курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОГО ПРАВА
Студент группы
№ ЮЮ 540 ЗУ
Контрольная работа по курсу «Проблемы теории государства и права»
Тема № 5. Политическая система
Научный руководитель
Омск
2008
Содержание
1. Понятие политической системы. 3
2. Субъекты политической системы: понятие, виды, особенности взаимодействия
3. Виды политических систем 15
Список использованной литературы 18
1. Понятие политической системы
В социальном управлении общества принимают участие различные субъекты: государство, партии, политические движения, общественные объединения и т.п. Все они, оказывая активное влияние на политическую жизнь общества и осуществляя политическую власть, объединяются в политическую систему.
Само понятие «политическая система» вошло в научный обиход ученых и политиков сравнительно недавно, в связи с радикальным расширением сферы, охватываемой политическими процессами. Среди важнейших причин, вызвавших в широкое научное исследование термина «политическая система общества», политологами чаще всего отмечается необходимость дать целостное представление о политике, политической жизни общества и невозможности сделать это с помощью таких традиционно употреблявшихся понятий, как «государство», «управление», и некоторые другие.
Современное знание о политических системах является результатом длительного развития наук, но в нашей стране термин «политическая система» стал использоваться лишь в конце 70-х годов. Его заменял другой, термин - «политическая организация общества». И лишь после появления в 1975 году в документах XXV съезда КПСС понятия «советская политическая система» начинается его интенсивное освоение. Сегодня, по словам известного отечественного политолога М.Н. Марченко «в политическом лексиконе стран Запада и Востока термин "политическая система" является одним из наиболее распространенных»[1]. Однако, несмотря на эту распространенность, ни в отечественной, ни в зарубежной литературе до сих пор, нет однозначного подхода к пониманию политической системы. Дело в том, что сложность в изучении политической системы той или иной страны ведет к тому, что ее понятие не может быть исчерпано в одном определении, необходима совокупность определений, даваемых с различных позиций. Они могут быть краткими, говорящими о сути системы, и более полными, охватывающими ее компоненты, целевое назначение, связи, характер деятельности[2].
В силу этого в литературе приводится большое количество определений «политической системы». Так, в дореформенное время, довольно широкое распространение получило определение политической системы, данное Ф. М. Бурлацким, раскрывающем ее как «относительно замкнутую систему, которая обеспечивает интеграцию всех элементов общества и само существование его как единого, централизованно-управляемого политической властью организма, сердцевину которого составляют государство, выражающее интересы экономически господствующих классов»[3]. В. Е. Чиркин считал, что «политическая система - это универсальная управляющая система общества, компоненты которой связаны вторичными политическими отношениями и которая, в конечном счете, регулирует производство и распределение социальных благ на основе использования крупными социальными общностями государственной власти»[4]. Некоторые ученые, отождествляют политическую систему с политической организацией общества, другие полагают, что политическая система более широкое понятие, включающее, в частности, не только организации, но и политические нормы[5].
Неоднозначно дается определение политической системе за рубежом. Польский профессор А. Лопатка полагает, что «политическая система состоит из трех элементов: идеи и политической ценности (например: идеи народовластия, общественного прогресса), организации и институты, наконец нормы, регулирующие претворение в жизнь идей и деятельности институтов»[6]. Венгерский социолог К. Кульчар пишет, что «политическая система имеет два уровня. На уровне государства она включает государственные и политические организации, нормы (в первую очередь правовые) и роли, реализуемые в политическом поведении. На уровне общества в политическую систему входят стандарты индивидуального политического поведения, нормы (прежде всего этические), роли и организации (политические партии, группы давления), которые либо стремятся к политической власти, либо оказывают воздействие на процесс ее осуществления»[7]. Американский политолог Д. Истон рассматривает политическую систему как механизм преобразования идущих от общества социальных импульсов в политические решения и действия[8]. М. Дюверже считает, что: «политические структуры связаны с экономической структурой, уровнем развития, с идеологией и системой ценностей, с культурными традициями. Эта совокупность образует "политическую систему" каждой страны, систему в которой различные элементы не отделены друг от друга»[9].
В современной отечественной литературе также единого мнения относительно того, что означает «политическая система». Так, по мнению А.И. Демидова, политическая система - «это совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов, учреждений и действий, организующих политическую власть, граждан и государства»[10]. Представляется, что это в целом верное определение включает элемент неточности. Имеется в виду, что на первый план автор ставит «взаимодействующие социальные нормы», а не субъектов - важнейших участников политической жизни, деятельность которых регулируется такими нормами. Очевидно, все элементы политической системы призваны действовать в рамках и на основе определенных нормативных систем, и прежде всего права. В этой связи более убедителен вывод А.Ф. Черданцева, полагающего, что «политическую систему можно определить как систему политических и иных социальных институтов, организаций, взаимодействующих в соответствии с определенными принципами и нормами, которые служат средством осуществления власти, управления общественными делами»[11].
Политическая система представляет собой одну из частей или подсистем совокупной общественной системы. Она взаимодействует с другими ее подсистемами: социальной, экономической, идеологической, этической, правовой, культурной, образующими ее общественное окружение, ее общественные ресурсы наряду с ее природным окружением и природными ресурсами, а также внешнеполитическим окружением.
Центральное положение политической системы в этой структуре ее внешнего и внутреннего окружения определяется ведущей организационной и регулятивно контрольной ролью самой политики.
Политическая система конкретного общества определяется его классовой природой, социальным строем, формой правления, типом государства (монархия, республика), характером политического режима (демократического, тоталитарного, деспотического и др.), социально-политических отношений (стабильных или нет, умеренно или остроконфликтных либо консенсусных и т.п.), политико-правового статуса государства (конституционного, с развитыми или неразвитыми правовыми структурами), характером политико-идеологических и культурных отношений в обществе (сравнительно открытых либо закрытых, с параллельными, теневыми, структурами или без них), историческим типом государственности, исторической и национальной традицией уклада политической жизни (политически активным либо пассивным населением, с кровнородственными связями или без них, с развитыми или неразвитыми гражданскими отношениями и т.д.).
Политическая система включает организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институализацию, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер участия в политике, неинституциональных политических отношений. Политическая система обеспечивает интеграцию всех элементов общества и само существование его как единого, централизованно управляемого политической властью организма, сердцевину которого составляет государство. Она взаимосвязывает политические институты (государство, политические партии, организации и движения) через систему законов, традиций и политической коммуникации с классами, социальными группами, национально-этническими и другими образованиями, контролирует основные направления политической деятельности людей, развитие политических процессов[12].
Выделяют следующие компоненты политической системы: 1) политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.п.; 2) политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы; 3) социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти; 4) политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти; 5) политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта. Системообразующей категорией, интегрирующей данные элементы в единую политическую систему, является категория «политическая власть»[13].
Сущность политической системы общества наиболее ярко проявляется в ее функциях. Выделяют следующие функции политической системы: 1) обеспечение политической власти определенной социальной группы или большинства членов данного общества; 2) управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, определение путей развития общества, конкретных программ деятельности политических институтов); 3) мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач; 4) выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений;5) интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры (объединяя разные политические силы, политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии); 6) политическая социализация (посредством нее формируется политическое сознание индивида, и он "включается в работу" конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путем обучения все новых членов общества и приобщения их к политической деятельности) и др.[14].
Таким образом, политическая система имеет немало функций, с помощью которых она выполняет свое предназначение, обеспечивает нормальные политические отношения, связывает все субъекты политики в единый политический организм.
2. Субъекты политической системы: понятие, виды, особенности взаимодействияОснову политической системы любого общества составляют органы государства, политические партии и движения, деятельность которых непосредственно связана с политикой, преследующие четко выраженные политические цели. Именно они наиболее активно влияют на политику. Среди этих органов особая роль принадлежит государству, его органам и структурам.
Государство не просто является самостоятельным субъектом политических отношений. Как орган политической власти оно занимает центральное место в политической системе общества.
Государство возникло как особая форма публичной власти, особая политическая организация общества. Оно так или иначе объединяет, связывает различные части общества, обеспечивая условия нормального функционирования общества в целом. Посредством государственной организации общества создается возможность выявления воли максимально широких социальных слоев.
Необходимо отметить, что понятия «государство» и «политическая система общества» соотносятся, как часть и целое. Государство концентрирует в себе все многообразие политических интересов, регулируя явления политической жизни через призму «общеобязательности». Именно в этом качестве государство играет особую роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость.
Будучи специфическим социальным институтом, государство осуществляет особые функции в жизни общества. Деятельность государства имеет непосредственно политический характер и затрагивает все основные сферы общественной жизни. Те или иные объединения и организации граждан также участвуют в политической жизни общества, однако только государство, осуществляя политическую власть, выражает не интерес какой-то одной социальной группы, а как бы всеобщий интерес. Государство призвано примирять интересы различных социальных групп и по самой своей сути не может не заключать в себе элемент общей воли, единого интереса. Это позволяет ему выступать от имени всего общества, в качестве его официального представителя, причем как внутри страны, так и за ее пределами.
Объединяя разные слои населения, государство, таким образом, является самой массовой организацией в обществе, выступает от имени всего народа, в качестве представителя его интересов. Эта идея так или иначе декларируется в конституциях большинства современных демократических, социально ориентированных государств. В Конституции Российской Федерации, например, записано: "Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления" (ст. 3).
Государство занимает центральное, ведущее положение в политической системе общества, так как оно: 1) выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства; 2) является единственным носителем суверенитета; 3) обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом; имеет силовые структуры (вооруженные силы, милицию, службу безопасности и т.п.); 4) обладает, как правило, монополией на правотворчество; 5) владеет специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта и т.д.); 6) определяет главные направления развития общества[15].
Государство выступает не только самостоятельным субъектом политики, но и призвано регулировать поведение иных субъектов политических отношений, обладая в этой сфере весьма широкими полномочиями: может устанавливать в законодательстве правовой режим организации и функционирования всех иных субъектов политики - политических партий, движений, групп давления и т.п.; регистрирует их соответствующими органами (как правило, министерством юстиции) и привлекает к участию в общественных и государственных делах; может осуществлять надзор за законностью деятельности всех иных субъектов политики и применять меры принуждения за соответствующие правонарушения.
Государство является не только основным, но и наиболее стабильным элементом политической системы любого общества. Как свидетельствует история, государство после своего возникновения сохраняется на всех (во всяком случае, обозримых) этапах развития общества. Другие, негосударственные образования, входящие в политическую систему, могут создаваться для решения определенных, пусть важных, но вполне конкретных задач и целей на том или ином этапе развития общества.
Но политическая система, состоит не только из государства в лице его структур, в неё входят и негосударственных образований.
Негосударственные образования - это общественные объединения и организации, относительно самостоятельные и независимые от государства, имеющие целью реализовать свободное самовыражение личности, ее интересы (научные, профессиональные и т.п.). Такие негосударственные образования создаются на основе свободного волеизъявления людей для защиты их общих интересов и решения каких-то общих задач. К негосударственным образованиям помимо политических партий и движений относятся профсоюзы, трудовые коллективы, творческие ассоциации, молодежные, женские, религиозные, кооперативные и другие организации.
Негосударственные образования в свою очередь можно классифицировать на собственно политические и неполитические.
Неполитические образования - это профсоюзы, кооперативные, молодежные и иные организации, деятельность которых не преследует непосредственно каких-либо политических целей. Задачи, которые они решают, лежат в основном в области иных отношений - производственных, профессиональных, культурных, социально-бытовых. Основная задача профсоюзов, например, - защита трудовых прав работников предприятий и учреждений, создание безопасных условий труда, улучшение социально-бытового и материального положения своих членов.
Характерной чертой собственно политических негосударственных образований является приоритетность политических целей в их программах и деятельности. В качестве типичной модели такой организации выступают политические партии. Граждане объединяются в политические партии по политическим взглядам. Из негосударственных образований именно политические партии являются наиболее массовыми и влиятельными политическими организациями.
Партии занимают особое место в политической системе общества. В отличие от других ее институтов (например, профсоюзов и других общественных организаций), которые хотя и занимаются политической деятельностью, но ориентируются прежде всего на защиту социально-экономических и иных интересов их членов, главным призванием политических партий является нацеленность на завоевание и осуществление власти, борьба за руководство государственными делами.
Функции политических партий составляют: выявление, формулирование и удовлетворение интересов больших социальных групп; активизация и интеграция определенной части людей; борьба за политическую власть и за ее использование, определение форм, средств и методов этой борьбы в зависимости от меняющейся обстановки (легальные и нелегальные, революционные и эволюционно-реформистские, вооруженные и ненасильственные и т.д.); подготовка и проведение избирательных кампаний по формированию высших и местных органов власти, выдвижение в них своих сторонников, организация контроля за их парламентской деятельностью; разработка партийной идеологии, создание и реализация политической программы развития общества, ведение пропаганды и формирование общественного мнения; политическое воспитание общества в целом или его части; подготовка и выдвижение кадров для партии, государственного аппарата и различных общественных организаций, формирование правящей элиты и т.п.
Структура политических партий состоит из партийного аппарата, рядовых членов (партийной массы), сторонников партии.
Для политически развитого общества характерны идеологическое и политическое многообразие, многопартийность. Наличие нескольких политических партий связано с тем, что в социально неоднородном по своей структуре обществе разные социальные группы населения для выражения своих политических взглядов и защиты интересов могут объединяться в политические партии. Факторами, влияющими на особенности многопартийной системы разных стран, являются различные идеологические течения, национальный состав населения, особенности исторического развития и т.п.
Различаются организационно оформленные (основанные на официальном членстве) и организационно неоформленные партии. Первые отличаются четко оформленной структурой и членством, строгой партийной дисциплиной, централизованным партийным аппаратом. Высшие органы партии решают вопросы внутренней и внешней политики партии, лидер партии контролирует деятельность партийного аппарата.
Общественное движение - это массовое общественное объединение, как правило организационно не оформленное и не имеющее постоянного членства. В его составе могут быть отдельные граждане или объединения граждан, которые своим личным участием поддерживают деятельность общественного движения. Целью создания общественного движения является, как правило, решение достаточно значимой проблемы в области политики, культуры, экономики, и т.д.
Важное место в политической системе общества занимают органы местного самоуправления. Они избираются непосредственно населением соответствующего муниципального образования. В России органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и в пределах своих полномочий самостоятельны. Особенностью органов местного самоуправления как самостоятельных компонентов политической системы является наличие в них признаков, присущих и общественным организациям, и органам, наделенным властными полномочиями.
Существенным компонентом политической системы являются институты непосредственной демократии: митинги, шествия, демонстрации, конференции, собрания и т.д. Через проведение такого рода публичных мероприятий осуществляются агитация и пропаганда политических идей граждан, проявляется их отношение к тем или иным политическим процессам и событиям.
В качестве самостоятельных компонентов в политическую систему входят также трудовые коллективы, организации предпринимателей, негосударственные средства массовой информации и нелегальные (преступные) объединения.
Эффективное воздействие на функционирование политической системы оказывают негосударственные средства массовой информации: радио, телевидение, пресса. С одной стороны, СМИ - это действенный канал информирования населения, общественности о деятельности государственных и общественных органов и организаций, о каких-то значимых событиях политической жизни. С другой стороны, они обладают специфическими возможностями воздействия на политическую систему: СМИ - важнейшее средство, позволяющее активно формировать политическую волю граждан, определять политические ориентиры развития общества.
Как верно отмечает Т.Н Рахманина, определенное влияние на политические процессы оказывают организованные преступные сообщества, мафиозные структуры, которые действуют нелегально и осуществляют противоправную деятельность: готовят и совершают преступления против личности, общественной и государственной безопасности и т.п. Именно поэтому было бы неправильным не включать их в политическую систему общества[16].
Участвуя в политической жизни, государственные и негосударственные образования взаимодействуют друг с другом. В целях консолидации общества, государство и негосударственные образования объединяют свои действия в решении конкретных политических, экономических, социальных, экологических и других важных для общества задач.
Взаимодействие государства с другими элементами политической системы осуществляется в разных организационно-правовых формах. В рамках режима законности это сотрудничество (формирование блоков, выступление с совместными программными заявлениями и обращениями), координация деятельности, в ряде случаев - выработка и принятие компромиссных решений. Наиболее тесное сотрудничество характеризует взаимоотношения органов государства с органами местного самоуправления и политическими партиями.
Сотрудничество как форма участия в политических процессах характерно и для взаимоотношений самих негосударственных образований. Так, разные политические партии пользуются правом совместного выдвижения кандидатов на те или иные выборные должности, объединяются в блоки, выступают с совместными программными заявлениями, организуют общие митинги, пикетирование и т.п.
Негосударственные образования, входящие в политическую систему, участвуют в выборах государственных органов, в обсуждении наиболее важных государственных решений (референдум, всенародные обсуждения), в осуществлении общественного контроля за деятельностью органов государственной власти. Их участие в выработке государственной политики осуществляется в том числе через общественные средства массовой информации. Государство в свою очередь стремится сделать свою деятельность гласной и достаточно прозрачной для общества. В государственных органах создаются специальные подразделения (пресс-службы) для связи с общественными объединениями.
Государство обеспечивает правопорядок в обществе и создает нормальные условия для деятельности негосударственных объединений граждан. Граждане, таким образом, получают возможность влиять на те или иные сферы жизни общества, активно выражать свое отношение к государственной политике.
Государство формирует нормативно-правовую базу создания и функционирования негосударственных образований и обеспечивает защиту предоставленных им законом прав; определяет основы их правового статуса, правовой режим деятельности. Тем самым обеспечивается четкая регламентация форм и способов вмешательства органов государства в деятельность других образований, входящих в политическую систему.
Государство санкционирует деятельность негосударственных образований, входящих в политическую систему. Компетентные органы государства регистрируют политические партии, движения, другие общественные объединения граждан и осуществляют контроль за законностью их деятельности. Государственная регистрация придает этим организациям статус юридического лица. Отказ в регистрации может быть обжалован в судебном порядке.
Компетентные органы государства осуществляют контроль за расходованием денежных средств негосударственных образований, соблюдением требований налогового и другого законодательства. За нарушение законодательства и осуществление деятельности, противоречащей уставным задачам и целям, к ним могут применяться установленные государством правовые санкции.
Во взаимодействии государства и негосударственных образований существенную роль играют правовые нормы, нормы морали, нормы общественных организаций, нормы, содержащиеся в партийных резолюциях. При этом нормы права в государственно-организованном обществе являются главным нормативным регулятором общественных отношений.
Таким образом, политическую систему общества можно определить как совокупность государственных органов, политических партий, других общественных объединений, хозяйственных организаций, институтов, в той или иной степени участвующих в политической жизни общества.
3. Виды политических системВ современном мире существуют многообразные политические системы. На процесс их формирования и функционирования оказывает влияние множество факторов: исторические традиции, экономическое развитие, зрелость гражданского общества, геополитические условия и т. д. При этом типы политических систем определяются сущностными способами их организации и функционирования, они во многом зависят от характера политической власти и политического режима общества.
Типология политических систем общества может производиться на основе использования различных критериев. Так, если взять за основу формационный, классовый (марксистский) подход, то можно выделить рабовладельческую, феодальную, «азиатскую» (деспотическое государство и общинная собственность), буржуазную и государственно-социалистическую политические системы. С точки зрения эволюции целесообразно выделять традиционную и модернизированную системы. С учетом исторических особенностей развития политики и партий – англо-американскую, европейско-континентальную, развивающихся стран.
По критерию характера взаимоотношения с внешней средой политические системы подразделяются на: закрытые - имеют ограниченные связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям иных систем и самодостаточны, т. е. ресурсы развития находят внутри таких систем; открытые - активно обмениваются ресурсами, успешно усваивают передовые ценности иных систем, подвижны и динамичны. Пример - развитые демократические государства Запада
По содержанию и формам управления французский политолог Ж. Блондель различает политические системы на: либеральные демократии, в которых принятие политических решений ориентировано на ценности индивидуализма, свободы, собственности; коммунистические системы, ориентирующиеся на ценности равенства, социальной справедливости; традиционные политические системы, опирающиеся на олигархические формы правления и ориентирующиеся на неравномерное распределение экономических ресурсов и социальных статусов; популистские политические системы, преобладающие в развивающихся странах; они стремятся к большему равенству в распределении благ; авторитарно-консервативные политические системы, преследующие цели сохранения социального и экономического неравенства, ограничения политического участия населения[17].
Наиболее распространена типология политических систем по характеру власти и принципам организации политической жизни общества. По этим критериям можно выделить три основных типа политических систем: демократическую, авторитарную и тоталитарную, а также переходные между ними.
Демократический тип политической системы характеризуется:1) широким вовлечением в политику граждан, обеспечением их прав и свобод, высоким уровнем жизни, важной ролью развитого среднего класса; 2) участием в осуществлении власти широкого круга лиц и институтов власти; состязательной формой политического участия и многопартийной формой руководства; 3) парламентским способом выражения воли народа, выборностью и подотчетностью законодательных органов власти снизу доверху. 4) демократической политической культурой.
Механизм формирования и функционирования институтов политической системы демократического типа уменьшает формальные возможности монополии одних и ущемления прав других социальных групп, политических организаций на власть. Закон устанавливает равные права для всех.
Авторитарный тип политической системы характеризуется:1) концентрацией политической власти в едином центре принятия политических решений; 2) максимальным расширением компетенции исполнительной власти; 3) ограниченным политическим участием неправительственных партий и движений, а также урезанными властными полномочиями нижестоящих органов; 4) неконтролируемым применением власти и жестким контролем за поведением всех слоев населения; 5) жесткой реализацией номенклатурного принципа, т.е. расстановкой и перемещением руководящих кадров всех уровней по воле высших властей.
Централизация власти, исключение выборности представительных органов, ограничение деятельности оппозиционных партий и организаций, ограничение прав и свобод граждан и т.д. являются неизбежными атрибутами авторитарной политической системы. Авторитарный характер политической культуры – сущностная духовная характеристика и особенность данного типа политической системы.
Тоталитарный тип политической системы характеризуется жесткой регламентацией всей жизнедеятельности общества в целом, вплоть до образа жизни, поведения и мышления каждого человека. Тоталитарный тип политической системы характеризует: 1) сверхцентрализация власти и установление тоталитарного авторитарного правления одного лидера или узкого круга лиц (хунта); 2) механизм властных структур на однопартийной основе во главе с единоличным лидером, жесткой иерархической субординацией и суровой дисциплиной; 3) подчинение всех институтов и властных структур правящей партии и ее лидеру; 4) тоталитарное регулирование из единого центра всей экономической жизни, ликвидация всех форм плюрализма, оппозиции и какой-либо автономии в системе власти, вмешательство в личную жизнь граждан; 5) навязывание обществу одной-единственной официальной идеологии, подавление каких-либо проявлений инакомыслия и критики руководства, тотальный партийно-политический контроль и жесточайшая цензура в средствах массовой информации; 6) социально-политическая демагогия, стремление к духовному оболваниванию населения, убеждение его в единстве режима и общества, правящей элиты и масс, партии и народа.
Типология политических систем не исчерпывается указанными тремя типами. Существует широкий спектр вариаций внутри этих типов: например, демократический тип политической системы может быть представлен элитарно-демократической, революционно-демократической и другими ее формами; авторитарный тип может выступать в популистской или президентской формах; тоталитарные политические системы могут быть как левоэгалитарного (например, маоистского), так и право-олигархического (профашистского) толка. В развивающихся странах наблюдается существование различных переходных типов политических систем. Так, в политических системах целого ряда стран Азии и Африки, национально-демократические нормы и структуры сочетаются с сильными элементами авторитаризма. Авторитарные режимы в отдельных развивающихся странах нередко используют демократические процедуры. В некоторых развивающихся государствах функционируют монархические политические системы. Политическую систему в России одни политологи определяют как переходную – от авторитаризма к демократии, другие – как авторитарную политическую систему с некоторыми элементами демократии.
1. Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник - М.: Юристъ, 2006.
2. Лопатка А. Государство и его политическая среда. Политические науки в Польше. Варшава. 1979.
3. Основы теории политической системы. - М.׃ Юрид.лит., 1985.
4. Обществознание. Пособие для поступающих в вузы Российской Федерации / Под редакцией доктора юридических наук, профессора М.Н. Марченко. - М.: ИКД “Зерцало-М” , 2003.
5. Политология. Энциклопедический словарь. - М.׃ Наука, 1993.
6. Политология. Учебник / Под ред. В.Д. Перевалова. -М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА · М), 1999.
7. Смирнов В.В. Политическая система советского общества: аспекты исследования // Советское государство и право.- 1982.- № 3.
8. Теория государства и права׃ Учебник для юридических вузов/ Под ред. А.С. Пиголкина.- М׃ ОАО "Издательский Дом "Городец", 2003.
9. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько.- М.׃ Юристъ, 2004.
10. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. – М.: Юрайт-М, 2006.
11. Шабров О. Ф. Политическая система: демократия и управление обществом // Государство и право. - 1994. - № 5.
[1] См.: Политология. Энциклопедический словарь. - М.׃ Наука, 1993. С. 59.
[2] См.: Смирнов В.В. Политическая система советского общества: аспекты исследования // Советское государство и право.- 1982.- N 3.- С. 19.
[3] Бурлацкий Ф.М. Общественные науки в России.//Государство и право. Серия 4. – 1985. -№ 4.- С. 12.
[4] Основы теории политической системы. - М., 1985. С.21.
[5] См.: Обзор литературы подготовленный М. Н. Марченко // Советское государство и право.-1980. - №11.- С.145.
[6] Лопатка А. Государство и его политическая среда. Политические науки в Польше. Варшава. 1979. С. 136
[7] Основы теории политической системы. М., 1985. С.21.
[8] Приводится по: Шабров О. Ф. Политическая система: демократия и управление обществом // Государство и право. - 1994. - № 5. - С.117.
[9] Основы теории политической системы. М., 1985. С.28.
[10] Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько.- М.׃ Юристъ, 2004. С. 114.
[11] Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. – М.: Юрайт-М, 2006. С. 98.
[12] Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник.- М.: Юристъ, 2006. С.202
[13] Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права׃ Учебник. – М׃ Юристъ, 2004, С. 106
[14] Матузов Н.И., Малько А.В. Указ соч. С. 108
[15] Матузов Н.И., Малько А.В. Указ соч. С. 112
[16] См׃ Рахманина Т.Н. Место государства в политической системе общества //Теория государства и права׃ Учебник для юридических вузов/ Под ред. А.С. Пиголкина.- М׃ ОАО "Издательский Дом "Городец", 2003. С.116.
[17] См: Обществознание. Пособие для поступающих в вузы Российской Федерации / Под редакцией доктора юридических наук, профессора М.Н. Марченко. - М.: ИКД “Зерцало-М” , 2003. С. 270-271.
ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОГО ПРАВА Студент группы № ЮЮ 540 ЗУ Контрольная работа по курсу «Проблемы теории государств
Политическая система общества
Политическое развитие современного Казахстана
Политическое сознание
Политическое сознание. Влияние СМИ на политическое сознание граждан России
Политическое устройство мира
Политологический аспект последствий кризиса
Политическая система общества
Политическая специфика избирателей и современных выборов
Политическая стабильность
Политическая теория Платона
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.