База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

Основы экологического права — Государство и право


Контрольная работа

По дисциплине «Экологическое право»


1. Правовые меры охраны атмосферного воздуха

Основные проблемы окружающей среды Республики Беларусь, касающиеся атмосферы, связаны как с изменениями и колебаниями климата, так и с загрязнением воздушного бассейна и разрушением озонового слоя. За последние годы в воздушное пространство страны в среднем за год выбрасывается около 2100 тыс. т. Загрязняющих веществ. Основными источниками этих выбросов являются автотранспорт, объекты энергетики и промышленные предприятия. Большая часть продуцирована передвижными источниками, преимущественно автотранспортом (80%). На долю стационарных источников приходится около 20% суммарных выбросов.

В составе выбросов преобладают:

·   Оксид углерода – 59%;

·   Диоксид серы – 10%;

·   Углеводороды – 17%;

·   Оксиды азота – 9%.

Распределение выбросов на территории Беларуси неравномерно. Наибольшее количество загрязняющих веществ выбрасывается в атмосферу на территории:

o  Минской области (включая г.Минск) – 553 тыс. т.;

o  Витебской области – 367 тыс. т.;

o  Гомельской области – 340 тыс. т.;

o  Брестской области – 295 тыс.т.

Крайне отрицательное воздействие на здоровье людей и окружающую среду оказывает трансграничное загрязнение воздуха, которое характеризуется такими неблагоприятными последствиями, как уничтожение растительного покрова, обезлесение и подкисление водоемов. Ежегодно на территорию Беларуси в среднем выпадает около 300 тыс. т. серы ( и только 14% - из собственных источников), 114 тыс. т. окисленного азота (из собственных источников – 6%) и 82 тыс. т. восстановленного азота (из собственных источников 35%).

Под охраной атмосферного воздуха понимается совокупность организационных, экономических, технических, правовых и иных мероприятий, направленных на предотвращение загрязнения атмосферного воздуха, осуществляемых государственными органами, юридическими и физическими лицами. Законодательство об охране атмосферного воздуха концентрирует эти общие направления его охраны, считая первостепенным сохранение и улучшение качества атмосферного воздуха, его восстановление, устранение вредных воздействий на атмосферу в целях охраны здоровья человека, растительного, животного мира и окружающей среды в целом.

2. Растительный мир как объект использования и охраны. Законодательство Республики Беларусь о растительном мире

 

Охрана объектов растительного мира - комплекс мероприятий, направленных на сохранение пространственной, видовой и популяционной целостности объектов растительного мира, их численности, ресурсного потенциала и продуктивности, предотвращение их повреждения, уничтожения или иного вредного воздействия на них.

Охране подлежат объекты растительного мира, расположенные в границах любых земельных участков и (или) водных объектов, за исключением тех, в границах которых разрешено удаление объектов растительного мира. Охране также подлежат все объекты растительного мира, в отношении которых установлены ограничения и запреты в соответствии с Законом «О растительном мире» и иными актами законодательства Республики Беларусь.

Охрана объектов растительного мира осуществляется специально уполномоченными республиканскими органами государственного управления и их территориальными органами, местными исполнительными и распорядительными органами, пользователями объектов растительного мира, пользователями земельных участков или водных объектов, а также юридическими лицами и гражданами, осуществляющими деятельность, которая оказывает или может оказать вредное воздействие на объекты растительного мира.

Меры по охране объектов растительного мира не должны причинять вреда другим природным объектам, историко-культурным ценностям, жизни и здоровью граждан, их имуществу и имуществу юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.

Пользование объектами растительного мира - использование юридическими лицами или гражданами Республики Беларусь объектов растительного мира или их свойств при осуществлении ими экономической и иной деятельности.

Пользование объектами растительного мира осуществляется в порядке общего и специального пользования.

Общее и (или) специальное пользование объектами растительного мира может быть ограничено или приостановлено в той мере, в какой это необходимо для обеспечения безопасности государства, охраны окружающей среды, историко-культурных ценностей, прав и законных интересов граждан и юридических лиц в случаях, предусмотренных Законом «О растительном мире» и иными законодательными актами Республики Беларусь.

Объекты растительного мира в порядке общего пользования используются гражданами в личных целях безвозмездно без закрепления объектов растительного мира за отдельными гражданами.

Граждане осуществляют право общего пользования объектами растительного мира без получения соответствующих разрешений, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь о растительном мире.

Общее пользование объектами растительного мира должно осуществляться с соблюдением требований законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды и о растительном мире.

В соответствии с законодательством Республики Беларусь, общим разрешением пользователя земельного участка или местным обычаем граждане имеют право свободно пребывать на землях, в границах которых расположены объекты растительного мира, и осуществлять все виды пользования объектами растительного мира в порядке, установленном Законом «О растительном мире» и иными актами законодательства Республики Беларусь, не допуская при этом незаконных повреждения или уничтожения объектов растительного мира, загрязнения среды их произрастания или иного вредного воздействия на нее, соблюдая правила пожарной безопасности.

В целях воспроизводства объектов растительного мира, соблюдения природоохранных, санитарных, противопожарных и иных требований законодательства Республики Беларусь пребывание граждан на землях, в границах которых расположены объекты растительного мира, может быть ограничено или приостановлено в установленном законодательством Республики Беларусь порядке.

Общее пользование объектами растительного мира осуществляется по видам пользования, предусмотренным статьей 44 Закона «О растительном мире».

Законодательство Республики Беларусь о растительном мире основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из Закона «О растительном мире» и иных нормативных правовых актов Республики Беларусь, содержащих нормы, регулирующие отношения в области обращения с объектами растительного мира, если иное не предусмотрено законодательством.

Отношения в области обращения с объектами растительного мира, входящими в лесной фонд, регулируются лесным законодательством Республики Беларусь, за исключением случаев, предусмотренных статьями 18 - 24, 26 - 29 и 42 Закона «О растительном мире».

Отношения в области обращения с растениями, относящимися к живым измененным организмам, регулируются законодательством Республики Беларусь в области биологической безопасности и генно-инженерной деятельности.

Отношения в области защиты дикорастущих растений регулируются законодательством Республики Беларусь о защите растений, Законом «О растительном мире» и иными актами законодательства Республики Беларусь.

Отношения в области озеленения регулируются также Законом «О растительном мире» и иными актами законодательства Республики Беларусь о растительном мире, о жилищно-коммунальном хозяйстве, в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Отношения в области обращения с объектами растительного мира как компонентами среды обитания объектов животного мира регулируются законодательством Республики Беларусь об охране и использовании животного мира и о растительном мире.

Отношения в области охраны окружающей среды, охраны и использования земель (включая почвы), недр, вод, атмосферного воздуха, животного мира как компонентов среды произрастания объектов растительного мира регулируются соответственно законодательством Республики Беларусь об охране окружающей среды, земельным, водным законодательством Республики Беларусь, законодательством Республики Беларусь о недрах, о животном мире, об охране атмосферного воздуха, Законом «О растительном мире» и иными актами законодательства Республики Беларусь.

Отношения в области обращения с изъятыми дикорастущими растениями и (или) их частями, в том числе с растительной продукцией, регулируются гражданским законодательством Республики Беларусь, Законом «О растительном мире» и иными актами законодательства Республики Беларусь.

3. Ответственность за нарушение законодательства о недрах

В основе экологических нарушений лежит объективное противоречие между экологическими и экономическими интересами человека, существующее в системе «общество-человек». Воздействуя на природную среду, человек удовлетворяет свои экономические потребности и далеко не всегда согласует свои поступки и действия с интересами экологическими.

Экологическое правонарушение – это виновное, противоправное деяние (действие или бездействие), посягающее на установленный государством экологический правопорядок и причиняющее вред природной среде либо создающее реальную угрозу такого причинения.

В кодексе Республики Беларусь о недрах в ст. 53 закреплен перечень неправомерных деяний, которые считаются нарушениями законодательства о недрах:

-нарушении требований нормативных правовых актов в области безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, охраны недр и окружающей природной среды, в том числе обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов;

-нарушениях, ведущих к загрязнению недр и приводящих месторождение полезных ископаемых в состояние, не пригодное для эксплуатации;

-несоблюдении требований настоящего Кодекса о приведении участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для дальнейшего использования в народном хозяйстве;

-нарушении правил проведения работ по геологическому изучению недр, приведшем к недостоверной оценке разведанных запасов полезных ископаемых или условий строительства и (или) эксплуатации горных предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

-нарушении порядка предоставления недр в пользование;

-самовольном пользовании недрами;

-самовольной застройке площадей залегания полезных ископаемых;

-нарушении права собственности на геологическую и иную информацию о недрах либо ее конфиденциальности;

-утрате геологической и маркшейдерской документации, дубликатов проб, необходимых для дальнейшего изучения недр и добычи полезных ископаемых;

-уничтожении или повреждении наблюдательных режимных скважин на подземные воды, маркшейдерских и геодезических знаков;

-выборочной (внепроектной) отработке богатых участков месторождений полезных ископаемых, приводящей к необоснованным потерям балансовых запасов полезных ископаемых;

-сверхнормативных разубоживании и потерях полезных ископаемых при их добыче;

-порче месторождений полезных ископаемых и других нарушениях требований по рациональному их использованию;

-применении опасных для жизни и здоровья людей, окружающей среды способов пользования недрами;

-невыполнении требований по приведению ликвидируемых или консервируемых горных выработок и буровых скважин в состояние, обеспечивающее безопасность населения, а также требований по сохранению месторождений полезных ископаемых, горных выработок и буровых скважин на время их консервации;

-необеспечении сохранности зданий, сооружений, а также особо охраняемых территорий и объектов окружающей природной среды при пользовании недрами;

-систематическом нарушении порядка внесения платы за пользование недрами;

-невыполнении предписаний органов, осуществляющих государственное регулирование, контроль и надзор в области пользования недрами,

Лица, виновные в указанных правонарушениях несут административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Законодательством Республики Беларусь могут быть предусмотрены и другие нарушения в области пользования недрами, по которым наступает ответственность.

Административная ответственность за экологические правонарушения предусмотрена в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Статья 15.18. устанавливает ответственность за нарушение требований по использованию недр и гидроминеральных ресурсов, где указано, что выборочная отборка богатых участков месторождений, приводящая к необоснованным потерям балансовых запасов полезных ископаемых, либо сверхнормативные потери или сверхнормативное разубоживание полезных ископаемых при их добыче, либо иные нарушения требований рационального использования недр и гидроминеральных ресурсов влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя – от десяти до ста базовых величин, а на юридическое лицо – до пятисот базовых величин. Часть 2 статьи 15.18. предусматривает ответственность за нарушение правил проведения работ по геологическому изучению недр, приведшее к недостоверной оценке разведанных запасов полезных ископаемых или условий для строительства и эксплуатации предприятий по добыче полезных ископаемых, а также подземных сооружений,не связанных с добычей полезных ископаемых, либо нарушение иных правил геологического изучения недр, что влечет наложение штрафа в размере от пяти до двадцати пяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя – до восьмидесяти базовых величин, а на юридическое лицо – до четырехсот базовых величин.

В статье 15.20. установлена ответственность за нарушение правил охраны недр, что влечет наложение штрафа в размере от пяти до двадцати пяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя – до ста базовых величин, а на юридическое лицо – до пятисот базовых величин.

В статье 271 уголовного кодекса РБ закреплена ответственность возникающая при нарушение правил охраны недр:

1. Нарушение правил охраны недр, совершенное в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, наказывается штрафом, или арестом на срок до трех месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на тот же срок.

2. Нарушение правил охраны недр, повлекшее умышленное или по неосторожности причинение ущерба в особо крупном размере, наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок.

К должностным лицам, допустившим нарушение законодательства о недрах, могут быть применены меры дисциплинарного взыскания. К работникам совершившим дисциплинарный проступок, независимо от применения мер дисциплинарного взыскания могут согласно статье 198 трудового кодекса Республики Беларусь применяться лишение премий, изменение времени предоставленного трудового отпуска и другие меру.

Возмещение вреда, причиненного нарушением законодательства об охране окружающей среды, предусмотрено в Законе Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» (ст. 49). Возмещение вреда, причиненного окружающей среде нарушением природоохранного законодательства, производятся в соответствии в соответствии со ст. 50 данного Закона добровольно либо по решению суда. Юридические и физические лица, причинившие вред вследствие нарушения ими законодательства о недрах, обязаны возместить его в порядке и размере, установленных главой 58 гражданского кодекса республики Беларусь «Обязательства вследствие причинения вреда». В соответствии со ст. 54 Кодекса о недрах пользователи недр, а также другие юридические лица независимо от форм собственности и физические лица обязаны возместить вред, причиненный ими в результате нарушения законодательства о недрах, в размере и порядке, установленных законодательством.

Самовольное пользование недрами и самовольная застройка месторождений полезных ископаемых прекращаются в соответствии со ст. 55 Кодекса Республики Беларусь о недрах без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования недрами.

Споры по вопросам пользования недрами разрешаются органами государственного управления в соответствии с их полномочиями в области недропользования и судами в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.


Список используемой литературы

 

1.  Балашенко С.А. Демичев Д.М. Экологическое право / Учебник. – Минск: «Урожай», 2000.

2.  Демичев Д.М. Экологическое право. Особенная часть: Учеб. пособие. – Мн.: Урожай, 2002.

3.  Станкевич Н.Г. Земельное право Республики Беларусь / Учебное пособие. – Минск: Амалфея, 2000.

4.  Кодекс о недрах от 15.12.1997г. // Ведомости Национального собрания республики Беларусь.- 1997.

5.  Об охране атмосферного воздуха: Закон Республики Беларусь от 15.04.1997 №29, с изм. И доп. На 10.07.1997г. // Ведомости Национального собрания республики Беларусь.- 1997.

6.  О растительном мире: Закон Республики Беларусь от 14 июня 2003г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2003.

7.  Гражданского кодекса Республики Беларусь от 7 декабря 1998г. в ред. Закона Республики Беларусь от 8 января 2004г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2004.

8.  Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушенияхот 21.04.2003г. № 194-З (с изм. По сост. На 04.01.2007) // НРПА Республики Беларусь. – 2003. - № 63.

9.  Уголовный кодекс Республики Беларусь 9 июля 1999г. № 275-3 с изм., внесенными Заключением Конституционного суда от 11.03.2004 № 3-171/2004 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2002г.

Контрольная работа По дисциплине «Экологическое право» 1. Правовые меры охраны атмосферного воздуха Основные проблемы окружающей среды Республики Беларусь, касающиеся атмосферы, связаны как с изменениями и колебаниями клима

 

 

 

Внимание! Представленная Контрольная работа находится в открытом доступе в сети Интернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
Советуем не рисковать. Узнай, сколько стоит абсолютно уникальная Контрольная работа по твоей теме:

Новости образования и науки

Заказать уникальную работу

Похожие работы:

Особенности абсолютной монархии в странах Западной Европы
Особенности аграрного права
Особенности аренды земельного участка в Российском законодательстве
Особенности валютного контроля в Российской Федерации (РФ)
Особенности государственного контроля и прокурорского надзора
Особенности государственного управления
Особенности государственных органов
Особенности гражданского и уголовного процесса
Особенности действия уголовного закона
Особенности договора поручительства

Свои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru