курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
План
1. Олигополия
2. Конкуренция в условиях НТП
3. Антимонопольное законодательство
1. ОЛИГОПОЛИЯ
Олигополия - рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вхождение новых производителей в отрасль ограничено высокими барьерами. Об этом говорит сама этимология понятия “олигополия” (греч. “oligos”- несколько, “poleo” - продаю, торгую). Рыночная модель олигополии охватывает большую область, простирающуюся в диапазоне между чистой монополией, с одной стороны, и монополистической конкуренцией - с другой. Обычно число господствующих фирм не превышает десяти. Примером может служить степень конкуренции производства в автомобильной промышленности США: на три компании (“Дженерал Моторз,” “Форд” и “Крайслер”) в 80-е годы приходилось свыше 95% национального производства автомобилей. Когда мы слышим: “Большая тройка” или “Большая пятерка”, то можем предположить, что речь идет об олигополиях.
Первой характерной чертой олигополий следует указать то, что они могут быть однородными или дифференцированными, то есть в олигополистической отрасли могут производить стандартизированные или дифференцированные продукты. Многие промышленные продукты: сталь, цинк, медь, свинец, алюминий, технический спирт и т.д. - являются стандартизированными в физическом смысле и производятся в условиях олигополии. С другой стороны, многие отрасли, производящие потребительские товары: автомобили, моющие средства, сигареты и множество бытовых электрических приборов - являются дифференцированными олигополиями.
Второй характерной чертой олигополии являются высокие барьеры для вхождения в отрасль. Эффективность ее требует, чтобы производственная мощность каждой фирмы занимала большую долю совокупного рынка. Исторически сложилось так, что многие отрасли начинали свою деятельность в условиях значительного числа конкурентов. Но затем, по мере того, как совершенствовалась техника, менее сметливые или менее энергичные фирмы оказывались на обочине, а вперед выходили несколько наиболее сильных производителей. Если в начале XX века число американских автомобильных фирм приближалось к 200, то уже в конце 20-х годов их число превышало 50, а в настоящее время их можно перечислить по пальцам.
Существует как “жесткая” олигополия, при которой две или три фирмы господствуют на всем рынке, так и “расплывчатая” олигополия, при которой шесть или семь фирм делят, скажем, 70 или 80% рынка, в то время как “конкурентное окружение” из фирм делит оставшуюся часть.
Но почему не создаются новые фирмы, чтобы вступить в ту же автомобильную отрасль? Ответ состоит в том, что издержки производства в них должны быть более низкими, чем у аналогичных производств. Для этого производители должны быть еще более крупными, что требует огромных капиталовложений, да и конкурировать с уже налаженным производством чрезвычайно трудно.
Олигополистическая конкуренция связана также с другими барьерами. Это может быть обусловлено владением патентами, как это происходит в наукоемких отраслях, типа контролируемых фирмами “Ксерокс”, “Кодак”, “IBM” и др. На протяжении всего срока действия патента фирма надежно защищена от отечественных конкурентов.
Среди других причин - монополия контроля над редкими источниками сырья (например, в 60-70-е годы мировой рынок нефтепродуктов контролировал нефтяной картель “Семь сестер”), запретительно высокие расходы на рекламу (как в производстве сигарет). Есть и некоторые другие барьеры, естественно сложившиеся или искусственно созданные, различные с точки зрения возможности их преодоления.
Третьей характерной чертой олигополии является всеобщая взаимозависимость. Олигополия возникает там и тогда, где и когда число фирм в отрасли настолько мало, что каждая из них при формировании своей экономической политики вынуждена принимать во внимание реакцию со стороны конкурента. Подобно тому как шахматист должен учитывать возможные ходы противника, олигополист должен быть готов к различным (нередко альтернативным) вариантам развития ситуации на рынке в результате различного поведения конкурентов. Никакая фирма в олигополистической отрасли не осмелится изменить свою ценовую политику, не попытавшись рассчитать наиболее вероятные ответные действия своих конкурентов. Всеобщая зависимость - уникальное свойство олигополии.
Итак, олигополия характеризуется следующими чертами:
- в отрасли господствует относительно малое число фирм, что объясняется применением дорогостоящих технологий, экономией издержек и барьерами к проникновению конкурентов;
- продукт может быть гомогенным (стандартным), а может быть и дифференцированным;
- в олигополии сильно побуждение к слиянию, поскольку объединение двух или более конкурирующих фирм может существенно увеличить их рыночную долю, дать преимущества крупного покупателя и поставщика, т.е. осуществить рыночную власть;
- олигополия характеризуется всеобщей зависимостью. Никакая фирма не осмелится изменить свою цену, не попытавшись рассчитать возможные ответные ходы своих конкурентов.
Картель Стремление олигополистов к корпоративному поведению ведет к образованию картелей. Картель- форма монополии, при которой ее участники, сохраняя производственную и коммерческую самостоятельность, договариваются между собой о ценах, разделе рынка, обмене патентами. Стратегия функционирования картели требует установления доли (“квоты”) для каждого его участника в общем объеме производства и выработки механизма контроля за выполнением принятых решений. Такой сговор обеспечивает установление единых монопольных цен, хотя и ограничивает производственно-коммерческую деятельность отдельного участника.
Образовавшийся картель не приобретает безграничную власть на рынке, так как существует множество предприятий-аутсайдеров, готовых объединяться в антикартель и противостоять ему на рынке.
Условия олигополии - наибольшее число находящихся во всеобщей взаимозависимости фирм - благоприятствует тайному сговору. Тайный сговор имеет место, когда фирмы достигают непосредственного или молчаливого (не выраженного словами) соглашения о том, чтобы зафиксировать цены, разделить или распределить рынки или иным образом ограничить конкуренцию между собой. Такое сотрудничество может проявляться и через особую экономическую политику, выступающую в различных формах.
Среди них можно отметить следующие три:
- лидерство в ценах - означает такую практику, когда ведущая компания отрасли назначает свои цены, а остальные им следуют.
- жесткость цен - политика удержания цены на прежнем уровне даже при изменении издержек или спроса из-за боязни развязать “войну цен“.
- соглашения могут заключаться тайно двумя или несколькими крупными компаниями для установления фиксированных цен или раздела рынка. Законодательства большинства стран считают такую практику противозаконной.
Назначения цен или доли влияния на рынке может основываться и на длительно существующем положении вещей, ставшем уже традицией. Иногда оно также расценивается как незаконное, а в других случаях такая практика легальна.
Для объяснения олигополии необходимо также рассмотреть эффект слияния. Поводом для слияния могут служить разные причины. Непосредственной причиной выступает то, что объединение двух или более конкурирующих фирм может существенно увеличить их рыночную долю и дать возможность новой и более крупной производственной единице добиться большего эффекта масштаба. Другой важной причиной является рыночная власть, достижение которой может сопутствовать слиянию. Фирма, которая имеет большую (и в абсолютном выражении, и относительно рынка) способность контролировать рынок и цену своей продукции, чем более мелкий производитель, пользуется несомненными преимуществами. Более того, увеличение размера фирмы, к которому приводит слияние, может дать ей преимущества “крупного покупателя” и позволит требовать и добиваться более низких, чем раньше, цен от поставщиков ввозимых ресурсов.
Слияние компаний может идти по трем направлениям: горизонтальному, вертикальному и конгломерату.
Горизонтальное слияние означает комбинацию ( или интеграцию) двух или более компаний, занятых в одной сфере производства. Примером этого может быть слияние двух издательств в один крупный концерн.
Вертикальное слияние предполагает слияние двух или более компаний, осуществляющих разные стадии одной технологической цепочки. Оно происходит, например, когда автомобильная компания приобретает сталелитейный завод и начинает производить собственную сталь для изготовления автомобилей.
Конгломерат совмещает в одной финансовой и управленческой структуре несколько видов производств, совершенно не связанных между собой, например, сигарет и корма для собак (пример диверсификации производства).
Вывод: олигополия существует, когда малое число фирм господствует на рынке одного или дифференцированного продукта. Олигополия возникает благодаря слияниям или различным барьерам для вступления, таким как эффект масштаба, патенты или владение сырьем.
Формы несовершенной конкуренции многообразны. Наихудшим для потребителя случаем является монополия, практикующая ценовую дискриминацию. Ценовая дискриминация состоит в том, что одинаковые товары фирма продает различным покупателям по разным ценам в зависимости от их платежеспособности. Для этого необходимы следующие предпосылки:
- продавец обладает достаточно высокой степенью монопольной власти, обеспечивающей ему контроль над производством и ценами;
- продавец имеет возможность сегментировать рынок - разбить покупателей на разные группы, различающиеся степенью эластичности спроса по цене;
- потребитель, приобретающий товар по более низкой цене, не может затем перепродать его дороже (например, льготы в транспорте).
Цены могут различаться в зависимости от:
- качества товара или услуги;
- объема потребления (скидки оптовым покупателям);
- дохода покупателя, если он известен продавцу;
- времени покупки (дневное или ночное время, будни или выходные, разгар или конец сезона и т.д.).
Таким образом, существует множество цен на один и тот же товар, причем различия цен никак не связаны с различием издержек. На первый взгляд фирма, практикующая ценовую дискриминацию, кажется нетипичной. Однако на практике такие ситуации встречаются довольно часто. Это - билеты в кинотеатр на дневные и вечерние сеансы, плата за электроэнергию для фирм и домохозяйств, билеты в музей для взрослых, детей, студентов, военнослужащих и пенсионеров, индивидуальные и групповые авиабилеты и т.д.
По отраслевому критерию различают внутриотраслевую конкуренцию, то есть соперничество между производителями одного вида товаров за наиболее благоприятные условия производства и сбыта, за большую долю рынка этого товара, и межотраслевую конкуренцию, то есть борьбу между производителями в разных отраслях за наиболее выгодные сферы приложения капитала. В результате межотраслевой конкуренции средства из низкорентабельных отраслей устремляются в высокорентабельные секторы экономики.
Термин “межотраслевая конкуренция” используется и для характеристики другого явления - соперничества между производителями продукции различных отраслей, удовлетворяющими сходные, однотипные потребности и потому вступающими в соревнование за потребителя на рынке (например, разные виды топлива, природные материалы и заменяющие их синтетические аналоги).
Итак, рассмотрев важнейшие характеристики основных типов рыночной структуры, попробуем представить их для большей наглядности схематически (схема 2):
Схема 2.
Характерные признаки основных рынков
Признаки
|
Совершенная конкуренция |
Монополистическая конкуренция |
Олигополия |
Монополия |
Число фирм | Множество мелких фирм | Много фирм | Несколько крупных фирм | Одна крупнейшая фирма |
Тип продукта | Одинаковый | Дифференци-рованный | Одинаковый или дифференци-рованный | Уникальный |
Условия вступления в рынок |
Очень легкие | Сравнительно легкие | Существен. препятствия |
Очень трудные |
Контроль над ценами | Отсутствует |
Ограничен возможностью замены товара |
Приоритет ценового лидера |
Полный контроль |
2. КОНКУРЕНЦИЯ В УСЛОВИЯХ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА
Научно-техническая революция, многократно ускорив процесс возникновения новых технологий, придала экономике гибкость и динамизм, сделала возможными резкие структурные сдвиги, появление рынков принципиально новой продукции, быстрое обновление производства, возникновение товаров с качественно новыми потребительскими свойствами.
Еще Сисмонди говорил о том, что в эпоху индустриализма новые машины становятся причиной концентрации труда на расширяющихся предприятиях и что таким образом конкуренция оборачивается против самой себя. Маркс на основе огромного материала из раннеиндустриальной истории Англии сформулировал закон концентрации, выражающийся в сосредоточении работников и рабочих машин на крупных фабриках и, соответственно, - производства на одном или нескольких крупных заводах. Такая концентрация неизбежно ведет к монополии, где нет конкуренции.
Однако прогресс индустриализации в ХХ веке выявил новые факты - применение новейшей техники вызвало неожиданную тенденцию к конкуренции.
Проявляется это трояким способом.
1) Удешевление и улучшение транспорта разрушило локальность рынков. Они переплелись и утратили самостоятельность. Особенно этот процесс получил свое развитие на рынке труда. Раньше рабочий выбирал ближайшее предприятие по месту жительства. Наличие же автомобильной или железной дороги, других средств передвижения позволяет ему отправляться на работу достаточно далеко, даже в другой город.
2) Техника вызвала небывалое обострение конкуренции субститутов. Создание искусственного шелка, штапеля, нейлона и прочих искусственных волокон, выход на авансцену нефти в качестве конкурента каменного угля, новых строительных материалов наряду с кирпичом, новых веществ в качестве конкурентов фарфора, конкуренция искусственного каучука с каучуком натуральным - вот лишь несколько примеров растущей конкуренции субститутов. Она стала универсальным явлением. В результате растет эластичность спроса на отдельные товары; рыночная форма, следовательно, приближается к совершенной конкуренции, даже если продавец какого-то отдельного вида товара остается монополистом. Но тем самым и монополии принуждаются к поведению, характерному для конкуренции: так, например, картели производителей кирпича должны считаться с конкуренцией изготовителей новых строительных материалов, т. е. с большей эластичностью спроса, железнодорожный транспорт - с возникающей конкуренцией со стороны автомобильных перевозок и т.д.
3) Благодаря новейшему развитию технического знания современный производственный аппарат в значительной степени овладел искусством приспособления. Сильно возросла гибкость фабрик обрабатывающей промышленности, быстро переходящих от одного вида производства к другому, т. е. быстро меняющих рынок. Данное обстоятельство, с особенной очевидностью проявившееся в период двух крупных войн ХХ столетия, ставшее в известной мере неожиданностью для специалистов, в значительной степени повлияло на сам ход этих войн. Так, часовые заводы чрезвычайно быстро переключались на производство взрывателей, машиностроительные - на выпуск снарядов и частей подводных лодок. За короткое время была перепрофилирована весомая доля производственного процесса. И наоборот, после окончания войны последний быстро перестроился на гражданскую продукцию, осуществляя процесс конверсии. Все три указанных момента действуют вместе и тем или иным образом содействуют конкуренции.
Гибкость и динамизм в развитии производства неизбежно приводят к перераспределению экономической силы между различными компаниями, усилению аутсайдеров, появлению новых конкурентов. Эту тенденцию испытала на себе, например, известная фирма “Ксерокс”, чья доля мирового рынка, составлявшая одно время 80-90%, примерно за десятилетие упала ниже 50%, у нее появилось 12 серьезных конкурентов. Обострение конкуренции особенно явно наблюдается на рынке новой продукции, где за короткий срок цены могут упасть в несколько раз. По-другому осуществляется конкуренция в традиционных отраслях. Цены здесь могут быть неизменными или даже расти, но еще быстрее происходит повышение качества, совершенствование сервисного обслуживания, осуществляется предоставление дополнительных льгот, то есть за ту же цену потребитель часто получает товары лучшего качества.
Научно-техническая революция ведет к принципиальному изменению положения мелкого производства. Из придатка монополистической структуры оно в ряде случаев превращается в его конкурента, препятствующего консервативной технической политике крупных корпораций. Так, малые и средние фирмы в США дают до половины основных промышленных нововведений. Эти фирмы-”венчуры” (от англ. «Venture» – рискованная затея, коммерческое предприятие, связанное с коммерческим риском), полностью зависящие от успеха своего изобретения, являются серьезной революционирующей силой в экономиках развитых стран.
Наконец, обострение конкуренции связано с усилением процессов интернационализации производства, глобальным характером деятельности крупнейших корпораций. В этих условиях господство в той или иной стране монополистической структуры и связанные с этим тенденции к торможению научно-технического прогресса неизбежно ведут к ослаблению позиций этой страны на мировом, а затем и на собственном внутреннем рынке. Тем самым возникает мощный стимул к обновлению производства на принципиально новых научно-технических основах. Международный опыт начиная с середины XX века демонстрирует яркие примеры подобных столкновений, ведущих к смене лидера в различных сферах экономики.
Так, захватив в 50-е годы сильные позиции на мировом рынке часов, фирмы Швейцарии попытались обезопасить свою монополию, запретив экспорт оборудования для производства часов в другие страны. Уверенные в незыблемости своих позиций, эти фирмы не модернизировали производство. Когда же американские и японские компании сумели ликвидировать технический и технологический разрыв, разработав собственное оборудование для часовой промышленности и новую технологию, они захватили значительную долю мирового рынка, серьезно потеснив своих швейцарских конкурентов.
Особенно ярко проявились недостатки монополистических структур в американской автомобилестроительной индустрии под ударами конкуренции со стороны японских автомобильных фирм.
Американская автомобильная промышленность традиционно является высокомонополизированной отраслью. Вспомним три “кита” - “Дженерал Моторз”, “Форд”, “Крайслер”- и портрет автомобильной промышленности США в общих чертах можно считать законченным. Подобная монополистическая структура позволяла им десятилетия не вносить существенных технических новшеств, ограничиваясь изменениями в конструкции кузова и активным маркетингом.
Совершенно по-другому выглядит ситуация на японском рынке. Здесь постоянно конкурируют между собой девять основных производителей автомобилей, причем давление на конкурентов оказывают не столько гиганты, сколько небольшие фирмы, доля которых за последнее время несколько увеличилась. В этих условиях даже фирмам-лидерам - “Тоёта” и “Ниссан” - приходится вести себя исключительно гибко, чтобы не утратить своих позиций на рынке. Поэтому в обстановке нефтяного кризиса они лучше и быстрее сумели приспособиться к изменившейся ситуации, чем их американские собратья. В результате американская автомобильная промышленность не только подорвала свой авторитет, но и потеряла до 30% внутреннего рынка.
3. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Как вы уже знаете, конкуренция есть самое эффективное средство достижения целей рыночной экономики и интересов всех членов общества.
Когда же предприниматели заключают между собой гласное (или негласное) соглашение о разделе рынка или уровне цен, то потребители вынуждены платить большую цену за товар и сокращать объем потребления. Цены в этом случае становятся искусственно высокими и не все покупатели могут позволить себе приобретать тот же самый товар в желаемых объемах.
Потребители несут экономические убытки от подавления конкуренции. Важно и то, что устранение конкуренции нарушает равновесие спроса и предложения, что приводит к нерациональному использованию и без того ограниченных производственных ресурсов общества.
Чтобы избежать этих негативных явлений, государство вмешивается в рыночные процессы, используя антимонопольное регулирование: административный контроль над монополизированными рынками, организационный механизм и антимонопольное законодательство.
Административный контроль монополизированных рынков объединяет способы воздействия на монополизированное производство. Можно выделить, в частности, финансовые санкции, применяемые в случае нарушения антимонопольного законодательства. Бывают случаи, когда фирма, уличенная в систематическом использовании методов нечестной конкуренции и проигравшая судебный процесс, подвергается прямому расформированию.
Организационный механизм имеет своей целью антимонопольную профилактику путем последовательной либерализации рынков. Не затрагивая монополию как форму производства, способы и методы такой политики государства нацелены на то, чтобы сделать монополистическое поведение для крупного бизнеса невыгодным. Это - снижение таможенных пошлин, отмена количественных квот, поддержка малого бизнеса, упрощение процедуры лицензирования, оптимизация производства, продукция которого может конкурировать с товарами монополий, и т.д.
Наиболее эффективной и развитой формой государственного регулирования монопольной власти является антимонопольное законодательство. Его цель - регулирование структуры отрасли через запрещение предполагаемых слияний крупных фирм, если оно ведет к существенному ослаблению конкуренции или установлению монополии. Антимонопольная практика в то же время не отрицает возможности слияния компаний на “горизонтальной” или “вертикальной” основе.
Первый антитрестовский закон, Закон Шермана, был принят в США в 1890 г. В нем признается незаконным и уголовно наказуемым создание монополий или сговор с этой целью, или ограничение свободы торговли. Два других антитрестовских закона были приняты в 1914 г. - закон Клейтона и закон правительственной торговой комиссии.
Основным демонополизирующим документом в России является “Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”. Для проведения государственной политики по развитию товарных рынков и конкуренции, ограничения монополистической деятельности в 1991 г. создан Антимонопольный комитет РФ.
В хозяйственной практике российской экономики важно понятие “доминирующее положение на рынке” хозяйствующего субъекта. Согласно определению, хозяйствующий субъект, доля которого на рынке определенного товара превышает ежегодно устанавливаемую величину (которая не может быть ниже 35%), оценивается как занимающий доминирующее положение. Эту величину устанавливает Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП). Для крупного слияния фирмы должны иметь разрешение ГКАП (“крупным слиянием” признается такое, при котором приобретаются контрольный пакет акций или более 35% акций). ГКАП может принимать решения и о принудительном разделении хозяйствующих субъектов, взыскивая штрафы за нарушение закона.
В 1991 г. был утвержден “Государственный реестр Российской Федерации объединений и предприятий-монополистов”, в который включены предприятия, производящие более 35% продукции на каком-либо товарном рынке. Для этих предприятий установлена необходимость обязательного декларирования предстоящего повышения свободных цен, государственного регулирования цен республиканскими и местными органами, а также обязательное предоставление статистической отчетности по объему производства (в натуральном выражении).
План 1. Олигополия 2. Конкуренция в условиях НТП 3. Антимонопольное законодательство 1. ОЛИГОПОЛИЯ Олигополия - рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вхождение новых производителей
Основные и оборотные средства
Основные категории экономической теории
Основные этапы развития экономической теории
Особенности общества с дополнительной ответственностью
Особенности создания инвестиционных проектов
Особенности состава затрат в отдельных отраслях экономики или связанных с осуществлением отдельных видов экономической деятельности
Особенности учета внешнеэкономической деятельности торговых организаций
Оценка спроса и предложения на аграрных рынках
Оценка стоимости бизнеса
Оценочная деятельность. Методы оценки стоимости недвижимости
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.