курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
(на материале поэзии 10-20-х гг.)
Политическое мировоззрение А.С.Пушкина сложилось уже в юношеский, лицейский период. На формирование его взглядов большое влияние оказал Царскосельский лицей. Преподаватели стремились развить в своих питомцах чувство гражданской чести, служения Отечеству и народу. В Лицее из курчавого мальчика вырос гениальный поэт Пушкин. Отсюда вынес он свой ясный взгляд на мир и людей, понимание того, что любой человек, независимо от социального происхождения, должен быть свободным. И главный порок, который увидел молодой поэт, - это ничем не ограниченная власть монарха, самодержавие.
Самовластительный злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу,
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу,
- восклицает молодой, горячий поэт в оде с символическим названием "Вольность". В этом произведении можно видеть идеи просветителей XVIII века. Самодержавие должно быть ограничено законом, тогда не будет произвола властьимущих, "барства дикого", "покорствующих бичам" рабов. Поэтому так торжественно звучит главная мысль произведения:
Владыки! Вам венец и трон
Дает Закон, - а не природа;
Стоите выше вы народа,
Но вечный выше вас Закон.
Рабство противоестественно. Оно тянет назад, мешает жить, развиваться обществу. Рабство - это позор! Человек рожден свободным, и никто не имеет права посягать на его духовную независимость. Россия - великая страна, и народ ее должен быть свободен и велик. Но о каком величии можно говорить, когда "младые сыновья" растут для того, чтобы пополнить "дворовые толпы измученных рабов", чтобы до гроба влачить "тягостный ярем". Именно об этом идет речь в стихотворении "Деревня":
Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь рабство тощее влачится по браздам,
Неумолимого Владельца.
Кто же он, "неумолимый Владелец", "присвоивший насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца"? Монарх, ставший выше закона, выше духовной правды. Личность для власти не имеет значения. Деспотизм и тирания губят все: Свободный Рим возрос, А рабством погублен. Пушкин никогда не выступал против "короны", он всегда считал, что страной должен править просвещенный, мудрый монарх. Именно такой монарх должен отменить рабство, и тогда сам народ будет его защитником, хранителем трона и империи:
Склонитесь первые главой
Под сень надежную закона,
И станут вечной стражей трона
Народов вольность и покой.
На этих идеях воспитывались будущие декабристы, многие из которых были близкими друзьями Пушкина, его товарищами по Лицею. Поэтому идеи декабристов были близки и Пушкину. Недаром после Восстания на Сенатской площади при обыске у многих из них были найдены рукописные копии вольнолюбивых стихов прославленного поэта. Многие стихи поэта этого периода воспринимались современниками как призыв к действию, как лозунг. Например, хрестоматийное стихотворение, посвященное другу Пушкина Чаадаеву П.Я.:
Товарищ, верь, взойдет она,
Звезда пленительного счастья.
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
После восстания 1825 года поэт не отрекся от своих принципов. Его взгляды становятся более жесткими и критичными. В 1827 году он пишет стихотворение "Орион", которое является аллегорическим рассказом о событиях на Сенатской площади. Он ясно дает понять, что принципы его не изменились: Я гимны прежние пою, И ризу влажную мою Сушу на солнце под скалою. Образцом политической лирики Пушкина является и стихотворение "Анчар". Это стихотворение также является аллегорией. Образ анчара - древа яда Пушкин использовал для обличения политики Николая 1:
К нему и птица не летит,
И тигр нейдет -лишь вихрь черный
На древо смерти набежит
И мчится прочь, уже тлетворный.
Своей вольнолюбивой лирикой Пушкин дал ответ на вопрос, каким же должен быть монарх, властитель России? Самодержец должен сочетать свою власть с законом, защищать права человека, олицетворять собой идеал справедливости, силы и величия. А именно о такой России мечтал поэт.
(на материале поэзии 10-20-х гг.) Политическое мировоззрение А.С.Пушкина сложилось уже в юношеский, лицейский период. На формирование его взглядов большое влияние оказал Царскосельский лицей. Преподаватели стремились развить в своих пит
Анализ стихотворения Тютчева "Не то, что мните вы, природа"
Тема истории в творчестве Пушкина и Лермонтова
Автор, рассказчик и герой в повести Пушкина "Капитанская дочка"
Поэзия Пушкина - "союз волшебных звуков, чувств и дум"
Мое восприятие поэзии А.С.Пушкина
Основные темы и идеи лирики Ф.И.Тютчева
Идейное значение картин русского пейзажа в романе "Евгений Онегин"
Образ автора в романе "Евгений Онегин"
История любви Евгения Онегина
Трагизм судьбы Евгения Онегина
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.