курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Федеральное агентство по образованию
Омский государственный педагогический университет
Факультет специальной педагогики и психологии
Кафедра специальной психологий
Контрольная работа по дисциплине
«Психологическое сопровождение и коррекционно педагогическая работа с детьми-сиротами»
Тема: Особенности развития игровой деятельности старших дошкольников в учреждениях для детей, лишенных родительской опеки
Омск 2010г.
Содержание
1 Понятия «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей»
2 Актуальность данной темы
3 Изучение игровой деятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Заключение
Литература
1 Понятия «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей»
сирота игровая деятельность дошкольник
К числу детей, оставшихся без попечения родителей, относятся те, кто остался без попечения, единственного или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав. Признанием родителей безвестно отсутствующими или недееспособными, объявлением их умершими, длительно болезнью родителей, препятствующей выполнению ими родительских обязанностей, отбыванием наказания в местах заключения и нахождения их под стражей в период следствия. Отсутствие родителей должно быть подтверждено соответствующими документами:
Копии свидетельства об их смерти.
Копии решений суда о лишении родительских прав, отобрании ребенка, признании безвестно отсутствующими, объявлении умершими, признании их недееспособными.
Копии приговора суда об осуждении родителей.
Медицинский документ о длительной болезни родителей, препятствующий выполнению ими своих обязанностей.
Документ, подтверждающий то, что ребенок был подкинут.
Материалы о розыске родителей и другие.
Эти документы являются юридическим основанием для предоставления лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, материального обеспечения и льгот. В тех случаях, когда имеется документ, подтверждающий лишение ребенка родительского попечения. Только в отношении одного родителя, а другой родитель длительное время не принимает участия, в содержании и воспитании ребенка, и последний был устроен на воспитание и содержание, в детское интернатное учреждение или под опеку (попечительство), то эти дети относятся к числу детей, фактически оставшихся без попечения родителей
2 Актуальность к данной теме
Сложившаяся социально-экономическая и политическая ситуация в России приводит к росту числа детей-сирот и детей, остающихся без попечения родителей. В современных условиях распространенными явлениями стали нищета, асоциальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми. За последние годы катастрофически выросло количество «социальных сирот», детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях. Вооруженные конфликты, природные, техногенные и социальные катастрофы - причины, способствующие тому, что дети остаются без родителей. К концу 1998 года число детей, находящихся на полном государственном обеспечении, достигло 620 тысяч. Увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей, неизбежно ведет к увеличению числа учреждений для детей-сирот - домов ребенка, детских домов, школ-интернатов, приютов и т.д.
Вместе с тем многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что помещение ребенка в учреждение интернатного типа не обеспечивает удовлетворения его основных потребностей, что в свою очередь приводит к нарушению развития ребенка. Результатом проживания ребенка в условиях интернатного учреждения является его неготовность к самостоятельной жизни, к поиску работы и ее сохранению в условиях безработицы, неумение организовать свой быт, досуг, создать и сохранить свою семью. Однако только с середины двадцатого века социальное сиротство стало приобретать угрожающие масштабы, причем рост отказа наблюдается во многих странах мира (Франция, Испания, Италия и другие). В России социальные сироты составляют абсолютное большинство детей, оставшихся без попечения родителей (95%), а 60 % детей были рождены матерями в возрасте от 16 до 19 лет.
В последние годы в России все громче заявляет о себе скрытое социальное сиротство. Падение условия жизни привело к увеличению числа неблагополучных семей, а также к тому, что дети “вытесняются на улицу”, и как следствие этого большой рост беспризорности. За последние 100 лет Россия переживает третью волну сиротства после первоймировой войны и революции, после Великой Отечественной войны и сейчас. И даже если в 1945 году причины сиротства были понятны, то в наше время их трудно принять как естественные.
Социальное сиротство - это опасное социальное явление. В России до 95% детей-сирот относятся к категории социальные сироты. Так как к моменту получения статуса они имели живых родителей. 200 тысяч детей содержится в сиротских учреждениях. Каждый десятый из них ежегодно убегает из приюта, каждый третий выпускных учреждения оказывается на скамье подсудимых, каждый пятый становится бомжом, каждый десятый кончает жизнь самоубийством.
Все вышесказанное подчеркивает актуальность и большую социальную значимость обращения к данной теме.
3 Изучение игровой деятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Материалы включают в себя методики изучения игровой деятельности дошкольников, сравнительный анализ полученных данных об игровой деятельности как нормально развивающихся детей, так и детей с задержкой психического развития, воспитывающихся в различных социальных условиях. С целью изучения особенности игровой деятельности детей старше дошкольного возраста был проведен констатирующий эксперимент, в котором приняли участие 50 нормального развивающихся воспитанников дошкольных учреждений, 50 воспитанников с ЗПР дошкольных учреждений компенсирующего вида и 50 воспитанников с ЗПР детских домов Северо - Восточного окружного управления Департамента образования г. Москвы. Возраст от 5лет 6месяцев до 6лет 6 месяцев.
Констатирующий эксперимент состоялся из двух серий заданий:
· Первая серия – направлена на выявление индивидуальных игровых предпочтений ребенка (интервью « Игровые предпочтения»).
· Вторая серия – направлена на изучение игровых умение детей в сюжетно-ролевой игре (стандартизированное наблюдение).
В первой серий эксперимента использовалась адаптивная методика. Детям предлагалось ответить на вопросы. Кроме того, оценивались: особенности установления эмоционального контакта с взрослым, понимание вопросов, качество ответов.
Во второй серий эксперимента изучались игровые умения детей дошкольного возраста.
Исследования в первой серий заданий.
Отметим, что все нормального развивающиеся дети приняли задание, вступили в эмоциональный контакт с экспериментатором, тогда как большая часть детей с ЗПР, как воспитанников коррекционных групп, так и воспитанников учреждений для детей-сирот, при общении со взрослыми формально отвечали на вопросы.
Проанализируем игровые предпочтения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
· Утвердительно выразили свою любовь к игре не все дети-сироты, 18% детей затруднялись отвечать на вопросы.
· Большая часть детей-сирот и их сверстники из ДОУ, предпочитают играть в группе; 22% детей не смогли ответить на этот вопрос.
· Больше половины детей предпочитают играть в подвижные игры, ролевые игры и игры с отдельными предметами, а их нормально развивающие сверстники предпочитают ролевые игры, 24% детей-сирот затруднялись отвечать.
· Дети-сироты чаще всего выбирали роли людей «дочки-матери», «мальчики и девочки», четвертая часть детей выбирала роли люде разной профессий, роли животных в игре предпочитали почти половина детей-сирот, а детей с нормой значительно меньше.28% не ответили на вопрос.
· Дети- сироты отдали предпочтения играм с педагогами, а четвертая часть их сверстников из ДОУ предпочитают играть с педагогом
Выводы по первой серий эксперимента.
Если для нормально развивающихся дошкольников характерно активное проявление игровых интересов, а у дошкольников с ЗПР из ДОУ отмечается качественное своеобразие игровых предпочтений, то для дошкольников с ЗПР, воспитанников учреждений для детей-сирот, чаще отмечается несформированность игровых предпочтений. Для игровых предпочтений детей-сирот характерны: повышенная ситуативность, отсутствие стойкого интереса к сверстнику, желание играть с воспитателем, затрудненность процесса понимания обращенной речи, наличие сопровождающей речи примитивно - фиксирующего характера( бедность словаря, обилие штампов в самостоятельной речи).
Исследования во второй серий заданий
В протоколе фиксировались наличие и характер интереса к игре; содержание роли и характер ролевого поведения ребенка; речевое сопровождение своего игрового действия; эмоциональные проявления ребенка во время игры; отношение ребенка к кукле как заместителю человека; игровое и реальное взаимодействие ребенка со сверстником. Проанализируем игровые умения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
· Они могут предложить сверстникам тему игры, но она не отличается новизной, оригинальностью; они чаще, чем дети из дошкольных учреждений, пассивно принимают темы игр сверстников.
· Большая часть детей-сирот, играя в привычные игры, стараются не обсуждать в ходе игры своих действий с партнерами. Они предпочитают играть одни, тогда как «домашние» дети играют редко.
· В старшем дошкольном возрасте характерными для них остаются условные действия предметного характера, тогда как большая часть нормального развивающих детей в ходе игры обмениваются с партнерами ролевыми условными действиями.
· В сюжетно ролевых играх они почти не используют словесное ролевой ситуаций, чаще предпочитают ее проигрывание
· Неумеют принимать позицию партнера по игре, трудной является смена ролевого поведения, характерно отсутствие желания изменять свое ролевое поведение в процессе игры.
· Испытывают трудности в придумывании роли для нового участника.
· Редко проявляются эмоциональное отношение в игре.
Выводы по второй серий эксперимента
Популярная тема в игре у девочек – «семья», «больница», «магазин», у мальчиков – «шофер», при этом формирование сюжетная игра часто сводится к однотипным предметным действиям к цыпочке сюжетных действий связанная с обыгрыванием определенной игрушкой. Для многих детей характерна индивидуальная форма игры с игрушкой соответствующая сюжету. Ролевые игры встречаются редко. Игровая деятельность старших дошкольников – сирот с ЗПР не соответствует возрастному уровню.
В ходе исследования обнаружилось, что дети практически не используют профессиональные и общественные сюжеты игр. Заметно, что у детей быстро угасает интерес к игре: они начинают и не заканчивают одну игру, берутся за другую. Часто дети не способны соблюдать самостоятельно правило игры, владеть своим поведением, сдерживать свой непосредственные желания следует отметить, что дети не могут договориться между собой о том, кто в какой роли будет выступать. Из-за бедности и примитивности игры у детей не формируется коммуникативное общение. Дошкольники, не умеющие играть, не могут содержательно общаться, они не способны к совместной деятельности, не интересуются нуждами и проблемами сверстников, часто проявляют агрессивность, отчужденность, врожденность к сверстникам.
Вывод
Согласно полученным данным игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в учреждениях для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находится на низком уровне. Это подтверждается несформированность игровых умений, фрагментарностью и неустойчивостью игровых предпочтений, скудностью представлений об окружающем мире, что во многом может быть связанным с отсутствием адекватных психолого-педагогических условий, приоритетной позицией задача обучения дошкольников, что неизбежно ведет к вытеснению игровой деятельности из жизни детей. Формирование игровой деятельности не является в педагогике самоцелью, в данном случае оно выступает как специальная педагогическая задача. Игровая деятельность в системе воспитания и обучения детей – сирот с ЗПР будет иметь коррекционную направленность в том случае, если ее становление будет соответствовать специфическим образовательным потребностям этих детей и занимать определенное место в комплексном коррекционно-развивающем воздействий.
Литература
1. Дефектология № 1 2008год.
2. Дети – сироты: Консультирование и диагностика развития. Под ред. Е.А. Стребелевой. – М., 1998.- С. 6-28.
3.Выгодский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитий ребенка. Вопросы психологии. – 966.- № 6. – С. 61-62.
Федеральное агентство по образованию Омский государственный педагогический университет Факультет специальной педагогики и психологии Кафедра специальной психологий Контрольная работа по дисциплине «
Эмоциональные состояния
Исследование памяти школьников
Особенности развития этнопсихологии
Психофізіологічні особливості життєдіяльності жінок, підлітків, людей літнього віку
Эмоции: определение, феноменология, измерение
Психологія потреб
Роль самооценки в самовоспитании старшеклассников
Психологічне консультування
Диагностические методики
Особенности представлений родителей близоруких детей о семейном воспитании
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.