курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему: «ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ»
2003
С О Д Е Р Ж А Н И Е:
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….3
1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ…………………5
1.1.Понятие международного преступления…………………5
1.2.Субъекты международного преступления………………...9
1.3.Объективные и субъективные признаки
международного преступления………………………………...12
1.4.Соучастие в международном преступлении…………….. 15
2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА МЕЖДУНАРОДНЫЕ
ПРЕСТУПЛЕНИЯ…………………………………………….…20
2.1. Международно-правовая ответственность
государства за международные преступления……………….20
2.2. Международные организации и индивиды как
субъекты международной уголовной ответственности …….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………… 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………27
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………29-30
Международные преступления - это деяния такого масштаба и такой тяжести наступивших или возможных последствий, что они представляют реальную угрозу для человечества в целом.
Актуальность работы. Международное преступление является категорией международного уголовного права, недостаточно разработанной в современной юридической науке. Утверждение международного уголовного права, как считают специалисты,[1] вообще идет с большим трудом. Не только руководители государств, но и доктрина международного права воспринимает его без особой готовности. Одной из наиболее консервативных в этом плане оказалась отечественная доктрина, опасавшаяся того, что признание международного уголовного права нанесет ущерб государственному суверенитету. Тем не менее, в последние годы ситуация меняется.
В середине ХХ века международное право получает новый импульс развития в связи с активным развитием межгосударственных взаимоотношений. Появляются новые принципы и нормы, нарушение которых особо опасно для сохранения международного правопорядка, поддержание мирных и дружественных отношений между государствами.
Постепенно некоторые деяния самого государства стали определяться как преступные, нарушающие интересы не только какого-либо одного государства – непосредственной жертвы, а ставящие под угрозу мировой правопорядок в целом. В этих условиях особую значимость приобрели вопросы определения понятия, видов международных преступлений, квалификации этих деяний и степени ответственности за данные правонарушения. Таким образом, проблема международной ответственности также стала актуальной. Сегодня в мировом сообществе утвердилось мнение, что реализация международной ответственности является фактором международной безопасности и стабильности в мире.
ЦЕЛЬ курсовой работы раскрыть понятие и признаки международного преступления.
В ЗАДАЧИ работы входит:
1. Определить понятие международного преступления, осуществить разграничение понятий «международного преступления» и «преступления международного характера».
2. Охарактеризовать объект и субъект международного преступления, его объективные и субъективные признаки.
3. Определить принципы уголовной ответственности за международные преступления.
1.МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ:
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
В общем виде понятие «преступление» - это совокупность установленных законом объективных и субъективных признаков, характеризующих общественно-опасное деяние как конкретное преступление.
Определение преступления указывает юридические и социальные признаки, присущие любому преступлению. Эти признаки (уголовная противоправность, общественная опасность, виновность и наказуемость) позволяют отграничить преступные деяния от деяний, не являющихся преступлением.[2]
В российской дореволюционной литературе международные преступления считались такие как несоблюдение трактатов, стремление одних государств к порабощению других и всемирному владычеству, нападение без объявления войны и без достаточного повода ( Н.М.Коркунов, Ф.Мартенс, Л.А.Камаровский, В.А.Ульяницкий).[3]
Согласно современной доктрине, международное уголовное право является комплексной отраслью, включающей материальные и процессуальные нормы. Эти нормы относятся либо к международному публичному праву, либо к международному частному (уголовному) праву и, наконец, к национальному уголовному праву.[4]
Международные правонарушения с середины ХХ века подразделяются на международные деликты и международные преступления.
К последним относятся особо опасные деликты, которые нарушают основополагающие принципы и нормы международного права, имеющие жизненно важное значение для всего международного сообщества. Международными преступлениями считаются акты агрессии, насильственное установление или сохранение колониального господства, геноцид, апартеид.
Исходя из такого разграничения в современном международном уголовном праве принято различать обычные деликты, международные преступления и преступления международного характера. Здесь различные не только субъекты преступления и объекты посягательства, но и способы и формы ответственности. Такое разграничение мы находим в трудах И.И.Карпец.[5]
Если государство нарушает свое договорное обязательство перед другими государствами в этой области, то оно совершает не международное преступление, а обычное международное правонарушение – обычный деликт.
Преступления, совершаемые индивидами не в качестве должностных лиц государства, а в качестве частных лиц, с которыми государства ведут совместную борьбу принято считать преступлениями международного характера.
Что касается международных преступлений, то они совершаются как государством, так и физическими лицами одновременно и нарушают международные обязательства, столь основополагающие для обеспечения жизненно важных интересов международного сообщества, что их нарушение рассматривается международным сообществом в целом как преступление.[6](Приложение 1)
Немало изменений в концепцию международных преступлений внесли нормы, сформулированные после второй мировой войны. Это ограничение обращения к войне Статутом Лиги Наций и ее запрещение Парижским пактом 1928 г., Лондонские конвенции 1933 г. об определении понятия агрессии и ряд других актов.
Важнейшее значение для прогрессивного развития принципа международно-правовой ответственности государств имело принятие Устава ООН, который в соответствии с гл. УП уполномочивает Совет Безопасности давать рекомендации или принимать решения о принудительных действиях в отношении угрозы миру, актов агрессии или других нарушений мира.[7]
Классификация международных обязательств государств в зависимости от их значения для международного сообщества явилось признание, сначала в доктрине международного права, а затем и в договорных нормах, называемых императивными.
Значение признания существования императивных норм международного права состоит, прежде всего, в том, что из него вытекает запрещение нарушать эти нормы путем заключения договоров. К таким нормам стали относить правила поведения в соответствии принципов международного сообщества и прежде всего запрещение применения силы или угрозы силой; принципы, запрещающие преступления против мира и человечности, апартеид, геноцид, рабство.
Устав Нюрнбергского трибунала подразделил международные преступления на преступления против мира, военные преступления и преступления против человечности (ст.6 Устава). Именно эти преступления, направленные против мира и безопасности народов, являются международными в строгом значении этого термина.
Такое понимание международного преступления, по существу, проходит через весь Устав ООН. Первостепенная задача ООН – «поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления агрессии или других нарушений мира».[8]
Такое определение методологически важно, поскольку благодаря ему борьба с международными преступлениями попадает в сферу компетенции Совета Безопасности ООН, который несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности и действует от имени всех членов организации (п.1 ст.24 Устава ООН).
Таким образом, на базе международно-правовой практики и развития теоретических представлений постепенно сформировалось общее понятие международного преступления, имеющего особую общественную опасность для международного правопорядка.
Критерий общественной опасности международного преступления превращается в один из специфических принципов института международно-правовой ответственности. В качестве такового он способствует выделению международных преступлений в особую категорию. Очень важным проявлением принципа социальной опасности действий физических лиц за совершение международных преступлений является то, что порядок возложения ответственности за эти деяния могут не соответствовать принципам и нормам, характерным для внутреннего уголовного права.
Ущерб от совершения международных преступлений, наносимых международному правопорядку, несоизмерим с ущербом от обычных правонарушений и имеет принципиально иной характер, связанный с сознательным и вызывающим нежеланием подчиняться предписаниям международного права, что делает правомерным применение в случае их совершения более тяжелых форм ответственности.
Преступления международного характера, как международные преступления, наносят значительный ущерб международному правопорядку, и в конечном итоге касаются интересов всех или многих стран. Однако их опасность для всего международного сообщества значительно меньше, чем угроза международному миру и безопасности, являющаяся характерным элементом международных преступлений.
1.2.Субъекты международного преступления
Субъекты международных преступлений – это государства, их органы, транснациональные корпорации, а также физические, частные или должностные лица, конкретно совершающие эти преступления. Обоснуем это определение.
Один из основных принципов международного права – принцип суверенного равенства государств, а субъектами правоотношений, вытекающих из юридического факта международных преступлений, остаются именно государства-нарушители. Государства, совершившие международные преступления, не могут претендовать на полное равенство в общении с другими государствами. Ограничение суверенитета – основное юридическое следствие их преступного поведения. Это положение иллюстрирует на примере агрессии Ю.М.Рыбаков: «Вместо равноправной стороны в войне государство, развязавшее вооруженный конфликт, стало признаваться агрессором, т.е. стороной, совершившей тягчайшее нарушение международного права, а государство, подвергшееся нападению, стало жертвой агрессии. Иными словами, по новому международному праву агрессор и жертва агрессии уже не находятся в равном положении».[9]
В настоящее время общепризнанно, что в связи с повышенной общественной опасностью международных преступлений субъектами претензий к делинквенту могут быть не только непосредственно пострадавшие государства, но и практически все участники международного общения, все международное сообщество – т.е. все государства и международные организации.[10]
Л.Н.Галенская пишет, что субъектами международных преступлений «могут быть как государства, так и отдельные органы государства, организации и даже физические лица».[11]
Необходимо отметить, что утверждение принципа индивидуальной ответственности за международные преступления – важнейшие тезисы Нюрнбергского процесса.[12] В результате возникновения принципиально новой концепции международных преступлений институт международно-правовой ответственности сегодня значительно отличается от тех цивилистических воззрений, которые существовали раньше.
Трибунал в Нюрнберге в своем приговоре подчеркнул, что «международное право налагает долг и обязанности на отдельных лиц, [13]так же как и на государства».
В Конвенциях 1948 и 1973 гг. говорится о наказании физических лиц соответственно за преступления геноцида и апартеида, и в то же время Комиссия международного права приняла ст.19 проекта Статей об ответственности государств, где эти преступления рассматриваются как деяния государств.[14]
Таким образом, анализ международно-правовых документов позволяет сделать вывод о том, что субъекты международных преступлений, как и в случае других международных правонарушений, - это, прежде всего государства, а также физические лица, выступающие от его имени и конкретно осуществляющие эти преступления (ст.3,5 проекта Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества).
А.И.Полторак и Л.И. Савинский подчеркивают, что опыт вооруженных конфликтов свидетельствует о том, что с каждой новой войной возрастает число нарушений, носящих именно государственно организованный характер.[15] Государство выступает в таких случаях субъектом военных преступлений с самого начала и несет ответственность за осуществление соответствующих составов преступлений. Несут ответственность и государственные деятели, непосредственно организовавшие или принимавшие решение роб агрессивном использовании оружия массового поражения. (Например, в случае ядерной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки в качестве организаторов выступали президент США и высшие американские военачальники).
Отметим еще одно важное обстоятельство. Во внутреннем уголовном праве субъект уголовной ответственности идентичен субъекту преступления, причем условие этой идентичности – факт совершения этим субъектом преступления.
Если рассмотреть с этой точки зрения положение в международном праве, то возникающие при международных преступлениях ситуации можно разделить на две категории.
В случае совершения международных преступлений органами государства, с точки зрения международного права, это преступное поведение – поведение самого государства. Поэтому можно сказать, что в таких случаях органы и само государство совершают одни и те же составы преступлений, являются их субъектами и возникающей вследствие этого международной ответственности.
Другое дело, когда преступные акты совершаются физическими лицами, а государство не принимает мер по их предотвращению. В данном случае субъектами преступлений выступают физические лица, а субъектами преступлений – как сами эти лица, так и государство.
Из отечественных юристов этой точки зрения придерживается Ю.В.Петровский, который указал, что «одна из интересных особенностей международно-правовой ответственности за такие деликты состоит в несовпадении субъектов правонарушения и субъектов ответственности».[16]
В случае международных преступлений, носящих обширный и продолжительный характер, если даже они и совершаются физическими лицами, не имеющими формального отношения к государственному аппарату, сам факт их допущения последним или его органами свидетельствует фактически о соучастии государства в этих преступлений.
1.3. Объективные и субъективные признаки
международного преступления
Международное преступление, как и всякое преступление, рассматриваемое с точки зрения его структуры, содержит объективные и субъективные элементы (признаки), имеющие большую специфику. Она определяется как масштабами преступлений такого вида, так и кругом участников и особенностями их поведения.
С объективной стороны международное преступление характеризуется несколькими признаками. Это процесс совершения общественно опасного и противоправного посягательства на охраняемые законом интересы в пространстве и времени, начинающегося с преступного действия (бездействия и кончающегося наступлением вредных последствий.
Можно выделить три главных компонента, из которых складывается объективная сторона:
- общественно опасное действие (бездействие субъекта;
- вредное последствие;
- причинная связь между ними.
Поскольку всякое преступление совершается в пространстве и времени,
существенные характеристики его объективной стороны – это способ, место, время и обстановка совершения преступления.[17]
Все эти компоненты и характеристики объективной стороны присущи международному преступлению, но здесь они обладают существенными особенностями. Что касается преступного действия, то его специфика связана, прежде всего, с масштабами международных преступлений.
Объективная сторона международных преступлений представляет собой не одно действие и даже не серию действий одного лица (продолжаемое преступление), а сложную и разветвленную деятельность многих лиц и организаций, осуществляемую подчас на протяжении нескольких лет и даже десятилетий.
Иначе выглядит применительно к международным преступлениям и такой признак как способы совершения преступления, из которых невозможно выделить какой-то один способ его совершения, так как используется различные методы и подходы, в своей совокупности приводящие к намеченным результатам.
Международные преступления могут быть совершены и путем преступного бездействия. Главным образом это относится к противоправному поведению должностных лиц, которые должны были и могли выполнить какие-то действия, но не совершили их.
Международные преступления могут быть продолжительными и длящимися. Таковы, например, издевательства фашистов над военнопленными в период Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг. или акты разбоя среди мирного населения.
Следующий элемент объективной стороны – вредные последствия (те же трагические события второй мировой войны, унесшей свыше 50 млн. человеческих жизней, но еще более катастрофическими могут быть последствия ядерной войны и даже такие международные преступления как геноцид, апартеид, расовая дискриминация, посягательства на окружающую среду способны причинить огромный материальный, нравственный, социальный вред. При этом следует принять во внимание, как непосредственный ущерб, так и вред, более отдаленный во времени.
Если говорить о субъективной стороне международного преступления. Этим понятием обозначается психологическое отношение субъекта к своим общественно-опасным действиям и их последствиям, выраженное в форме умысла или неосторожности. К субъективной стороне (в качестве факультативных элементов) относятся также цель и мотив преступления.
Субъективная сторона международного преступления, отражая интересы и намерения субъекта, служит внутренним источником поведения, направляет и регулирует объективную сторону поступка.
В нормах международного права форма вины (умысел, неосторожность) обычно не упоминается. Однако сама природа большинства международных преступлений такова, что они могут быть совершены только умышленно и с четко определенными целями.
Еще один компонент – волевой элемент. Он отражает различную степень интенсивности намерений преступника – прямой умысел, при котором субъект желает наступления результата и косвенный, при котором наступление преступных действий допускается как возможное следствие соответствующих действий.[18]
Необходимо добавить, что существенные особенности присущи вине как признаку правонарушения, совершенного не физическим лицом, а государством. Вина государства есть не психологическое, как для человека, а социально-политическое и правовое понятие. По определению В.А.Василенко, - это неправомерно реализуемая воля государства-правонарушителя, проявляющаяся в противоправных деяниях его органов.[19]
Эти соображения не исключают, а, напротив предполагают выявление и психологической вины (в смысле субъективной стороны преступления) тех конкретных групп и физических лиц, которые инспирировали и реализовали международное преступление.
Таким образом, напрашивается вывод, что обстановка совершения международных преступлений имеет не только географическое, но и политическое значение и содержание. Она должна в полной мере учитываться при анализе и оценке опасности совершенного преступления, его тяжести, степени вины субъектов, приниматься во внимание при назначении наказания и решении других вопросов уголовной ответственности.
1.4.Соучастие в международном преступлении
Соучастие в международном преступлении понимается как общее понятие соучастия, сложившегося в уголовно-правовой доктрине, законодательстве и практике многих стран – умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении преступления.
В основе ответственности за соучастие лежит единство двух признаков, которые ему присущи:
- во-первых, помощь (взаимопомощь) соучастников, т.е. содействие оказываемое друг другу при совершении преступления;
- во-вторых, умышленная вина соучастников, которая, в отличие от вины в индивидуальном преступлении, включает также сознание того факта, что субъект действует не один, а совместно с другими лицами, оказывает им содействие и (или) может рассчитывать на помощь с их стороны.
Существует различная классификация форм соучастия и видов соучастников. Для международного уголовного права наиболее приемлема следующая:
1) простое соучастие (соисполнительство);
2) сложное соучастие (с распределением ролей);
3) преступная организация. (Приложение 2)
Простое соучастие имеет место в случае, когда соучастники непосредственно выполняют действия, образующие объективную сторону данного состава преступления. Для международных преступлений простое соучастие не характерно: оно обычно свойственно лишь небольшому числу лиц, договорившихся «работать» вместе,[20] т.е. совершать преступления международного характера.
Международному преступлению гораздо более свойственно соучастие с распределением ролей, так как преступники, действующие в форме соучастия с распределением ролей, несут ответственность не за отдельные действия, которые совершены каждым из них непосредственно, но за всю преступную деятельность, в которой участвовали, включая совместное причинение преступного результата.
Из материалов Нюрнбергского процесса видим, что ст.6 Устава Нюрнбергского трибунала гласит: «Руководители, организаторы, подстрекатели и пособники, участвовавшие в составлении или в осуществлении общего плана или заговора, направленного к совершению любых из вышеупомянутых преступлений (имеются в виду преступления против мира, военные преступления, преступления против человечности), несут ответственность за все действия, совершенные любыми лицами с целью осуществления такого плана.»[21]
А.Н.Трайнин писал: Такого рода «деятельность по природе своей и по своим масштабам требует согласованной работы значительного числа лиц. Нужна сложная разветвленная и в то же время сплоченная деятельность многочисленных звеньев и лиц.» [22] В силу этого обстоятельства для самых тяжких международных преступлений характерна третья форма соучастия – преступная организация. Этот термин введен ст.9 Устава Международного военного трибунала. Понятие и признаки преступной организации были достаточно четко сформулированы в речах обвинителей, а затем и в приговоре Нюрнбергского трибунала.
Необходимо заметить, что специфическая форма деятельности преступных организаций осужденных международными трибуналами – заговор. Эта характерная для подготовки, планирования и осуществления самых тяжких международных преступлений форма преступной деятельности, которая в свою очередь рассматривается как самостоятельное преступление.
Виды соучастников применительно к международным преступлениям – это организаторы (руководители), подстрекатели, исполнители и пособники.
Среди соучастников международного преступления на первый план выступает фигура организатора (руководителя). Именно организаторы международного преступления несут главную ответственность за общую политику преступной организации, за все те деяния, которые совершены ее членами.[23]
Фигура исполнителя международных преступлений сложна и многообразна, как сама международная преступность. «Особенность роли исполнителя международного преступления заключается в том, что он действует не только сам, но и при помощи сложного исполнительного аппарата… Возникает своеобразная правовая ситуация: основной исполнитель преступления действует при помощи лиц, которые сами также выступают в роли исполнителей.»[24]
Связь исполнителя с руководителями (организаторами) международного преступления имеет двоякое юридическое значение. С одной стороны, исполнители несут ответственность за выполнение распоряжений, руководителей, направленных на совершение преступлений. С другой стороны, и самим руководителям могут и должны быть вменены те преступления, которые были совершены исполнителями в рамках единого плана.
Поскольку основа соучастия – умышленная совместная деятельность, а при эксцессе исполнителя ее нет, то соучастники не могут нести ответственность за такие действия исполнителя, о которых они не знали и не давали на них согласия. Общий принцип – виновный несет ответственность за свои преступления, обеспечивая справедливое наказание каждого преступника в соответствии с тяжестью совершенного преступления и степенью его вины.
Однако, помимо соучастия конкретных физических лиц и организаций – субъектов международного уголовного права – в международных преступлениях встречается и соучастие государства. Такова во время второй мировой войны была преступная деятельность так называемой оси Рим-Берлин, а затем и стран тройственного пакта – Германии, Италии и Японии. В послевоенные годы неоднократно имело место такое сотрудничество ряда держав, которое международная демократическая общественность с полным основанием расценивала как подстрекательство и пособничество в международных преступлениях. Это можно было отнести, в свое время, к помощи ЮАР, другим реакционным режимам, совершавшим тяжкие преступления против собственного и других народов.[25]
Таким образом, мы установили, что понятийный аппарат в науке международного уголовного права разработан недостаточно. Это касается и самого понятия «международное преступление», и отграничения его от прочих международных правонарушений, и определения конкретных составов международных преступлений и других вопросов. До конца нерешенным остается вопрос правосубъектности физических лиц, совершивших международное преступление. Вокруг этого вопроса в научной среде активно ведутся дискуссии.
Тем не менее, анализ различных правовых источников и научных трудов позволяет придерживаться точки зрения, что международное преступление представляет собой наиболее опасный международно-правовой деликт, где в качестве объекта посягательства выступают мир и безопасность человечества. В качестве субъектов международного преступления могут выступать государства, отдельные органы государства, организации и физические лица. При этом физические лица выступают как должностные лица государства-правонарушителя, лица, выступающие от имени этого государства и конкретно осуществляющие эти преступления. В современном международном праве признается принцип индивидуальной ответственности за преступления против мира, военные преступления против человечества.
К тягчайшим международно-правовым деяниям относятся международные преступления, которые посягают на основы существования государств и народов, подрывают принципы международного права, угрожают международному миру и безопасности. Объектом международного преступления могут быть всеобщий мир и международная безопасность, право народов и наций на самоопределение, законы и обычаи войны.
2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
2.1. Международно-правовая ответственность государства за
международные преступления
Ответственность – один из древнейших институтов международного права. История международных отношений свидетельствует о его постоянном практическом применении и совершенствовании. Некоторые нормы общего характера, регулирующие вопросы ответственности, закреплены в международных договорах, а также подтверждены в резолюциях ООН и других международных организаций.
Международно-правовая ответственность – это юридическая обязанность ликвидировать последствия вреда, причиненного субъектом – правонарушителем другому субъекту международного права в результате совершенного правонарушения.
Обычно под видом ответственности понимается общее содержание последствий международного правонарушения, их юридический характер. Формы ответственности, как пишет Ю.В.Петровский, - это способы осуществления ответственности в пределах данного вида.[26]
Критерии установления видов и форм ответственности государств – характер и объем ущерба, наносимого противоправным поведением государства.
Статьи 39, 41 и 42 Устава ООН устанавливают процедуры реализации ответственности за совершение международных преступлений против международного мира и безопасности.
С 1972 года действует Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами. Участники Конвенции обязались возмещать ущерб, причиненный космическим объектом на поверхности Земли, воздушному судну в полете и космическому объекту другого субъекта международного права.
В международном праве большое место занимают вопросы ответственности физических лиц, выступающих от имени государства и совершающие действия, которые квалифицируются как военные преступления и преступления против человечности.
Генеральная Ассамблея ООН устанавливает, что агрессивная война является преступлением против мира, а агрессия влечет за собой международную ответственность. Агрессия наносит тяжелейший материальный ущерб и повышенный урон международному правопорядку. Это должно учитываться при определении государству-правонарушителю соответствующих видов и форм ответственности за его преступное поведение.
Государство несет ответственность за деятельность своих органов и должностных лиц даже в случае, когда последние превысили свои полномочия, установленные внутригосударственным правом, или нарушили инструкции, касающиеся их деятельности.
Поведение отдельного лица или группы лиц рассматривается как деяние государства, если установлено, что это лицо или группа лиц фактически действовали от имени данного государства или осуществляли прерогативы государственной власти в случае отсутствия соответствующих возможностей для официальных властей и при обстоятельствах, которые оправдывали осуществление таких прерогатив.
Существует два вида международно-правовой ответственности: материальная и политическая. Материальная ответственность выражается в обязанности возместить материальный ущерб, что может реализовываться в форме реституции или репарации.
Реституция – это возмещение государством-правонарушителем материального ущерба в натуре.
Широкое применение получили в международной практике и репарации, т.е. возмещение причиненного материального ущерба ценностями, товарами, услугами.[27]
Также следует упомянуть такую форму ответственности, как политическая ответственность, которая может выражаться в ответных насильственных действиях, осуществляемых пострадавшим субъектом, которые именуются репрессалиями[28].
Репрессалии должны быть соразмерными тем действиям, которыми они вызваны. От индивидуальных репрессалий следует также отличать коллективные санкции, которые, согласно Уставу ООН, могут предприниматься только на основании решений Совета Безопасности в отношении государств, действия которых представляют собой угрозу миру или нарушение мира. Такие санкции могут выражаться в полном или частичном приостановлении экономических отношений, функционирования коммуникаций, в разрыве дипломатических отношений, а также в применении вооруженной силы.
Санкции, выражавшиеся в ограничении суверенитета, были применены после второй мировой войны в отношении Германии и Японии (оккупационный режим, ограничение права иметь вооруженные силы). В 1993 году Совет безопасности ООН постановил учредить Международный трибунал для суда над лицами, совершившими военные преступления на территории бывшей Югославии[29].
Осуществление группами государств коллективных санкций без разрешения Совета Безопасности является противоправным. Однако государства имеют право в случае агрессии на индивидуальную и коллективную самооборону, которая к понятию санкции не относится.
Деяние государства может быть квалифицировано как международно-противоправное лишь на основании международного права. В случае совершения международного преступления претензии к правонарушителю могут быть предъявлены любым государством или группой государств. Претензия может быть выражена в заявлении официального органа или лица в дипломатическом обращении, в ином письменном обращении правительственных органов потерпевшего субъекта. Важна доказанность вины правонарушителя, иначе при недостаточно обоснованных претензиях возникают международные споры.
Иногда выделяется и третий вид международно-правовой ответственности – моральной. Однако различие между политической и моральной ответственностью нецелесообразно, так как политическая ответственность возникает из факта правонарушения в любом случае, даже если она не реализуется в виде формальной претензии.
2.2. Международные организации и индивиды как
субъекты международной уголовной ответственности
Помимо государств, ответственность несут и международные организации. Их ответственность возникает из нарушения ими международных обязательств, вытекающих из договоров и других источников международного права. Ответственность международных организаций устанавливается также и в конвенциях об ответственности за ядерный ущерб в тех случаях, когда международные организации выступают в качестве операторов ядерных установок или операторов ядерных судов.
Международные организации несут ответственность за несоблюдение уставных и других обязанностей своими органами и международными должностными лицами, за причинение ущерба своими действиями государствам, другим международным организациям и физическим лицам. Международные организации могут быть и субъектами международных претензий.
Международная организация может нести ответственность и по международному частному праву, а также по внутреннему праву государств.
Ответственность физических лиц за международные преступления чаще всего наступает при условии, что их преступные деяния связаны с преступной деятельностью государства. Государства, виновные в совершении преступления, несут международную ответственность, а официальные лица – уголовную.
Таким образом, характерной чертой международной уголовной ответственности физических лиц является ее связь с международным преступлением государства. Без последнего нет и первого.
В советской международно-правовой литературе отрицалось качество международной правосубъектности физических лиц. Аргументы, например, были такие: физическое лицо не является субъектом международного права, индивид может обладать только правами и обязанностями, непосредственно вытекающими из международного права. Следовательно, он не может выступать субъектом международного права.[30]
В последние годы специалисты в большинстве своем придерживаются точки зрения, что физические лица являются субъектами международно-правовой ответственности.[31]
После окончания второй мировой войны для суда над главными военными преступниками были созданы два международных военных трибунала: в Нюрнберге и Токио. Решением Совета Безопасности в 1993 году было предусмотрено создание Международного трибунала для осуждения лиц, виновных в совершении преступлений на территории бывшей Югославии после 25 июня 1991 года. В 1998 году был принят и открыт для подписания Статут Международного Уголовного Суда.
На основании имеющихся международно-правовых актов и анализа литературных источников, можно сделать следующие выводы:
1. Проблема международной ответственности является ключевой в современных условиях. Причиной этому является увеличение вооруженных конфликтов, этнических чисток и других военных преступлений.
2. В международном праве существуют две различные категории субъектов права, отличающиеся друг от друга в зависимости от их роли и места в создании принципов и норм международного права, и объединенные тем, что как те, так и другие обладают правами и несут обязанности, вытекающие из норм международного права. Физические и юридические лица и неправительственные образования выступают в качестве субъектов международного права второго уровня как его дестинаторы[32], т.е. как образования и лица, обладающие правами и обязанностями по международному праву, участвующие в создании его норм, в обеспечении косвенно их соблюдения.
3. Система пресечения нарушений в настоящее время является смешанной, в основном пресечение нарушений предусматривает законодательство государств, а международное право лишь обеспечивает правовую основу для их пресечения.
4. Уголовные санкции на международном уровне не определены, поэтому определение наказания является делом государств.
5. Общей целью создания новых институтов международной ответственности является борьба с международными преступниками и применение наказания за совершение международных правонарушений.
Подводя итог вышеизложенному, отметим, анализ различных правовых источников и научных трудов позволил установить, что международное преступление представляет собой наиболее опасное международное правонарушение, где в качестве объекта посягательства выступают мир и безопасность человечества. В качестве субъектов международного преступления могут выступать государства, отдельные органы государства, организации и физические лица. При этом физические лица выступают как должностные лица государства-правонарушителя, лица, выступающие от имени этого государства и конкретно осуществляющие эти преступления. В современном международном праве признается принцип индивидуальной ответственности за преступления против мира, военные преступления против человечества.
Основные составы международных преступлений определены уставами международных военных трибуналов, учрежденных после Второй мировой войны.
В науке международного права вопросы понятия «международного права», субъектов международно-правовой ответственности остаются дискуссионными. Таким образом, можно сделать вывод, что процесс формирования в науке института международного преступления еще не закончен. Реалии современной жизни вносят порой существенные коррективы в трактовку рассмотренных в данной работе понятий. Поэтому достаточно четко установить, например, составы конкретных международных преступлений крайне затруднительно. Недостаточно разработанными остаются также многие вопросы международно-правовой ответственности за международные преступления, в частности вопрос об ответственности физических лиц.
1. Конституция Российской Федерации 1993 г.- СПб.:Литера,1998.
2. Новый Уголовный Кодекс РФ 1996 г.-М.,1997.
3. Бирюков П.Н. Международное право, Уч. пособие, М., Юристъ, 2000.
4. Блищенко И.П., Солнцева М.М. Мировая политика и международное право.-М., 1991.
5. Василенко В.А. Ответственность государства за международные правонарушения.- Киев,1976.
6. Волчков А.Ф. Нюрнбергский приговор //Сов.государство и право. 1976. № 10.
7. Галенская Л.Н. Основные направления сотрудничества государств в борьбе с преступностью (правовые проблемы).-Л., 1970.
8. Карпец И.И. Преступления международного характера.-М., 1979.
9. Кудрявцев В.Н. Объективная сторона преступления. - М.,1960.
10. Курис П.М. . Международные правонарушения и ответственность государств. – Вильнюс,1973.
11. Лейст О.Э. Понятие ответственности в праве// Вестник МГУ. Серия II. Право № 1. 1994.
12. Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть: Учебник.-М.:Изд.БЕК,1998.
13. Международное уголовное право. Учебное пособие /Под общ. ред. В.Н.Кудрявцева.2-е изд.перераб. и доп.-М.:Наука,1999.
14. Ответственность за военные преступления и преступления против человечества. Сборник статей.М.,1969.
15. Петровский Ю.В. Международно-правовая ответственность.-Л., 1968.
16. Петровский Ю.В. О политической ответственности государств //Советский ежегодник международного права.-М., 1972.
17. Полторак А.И., Савинский Л.И. Вооруженные конфликты и международное право.-М., 1976.
18. Права человека. Сборник международных договоров//ООН.Нью-Йорк,1978.Х1У.2
19. Решетов Ю.А. Борьба с международными преступлениями против мира и безопасности.-М., 1983.
20. Российское уголовное право. Общая часть: Учебник.-М.:Изд. «Спарк»,1997.
21. Рыбаков Ю.М. Вооруженная агрессия – тягчайшее международное преступление.-М., 1980.
22. Трайнин А.Н. Защита мира и уголовный закон.-М.,1969.
23. Трайнин А.Н. Защита мира и борьба с преступлениями против человечества.М,1956.
24. Тункин Г.И. Теория международного права.М.,1970.
25. Шуршалов В.М. Международные правоотношения.-М.,1971.
[1] Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. Учебник.-М.:БЕК, 1998, с.239.
[2] Российское уголовное право. Общая часть: Учебник.-М.:Изд. «Спарк»,1997, с.84.
[3] Международное уголовное право. Учебное пособие / Под общ.ред.В.Н.Кудрявцева.2-е изд. перераб.и доп.-М.:Наука, 1999, с.50.
[4] Решетов Ю.А. Борьба с международными преступлениями против мира и безопасности.-М., 1983, с.63.
[5] Карпец И.И. Преступления международного характера.-М., 1979, с.31-54.
[6] Международное уголовное право. Учеб.пос./Под общ. Ред. В.Н.Кудрявцева.-М.:Наука, 1999, с.10-11.
[7] Международное уголовное право. Учебное пособие / Под общ.ред.В.Н.Кудрявцева.2-е изд.перераб.и доп.-
М.:Наука, 1999, с.53.
[8] Международное уголовное право, с.56.
[9] Рыбаков Ю.М. Вооруженная агрессия – тягчайшее международное преступление.-М., 1980, с.98.
[10] Курис П.М. Международные правонарушения и ответственность государств. - Вильнюс,1973, с.63-64, 135;
Василенко В.А. Ответственность государства за международные правонарушения.- Киев,1976, с.124.
[11] Галенская Л.Н. Основные направления сотрудничества государств в борьбе с преступностью (правовые проблемы).-Л., 1970, с.11-12.
[12] Волчков А.Ф. Норнбергский приговор//Сов.государство и право.1976. № 10. с.14.
[13] Ответственность за военные преступления и преступления против человечества. Сборник статей.М.,1969,с.42
[14] Права человека. Сборник международных договоров//ООН.Нью-Йорк,1978.Х1У.2.с.55-57,37-40.
[15] Полторак А.И., Савинский Л.И. Вооруженные конфликты и международное право.-М., 1976, с.376.
[16] Петровский Ю.В. Международно-правовая ответственность.-Л., 1968, с.113.
[17] Курс советского уголовного права (общая часть).-Л.,1968.Т.1.с.312; Кудрявцев В.Н. Объективная сторона преступления. - М.,1960.
[18] Международное уголовное право. Учебное пособие / Под общ.ред.В.Н.Кудрявцева.2-е изд.перераб.и доп.-
М.:Наука, 1999, с.68-76.
[19] Василенко В.А. Ответственность государства за международные правонарушения.-Киев, 1976, с.150-151.
[20] Карпец И.И. Указ.соч., с.215.
[21] Нюрнбергский процесс. Т.1. с.16.
[22] Трайнин А.Н. Защита мира и уголовный закон.-М.,1969.с.320.
[23] Международное уголовное право, с.84.
[24] Трайнин А.Н.Уголовная ответственность гилеровцев.М.,1944.с.80-81.
[25] Международное уголовное право. Учебное пособие / Под общ.ред.В.Н.Кудрявцева.2-е изд.перераб.и доп.-
М.:Наука, 1999, с.89.
[26] Петровский Ю.В. О политической ответственности государств //Советский ежегодник международного права.-М., 1972, с.157.
[27] Международное уголовное право, с.99-100.
[28] Лейст О.Э. Понятие ответственности в праве// Вестник МГУ. Серия II. Право № 1. 1994 с.37
[29] Лейст О.Э. Понятие ответственности в праве// Вестник МГУ. Серия II. Право № 1. 1994,с.12
[30] Шуршалов В.М. Международные правоотношения.-М.,1971, с.43.
[31] Международное уголовное право, с.117.
[32] Блищенко И.П., Солнцева М.М. Мировая политика и международное право.-М., 1991.
КУРСОВАЯ РАБОТА На тему: «ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ» 2003 С О Д Е Р Ж А Н И Е: ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….3 1. МЕЖ
Понятие о частном праве
Понятие обязательств в гражданском праве
Понятие права
Понятие права собственности
Понятие предприятия как имущественного комплекса и правовые вопросы его наследования
Понятие преступлений в сфере компьютерной информации
Понятие преступления
Понятие преступления
Понятие преступления и его виды
Понятие рынка труда, занятости, трудоустройства и права граждан в области занятости. Правовой статус безработного. Права и обязанности безработного
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.