База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

Поэзия некрасовской поры — Литература : зарубежная

Муниципальное образовательное учреждение

Лицей №3

Курсовая работа

по литературе на тему:

Поэзия некрасовской поры.

Выполнила:

Сергеева Н.И. 10 Г

Проверила:

Фоминова В.А.

Иркутск

План:

 

I.  Развитие и значение русской поэзии XIX века.

II.  Поэзия некрасовской поры.

1.  Сходства и различия поэзии Некрасова и Кольцова.

2.  Жизнь и творчество И.С.Никитина:

q  Стихотворение «Русь»;

q  Близость поэта к народу и его творчеству;

q  Природа в произведениях И.С.Никитина.

3.  Жизнь и творческий путь А.В.Кольцова:

q  Отношение поэта к народу;

q  Отражение чувств крестьян в произведениях А.В.Кольцова;

q  Создание А.В.Кольцовым песен, близких к народным.

4.  Творчество И.В.Сурикова и его современников:

q  Создание сборника «Рассвет»;

q  Обращение поэта к деревенской жизни;

q  Близость И.В.Сурикова к природе.

III.  Значение творчества крестьянских поэтов в жизни русского общества XIX века.

XIX век называют «золотым веком» русской литературы. Озарённая гением Пушкина, Лермонтова, Гоголя, блеском таланта Жуковского, Крылова, Грибоедова, Кольцова, русская литература сделала в первой половине столетия поистине гигантский шаг вперёд. Это, прежде всего, объясняется необычайно быстрым развитием русского общества. Глубоко и правдиво отражая важнейшие особенности действительности, русская литература тем самым всё больше отвечала интересам и чаяниям народных масс. «Народный характер русской литературы сказался также и в том, что интерес к жизни и судьбе народа становился в ней всё более глубоким и острым. Это ясно проявилось уже в творчестве Пушкина и Лермонтова, в произведениях Гоголя, а с ещё большей силой – в поэзии Кольцова».[1]

Эпоха декабризма повлияла на сам характер развития русской литературы, придала ей особые черты гражданственности и политического вольнолюбия. Поэзия Пушкина, Лермонтова, Кольцова, Огарева, Некрасова, и особенно те их произведения, героем которых был народ, «духовно воздействовала на народно-песенный репертуар и стимулировала собственное поэтическое творчество народных масс».[2] Стихотворения Пушкина, Кольцова и Лермонтова при всей своей близости к песенно-поэтическим источникам были самобытны и неповторимы.

«В то же время поэзия Некрасова, утверждая новые эстетические ценности и новые методы их художественной реализации, так внешне непохожие на методы Пушкина, Лермонтова и Кольцова, сохраняет свою внутреннюю преемственность от них».[3]

«В поэзии Кольцова, Никитина и Сурикова с наибольшей полнотой отразились как основные общественно-политические конфликты, так и лучшие этические и эстетические устремления эпохи, эпохи падения крепостного права и подготовки буржуазно-демократической революции в России. На разночинском этапе русского освободительного движения «с неведомой силой» потрясала сердца и возбуждала умы современников поэзия Н.А.Некрасова».[4] Сборник его стихотворений 1856 года отличался единством пронизывающего его пафоса революционно-демократических идей и тем художественным своеобразием, которые делали его книгой, открывающей новый, некрасовский этап в развитии русской поэзии. В писательском внимании к жизни народа (крестьянства) Некрасов не был одинок. Его предшественником в разработке этой темы был А.В.Кольцов. Не без воздействия Кольцова, прославлявшего светлую сторону крестьянского труда, начинал изображать трудовую деятельность крестьянина и Некрасов. Некрасову было близко драматическое начало поэзии Кольцова, сила духа, бунтарские порывы его лирического героя. «Поэзия Некрасова «усыновила» реально-повествовательные традиции кольцовской лирики. Воспетый Кольцовым идеал народного труда и раздолья, воли, приобрёл у Некрасова социальное и политическое значение, а грусть сильной души, ищущей простора и не находящей его, - лирический мотив многих стихотворений Кольцова – переросла у Некрасова в горячую преданность интересам народа. В его творчестве поэзия слилась с песенным, народно-эпическим началом».1 Кольцовские мотивы и изобразительные средства нетрудно найти в таких стихотворениях Некрасова, как «Я за то глубоко презираю себя…» (1845 год) и «Огородник» (1846 год).

Поэтический мир Кольцова «был условно-романтическим миром», в то время как Некрасов «знает нагую реальность тяжёлого труда и отражает его с той прямотой и верностью, какие стали обязательными после достижений натуральной школы».2 Поэт воспринял все лучшее, что было создано русскими мастерами пейзажной лирики, от Державина и Пушкина до Лермонтова и Кольцова, не исключая и современных ему поэтов, прежде всего Тютчева и Фета. «Содержание некрасовских пейзажей определялось, прежде всего, условиями жизни и мировоззрением дореформенного крестьянства, и родоначальником их в русской поэзии был А.В.Кольцов, традицию которого продолжил Некрасов».3 По мнению Чернышевского, Некрасову предстоит повести за собой поэзию. М.А.Михайлов, Н.А.Добролюбов, Д.Д.Минаев, В.С.Курочкин, И.С.Никитин «двигались в фарватере поэзии Некрасова, и самое своеобразие их стиля воспринималось и оценивалось на фоне его деятельности».4 «Никитин ещё не оценён в достаточной мере. Его оценка в будущем, и с течением времени его будут ценить всё более и более. Никитин переживёт многих, даже более крупных поэтов…»5 – писал Л.Н.Толстой.

В наше время как нельзя лучше подтвердились слова великого писателя. Простые и задушевные стихи Никитина глубоко волнуют нас.

Иван Саввич Никитин вошёл в русскую литературу как подлинно народный поэт. Его творчество тесно связано с демократической поэзией 50-60-годоа XIX века, с дальнейшим развитием освободительного движения в России.

Бедная молодость, дни невесёлые,

Дни невесёлые, сердцу тяжёлые…-

писал поэт Иван Саввич Никитин, вспоминая свою невесёлую, трудную жизнь. Никитин очень хотел стать образованным человеком, но ему не пришлось: отец разорился, надо было ему помогать. Всё свободное время читал, стал писать стихи. Как вспоминал сам Никитин, «с летами любовь к поэзии росла в моей груди, но вместе с нею росло и сомнение: есть ли во мне хотя искра дарования».1 В 1853 году в воронежской газете было напечатано стихотворение Никитина «Русь».

Под большим шатром

Голубых небес, -

Вижу – даль степей

Зеленеется…-

так начиналась эта песня о просторах великой русской земли, о её богатствах, о героическом её прошлом и славном будущем. В заключение следовали строки, особенно волновавшие русских людей:

          Уж есть за что,                                   Стать за честь твою

Русь могучая,                                        Против недруга,

Полюбить тебя,                                   За тебя в нужде

            Назвать матерью,                                Сложить голову!

Стихотворение имело большой успех: его переписывали, заучивали наизусть. «Действительно, когда читаешь «Русь» – особенно вслух, – обжигает душу ощущение кровной связи с каждой частичкой того великого целого, что зовётся Россией. Удивительно, как сумел начинающий поэт столь вдохновенно пропеть гимн отчей земле!»2 Успех этот ободрил Никитина, он стал писать увереннее, смелее, свободнее. Просто и правдиво писал он о нужде, о горе народа. Близкий к народу по своей тяжёлой жизненной судьбе, Никитин в лучших стихах сказал суровую правду о горькой доле простых русских людей в условиях самодержавно-крепостнического строя, выразил их веру в светлое будущее. Сцены и зарисовки из быта крестьян и городской бедноты исполнены искреннего сочувствия к её бесправию, безысходной скорби, нищете. Из самой глубины сердца шли строки его стихов о «бедности голодной», «несмелой» и «забытой». Никитин думал прежде всего о народе, о безмолвном страдании пахаря, пряхи, ремесленника, бобыля («Старый мельник», «Нужда», «Бурлак», «Лесник и его внук», «Бобыль», «Слепой гусляр», «Нищий», «Рассказ ямщика»). В превосходном стихотворении «Нищий», пользуясь приёмом аллегории, поэт создаёт образ крестьянина-труженника:

Спит в лачужке, на грязной соломе,

Богатырь в безысходной беде,

Крепче камня в несносной истоме,

Крепче меди в кровавой нужде.

В произведениях Никитина не только «кровавая нужда и тоска бедняков, а от всего этого даже равнодушие к смерти: «Рад он жить, не прочь в могилу – в тёмный уголок…» Куда ни кинешь взор, всюду        убогость.

 Душный воздух, дым лучины,                Закоптелые полати,

       Под ногами сор,                                      Чёрствый хлеб, вода,

Сор на лавках, паутины                        Кашель пряхи, плачь дитяти…

      По углам узор;                                          О нужда, нужда!..

В этом отрывке поэт не использует ни одного глагола. Сухое, безличное перечисление. И лишь в конце – вскрик потрясённой души. Поэт не мог быть равнодушным к тем каторжным, мучительным условиям жизни, которые обрекали народ на голод, болезни, преждевременную старость и смерть.

«Заслуга Никитина и была в той беспощадной правдивости, с какой он сумел передать в своих стихотворениях тяжёлые переживания крепостного крестьянина, городского ремесленника, дворового, пряхи, швеи. Этим объясняется и трогающее чувство глубокой взволнованности поэта. Отсюда же и его личное художественное видение мира, где безысходная печаль живёт годами, где в глухие бессонные ночи все слёзы выплаканы».1 Много чудесных стихов написал Никитин о русской природе («Утро», «Встреча зимы», «Утро на берегу озера» и др.). Высокохудожественны по своим неповторимым краскам и по богатству звуков пейзажи поэта. «Великолепный художник русской природы, он с проникновенным лиризмом и теплотой воспроизвёл знакомые и дорогие ему с детства картины родной земли».2 Иван Бунин с восхищением писал о том, что в никитинских картинах природы «была та неуловимая художественная точность и свобода, та даже расстановка слов, тот выбор их, которыми руководствуется невольно только художник, знающий природу всем существом своим…»1

Подбор определённых звуков усиливает смысловую сторону стихотворений, они становятся музыкальными, мелодичными, рождается ощущение воздушной лёгкости:

В синем небе плывут над полями

Облака с золотыми краями;

Чуть заметен над лесом туман,

Тёплый вечер прозрачно-румян.

Природу Никитин созерцает как трудящийся простолюдин – рано утром перед работой или поздно вечером и ночью. «Описания Никитина, обнаруживающие замечательную наблюдательность поэта, его любовь к русской природе, любовь трепетную и исполненную гордости за красоту родного края, подлинно поэтичны».2 Умение увидеть прекрасное в простом и скромном пейзаже и передать его простыми словами в мягкой, песенной манере сделали Никитина одним из любимых поэтов русского народа.

В 1859 году вышел первый сборник стихов И.С.Никитина. К этому времени у него было уже много друзей среди образованных людей Воронежа. В феврале 1859 года они помогли ему открыть книжную лавку, о которой он давно мечтал. Книжная лавка была у него особенная, при ней была библиотека, и он сам выдавал книги, выписывал новые, старался, чтобы книги были хорошие и полезные. В лавку приходили не только для того, чтобы купить или поменять книгу, но и поговорить о литературе, послушать стихи хозяина-поэта. Так книжный магазин Никитина стал важным центром литературной жизни Воронежа.

Завершением творчества Никитина является его стихотворение «Хозяин», прочитанное им на литературно-музыкальном вечере 9 апреля 1861 года. В этом произведении Никитин показал современную ему жизнь во всей её неприглядности и жестокости. Рисуя страшную драму в доме дикого, властного купца, поэт писал:

…Здесь горе гнёзда вьёт свои,

И веет холод от порога…

Стихи из произведения «Хозяин» разошлись по Воронежу в десятках экземпляров и были многими заучены наизусть. «Возвращаясь с литературного вечера, – вспоминает один из современников поэта, – мы с большим волнением повторяли:

Сидит он уж тысячу лет,

Всё нет ему воли, всё нет!»

Здоровье Никитина было надорвано тяжёлой жизнью, и в 1861 году он умер. Поэт был похоронен на воронежском Новомитрофановском кладбище, рядом с могилой любимого им А.В.Кольцова. В 1911 году в Воронеже Никитину поставлен памятник.

Пишу не для мгновений славы –

Для развлеченья, для забавы,

Для милых, искренних друзей,

Для памяти минувших дней.

А.В.Кольцов

Алексей Васильевич Кольцов родился 3 октября 1809 года в семье воронежского торговца скотом. Учиться в школе ему почти не пришлось, и он не получил образования, поэтому его называли поэтом-самоучкой. Кольцову ещё не было 12 лет, когда отец взял его из второго класса уездного училища и сделал своим помощником в торговых делах. Алексей Кольцов очень хотел учиться; он любил читать, но книг в доме не было. Случайно купленные на базаре стихи И.И.Дмитриева потрясли Юношу – он страстно полюбил стихи и вскоре начал писать сам. Любовь к чтению, книгам росла у Кольцова с годами. Он всеми силами всю жизнь старался пополнить свои знания. Но больше всего он полюбил поэзию.

В 16 лет он написал свои первые стихи. Стихи получились не совсем складные, но Кольцову они понравились, и он продолжал писать «пьесы» – так он называл свои стихи.

Писал он очень много. Постепенно стихи его становились всё лучше. Они напоминали русские народные песни – вольные, широкие, звонкие. В них описывал Кольцов родную природу, тяжёлую долю крестьян, их труд в поле – ведь сам он из народа и писал о том, что было близко и дорого ему. В Воронеже у Кольцова были друзья, ценившие его талант, помогавшие ему книгами и советами. Они поддерживали веру юноши в себя. Стихи Кольцова стали печатать в газетах и журналах. В Москве, куда он ездил по делам отца, Кольцов познакомился с великим русским критиком Белинским и со многими известными писателями. Кольцов всем сердцем привязался к Белинскому. «Я обязан ему всем: он меня поставил на настоящую мою дорогу»1, – говорил поэт. Сближение с Белинским и его кругом было величайшим событием духовной жизни Кольцова.

В 1835 году вышла первая книга стихов Кольцова, а в 1836 году он познакомился с Пушкиным и читал ему свои новые стихи. В «Современнике» Пушкин напечатал одно из лучших стихотворений Кольцова – «Урожай». В этом стихотворении поэт глядит на всё глазами земледельца: дождь, пролившийся на истомлённую солнечным зноем землю, – великая радость и для Кольцова. Глубокое удовлетворение, даже ликование слышится в строчках:

Напилась воды

Земля досыта;

На поля, сады,

На зелёные

Люди сельские

Не насмотрятся.

Так мог написать лишь человек, близко принявший к сердцу заботы и думы народа.

Через несколько месяцев в Воронеж пришло известие о смерти Пушкина. Горе Кольцова было безгранично, когда он узнал о гибели самого любимого своего поэта. Он посвятил Пушкину одно из лучших своих стихотворений – «Лес». В нём он не случайно уподобил великого поэта России могучему лесу, сказочному богатырю Бове, который мог в непогоду грозно крикнуть туче:

Вороти назад!

Держи около!

Кольцов писал о работе так, как до него ещё никто не писал. Он передал чувства пахарей, косарей, жней – думы тех, кого нещадно била жизнь, но которые не теряли надежды на лучшее:

Весело на пашне,

Ну! тащися, сивка!

Я сам-друг с тобою,

Слуга и хозяин.

Прирождённый лирик, Кольцов много писал о любви, но и любовь в его лирических исповедях являлась частью бытия простого люда:

Душно девице,

Грустно на поле,

Нет охоты жать

Колосистой ржи.

                                          («Молодая жница»)

С ростом мастерства шло становление Кольцова как личности. Разные житейские обстоятельства привели к тому, что поэт разделил судьбу многих тысяч таких же, как и он, горьких, обездоленных людей. «Тяготы безжалостной жизни громким эхом отозвались в душе Кольцова. В его стихах забушевала буря. Голос поэта стал голосом миллионов простых людей, притесняемых и обижаемых».1 Ощущение народных радостей и горя как собственных позволило Кольцову необычайно художественно воспроизвести крестьянский быт.

В 1832 году поэт написал стихотворение о мужицкой доле. «Размышление поселянина» – это дума крестьянина, оставшегося и под старость единственной опорой большой семьи.

Жизнь Кольцова была полна печали, которая заполнила до краёв народную жизнь. В песнях Кольцова звучат голоса простых русских людей. Задушевно, то с тоской, то с радостью поют пахарь, косарь, жница. Поэт с сочувствием рассказывает о судьбе бедного старика, который сидит в гостях у чужих людей, и горько ему от мысли, что он всего лишён в жизни («Доля бедняка»). Или о девушке, не получавшей вестей о милом и тоскующей в одиночестве («Грусть девушки»). С глубоким состраданием воспеты в творчестве Кольцова и «любовь-тоска», и горечь разлуки, и судьба женщины, насильно выданной замуж. «Разнообразные мотивы песен, сливаясь воедино, образуют в творчестве Кольцова мощный хор русского народа»2. Ведь именно в песнях русский народ чаще всего изливал свою душу. Кольцов создал народную песню как особый вид лирической поэзии в нашей художественной литературе. Все эти стихотворения были восприняты как неслыханная новость и стали драгоценными жемчужинами во всей русской поэзии, потому что Кольцов с необычайной прямотой говорил о главном, – о доле, о жизненной участи человека. «Этой чертой своего творчества Кольцов свидетельствует, что принадлежит к плеяде народных поэтов. Его стихи не только написаны на темы, родственные народной жизни, но и разработаны в чисто народном духе.»3 Народ в песнях Кольцова изображался во всей полноте его жизни – не только в труде и повседневности, но и в моменты раздумья над своей жизнью. Кольцов в своих песнях всегда подчёркивал характер героя, его жизненную силу, веру в будущее:

   Долго ль буду я                                            Долго ль буду я

Сиднем дома жить,                                  Под окном сидеть,

Мною молодость                                       На дорогу вдаль

    Ни на что губить?                                     День и ночь глядеть?

Ведущая тема его песенного творчества – тема труда. Кольцов видел крепкую любовь крестьян к «матери сырой земле» и крестьянские трудовые интересы, связанные с земледельческим трудом. «Всё это он с большой художественной силой отразил как в стихотворении «Косарь», так и в своеобразной трилогии – «Песня пахаря», «Урожай» и «Крестьянская пирушка», посвящённой крестьянскому труду. В этих произведениях Кольцов показал не только поэзию крестьянского труда, но и ту величавую «обрядность», которая была так характерна для крестьянской жизни».1 Песням Кольцова была свойственна новая внутренняя настроенность, глубоко отличавшая от традиционного сентиментального «уныния» современных русских песен. «В них зазвучали бодрые оптимистические призывы к преодолению любых жизненных невзгод. Произведения Кольцова, выражающие народный оптимизм, были очень близки к самим народным песням, в которых даже в мотивах «грусти-тоски» никогда не чувствовалась безысходность жизненного горя».2

Популярность песен Кольцова ещё в первой половине XIX века в Саратове была отмечена Н.Г.Чернышевским. Впоследствии, сохранив особенную любовь к его песням, Чернышевский ввёл цитату из песни Кольцова «Я любила его» в свой роман «Что делать?»

Все темы кольцовских песен, проникшие в народный песенный репертуар, были очень близки по содержанию народным лирическим песням. Кольцов с большой поэтической силой выразил глубокое раздумье народа о тяжести жизни («Сяду я за стол»), желание преодолеть все жизненные препятствия («Оседлаю коня») и горькое сознание силы «злой судьбы» («Соловьём залётным»).

Глубоко проникнув в народ, песни Кольцова не только стали неотъемлемой частью народного песенного репертуара, но и явились образцами для возникновения новых народных песен, которые оказывали положительное влияние на развитие народной поэзии на протяжении долгого времени. «Творчество Кольцова расширило жанровый диапазон многих русских поэтов второй половины XIX века, которые продолжили развитие книжной и народной песенной поэзии».3 Талантливое, самобытное творчество Кольцова стало достоянием каждого грамотного русского человека. Сочинения Кольцова печатались на протяжении всего XIX века и позднее. Многие его песни были положены на музыку. Кольцов стремился к изучению народной жизни. По этому пути, намеченному им, а затем Пушкиным и Лермонтовым, в дальнейшем пошли все выдающиеся русские поэты второй половины XIX века – Некрасов, Никитин, Суриков и многие другие. Все они в своём творчестве «были не только ценителями народной поэзии, но и внимательными исследователями жизни народных масс, что придавало их произведениям новаторские идейные и поэтические черты».1

Вдали от писателей, признавших его талант, без друзей, родных поэт чувствовал себя одиноким и глубоко несчастным. Вскоре обнаружилась болезнь, подорвавшая его силы. 29 октября 1842 года Кольцов умер от чахотки в возрасте 33-х лет. Совсем невелик объём его творчества: до нас дошло менее 150 его стихотворений. Но передовая критика, говоря о стихах Кольцова, ставила и ставит его имя в один ряд с величайшими именами нашей литературы.

В последней статье о Кольцове Белинский писал: «Такова была жизнь этого человека. Рождённый для жизни, он исполнен был необыкновенных сил и для наслаждения ею, и для борьбы с нею, а жить для него значило – чувствовать и мыслить, стремиться и познавать.»2

Ещё при жизни Некрасова начали выступать со своими произведениями крестьянские поэты-самоучки, из которых большей одарённостью выделялся Иван Захарович Суриков (1841-1880). Когда Сурикову был 21 год, он познакомился с поэтом Плещеевым и показал ему свои стихи. Плещееву они понравились, и он помог Сурикову напечатать одно из своих стихотворений в журнале. Суриков хорошо знал, что ему, бедняку, самоучке, бывшему крепостному, предстоит трудный путь, что надо много сил, выдержки, чтобы заниматься любимой поэзией.

Поэт! трудна твоя дорога, –

На ней ты радости не жди:

Тебе страдать придётся много

И много слёз скопить в груди…–

так писал он позднее в одном из своих стихотворений.

В 1871 году вышел первый сборник стихов Сурикова. С этого времени стихи его стали появляться в печати, их часто перекладывали на музыку и пели. И до сих пор поют – песнь о казни Степана Разина, о ямщике в степи и многие другие. Суриков писал больше всего о тяжёлой доле бедняков в царской России. В 1873 году в «Вестнике Европы» была опубликована его былина «Садко у морского царя». К концу 60-х годов вокруг Сурикова образовался кружок таких же писателей-самоучек, в который входили крестьяне, ремесленники, рабочие не только из Москвы, но и приезжие, из провинции. Многие из них писали стихи, и в начале 70-х годов Суриков организовал сборник этих стихотворений, который назвал «Рассвет». Произведения эти были объединены общей направленностью тематики: картинки с натуры, сценки из жизни крестьян и городской бедноты, а также обработка былинных сюжетов и народных легенд. «Значение сборника «Рассвет» заключалось в том, что впервые не отдельные писатели-самоучки, а целая группа их заявила о своём существовании, свидетельствуя о пробуждении в народе тяги к творчеству и стремления самому поведать о своей жизни.»1

«Суриков – певец бедноты, наследник Кольцова и Никитина, отчасти Шевченко и Некрасова. Его герои – это труженик-бедняк, который бьётся в нищете, невзгодам и бедам которого нет конца, крестьянки-труженицы с их тяжёлой долей».2 Много стихотворений написал Суриков для детей и, вероятно, когда писал их, вспоминал своё детство в деревне, родные и любимые картины русской природы («Детство», «Степь», «В ночном», «У пруда» и др.). Встречаются у Сурикова и сюжетные стихотворения, в которых автор обращается к будничным картинам народной жизни. Это грустные рассказы о доле тружеников земли. Обращался он также к сюжетам народных баллад и былин («Удалой», «Немочь», «Богатырская жена», «Садко у морского царя», «Василько», «Казнь Стеньки Разина»). Суриков воспевает труд земледельца («Косари», «Летом», «В поле» и др.). Много задушевных строк посвятил поэт крестьянкам-труженицам, сиротам:

   Я не дочь родная –                                       Делай, хоть убейся,

 Девка нанятая;                                            Не дадут потачки…

Нанялась – так делай,                                Тяжела ты, доля,

 Устали не зная.                                            Долюшка батрачки.

 

                                                                     («Тяжело и грустно…»)

«Поэт-самоучка обращался к деревенской жизни не со стороны, а изнутри жизненных ситуаций, самой социальной драмы. Им руководило желание коснуться дотоле слабо освещённых в поэзии уголков народной жизни, рассказать горькую правду о «кормильце» русской земли».3

В стихотворениях Сурикова постоянно ощущается непосредственная близость к природе деревенского жителя, с малых лет привыкшего к шуму леса, тишине степи, простору полей («Летняя ночь», «Утро в деревне», «В дороге», «На реке» и др.):

Едешь, едешь – степь да небо,

Точно нет им края,

И стоит вверху, над степью,

Тишина немая.

                                                          («В дороге»)

«Такие стихотворения Сурикова, как «Дед Клим», «Зима» и другие, отражают патриотическое чувство, любовь к родной стихии. Несмотря на царящую вокруг нищету и горе народа, Суриков умел находить в деревенской жизни и её поэтическую сторону, находить поэзию и красоту в крестьянском труде («Косари», «Загорелась над степью заря…»).»1

И.Сурикова, М.Козырёва, С.Дерунова, А.Разорёного и других членов суриковского кружка объединяло, прежде всего, то, что все они были люди нелёгкой судьбы, делившие с народом его бесправие и тяжёлый труд. Все они не получили образования, лишь случайно познакомились с людьми литературного круга, приобщившись к культуре. В их стихах передавались «горькие раздумья крестьянина-беднака, заброшенного в город в поисках заработка, его любовь к родной земле, к крестьянскому труду, поэтизация и идеализация мирной деревенской жизни, озарённая отсветом разочарований безысходно тяжёлого существования в трущобах города».2

После смерти Сурикова возникли новые группы поэтов-самоучек. Так, в 1889 году был издан сборник Московского кружка писателей из народа «Родные звуки», куда вошли стихи С.Дерунова, И.Белоусова, М.Леонова и других. В 90-х годах вокруг М.Леонова объединилась уже многочисленная группа. В 1903 году она получила название Суриковского литературно-музыкального кружка.

Крестьянские поэты горячо любили Россию, «были певцами труда и народного горя».3 Они обратились к темам, которые ранее не были затронуты поэзией. «Стихи и песни Кольцова, Никитина и Сурикова в своих лучших образцах составляют примечательную страницу в истории русской поэзии. В её недрах возникла рабочая тема, зачатки которой ранее встречались в фольклоре. Появление этой темы связано с процессом пролетаризации деревни».4 в этой поэзии отразилась тяжёлая судьба рабочих, их мечты о лучшей доле, начало нарождавшегося протеста.

Список использованной литературы:

1.  В.П.Аникин «Песни и стихи Алексея Кольцова». Москва, издательство «Художественная литература», 1989 год.

2.  В.П.Аникин «Слово о Кольцове». Классики и современники. Москва, издательство «Художественная литература», 1986 год.

3.  Б.П.Городецкий «История русской литературы», VII том. Литература 1840-х годов. Ответственный редактор Б.П.Городецкий. Издательство академии наук России. Институт русской литературы (Пушкинский Дом). Москва 1955 Ленинград.

4.  Б.П.Городецкий «История русской поэзии», второй том. Ответственный редактор Б.П.Городецкий. Ленинград, издательство «Наука», 1969 год.

5.  Детская энциклопедия, 11 том, третье издание. Язык и литература. Москва, издательство «Педагогика», 1976 год.

6.  В.И.Кузнецов «Иван Саввич Никитин», учебное издание. Москва, «Просвещение», 1991 год.

7.  О.Г.Ласунский «И.С.Никитин. Сочинения». Москва, издательство «Правда», 1984 год.

8.  К.Д.Муратова «История русской литературы». Литература конца XIX-начала XX века (1881-1917), четвёртый том. Ленинград, издательство «Наука», 1983 год.

9.  А.М.Новикова «Русская поэзия XVIII-первой половины XIX века и народная песня». Москва, издательство «Просвещение», 1982 год.

10.  Н.Скатов «Алексей Кольцов. Сочинения». Ленинград, издательство «Художественная литература», 1984 год.

11.  В.А.Тонков «А.В.Кольцов. Стихотворения». Москва, издательство «Советская Россия», 1961 год.

12.  В.А.Тонков. «Очерк жизни и творчества И.С.Никитина». Москва, «Просвещение», 1968 год.

13.  Н.С.Шер «Родные поэты». Стихотворения русских поэтов-классиков XIX и начала XX века. Москва, издательство «Детская литература», 1986 год.



[1] Детская энциклопедия, 11 том, третье издание.

Язык и литература, стр. 89.

[2] А.М.Новикова «Русская поэзия XVIII-первой половины XIX века и народная песня», стр. 10-11

[3] Б.П.Городецкий «История русской поэзии», второй том, стр. 15.

[4] Там же, стр. 9.

1 Б.П.Городецкий «История русской поэзии», второй том, стр. 99.

2 Там же.

3 Там же, стр. 53.

4 Там же, стр. 86.

5 В.А.Тонков «И.С.Никитин», очерк жизни и творчества, стр. 5.

1 О.Г.Ласунский «И.С.Никитин. Сочинения», стр.8.

2 Н.С.Шер «Родные поэты», стр. 121.

1 В.А.Тонков «И.С.Никитин», очерк жизни и творчества, стр. 74.

2 Там же, стр. 6.

1 И.Бунин «Памяти сильного человека», 21 сентября 1894г., №72.

2 Б.П.Городецкий «История русской поэзии», второй том, стр. 95.

1 Н.С.Шер «Родные поэты», стр. 76.

1 В.П.Аникин «Слово о Кольцове», стр. 19.

2 Детская энциклопедия, 11 том, третье издание. Язык и литература, стр. 112.

3 В.П.Аникин «Слово о Кольцове», стр. 11.

1 А.М.Новикова «Русская поэзия XVIII-первой половины XIX века и народная песня», стр. 117.

2 Там же, стр. 116.

3 Там же, стр. 131.

1 Б.Г.Городецкий «История русской литературы», VII том, стр. 384.

2 Н.Скатов. А.В.Кольцов. Сочинения, стр. 18.

1 К.Д.Муратова «История русской литературы», четвёртый том. Литература конца XIX-начала XX века (1881-1917), стр. 117.

2 Там же.

3 Там же, стр. 118.

1 К.Д.Муратова «История русской литературы», четвёртый том. Литература конца XIX-начала XX века (1881-1917), стр. 118.

2 Б.П.Городецкий «История русской поэзии», второй том, стр. 96.

3 К.Д.Муратова «История русской литературы», четвёртый том. Литература конца XIX-начала XX века (1881-1917), стр. 119.

4 Там же, стр. 121-122.

Муниципальное образовательное учреждение Лицей №3 Курсовая работа по литературе на тему: Поэзия некрасовской поры. Выполнила: Сергеева Н.И. 10 Г Проверила: Ф

 

 

 

Внимание! Представленная Курсовая работа находится в открытом доступе в сети Интернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
Советуем не рисковать. Узнай, сколько стоит абсолютно уникальная Курсовая работа по твоей теме:

Новости образования и науки

Заказать уникальную работу

Похожие работы:

Поэтика и метафоричность произведений Стивена Кинга (на основе повести "Долгая прогулка")
Поэтический мир Ахматовой
Прийом контрасту як основний засіб організації художнього матеріалу у творі В.Г. Короленка "Діти підземелля"
Проблема перекладу в зарубіжній літературі
Проблема экологии и нравственные проблемы повествования в рассказах В. Астафьева "Царь-рыба"
Проблематика и поэтика памфлетов Даниеля Дефо
Проблематика роману Т. Манна "Королівська високість"
Проза Якуба Коласа 20–30 гадоў: набыткі і страты
Проспер Меріме і Україна
Психологизм в творчестве Л.Н. Толстого и А.П. Чехова

Свои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru