курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Введение
Современное мировое хозяйство представляет собой динамический мир, где взаимосвязи ассиметричны. Внешнеэкономические связи представляют собой целый комплекс различных направлений, форм, методов и средств перемещения материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов между странами. Отсюда вытекает традиционно активное государственное регулирование внешнеэкономических связей. Оно определяется государственной внешнеэкономической политикой, которая во многом зависит от состояния платежного баланса страны.
Важнейшими направлениями государственного регулирования внешнеэкономических связей страны являются валютное регулирование, экспортно-импортное регулирование, а также правовые формы осуществления внешнеэкономических операций.
Кардинальное изменение геополитического положения России после распада СССР существенно повысили роль внешнеэкономического фактора в развитии страны. Внешнеэкономическими стали для России хозяйственные и торговые связи не только с дальним, но и с ближним зарубежьем. В результате зависимость России от внешних рынков более чем удвоилась.
В настоящее время реформирование системы государственного управления Российской Федерации охватывает все сферы, в том числе и внешнеэкономическую деятельность. Регулирование ВЭД позволяет обеспечить условия для функционирования общества, живущего по нормативно-правовым актам, а также интеграцию России в мировое экономическое пространство.
Таким образом, данная тема на сегодняшний день является весьма актуальной.
Цель - определить понятие и сущность внешнеэкономической политики.
Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников.
Внешнеэкономическая политика регулирует внешнюю торговлю, иностранные инвестиции, валютно-кредитные отношения, передачу новых технологий, а также миграцию рабочей силы.
Наглядно ближайшее окружение данного понятия можно представить в виде следующей схемы (рис.1). Рассмотрим основные из них.
Рисунок 1- Внешнеэкономическая политика
Основная цель внешнеэкономической политики - обеспечить благосостояние людей, жизнеспособное развитие личности, общества, государства в контексте разнообразности и единства внутренних и внешних условий, которые выдвигают параметры адаптации построения внешнеэкономической политики к изменяющимся закономерностям системы международных отношений.
Внешнеэкономическая политика вырабатывается государствами и их интеграционными союзами и объединениями, и в соответствии с ее целями используют те или иные рычаги контроля за торговлей и воздействия на ее развитие. Хотя под влиянием процессов либерализации и глобализации компетенция государств в регулировании внешне-экономических связей ограничивается, тем не менее в их руках еще сохраняются важные властные функции, способные стимулировать или ограничивать экспорт и импорт как товаров и услуг, так и капиталов, направлять их потоки и менять товарную структуру в соответствии с национальными интересами.
Если конкретизировать эти общие положения применительно к глобальной экономике, то целью политики государств является обеспечение выгодных для страны в целом и ее хозяйственных субъектов условий торговли и кредитования, беспрепятственного выхода на внешние рынки, устранение всякого рода дискриминации, недопущение опасной и, тем более, кабальной зависимости от других стран, равноправное и взаимовыгодное участие в международных организациях и соглашениях. В зависимости от особенностей национальной экономики и территории речь может идти также об обеспечении надежных источников снабжения энергией, сырьем, продовольствием, удобных и дешевых транспортных путей и выходов к морю, о возможностях приобретения новейшей техники и технологий, сдерживании или поощрении трудовой миграции и т.п.
В промышленно развитых странах сложился механизм государственного регулирования внешнеэкономической политики осуществляется с помощью ряда средств, контролирующих и стимулирующих внешнюю торговлю. К ним в первую очередь относятся таможенные пошлины, ограничения ввоза и вывоза определенных товаров путем установления соответствующих количественных или стоимостных лимитов (контингентов), валютные ограничения, меры по регулированию валютного курса и различного рода обязательные правила совершения торговых и других сделок с зарубежными партнерами.
- автоматическая лицензия - разрешение на беспрепятственный вывоз (ввоз) товара в течение определенного периода времени;
- неавтоматическая лицензия - разовый ввоз (вывоз) товара.
Западные страны активно используют такой нетарифный механизм регулирования импорта:
- антидемпинговые пошлины - при импорте товаров по ценам ниже предполагаемых издержек на их производство;
- компенсационные пошлины - когда установлено, что экспортер товара получил государственную субсидию на его производство.
Понятно, что оба названных подхода нередко уживаются друг с другом. Как либерализация, так и протекционизм носят избирательный характер, и можно говорить лишь о преобладании первого или второго. В XX веке, особенно в его второй половине, происходило неуклонное снижение общего уровня таможенного обложения. Начиная с 1947 года, когда основные индустриальные государства Запада подписали Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), тарифные барьеры между ними поэтапно снижались в результате нескольких раундов многосторонних переговоров. Если в 1940 году средний уровень взимаемых пошлин в группе индустриальных государств составлял 40 % от стоимости облагаемого импорта, то к концу века он опустился до 3 %.
Каждая страна решает внешнеэкономические задачи в соответствии с конкретно-историческими условиями своего развития. Например, США, на протяжении нескольких десятков лет занимавшие ведущее положение в мировом хозяйстве, сейчас ведут борьбу за сохранение своих позиций: поощряется ввоз наукоемких товаров производственного назначения; стимулируется приток иностранных капиталов, которые используются главным образом для оплаты технической модернизации экономики. Решающую роль во внешне-экономических связях страны играют транснациональные корпорации, имеющие во всем мире сеть предприятий, объединенных кооперационными связями. Американское правительство в последние годы очень интенсивно поддерживает внешнеэкономическую деятельность малых и средних предприятий.
Япония, в силу крайней бедности природных ресурсе», традиционно ориентируется на импорт необходимых топливных и сырьевых материалов. Ее успехи в экономии всех видов ресурсов позволили сократить традиционный импорт, а «сэкономленные» платежи экспортировать как капитал для увеличения производства готовой продукции за рубежом. Конкурентоспособность Японии возросла, и в последние годы она занимает по этому показателю одно из ведущих мест в мире.
В Российской Федерации внешнеэкономическая политика отождествляется с инвестиционной и торговой политикой. В соответствии с ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации» торговая политика определяется как составная часть экономической политики государства. Основная цель торговой политики РФ - создание благоприятных условий для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров и услуг, что во внешней торговле невозможно без либерализации валютного законодательства, но при этом необходимо учитывать государственные интересы. Ограничение внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью возможно в целях поддержания равновесия платежного баланса страны и защиты внешнего финансового положения. Правительство РФ может применять меры ограничения внешней торговли в случаях серьезного сокращения валютных резервов, а также для достижения разумного темпа увеличения валютных резервов.
Валютная политика - составная часть экономической и внешнеэкономической политики государства, представляющая линию действий государства внутри и вне страны, проводимую посредством воздействия на валюту, валютный курс, валютные операции. Валютная политика страны проводится ее правительством, центральным банком, центральными финансовыми органами.
Таможенная политика - система мер, применяемых государством с целью установления определенного режима таможенного налогообложения на импортируемые в страну товары и прохождения ими таможенных формальностей. Налог на экспорт и импорт - обязательный налоговый платеж, взимаемый государством с экспортеров и импортеров и зачисляемый в федеральный или местный бюджеты. Налоги на экспорт и импорт представляют собой финансовый инструмент регулирования внешнеторговых операций на государственном уровне.
Заключение
Подведем краткие итоги. Быстрый рост мирохозяйственных связей во второй половине 20 века привел к расширению и повышению роли внешнеэкономической сферы. Внешнеэкономическая политика – это политика государства по регулированию всех форм внешнеэкономических связей, определяющая режим их осуществления, включая экспорт и импорт товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, движение валюты и др.
Проводя внешнеэкономическую политику, государство стремится:
во-первых, создать для своих предпринимателей наиболее благоприятные условия реализации их товаров по сравнению с иностранными на внутреннем рынке;
во-вторых, способствовать расширению внешнеэкономических позиций своих предпринимателей путём различных мероприятий, а также стимулировать вывоз товаров национального производства.
Основные тенденции - это фритредерство - политика свободной торговли и протекционизм - политика, ограничивающая объем торговли.
Международная торговля позволяет государствам совершать обмен тех товаров, которые у них в избытке (дешевле), на те, которые им необходимы. В настоящее время обмен идет по таким основным направлениям, как: международная торговля товарами и услугами, кооперация производства, обмен в области науки и техники, движение капиталов и зарубежных инвестиций, миграция рабочей силы, валютно-кредитные отношения. Совершенствуя направления своей ВЭ политики, Россия может эффективно использовать эти направления в своих интересах
Обобщая изложенное, отметим, что стабильность позиций внешнеэкономических политики зависит не только от стратегических целей, но и определяется согласованностью таких стратегических компонентов, как:
- международной ситуацией вообще в системе внешних связей;
- положением в национальной экономике;
- социально-политической ситуацией в стране.
Список использованных источников
1. ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 №164-ФЗ (ред. от 02.02.2006).
2. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник для вузов / Под общей ред. В.И. Кушлина, Н.А. Волгина. – М.: ОАО НПО «Экономика», 2000. - 345 с.
3. Исаков М.Н. Мировая экономика: Учебное пособие / М.Н. Исаков, А.М. Исаков. - Томск: Томский МВЦДО, 2006. - 202 с.
4. Международные экономические отношения / Под ред. Б.М. Смитиенко - М.: ИНФРА-М, 2007.
6. Экономико-правовые вопросы государственного регулирования и организации внешней торговли Российской Федерации. Учебник для вузов / В.И. Дворцов, В.Н. Бурмистров, Е.Н. Ганакова и др. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2001. – 382 с.
Введение Современное мировое хозяйство представляет собой динамический мир, где взаимосвязи ассиметричны. Внешнеэкономические связи представляют собой целый комплекс различных направлений, форм, методов и средств перемещения материальных,
Понятие обменного курса. Номинальный и реальный обменный курс
Поняття та основні завдання системи валютного регулювання і валютного контролю
Предмет мировой экономики. Формирование и развитие мирового хозяйства. Основные уровни экономических отношений мирового хозяйства
Применение классических и современных теорий международной торговли к автомобильной промышленности
Применение теории стечения обстоятельств развития для выяснения причин и механизмов спадов или подъемов экономики
Принцип свободного передвижения работников в рамках Европейского Союза
Причины Первой Мировой войны. Школы геополитики
Проблема ісламського тероризму
Проблема Курил в российско-японских отношениях
Проблемы вступления России в ВТО
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.