База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

Особенности индивидуального характера — Психология

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И КУЛЬТУРЫ

Факультет психологии

КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему:

"Особенности индивидуального характера"


Москва – 2009


Оглавление

Введение

1. Модели характеров

2. Исследование характерологических тенденций

Заключение

Список литературы


Введение

В переводе с греческого характер – это отпечаток, отличительная черта, признак. Не зря слово характер произошло именно от этих слов, ведь он изменчив. Различные жизненные события накладывают свой «отпечаток» на каждого человека, и его характер меняется, причем меняться он может не один, а много раз. Это особенно заметно в кризисные периоды развития личности. В отличие от характера, личность человека формируется до пяти лет, и впоследствии не изменяется. Однако не стоит понимать, что характер можно поменять кардинально, на совершенно противоположный. Характер – это совокупность устойчивых психических свойств человека, обеспечивающая неповторимость и своеобразие каждого индивида[1]. И все же, корректировка его возможна.

На данный момент множество людей обращаются за помощью к психотерапевтам, психологам, семейным консультантам и т.д. Причины таких просьб у всех разные. Кто-то хочет избавиться от страхов или психологической травмы, некоторые люди нуждаются в знаниях, понимании своих эмоций, другие же хотят изменить некоторые черты своего характера.

Людям свойственно меняться, это естественно. Так же люди всегда стремились к взаимопониманию и совместной деятельности, будь то работа или создание семьи.

Знания о характере необходимы как психологам (для работы), так и обычным людям для достижения своих и совместных целей. Познание характера человека позволяет прогнозировать поведение человека и заранее корректировать и контролировать способы обращения к другим людям, действия и поступки.

В данной работе будут рассмотрены типологическая модель индивидуальных характеров Хейманса‑Ле‑Сенна и психоаналитическая типологическая модель А. Лоуэна. Затем будет проведено исследование характеров членов малой социальной группы.

Объект исследования: малая социальная группа (10 женщин в возрасте от 24 до 49 лет, работающих в одной организации над совместным проектом).

Предмет исследования: особенности характера каждого члена группы.

Цели работы: выявить характерологические особенности членов группы; определить какие проблемы могут возникнуть в работе и взаимоотношениях между членами группы, учитывая их характерологические особенности.

Задачи исследования:

1.   Рассмотреть типологическую модель индивидуальных характеров Хейманса-Ле-Сенна и психоаналитическую типологическая модель А. Лоуэна;

2.   Провести исследование характерологических тенденций с помощью опросника Т. Лири;

3.   Установить преобладающие характерологические тенденции личности для каждого испытуемого;

4.   Проанализировав полученные результаты, определить какие проблемы могут возникнуть в работе и взаимоотношениях между членами группы, учитывая их характерологические особенности.


1. Модели характеров

 

Типологическая модель индивидуальных характеров Хейманса‑Ле‑Сенна. Франция[2]

Характерология Хейманса, которая была развита и завершена Ле-Сенном и французской школой, наиболее применима в повседневной жизни.

В данном случае характер рассматривается как совокупность (в различной дозировке) трех основных составных частей:

1. Эмоциональность (обозначаемая как Э+ или Э‑).

Речь идет о том, с какой легкостью данная ситуация вызывает у человека эмоциональное состояние (эмоцию или чувство). У некоторых людей обыденные события (заботы, неудачи, ошибки или же, напротив, хорошие новости, вознаграждение, успех и т.д.) вызывают довольно сильные эмоции. Другие реагируют менее быстро, бесстрастно. О таких говорят: «Их ничем не проймешь». Однако не следует смешивать людей бесстрастных с теми, чья эмоциональность носит внутренний характер. Она тем более важна, что не выражается вовне. Внимательный человек, однако, может часто судить о ней по некоторым признакам (краска на лице, бледность, молчание, дрожь и т.д.).

2. Активность (обозначаемая А+ или А‑)

Активность – это потребность в действии, в осуществлении плана или замысла. Некоторые люди не выносят состояния безделья или простоя. Им нравится быть чем-то занятыми, и они всегда находят себе занятие. Они быстро принимают решение. Их не пугают трудности, и их нелегко привести в уныние. О таких говорят: «Выгонят в дверь, лезут в окно». Но есть и другие, которым нужно долго думать, прежде чем начать действовать, и даже такие, кого действие парализует. На обдумывание задачи они тратят больше энергии, чем на ее решение. Однако такие люди не обязательно ленивы.

3. Первичность и вторичность (обозначаемые как П и В).

Наши мнения, чувства и цели, которые мы преследуем, могут оказывать на нас более или менее длительное влияние. Некоторые люди долго остаются под впечатлением пережитого. Они похожи на аккумуляторы, которые сильно «заряжаются», но мало «разряжаются». Они надолго остаются под впечатлением, например, приведшей их в ярость ситуации. Они не скоро забывают нанесенную им обиду, долго переживают утрату дорогого существа или испытывают волнение при воспоминании об удаче или счастливом случае.

Их настроение чаще всего бывает ровным. Редко их можно видеть в подавленном состоянии, не часто и в слишком приподнятом. Они редко сердятся, но, когда чаша терпения переполняется, гнев их бывает страшен. Они верны своим привязанностям, принципам и привычкам. Они мало меняются, и им трудно навязать новую точку зрения. Они могут работать ради достижения отдаленных целей: они упорны и терпеливы. Это так называемые «вторичные».

Другие люди, напротив, недолго остаются под впечатлением пережитого или под влиянием своих чувств. Они непрестанно «разряжают» свои эмоции. Они живут настоящим и в отличие от «вторичных» не погружены в прошлое или будущее. Поэтому они без труда приспосабливаются к обстановке. Таких людей называют «первичными». Если они видят, что не могут быстро достичь желаемого, они быстро отказываются от своей цели или идеи. Они способны на большое усилие, но не на длительное. Упорный труд им претит. Они любят неожиданности и приключения и ненавидят рутину.

Из всех возможных вариантов совокупности трех основных составных частей выделяют восемь типов характеров:

1. Нервный (Э+, А‑, П).

Сильная и беспорядочная эмоциональность: нервный человек – раб настоящего. Он неустойчив, склонен к жестокости и подозрительности. Но он легко примиряется. У него живой, но неметодичный ум, импульсивная, неровная и непостоянная активность. Нервный человек чувствителен, но его эмоции быстротечны. Он может работать лишь тогда, когда его желание совпадает с необходимостью, то есть время от времени.

Сильный и возбудимый, он постоянно находится в поисках новых и сильных ощущений. Ему неуютно в семейном кругу, и потому он нуждается в многочисленных и разнообразных друзьях вне дома. Он мало считается с прошлым и говорит и делает то, что ему удобно в данный момент. Поэтому он довольно расположен ко лжи. Он подчиняет истину своим минутным настроениям и желаниям. Недоверчив, ибо легко допускает, что другие поступают так же, как и он. Доволен собой и любит, когда другие подтверждают это его представление.

Его влияние на группу весьма слабо. Что касается работы, то его следует держать в рамках, указывать, как и что делать, и не бояться идти с ним на столкновение, так как он легко соглашается на примирение. Плохо переносит монотонный труд.

2. Сентиментальный (Э+, А‑, В).

Сентиментальный человек тоже наделен большой чувствительностью, но если нервный быстро отвлекается от своих впечатлений, радостей или огорчений, то сентиментальный долго их переживает, помнит о них и постоянно к ним возвращается. Это глубокая, мечтательная и постоянная натура. Он любит одиночество и довольствуется одним или двумя товарищами. Достаточно трудолюбив, но решения принимает с трудом.

«Вторичность» сентиментального обусловливает то, что он глубоко переживает все, что с ним происходит, как и все, что ему говорят.

Перемены в его настроениях медленны, но глубоки. Он не является рабом событий и пытается трезво их оценивать. Он редко живет настоящим, хорошо помнит прошлое и думает о будущем. Верен своим привычкам, не любит перемен.

Учитывая сказанное, а также сильную эмоциональность сентиментального, следует вести себя с ним с большой осторожностью. Грубое обращение – лучший способ заставить его замкнуться в себе еще больше. Нерешительный и непрактичный, робкий и чувствительный, он требует к себе мягкого и доброжелательного отношения. Но и тактичного также. В разговоре и обращении с ним надо быть справедливым. Необходимо постоянно взывать к его чувствам и показывать, что с ними считаются. Не следует идти наперекор его привычкам и пристрастиям.

3. Бурный, активный (Э+, А+, П).

Благодаря своей «первичности» этот характер отличается большой силой, отвагой, предприимчивостью и полной свободой. Его аффективность приобретает иногда неистовый характер. Это импульсивный, увлекающийся человек, смешивающий часто независимость с анархией.

Он услужлив, с сочувствием относится к другим и не скрывает своих симпатий. Откровенен, но переменчив. Жизнерадостен и всегда пребывает в хорошем настроении. Натура яркая, душа общества и фантазер. Но может быть и грубым. Его не пугают препятствия, он умеет их обходить благодаря своей изобретательности. Хвастун, он любит все приукрасить. Доверчив, некапризен и незлопамятен.

Он охотно участвует в общем деле и выполняет все, что требуется. Ему необходимо чувствовать симпатию даже в упреках. Не следует публично упрекать и унижать его не потому, что он будет долго переживать, а потому, что можно вызвать бурное возмущение.

Он способен взяться за работу «засучив рукава», но надо постоянно поддерживать его интерес к ней. Именно этому характеру следует поручать такую, хотя и непоказную работу, которая, однако, должна быть выполнена без промедления. Надо пользоваться его чрезвычайной жизнеспособностью, не забывая, однако, о его легкой отвлекаемости.

4. Страстный (Э+, А+, В).

Это люди одной идеи, которые отдаются своей работе со всей своей неизменной страстью. Любят порядок. Их реакции решительны, но не взрывные, разве только в том случае, когда их порывы слишком долго и часто сдерживались. Тогда они разряжаются справедливым гневом. Их ум быстр и надежен. Удачу переживают тихо и скромно. Не любят менять своих убеждений.

Поэтому при назначении на руководящую должность человека, имеющего такой характер, следует предварительно – во избежание конфликта – удостовериться, что его точка зрения не расходится с позицией начальства. Не следует также поручать одно и то же дело двум таким людям, так как они вряд ли смогут прийти к соглашению.

5. Сангвиник (Э‑, А+, П).

Этот тип весьма практичен. Он легко и быстро адаптируется. Покладист и оптимистичен. Это – делец. Он мало возбудим и «первичен», а потому спокоен и смел. Его ум широк, он склонен к обобщениям, но любит точность, основательность и объективность. Его рассудок ясен и открыт для любых проблем. К порученному делу относится с большой ответственностью.

6. Флегматик (Э‑, А+, В).

Наиболее заметной чертой этого характера является скорее всего его холодность и, как следствие, исключительное спокойствие. Флегматик относится к тем людям, чье приветствие всегда степенно, прохладно и лишено всяких эмоций. Он не склонен к товариществу и предпочитает одиночество. Не разговорчив, и сводит беседу к выяснению главного. Иногда, когда бывает «в ударе», позволяет себе бесстрастно пошутить.

Он верен себе и своему кругу. Солгать может лишь в исключительных случаях. В работе любит порядок и выполняет ее спокойно и методично. Любит чистоту, любовь к ней может стать настоящей манией и превратиться в педантизм. Не боится работать с полной отдачей, но лишь тогда, когда это ему выгодно. Ум его работает довольно медленно, но надежно, потому что эта медлительность объясняется желанием знать причины происходящего. Флегматика можно убедить только доводами.

Надо помогать ему избавляться от одиночества. Его лучше всего использовать на стадии проектирования работы и в подготовительный период. Здесь весьма полезными оказываются его организаторские способности, спокойствие и уравновешенность.

7. и 8. Аморфный (Э‑, А‑, П) и Апатичный (Э‑, А‑, В).

Аморфный очень инертен. Он никогда не делает больше того, чего от него требуют. Его ум незатейлив. Он с готовностью откладывает на завтра все, что можно сделать сегодня. Его поступки лишены элементарной пунктуальности.

Апатичный тоже безразличен к тому, что делает. Он способен удовлетворительно выполнять повседневную работу, требующую определенного порядка. Всегда в ровном расположении духа, он получает определенное удовольствие от одиночества. Но его одиночество бедно. Лица, наделенные таким характером, наименее услужливы и наиболее безразличны к другим.

Само собой разумеется, что описанные выше характеры встречаются довольно редко. Это все «чистые» типы. В действительности они сочетаются друг с другом в зависимости от большей или меньшей интенсивности каждой из трех переменных. Но, ориентируясь на них, легче определить, что представляют собой «смешанные» типы, с которыми мы чаще всего встречаемся в повседневной жизни.

Психоаналитическая типологическая модель А. Лоуэна. США

А. Лоуэн выделяет пять типов характера.

1) Оральный характер

Если поведение индивида характеризует чувство депривации, сильный страх потерять любовь объекта, внутренняя пустота и отчаяние, мы говорим, что у него оральный тип характера. Такие люди зависимы во взаимоотношениях. Их отличают колебания настроения, они то восторженны, то подавлены. Оральный характер принимает благоприятную реальность и отвергает неблагоприятную, но при этом, не отрицая ее. Человек с такой установкой ведет себя так, словно уверен, что его обманули в праве по рождению, и он будет тратить жизнь, стараясь добиться того, что ему принадлежит по наследству. Людям с таким характером обычно не удается сохранить работу на долгое время. Нередко дело доходит до того, что человек восстает против необходимости работать или, что чаще всего, против требований трудовой дисциплины.

Любовные отношения у человека с оральным характером сопряжены с теми же проблемами, что и функция работы. Его интерес нарциссический, требования велики, а реакции ограничены. Он ждет понимания, симпатии и любви и очень чувствителен к любой холодности партнера или окружающих его людей. Там где другой человек не может удовлетворить нарциссические требования, у человека с оральным характером появляются чувства неприятия, обиды и враждебности. Поскольку его партнер имеет собственные потребности, которые человека с оральным характером удовлетворить не способны, ситуация все время остается конфликтной. Такие люди очень «зависимы», но это часто маскируется враждебностью.

Страх быть отвергнутым, который для человека с оральным характером означает страх потерять любовь объекта, таится в бессознательном, как огромная опасность и угроза. Человек может отдавать себе отчет, что жить, обладая оральным характером трудно. Его супружеская жизнь, как правило, неудачна.

Человеку с оральным характером присуще желание поговорить и удовольствие от говорения. Он любит рассказывать о себе, как правило, выставляя себя в выгодном свете. Такой человек легко оказывается в центре внимания и не беспокоится по поводу своего эксгибиционизма. Оральному характеру важны внимание, интерес и любовь.

Эта потребность в вербальном выражении сопровождается высоким уровнем вербального интеллекта. Интеллектуальные способности такого человека никак не отражаются на его достижениях, но, тем не менее, он обладает преувеличенным представлением Я о себе самом. Правда, такая напыщенность Я имеет место в периоде хорошего самочувствия и возбуждения, но в моменты отчаяния и безнадежности в общей картине преобладают чувства беспомощности и неадекватности.

Нельзя не обратить внимания на депрессивные тенденции. Депрессия наступает после снижения активности и утраты видимого благополучия. Состояние восторженности и депрессии цикличны, но это не всегда легко заметить. Его депрессия – состояние очень стойкое. На глубинном уровне у него обнаруживаются проблемы с восприятием собственных желаний. Такой человек обычно говорит: «Я не знаю, чего хочу». Материальные желания редко бывают значительными для таких людей.

Агрессия и агрессивные чувства у человека с оральной структурой характера выражены слабо. Такие люди не предпринимают больших усилий для того, чтобы достичь желаемого. Отчасти это связано с отсутствием сильного желания, отчасти – со страхом неудачи. Такой страх проявляется с легкостью, причем оправдывает переживание постоянного разочарования. Человек надеется получить желаемое, не прилагая усилий; таким образом, он может избежать разочарования, которого так боится. Гнев пробудить нелегко. Вместо него можно увидеть сильное раздражение. Может быть много крика и ярости, но при этом нет сильного чувства. Нельзя заблуждаться, принимая за гнев враждебные фантазии или мечты. В поступках или жестах очень трудно выявить полноценное выражение враждебности.

Оральный характер – это «прилипчивый» тип. В экстремальном случае он способен высасывать чужую силу и энергию. Неумение стоять на собственных ногах является верной характеристикой такой структуры Я.

Еще одна характерная черта оральной структуры – чувство внутренней пустоты, которая присутствует независимо от внешнего поведения человека. Кроме того, такие люди испытывают одиночество даже в любовных отношениях.

Об оральности можно говорить, если присутствуют такие качества как: чрезмерная патологическая зависть, невротическая скупость, меланхолическая серьезность или выраженный пессимизм, прилипчивость и назойливость, чрезмерная говорливость, острая потребность во внимании, враждебность, нетерпеливость, беспокойство и, наконец, болезненно острая охота к еде и различные оральные привычки (например, курение)[3].

2) Мазохистский характер

Можно отметить следующие черты мазохистского характера: субъективное, хроническое ощущение страдания, которое объективно проявляется как тенденция жаловаться; хроническая склонность к тому, чтобы навредить себе, и к самобичеванию (моральный мазохизм); также навязчивое стремление мучить других, которое заставляет индивида страдать не меньше, чем его объект. Все люди с мазохистским характером проявляют специфическую неловкость, статичную манеру вести себя в контактах с окружающими, причем часто столь заметную, что она похожа на умственную недостаточность[4].

Только тогда, когда имеют место все эти черты, которые определяют ключевые моменты личности и ее типичные реакции, они составляют в сумме мазохистскую структуру характера.

Мазохист принимает реальность, одновременно сражаясь с ней, он признает рациональность своих требований, в то же время, сопротивляясь им. Он больше, чем кто-либо другой, пребывает в состоянии тяжелого конфликта.

Типичная особенность мазохистского характера – избегать тревоги, желая при этом быть любимым. Подобно тому, как жалобы маскируют требование любви и провокацию попытки ее форсировать, весь мазохистский характер представляет собой безуспешную попытку освободиться от тревоги и неудовольствия. Безуспешную, потому что, несмотря ни на какие попытки, он никогда не избавится от внутреннего напряжения, которое постоянно грозит обернуться тревогой. Чувство страдания соответствует реальному постоянному сильнейшему внутреннему напряжению и готовности к тревоге.

Мазохистский характер пытается уменьшить внутреннее напряжение и пугающую тревогу неадекватным способом, то есть его требование любви выражается в форме провокации и злобы. Конечно, для этого есть свои особые причины, то есть данная манера высказывать требование любви типично мазохистская. Самый важный элемент неудачи, однако, состоит в том, что злость и провокация направлены как раз на того человека, которого любят и от которого требуют любви. Таким образом, страх потерять любовь усиливается, как и чувство вины, потому что мазохист истязает человека, которого любит. Этим объясняется странное поведение мазохиста: чем больше он старается выйти из ситуации страдания, тем больше он запутывается в ней[5].

Центральная проблема мазохизма – потребность получать удовольствие и удовлетворение от страха или переживания того, что другие воспринимают как неудовольствие. В обычном случае это потребность страдать выражается чаще всего в фантазиях, которые сопровождают сексуальное возбуждение, или в провоцирующем поведении, которое приводит его к самобичеванию и униженности. В первом случае фантазии о том, что его истязают, – необходимое условие для того, чтобы достигнуть разрядки в половом акте. Провоцирующее поведение выполняет подобную функцию. Униженность ведет к садизму, который раскрывает более глубокие чувства. После борьбы с партнером, мазохист сексуально лучше функционирует.

Среди качеств характеризующих мазохиста, первое место занимает субъективное ощущение страдания и несчастливой судьбы, которое объективно проявляется, как тенденция жаловаться. Он страдает на самом деле, и его жалобы имеют под собой основание. Однако мазохиста трудно убедить в том, что одно с другим не связано, что удовлетворение его жалоб не избавит его от страдания. Мазохисту всегда кажется, что он прилагает максимум усилий, которые не ценятся и не приносят успеха.

Для мазохиста характерно то, что чем больше он прикладывает усилий, тем более безнадежной становится ситуация. Он находится в западне, и чем больше старается выбраться из нее, тем больше в ней вязнет. Пока агрессия направлена внутрь, нужно помнить, что его активность самодеструктивна по своей природе. Именно это «старание» создает западню для мазохиста. Его усилия не направлены на рациональные требования ситуации. Он старается завоевать одобрение, расположение, получить любовь за то, что искренне старается.

Этим людям легче всего удается выражение таких чувств как «я не хочу», «я тебя ненавижу» и т.д. Сдерживание агрессии вызывает негативные чувства. До тех пор пока имеется эта базисная негативная установка добиться облегчения страдания невозможно. Окруженный этим слоем негативности, мазохист не доверяет миру и реальности. Ни любовь, ни одобрение не могут преодолеть барьер, и никакие позитивные чувства не в силах пробиться сквозь него. Это также причина того, что мазохист страдает. Он хочет вырваться, но не осмеливается, он хочет чтобы вы его освободили, но не верит вам. Все так пронизано недоверием, что мазохист не доверяет даже самому себе, своим действиям и успехам. В общении с другими людьми мазохист может иметь довольно глупый вид, вызванный смущением. Они страдают потому, что способность выразить мысль и чувство блокированы. Несмотря на внешнюю неуклюжесть, мазохист очень умен и чувствителен. Он проницателен, точно воспринимает и понимает поведение других людей. Он игнорирует те силы, которые определяют его собственное поведение. Он использует свои умственные способности для того, чтобы поставить их на службу собственному недоверию, и они, таким образом, играют зловещую роль в его личной жизни.

3) Истерический характер

Истерический характер – это личность, склонная сексуализировать все несексуальные отношения, ей свойственна суггестивность, иррациональные эмоциональные вспышки, хаотичное, драматизированное и театрализованное поведение и даже обман, вплоть до экстремальной формы – истерических фантазий[6].

Наиболее яркой характеристикой этого типа является очевидное сексуальное поведение в сочетании со специфической телесной подвижностью явно выраженного определенного сексуального оттенка[7]. У женщин такого типа характер проявляет себя замаскированной или открытой кокетливой походкой, взглядом и речью. У мужчин, помимо этих черт, наблюдаются мягкость, чрезмерная вежливость, женственное выражение лица и фемининное поведение.

Эти черты сочетаются с более или менее выраженной соблазнительностью. Когда сексуальное поведение почти достигает цели, эти черты становятся особенно заметными; затем истерический характер отступает или занимает пассивную, тревожную позицию. Теперь он столь же неистово пребывает в пассивности, как неистово действовал до этого. Половой акт часто повышенно активен, но не сопровождается соответствующим сексуальным переживанием. Эта активность представляет собой попытку справиться с интенсивной тревогой.

При истерическом характере выражение лица и походка никогда не бывают тяжелыми, самоуверенными и высокомерными. У истерического характера движения мягки, более или менее округлы и сексуально-провокационны.

Хотя кокетство сопряжено с беспокойством, что сопровождается заметной телесной подвижностью, другие специфические черты истерического характера остаются скрытыми. Имеется в виду непостоянство реакций, то есть склонность к неожиданным и непредсказуемым изменениям поведения. Налицо сильная внушаемость, которую всегда сопровождает склонность к разочарованию[8]. Истерический характер несложно в чем-то убедить, пусть даже для него неприятном, он быстро уступает доводам других, легко меняя свою позицию, которую только что принял. Подчинение вскоре сменяется на противоположное: скорые возражения и беспочвенное пренебрежение. Внушаемость истерического характера располагает его как к пассивному гипнозу, так и к полету воображения. Ему необходимо как-то задействовать гипертрофированную способность к сексуальным увлечениям, чаще всего инфантильного характера. Живое воображение легко переходит в патологическое, поскольку воображаемые переживания могут приниматься и пересказываться как реальные.

При истерическом характере сексуальные влечения подавлены, то есть в значительной степени бессознательны. Такие люди страдают определенным сексуальным напряжением

Истерическому характеру свойственно сильное и неудовлетворенное генитальное влечение, которое сдерживается генитальной тревогой. Таким образом, он постоянно ощущает присутствие опасности, которая соответствует его детским страхам. Исходное генитальное влечение используется для того, чтобы не чувствовать этого присутствия, не ощущать природы и важности пугающей опасности. Так, если истерическая женщина предпринимает определенные сексуальные действия, не следует считать, что она готова к сексуальному переживанию. Напротив, первая же попытка испытать эту готовность обнаружит, как ее поведение обернется совсем иным: тревогой, той или иной разновидностью защиты, вплоть до физического бегства. Сексуальное поведение, кроме прочего, нацелено на то, чтобы выявить, грозит ли опасность и откуда. Истерический характер всегда не осведомлен о значении сексуального поведения, старается этого не осознать, сильно негодует, услышав такое «предположение». Короче говоря, довольно быстро выясняется, что кажущееся сексуальное влечение является сексуальностью, выполняющей функцию защиты.

Истерик боится не столько генитальности, сколько глубоких, сердечных, любовных чувств. Это сексуальность, ограниченная гениталиями и не затрагивающая организм целиком. Обнаруживается расщепление между любовными, неживыми чувствами и генитальностью[9].

Если попытаться достичь сердцевины истерического характера, чтобы мобилизовать глубокие чувства любви, можно натолкнуться на самую решительную защиту. Анализ экспрессии свидетельствует о гордости и решительности. Многие женщины истерического склада обладают этими чертами и эта решительность и гордость являются ключевым моментом характера. Однако гордость истерического характера застывшая, негибкая и непреклонная.

4) Фаллически-нарциссический характер

Типичный фаллически-нарциссический характер самоуверен, часто высокомерен, оптимистичен, энергичен и зачастую особенно выразителен[10]. Чем невротичней внутренний механизм, тем более навязчивы модели его поведения. В повседневном поведении ему не свойственна медлительность как правило, надменен, либо холоден и сдержан, либо издевательски агрессивен. В объектном поведении, включая и объект любви, нарциссический элемент всегда доминирует над объектно-либидинальным, всегда имеет место примесь более или менее замаскированных садистских склонностей.

Такие люди, как правило, упреждают собственной атакой предполагаемое нападение со стороны других. Их агрессия очень часто выражается не столько в том, что они говорят или делают, сколько в манере говорить и действовать. Людям, которым, по их мнению, не свойственна агрессия, они представляются агрессивными и провоцирующими.

Обычно такие люди достаточно успешны в своей профессиональной деятельности, хорошо адаптированы в социальном окружении и сексуально привлекательны для противоположного пола. Они стремятся достигать лидирующих позиций и негативно реагируют на необходимость подчиняться, как, например, в армии или других иерархичных организациях, компенсируя такую необходимость превосходством над другими людьми, ниже рангом. Если их тщеславие уязвлено, они реагируют холодной, сдержанной, глубокой депрессией или прямой агрессией. Нарциссизм такого характера выражается в чрезмерной самоуверенности, высокомерии и превосходстве, Несмотря на нарциссическую одержимость самим собой, такой характер часто демонстрирует значительные достижения во внешнем мире. Нет ничего удивительного, что этот тип чаще всего встречается среди атлетов, авиаторов, военных и инженеров. Одной из наиболее важных черт является агрессивная отвага. Успешная деятельность фаллически-нарциссической личности в той или иной мере обусловлена храбростью и предприимчивостью, эти качества выполняют еще и компенсаторную, отклоняющую противоположные влечения функцию.

Фаллически-нарциссические мужчины демонстрируют высокую эрективную потенцию, а вот оргастически они импотентны[11]. Презрение к женскому полу, как правило, нарушает взаимоотношения с женщинами. Несмотря на это, такие люди являются чрезвычайно желанными сексуальными объектами, поскольку являют собой очевидную маскулинность. Женщины с таким характером встречаются значительно реже. Явно невротичные формы характеризуются активной гомосексуальностью и клиторной сексуальностью; для тех же, кто более здоров генитально, характерно основанное на физической силе и красоте самоуважение.

Фаллически-нарциссический характер включает в себя почти все формы гомосексуальности, мужской и женской, а также большинство случаев так называемого «морального идиотизма», паранойи и амбулаторной шизофрении, множество случаев эритрофобии и явную мужскую садистскую перверсию[12].

5) Шизоидный характер

Если бы индивид никогда явно не отрывался от реальности, правомерно ли описывать его структуру как шизоидную? Такие индивиды обнаруживают признаки, как невротических, так и психотических патогенных механизмов. Все исследователи едины во мнении, что в шизоидном характере имеет место аффективное нарушение[13].

Эмоции таких людей, как правило, неадекватны. Они ведут себя так, «как будто» ощущают связь с другими людьми. Однако у невротиков также обнаруживаются неадекватные эмоциональные реакции. Ситуация требует пояснения. Агрессия шизоида является «как будто» агрессией, «изображением» агрессивности, способом пережить и вынести близкие отношения с людьми. Он не ощущает агрессию как неотъемлемую часть реального существования в отличие от невротика.

Порой шизоид ведет себя очень решительно, но это длится недолго. Агрессия попросту разрушается. Когда она вздымается, возникает ощущение всемогущества, поскольку оно не подвергается проверке реальностью. Эта функция относительно недоразвита. Такое всемогущество агрессии воспринимается как сила действия, но не как сила мысли.

Шизоид способен к конструктивному творчеству. Если Я не сдерживается, оно способно разрушить барьеры реальности, открывая путь к новому чувствованию и деянию. Подобными достижениями мы во многом обязаны таким художникам, как Ван Гог, Гоген и др.

У шизоидной личности нет прочно укоренившихся установок «я не хочу» и «я не могу». Поскольку базальная установка шизоида проистекает из отрицания ценностей материальной реальности, у него нет потребности бороться за эту реальность. Но иногда у него можно обнаружить установки и тенденции, внешне напоминающие оральные и мазохистские. Они складываются вследствие специфического опыта в его биографии. Но они не связаны с Я, не проявляются в ситуации переноса и не выражаются в виде глубокого сопротивления. В действительности для шизоида характерно то, что он имеет как бы несколько реальных механизмов защиты Я.

Шизоидный характер функционирует в реальности ради выживания, но без внутреннего убеждения в истинности ее ценностей. Он не контролирует свои реакции подобно невротику, полагающему, что контроль возможен. Он больше, чем невротик, находится во власти внешних сил. Он сразу и непосредственно отвечает на любовь, но столь же быстро застывает в ситуации, которую воспринимает как негативную.

Если оторванный от реальности шизофреник полностью утрачивает свое Я, то шизоид способен избежать этого отрыва и сохранить Я[14]. Но это Я чрезвычайно слабо. Не то, чтобы шизоид не чувствовал себя – он чувствует. Но его ощущение себя в материальной реальности слабое. С другой стороны, он обладает большой способностью испытывать духовные чувства, нежность, симпатию. Шизоид воспринимает себя как духовную личность, полную глубоких чувств, нежности, симпатии и т.д. К несчастью, ему трудно сфокусировать эти чувства на объекте материального мира, поскольку он не идентифицирован с Я и ему трудно контролировать свою моторную координацию. На самом деле шизоидный характер может на короткое время сфокусировать нежные чувства на другом человеке. Однако напряжение, вызванное попыткой поддерживать контакт, приводит к разрыву.

Если шизофреник в своем отрыве от реальности страдает от деперсонализации, то шизоидный характер сохраняет тонкую нить, связывающую ум и тело. Он использует свое тело так, как будто автомобилем. Он не чувствует, что это его тело, а скорее ощущает его, как место своих чувств и мыслей. Это не является инфантильностью, поскольку нет инфантильной идентификации с телесным удовольствием. Тело человека является непосредственной реальностью, своеобразным мостом, соединяющим его внутреннюю реальность с материальной действительностью внешнего мира.


2. Исследование характерологических тенденций

Материал и оборудование: перечень 128 черт, предложенный Т. Лири для составления характерологического портрета человека, десять регистрационных бланков и ручки.

Методика исследования[15]: исследование характерологических тенденций состоит из двух этапов. На первом этапе используется методика самооценки испытуемым собственных свойств, а на втором – методика взаимооценки. Поэтому в исследовательскую группу входят экспериментатор и как минимум два испытуемых, желательно таких, которые знают друг друга хотя бы 1,5–2 месяца.

Методика исследования может применяться последовательно то одним, то другим испытуемым, либо одновременно. В последнем случае важно, чтобы испытуемые были размещены не ближе чем 2 метра друг от друга. Каждый из них получает перечень из 128 черт, регистрационный бланк и ручку. Экспериментатор дает им инструкции и при одновременной работе двух испытуемых следит за соблюдением самостоятельности.

Обработка результатов: цель обработки результатов – получить индексы восьми характерологических тенденций и на их основе высчитать показатели двух основных тенденций: «Доминирование» и «Дружелюбие». Результаты исследования по методикам самооценки и взаимооценки обрабатываются по одному и тому же принципу: сначала подсчитывают в баллах индексы по каждой тенденции с помощью ключа и результаты заносятся в таблицу, а потом по специальной формуле определяют показатели доминирования и дружелюбия. Формулы для подсчета показателей основных тенденций составляются из величин восьми характерологических тенденций, обозначенных римскими цифрами. В случае преобладания доминирования вероятнее конфликты и неправильное понимание отношений людей, сложнее организация эффективного с психологической точки зрения взаимодействия.

Анализ результатов: вначале анализируются показатели каждой из восьми характерологических тенденций, устанавливаются наиболее и наименее выраженные тенденции в характере испытуемого по методике самооценки и взаимооценки. Минимальное значение тенденции – 0, а максимальное - 16.

Каждая характерологическая тенденция имеет три степени выраженности. Первая степень при величинах индексов от 1 до 5 баллов представляет собой адаптивный вариант проявляющейся черты характера по отношению к другим людям. Вторая степень – промежуточный вариант при баллах от 6 до 10. Третья степень, если индекс более 10 баллов, – свидетельство дезадаптивности тенденции характера. В целом можно считать, что чем больше величина индекса, тем значимее соответствующая характерологическая тенденция.

Номера тенденций расшифровываются следующим образом.

Первая тенденция (I) – доминантность – властность – деспотичность – отражает лидерские данные, стремление к доминированию, независимости, способности брать на себя ответственность.

Вторая тенденция (II) – уверенность в себе – самоуверенность – самовлюбленность – отражает уверенность в себе, независимость, деловитость, в крайнем проявлении – эгоистичность и черствость.

Третья тенденция (III) – требовательность – непримиримость – жестокость – позволяет оценить такие качества, как раздражительность, критичность, нетерпимость к ошибкам партнера. Крайняя выраженность этой тенденции может проявляться в насмешливости и язвительности.

Четвертая тенденция (IV) – скептицизм – упрямство – негативизм – характеризует недоверчивость, положительность, ревность, обидчивость и злопамятность.

Пятая тенденция (V) – уступчивость – кротость – пассивная подчиняемость – позволяет оценить критичность к себе, скромность, робость, стыдливость.

Шестая тенденция (VI) – доверчивость – послушнocть – зависимость – оценивает такие качества, как уважительность, благодарность, стремление доставлять радость партнеру.

Седьмая тенденция (VII) – добросердечие – несамостоятельность – чрезмерный конформизм – характеризует способность к взаимопомощи, общительность, доброжелательность, внимательность.

Восьмая тенденция (VIII) – отзывчивость – бескорыстие – жертвенность – отражает деликатность, нежность, стремление заботиться о близких, а также терпимость к недостаткам и умение прощать.

После проведения характерологических исследований по опроснику Т. Лири рассмотрим преобладающие характерологические тенденции личности для каждого испытуемого (см. стр.) и определим, какие проблемы могут возникнуть в работе и взаимоотношениях между членами группы, учитывая их характерологические особенности.

Александра, 38 лет, служащая.

Краткая характеристика: доминантность, уверенность в себе, требовательность, скептицизм, кротость, доверчивость, добросердечие, отзывчивость. Преобладающая тенденция: доминирования.

Лариса, 49 лет, специалист.

Краткая характеристика: деспотичность, уверенность в себе, требовательность, скептицизм, уступчивость, доверчивость, чрезмерный конформизм, жертвенность. Преобладающая тенденция: дружелюбия.

Людмила, 42 года, экономист.

Краткая характеристика: доминантность, уверенность в себе, непримиримость, скептицизм, уступчивость, доверчивость, добросердечие, бескорыстие.

Преобладающая тенденция: дружелюбия.

Марина, 27 лет, служащая.

Краткая характеристика: властность, самоуверенность, требовательность, упрямство, уступчивость, доверчивость, добросердечие, отзывчивость. Преобладающая тенденция: доминирования.

Оксана, 30 лет, специалист.

Краткая характеристика: доминантность, уверенность в себе, требовательность, скептицизм, уступчивость, доверчивость, добросердечие, отзывчивость.

Преобладающая тенденция: доминирования.

Светлана, 43 года, специалист.

Краткая характеристика: властность, самоуверенность, требовательность, скептицизм, кротость, послушнocmь – зависимость, несамостоятельность, бескорыстие.

Преобладающая тенденция: дружелюбия.

Татьяна Д., 30 лет, специалист.

Краткая характеристика: властность, уверенность в себе, требовательность, скептицизм, уступчивость, доверчивость, добросердечие, отзывчивость. Преобладающая тенденция: доминирования.

Татьяна З., 39 лет, специалист.

Краткая характеристика: властность, самоуверенность, непримиримость, скептицизм, уступчивость, доверчивость, добросердечие, отзывчивость. Преобладающая тенденция: дружелюбия.

Татьяна Л., 24 года, экономист.

Краткая характеристика: доминантность, уверенность в себе, требовательность, скептицизм, уступчивость, доверчивость, добросердечие, отзывчивость. Преобладающая тенденция: дружелюбия.

Юля, 38 лет, специалист.

Краткая характеристика: властность, уверенность в себе, требовательность, скептицизм, уступчивость, доверчивость, добросердечие, отзывчивость. Преобладающая тенденция: доминирования.

Возможные проблемы:

Не смотря на то, что у Ларисы преобладающая тенденция дружелюбия, она может стать провокатором конфликтов. Причиной этому является дезадаптативность трех тенденций характера. Речь идет о деспотичности, чрезмерном конформизме и жертвенности. Умение отвечать за свои поступки без сомнения очень хорошее качество, однако, чрезмерное стремление к доминированию может попросту напугать других людей. Лариса очень добрый и отзывчивый человек. Она умеет прощать и всегда готова прийти на помощь. Доброта и отзывчивость в сочетании с желанием и стремлением к доминированию может вызвать некоторые проблемы. Можно предположить, что ее цели не всегда соответствуют методам, которые она выбирает для их достижения.

Работа в коллективе может осложниться недостатком доверия, отзывчивости. Так, например тенденция к отзывчивости дезадаптативно низкая у пяти членов группы (Оксана, Татьяна Д., Татьяна З., Татьяна Л и Юля) при очень низком уровне взаимопомощи (от 1 до 3 баллов). Ситуация может осложниться тем, что в данной группе есть человек с высоким уровнем доверия (Лариса) и человек с большим стремлением доставить радость партнеру (Света). Соответственно, когда одни люди хотят помочь, а других не интересует взаимопомощь или в ожидании доверительного диалога человек сталкивается с недоверием, само собой возникает конфликт. В подобной ситуации не может возникнуть взаимопонимания.

Положительные обстоятельства в том, что у большинства членов группы (8 человек) адекватный уровень требовательности, причем у Татьяны З. непримиримость, также близок к требовательности. То есть, если возникает какое-либо непонимание, оно не приводит к «издевкам» и агрессивному поведению. Однако у Людмилы уровень требовательности граничит с уровнем жестокости, что может негативно сказаться на ее отношениях с остальными членами группы. Насмешки и язвительность – не лучшие методы для указания на ошибки. Этот фактор может отрицательно повлиять на работу коллектива.

Так же надо учитывать, что в группе присутствует пять доминирующих людей, то есть людей склонных к конфликтам (Александра, Марина, Оксана, Татьяна Д. и Юля). Однако это не значит, что эти люди обязательно не способны к нормальным взаимоотношениям. Доминантность – это их качество, которое нужно знать и учитывать для того, что бы добиться взаимопонимания и найти


Заключение

Рассмотрев типологическую модель индивидуальных характеров Хейманса‑Ле‑Сенна и психоаналитическую типологическая модель А. Лоуэна, необходимо отметить, что теорий о характере очень много. К сожалению, невозможно рассмотреть их все в одной работе. Стоит отметить, что в целом типологические модели сильно отличаются от психоаналитических. Главное отличие состоит в том, что типологические модели рассматривают характер в первую очередь как набор определенных качеств. Психоаналитические же модели так же рассматривают качества, но делают это, опираясь на определенные психические отклонения, ставя их на первый план. Типологические модели не рассматривают психические отклонения.

Проведенное исследование характерологических тенденций выполнено успешно. При проведении исследования соблюдались все правила и последовательность. Преобладающие характерологические тенденции выявлены. У пятерых их десяти человек преобладает доминирование, а у остальных пяти – дружелюбие.

Основная проблема в данном коллективе – это проблема взаимопонимания. У членов группы доминируют противоположные тенденции, из-за этого они могут выбирать неадекватные методы взаимодействия, как в официальной обстановке, так и в неофициальной. При разрешении конфликта главное – желание его разрешить. При конфликте в данной группе может быть трудно найти решение, устраивающие все стороны. Но если нет желания – разрешить конфликт будет невозможно. Предотвращением конфликтов может стать неформальное общение, искренний интерес к другим членам группы. Важно, что бы работающие вместе люди знали особенности всех членов коллектива, тогда они смогут понимать друг друга и идти на компромисс.


Список литературы

1.    Т.И. Пашукова, А.И. Допира, Г.В. Дьяконов Практикум по общей психологии Учебное пособие для студентов педагогических вузов

2.    Свенцицкий А.Л. Краткий психологический словарь. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 512 с.

3.    Д.Я. Райгородский Психология и психоанализ характера «Бахрах» Самара 1997

4.    Райх Вильгельм Анализ характера: Пер. с англ. Е. Поле. – М: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 528 с.



[1]Свенцицкий А.Л. Краткий психологический словарь. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 512с.

[2]Д.Я. Райгородский Психология и психоанализ характера «Бахрах» Самара 1997

[3]Д.Я. Райгородский Психология и психоанализ характера «Бахрах» Самара 1997

[4]Д.Я. Райгородский Психология и психоанализ характера «Бахрах» Самара 1997

[5]Райх Вильгельм Анализ характера: Пер. с англ. Е. Поле. — М: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 528 с.

[6]Д.Я. Райгородский Психология и психоанализ характера «Бахрах» Самара 1997

[7]Райх Вильгельм Анализ характера: Пер. с англ. Е. Поле. — М: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 528 с.

[8]Райх Вильгельм Анализ характера: Пер. с англ. Е. Поле. — М: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 528 с.

[9]Д.Я. Райгородский Психология и психоанализ характера «Бахрах» Самара 1997

[10]Райх Вильгельм Анализ характера: Пер. с англ. Е. Поле. — М: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 528 с.

[11]Райх Вильгельм Анализ характера: Пер. с англ. Е. Поле. — М: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 528 с.

[12]Райх Вильгельм Анализ характера: Пер. с англ. Е. Поле. — М: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 528 с.

[13]Д.Я. Райгородский Психология и психоанализ характера «Бахрах» Самара 1997

[14]Д.Я. Райгородский Психология и психоанализ характера «Бахрах» Самара 1997

[15]Т.И. Пашукова, А.И. Допира, Г.В.Дьяконов Практикум по общей психологии Учебное пособие для студентов педагогических вузов

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И КУЛЬТУРЫ Факультет психологии КУРСОВАЯ РАБОТА На тему: "Особенности индивидуального характера"Москва – 2009 Оглавление Введение 1. Модели характеров 2

 

 

 

Внимание! Представленная Курсовая работа находится в открытом доступе в сети Интернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
Советуем не рисковать. Узнай, сколько стоит абсолютно уникальная Курсовая работа по твоей теме:

Новости образования и науки

Заказать уникальную работу

Похожие работы:

Особенности использования компьютерных технологий в коррекции нарушения чтения у детей младшего школьного возраста
Особенности конструктивного мышления старших дошкольников в детском дизайне
Особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте
Особенности концентрации внимания у взрослых и детей
Особенности личности несовершеннолетних правонарушителей
Особенности личности подростков с аддиктивным поведением
Особенности межличностных отношений в группе сверстников младшего школьного возраста
Особенности межличностных отношений младших школьников в классах с развивающим и традиционным обучением
Особенности межличностых отношений подростков с девиантным поведением
Особенности морального поведения у детей дошкольного возраста

Свои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru