курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Ростовский Государственный Университет
Факультет психологии
Заочное отделение
Курсовая работа по правоведению
Тема: «Основные понятия европейского права»
Выполнила:
Студентка 4 курса
Митько Т.О.
Ростов-на-Дону
2006 г.
Оглавление
1. Понятие европейского права. 3
2. Основы европейского правового пространства в области защиты прав и свобод человека. 14
3. Основы европейского правового пространства в области образования. 23
Список использованной литературы.. 35
Приложение. 37
Термин «европейское право» употребляют чаще всего в трех значениях.
1. Зачастую им именуют совокупность национальных правовых систем европейских государств.
2. Термин «европейское право» используется также для обозначения той части международно-правовых норм, посредством которых регулируются отношения между европейскими государствами в самых различных областях.
3. Также термин «европейское право» используется для обозначения совокупности правовых норм, регулирующих взаимоотношения, складывающиеся в рамках европейских интеграционных объединений, в рамках Европейских сообществ и Европейского Союза. При этом важно отметить, что право Сообществ и право Европейского Союза - во многом совпадающие, но идентичные понятия.
Наряду с термином «европейское право» в литературе для обозначения того же понятия используются и другие термины. Чаще всего говорят «право Европейского Сообщества». Этот термин вполне правомерен, когда речь идет о той части норм европейского права, которые неразрывно связаны с Европейским Сообществом, и обладает в силу этого правовым режимом и свойствами.
Изначально «европейское право» объединяет две основные составляющие. Ими выступаю, с одной стороны, правовые нормы, имеющие своим источником международно-правовые по своей природе акты; с другой стороны - правовые нормы, источником которых являются акты, издаваемые институтами ЕС (Европейского Союза). Иначе говоря, правовая система ЕС является результатом как межнационального сотрудничества, так и формализованной наднациональной активности.[1]
Характеризуя европейское право, следует иметь в виду, что оно не представляет собой некую отдельную отрасль права наряду с конституционным, административным, гражданским, финансовым и т.п. Европейское право выступает как особая самостоятельная правовая система, существующая наряду с национальными правовыми системами и системой международно-правовой.
Термином «европейское право» обозначают и особую правовую систему, и учебный курс, преподаваемый в юридических учебных заведениях.
Под европейским правом понимается система юридических норм, создаваемых в связи с образованием и функционированием европейских сообществ и Европейского Союза и действующих и применяемых в пределах их юрисдикции на основе и в соответствии с учредительными договорами и общими принципами права.
Европейское право как особая система характеризуется двумя основными чертами. Во-первых, все правовые нормы, его образующие, порождены развитием и углублением интеграционных процессов нашедших свое организационное выражение и воплощение в создании Европейских сообществ и Европейского Союза. Во-вторых, все эти правовые нормы, несмотря на гетерогенность Союза, объединяет то, что они призваны обеспечить достижение его целей и решение стоящих перед ним задач. Главным системообразующим фактором, объединяющим нормативные предписания европейского права в единое целое, является их неразрывная связь с существованием Сообществ и Союза.[2]
Предметная юрисдикция Сообществ и Союза строго лимитирована. Что касается внутренней структуры европейского права, то субъектами могут выступать физические и юридические лица, государства-члены Сообщества и институты, представляющие Сообщества как юридические лица. Вертикальный срез системы европейского права:
1. Нормы первичного (или основополагающего) права. Правовые нормы, закрепленные в учредительных договорах, образуют конститутивную основу - фундаментальную базу Сообществ и Союза. Нормы первичного права, содержащиеся в учредительных договорах, устанавливаю цели, принципы и задачи Европейских сообществ и Европейского Союза. Сферу их ведения или юрисдикцию, порядок формирования и функционирования институтов, условия осуществления членства. Учредительные договоры определяют основные параметры европейского права, его особенности, условия и порядок применения.
2. Нормы вторичного (или производного) права. Вторичное право образуют не правовые нормы, которые издаются в качестве юридически обязательных предписаний институтами Европейского Союза и которые регулируют в рамках юрисдикции Сообществ и Союза отношения между субъектами права ЕС. Главные отличительные особенности таких норм - верховенство по отношению к национальным правовым установлениям, прямое действие, интегрированность в национальное право и обеспеченность юрисдикционной защитой.
3. Нормы третичного (или дополнительного) права.
Третичное право включает правовые нормы, источником которых являются соглашения и конвенции, заключаемые государствами-членами в целях реализации предписаний, содержащихся в самих учредительных договорах.
Это вертикальный срез системы европейского права потому. Что первичное занимает главенствующее положение, определяя устои и формы интеграции. Вторичное носит производный характер и создается на его основе. Его нормы не должны противоречить первичному, а в случае коллизии преимущественную силу имеют нормы первичного права. Третичное дополняет вторичное, действуя в сфере, где право ЕС не применяется.
Не менее существенное значение имеет установление горизонтальной структуры европейского права. Существуют три сегмента европейского права. Все эти слагаемые тесно взаимосвязаны, однако каждое из них обладает собственными квалификационными характеристиками.
Первую и главную составляющую образует право Европейских сообществ (т.н. коммунитарное право), включающее нормы первичного и вторичного права. Основные особенности:
договор об учреждении ЕС создал собственный оригинальный правопорядок, свою особую систему права.
- эта система норм интегрирована в правовые системы всех государств-членов ЕС (т.е. применяется принцип прямого действия).
право ЕС подлежит обязательному применению национальными судебными учреждениями государств-членов ЕС (действует принцип верховенства права ЕС).
- субъектами права ЕС являются не только государства, но и физические и юридические лица, находящиеся под их юрисдикцией.
- право ЕС, налагая определенные обязательства, порождает одновременно и определенные права, которыми пользуются частные лица.
- данные права проистекают из четко установленных обязательств. Налагаемых как на частных лиц, так и на государства-члены и институты ЕС.
- национальные судебные учреждения государств-членов ЕС обязаны в рамках своей юрисдикции обеспечить применение права ЕС и защиту прав, представляемых на его основе частным лицам.[3]
Вторую составляющую европейского права образуют нормы, применяемые в рамках второй и третьей опор Союза.
1. Эти нормы создаются на основе соглашений между государствами-членами и носят конвенционный характер.
2. Эти нормы права носят обязательный характер, но не имеют прямого действия и не интегрируются автоматически в национальные системы права государств-членов.
3. Они не подлежат прямому применению национальными судебными учреждениями при отсутствии соответствующих актов имплементации.
4. субъектами права выступают лишь государства-члены Союза и институты ЕС, но не частные лица.
5. эти нормы не создают непосредственных обязательств и прав для частных лиц, и основанные на них исковые требования, а следовательно, и возможности возмещения причиненного ущерба, по общему правилу, не входят в юрисдикцию Суда ЕС. Третью составляющую европейского права образуют нормы Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.[4]
А) Юридическим источником этих правовых норм выступает международный договор: Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950г. с последующими изменениями и дополнениями. Участниками этой Конвенции являются почти все европейские государства. В их числе Российская Федерация и все государства-члены Европейского Союза.
Б) Положения Конвенции, формулирующие основные субъективные права и свободы человека, строго обязательны для всех ее участников.
В) Национальные судебные учреждения должны сообразовывать свою практику с положениями Конвенции и следовать ее требованиям.
Г) Субъектами этой части европейского права являются не только государства-члены, но и все частные лица, находящиеся под юрисдикцией государств-участников Конвенции.
Д) Юрисдикционный контроль за соблюдением постановлений Конвенции осуществляет Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ).
Е) Решение о возмещении ущерба, причиненного неправомерными действиями государства, если таковые установлены Судом по правам человека, выносится самим Судом и подлежит обязательному исполнению государством. Контроль за исполнением решений ЕСПЧ осуществляет Комитет министров Совета Европы.
Право Сообществ и национальное право государств-членов. Четыре принципиально важных принципа характеризуют их взаимоотношения:
1. Верховенство права Сообществ по отношению к праву государств-членов.
Суммарно суть этого принципа состоит в наделении норм права Европейских сообществ преимущественной юридической силой по отношению к нормам национального права государств-членов. В случае коллизии нормы национального права и права ЕС преимущественную силу имеет последняя. Именно она и подлежит применению национальной администрацией и судами.
2. Прямое действие права Сообществ.
Под ним понимается непосредственная и обязательная применимость нормативно-правовых актов Сообществ национальной администрацией и судами независимо от их согласия или условий. Устанавливаемых государством-членом. Принцип прямого действия предусмотрен непосредственно в самих учредительных договорах. Применяемая норма прямого действия должна входить в юрисдикцию национальных судебных органов. К числу обязательных условий прямого применения нормы права ЕС относятся ее четкость, ясность и непротиворечивость, возможность прямого использования судом и отсутствие обусловленности ее применения другими актами или действиями. В максимально полном виде принцип прямого действия применим к регламентам, безусловность прямого применения которых оговорена в самом учредительном акте. Значительно сложнее решается проблема прямого действия директив Сообщества. Директива всегда адресуется государствам-членам, а не частным лицам. Ее реализация зависит от усмотрения и мер, принятых национальными властями. Принцип прямого действия применительно к нормам первичного права не нашел отражения непосредственно в учредительных договорах. По мнению ряда исследователей, прямое действие норм учредительных договоров становится общим правилом, а его отсутствие - исключение.
3. Интегрированность норм права Сообществ в национальные системы права государств-членов.
Под ним понимается инкорпорация норм права Сообществ (но не европейского права в целом) в национальные системы права всех государств-членов, в результате чего они становятся интегральной составной частью этих систем. Прямое действие норм права Европейских сообществ в решающей степени предопределяется их инкорпорацией в национальные правовые системы государств-членов. Именно интеграция в национальное право придает и юридическую силу актам Сообществ на территории государств-членов и делает обязательным их применение национальными судами. В Декларации о применении правовых актов Сообщества подчеркивается, «что основным условием сплочения и единства в процессе европейского строительства является полная и точная инкорпорация в национальное законодательство адресованных ему директив Сообществ в пределах установленных ими сроков».[5]
4. Юрисдикционная защита права Сообществ, осуществляемая судебными учреждениями Сообществ (Суд ЕС и СПИ) и государств-членов.
Под ней понимается императивная обязательность для всех национальных судебных органов государств-членов и судебных учреждений Сообществ обеспечить применение права Сообществ и максимально эффективную защиту прав и интересов, возникающих на его основе. Одним из центральных вопросов обеспечения юрисдикционной защиты является установление ответственности государства за нарушение права ЕС. Ответственность государства наступает при наличии трех условий:
- норма права ЕС, применимая в данном случае, должна предполагать наделение правами частных лиц.
- соответствующее право поддается идентификации на основе права Сообществ.
- существует причинная связь между нарушением обязательства государством и ущербом, понесенным лицом, пострадавшим в результате противоправного деяния. Право Сообществ и международное право.
Европейские сообщества наделены учредительными договорами статусом юридического лица, которым они должны пользоваться во всех государствах-членах в максимально полном объеме, предоставляемом национальным правом, и международной правосубьектностью. Последняя означает. В частности, что Сообщества вправе вести переговоры и заключать международные договоры и соглашения с третьими государствами как двустороннего, так и многостороннего характера; сотрудничать с международными организациями и даже входить в их состав; поддерживать по сути дела дипломатические (или квазидипломатические) отношения с третьими государствами и международными организациями. [6]
Источники европейского права.
I. Учредительные соборы.
П. Нормативно-правовые акты Евросоюза.
III. Общие принципы права.
IV. Решения Суда Европейских сообществ.
V. Международные договоры.
I. По способу выработки, заключения и введения в действие они воспроизводят соответствующий порядок и процедуры, принятые при заключении международных договоров и соглашений. В силу своей юридической природы учредительные акты занимают высшую ступеньку в иерархии источников европейского права.[7]
П. К этой группе отнесены регламенты, директивы и решения. Регламент является нормативно-правовым актом общего характера, который во всех своих элементах обязателен для всех субъектов европейского права и является актом прямого действия, т.е. он подлежит применению властями и судебными учреждениями всех государств-членов независимо от того, выступало ли данное государство за их принятие или нет. Главное отличие директив от регламента заключается в том, что в директиве, как правило, указываются цели и результаты, которые должны быть достигнуты, однако национальным властям предоставляется право самим определять, в какой форме или посредством каких процедур и механизмов эти цели могут быть достигнуты. Третью группу нормативно-правовых актов Сообществ образуют решения. Их отличительная особенность заключается в том, что это акты индивидуального, а не общего характера. Решения сообщаются тем субъектом европейского права, которых они непосредственно касаются и которые выступают в качестве исполнителей соответствующих предписаний.
Ш. Общие принципы права представляют собой концентрированное выражение самых важных сущностных черт и ценностей, свойственных данной системе права. В них находят свое выражение наиболее важные демократические ценности, свойственные правовому государству и разделяемые демократическими государствами или их Сообществами.
IV. Суду ЕС принадлежит исключительно важная роль в процессе интеграции, в формировании и эволюции европейского права. Его главная задача — стоять на страже строгого и неуклонного соблюдения учредительных договоров, целей и принципов, лежащих в основе деятельности Европейского Союза. Суд наделен правом толкования учредительных актов, он осуществляет преюдиальную юрисдикцию. По общему правилу, решения, выносимые Судом ЕС, рассматриваются в качестве прецендентов и действия применительно к нормам первичного права не нашел отражения непосредственно в учредительных договорах. По мнению ряда исследователей, прямое действие норм учредительных договоров становится общим правилом, а его отсутствие - исключение.
3. Интегрированность норм права Сообществ в национальные системы права государств-членов.
Под ним понимается инкорпорация норм права Сообществ (но не европейского права в целом) в национальные системы права всех государств-членов, в результате чего они становятся интегральной составной частью этих систем. Прямое действие норм права Европейских сообществ в решающей степени предопределяется их инкорпорацией в национальные правовые системы государств-членов. Именно интеграция в национальное право придает и юридическую силу актам Сообществ на территории государств-членов и делает обязательным их применение национальными судами. В Декларации о применении правовых актов Сообщества подчеркивается, «что основным условием сплочения и единства в процессе европейского строительства является полная и точная инкорпорация в национальное законодательство адресованных ему директив Сообществ в пределах установленных ими сроков».
4. Юрисдикционная защита права Сообществ, осуществляемая судебными учреждениями Сообществ (Суд ЕС и СПИ) и государств-членов.
Под ней понимается императивная обязательность для всех национальных судебных органов государств-членов и судебных учреждений Сообществ обеспечить применение права Сообществ и максимально эффективную защиту прав и интересов, возникающих на его основе. Одним из центральных вопросов обеспечения юрисдикционной защиты является установление ответственности государства за нарушение права ЕС. Ответственность государства наступает при наличии трех условий:
- норма права ЕС, применимая в данном случае, должна предполагать наделение правами частных лиц.
- соответствующее право поддается идентификации на основе права Сообществ.
- существует причинная связь между нарушением обязательства государством и ущербом, понесенным лицом, пострадавшим в результате противоправного деяния. Право Сообществ и международное право.[8]
Европейские сообщества наделены учредительными договорами статусом юридического лица, которым они должны пользоваться во всех государствах-членах в максимально полном объеме, предоставляемом национальным правом, и международной правосубьектностью. Последняя означает. В частности, что Сообщества вправе вести переговоры и заключать международные договоры и соглашения с третьими государствами как двустороннего, так и многостороннего характера; сотрудничать с международными организациями и даже входить в их состав; поддерживать как таковые являются обязательными для всех государств-членов Европейского Союза.
V. Соглашения, заключенные Сообществами с третьими государствами и международными организациями, выступают в качестве внешних источников, правовой режим которых определяется в значительной мере нормами общего международного права. На них полностью распространяются такие принципы права международных договоров, как обязательность соблюдения, неизменяемость в одностороннем порядке, верховенство по отношению к внутренним источникам права, и другие. Специфика международных договоров, заключаемых Сообществами, состоит в том, что их постановления не должны противоречить учредительным договорам.[9]
2. Основы европейского правового пространства в области защиты прав и свобод человекаЕвропейское правовое пространство в области защиты прав и свобод. человека рассмотрим на примере Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950г. и Европейской социальной хартии 1961г.
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод была подписана 4 ноября 1950г. в Риме. Конвенция стала первым юридически обязательным нормативным актом, который детально кодифицировал основные права человека, содержащиеся во Всеобщей декларации прав человека. Эта Конвенция создала действенный международный контрольный механизм для рассмотрения межгосударственных и индивидуальных жалоб, Европейский Суд по правам человека, а также систему, которая должна контролировать осуществление принятых решений. Заметная слабость системы Конвенции состоит, прежде всего, в том, что, за исключением основ Конвенции. Государства-участники согласно ст15 могут принимать меры в отступление от своих обязательств по Конвенции и ограничивать гарантированные ею права.[10]
Из правовых принципов Конвенции нужно выделить следующие:
- Конвенция следует концепции изложения естественных, неотъемлемых прав и свобод согласно ст. 1 всеобщей декларации прав человека.
- Изложенные в Конвенции и дополнительных протоколах права и свободы гарантируются всем лицам, находящимся под юрисдикцией . государств-участников, в том числе лицам без гражданства или гражданам (подданным) других государств.
- Закрепляется принцип недискриминации в отношении прав и свобод, признанных в Конвенции (ст. 14).
- Ограничения, допускаемые в отношении указанных в Конвенции прав, не могут применяться для других целей, кроме предусмотренных (ст. 18). Существенные права и свободы - право на жизнь, запрет пыток, смертной казни, рабства или подневольного состояния, а также обратной силы закона (никакого наказания без закона) - нельзя отменять в случае войны или чрезвычайного положения.
- Сформулированные в конвенции права и свободы касаются отношений только между личностью и государством, при этом иск может быть предъявлен только государству. Государственные учреждения и должностные лица обязаны соблюдать эти права и свободы.
- Устанавливается право индивидуума на эффективные средства правовой защиты в национальных инстанциях (ст. 13). Жалоба в Европейской Суд возможна только после исчерпания внутренних средств правовой защиты и обязательна для всех государств-участников только при вступлении в силу 1 ноября 1998г. Протокола № 11. каждому международному решению суда должна предшествовать попытка дружественного урегулирования дела на основе соблюдения прав человека.[11]
Права и свободы, установленные в Конвенции и протоколах, не расположены в каком-либо логическом порядке, что затрудняет их обзор. Очень условно их можно разделить на следующие группы:
- право на жизнь, запрет смертной казни, запрет пыток. Запрет рабства или подневольного состояния и принудительного труда, право на свободу и личную неприкосновенность, запрет лишения свободы за долги.
- свобода мысли, совести и религии, свобода выражения мнения, свобода собраний, право на свободные выборы.
- право на свободное передвижение, запрет высылки собственных граждан.
- права на уважение личной и семейной жизни, право на бракосочетание, равноправие супругов.
- право на образование.
- право на справедливый судебный процесс, определение наказания только по закону, гарантии правовых средств в уголовных делах, право на компенсацию при судебных ошибках, право не быть повторно судимым или наказанным в уголовном порядке.
- запрет коллективной высылки иностранцев, правовая защита иностранцев в связи с высылкой.
- защита собственности.
В качестве дополнения к Конвенции о защите прав человека и основных свобод 18 октября 1961 года в Турине была подписана Европейская социальная хартия. Социальные и экономические права - это, как правило, права, для реализации которых государство должно предпринять определенные усилия.
Европейская социальная хартия состоит из двух содержательных частей. В первой части закреплены 19 прав и принципов. Во второй содержатся соответствующие обязательства государств-участников договора по осуществлению этих прав и принципов. Упомянутая первая часть Хартии рассматривается лишь в качестве декларации о намерениях. В противоположность этому права и принципы в части II действуют как обязательные. Государства должны считать имеющими для себя обязательную силу по меньшей мере пять из семи определенных статей (прав) части II. Кроме того, каждое государство может. Помимо статей, избранных им в соответствии с предыдущим правилом, считать имеющими для себя обязательную силу такое дополнительное число статей или пунктов Части II Хартии, которое оно изберет, при этом общее число обязательных норм должно составлять не менее 10 статей или 45 пунктов, имеющих цифровое обозначение.
Социальная Хартия не предусматривает судебных органов и подачи индивидуальных жалоб. В 1995 году был принят Дополнительный протокол к Европейской социальной хартии, предусматривающий систему коллективных жалоб. Протокол ратифицирован восемью государствами и еще шестью подписан.
При вступлении в Совет Европы Российская Федерация выразила намерение изучить в целях ратификации Социальную хартию и проводить национальную политику в соответствии с ее принципами. Социальные и экономические права, закрепленные в Конституции России 1993г., не вступают в противоречие с нормами Хартии. Вместе с тем пересмотренная Социальная Хартия содержит круг таких норм, которых нет в российском законодательстве, например:
- работники имеют право на информацию и на консультации в рамках предприятий;
- каждое пожилое лицо имеет право на социальную защиту;
- все работники имеют право на защиту при окончании найма;
- все работники именит право на защиту их претензий в случае неплатежеспособности предпринимателя;
- все работники имеют право на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности, в т.ч. защиту от сексуальных домогательств и другие.
С одной стороны - само внедрение этих норм в российскую правовую систему сопряжено со значительной законотворческой и правоприменительной деятельностью, и, с другой — социально-экономическая ситуация в России не обеспечивает гарантий реализации таких прав.[12]
Думается, что обозначенные признаки сущности универсальной концепции прав человека заслуживают пристального внимания, поскольку они выражают современное формирование новой идеологии прав человека. Наше время - это время формирования широкого движения за новую идеологию прав человека. А потому важно подчеркнуть, что сегодня идея приоритета прав человека все более и более осознается и понимается в цивилизованном мире.
В современном мире проблема защиты прав и свобод личности перестала быть сугубо внутренним делом того или иного государства. Европейские стандарты не являются "конечными", ибо кроме региональных существуют также требования, закрепленные в универсальных международных документах по правам человека.
Отметим, что европейская система защиты прав и свобод личности построена по принципу субсидиарности (дополнительности) международно-правовых гарантий, а это означает, что основу правозащитного механизма составляют нормы внутригосударственного права. Европейское право образует дополнительный уровень гарантий, по которому выверяется и справедливость национального законодательства[13] .
Включение европейских стандартов по правам человека в российскую правовую систему существенно повышает меру ответственности всех правозащитных механизмов, включая, конечно, и органы правосудия.[14]
Российские граждане получили возможность свободно реализовывать свое право на обращение в Европейский Суд по правам человека в Страсбурге, где таких обращений насчитывается уже свыше семи тысяч. Наша страна в ходе глобальной правовой реформы бесповоротно входит в европейское правовое пространство.
Статья 19 Конституции РФ закрепила принципы равенства всех граждан перед законом и судом и равенства предоставленных прав и свобод человека и гражданина. [15]
За пять лет участия России в Конвенции на 1 июля 2004 г. от россиян в Европейский суд по правам человека поступило свыше 20000 жалоб. В день Секретариат Суда получает из России до 20 заявлений. Конечно, обращаясь в Суд, россияне рассчитывают на удовлетворение своей жалобы. Но многие из них испытали разочарование, получив из Страсбурга ответ, что их жалоба не может быть рассмотрена Судом или признана неприемлемой, т.е. отклонена по основаниям, предусмотренным Конвенцией и практикой Суда.
Известно число россиян, обратившихся в Суд. В 2001 году от них поступило 4490 жалоб, в 2002 г. - 4760, а в 2003 г. - 5338. После предварительного изучения референтами Суда были переданы в Суд в 2001 г. - 2105, в 2002 г. - 3989 и в 2003 г. - 4777 жалоб. Однако хорошо известно и то, что большинство российских жалоб были признаны неприемлемыми. В частности, на несовместимость жалобы с Конвенцией было указано в 2001 г. 1253, в 2002 г. - 2223 и в 2003 г. - 3207 российским заявителям.
Почему так? Статистика показывает, что большая часть российских жалоб отвергается Судом по самым разным причинам: в основном из-за несоблюдения заявителями установленных в Конвенции требований к жалобе, а также неумения правильно, со знанием дела, доказать факты нарушения государством-ответчиком прав, гарантированных Конвенцией.
Вот уже пять лет любой российский гражданин, любая частная коммерческая организация, любая группа частных лиц или любая общественная организации, а также иностранные граждане и иностранные юридические лица, имеющие законные основания пребывания в России, находятся под защитой международного правосудия в лице Европейского суда по правам человека. Прибегнуть к защите Суда вправе каждый, кто исчерпал все предоставляемые внутригосударственной правовой системой возможности отстоять и защитить свои права в спорах с государством. В соответствии с Конвенцией и на ее основании Европейский суд может дать совсем иную правовую оценку действиям государственных органов, нежели национальный суд. В этом состоит главный смысл создателей Конвенции - исправлять решениями Суда случаи попирания государственной властью прав и свобод, гарантированных Конвенцией.
Жить в соответствии с международным правом далеко не просто. Государства - разработчики Конвенции, ясно отдавали себе отчет в том, что европейское правосудие не является идеальным, что оно не всегда защищает права человека, нарушаемые государством. Они также понимали, что без учреждения специального судебного органа, уполномоченного принимать решения, заставляющие государство-ответчика исправлять нарушения прав человека, движение европейского правосудия в сторону совершенствования будет практически затруднено.
Вот почему на основе Конвенции был создан особый наднациональный механизм, основная задача которого состоит в судебной защите прав и свобод человека, гарантированных Конвенцией, в случае их нарушения государствами-участниками. Для этого в 1959 г. были созданы Европейский суд по правам человека и Европейская комиссия по правам человека. Комиссия решала вопрос о приемлемости жалобы и о передаче ее в Европейский суд на рассмотрение по существу.
В период с 1959 по 1998 г. Европейский суд рассмотрел свыше 1000 дел. Принятые Судом за пятьдесят лет решения имеют значение прецедентов и служат важными источниками, которые обязательно используются Судом при обосновании своих решений, а также заявителями при подготовке жалоб о нарушении прав и свобод, гарантированных Конвенцией.
В 1998 году была проведена реформа системы защиты прав человека в рамках Европейской конвенции. К этому времени стало ясно, что Суд не справляется с потоком жалоб и чрезвычайно медленно их рассматривает. Чтобы ускорить процесс рассмотрения жалоб, Европейская комиссия по правам человека была упразднена, а ее функции переданы новому Европейскому суду по правам человека.
В том же году, 5 мая, участником Конвенции стала Российская Федерация. С этого момента у российских граждан появилась реальная возможность после исчерпания всех имеющихся внутренних средств правовой защиты и соблюдения других требований обращаться в Европейский суд с жалобой о нарушении прав и свобод, признанных в Конвенции.
Обращение с жалобой в Европейский суд по правам человека требует от ее составителя соблюдения процедурных требований к жалобе, правильного понимания и толкования Конвенции применительно к конкретным случаям ее нарушения, умения четко и ясно изложить факты, являющиеся предметом жалобы, а также использования прецедентной практики Суда, которая не всегда доступна на русском языке, в интересах заявителя.
Подготовка жалоб в Европейский суд - дело весьма непростое. Даже адвокатам, имеющим большой опыт ведения уголовных и гражданских дел в российских судах, не всегда удается успешно защитить права заявителя в Европейском суде.
Во-первых, правила процедуры судебного разбирательства, порядок рассмотрения жалоб Судом имеют свои особенности. Российскими заявителями это обстоятельство часто не учитывается, а в результате их жалобы признаются Судом неприемлемыми, т.е. не содержащими доказательств, свидетельствующих о нарушении Конвенции.
Во-вторых, жалоба должна содержать такую интерпретацию фактов, которая должна убедить Суд в нарушении Конвенции, а для этого необходимы специальные знания по международному и европейскому праву. Принципы, методы и способы толкования норм международного права совсем иные, чем они применяются во внутреннем праве. Поэтому факты нарушения прав и свобод, гарантированных Конвенцией и Протоколами к ней, должны излагаться заявителем в жалобе в Суд с учетом международного и европейского права. Это не означает, что российский адвокат, защищавший права заявителя во внутреннем судебном процессе, становится лишним при подготовке жалобы и разбирательстве в Европейском суде. Напротив, только взаимное сотрудничество и союз адвоката и юриста-международника могут дать позитивные результаты в деле защиты прав и свобод заявителя в Европейском суде по правам человека.[16]
Европа - это не только единая валюта, сотрудничество в экономической и банковской сферах, но также и сотрудничество в сфере образования.
Открытое европейское пространство для высшего образования несет в себе богатый источник возможных перспектив, учитывающих наше разнообразие, но, с другой стороны, вызывает необходимость приложения дальнейших усилий по устранению барьеров и обновлению систем преподавания и обучения, что будет способствовать развитию мобильности и тесного сотрудничества.
Точкой отсчета интеграции стал договор об учреждении Европейского экономического сообщества 1957 года. Он предусматривал создание общего рынка и сближение экономической политики государств-членов, "устранение препятствий к свободному передвижению товаров, физических лиц, услуг и капитала между странами-членами". В рамках Совета Европы еще ранее, в 1953 году была принята Европейская конвенция об эквивалентности дипломов, согласно которой "студентам, успешно завершившим обучение в средней школе в одной из стран Европейского сообщества, должны быть предоставлены все возможности для поступления в университет в другом государстве-члене". С целью обеспечения доступа в университеты, расположенные на их территории, все страны - члены Сообщества признавали эквивалентность дипломов, полученных на территории других стран, подтверждавших полученную квалификацию.
C начала создания общего европейского рынка страны - члены Европейского экономического сообщества придавали большое значение выработке общей эффективной политики в сфере образования . Несмотря на то, что на различных этапах развития Евросоюза приоритеты сотрудничества в области образования менялись, принципы, заложенные в основополагающих документах, до настоящего времени остаются залогом успеха продолжающейся интеграции.
Образовательная политика в Евросоюзе относится к компетенции государств-членов, а межгосударственное сотрудничество в сфере образования реализуется на основе принципа субсидиарности. Принцип субсидиарности предполагает первичность действий государств - членов Сообщества и допускает возможность достижения ими интеграционных целей и задач без принятия решений на уровне Европейского сообщества. Как инструмент интеграционной политики такой подход основывается на двух предпосылках: признании необходимости интеграции и невозможности ее одновременного и единообразного достижения. На практике подход, предусматривающий создание общего законодательства в сфере образования на основе единых приоритетов, целей и принципов, оставляющий пространство для обсуждения деталей и реализации их на национальном уровне, оказался наиболее эффективен для сотрудничества.
Важность сотрудничества в сфере образования для достижения целей интеграции европейских стран не нашло отражения в Римском договоре. Однако в этом документе было сформулировано право Совета министров принять в будущем соответствующие решения, а также предусматривалось право работников свободно передвигаться и трудоустраиваться на территории государств - членов Европейского сообщества для свободного "осуществления предпринимательской деятельности". Декларировалось, что впоследствии Совет министров издаст директивы о взаимном признании дипломов, сертификатов и других свидетельств о формальных квалификациях". Одновременно с этим в разделе "Социальная политика" договор формулировал задачу Европейской комиссии: "Содействовать тесному сотрудничеству между странами-членами в социальной сфере, особенно в вопросах, касающихся начальной и высшей профессиональной подготовки", а также призывал к межгосударственному сотрудничеству в области повышения качества образования .
Таким образом, признание эквивалентности квалификаций рассматривается в Римском договоре как предпосылка свободы передвижения граждан, предпринимательской деятельности и предоставления услуг, как основы формирования общего рынка труда на территории Сообщества. На том этапе развития Европейская комиссия не располагала собственным бюджетом и, следовательно, средствами на поддержку сотрудничества в сфере образования между государствами Сообщества.
Страны - члены Европейского экономического сообщества активно работали над документами, сформировавшими основу академического сотрудничества и повышения мобильности студентов и преподавателей. В первое десятилетие своей деятельности Совет Европы принял четыре конвенции, которые заложили правовую базу сотрудничества между государствами Европы в сфере высшего образования . Первым документом стала уже упоминавшаяся Европейская конвенция об эквивалентности дипломов, дающая студентам право поступать в университеты других стран (Россия также присоединилась к этой конвенции, ратифицировав ее в 1999 году).
В декабре 1954 года была подписана Европейская культурная конвенция, одной из целей которой стало содействие "мобильности и обмену". Следующим шагом в развитии правовой основы академической мобильности стало подписание 15 декабря 1956 года в Париже Европейской конвенции об эквивалентности периодов обучения в университетах. Целью этого документа было содействие общеевропейским интеграционным процессам и решение проблемы нехватки высококвалифицированных специалистов. Согласно конвенции стороны принимали на себя обязательства "признавать период обучения, проведенный студентом в университете другой страны - участницы Совета Европы, как эквивалентный аналогичному периоду обучения в национальном университете при условии, что руководство первого выдаст студенту сертификат, подтверждающий его успешное завершение данного периода обучения". Предусматривалось и взаимное признание успешно сданных экзаменов. Ответственность за добросовестное выполнение положений конвенции возлагалась на государства - участники Совета Европы и университеты (последние несли взаимную ответственность за качество результатов обучения).
Европейская конвенция об академическом признании университетских квалификаций стала следующим этапом развития сотрудничества. Не случайно, что она была подписана на следующий год после вхождения в силу Римского договора. Положение о взаимном признании квалификаций, полученных в университете одной страны-участника, предусматривало возможность обладателя квалификации продолжать обучение на следующей ступени образования в университете любой другой страны - участника Совета Европы (также взаимно признавались и академические степени). Вместе с тем университеты имели право самостоятельно определять требования к уровню владения языком обучения кандидата и "в случае, если экзаменационные требования зарубежного университета не включали предметы, предписанные национальными квалификационными стандартами, отказывать в признании до момента сдачи дополнительного экзамена по требуемому предмету".[17]
Конвенция о признании квалификаций высшего образования в академической Европе была подписана в 1997 году в Лиссабоне. Конвенция устанавливает ряд базовых требований, ее осуществление предполагает вовлечение отдельных стран в более прогрессивную схему международного признания. Это открывает прекрасные возможности для будущего развития. Немало сделано для взаимного признания степеней высшего образования в профессиональных целях посредством применения соответствующих директив Европейского союза.[18]
Болонская декларация о зоне европейского высшего образования 1999г.
В первую очередь целью этой декларации является повышение международной конкурентноспособности европейской системы высшего образования. Составители выразили согласие с общими принципами, изложенными в Сорбоннской декларации (от 25 мая 1998г.), считая необходимым скоординировать образовательную политику для достижения в кратчайшие сроки, по крайней мере, в пределах первого десятилетия нового 21 века, следующих целей, представляющих первостепенную важность для формирования Европейского пространства высшего образования и продвижения европейского образования в мире:
• Принятие системы четких и сопоставимых степеней, в том числе путем внедрения Приложения к диплому, в целях расширения возможностей для трудоустройства европейских граждан, а также повышения конкурентноспособности европейского высшего образования;
• Принятие системы, в основе которой лежат два цикла высшего образования: дипломный и последипломный. Доступ ко второму циклу должен быть разрешен лишь при успешном завершении программ первого цикла с продолжительностью обучения не менее 3-х лет. Степень, присуждаемая по завершении первого цикла, должна быть востребована европейским рынком труда как квалификация соответствующего уровня. Второй цикл должен вести к получению степени магистра и докторской степени согласно практике, существующей во многих европейских странах;
• Введение Европейской системы переводных зачетных единиц как инструмента, необходимого для всемерного расширения студенческой мобильности;
• Расширение академической мобильности путем преодоления ныне существующих преград свободному передвижению, в первую очередь:
- для студентов, для которых должен быть открыт доступ к учебным программам и сопутствующим услугам;
- для преподавателей, научных сотрудников и административного аппарата с признанием и оценкой значимости периодов, проведенных ими в других странах, т.е. научной деятельности, преподавания и стажировки, без ущемления их законных прав;
• Осуществление европейского сотрудничества в обеспечении качества образования, разработка системы сопоставимых критериев и методологий;
• Развитие и внедрение необходимых европейских измерений в области высшего образования, особенно в отношении формирования учебных программ, межвузовского сотрудничества, схем академической мобильных и интегрированных программ обучения, подготовки кадров и проведении научных исследований.[19]
Заключения совета европейского союза о важности и влиянии качества профессионального образования и подготовки (24 июля 1995).
Все государства-участники выражают обеспокоенность по следующим вопросам, связанным с качеством профессионального образования и подготовки:
I. Эффективное использование общественных/частных финансовых ресурсов для удовлетворения потребностей предприятий и частных лиц в профессиональном образовании и подготовке;
П. Создание соответствующих рамок для предлагаемых на данный момент программ профессионального образования и подготовки;
III. Оценка предлагаемых на данный момент программ профессионального образования и подготовки и их результатов, удостоверяющая их соответствие современным требованиям со стороны предприятий и частных лиц.
Государствами-участниками были предприняты различные инициативы, в том числе:
- организация взаимоотношений с учреждениями профессионального образования и подготовки по принципу заказчик/поставщик;
- разработка учреждениями профессионального образования и подготовки критериев качества и/или уставных положений с учетом тех обязательств, которые они взяли на себя перед клиентами;
- введение критериев качества и подготовки органами государственной власти и/или работниками и предпринимателями и/или другими партнерами.
Совет заявляет, что качество профессионального образования и подготовки является результатом целого ряда действий, начиная с анализа потребностей в подготовке, продолжая разработкой содержания и организации образования и заканчивая оценкой результатов.
Совет Европейского Союза предлагает государствам-участникам поддержать меры по:
- облегчению доступа к информации о современном профессиональном образовании и подготовке;
- увеличению спроса на профессиональное образование и подготовку;
- поощрению учреждений профессионального образования улучшать качество предоставляемых ими услуг;
разработке методов и инструментов оценки профессионального образования и подготовки.
Европейский Совет рекомендует государствам-участникам создать прозрачные системы обеспечения и оценки качества в области высшего образования. Целью этих рекомендаций является сохранение и улучшение качества высшего образования с учетом национальных особенностей, европейских измерений и международных требований. Система обеспечения и оценки качества должна основываться на следующих принципах:
- автономия и независимость организаций, отвечающих за обеспечение и оценку качества;
- соотнесение процедур оценки с тем, как оценивают себя учебные заведения;
- внутренняя (самостоятельная) и внешняя (экспертная) оценка;
вовлеченность в оценку всех участников (преподавателей, административного персонала, студентов, выпускников, профессиональных ассоциаций), включение иностранных экспертов;
- публикация результатов оценки.[20]
Государства Европы осознали, что задача создания процветающего и безопасного сообщества не может быть реализована без объединения усилий по сотрудничеству в сфере образования. Осуществление такого сотрудничества становится неотъемлемой частью кооперации государств, объединенных в рамках разных организаций, для достижения целей экономической интеграции, социального единства и политической безопасности.
Выбор направлений и механизмов организации сотрудничества в сфере образования зависит от приоритетов организации. Так, в рамках Европейского экономического сообщества формирование общего рынка, в том числе и общего рынка труда, потребовало создания системы взаимного признания профессиональных квалификаций и разработки соответствующей нормативной и методологической базы. Для "достижения большего единства между участниками …лучшего взаимопонимания между народами Европы…"в Совете создается нормативная и методологическая база академической мобильности, взаимного признания периодов обучения и академических квалификаций. Между этими направлениями развития сотрудничества нет противоречий, они развиваются одновременно, взаимно обогащая друг друга.
Экономическая интеграция сопровождается повышением уровня сотрудничества в сфере образования . На всех этапах интеграции образовательная политика остается сферой ответственности государства и реализуется на межгосударственном уровне, на основе принципа субсидиарности.
Наличие наднационального института (Европейская комиссия), в компетенцию которого входит осуществление "поддерживающих, координирующих и дополняющих" политику государств-членов действий - важный фактор успеха формирования общего образовательного пространства.
Единая нормативная база создает возможность, но не заменяет необходимости сотрудничества субъектов всех уровней: университетов, профессиональных организаций, министерств и ведомств. В результате были выработаны общие подходы и ценности, которые впоследствии оформляются в нормы, а также созданы инструменты и технологии.
Для успешного сотрудничества в сфере образования необходима постоянно действующая специализированная информационная сеть, предоставляющая достоверную и полную информацию всем участников процесса, служащая делу интеграции. По мере усложнения информационного пространства ее значение возрастает.
Несмотря на эволюцию задач общей образовательной политики, главной целью стран - членов Сообщества всегда было "гармоничное развитие экономической деятельности, достижение стабильности, ускоренное повышение уровня жизни и более тесные отношения между странами-членами" Достижение этой цели - краеугольный камень Болонского процесса, участники которого считают высшее образование "ключом к конкурентоспособности Европы". [21]
Интеграция в мировую систему высшего образования системы высшего профессионального образования Российской Федерации при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы – это один из принципов государственной политики в сфере образования, зафиксированный законом (ст.2, п.1, п/п.3 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ).
Присоединение России к Болонскому процессу дает новый импульс модернизации высшего профессионального образования, открывает дополнительные возможности для участия российских вузов в проектах, финансируемых Европейской комиссией, а студентам и преподавателям высших учебных заведений в академических обменах с университетами европейских стран.
В настоящее время Минобрнауки России совместно с Евросоюзом формирует «Общее пространство Россия-ЕС в области науки и образования». Начавшийся с присоединения России к Болонской декларации процесс интеграции российской и европейской систем образования является одним из важных элементов формируемого пространства.
На современном этапе модернизации российского образования реализация положений Болонской декларации в контексте приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации, одобренных на заседании коллегии Минобрнауки России 4 ноября 2004 г., является одним из направлений государственной политики в сфере высшего профессионального образования.
Для полноценного участия в Болонском процессе российской высшей школе предстоит в 2005-2010 годах предпринять ряд мер, среди которых создание условий для функционирования:
-двухуровневой системы высшего профессионального образования;
-системы зачетных единиц для признания результатов обучения;
-сопоставимой с требованиями европейского сообщества системы обеспечения качества образовательных учреждений и образовательных программ вузов;
-внутривузовских систем контроля качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей, а также создание условий для введения в практику приложения к диплому о высшем образовании, аналогичного европейскому приложению и развития академической мобильности студентов и преподавателей.
С 2002 года стали традиционными такие ежегодные мероприятия, как:
-международные конференции по проблемам формирования общего европейского образовательного пространства, проводимые на базе Санкт-Петербургского государственного университета;
-международные совещания по введению системы зачетных единиц в высшем профессиональном образовании, организованные на базе Российского университета дружбы народов;
-региональные совещания по проблемам участия России в формировании европейского образовательного пространства (Таганрогский государственный радиотехнический университет, Уральский государственный университет, Томский государственный политехнический университет, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса и др.);
-школы-семинары по введению приложения к диплому с участием специалистов Санкт-Петербургского государственного технического университета;
-семинары по разъяснению положений Болонского процесса и формированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования на основе компетентностного подхода, проводимые на базе Исследовательского центра проблем качества образования, а также другие мероприятия, инициированные Национальным фондом подготовки кадров, вузами, государственно-общественными организациями.
Различные проблемы развития системы высшего профессионального образования в соответствии с положениями Болонской декларации рассматривались также на:
-всероссийских совещаниях проректоров по учебной работе высших учебных заведений, проводимых на базе Московского государственного института стали и сплавов (технического университета);
-всероссийских совещаниях по проблемам качества образования, проводимых на базе Уфимского государственного технического университета и Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов.
Только в 2004 году в проектах, выполняемых в рамках научных отраслевых программ, исследованы такие вопросы как «Разработка и апробация научно-методического обеспечения оценки социально-экономических последствий затрат, связанных с интеграцией российской системы образования в общеевропейскую в рамках Болонского процесса», «Анализ проблем и перспектив интеграции российской высшей школы в общеевропейское пространство высшего социально-экономического образования», «Разработка стандартов подготовки бакалавров и магистров - специалистов по экономическим, гуманитарным и педагогическим специальностям». Общий объем финансирования проектов составил более 10 млн. рублей.
В целях активизации и координации работ по вхождению системы высшего профессионального образования в европейское образовательное пространство, расширения контактов с рабочими группами и иными структурами Совета Европы, ЮНЕСКО и других организаций приказом Минобрнауки России от 25 октября 2004 г. № 100 была создана группа по осуществлению Болонских принципов в России.[22]
1.Азаров А., Ройтер В., Хюфнер К. Защита прав человека. Международные и российские механизмы – М.:Московская школа прав человека,2000
2.Бордунов В.Д. Государство – ответчик (краткий практический путеводитель по Европейской Конвенции о защите прав и основных свобод) по состоянию на 01.01.05 //Правовая система «Консультант Плюс»
3.Гуськова А.П. К вопросу о судебной защите прав и свобод человека гражданина в российском уголовном судопроизводстве //Российский судья.-2005.-№6
4.Европейское право/ Под ред. Л.М. Энтина.-М.,2004
5. Ларионова М.В. Интеграционные процессы в образовании: ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ // Доктрина.-2006.-№2
6.Международные правовые акты и документы по развитию европейской интеграции в образовании и исследованиях. Сост. Г.А. Лукичев, В.В. Насонкин, Т.Ю. Тихомирова. Под ред. Г.А. Лукичева.- М.:Готика,2004
7.Нафиев С.Х., Васин А.Л. Европейские стандарты обеспечения конституционных прав личности при раскрывании преступлений. Казань: Магариф, 1998.
8. Справка по вопросу «О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации» (к заседанию коллегии Минобрнауки России 16 декабря 2004 года)// Правовая система «Консультант Плюс»
9. Шадрин В.В. Судебная экспертиза в свете УПК РФ и Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод // Адвокат.-2002.-№5
10.Энтин М.Л. Международные гарантии прав человека: Опыт Совета Европы. М.: МНИМП, 1997.
11. Lisbon European Council, 23 and 24 March 2000, Presidency Conclusions.
12. European Cultural Convention (1954, ETS, № 18).
13. Consolidated Version of the Treaty establishing the European Community (Консолидированная версия Договора об учреждении Европейских сообществ (статья 149, глава 3, раздел XI, часть III). Official Journal of the European Communities, 24.12.2002.
14. Consolidated Version of the Treaty Establishing the European Economic Community, статья 2. Official Journal of the European Communities, 24.12.2002. С 325/33.
ПРИМЕРНАЯ ФОРМА ДОГОВОРА
об оказании дополнительных образовательных услуг
при получении высшего профессионального образования
в форме экстерната впервые
" | " | 20 | г. | № |
Студент
(фамилия, имя, отчество)
проживающий по адресу:
с одной стороны, и
(официальное наименование высшего учебного заведения)
в лице ректора (проректора)
(фамилия, имя, отчество)
с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем:
1. Вуз обязуется:
1.1. Оказать студенту следующую образовательную услугу согласно учебному плану специальности (направления)* :
(номер и наименование)
(чтение лекций; проведение лабораторной работы,
практического занятия, семинара, собеседования,
консультации)
в сроки .
(дата либо срок с __________ по __________)
2. Студент обязуется:
2.1. .
(указывается дата либо срок с __________ по __________)
прослушать, пройти (и т.п.)
(указывается вид образовательной
услуги, оговоренной в п. 1.1 настоящего договора;
подразделение (кафедра, лаборатория), где услуга
оказывается, местонахождение подразделения)
оплатив данную услугу в размере | рублей | |||
(сумма прописью) | ||||
в бухгалтерии вуза. | ||||
3. Ответственность сторон:
4. Срок настоящего договора определяется с | по | . |
5. Настоящий договор прекращается с истечением установленного срока его действия.
Досрочно договор может быть прекращен по соглашению вуза и студента.
Юридические адреса сторон:
Студент | Ректор (проректор) | |||||
(подпись) | (расшифровка подписи) | (подпись) | (расшифровка подписи) |
М.П.
* Помимо вида услуги указывается точное наименование дисциплины, по которой она предоставляется.
[1] Азаров А., Ройтер В., Хюфнер К. Защита прав человека. Международные и российские механизмы – М.:Московская школа прав человека,2000
[2] Европейское право/ Под ред. Л.М. Энтина.-М.,2004
[3] Азаров А., Ройтер В., Хюфнер К. Защита прав человека. Международные и российские механизмы – М.:Московская школа прав человека,2000
[4] Европейское право/ Под ред. Л.М. Энтина.-М.,2004
[5] Международные правовые акты и документы по развитию европейской интеграции в образовании и исследованиях. Сост. Г.А. Лукичев, В.В. Насонкин, Т.Ю. Тихомирова. Под ред. Г.А. Лукичева.- М.:Готика,2004
[6] Азаров А., Ройтер В., Хюфнер К. Защита прав человека. Международные и российские механизмы – М.:Московская школа прав человека,2000
[7] Европейское право/ Под ред. Л.М. Энтина.-М.,2004
[8] Азаров А., Ройтер В., Хюфнер К. Защита прав человека. Международные и российские механизмы – М.:Московская школа прав человека,2000
[9] Международные правовые акты и документы по развитию европейской интеграции в образовании и исследованиях. Сост. Г.А. Лукичев, В.В. Насонкин, Т.Ю. Тихомирова. Под ред. Г.А. Лукичева.- М.:Готика,2004
[10] Международные правовые акты и документы по развитию европейской интеграции в образовании и исследованиях. Сост. Г.А. Лукичев, В.В. Насонкин, Т.Ю. Тихомирова. Под ред. Г.А. Лукичева.- М.:Готика,2004
[11] Европейское право/ Под ред. Л.М. Энтина.-М.,2004
[12] Международные правовые акты и документы по развитию европейской интеграции в образовании и исследованиях. Сост. Г.А. Лукичев, В.В. Насонкин, Т.Ю. Тихомирова. Под ред. Г.А. Лукичева.- М.:Готика,2004
[13] Энтин М.Л. Международные гарантии прав человека: Опыт Совета Европы. М.: МНИМП, 1997. С. 161 - 162. См. также: Нафиев С.Х., Васин А.Л. Европейские стандарты обеспечения конституционных прав личности при раскрывании преступлений. Казань: Магариф, 1998. С. 4 - 5.
[14] Гуськова А.П. К вопросу о судебной защите прав и свобод человека гражданина в российском уголовном судопроизводстве //Российский судья.-2005.-№6
[15] Шадрин В.В. Судебная экспертиза в свете УПК РФ и Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод // Адвокат.-2002.-№5
[16] Бордунов В.Д. Государство – ответчик (краткий практический путеводитель по Европейской Конвенции о защите прав и основных свобод) по состоянию на 01.01.05 //Правовая система «Консультант Плюс»
[17]Ларионова М.В. Интеграционные процессы в образовании: ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ // Доктрина.-2006.-№2
[18] Азаров А., Ройтер В., Хюфнер К. Защита прав человека. Международные и российские механизмы – М.:Московская школа прав человека,2000
[19] Международные правовые акты и документы по развитию европейской интеграции в образовании и исследованиях. Сост. Г.А. Лукичев, В.В. Насонкин, Т.Ю. Тихомирова. Под ред. Г.А. Лукичева.- М.:Готика,2004
[20] Международные правовые акты и документы по развитию европейской интеграции в образовании и исследованиях. Сост. Г.А. Лукичев, В.В. Насонкин, Т.Ю. Тихомирова. Под ред. Г.А. Лукичева.- М.:Готика,2004
[21]Ларионова М.В. Интеграционные процессы в образовании: ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ // Доктрина.-2006.-№2
[22] Справка по вопросу «О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации» (к заседанию коллегии Минобрнауки России 16 декабря 2004 года)// Правовая система «Консультант Плюс»
Ростовский Государственный Университет Факультет психологии Заочное отделение Курсовая работа по правоведению Тема: «Основные понятия европейского права»
Основные понятия о государстве
Основные прав и свободы человека и гражданина
Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина в Республике Молдова
Основные правовые системы современности
Основные принципы избирательного права
Основные проблемы законодательной регламентации организации и проведения публичных мероприятий в России
Основные проблемы защиты прав интеллектуальной собственности
Основные тенденции развития современного российского федерализма
Основные теории государственного управления
Основные теории происхождения государства
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.