста 10 лет, требуется его согласие, за исключением случаев, специально оговоренных законом.

Практика показывает, что, как правило, усыновляют детей в возрасте до 12 лет. Дети более старших возрастов остаются в интернатных учреждениях до выпуска.

Приступая к работе по усыновлению социальный работник должен получить полную информацию по следующим вопросам: готов ли ребенок психологически и социально к усыновлению; усыновляется ли он законным путем; дали ли кровные родители (когда это необходимо и когда это возможно) и сам ребенок согласие на усыновление сознательно и без нажима с чьей-либо стороны; если стоит вопрос о международном усыновлении, то дала ли принимающая страна разрешение на въезд ребенка; существует ли система наблюдения за усыновлением, которая позволяет поддержать ребенка и приемную семью.

Кроме того, необходимо уделить внимание и подготовке усыновителей, т.е. тщательно изучить психологическое, социальное, физическое и экономическое состояние, а также культурный уровень желающих усыновить ребенка и их ближайшего окружения; следует определенно знать, отвечает ли план усыновления их желаниям и способствует ли их супружеское и семейное положение такому начинанию; помогать усыновителям сосредоточиться преимущественно на нуждах ребенка, нежели на своих собственных. Кроме того, следует учитывать то обстоятельство, что передача осиротевшего ребенка в новую семью предполагает адаптационный период, длительность которого зависит от индивидуальных свойств ребенка и усыновителей (возраст, состояние здоровья, характерологические особенности); от подготовленности ребенка к изменениям в жизни, а родителей к особенностям детей (особенно тогда, когда усыновляют бездетные граждане). Важную роль играют семейный уклад, отношения, экономические возможности. И, наконец, необходимо заранее продумать решение судьбы ребенка в случае возможного неудачного усыновления.

Российская статистика фиксирует, что в последние годы практически отсутствует очередь желающих усыновить ребенка. В абсолютных цифрах количество усыновленных детей практически не растет. Так, если в 2005 году было усыновлено 14333 детей, то в 2006 году – 13187, а в 2007 году эта цифра составила 15183.[1]

Эта форма не особенно популярна среди россиян. На это есть множество причин: у значительной части воспитанников интернатных учреждений родители находятся в местах заключения и не лишены родительских прав, у многих пропали без вести, но судом этот факт не установлен, достаточно большой процент воспитанников – дети, имеющие братьев и сестер.

2.2 Опека (попечительство)

Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными способными гражданами, регулируются ГК РФ, СК РФ, Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 № 48 – ФЗ и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Опека и попечительство в семейном праве – это устройство детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.

Закон устанавливает следующие основания для назначения ребенку опекуна (попечителя):

Факт отсутствия попечения со стороны родителей или лиц их заменяющих (ст.145 Семейного Кодекса РФ), а именно:

- смерть родителей (объявление родителей умершими, которое производится

 судом, по правовым последствиям приравнивается к смерти);

- лишение их родительских прав;

- ограничение их в родительских правах;

- признание родителей недееспособными;

- болезнь родителей;

- длительное отсутствие родителей;

- уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов;

- отказ родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений;

- пребывание родителей (родителя) в местах лишения свободы.

Рождение ребенка у лиц, не достигших 16 лет (ст. 62 Семейного Кодекса РФ).

Опека и попечительство над детьми преследуют две цели: а) воспитание детей, оставшихся без попечения родителей; б) защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

Семейным и гражданским законодательством установлено, что опека устанавливается над малолетними детьми, не достигшими четырнадцати лет, а попечительство – над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.

Разграничение понятий опеки и попечительства не имеет существенного значения в сфере воспитания и образования подопечных детей, но важно в сфере защиты опекунами (попечителями) их личных имущественных и неимущественных прав и интересов, что во многом определяется различиями в содержании дееспособности несовершеннолетних в возрасте до четырнадцати и от четырнадцати лет. В гражданско-правовой сфере опека и попечительство рассматриваются как способы восполнения дееспособности граждан (частичной или неполной). Как известно, малолетние в возрасте от шести до четырнадцати лет вправе самостоятельно решать только весьма ограниченный круг сделок: мелкие бытовые сделки; сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации; а так же сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с его согласия третьим лицом для определенной цели или свободного распоряжения. Все остальные сделки за несовершеннолетних, не достигших возраста четырнадцати лет и утративших попечение родителей, совершают от их имени их опекуны как законные представители. Благодаря опекуну ребенок, оставшийся без попечения родителей, может стать участником любого гражданского правоотношения.

Несовершеннолетние подопечные в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет обладают гораздо большим объемом гражданской дееспособности, чем малолетние. Они вправе самостоятельно совершать те же сделки, что и несовершеннолетние в возрасте до четырнадцати лет, а кроме того, они могут без согласия попечителей: распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами, осуществлять права автора произведений науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности; а также в соответствии с законодательством вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими. Для совершения других сделок подопечному в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет требуется письменное согласие законного представителя – попечителя. Таким образом, попечитель призван оказывать содействие несовершеннолетнему подопечному в реализации его прав в гражданско-правовой сфере.

 Орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка назначает опекуна или попечителя ребенку в течение месяца с момента, когда ему стало известно о необходимости установления опеки и попечительства над ним. Если ребенку, нуждающемуся в опеки или попечительстве, в течение месяца не назначен опекун или попечитель, исполнение обязанностей опекуна или попечителя возлагается непосредственно на орган опеки и попечительства. Назначение опекуна или попечителя может быть обжаловано заинтересованными лицами в суде.

В 2004 году в России под опеку было передано 65900 детей, около 54% от общего числа устроенных в семьи. В 2005 году 69742 ребенка стали жить у опекунов. В 2006 году 67923 ребенка были взяты под опеку. Традиционно в России сложилось так, что под опеку брали ребенка его родственники (около 80%), из них свыше 40% - бабушки и дедушки.[2]

Опека наиболее популярна среди россиян, о чем свидетельствует приведенная выше статистика. Опека позволяет ребенку быстрее попасть в семью, так как оформляется проще, чем усыновление. Воспитание родственниками имеет ряд преимуществ перед воспитанием в семьях: у детей возникает меньше поведенческих и психологических проблем.

2.3 Приемная семья

В России издавна было принято брать детей-сирот на воспитание в семьи. Так, в начале XIX века только в Петербурге было зарегистрировано около восемнадцати тысяч таких семей, в которых содержалось более двадцати тысяч детей, лишившихся родительского попечения. За это семьям выплачивались деньги из казны.1

Практика передачи детей, утративших родительское попечение, на воспитание в семью стала возрождаться в России первоначально в виде создания детских домов семейного типа, в том числе на основе крестьянских фермерских хозяйств.

Приемная семья дает возможность обеспечить детям их право на семейное воспитание, которому законом отдается безусловное предпочтение. Например, в 2003 году в России на воспитание в приемную семью передано 3093 ребенка, в 2004 году – 3517, в 2005 году - 4609.2

В сравнении с данными на 01.01.2006 года количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей воспитывающихся в семьях выросло на 3%.3

Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью, который заключается между органом опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка и приемными родителями, т.е. супругами или отдельными гражданами, желающими взять ребенка (детей) на воспитание в семью. Основанием для заключения такого договора является заявление лиц (лица), желающих взять ребенка (детей) на воспитание, с просьбой о передаче им на воспитание конкретного ребенка (детей), которое подается в орган опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка. К их заявлению должны быть приложены заключение органа опеки и попечительства о возможности данных лиц быть приемными родителями и другие необходимые документы.

Приемными родителями могу стать совершеннолетние граждане, как состоящие, так и не состоящие в браке, желающие взять на воспитание оставшегося без попечения ребенка. Согласно Положению о приемной семье, утвержденному Правительством РФ в 1996г., в приемной семье должно быть не более 8 детей. Приемные родители выполняют функции воспитателей и получают оплату за свой труд. Между ними и приемными детьми нет алиментных, наследственных и других правоотношений, подобных отношениям между родителями и детьми, которые могут возникнуть в случае усыновления приемных детей. Государство и органы местного самоуправления выделяют денежные средства на содержание каждого приемного ребенка и предоставляют соответствующие льготы, установленные законодательством. Органы опеки и попечительства обязаны оказывать приемной семье необходимую помощь, способствовать созданию нормальных условий для жизни и воспитания детей, а также осуществлять контроль за выполнением возложенных на приемных родителей обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей.

Передача ребенка в приемную семью в возрасте старше 10 лет требует его согласия. Запрещается, как и при усыновлении, разъединять братьев и сестер за исключением случаев, когда разъединение допустимо в интересах ребенка. По разным подсчетам, в приемных семьях воспитывается от 5 до 10% детей-сирот.

Данная практика не находит распространения в силу отсутствия в государственных органах опеки и попечительства служб, проводящих поиск, обследование семей-претендентов, обучение, сопровождение семей специалистами с целью оказания помощи воспитателям в воспитании приемных семей. Несмотря на то, что в Семейном Кодексе ст. 151 гл. 21 говорится, что в приемную семью передается на воспитание ребенок (дети), при этом подразумевается, что приемная семья может иметь на воспитании одного ребенка имея статус «приемной семьи», на практике выходит иначе – статус присваивается только при наличии 5 детей, лишенных родительского попечения, и более. Последнее обуславливает возникновение негативного отношения к приемным семьям со стороны общественности, психологические сложности в адаптации и интеграции детей в общество.

Не смотря на явную привлекательность данной формы семейного устройства, она не получила распространения в России.


2.4 Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

К ним относятся образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и/ или воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся, без попечения родителей; учреждения социального обслуживания населения ( детские дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты); учреждения здравоохранения (дома ребенка) и другие учреждения, создаваемые в установленном законом порядке. Дети в возрасте от 0 до3 лет помещаются в дома ребенка. По достижении возраста 3 лет сироты переводятся в детские дома для детей дошкольного и школьного возраста, специализированные интернаты для детей с физическими и умственными недостатками, закрытые интернаты для делинквентных детей и подростков. В России каждый пятый детский дом – это учреждение для умственно отсталых и физически неполноценных детей.1

Несмотря на то, что в данной области происходят заметные позитивные изменения (дифференциация детских домов, появление социальных приютов и социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, центров помощи и т.д.), проблема формирования личности ребенка в условиях интернатного учреждения остается весьма острой и актуальной. Исследования показывают, что лишение материнской заботы ведет к задержке развития ребенка и может проявляться симптомами психических и физических заболеваний. Изоляция ребенка от матери от 1 до 3 лет обычно приводит к тяжелым последствиям для интеллекта и личностных функций, которые не поддаются исправлению. Постоянная смена микросоциальной среды (дом ребенка – дошкольный детский дом – детский дом детей школьного возраста) наносит существенный ущерб психике ребенка, ухудшает его здоровье. Дети, воспитывающиеся в интернатных учреждениях, в своем большинстве отстают от сверстников в психофизическом развитии. Они позже начинают ходить и говорить, чаще болеют, хуже учатся. Только 20% воспитанников сиротских учреждений могут учиться по программам массовых школ. В 2000г. лишь 15% выпускников детских домов и интернатов поступили в средние и высшие профессиональные учебные заведения.1 Отечественная система воспитания в сиротских учреждениях основана на том, что дети живут и учатся в одном и том же учреждении. Эта прикованность к одному и тому же месту, изолированность детских домов, усиливают зависимость детей от учреждения и не способствуют формированию навыков самостоятельной жизни. Нередко выпускники интернатных учреждений не имеют элементарных бытовых навыков: приготовить поесть, купить чего-либо, организовать свободное время и т.д. Все это необходимо учитывать в социальной работе с детьми, воспитывающимися в сиротских учреждениях. Поэтому при организации новых детских домов, перестройке воспитательного процесса следует уделять внимание таким задачам, как приведение детского дома в соответствие нормативам для определенного количества детей и возможности разделения их на небольшие группы; создание социального и эмоционального окружения, близкого к семейному; организация небольших групп семейного типа, где воспитатели и дети живут как бы самостоятельными «семьями», поощрение внимания к психоэмоциональным нуждам ребенка; предельное ограничение переходов детей из одного детского дома в другой по возрасту; неразделение братьев и сестер по разным учреждениям; укрепление связей между детьми и их родителями; развитие; развитие у детей умений, бытовых и общественных навыков, необходимых в будущей самостоятельной жизни. Не менее важно решать вопросы проживания и трудоустройства будущих выпускников.

Очевиден тот факт, что воспитанники детских домов и интернатных учреждений не приспособлены к самостоятельной жизни, и по достижении 17-летнего возраста 70% пополняют ряды криминальных структур, 10% -суицид, остальные либо возвращаются к родителям, которые были лишены родительских прав, восполняя ряды алкоголиков, тунеядцев, либо выживают лишь за счет опеки над ними дальних родственников, знакомых, и т.д.1 В реабилитационных центрах воспитатели, учителя, социальные педагоги и психологи в течение 6 месяцев пытаются научить детей, изъятых из асоциальных семей, элементарным навыкам самообслуживания, гигиены, учат детей грамоте, письму, счету и т.д., но по истечении срока пребывания в центре, большинство детей возвращаются в кровные асоциальные семьи и, как правило, на протяжении одной недели все усилия коллективов центров сводятся на ноль.

Практика определения детей в учреждения «по социальным показаниям»: отсутствие жилья, тяжелое материальное положение, по договору на срок до 1 года и более – зачастую приводит к отказу от ребенка родителей.

Несмотря на то, что в данной области происходят заметные позитивные изменения (дифференциация детских домов, появление социальных приютов и социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, центров помощи и т.д.), проблема формирования личности ребенка в условиях интернатного учреждения остается весьма острой и актуальной.

2.5 Патронатное воспитание

Патронатное воспитание как форма устройства детей в семьи регулируется законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 123 СК РФ).

Система «Патронатное воспитание» - отличается от традиционного жизнеустройства детей, лишенных родительского попечения, от оформления опеки или усыновления следующими параметрами:

Дети (воспитанники) сохраняют свой статус «сирота» при определении в замещающую семью, что в настоящий момент позволяет наиболее эффективно защитить права и интересы детей, оставшихся без попечения родителей.

Эта форма устройства детей пригодна для детей и с установленным статусом и без него. На патронат передаются дети на тот срок, который нужен для ребенка, четко разграничены права и обязанности по защите прав ребенка и определены обязанности сторон – учреждения (службы), патронатного воспитателя, и, если речь идет о социальном патронаже семьи, то и кровного родителя.

Воспитатели «замещающих семей» получают заработную плату, им идет рабочий стаж.

Патронатное воспитание предусматривает несколько форм патроната:

Долгосрочный патронат- устройство в замещающие семьи детей, лишенных родительского попечения, до достижения ребенком (детьми) 18 лет. (В этом случае возможно прерывание патроната по инициативе воспитателей и оформление усыновления, опеки над несовершеннолетним). Данная форма патроната приемлема преимущественно для детских домов, интернатных учреждений.

Краткосрочный патронат – устройство в замещающие семьи детей, оставшихся без попечения родителей, на срок до 6 месяцев, преимущественно со следующим возвратом в кровную семью, но возможно и оформление опеки, усыновления. Данная форма позволяет определять на воспитание, реабилитацию, абилитацию в замещающую семью детей не только из асоциальных семей, но и детей, родители которых находятся под следствием, в местах лишения свободы, на длительном лечении, родители которых пропали без вести или безвестно отсутствуют, личность детей не установлена и др. случаях, когда статус ребенка не установлен, а также возможно временное устройство ребенка, жертвы домашнего насилия, на период работы с семьей.

Социальный патронат – система мер по предотвращению деградации кровной семьи и отказа от ребенка, работа с семьей, из которой ребенок временно изъят, стоит вопрос об изъятии, ребенок нуждается в защите интересов. Работа с асоциальными семьями и семьями группы риска должна строится на договорных условиях, временные рамки которого не должны превышать одного месяца, который должен заключаться ежемесячно в течение полугода и содержать условия реальные, которые могут быть выполнены асоциальной семьей. Обязательства второй стороны договора: социальная служба оказывает адресную помощь в качестве гуманитарной помощи, определение ребенка в ДДУ, обучение ребенка школьного возраста в классах выравнивания, определение ребенка в центр дневного пребывания, осуществление патронажа семьи на протяжении 3 и более лет после возврата ребенка в семью.

Объекты патроната:

Органы опеки и попечительства, учреждения образования, социальной защиты, здравоохранения, уполномоченные службы по предоставлению патроната, комиссии по защите прав и интересов детей, службы сопровождения учреждений для детей, лишенных родительского попечения, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-сироты, семьи, нуждающиеся в помощи государства, асоциальные, опекунские семьи, замещающие семьи.

Патронатные воспитатели по отношению к воспитаннику (воспитанникам) обладают правами и обязанностями, делигированными им на основании договора о предоставлении возмездных услуг органами опеки и попечительства (учреждением).

Замещающая семья образуется на основании договора, Постановления главы администрации органа местного самоуправления о передаче ребенка (детей) на патронат в семью, приказа директора реабилитационного центра или детского дома, Дома ребенка.

Орган опеки и попечительства выдает патронатному воспитателю удостоверение, воспитатель замещающей семьи зачисляется в штат учреждения для детей, лишенных родительского попечения, оставшихся без родительского попечения.

Устройство ребенка (детей) на воспитание в замещающую семью не влечет за собой возникновения между патронатным воспитателем и воспитанником наследственных и алиментных отношений.

Патронатными воспитателями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

-  лиц, лишенных родительских прав в отношении своих детей;

-  Бывших усыновителей и опекунов, если усыновление или опека отменены судом за виновные действия со стороны усыновителей (опекунов);

-  Лиц, признанных судом недееспособными, ограниченно дееспособными или ограниченными в родительских правах;

-  инвалидов 1 и 2 группы;

-  лиц, имеющих вредные привычки и наклонности (алкоголизм, наркомания);

-  лиц, имеющих корыстные мотивировки;

-  лиц, старше 55 лет;

-  лиц, имеющих судимость за преступления против личности.

На сегодняшний день патронатное воспитание является наиболее перспективной формой жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей. Достоинством такой формы является то, что принимающие ребенка семьи получают специальную подготовку, ребенку подбирают семью, которая сможет удовлетворить все его нужды, патронат позволяет плавно перевести ребенка из учреждения в семью, что обеспечивает более успешную адаптацию к новым условиям.


3. Основные гарантии социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

социальный сиротство попечение опека

Дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются в соответствии с Федеральным Законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года.

Финансовое обеспечение. Расходы на реализацию мер по их обеспечению производятся за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, за счет государственных внебюджетных фондов и других, не запрещенных законом источников.

Порядок возмещения расходов на выплату ежемесячных пособий опекунам на питание, одежду, обувь, мягкий инвентарь на одно физическое лицо, осуществления денежных выплат на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при трудоустройстве и поступлении в образовательные учреждения в соответствии с нормами обеспечения воспитанников детских домов утверждается Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Дополнительные гарантии права на образование. Дети –сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на получение основного общего или среднего (полного) образования. Получившие такое образование зачисляются на курсы по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взымания с них платы за обучение; могут получать бесплатно второе начальное профессиональное образование.

Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся во всех типах государственных или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения.

Выпускники этих образовательных учреждений обеспечиваются соответствующим образовательным учреждением сезонной одеждой и обувью. Помимо полного государственного обеспечения им выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на 50% по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении, а также выплачивается 100% заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики.

Кроме того, им выплачивается ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии.

При предоставлении обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, академического отпуска по медицинским показаниям за ними сохраняется на весь период полное государственное обеспечение, им выплачивается стипендия. Образовательное учреждение содействует организации их лечения.

Дополнительные гарантии права на медицинское обслуживание. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в любом государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров за счет средств соответствующего бюджета. Им предоставляются бесплатные путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, бесплатный проезд к месту отдыха, лечения и обратно.

Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В случае, если они не имели такого закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

При отсутствии необходимого жилого фонда таким лицам может предоставляться целевая безвозвратная ссуда на приобретение жилого помещения жилой площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджетов субъектов РФ.

В случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители или иные законные представители несовершеннолетних в течение трех месяцев оформляют договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Дополнительные гарантии права на труд. Органы государственной службы занятости населения при обращении к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет осуществляю профориентационную работу и обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья за счет средств Государственного фонда занятости населения Российской Федерации. Предприятиям, учреждениям, организациям, создающим для них специальные рабочие места, могут предоставляться налоговые льготы в соответствии с законодательством РФ.

Органы исполнительной власти субъектов РФ обеспечивают профессиональную подготовку и профессиональную деятельность выпускников учреждений социального обслуживания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В учреждении социального обслуживания могут быть созданы специализированные рабочие места.

Социально-правовые услуги. За защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно и их законные представители, опекуны(попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды РФ. Им оказывается помощь в написании и оформлении документов, связанных с защитой их прав и интересов; осуществляется правовое просвещение.

Меры по предоставлению гарантий социальной защиты детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей оставшихся без попечения родителей, основываются на государственных минимальных социальных стандартах для определения финансовых затрат по их осуществлению.


Заключение

Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько человеческое общество и является неотъемлемым элементом цивилизации. Во все времена войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами. Видимо, с возникновением классового общества появляется и так называемое социальное сиротство, когда дети лишаются родительского попечения в силу нежелания или невозможности осуществлять последними родительские обязанности.

К числу детей-сирот относятся те, у которых умерли оба или единственный родитель. К числу детей, оставшихся без попечения родителей, относятся те, кто остался без попечения обоих или единственного родителя в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими или недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление, удочерение, под опеку/попечительство или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности, в соответствующие учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Усыновление (удочерение) ребенка – это государственный акт, в связи с которым между усыновленными и их потомством, а также усыновителями и их родственниками возникают права и обязанности, которые по закону существуют между родителями и детьми. Эта форма не особенно популярна среди россиян. На это есть множество причин: у значительной части воспитанников интернатных учреждений родители находятся в местах заключения и не лишены родительских прав, у многих пропали без вести, но судом этот факт не установлен, достаточно большой процент воспитанников – дети, имеющие братьев и сестер.

Опека и попечительство в семейном праве – это устройство детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Опека позволяет ребенку быстрее попасть в семью, так как оформляется проще, чем усыновление. Воспитание родственниками имеет ряд преимуществ перед воспитанием в семьях: у детей возникает меньше поведенческих и психологических проблем.

Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью, который заключается между органом опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка и приемными родителями, т.е. супругами или отдельными гражданами, желающими взять ребенка (детей) на воспитание в семью.

Патронатное воспитание на сегодняшний день является наиболее перспективной формой жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей. Достоинством такой формы является то, что принимающие ребенка семьи получают специальную подготовку, ребенку подбирают семью, которая сможет удовлетворить все его нужды, патронат позволяет плавно перевести ребенка из учреждения в семью, что обеспечивает более успешную адаптацию к новым условиям.

Таким образом, законодательство, отдает приоритет именно семейным формам устройства детей как наиболее отвечающим потребностям ребенка и создающим оптимальные условия для его воспитания и развития.


Список литературы

1.  Анализ ситуации в Приморском крае /Электронный ресурс/ - Владивосток, 2008.- Режим доступа: www.primorsky/regoperator/ru

2.  В помощь детскому психологу: сборник ст./ под ред. И.Осиповой – Владивосток, 2001

3.  Динамика устройства детей в семьи граждан: Усыновление в России / Электронный ресурс/.-Режим доступа: www/usynowite.ru

4.  Из опыта работы регионов России по внедрению семейных форм жизнеустройства детей-сирот: сборник ст./ под ред. И.Осиповой – Владивосток, 2001

5.  Из опыта работы фонда «Данко» как службы сопровождения семьи: сборник ст./ под ред. И.Осиповой – Владивосток, 2002

6.  Комментарий к семейному кодексу Российской Федерации – М.: Издательство НОРМА, 2003

7.  Консультант: приложение по правовым и методическим вопросам помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей // Детский дом. 2006. № 2(7)

8.  Положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Приморском крае Электронный ресурс/ - Владивосток, 2008.- Режим доступа: www.primorsky/regoperator/ru

9.  Развитие семейных форм устройств детей-сирот в России // Детский дом.2007. № 2(11)

10.  Социальная работа / под ред. В.И.Курбатова. – ростов н/Д. 2000

11.  Социальная работа: Учебное пособие.- Ростов н/Д.: Феникс. 2003



1 Социальная работа: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.С.217.

2 Работа с асоциальной семьей: сборник ст./ отв. редактор И.Осипова. – Владивосток, 2002. С. 8

1 Работа с асоциальной семьей: сборник ст./ отв. редактор И.Осипова. – Владивосток, 2002. С. 6

1 Работа с асоциальной семьей: сборник ст./ отв. редактор И.Осипова. – Владивосток, 2002. С. 9

2 Работа с асоциальной семьей: сборник ст./ отв. редактор И.Осипова. – Владивосток, 2002. С. 9

3 Положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Приморском крае /Электронный ресурс/.- Владивосток, 2008.- Режим доступа: www.primorsky.regoperator.ru

1 «Из опыта работы фонда «Данко» как службы сопровождения семьи»: сборник статей/ изд. 2-е исправленное и дополненное/ под ред. И.Осиповой. – Владивосток, 2002.С 15.

1 «Из опыта работы фонда «Данко» как службы сопровождения семьи»: сборник статей/ изд. 2-е исправленное и дополненное/ под ред. И.Осиповой. – Владивосток, 2002.

2 «Из опыта работы фонда «Данко» как службы сопровождения семьи»: сборник статей/ изд. 2-е исправленное и дополненное/ под ред. И.Осиповой. – Владивосток, 2002.

1 Анализ ситуации в Приморском крае /Электронный ресурс/.- Владивосток, 2008.- Режим доступа: www.primorsky.regoperator.ru

1 Работа с асоциальной семьей: сборник ст./ отв. редактор И.Осипова. – Владивосток, 2002. С. 14

[1] Развитие семейных форм устройства детей-сирот в России // Детский дом №2(11), с.6

[2] Развитие семейных форм устройства детей-сирот в России//Детский дом №2(11), с5.

1 Пчелинцева Л.М. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство НОРМА, 2003., с.651

2  Динамика устройства детей в семьи  граждан: Усыновление в России / Электронный ресурс/.-Режим доступа:

www/usynowite.ru

3 Департамент образования и науки Приморского края: отдел охраны прав детей /Электронный ресурс/.- Владивосток, 2008.- Режим доступа: www.primorsky.regoperator.ru

1 Работа с асоциальной семьей: сборник ст./ отв. редактор И.Осипова. – Владивосток, 2002. С. 13

1 Социальная работа / Под общей редакцией проф. В.И. Курбатова. –г.Ростов н/Д: 2000г. С.170

1 «В помощь детскому психологу»: сборник статей/ под редакцией И.Осиповой. – Владивосток, 2001. С.9

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Открытый университет ДВГУ Специальность социальная работа Кафедра

 

 

 

Внимание! Представленная Курсовая работа находится в открытом доступе в сети Интернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
Советуем не рисковать. Узнай, сколько стоит абсолютно уникальная Курсовая работа по твоей теме:

Новости образования и науки

Заказать уникальную работу

Похожие работы:

Социальные нормы как регуляторы поведения личности
Структура и содержание психологической компетентности специалиста по социальной работе в организации социальной работы с людьми пожилого возраста
Технологии работы с семьями, нуждающимися в социальной помощи
Влияние политической обстановки в стране на формирование молодежной субкультуры
Реклама на телевидении
Технологии социальной работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов (на примере реабилитационного центра для несовершеннолетних)
Функции и принципы социокультурной деятельности
Влияние телевидения на социальное настроение молодежи г. Иваново
Социальная работа с семьей, имеющей подростка с девиантным поведением
Социологические причины суицидального поведения личности

Свои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru