курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Введение
Глава 1. Сущность внеклассной работы, ее место в структуре педагогической работы, особенности внеклассной работы по литературе, основные формы и виды внеклассной работы
1.1 Сущность внеклассной работы, ее место в структуре педагогической работы
1.2 Особенности внеклассной работы по литературе
1.3 Формы и виды внеклассной работы по литературе
Глава 2. Особенности внеклассной работы по литературе в 10 классе МСОШ №3, планирование проведения внеклассной работы по литературе в данном классе, опыт организации внеклассного мероприятия в данном классе
2.1 Специфика внеклассной работы по литературе в 10 классе МСОШ №3, характеристика данного класса, планирование предстоящего занятия с учетом особенностей класса
2.2 Опыт организации внеклассного мероприятия по литературе в 10 классе МСОШ №3
Заключение
Прежде чем углубиться в развитие темы данной курсовой работы, хотелось бы обосновать ее актуальность в условиях развития современной системы образования и общества, а также показать необходимость проведения подобных исследований.
К сожалению, в наше время – время, чрезмерно насыщенное потоками информации из различнейших источников – очень сложно заинтересовать учеников внеклассным уроком по тому или иному предмету, так как даже основной объем обучения воспринимается по большей части неохотно, и уровень образования в стране, по сравнению с советскими временами, резко снизился.
В то же время вопрос о мотивации детей к обучению крайне важен. Ведь внеклассная работа формирует и развивает личность ребёнка. Управлять воспитательным процессом – значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, корректировать намечающиеся нежелательные социальные отклонения в его поведении и сознании, но и информировать у него потребность в постоянном саморазвитии, самореализации физических и духовных сил, так как каждый человек воспитывает себя прежде всего сам.[3, с.5]
Таким образом, внеклассная работа по литературе - своего рода инструмент в руках учителя, с помощью которого он не только формирует знания ученика по предмету, но и развивает его личность, т.е. следит за процессом и результатами социализации, воспитания и саморазвития. [10, с.119]
Целью данной работы является изучение роли внеклассного урока по литературе как одного из важнейших двигателей нравственного развития личности ученика.
Задачи, в свою очередь, можно сформулировать следующим образом:
- необходимо раскрыть место внеклассной работы в структуре педагогической работы в школе и определить ее роль в формировании нравственного воспитания школьников;
- подчеркнуть значение внеклассной работы по литературе как мотивирующего составляющего обучения данному предмету, сформировать положительные мотивы обучения;
- спланировать и провести внеклассное занятие по литературе в 10 классе МОУСОШ №39;
- проследить влияние внеклассной работы по литературе на личность обучающегося на примере конкретного коллектива учеников.
Методы и приемы педагогического исследования, используемые в данной курсовой работе:
- анализ научно-методической литературы по данной теме;
- педагогическое наблюдение;
- метод опроса, построенный в виде беседы;
- анкетирование;
- анализ продуктов деятельности.
Внеклассная работа — составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. [6, с.311]
Внеклассная работа — часть деятельности педагогов, связанная с организацией и налаживанием внеурочной деятельности школьников. [5, c. 156]
Внеурочная работа — внеклассная работа, составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся. Направления, формы и методы В.р. практически совпадают с дополнительным образованием детей. В школе предпочтение отдаётся образовательному направлению, организации предметных кружков, научных обществ учащихся, а также развитию художественного творчества, технического творчества, спорта и др. [1, c. 36]
В соответствии с Письмом Минобразования РФ от 21.06.2001 N 480/30-16 "О методических рекомендациях по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательном учреждении" к внеклассной работе по предмету относится индивидуальная работа с учащимися, предметные кружки, факультативы, выпуск предметных газет, совместная организация и участие в предметных неделях, тематических вечерах и других мероприятиях. Такую работу классный руководитель проводит совместно с учителем-предметником.
Согласно части второй п.2.5. Приказа Минобрнауки РФ от 27.03.2006 N 69 "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений" такая работа может выступать формой догрузки по учебной нагрузке учителя без дополнительной оплаты. Либо выполнение обязанностей по проведению консультаций, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой может рассматриваться как должностные обязанности, предусмотренные уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, и регулироваться графиками и планами работы, в т.ч. личными планами педагогического работника. Выполнение дополнительно возложенных на педагогических работников обязанностей, непосредственно связанных с образовательным процессом, должны соответствующим образом оплачиваться (ст.151 ТК РФ).
Таким образом, объединяя и дополняя все вышеперечисленные понятия, можно сделать вывод, что внеклассная работа является дополнительной формой организации обучения, проводится с отдельными учащимися или группой с целью восполнения пробела в знаниях, выработки умений и навыков, удовлетворения повышенного интереса к учебному предмету, а также для повышения положительной мотивации к учебе.
Рассматривать внеклассную работу в общей структуре педагогического процесса стоит с точки зрения основного понятия педагогики – воспитания.
Воспитание – целенаправленная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению его в контекст современной культуры.
Воспитание выражает объективный процесс движения отношений, деятельности в обществе, благодаря которому осуществляется преемственность между поколениями. Воспитание обеспечивает вхождение подрастающего поколения в жизнь общества, становление их активными субъектами. Воспитание суммирует опыт познания мира и опыт мировой общественной практики.
Критерием эффективности воспитания является степень соответствия результатов воспитания потребностям и запросам природы и общества, уровню готовности индивида, т.е. соответствия его поведения требованиям правовых моральных норм. Внутренняя цель педагогической деятельности в том, чтобы постепенно превратить подрастающего человека из существа управляемого в самостоятельную личность. Внешняя цель педагогики состоит в развитии сущностных сил индивида, облегчающих его интеграцию в общественную жизнь, чтобы обеспечить успешное его включение в трудовую, социальную деятельность. [3, c.77]
Внеклассная воспитательная работа - это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка.
Внеклассная воспитательная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка.
Рассмотрим эти возможности.
Во-первых, разнообразная внеучебная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке.
Во-вторых, включение в различные виды внеклассной работы обогащает личный опыт ученика, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки.
В-третьих, разнообразная внеклассная воспитательная работа способствует развитию у учеников интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности. Если у ребенка сформирован устойчивый интерес к труду в совокупности с определенными практическими навыками, обеспечивающими ему успешность в выполнении заданий, тогда он сможет самостоятельно организовать свою собственную деятельность.
В-четвертых, в различных формах внеклассной работы дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека и пр. Причем каждый вид вне учебной деятельности - творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой - обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определенном аспекте, что в своей совокупности дает большой воспитательный эффект.
Поскольку внеклассная работа является составной частью воспитательной работы в школе, она направлена на достижение общей цели воспитания - усвоения ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей. [4]
Итак, внеклассная работа, с точки зрения педагогики, объединяет в себе несколько функций – организацию свободного времени учащегося, воспитание школьника, его развитие и социализацию.
Каким же образом конкретный предмет обучения может выполнять все функции внеклассной работы и выявлять ее специфику? Различные работы по педагогике отражают важность влияния внеклассных занятий именно по предмету русской литературы.
В общей системе мероприятий школы за высокую грамотность учащихся, приобщению их к искусству слова, богатствам русской классической и современной литературы, развитию художественного восприятия окружающего мира большое значение имеет внеклассная работа по литературе: организация кружков, факультативов, проведение олимпиад, различных соревнований, викторин, КВН, тематических вечеров, конференций, экскурсий.
Наши школьники (особенно в последние годы) знакомятся с русской литературой весьма неохотно, и, к сожалению, для более глубокого понимания творчества того или иного автора программного времени не хватает. Все исследователи отмечают также низкий уровень читательской культуры. Внеклассные мероприятия призваны не просто познакомить с биографией и основными этапами творчества писателей, но и помочь ученикам развить в себе новый, творческий взгляд на предмет русской литературы. [2]
Результативность внеклассных занятий осуществляется, в первую очередь, через содержание предметов школьной программы: высокое художественное достоинство великой русской классической литературы воспитывает эстетический вкус, а освоение русского литературного языка невозможно без чтения и изучения классических произведений. Русская литература является основным предметом, который отражает в современной школе содержание русской духовной культуры. Произведения русской литературной классики имеют огромное воспитательное значение. Они дают юношеству нравственный идеал как жизненный ориентир. Они представляют образцы гуманного отношения к ближнему, бескорыстия и гражданственности. Наконец, они в целом создают высокое представление о ценности русской культуры: весь художественный мир человека - живопись, архитектура, музыка - основан на литературе. Именно русская литература дает возможность сохранить в сознании юношества нравственные и художественные ценности, традиционно объединяющие общество. [8]
Как мы видим, особенно ярко подчеркнута культурообразующая, нравственная и воспитательная функции дополнительных занятий по литературе, ведь именно в этом предмете отражается не только история нашего народа, но и его этнические особенности на примере героев произведений. Происходит становление моральных норм личности ученика, а если правильно подобрать форму проведения урока в зависимости от конкретного коллектива класса, то, скорее всего, заинтересованность школьников предметом литературы резко возрастет.
Дискуссии вокруг проблемы форм организации учебного процесса в школе не утихают на страницах педагогической литературы. И это не случайно. Четкого определения в педагогической науке понятий "форма организации обучения" или "организационные формы обучения", как и понятия "формы учебной работы" как педагогических категорий пока нет. Прав И.Ф. Харламов, констатируя, что, "к сожалению, понятие это не имеет в дидактике достаточно четкого определения, и что многие ученые просто обходят этот вопрос и ограничиваются обыденным представлением о сущности данной категории". [12, c.231-232]
Тщательный анализ различных позиций в определении данного понятия, предпринятый И.М.Чередовым, свидетельствует о том, что подавляющее большинство ученых-педагогов дают этому понятию слишком общее определение. Поводом к такому выводу послужило определение этого понятия И.Я. Лернером. Он пишет: "Организационную форму обучения мы определим как взаимодействие учителя и учащихся, регулируемое определенным, заранее установленным порядком и режимом". [9, c.223] Естественно, напрашивается вопрос: что такое форма организации обучения? В чем состоит ее сущность? Что такое "организация" в данном контексте?
В науке понятие "форма" рассматривается как с позиции чисто лингвистической, так и с позиции философской. В толковом словаре С.И. Ожегова понятие "форма" трактуется как вид, устройство, тип, структура, конструкция чего-либо, обусловленные определенным содержанием. Форма - это наружный вид, внешнее очертание, определенный установленный порядок. Форма всякого предмета, процесса, явления обусловлена его содержанием и, в свою очередь, оказывает на него обратное влияние. В "Философской энциклопедии" понятие форма определяется так: "форма есть внутренняя организация содержания. Форма обнимает систему устойчивых связей предмета". [11, c.383] И тем самым выражает внутреннюю связь и способ организации, взаимодействия элементов и процессов явления как между собой, так и с внешними условиями. Форма обладает относительной самостоятельностью, усиливающейся тем больше, чем большую историю имеет данная форма.
Применительно к обучению, форма - это специальная конструкция процесса обучения, характер этой конструкции обусловлен содержанием процесса обучения, методами, приемами, средствами, видами деятельности учащихся. Эта конструкция обучения представляет собой внутреннюю организацию содержания, которым в реальной педагогической действительности выступает процесс взаимодействия, общения учителя с учениками при работе над определенным учебным материалом [13, c.16-30] Это содержание является основой развития самого процесса обучения, способ его существования, обладает собственным движением и заключает в себе возможности беспредельного развития, что и обусловливает его ведущую роль в развитии обучения.
Следовательно, форму обучения надо понимать как конструкцию отрезков, циклов процесса обучения, реализующихся в сочетании управляющей деятельности учителя и управляемой учебной деятельности учащихся по усвоению определенного содержания учебного материала и освоению способов деятельности. Представляя собой наружный вид, внешнее очертание отрезков - циклов обучения, форма отражает систему их устойчивых связей и связей компонентов внутри каждого цикла обучения и как дидактическая категория обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых учащихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления. При этом некоторые ученые-педагоги, в частности М.И. Махмутов считает, что в педагогике есть необходимость указать на различие двух терминов, включающих слово "форма" - "форма обучения". В первом своем различии "форма обучения" означает коллективную, фронтальную и индивидуальную работу учащихся на уроке. В этом своем значении термин "форма обучения" отличается от термина "форма организации обучения", обозначающего какой-либо вид занятия - урок, предметный кружок и т.п. [7, c.284-286]
Основной формой обучения в педагогике является урок. В нем отражаются преимущества классно - урочной системы обучения, она экономически выгодна, а знание учителем индивидуальных особенностей учеников позволяет с наибольшей эффективностью использовать влияние коллектива на результативность каждого ученика.
Рассматривая формы дополнительных занятий, необходимо подчеркнуть такие формы обучения, как факультативные уроки, консультации, учебные конференции, семинары – диспуты и лекции.
В последнее время, благодаря расширившимся техническим возможностям, стали популярны такие формы внеклассной работы как просмотр учебного видео, прослушивание специальных аудиозаписей, специализированные экскурсии, экспедиции, кружки, клубы, олимпиады, конкурсы, выставки, трудовые неформальные объединения, объединения по интересам и др.
Рассмотрим для примера одну из дополнительных форм организации обучения.
Экскурсия — это такая форма организации обучения, которая объединяет учебный процесс в школе с реальной жизнью и обеспечивает учащимся через их непосредственные наблюдения, знакомство с предметами и явлениями в их естественном окружении. В системе уроков экскурсия выполняет ряд важнейших дидактических функций:
- реализуется принцип наглядности обучения;
- повышается научность обучения и укрепляется его связь с жизнью, с практикой;
- расширяется технологический кругозор учащихся; им предоставляется возможность наблюдать реальное производство и знакомиться с применением научных знаний в промышленном и сельскохозяйственном производстве;
- играют значительную роль в профориентационной работе школы.[7, c.337-338]
Что касается наиболее объективных форм внеклассной работы по предмету русской литературы, то, конечно же, необходимо подчеркнуть столь интересные виды дополнительных уроков как:
- литературная гостиная, при организации которой ученики получают возможность творческого подхода к исполнению произведений, вплоть до театрализованных действий и постановок;
- семинарское занятие, в котором материал готовят и ученики, и учитель;
- литературные вечера с приглашенными гостями – писателями, поэтами- современниками, журналистами;
- всевозможные состязательные формы проведения урока – коллоквиум (вопрос-ответ) или брейн - ринг.
В последующей главе мы рассмотрим результативность состязательной формы проведения внеклассной работы по русской литературе на примере старшего класса общеобразовательной школы.
Глава 2. Особенности внеклассной работы по литературе в 10 классе МСОШ №3, планирование проведения внеклассной работы по литературе в данном классе, опыт организации внеклассного мероприятия в данном классе
Психолого-педагогическая характеристика класса
Городская муниципальная средняя школа № 39, 10 класс "А", социально-экономический профиль, 11 девочек и 5 мальчиков, 14 – 15 лет, смены классного руководителя не происходило.
Общая успеваемость в классе выше среднего. До общего уровня не дотягивают 3 человека: хорошисты Домарева Дарья и Павлюхин Михаил, мальчик Кузнецов Сергей, который иногда получает оценки "удовлетворительно". Неуспевающих нет. Дисциплина в классе хорошая.
Практически все ученики увлекаются профильными предметами. Отличница Архипова Карина "идет" на золотую медаль, проявляет особый интерес к предмету русской литературы.
Уровень самостоятельности высокий. Класс может самостоятельно выполнить учебные задания на уроке без помощи учителя. Практически все учащиеся твердо умеют работать с учебником и планировать деятельность, очень хорошо сформировано умение анализировать и оценивать результат своей деятельности. Мотивация к обучению высокая, преобладающие мотивы – необходимость знаний для будущей профессии, желание быть "на уровне" с остальными членами коллектива.
Роль лидера выполняет Архипова Карина. Она является старшей и наиболее ответственной ученицей при выполнении общественных поручений.
Ребята с удовольствием участвуют во внеклассной и внеурочной деятельности, часто совместно проводят досуг: посещают театры, экскурсии, летом встречаются и даже вместе выезжают на природу.
Взаимоотношения между мальчиками и девочками нейтральные, класс очень дружный, эмоциональный настрой четкий, класс уверенный и жизнерадостный. Самый сильный класс в школе. Изгоев нет. Единственная замкнутая ученица – Шестова Людмила – из малообеспеченной семьи, но, тем не менее, в коллективе чувствует себя спокойно, легко присоединяется к общему мнению, при этом, имея собственное, может объективно его аргументировать. ( Приложение 1)
Классный руководитель – Вакуленко Наталья Владимировна, учитель истории и обществознания.
Так как класс является профильным, основная нагрузка осуществляется на предметы экономика, история и обществознание. Классный руководитель предпочитает демократический стиль общения, но при этом твердо хранит свой авторитет, дети любят ее и уважают ее мнение.
Для того чтобы извлечь максимальную выгоду из внеклассного занятия по русской литературе, я считаю, необходимо воспользоваться помощью классного руководителя и ее влиянием на учеников. Вместе с тем необходимо сотрудничать и с учителем-предметником по дисциплине "Русский язык и литература", чтобы суметь максимально четко построить занятие и заинтересовать им ребят.
Для наиболее эффективного сотрудничества я провела социальное исследование (Приложение 2 и 3), часть из которого привожу ниже.
Беседа с учителем
Лисицына Оксана Николаевна, учитель русского языка и литературы, возраст-32 года, стаж – 8 лет, образование – высшее педагогическое, стиль педагогического общения – демократический.
По мнению Лисицыной О.Н., главная задача учителя по русскому языку и литературе – привить любовь к родному языку, сформировать у детей понимание культурного наследия.
Учитель, среди качеств, необходимых педагогу, на первое место ставит терпение.
Учитель не является классным руководителем, но считает, что главным качеством любого учителя является умение найти индивидуальный подход к каждому ученику, а лучший метод для работы с семьей ученика – это беседа.
Сформированность по межличностным отношениям, по творческим началам и профильному ориентированию десятого класса "А" оценивает на 9,7 балла из десяти.
Совмещает работу по предмету в классе с внеклассной работой.
Беседа с учителем
Классный руководитель – Вакуленко Наталья Владимировна, учитель истории и обществознания, возраст – 37 лет, стаж работы в школе – 15 лет, образование – высшее педагогическое, стиль педагогического общения – демократический.
Н.В.Вакуленко считает, что особенность ее предмета в профильной направленности работы класса, необходимости сформировать достаточную компетентность учеников в данной области.
Главные свойства личности, необходимые для учителя – профессионализм и, конечно же, любовь к детям.
Классный руководитель обязательно должен владеть основами психологии, чтобы найти подход как к детям, так и к их родителям. Помимо этого, классный руководитель должен обладать широкой эрудицией для правильной организации классных часов и различных дополнительных мероприятий.
Наиболее эффективным методом работы с семьей считает родительские собрания, а также беседы в неформальной обстановке, например: выезд с классом на природу.
Чтобы подобрать особый подход к каждому ученику, учитель использует индивидуальный контакт и личную беседу.
Внеклассная работа, по мнению Вакуленко Н.В., тесно связана с предметом, так как "одно вытекает из другого".
Для более широкой возможности выбора наиболее подходящего сценария приведем планы нескольких уже готовых мероприятий. Например:
Внеклассная работа по литературе. Литературная гостиная "Юван Шесталов – первый писатель таежного народа"
Цель: познакомить учащихся с творчеством поэта, воспитывать интерес к мансийской литературе.
Наглядность:
выставка книг;
стенд о Юване Шесталове;
портрет Ювана Шесталова.
Учитель: Много ярких и самобытных талантов дал литературе мансийский народ. Большим поэтом маленького народа стал Юван Шесталов.
Юван Шесталов родился в 1937 году 22 июня в День Большого Солнца в деревне Камрадка Березовского района. Учился на факультете народов Севера Ленинградского пединститута, а в 1965 году закончил Тюменский пединститут.
В литературу Юван Шесталов пришел в конце 50-х годов. В 1962 году был принят в Союз писателей. В 1978 году удостоен Государственной премии. Свой путь в литературе начал с поэтических сборников. Читая его стихи мы попадаем в мир сказочного мансийского божества – доброй лесной феи Миснэ. Той, что поджидает охотника в суровой тайге и одаривает его за трудолюбие. Живая связь древней культуры манси лежит в основе творчества первого писателя таежного народа. Писатель хорошо знает обычай, легенды и былины своего народа.
Народными преданиями, песнями, поверьями пронизаны его проза и поэзия. Юван Шесталов первым в истории своего народа обратился к богатейшим сокровищам древних мансийских сказаний. Связь далекого прошлого и современности – смысл содержания творчества Шесталова.
Слово библиотекаря (знакомит с прозой Шесталова): Первая повесть "Синий ветер каслания" увидела свет в 1965 году. Она обратила на себя внимание и тем, что еще один поэт обратился к прозе. Шесталов объяснял это так: "Жизнь не укладывалась в рамки стихов и поэм, которые я пел. Мне хотелось вмешаться в неё, по силе возможности помогать своим пером изменять действительность." Ощущение активного начала пронизывает повесть, обращенную к жизни и труду оленеводов. Каслание – это кочевье, это дорога длинная и трудная, от Оби до Урала.
В 1972 году Шесталов пишет повесть "Когда качало меня солнце". По форме это лирический дневник-путешествие. Герой повести всякий раз сверяет свои мысли и чувства со сказкой. Сказка сыграла важную роль в формировании Шесталова – художника слова. Много задушевных слов сказал о ней писатель, характеризуя атмосферу, окружавшую его с детства и желая дать образное определение мировосприятия своего народа: "Сказка … она как родник. Прильнешь к ней, мучимый жаждой, напьешься прохладной живительной влаги и снова чувствуешь себя человеком. Все станет ясным и понятным". За строкой сказок и мифов, охотно пересказываемых Шесталовым, встает создатель этого духовного богатства – народ.
Библиотекарь проводит викторину, посвященную творчеству Ювана Шесталова. Награждение победителей. [2]
Внеклассная работа по литературе. Литературно-драматический клуб.
В современных условиях эффективное преподавание литературы требует органичного сочетания всех форм и видов классных и внеклассных занятий, широкого развития самостоятельности учащихся. Внеклассная работа становится неотъемлемой частью творческого, углубленного изучения литературы.
Преимущества школьного литературно-драматического клуба перед другими формами внеклассных занятий: стабильность (что способствует зарождению и развитию школьных традиций); систематичность (что дает возможность использовать разные виды внеклассной работы не изолированно друг от друга и случайно, а взаимосвязано, целенаправленно, а это, в свою очередь, обеспечивает эффективность); массовый характер работы (что позволяет приобщить к литературе, к искусству максимальное количество школьников).
Клуб способен объединить все виды внеурочной работы по литературе, став её центром. Говоря о клубе применительно к преподаванию литературы в школе, мы рассматриваем это явление в двух аспектах: влияние работы клуба на уроки, возможность с его помощью сделать преподавание более эффективным; самостоятельное литературно-образовательное и литературно-развивающее, творческое значение работы клуба как формы реализации креативных возможностей учащихся.
Цель клуба: Создание необходимых условий для художественно-эстетического развития учащихся, для их творческой самореализации, развития креативности.
Задачи клуба: развивать познавательный интерес учащихся к изучению литературы; повышать интеллектуальный уровень учащихся; способствовать творческой самореализации членов клуба; содействовать речевому общению учащихся.
Структура клуба. Членами клуба являются учащиеся 5-11 классов гимназии. Руководство клубом осуществляет актив, в который входят 20 человек. Актив собирается на свои заседания еженедельно для обсуждения хода и итогов работы, утверждает планы дальнейшей деятельности, самостоятельно составляет сценарии и проводит литературные праздники, выступает с драматическими постановками на открытых заседаниях, участвует в Неделе русского языка и литературы в гимназии, участвует в различных творческих конкурсах школы, района, города. Актив избирает из своего состава президента, вице-президента, художников – оформителей, сценарную группу, ответственных за музыкальное оформление, постановку танцев, техническое оснащение. Открытые заседания клуба проводятся два раза в четверть. Учащиеся 5-11 классов приглашаются на открытые заседания в качестве участников, болельщиков, зрителей.
Содержание деятельности клуба. Основное содержание работы литературно-драматического клуба – подготовка и проведение литературных праздников в 5-11 классов. Учащиеся в клубе активизируются, развивается их самостоятельность, проявляются их способности, интересы.
Деятельность данного клуба реализуется через проекты: творческие: самостоятельное написание сценариев для литературных праздников, вечеров; работа в творческих группах (сценарная, оформительская и т.д.); игровые: участие в театральных инсценировках клуба, самостоятельное создание "своей" роли (литературного персонажа или выдуманного героя); информационные: сбор информации о писателе, его жизни и творчестве, её анализ и обобщение фактов.
Приоритетные формы работы клуба: литературная игра как наиболее продуктивный эмоциональный метод воспитания и обучения учащихся младшего возраста (для уч-ся 5-7 классов); театральные инсценировки литературных произведений; собственные инсценировки актива клуба; литературный вечер (для уч-ся 8-11 классов); литературно – музыкальная композиция; просмотр и обсуждение кинофильмов, спектаклей.
Литературная игра, викторина - это средство развития индивидуальных качеств личности с помощью знаний, умений и навыков; это метод организации и сплоченности коллектива; это способ общения; это фактор, формирующий внутренний мир человека.
Литературно-музыкальный вечер с элементами театрализации помогает школьникам как бы погрузиться в атмосферу того или иного времени, услышать голоса современников, помогает приобщиться к творческому процессу.
Рассмотрим, для примера, работу над созданием сценария традиционного театрализованного представления актива клуба на литературном празднике "Мифы Древней Греции". Этому предшествовала работа по изучению мифов на уроках литературы, подготовке праздника творческими группами на заседаниях клуба.
1 этап работы – коллективное составление основной канвы сценария.
Итак, сценарная группа предложила тему для выступления актива "Олимп современный". Эта же группа предложила опорную лексику для сценария.
-Кто живет на Олимпе? (верховный бог Зевс, олимпийские боги). Значит, действующими лицами нашего представления будут боги, которых будете играть все вы.
Давайте определим роль шестиклассников, пришедших на праздник, чтобы они, как всегда, стали активными участниками представления. Как связать Олимп с нашей гимназией, с литературным праздником, если учесть, что боги иногда спускаются на землю? (боги спустятся на праздник).
- В качестве кого они могут быть на празднике? (жюри).
- Какова будет задача шестиклассников перед богами? (порадовать их своими знаниями)
Но прежде чем боги спустятся на Землю, в нашу гимназию, разыграем действие на Олимпе. Давайте представим, что Зевс собирает богов на Олимпийский пир, но их нет. Где они? (на Земле).
- Какова реакция Зевса? (мы уже знаем его характер по мифам). Он гневается. Зевс срочно требует созвать всех богов. И вот тут-то по одному входят боги, они только что возвратились с Земли.
- Что они должны объяснить Зевсу? (почему задержались, почему, может быть, у них современные одежды).
Послушав их рассказы о Земле, какое решение принимает Зевс? (спуститься на Землю и самому убедиться, что дети помнят и чтут олимпийских богов)
Подведем итог. Основная канва сценария: на Олимпе 2008 года должен состояться пир, но Зевс гневается: все боги на Земле. Они появляются по очереди, объясняют свое опоздание. Зевс проявляет интерес и решает отправиться в гимназию на литературный праздник.
Этот этап работы коллективный.
2 этап работы – подробное составление сценария. Нашу работу мы организуем в парах.
Выберите, пожалуйста, по желанию роль бога и поработайте в парах над созданием реплик своего героя, зная его характер, поступки по мифам. Используйте лексику мифов, детали костюмов. Два человека будут работать над созданием декораций к выступлению.
3 этап работы – презентация творческого решения каждой пары.
Сначала – слово декораторам.
А теперь – театр-экспромт. Выступление членов клуба. Обсуждение.
4 этап – рефлексия. Выяснение мнения членов клуба о работе.
Нужно отметить, что создание сценария – процесс творческий и длительный. Мы показали начальный этап работы. В ходе репетиций, заседаний клуба будут вноситься изменения, дополнения. Но каждый из членов клуба пробует себя в той или иной роли, используя импровизацию, прием перевоплощения.
Подводя итог, дадим описание технологии составления сценария (коллективный творческий проект):
I этап. Подготовительный.
1. Выбор темы.
2. Определение идеи.
II этап. Основной.
1. Поиск сценарного хода:
а) определение главных и второстепенных действующих лиц;
б) временная принадлежность (в работе над сценарием необходимо учесть дух времени, атрибуты эпохи, события, которые будут освещены в выступлении, детали костюмов);
в) стиль (единство художественных приемов, характерных для данного произведения).
2. Подробная разработка содержания с учетом возрастных особенностей детей, участвующих в празднике. Индивидуальная, парная и групповая работа над созданием диалогов, некоторых мизансцен.
3. Определение логики участия в действии учащихся, пришедших на открытое заседание клуба (активные участники праздника).
4. Музыкальное и художественное оформление.
III этап. Социализация. Выступление групп. Презентация решения группы. Театр-экспромт.
IV этап. Рефлексия.
Требования к составлению сценария. Сценарий должен:
- быть литературно-грамотным;
- отвечать идейно-художественным требованиям;
- не быть примитивным и громоздким;
- иметь строго очерченные временные рамки;
- учитывать возрастные особенности учащихся;
- быть написанным с чувством юмора (с включением рекламы, современной музыки).
Литературно-драматический клуб, его актив – это дружный, сплоченный коллектив. Основной результат деятельности клуба – призовые места в различных творческих конкурсах. Анкетирование, проведенное активом среди учащихся гимназии, показало, что такая форма внеклассной работы, как литературно-драматический клуб, необходима. Воспитательное значение такого увлекательного коллективного труда бесспорно.[2]
Делая вывод из вышесказанного, необходимо распланировать внеклассное мероприятие по литературе с учетом особенностей класса. Так как класс очень сплоченный, я сделала вывод, что ему не повредит состояние здоровой конкуренции, которое будет мотивировать активность учеников, и решила провести дополнительный урок на состязательной основе.
2.2 Опыт организации внеклассного мероприятия по литературе в 10 классе МСОШ №3
Сочтя, что коллектив класса, судя по психолого-педагогической характеристике, достаточно сильный и в отношении эмоционального состояния, и в знании практически всех предметов, я решила использовать следующий сценарий для проведения внеклассного мероприятия по литературе.
Вопросы в игре достаточно сложные, требуют от учеников эрудированности и смекалки, а также ребятам придется вспомнить некоторые факты из истории, чтобы логически дойти до правильного ответа в некоторых вопросах. Я предложила классу разделиться на две группы по восемь человек.
Что примечательно, ребята распределились "поровну", группа, в которой капитаном стала активистка Карина, "забрала" к себе отстающего Кузнецова Сергея, этот поступок указывает на высокий уровень взаимовыручки в классе.
В качестве дидактических средств использовался проектор и компьютер.
Игра проходила с комментариями и помощью классного руководителя и преподавателя русского языка и литературы.
Брейн-ринг "Книжный шкаф".
Автор: Щеглова Елена Валентиновна, ЗДВР МОУ Петропавловская СОШ Верхнеуральского района Челябинской области.
Правила игры:
• В игре может участвовать любое количество команд. После двух туров остаются 2 сильнейшие команды.
• На обсуждение дается 30 секунд.
• Команды игроков одновременно отвечают на один и тот же вопрос, причём правильно ответивший первым лишает соперника возможности ответить на этот же вопрос. Побеждает команда, набравшая больше очков.
• Если первая команда дала неправильный ответ, ее соперница получает 20 секунд на обсуждение.
Первый тур.
Назовите соавторов
1. Илья Ильф –
2. Брокгауз -
3. Вильгельм Гримм-
4. Аркадий Стругацкий -
5. Карл Маркс –
6. Аркадий Вайнер –
(Евгений Петров, Ефрон, Якоб Гримм, Борис Стругацкий, Фридрих Энгельс, Георгий Вайнер)
На какой водоем смотрел М.Ю.Лермонтов, когда сочинял стихотворение "Парус"?
1. На Черное море
2. На Азовское море
3. На Индийский океан
4. На озеро Байкал
Назовите имена следующих литературных героев:
• Сойер………………..
• Финн…………………
• Селезнёва…………..
• Квакин …………….....
(Том, Гекельберри, Алиса, Мишка)
Назовите автора произведения, начинающегося с этих строк: "В маленькой шведской деревушке Вестменхег жил когда-то мальчик по имени..."
1. Туве Янсон
2. Астрид Линдгрен
3. Сельма Лагерлёф
4. Ганс Христиан Андерсен
Какое произведение начинается с этих строк?
"Пешеходов надо любить. Пешеходы составляют большую часть человечества. Мало того - лучшую его часть"
1. "Золотой телёнок"
2. "Три товарища"
3. "Мастер и Маргарита"
4. "Дневник Бриджит Джонс"
Как называлось судно, на котором плавали герои книги В.Некрасова "Приключения капитана Врунгеля"?
1. "Виктория"
2. "Аврора"
3. "Беда"
4. "Титаник"
Назовите имя спутника и биографа Шерлока Холмса - доктора Ватсона (Уотсона)
1. Генрих
2. Джон
3. Джеймс
4. Джек
В английском стихотворении "Дом, который построил Джек" помимо синицы, безрогой коровы, молочницы и других был еще один персонаж, который в переводе Маршака пропал:
1. Вор
2. Колдун
3. Король
4. Священник
Как долго Робинзон Крузо жил на необитаемом острове?
1) 2,5 года
2) 9 лет
3) 14 лет
4) 28 лет
На каком языке писали великие поэты - Низами, Рудаки и Омар Хайям:
1. Арабском
2. Персидском (фарси)
3. Хинди
4. Китайском
Именно к этому слову не могли найти рифму знаменитый поэт Цветик и его ученик Незнайка:
1. Пакля
2. Ручка
3. Собака
4. Ножницы
В Ульяновске поставлен памятник букве:
1. А
2. Й
3. Ё
4. Ъ
В кого превращалась Хозяйка Медной горы в сказах П.П.Бажова:
1. В лягушку
2. В ящерицу
3. В Данилу-мастера
4. В каменную чашу
Назови имена героев Р.Киплинга:
1. Пантера –
2. Медведь –
3. Обезьяны –
4. Тигр –
5. Удав –
6. Лягушонок -
( Багира, Балу, бандерлоги, Шехран, Каа, Маугли)
Как называется бестселлер, который занимает 2 место в мире после Библии? (книга рекордов Гиннеса)
Назовите литературные псевдонимы:
1. Анна Горенко……………………
2. Алексей Толстой, братья Жемчужниковы………………..
3. А.М.Пешков……………..…
4. Николай Корнейчуков…………
5. Аркадий Голиков………………
(А.Ахматова, Козьма Прутков, М.Горький, Корней Чуковский, А.П.Гайдар)
Чего лишен белый стих:
1. рифмы
2. размера
3. смысла
4. названия
Кто рассказал Пушкину историю Руслана и Людмилы (если, конечно, верить на слово самому Александру Сергеевичу):
1. Арина Родионовна
2. Кот учёный
3. Русалка
4. Жуковский
Второй тур.
Когда его попросили представиться, он сказал: "Я красивый и умный мужчина в полном расцвете сил". Кто он?
Карлсон.
Какой герой Грибоедова давал радикальный совет:
"…уж если зло пресечь, Собрать все книги бы да сжечь!"
Фамусов.
Авторство какой широко известной, но мало читаемой книги приписывают наставнику Ивана Грозного священнику Сильвестру?
"Домострой".
18-летний дворянин Алексей Оленин был прообразом одного литературного героя и, увидев себя на сцене, бросил безделье и засел за учебу, а впоследствии стал президентом Академии художеств. Чьим он был прообразом?
Митрофанушки (Фонвизин Д.И."Недоросль").
Этот человек, будучи в очень преклоном возрасте, поневоле ходил в просторных, но давно вышедших из моды туфлях – двухтысячелетние мозоли мешали. Назовите имя его отца.
Хоттаб.
Какой красивый типографский шрифт, где буквы имитируют написанные от руки, изобрел более 500 лет назад венецианский издатель Альд Мануций?
Курсив.
Какую "лошадиную фамилию" никак не могли припомнить герои чеховского рассказа?
Овсов.
Назовите самого известного уроженца села Карачарово Владимирской области.
Илья Муромец.
Произведения какого рода поэзии произносились под аккомпанемент лиры.
Лирика.
Третий тур.
Олимпийский чемпион фехтовальщик Виктор Жданович назвал своим первым учителем вовсе не тренера. А кого?
Д’Артаньяна.
В бразильских библиотеках книга живет в среднем не более полувека. Какие ненасытные обжоры в этом виноваты?
Термиты.
Много лет назад в малой Азии был город, который своей библиотекой конкурировал с Александрийской, поэтому египтяне запретили вывозить туда папирус. Что тогда изобрели в этом городе?
Пергамент, город Пергам.
В старину так назывался занимательный календарь;
а для нас это сборник произведений различных авторов.
Альманах.
В Древнем Риме это слово означало продажу в рабство свободного человека, а теперь – весьма распространённый вид присвоения чужого добра. Плагиат.
Людей какой профессии Пушкин называл "почтовыми лошадьми просвещения"?
Переводчиков.
Собака какой породы была у чеховской "дамы с собачкой"?
Шпиц.
"В белом плаще с красным подбоем шаркающей походкой вошел…" Кто же?
Понтий Пилат (М.Булгаков "Мастер и Маргарита").
Когда в 384 году студент-теолог увидел миланского епископа Амвросия, делающего это не произнося вслух ни единого слова, он был так поражен, что сделал запись об этом, сохранившуюся до наших дней. Любой же из вас может легко делать это так, как делал епископ Амвросий. Что же он делал?
Читал.
Если бы этот именитый художник жил в наше время, то он мог бы подать в суд на Лукьяненко за нарушение авторских прав, но, к сожалению, этот художник умер в 1640 г. Назовите имя этого художника и название его картины.
Рембрандт "Ночной дозор".
В 19 веке можно было увидеть серебряные с надписью: "Я здесь заснул". Сейчас они скромнее и изготавливаются из бумаги, ткани или синтетических материалов. Что это?
Книжные закладки.
Они тезки, обе учились танцам у одного танцмейстера Йогеля, счастливо вышли замуж и родили четверых детей, но одна их них реальная личность, а другая литературный персонаж. Назовите их.
Наталья Гончарова и Наталья Ростова.
Чем отличались черновики Марк Твена от черновиков писателей его времени?
Они были напечатаны на пишущей машинке. [2]
В игре использовались слайды, фотографии и портреты, а также анимированные персонажи – герои названных произведений. Брейн-ринг проходил в дружественной обстановке, на эмоциональном подъеме. Ученики были заинтересованы и активны, у них "горели глаза". Несмотря на проигрыш одной из групп, все ребята без исключения поздравляли друг друга с участием.
Наиболее активно на уроке вела себя, как и следовало ожидать, Архипова Карина.
По отзывам самих учеников, им игра очень понравилась, они с удовольствием согласились участвовать в подобных внеклассных мероприятиях.
Из проделанной работы можно сделать следующие выводы:
- мы раскрыли место внеклассной работы в общей структуре педагогической работы в школе и определили ее весомую роль в формировании нравственного воспитания школьников;
- подчеркнули значение внеклассной работы по литературе как мотивирующего составляющего обучения данному предмету;
- рассмотрели влияние нестандартного, творческого подхода к осуществлению образовательного процесса;
- провели социально-педагогические исследования (составили психолого-педагогическую характеристику класса, провели опрос учителей и учеников);
- на их основе распланировали вариант проведения внеклассной работы по литературе в 10 классе МОУСОШ № 39;
- проследили влияние внеклассной работы по литературе на конкретный коллектив учеников 10 класса и выявили активную заинтересованность обучающихся проведением подобных мероприятий.
1. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь [текст] / Б.М. Бим-Бад.- М.: 2002.
2. Бобунова, Н.А., Шайдулина, М.З., Бродецкая, Е.Л., Щеглова, Е.В. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" [электронный ресурс] // http://festival.1september.ru/
3. Вульфов, Б. З., Поташник, М. М. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы [текст] / Б.З. Вульфов, М.М. Поташник. - М. : Просвещение, 1983.
4. Выдыш, С.Л. Сущность внеклассной воспитательной работы [электронный ресурс] // http://pedsovet.info/
5. Гликман, И.З. Теория и методика воспитания [текст] / И.З. Гликман.- М.: 2002.
6. Евладова, Е.Б., Логинова, Л.Г., Михайлова, Н.Н. Дополнительное образование детей [текст] / Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.Н. Михайлова. - М.: 2002.
7. Пидкасистый, П.И. Педагогика [текст] / Под ред. П.И. Пидкасистого, 3-е изд. – М.: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.
8. Савельева, Ф. Н. Нравственный идеал как центр воспитательной системы школы [электронный ресурс] // http://old.portal-slovo.ru/
9. Скаткин, М.Н. Дидактика средней школы [текст] / Под ред. М.Н. Скаткина, 2-е изд.- М.: 1982.
10. Сластенин, В.А. Педагогика [текст] / В.А. Сластенин.- М.: Академия, 2008. – 576 с.
11. Философская энциклопедия. Т.4. М.: 1970.
12. Харламов, И.Ф. Педагогика [текст] / И.Ф. Харламов, 2-е изд.- М.: 1990.
13. Чередов, И.М. Система форм организации обучения в советской школе [текст] / И.М. Чередов.- М.: 1987.
Приложение 1
Состав класса:
1. Архипова Карина
2. Волкова Екатерина
3. Воробьева Анна
4. Гераськина Екатерина
5. Домарева Дарья
6. Емельянов Павел
7. Климин Дмитрий
8. Козменко Наталья
9. Кравченко Олеся
10. Кузнецов Сергей
11. Павлюхин Михаил
12. Сетиенко Дарья
13. Федотов Денис
14. Чешихина Яна
15. Шестова Людмила
16. Хоменко Юлия
Опрос "Мнение учеников", Лисицына Оксана Николаевна.
Учитель - учебный процесс | Учитель-ученик |
1.Учитель может предсказать результаты почти всех учеников, т.е. знает их возможности | 1. Учитель легко находит контакт с учеником |
2. Учитель профессионально компетентен (может подготовить к важной контрольной работе, олимпиаде) | 2. Учитель – справедливый человек |
3. Практически всем ученикам на уроке интересно | 3. Учитель не всегда чуток в общении с учеником |
4. Работа учителя оценивается на 4 ("хорошо") | 4. Слова учителя не являются законом – авторитет не очень высокий |
5. Учитель требователен | 5. Ученики довольны работой учителя |
6. Урок не приносит полного удовлетворения | 6. Учителю скорее доверяют, чем нет (мнения разошлись) |
7. Учитель внимателен ко всем ученикам на уроке | 7. Ученикам важна оценка учителя |
8. Ученики принимают методы учителя | 8. Работа на уроке приносит удовольствие |
9. Учитель всегда учитывает индивидуальные особенности учеников | 9. Учитель прислушивается к мнению учеников |
10. Учитель не склонен наказывать учеников за каждый проступок | 10. Учитель, как правило, понимает отношение учеников |
Опрос "Мнение учеников", Вакуленко Наталья Владимировна.
1. Учитель не всегда может правильно предсказать результаты ученика | 1. С этим учителем легко найти контакт |
2. Учитель может подготовить к ответственному мероприятию | 2. Учитель справедлив |
3. С учителем интересно на уроке | 3. Учителю полностью доверяют, следовательно, у него высокий авторитет |
4. Ученики довольны учителем | 4. Оценка учителя важна для всех учеников |
5. Учитель достаточно требователен | 5. Учитель чуток ко всем |
6. Работа с учителем доставляет удовлетворение | 6. Работать с учителем - одно удовольствие |
7. Учитель уделяет внимание на уроке всем ученикам | 7. Учитель, как правило, выслушивает мнение учеников |
8. Учитель оценивает индивидуальные способности | 8. Все хотят быть похожим на учителя |
9. Методы, применяемые на уроках, нравятся ученикам | 9. Отношения с учителем разные – и деловые, и личные |
10. Учитель не наказывает учеников за каждый промах | 10. Учитель понимает отношение учеников |
Особенности профориентационной работы в общеобразовательных учреждениях с учениками старших классов
Особенности психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения
Особенности работы социального педагога с детьми из неполной семьи
Основы культурологического воспитания
Основы подготовки детей к обучению математике в школе
Особенности речевого развития детей с нарушением интеллекта младшего школьного возраста
Особенности рисунка ученика специальной коррекционной школы
Особенности социально-педагогической работы с родителями
Особенности адаптации студентов первого курса к условиям обучения в РостГМУ, постоянно проживающих в Ростовской области и Республике Северокавказского региона
Особенности внимания у детей с задержкой психического развития
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.