База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

Половая дифференциация — Психология

ОМСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

Половая дифференциация

Реферат

Выполнила: Кунгурцева С.П.

3-й курс, специальность психология

Проверила: Кубрина Л.В.

Омск

2004

Оглавление

Введение. 1

Половая дифференциация. 2

1. Методология половой дифференциации. 2

1.1. Оценки и социальные стереотипы.. 3

1.2. Определения половой дифференциации. 4

1.3. Деятельностный подход к проблеме половой дифференциации. 5

1.4. Причины половозрастных различий. 6

1.5. Сексуальное поведение. Эмоциональная адаптация. 7

2. Половые различия в способностях. 7

2.1. Моторные навыки. Перцептивные процессы.. 7

2.2. Вербальные функции. 8

2.3. Память. 9

2.4. Пространственные и технические способности. Числовые способности. 9

3. Половые роли в детстве. 10

3.1. «Женская» и «мужская» культура в детстве. 11

3.2. Свобода пересечения межполовых границ. 12

3.3. Укрепление межполовых границ. 12

3.4. Возрастные изменения. 13

3.5. Социальная ориентация женщин. 15

4. Половозрастная стратификация общества. 16

4.1. Школьные достижения. 16

4.2. Интересы и установки. 17

4.3. Социогенетические основания половозрастных различий. 18

4.4. Профессиональные достижения. 19

5. Процесс половой социализации в современных условиях. 20

Заключение. 22

Литература. 24

Интернет-ресурсы.. 24

Предметный указатель. 25


Введение

У человека половая дифференциация социально обусловлена. Мужчины и женщины обычно различаются между собой по характеру деятельности – служба, воспитание детей, домашняя работа, занятия на досуге – они играют половые роли. Разделение ролей происходит в детстве, оно включает не только игры, типичные для детей разного пола, но и другие значительные различия между мальчиками и девочками. Наиболее поразительно разделение их социальных миров, которое влечёт становление двух различных культур. Характерно, что у мальчиков соответствию половой роли придаётся большее значение.

Половые роли можно объяснить с трёх точек зрения: биологической, социальной и структурной.

Биологический подход предполагает, что роли определяются в процессе биологического созревания человека, и это отражает как генетические различия между мальчиками и девочками, так и эволюцию в целом.

Социальный подход наибольшее значение придаёт социальным причинам, т.е. влиянию усваиваемых в детстве взглядов и ценностей, а также процессам, которые опосредуют воздействие на ребёнка внешних факторов и восприятие им различий в социальном статусе и полоролевой позиции, которые заданы исторически сложившимися в культуре формами взаимоотношений у мужчин и у женщин. С этих позиций социальная психология объясняла межполовые различия в невербальном общении, речи, в склонности помогать другим и влиять на других. Например, мужчины в естественных условиях более склонны влиять сами, а женщины – находиться под чьим-либо влиянием.

Структурный подход основывается на признании того, что общественные структуры непосредственно отражаются на взглядах и поведении людей, и поэтому считается, что мужчины и женщины скорее приспосабливаются к воздействию культуры, и влиянию исторически сложившегося способа общения и взаимоотношении индивидов в зависимости от их половой принадлежности.

Динамика отношений детей в группах своего пола в контексте половой дифференциации обуславливается влиянием историко-культурных напластований, зафиксированных в таких формах, как, например, обычаи, стереотипы поведения, фольклор и др. Это значит, что каждый возрастной этап может актуализировать тот или иной пласт социогенеза межличностных отношений.

Половая дифференциация

1. Методология половой дифференциации

Объективные трудности изучения половой дифференциации обусловлены тем, что исследователи неизменно оказываются в плену схемы двойной детерминации развития ребенка: либо биологической, либо социальной. Первый подход, уходящий своими корнями в ортодоксальный психоанализ, непосредственно выводит черты личности ребенка из его половой принадлежности, а другой – ведущее значение приписывает научению в системе воспитательных воздействий на ребенка, особенностей его социализации и т.п. Однако известно, что у новорожденных младенцев имеются половые различия в познавательной активности и в реакциях на мать: мальчики проявляют себя более самостоятельно и независимо от матери, девочки же, напротив, тесно связаны с матерью и более зависимы от ее поведения. Совершенно очевидно, что половая дифференциация не может быть однозначно определена каким-то из этих факторов или их сложением.

Для правильной оценки данных по половым различиям – нам надо иметь сведения о статистическом значении различий, степени совпадения между группами, а также о сопоставимости выборок. В групповых сравнениях особенная осторожность необходима в использовании рейтингов, коэффициента интеллекта либо других глобальных оценок, могущих оказаться неправильными.

Как и другие групповые сравнения, в изучении половых различий представляется несколько методологических трудностей. Статистический метод является основным при развитии дифференциальной психологии. Понятие статистической зависимости во многом связано с согласованностью результатов от выборки к популяции. В изучении групповых различий важно сформулировать результаты в конкретной форме и свести выводы к определенным материалам, способу и другим условиям исследования.

Пример дифференциальной селекции дает обсуждение изменчивости в половых различиях. Теория большей мужской изменчивости утверждала, что, несмотря на возможность равных средних способностей мужчин и женщин, амплитуда интеллекта шире среди мужчин. В соответствии с этой теорией среди мужчин должно быть больше одаренных, а также больше умственно отсталых людей, чем среди женщин. [1]

Такое возможное половое различие во внутригрупповых различиях схематически изображено на рисунке 1. Можно добавить, что теория большей мужской изменчивости считалась ее сторонниками основным биологическим законом, и ее полагали справедливой для всех особенностей, как физических, так и психологических.

Эта теория пользовалась широкой популярностью среди психологов нача-ла двадцатого века. Такая гипотеза мог-ла бы дать биологическую основу для половых различий изменчивости. Тем не менее, важно иметь в виду, что в общей популяции половые различия изменчивости чрезвычайно малы и обычно незначительны.

  Рис. 1. Гипотетическое «колокольное» распределение интеллекта среди женщин – А и мужчин – В.

Кто достигает высшего коэффициента интеллекта – мальчики или девочки – зависит от вопросов, включенных в тест. Когда половые различия не исключаются из теста преднамеренно, то, как правило, тенденция бывает в пользу девочек. Это следует из факта, что тесты интеллекта в значительной степени состоят из вербальных вопросов, в которых превосходят девочки. Поскольку тесты зависят от памяти, девочки получают дополнительное преимущество. Кроме того, многие тесты интеллекта подтверждаются школьными достижениями, где так же отличаются девочки, особенно на уровне начальной школы.

1.1. Оценки и социальные стереотипы

Иногда методологические проблемы, встречающиеся в групповых сопоставлениях, имеют отношение не к испытуемым, но к инструментам измерения. Примером этому служит использование оценок. В некоторых исследованиях половых различий в личностных чертах применялись оценки товарищей, а также оценки преподавателями личностных характеристик и способностей школьников. Во всех подобных случаях невозможно бывает определить, насколько оценки отражают воздействие социальных стереотипов на суждение человека, дающего их, и в какой степени они обозначают собственные характеристики субъекта. К примеру, если учителя склонны предполагать большую склонность к сотрудничеству у девочек по сравнению с мальчиками, то достаточно просто быть девочкой, чтобы получить более высокую оценку. Поскольку социальные стереотипы связаны с такими категориями, как пол, раса, национальность или социальный класс, групповые сравнения, основанные на оценивании, будут представлять трудность при интерпретации. [2]

1.2. Определения половой дифференциации

Половая дифференциация – совокупность генетических, морфологических и физиологических признаков, на основании которых различаются мужской и женский пол. Половая дифференциация – это фундаментальное и универсальное свойство живого, связанное с функцией воспроизведения себе подобных.

Категория пола – сложнейшая психологическая, историко-культурная, социальная проблема, Современные требования воспитания и индивидуального подхода к формированию личности могут быть выполнены только с учетом психологической специфики пола ребенка. С момента определения пола новорожденного ребенка начинается процесс его половой социализации – передачи ему устойчивых форм социального поведения в соответствии с половой ролью. Как фундаментальное свойство живого половая дифференциация у человека социокультурно обусловлена и является первой и важнейшей личностной категорией, которая усваивается ребенком.

Половая дифференциация, затрагивающая целый комплекс наук о человеке, не может быть рассмотрена лишь в контексте психологии, но последняя может стать базой интеграции знаний. С позиций психологии развития личности суть половой дифференциации заключается в становлении психологического пола ребенка, которое основано на половом самосознании и ценностных ориентациях, полоролевой позиции личности, реализуемой ею в общении и деятельности. В результате этого процесса биологически данный пол в ходе социализации оказывается заданным, что приводит к осознанию субъектом собственной половой принадлежности, формированию половой идентичности и соответствующих данной культуре полоролевых ориентации и образцов поведения.

Существует несколько теорий половой идентификация ребенка. Теория моделирования, следуя взглядам Фрейда, утверждает, что ребенок бессознательно идентифицирует себя с родителем своего пола и подражает его поведению. Согласно познавательной теории: ребенок узнает, что он – мальчик или девочка, потом, как ведут себя мальчики и девочки, и руководствоваться этими знаниями. Теория социального научения гласит, что решающее значение в формировании полоролевого поведения принадлежит поощрению за проявление поведения, свойственного представителям его пола и наказанию за несвойственное.

1.3. Деятельностный подход к проблеме половой дифференциации

Половая дифференциация обретает психологический смысл для личности, лишь, будучи включенной, в ее деятельность, особенно в совместную деятельность с другими. Сущность деятельностного подхода к проблеме половой дифференциации в том и состоит, чтобы определить место и роль совместной деятельности в становлении психологического пола личности, как в контексте онтогенетического развития индивида, так и в историко-культурном аспекте формирования и функционирования соответствующих норм и образцов полоролевого поведения.

Это значит, что половая дифференциация отражает, с одной стороны, сам факт наличия определенных психологических признаков, связанных с половой принадлежностью, а с другой – процесс приобретения этих признаков, формирования психологического пола личности в истории общества (социогенезе) и индивидуальной истории человека (онтогенезе). Исходя из анализа историко-культурных форм полоролевого поведения, а также из анализа эволюции реальных детских сообществ, можно наметить логику исследования половой дифференциации в детской группе. Изменение модуса воспитания в конце XX века в сторону его либерализации, влияние сексуальной революции на Западе не могли не сказаться на трансформации архетипов мужественности/женственности и тысячелетних традиций половой социализации.

Половая дифференциация – фундаментальная категория, затрагивающая целый комплекс наук о человеке и обществе, – не может быть ограничена рамками психологии, но последняя может стать базой интеграции знаний в этой области. Новое научное направление – социальная психология детства – в контексте проблемы половой дифференциации включает исследование отношений ребенка в детской группе с помощью анализа историко-культурных форм полоролевого поведения, эволюции реальных детских сообществ в половозрастной структуре общества, а также психологических особенностей взаимоотношений современных мальчиков и девочек в группах своего пола.

 Проводившийся с середины 1970-х гг. экспериментальный анализ убеждает в неоднозначном характере детерминации поведения детей в соответствии с половой принадлежностью на разных ступенях онтогенеза – от старшего дошкольного к подростковому возрасту. Данные, полученные в группах дошкольников в целом, могут быть сведены к следующему.

1.   У девочек во всех ситуациях совместной деятельности показатели межличностных гуманных отношений ниже, чем у мальчиков, т.е. они более «эгоистичны».

2.   Девочки показывают более высокий уровень рефлексии и социальной ответственности, с одной стороны, и большую гибкость, способность демонстрировать социально одобряемые формы поведения (прежде всего в вербальной сфере) — с другой.

3.   У девочек и у мальчиков обнаруживаются различия в ориентациях на социальные объекты: если для мальчиков группа сверстников своего пола оказывается референтной, то для девочек не группа сверстниц, а взрослый наделяется свойством референтности.

1.4. Причины половозрастных различий

Полученные факты, на первый взгляд, могут быть объяснены, исходя из презумпции опережения возрастного развития девочек по сравнению с мальчиками. Девочки раньше, чем мальчики, усваивают моральные нормы, в частности норму гуманности «для себя, как для другого, и для другого, как для себя» – по крайней мере, внешне, в сфере вербального поведения. Однако дело не только в этом.[3]

Разрабатываемая в биологии развития теория половой дифференциации предоставляет аргументы в пользу обнаруживаемых различий. Согласно этой теории адаптация женских особей в онтогенезе, их приспособленность к существующим условиям и требованиям среды совершеннее, чем мужских, что обеспечивает женскому полу более высокую онтогенетическую пластичность. Изменчивость женского пола направлена на то, чтобы придерживаться нормы и поспевать за ее изменениями.

1.5. Сексуальное поведение. Эмоциональная адаптация

Что касается сексуальных различий, то мужское сексуальное возбуждение происходит под воздействием более разнообразных символических раздражителей, например: картин или устного описания половой активности, обнаженных женских фигур.

Среди взрослых групп наблюдаются большие и устойчивые половые различия по характеристикам адаптированности. Женщины проявляют значительно больше невротических симптомов, чем мужчины. Выявлено половые различия в стремлении к лидерству или доминированию. Оценки доминирования у мужчин значительно выше женских в средней школе, ВУЗе и смешанных взрослых группах. Мужчины значительно более доминирующие, независимые и самоуверенные. Одно из самых устойчивых половых различий заключается в большей агрессивности мужчин.

2. Половые различия в способностях

2.1. Моторные навыки. Перцептивные процессы

В среднем, мальчики превосходят девочек не только мускульной силой, но также скоростью и координацией крупных телесных движений. В младенческом возрасте это неощутимо. В обширных наблюдениях детей дошкольного возраста обнаружено, что мальчики с большей скоростью и меньшими ошибками проходили по ряду узких досок. В точности и дальности метания мяча мальчики также превосходили своих ровесниц. В связи с последним наблюдением проводилось изучение характерного броска мяча для мальчиков и девочек. Четкая половая дифференциация в типичной позе метания мяча среди 5-ти и 6-летних детей была почти очевидной. Мужчины любого возраста показывают лучшие в сравнении с женщинами результаты таких тестов на координацию, как прицеливание и слежение. Обнаружено также более короткое и согласованное время реакции мужчин, чем женщин.

С другой стороны, ловкостью рук, отличаются девочки. В раннем детстве подтверждением служит тот факт, что девочки обычно раньше и лучше мальчиков умеют сами одеваться. Лучшее управление пальцевыми и запястными движениями у девочек проявляется также при мытье рук и поворачивании дверных ручек.

Мужское превосходство в крупных телесных движениях в значительной степени может быть результатом структурных факторов мышечной силы, а также размеров и пропорций тела. Преимущество женской мануальной ловкости и скорости, а также управления мелкими движениями, с другой стороны, изначально проистекает из акселерации развития девочек. Вообще, в развитии индивидуума мелкое движение следует за крупным движением тела. Поэтому у девочек можно было бы ожидать более раннего развития мелкой моторной координации в сравнении с мальчиками. Эти первичные биологически определенные половые различия оказывают влияние на приобретение интересов и навыков, приводя, таким образом, в движение прогрессивный механизм дифференциации между полами.

В заданиях, предполагающих быстрое восприятие деталей и частую смену внимания, обычно отличаются женщины. Это одна из основных возможностей, измеряемых тестами на канцелярские способности, которые женщины постоянно выполняют лучше мужчин.

Существенные различия в пользу мужчин были обнаружены в другом типе перцептивной функции, касающейся пространственной ориентации.

2.2. Вербальные функции

Женское превосходство в вербальных, или лингвистических, функциях отмечается с младенчества до зрелого возраста. Это различие обнаруживалось почти в каждом изучавшемся аспекте языкового развития и с удивительным постоянством описывалось разными исследователями. Наблюдения за нормальными, а также одаренными и умственно отсталыми детьми показали, что девочки в среднем начинают говорить раньше мальчиков. Девочки дошкольного возраста также пользуются большим словарным запасом. Девочки начинают использовать предложения раньше мальчиков и проявляют тенденцию к более длинным и зрелым по своей структуре предложениям. Они также быстрее продвигаются в обучении чтению.

Девочки в более раннем возрасте достигают зрелости в произнесении звуков. Их артикуляторные способности в первом классе школы приблизительно те же, что у мальчиков во втором классе. В этом эволюционном различии моторных аспектов речи может заключаться разгадка общего женского превосходства в лингвистических функциях. Акселерация девочек в физическом развитии, вероятно, объясняет их более быстрый прогресс в артикуляции, что, в свою очередь, может давать сильное изначальное преимущество в овладении всеми языковыми фазами.

Девочки удерживают превосходство во многих аспектах вербального функционирования на протяжении периода начальной и средней школы. Написанные за одно и то же время сочинения девочек оказались длиннее, количество слов, используемых мальчиками начальной школы, составляло в среднем 86 % от слов, используемых девочками. Девочки обычно отличаются скоростью чтения, а также выполнением таких тестов, как нахождение противоположности, аналогии, завершение предложений, завершение рассказов и расчлененные предложения. Соответствующие данные получают из исследований, использующих раздельные вербальные тесты, а также из анализа субтестов на интеллект. Общее превосходство девочек в нескольких распространенных тестах на умственные способности проистекает отчасти из их преимущественно вербального содержания.

2.3. Память

Девочки преуспевают и в тестах на память, хотя расхождения здесь не отличаются ни величиной, ни устойчивостью, как в вербальных тестах. В стандартизованной выборке значительно больший процент девочек проходил тесты на запоминание картинок и воспроизведение по памяти цепочки бисера. Однако в арифметическом тесте и запоминании геометрических форм половые различия незначительны и неустойчивы. В запоминании рассказов результаты часто зависят от сравнительной привлекательности содержания для двух полов.

Девочки демонстрируют более устойчивое превосходство в логической, чем в механической памяти. Это может быть результатом того, что тесты на логическую память опираются на способность к чтению. Другое наблюдение говорит о более ярком воображении женщин в ощущениях любой модальности.[4]

2.4. Пространственные и технические способности. Числовые способности

Различие в пользу мужчин неоднократно наблюдалось в тестах на пространственные и технические склонности.

В числовых тестах вновь обнаруживаются величайшие различия в пользу мальчиков. Однако такое мужское преимущество не проявляется приблизительно до середины начальной школы. Наблюдения за детьми дошкольного возраста показывают либо незначительные половые различия, либо небольшое превосходство девочек в раннем развитии числовых понятий. Обследования детей в детском саду и первом классе школы также не выявили существенного полового различия в арифметических способностях.

Среди детей начальной школы и более старших испытуемых тесты на вычисления показывают или отсутствие половых различий, или, что встречается более часто, расхождение в пользу девочек. С другой стороны, в арифметических задачах и других тестах числового мышления замечено довольно устойчивое мужское превосходство. Мальчики значительно выделяются в тестах арифметического мышления, изобретательности (более трудный тип числового мышления) и индукции (где надо найти обобщенное числовое правило). В большинстве групповых тестов на интеллект на уровне начальной, средней школы мальчики превосходят девочек в арифметическом мышлении и завершении числового ряда. Мальчики обычно получают более высокие оценки в тестах числового мышления.

Несколько исследований выявляют половые различия в общем способе разрешения проблемы. Половое различие значительно в превосходстве мужчин в проблемах, требующих переструктуризации, то есть отказа от первоначального подхода и организации фактов по-новому.

3. Половые роли в детстве

В последние годы психологи, антропологи и социологи все больше интересуются изучением дифференциации половых ролей в современной культуре. С младенчества мальчики и девочки воспитываются в разных «субкультурах». С ними во многом по-разному обращаются родители, другие взрослые и друзья. Личности матери и отца сами по себе являются важными факторами в развитии представления ребенка о половых ролях. Однако для мальчика и девочки существует еще много других способов, позволяющих осознать, чего от них ожидают в речи, манерах, одежде, игровой активности и других аспектах поведения.

Существует несколько теорий объяснения того, как происходит половая идентификация ребенка в семье. Теория моделирования, следуя взглядам Фрейда, утверждает, что ребенок бессознательно идентифицирует себя с родителем своего пола и подражает его поведению. Согласно познавательной теории, все происходит по-другому: ребенок сначала узнает, что он – мальчик или девочка, а потом начинает узнавать, как ведут себя мальчики и девочки, и руководствоваться этими знаниями. Теория социального научения гласит, что решающее значение в формировании полоролевого поведения принадлежит поощрению и наказанию: детей поощряют за проявление поведения, свойственного его полу, и наказывают за поведение, не свойственное представителям его пола.

3.1. «Женская» и «мужская» культура в детстве

Социализация, в том числе и половая, исторически осуществлялась, прежде всего, в системе «ребенок – взрослый», однако половозрастные объединения системы «ребенок – ребенок», значительно позже включающиеся в этот процесс, являются также важнейшим институтом половой социализации. Детское сообщество как носитель собственной субкультуры обладает специфическими функциями в формировании психологического пола ребенка: в совместной деятельности и общении «на равных» уточняется и отрабатывается поведение ребенка в соответствии с его полоролевой позицией, устанавливаются психологические отличия полоролевого поведения мальчиков и девочек. В то же время детская субкультура обладает культуро-охранительным свойством, поскольку благодаря ней сохраняются некоторые формы, тексты, элементы и стереотипы поведения различных эпох, утраченные в культуре, в том числе и в сфере полоролевых моделей поведения.

Две половые группы представляют два разных типа культуры. Так, мальчики отличаются тем, что играют в больших группах и в людных местах в грубые игры с драками и придают большее значение превосходству в физической силе. Девочки чаще играют с одной или двумя лучшими подружками и устанавливают с ними отношения равноправного сотрудничества. Более того, девочки и мальчики совсем по-разному используют речь: первые – для поддержания дружеских отношений, вторые – для самоутверждения.

Эти разные стили поведения и общения можно рассматривать как приобретённые навыки, необходимые для того, чтобы достичь определённого положения в группах себе подобных. С одной стороны, такие навыки могут быть полезными при взаимодействиях между взрослыми одного пола, с другой – они создают препятствия в отношениях между мужчинами и женщинами, т.к. представляют собой потенциальный источник взаимного непонимания, которое часто возникает у супружеских пар.

Подводя итог, можно сказать, что культурные факторы играют важную роль в дифференциации половых ролей и в соответствующих половых различиях в поведении. Более того, даже когда физические расхождения способствуют половым различиям в поведении, то это обычно бывает влиянием косвенного характера, сложным образом, перекрываемым культурными факторами. В таких случаях к расхождениям в личностном развитии двух полов приводят скорее социальные следствия физических различий, чем биологические половые различия сами по себе.

3.2. Свобода пересечения межполовых границ

Научные данные согласуются со здравым смыслом в том, что для мальчиков поведение, присущее противоположному полу, неприемлемо, а для девочек допустимо: «маменькины сыночки» подвергаются насмешкам, а к девчонкам-сорванцам относятся благосклонно. В научных исследованиях половые роли рассматриваются с трёх сторон: их проявление в поведении, восприятии и ожиданиях. Примером ожиданий, связанных с половыми ролями, может быть беспокойство, которое вызывают у родителей женственные мальчики.[5]

Мужественность – нечто вроде клуба, где мальчикам надо пройти несколько ступеней посвящения. Общие требования для вступления в этот «клуб» – быть «крутым», а не «неженкой», специфические же определяются культурными и субкультурными традициями.

Мальчиков, которые не соответствуют критериям мужественности и нарушают межполовые границы, другие мальчики дразнят, высмеивают и избегают их, считают женоподобными и могут даже относить их к «девчонкам». Девочки же, напротив, могут свободно пересекать межполовые границы, если они преуспевают в делах, которые в мире мальчиков считаются главными, например в спорте.

С точки зрения структурной гипотезы, рассматривающей отношения между полами с позиции силы, нетерпимость к проявлению у мальчиков поведения, свойственного девочкам, - это способ подчеркнуть более высокое общественное положение мужчин по сравнению с женщинами.

3.3. Укрепление межполовых границ.

Мнение, что для девочки быть похожей на мальчика - это «повышение», означает признание неравенства половых ролей. С этих позиций можно объяснить и другие способы укрепления межполовых границ. Б.Торн называет взаимоотношения между мальчиками и девочками, служащие для усиления межполовых границ, «пограничными действиями».[6] Он выделяет несколько видов их: соперничество полов, игры с преследованием, ритуалы загрязнения (при этом другой пол считается «грязным») и вторжение в игру. По его наблюдениям, «пограничные действия» асимметричны хотя бы потому, что мальчики, занимая в 10 раз больше места на игровой площадке, чем девочки, гораздо чаще вмешиваются в чисто девчачьи игры, девочки же, если и делают подобное, то обычно просят разрешения. Вторжения мальчишек настолько привычны, что девочки вырабатывают оборонительную тактику, охраняют свою игру, прогоняют мальчиков и жалуются взрослым. Ритуалы загрязнения почти всегда направлены против девочек, т.к. мальчики считают их заразными или «вшивыми», и этим поддерживают табу на игру с девочками. Всё это призвано подчеркнуть более высокое положение мальчиков.

Для того чтобы понять, как структура половых ролей меняется с возрастом, необходимо иметь в виду одну особенность, непосредственно не связанную с разделением полов, – противоречивость требований, предъявляемых к роли. Она наблюдается в обеих половых группах, но в различной форме. Противоречие для девочек – между традиционным и современным, между ролью домохозяйки и деловой женщины. Это, без сомнения, следствие исторических изменений. Противоречие для мальчиков – между мальчишеским идеалом «борьбы и приключений» и более обыденной деятельностью известных им взрослых мужчин.

У мальчиков сосуществуют две мужские роли: вымышленная мальчишеская роль и взрослая роль известных им мужчин. Когда у 8-11-летних спрашивали, что должны делать мальчики, получали следующие ответы. Уметь драться, если встретишься с бандитом, быть сильным, быстро бегать, играть в разные игры, играть в «крутые» игры, быть «крутым», самостоятельным, уметь лазить и разводить огонь.[7] Последние исследования подтверждают особую важность для мальчиков физической активности. Всё это имеет мало общего с требованиями, которые предъявляются к взрослым мужчинам. Тем не менее, ясно, что мальчикам с малых лет известна действительная роль взрослых мужчин.

3.4. Возрастные изменения

Три стадии развития мужской роли: избегание всего женственного в детстве, физическое совершенствование в отрочестве и стремление к успеху во взрослом возрасте. В раннем возрасте мальчик постигает, что надо избегать проявлений женственности. Эти правила ему грубо навязываются, прежде чем он сможет найти им какие-либо объяснения. Бессознательное отвращение к гомосексуальности, трудности в выражении чувств и непонимание других людей, возможно, являются следствием этих запретов. Долгосрочное исследование мальчиков-подростков, показало, что для них очень важно быть «крутым» и что положение в группе вплоть до юношеского возраста зависит в основном от физических данных и способностей к спорту. Третья фаза развития мужской роли также накладывается на предыдущие и охватывает период от 16 до 20 лет. Она основана на достижении успеха в одном или нескольких видах деятельности, обычно требующих физического мастерства.

Эту прерывистость развития мужской роли можно объяснить и с позиции силы (первая фаза – запрет на женские занятия), и с точки зрения исторических перемен (две последние фазы). Особое значение физической силы и спортивных способностей в отрочестве исторически связано с необходимостью подготовиться к роли бойца и борца, хотя в наше время достижения мужчин больше определяются интеллектуальными достоинствами и навыками межличностного общения (третья фаза развития роли).

Женская роль развивается иначе, и основной перелом наступает в период полового созревания. В это время ролевые требования становятся строже. Резко снижается терпимость к проделкам девочек-сорванцов, меньше ценятся спортивные и учебные успехи. Интересы сосредоточиваются на внешности, моде и свиданиях.

Женскую роль можно разложить на несколько составных частей, таких как занятия спортом, учёба в школе, забота о внешности и межличностные отношения. Ужесточение женской роли в отрочестве может быть способом, с помощью которого утверждается подчинённое положение женщин и их ценность как сексуального и детородного товара для мужчин. Если это так, то подобный процесс будет сильнее выражен в тех культурах, где на девочку смотрят в основном как на потенциальную жену, мать. В современном обществе, несмотря на достаточно свободное отношение к супружеству, сексуальности и к профессиональной деятельности женщин, традиционная роль все ещё имеет заметное влияние. И произойдёт ли ужесточение половой роли в конкретном случае – определяется относительным вкладом двух типов женской роли – древнего и современного.[8]

Формирование психологического пола личности ребенка в социальных группах может быть понято лишь в контексте межличностных отношений ребенка с помощью анализа историко-культурных форм полоролевого поведения, эволюции реальных детских сообществ в половозрастной структуре общества. А также психологических особенностей взаимоотношений современных мальчиков и девочек в группах своего пола и их развития в прошлом, настоящем и будущем.

3.5. Социальная ориентация женщин

Это половое различие проявляется в раннем возрасте и продолжается до старости. Один из возможных факторов социального интереса и социальной ориентации девочек заключается в их более раннем языковом развитии. Быстрое овладение речью, безусловно, может давать девочкам преимущество в общении с другими детьми и взрослыми и, таким образом, способствовать деятельности социального характера. Однако первостепенная значимость принадлежит едва уловимым социальным давлениям, действие которых, вероятно, начинается намного раньше их осознания. Традиционные половые роли и стереотипы почти всегда находят отражение в установках взрослых по отношению к ребенку почти с самого рождения.

На протяжении всего детства заметны половые различия в общительности. Играя в детском саду, мальчики проявляют интерес к предметам, а девочки – к личностным взаимоотношениям. Девочки обнаруживают больше ответственности и «материнского поведения» по отношению к другим детям. В любом возрасте девочки чаще мальчиков бывают задействованы в социальных играх с участием других детей; они больше читают о людях и интересуются профессиями, связанными с людьми. Большая озабоченность девочек вопросами внешности и манер является косвенным проявлением интереса к мнению о себе окружающих. Сопоставления задаваемых родителям детских вопросов показали, что девочки задают значительно больше вопросов о социальных отношениях. Среди девочек распространены нежные прозвища, тогда как мальчики обычно берут за основу кличек физические особенности. Девочек чаще раздражают ситуации, затрагивающие их социальный престиж, они также более завистливы. Их желания, опасения, мечты, приятные и неприятные воспоминания имеют прямое отношение к людям. Даже снятся девочкам чаще разные люди, а также свой дом и семья, что подтверждается данными исследований.

4. Половозрастная стратификация общества

4.1. Школьные достижения

Девочки обычно превосходят в учёбе мальчиков. Среди девочек реже встречаются отстающие, чаще успевающие, и их лучше переводят из класса в класс. В средней школе девочки обычно получают лучшие отметки по сравнению с мальчиками. Данные говорят также о лучшей адаптации девушек к учебной обстановке на уровне ВУЗа. Подобно этому, на всем протяжении обучения девочки отличаются отметками, даже в предметах, которым оказывают предпочтение мальчики в тестах достижения. Так, сравнение отметок по арифметике, истории или любому другому предмету, где мальчики получают более высокие оценки теста достижения, показывает половое различие в пользу девочек. При сравнении с мальчиками, получающими те же самые тестовые оценки достижений, оказалось, что школьные отметки девочек были выше. Таким образом, отметки показали значительно большее женское превосходство, чем должно было быть, судя по результатам выполнения объективных тестов достижения.

Одна из причин больших учебных успехов девочек может заключаться в лучших лингвистических способностях, играющих, вероятно, важную роль в школьном обучении. Современные методы обучения, наряду с методами тестирования, являются преимущественно вербальными. Другой возможный фактор, особенно в начальных классах школы, – это аккуратность и общее превосходство девочек в почерке, что может влиять на оценки за письменные работы. В исследованиях групп начальной и средней школы девочки явно отличались качеством почерка. Лучшему навыку почерка, бесспорно, способствуют акселерация развития девочек и их превосходство в мануальной ловкости.

Весьма вероятно влияние на распределение оценок личностных различий между мальчиками и девочками. Как правило, девочки послушнее, тише, не так подвержены внешкольным влияниям и проявляют меньше сопротивления школьной дисциплине, чем мальчики. Эти личностные различия оказывают влияние на отметки благодаря количеству фактически усвоенного материала, а также более непосредственно в силу производимого на учителя впечатления.

Необходимо также учитывать воздействие самих по себе половых стереотипов на суждения учителей. Девочки получают значительно более высокие оценки в работе, настойчивости и сдержанности, хотя объективные тесты дали существенные различия только в сдержанности. Надо также вспомнить о преобладании преподавателей женского пола в начальных классах. Девочки не только с большей легкостью идентифицируют себя с женщиной-учителем, чем мальчики, но также возможна лучшая приспособленность методов обучения и других классных методик неким едва уловимым образом к потребностям девочек. В результате у девочек в самом начале может развиться более благоприятное отношение к школе.

4.2. Интересы и установки

Наблюдение за повседневной жизнью дает возможность сделать вывод о существовании заметных личностных различий между взрослыми мужчинами и женщинами в нашем обществе. Во многих эмоциональных и социальных характеристиках эта дифференциация ощутима с раннего возраста. Важный аспект личностного развития, обнаруживающий традиционные половые различия, включает интересы, предпочтения, идеалы, установки и личные ценности. Вследствие сравнительно утонченной и устойчивой сущности эти особенности часто оказывают непредвиденное влияние не только на развитие эмоциональных и характерных черт, но также на достижения и действительные возможности человека.

Множество источников предоставляют информацию о половых различиях в интересах и установках.[9] Особым богатством отличаются данные, собранные у детей. Проводят сопоставления предпочтений мальчиков и девочек в таких сферах, как игровая активность, спонтанные рисунки, выбор тем для письменных сочинений, коллекционирование, чтение, кинофильмы, радиопрограммы, любимые герои в литературе или в общественной жизни, профессиональный выбор и общие жизненные цели. Из этих различных исследований появляются довольно четкие и последовательные типы мужских и женских интересов.

Исследования игровой активности выявили более частую занятость мальчиков в активной, энергичной игре, в деятельности, включающей мышечную ловкость и умение, а также в играх с высокой степенью организации и соперничества. Девочки склонны к сидячим, умеренным играм, ограниченным в амплитуде действия.

В чтении, кинофильмах и радиопрограммах мальчики предпочитают приключения, путешествия и исследования; среди девочек наиболее популярны любовные истории и романы о детях и семейной жизни.[10]

4.3. Социогенетические основания половозрастных различий

Дети старшего дошкольного возраста воспроизводят, по всей вероятности, наиболее глубинные уровни историко-культурного развития отношений в группах, обусловленных половой дифференциацией. На протяжении длительной истории человеческого общества социогенез межличностных отношений представлял собой две самостоятельные линии, безусловно, пересекающиеся и влияющие друг на друга, но полностью не совпадающие. Существование этих двух линий определялось содержанием и формой той совместной деятельности людей.

В самом деле, деятельность мужчин носила преимущественно коалиционный характер как совместная деятельность в группах своего пола: охота, война, мужские «союзы» и др. Возможность реализации собственных целей через группы своего пола увеличивала потребность мужчин в объединении с другими, повышала необходимость в соучастниках, а значит, готовность в содействии с ними.[11]

Деятельность женщин была более индивидуализирована, сферы общения и взаимодействия в группах своего пола либо полностью отсутствовали, либо были ограничены. Собственные цели, как правило, не выходящие за пределы семьи и родственных связей, женщина реализовывала через близких — родителей, мужа, детей. Отсюда исторически у женщины во взаимоотношениях с женщиной могла сформироваться ориентация на себя, свои интересы, а у мужчины — на товарища, его мнение и оценку.[12]

В младшем школьном возрасте полученные факты различий в проявлении межличностных гуманных отношений в группах своего пола у мальчиков и девочек обусловлены следующими обстоятельствами. В большинстве современных культур в обыденном сознании сохраняется традиционная половая социализация, согласно которой девочка должна быть предельно «феминной», значит – заботливой, теплой в общении, зависимой, а мальчик – предельно «маскулинным», значит – самостоятельным, доминантным, экспансивным. По-видимому, дети младшего школьного возраста оказываются наиболее сензитивны к воздействию этих полоролевых моделей. Установлено, что в возрасте 7 – 11 лет девочки оказываются более заботливыми, гуманными в общении со сверстниками и младшими детьми, чем мальчики. Вместе с тем социальная ситуация развития ребенка в современных условиях способствует разрушению жесткой полоролевой поляризации социальных функций мужчины и женщины, происходит ломка традиционных культурных стереотипов мужского и женского поведения. Сферы деятельности и общественное производство все меньше подчиняются делению на сугубо мужские и женские. В самом процессе социализации происходит увеличение доли общественных форм, институтов и средств массовой информации, которые нивелируют нормы и требования в соответствии с половой принадлежностью ребенка.

За изменениями поведения, обусловленными половой принадлежностью, в ходе онтогенеза просматривается намеченная генеральная линия развития личности.[13] От социального к индивидуальному, от внешне опосредствованных совместной деятельностью детей в группе к внутренне опосредствованным, личностно-смысловым отношениям. От проявлений гуманного отношения ребенка, задаваемого принятой в соответствии с полом социальной ролью, к проявлению гуманного отношения как выражения Я, т.е. индивидуальности.

Подчеркнем, что суть половой дифференциации в психологии развития заключается в становлении психологического пола ребенка, которое основано на половом самосознании и ценностных ориентациях, полоролевой позиции личности, реализуемой ею в общении и деятельности.

4.4. Профессиональные достижения

Из исследования любого биографического справочника явствует, что значительно больше мужчин достигали высокого положения. А большая часть перечисленных женщин, заметно уступавших мужчинам в своем количестве, была обязана своей известностью особым обстоятельствам, таким как, например, королевское происхождение, а не выдающийся талант.

На всех этапах воспитания, исключительную важность имеет чувство сотрудничества и товарищества внутри семьи. При наличии сотрудничества, а также раннего осознания своей половой роли и равенства мужчины и женщины дети хорошо подготовятся к любым трудностям на жизненном пути. А главное, они хорошо подготовятся к качественному выполнению своей социальной и профессиональной роли, которые, в условиях развитого постиндустриального общества, требуют от индивидуумов, в первую очередь, развитых индивидуальных способностей и высокой социализации.

5. Процесс половой социализации в современных условиях

Родители, несомненно, являются первыми, кто прививает ребенку существующую в их среде психосексуальную культуру. Культурные стереотипы, существующие в обществе, их собственный опыт подсказывают родителям, каким должен быть мальчик и какой должна быть девочка. Родители имеют тенденцию более определенно отождествлять себя с ребенком своего пола и воспринимать себя как модель для него.

Традиционная форма половой социализации исходила из типа соответствия полоролевых образцов половой принадлежности ребенка: для мальчиков это маскулинная модель, а для девочек – феминная.

Половозрастная стратификация общества на протяжении длительного периода истории человечества вызывала необходимость раздельного воспитания детей, которая была продиктована жесткой поляризацией общественных функций мужчины и женщины и строгой иерархией половых ролей, когда считалось, что мужчина должен занимать социально более значимую позицию, а женщина — зависимую и подчиненную. Мальчика необходимо было готовить к будущей роли воина, вождя, жреца. Следовательно, освободить его от любых женских влияний и в первую очередь ослабить его идентификацию с матерью.[14] Это достигалось путем физического удаления мальчика из родительского дома: ребенка передавали на воспитание в другие дома – родственников или вождей племени, отдавали в ученье. Это достигалось также с помощью социальных организаций — так называемых мужских домов, в которых мальчикам разного возраста надлежало ночевать под крышей особого жилища, где они выполняли некоторые виды совместных работ, общались, отдыхали. Половая социализация девочки проходила преимущественно в стенах родительского дома, подле матери и была направлена на приобретение определенных форм поведения и приобщение девочки к будущей роли жены и связанных с этим обязанностей.

В этой связи процесс половой социализации в современных условиях представляет собой явление, не имеющее, пожалуй, аналогов во всей предшествующей истории России. На формирование психологического пола личности и её черт в современных условиях наложили свой отпечаток изменения в общественном производстве и характере труда. К концу XIX — началу XX в. наметился, а в советское время развился маскулинный тип половой социализации, столь характерный для суровых времен, когда мужская модель поведения оказывалась более предпочтительной как для мальчиков, так и для девочек.

Ещё в 20-х годах прошлого века Россия была преимущественно крестьянской страной. Дети рождались и воспитывались в больших семьях, в которых мужчины и женщины имели традиционные для крестьянского уклада роли. За короткий период истории на протяжении жизни одного – двух поколений из семьи были совершенно выведены функции производства, образования и даже частично питания и воспитания (сады-ясли, продлёнки, интернаты). Сама семья уменьшилась до модели «родители – дети», а как никогда большая убыль мужского населения в виду социальных катаклизмов привела к появлению нового типа семьи «мать-одиночка – ребёнок», в которой женщина одновременно реализовывает обусловленные мужские роли. Всё это, с учётом эмансипации и последствий многолетней борьбы суфражисток за уравнение в правах, не могло не сказаться на изменении типа половой социализации в процессе формирования психологического пола в последние десятилетия, который можно было бы определить как инверсионный, т.е. маскулинный для девочек и феминный для мальчиков.

На общение с детьми всегда в той или иной степени переносится стиль отношений, существующий между полами. Американский отец всегда относится к дочери как к маленькой женщине, а к сыну – как к маленькому мужчине. Это проявляется и в речи: рассказывая о своей детях, он называет их: «мои девочки» или «мои мальчики». Российская женщина в этом случае всегда говорит «мой ребёнок»!

Может быть, поэтому у нас так много инфантильных, зависимых и пассивных мужчин и напористых, активных женщин. Инверсионный тип половой социализации приводит к формированию унисексуальной (или бисексуальной) модели психологического пола: наблюдаемый сегодня «унисекс» не только в одежде, моде, формах поведения, но и в психосексуальных пристрастиях – убедительное свидетельство этого процесса. Половая социализация по инверсионному типу по своей сути является прямым насилием над естественной природой ребенка и таит в себе определенную опасность для общества в целом, масштабы которой трудно предугадать.[15]

Заключение

Мальчики и девочки с дошкольного возраста до юношества живут в разных культурных мирах, отличающихся характером взаимоотношений. Мальчики менее свободны в пересечении межполовых границ. Кроме того, многие их взаимодействия с девочками направлены на укрепление этих границ и могут рассматриваться как проявление мужской силы. Половым ролям свойственно два типа противоречий: у девочек – между традиционной и современной ролью; у мальчиков – между отроческой ролью, основанной на физическом превосходстве и стремлении к приключениям, и более обыденной ролью взрослого мужчины. Вероятно, что оба типа противоречий обусловлены историческими переменами. Изменение мужской роли в процессе развития определяется сочетанием отношений силы и исторических перемен и проходит три фазы: избегание женственности, физическая роль в отрочестве и взрослая роль, основанная на достижении успеха. Развитие женской роли характеризуется интенсификацией в период полового созревания, что также отражает отношения силы. Структурный подход к половым ролям, в частности, рассмотрение их с позиции силы, позволяет увидеть, что они в большей степени обусловлены ситуационным влиянием, чем усвоением половых стереотипов, а возможно, и тем и другим.

Как культурные, так и биологические факторы вносят свой вклад в развитие половых различий в способностях и личностных чертах. Влияние биологических факторов может быть сравнительно прямым, как, например, при воздействии мужских половых гормонов на агрессивность поведения. Оно может также быть косвенным, как в социальных и образовательных эффектах акселерации развития девочек. Вклад культуры отражается в широких вариациях половых ролей, обнаруженных в разных культурах в разные периоды нашей собственной истории. В недавнем исследовании внимание было обращено на половые роли в нашей культуре — их приобретение в детстве, воздействие на поведенческое развитие и связь с личностной адаптацией.

В исключительно описательном смысле некоторые половые различия в способностях и личностных чертах прочно установлены в существующих культурных условиях. Мужчины отличаются скоростью и координацией крупных движений тела, пространственной ориентацией и другими пространственными способностями, техническим пониманием и арифметическим мышлением. Женщины склонны к превосходству в мануальной ловкости, скорости и точности восприятия, памяти, числовом вычислении, беглости речи и других задачах, включающих механизмы языка. Обнаружено много половых различий в интересах и установках во время исследований разнообразными методами детей и взрослых. Все эти расхождения отражают традиционные половые роли культуры. Особый интерес представляют половые различия в социальной ориентации и в мотивации достижения. Другие важные личностные различия описываются в сексуальном поведении, эмоциональной адаптации и агрессивности.

В школьных достижениях последовательно выделяются девочки. В типичной учебной ситуации они, видимо, во многом удачливее мальчиков. С другой стороны, в более поздней профессиональной деятельности мужчины по количеству и степени достигают намного большего. Оба этих явно противоречивых результата могут служить отражением комплексного взаимодействия половых различий в способностях и личности, половых ролях и других культурных условиях.

Не следует говорить о неполноценности и превосходстве, но лишь о специфических различиях в способностях или личности между полами. Эти расхождения в значительной степени являются результатом культурных и других эмпирических факторов, хотя некоторые физические половые различия, безусловно, влияют на поведенческое развитие непосредственно или посредством социальных эффектов. Наконец, совпадение во всех психологических характеристиках позволяет рассматривать мужчин и женщин именно в качестве индивидуумов, а не с точки зрения групповых стереотипов.

Л.С. Выготский писал: «Индивид в поведении обнаруживает в застывшем виде различные законченные уже фазы развития. Генетическая многоплановость личности, содержащей в себе пласты различной древности, сообщает ей необычайно сложное строение».[16] Становление психологического пола личности в онтогенезе также несет на себе отпечаток разных эпох развития человеческого общества.

Литература

1.    Абраменкова В.В. Половая дифференциация и сексуализация детства: горький вкус запретного плода. Ж. «Вопросы психологии», 2003, N 5

2.    Адлер А. Подростковый возраст и половое воспитание: Воспитание детей. Взаимодействие полов. Пер. с англ. – Ростов-на-Дону: 1998. – 268 с.

3.    Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2001

4.    Анастази А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении. Пер. с англ. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 752 с.

5.    Арчер Д. Половые роли в детстве: структура и развитие. Детство идеальное и настоящее. – Н-ск, 1994. – 210 с.

6.    Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. Вузов. Сост. В.С.Мухина, А.А.Хвостов. – М.: Изд. центр «Академия», 2001. – 624 с.

7.    Выготский Л.С. Психология: Мир психологии. – М.: ЭКСПО-Пресс, 2002. – 1008 с

8.    Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: ЧеРо, 2001.

9.    Годфруа Ж. Что такое психология. Т.1. – М.: мир, 1992

10.  Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 464 с.

11.  Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер: 1998.

Интернет-ресурсы

Официальный сайт факультета психологии МГУ: http://www.psy.msu.ru

Неофициальный сайт факультета психологии МГУ: http://www.flogiston.ru

Портал «Psychology.ru»: http://www.psychology.ru

Электронная библиотека портала Auditorium.ru: http://www.auditorium.ru

Предметный указатель


А

Агрессивность мужчин............................... 7

Б

Биологический подход................................ 1

В

Восприятие деталей..................................... 8

Д

Детская субкультура.................................. 11

Доминирование............................................ 7

И

Изобретательность..................................... 10

Индукция.................................................... 10

Интеллект...................................................... 3

К

Крупные телесные движения..................... 7

Л

Лидерство...................................................... 7

Ловкость рук................................................. 7

М

Маскулинная модель.................................. 20

Мужественность......................................... 12

Н

Невротические симптомы........................... 7

О

Онтогенез...................................................... 5

Онтогенетическая пластичность................ 6

П

Память........................................................... 9

Переструктуризация.................................. 10

Познавательная теория................................ 5

Половая дифференциация........................... 4

Пространственная ориентация................... 8

Психосексуальная культура...................... 20

С

Сексуальные различия................................. 7

Социальная ориентация девочек.............. 15

Социальный подход..................................... 1

Социогенез.................................................... 5

Структурный подход................................... 1

Т

Теория моделирования................................ 5

Теория социального научения.................... 5

Ф

Феминная модель....................................... 20




[1] А. Анастази, с. 598

[2] А. Анастази, с. 602-603

[3] В.В. Абраменкова, с. 110

[4] А. Анастази, с. 622

[5] Д. Арчер, с 222

[6] Д. Арчер, с 223

[7] Д. Арчер, с 223

[8] Д. Арчер, с. 225

[9] А. Анастази, с. 627

[10] А. Анастази, с. 628

[11] В.В. Абраменкова, с. 110

[12] В.В. Абраменкова, с. 111

[13] Л.С. Выготский

[14] В.В. Абраменкова, с. 112

[15] В.В. Абраменкова, с. 119

[16] Л.С. Выготский

ОМСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ Половая дифференциация Реферат Выполнила: Кунгурцева С.П. 3-й курс, специальность психология Проверила: Кубрина Л.В. Омск 2004 Оглавление Введен

 

 

 

Внимание! Представленная Курсовая работа находится в открытом доступе в сети Интернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
Советуем не рисковать. Узнай, сколько стоит абсолютно уникальная Курсовая работа по твоей теме:

Новости образования и науки

Заказать уникальную работу

Свои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru