курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине:
"Конституционное право Российской Федерации"
Тема: "Право политического убежища в РФ"
МОСКВА - 2009
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Понятие политического убежища. Основные юридические нормы, регламентирующие право политического убежища в Российской Федерации и порядок его реализации
2. Порядок рассмотрения вопроса и принятия решения о предоставлении политического убежища в Российской Федерации
3. Некоторые особенности правового статуса лиц, претендующих на получение политического убежища в Российской Федерации, а также получивших его
4. Режим временного убежища иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Одним из факторов, характеризующих новейшую историю Российской Федерации в контексте международных отношений, является постоянное расширение международных контактов как между институтами государственной власти, общественно-политическими объединениями, так и непосредственно между гражданами России и гражданами различных государств, а также лицами без гражданства. Рост данных связей обусловлен потребностями внешней политики государств, развитием партнерских отношений в коммерческой, научной, образовательной, культурной и других социальных сферах.
В этой связи за последние годы существенно возросли потоки граждан Российской Федерации и иностранцев, выезжающих за рубеж и въезжающих на территорию России, как по служебной необходимости, так и по частным делам. В данных условиях постоянным актуальным вопросом был и остается вопрос регулирования правового положения иностранных граждан в Российской Федерации, одним из элементов которого является институт права иностранцев и лиц без гражданства на получение в Российской Федерации политического убежища. На фоне имеющихся в некоторых государствах мира политических режимов, преследующих граждан по политическим мотивам, а также действия международных соглашений в сфере защиты прав и свобод человека, необходимость и важность четкого правового регулирования данного института, на мой взгляд, является непременным условием полноценного функционирования развитой правовой системы любого государства. В данной курсовой работе автором предпринята попытка систематизировать действующие законодательные нормы, регламентирующие порядок предоставления политического убежища в Российской Федерации.
1. Понятие политического убежища. Основные юридические нормы, регламентирующие право политического убежища в Российской Федерации и порядок его реализации
Политическое убежище — предоставление возможности укрыться и получить защиту лицу, преследуемому своим государством или государством обычного местожительства за политические или религиозные убеждения, а также за действия, не квалифицируемые в международном и национальном праве демократических государств как правонарушение; право на въезд и пребывание на территории другого государства. В отличие от всех иных политических прав такая возможность предоставляется только гражданам других государств или лицам без гражданства (апатридам).
Право иностранцев искать в другом государстве убежище от преследования за политическую деятельность и убеждения ("право убежища") восходит ко времени Великой французской революции, провозгласившей в Конституции 1793 г. предоставление "убежища иностранцам, изгнанным из своего отечества за дело свободы". За прошедшее с тех пор время право убежища было закреплено в конституциях большинства демократических государств и в XX столетии стало одним из общепризнанных положений международного права.
Основными законодательными актами, регламентирующими порядок реализации иностранцами и лицами без гражданства права на получение политического убежище в Российской Федерации, являются:
· Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года);
· Указ Президента РФ от 21 июля 1997 г. № 746 "Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища";
· Указ Президента РФ от 14 ноября 2002 г. N 1325 "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации".
Отдельные нормы, затрагивающие реализацию права на политическое убежище содержатся в:
· Уголовном кодексе Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ;
· Законе Российской Федерации от 1 апреля 1993 года № 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации";
· Федеральном законе от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации".
Часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации определяет общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации как составную частью правовой системы нашего государства. Статьей 63 Конституции Российской Федерации закреплено положение, согласно которому Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.
На основе этого можно также сказать, что правовой механизм предоставления политического убежища в Российской Федерации опирается на такие международные правовые акты, как:
· Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.);
· Женевская конвенция о беженцах (принята 28 июня 1951 г. в соответствии с резолюцией 429 (V) Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций ООН от 14 декабря 1950 г.);
· Декларация о территориальном убежище, принятая резолюцией 2312 (ХХII) Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 14 декабря 1967 г.;
· Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.).
Важным аспектом обеспечения в Российской Федерации права иностранцев и апатридов на получение политического убежища является статья 64 Конституции РФ, которой закреплено, что положения главы 2 Конституции РФ "Права и свободы человека и гражданина" составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации и не могут быть изменены иначе, как в порядке, установленном Конституцией РФ.
Положения статьи 63 Конституции РФ полностью соответствуют ст. 14 Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 года), провозглашающей право каждого человека искать убежище от преследования в других странах, и Декларации о территориальном убежище [принята 14 декабря 1967 года Резолюцией 2312 (XXII) Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций], которая в свою очередь исходит из того, что предоставление любым государством убежища лицам, имеющим основание ссылаться на ст. 14 Всеобщей декларации прав человека, является мирным и гуманным актом и поэтому не может рассматриваться никаким другим государством как недружественный акт.
Сформулированные и признанные государствами договоренности в сфере предоставления политического убежища не являются общепризнанными принципами и нормами международного права. Положения Декларации о территориальном убежище по своей юридической природе носят рекомендательный характер. Поэтому Декларация подчеркивает, что предоставление политического убежища является актом осуществления государственного суверенитета. В соответствии с этим просьба иностранного гражданина или лица без гражданства, поданная в порядке, установленном российскими нормативными актами, не обязывает уполномоченные государственные органы (см. ниже) автоматически удовлетворять подобные обращения. Россия вправе определять перечень лиц и условия (см. ниже), на которых она предоставляет или не предоставляет политическое убежище, сообразуясь, однако, с действующими нормами международного права.
Таким образом, суверенитет Российской Федерации в вопросах предоставления политического убежища позволяет реализовать данное право иностранцам и лицам без гражданства только в случаях, когда это соответствует государственным интересам России. Данная норма закреплена в Положении о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища.
2. Порядок рассмотрения вопроса и принятия решения о предоставлении политического убежища в Российской Федерации
Согласно статье 2 Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, утвержденного Указом Президента РФ от 21 июля 1997 года, Российская Федерация предоставляет политическое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. При этом принимается во внимание, что преследование направлено непосредственно против лица, обратившегося с ходатайством о предоставлении политического убежища.
Таким образом, российские правила предполагают предоставление политического убежища и защиту не просто за политическую деятельность и убеждения, а - что очень важно - за деятельность и убеждения, не противоречащие демократическим принципам, признанным мировым сообществом, и нормам международного права.
Под политически преследуемым лицом Женевская конвенция о беженцах, принятая 28 июня 1951 г. в соответствии с резолюцией 429 (V) ГА ООН от 14 декабря 1950 г., понимает каждого, кто по причине своей расовой, религиозной, национальной, социальной принадлежности или за политические убеждения подвергается преследованию с угрозой для жизни или ограничению личной свободы либо с достаточными основаниями опасается такого преследования.
Этому корреспондирует определение беженца, зафиксированное в статье 1 Федерального закона "О беженцах" № 4528-1 от 19 февраля 1993 года: беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.
Собственно механизм представления и рассмотрения ходатайств о предоставлении Российской Федерацией политического убежища четко регламентирован статьями 8-12 Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, утвержденного Указом Президента РФ от 21 июля 1997 года (далее - Положение).
В частности, лицо, желающее получить политическое убежище на территории Российской Федерации, обязано в течение семи дней по прибытии на территорию России или с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих этому лицу вернуться в страну своей гражданской принадлежности либо страну своего обычного местожительства, обратиться лично в территориальный орган Федеральной миграционной службы по месту своего пребывания с письменным ходатайством.
В обязательном порядке в ходатайстве на имя Президента Российской Федерации о предоставлении политического убежища на территории Российской Федерации должны быть изложены обстоятельства, свидетельствующие о мотивах подобного обращения, то есть о наличии причин для реализации лицом права политического убежища в Российской Федерации, изложенных в ст. 2 Положения (см. выше), а также необходимые автобиографические сведения. Кроме того, при подаче ходатайства заявитель вправе также представлять любые документы в обоснование своего ходатайства о предоставлении Российской Федерацией политического убежища.
Федеральная миграционная служба рассматривает поступившие ходатайства в порядке, утвержденном приказом ФМС РФ от 5 декабря 2007 г. № 451 "Об утверждении административного регламента Федеральной миграционной службы по исполнению государственной функции по исполнению законодательства Российской Федерации по предоставлению политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства".
В частности, сотрудник территориального органа ФМС России, ответственный за прием ходатайства, принимает документы, удостоверяющие личность заявителя, делает их ксерокопию, проверяет тождественность личности предъявителя с лицом, изображенным на фотографии в документе.
После заполнения ходатайства сотрудником территориального органа ФМС России, ответственным за прием ходатайства, проводится опрос заявителя с заполнением анкеты, которая является составной частью ходатайства. На первую страницу анкеты наклеивается фотография заявителя.
Анкета заполняется на русском языке сотрудником территориального органа ФМС России со слов заявителя. Каждая страница анкеты подписывается заявителем.
После заполнения анкеты и пятнадцатиминутного перерыва с заявителем проводится индивидуальное собеседование. Все задаваемые заявителю вопросы и ответы на них фиксируются в опросном листе, который является составной частью ходатайства.
Вопросы должны касаться мотивов обращения заявителя за предоставлением Российской Федерацией политического убежища.
Каждая страница опросного листа подписывается заявителем.
Ходатайство, анкета, опросные листы и другие документы, представленные заявителем в обоснование ходатайства о предоставлении Российской Федерацией политического убежища, формируются в личное дело заявителя.
Личному делу присваивается номер, который соответствует порядковому номеру обращения с ходатайством о предоставлении Российской Федерацией политического убежища.
Сведения об иностранных гражданах и лицах без гражданства, подавших ходатайства о предоставлении Российской Федерацией политического убежища, заносятся в государственную информационную систему миграционного учета. Каждое обращение с ходатайством о предоставлении Российской Федерацией политического убежища регистрируется в Книге учета обращений с ходатайством о предоставлении Российской Федерацией политического убежища.
После подачи ходатайства заявитель подлежит обязательной дактилоскопической регистрации в порядке, предусмотренном п. "и" статьи 9 Федерального закона от 25 июля 1998 года № 128-ФЗ "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации". Обязательную дактилоскопическую регистрацию заявителя проводит уполномоченный сотрудник территориального органа ФМС России по месту подачи заявителем ходатайства о предоставлении Российской Федерацией политического убежища.
После индивидуального собеседования с заявителем, заполнения анкеты и опросного листа ответственный за прием ходатайства сотрудник территориального органа ФМС России устанавливает наличие (или отсутствие) оснований, при которых ходатайство о предоставлении Российской Федерацией политического убежища не принимается к рассмотрению.
К таким основаниям статья 5 Положения относит следующие:
· лицо преследуется за действия (бездействие), признаваемые в Российской Федерации преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций;
· лицо привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда на территории Российской Федерации;
· лицо прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование;
· лицо прибыло из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека;
· лицо прибыло из страны, с которой Российская Федерация имеет соглашение о безвизовом пересечении границ (например, из Республики Беларусь или Республики Казахстан), без ущерба для права данного лица на убежище в соответствии с Законом Российской Федерации "О беженцах";
· лицо представило заведомо ложные сведения;
· лицо имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется;
· лицо не может или не желает вернуться в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
После анализа и оценки полученной информации ответственный сотрудник представляет руководителю территориального органа ФМС России соответствующее мотивированное заключение.
В заключении отражаются основные биографические данные заявителя, его доводы в обоснование ходатайства, информация о внутриполитическом положении в стране происхождения заявителя, а также выводы и предложения о возможности принятия ходатайства к рассмотрению.
Руководитель территориального органа ФМС России рассматривает заключение и принимает решение о целесообразности направления ходатайства для рассмотрения в ФМС России либо о наличии оснований для отказа в приеме ходатайства к рассмотрению. При наличии оснований для отказа в рассмотрении ходатайства заявителю в течение пяти рабочих дней со дня поступления ходатайства вручается или направляется уведомление с указанием причин отказа в приеме к рассмотрению ходатайства.
В случае принятия ходатайства к рассмотрению заявителю на период рассмотрения ходатайства выдается Справка о законном пребывании иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации в связи с рассмотрением его ходатайства о предоставлении Российской Федерацией политического убежища.
Справка наряду с документами, удостоверяющими личность заявителя, является подтверждением его законного пребывания на территории Российской Федерации. Выдача справок регистрируется в Книге учета обращений с ходатайством о предоставлении Российской Федерацией политического убежища. Выдаваемой справке присваивается соответствующий порядковый номер, под которым она зарегистрирована.
Справка оформляется на бланке территориального органа ФМС России, в верхнем левом углу которого расположен угловой штамп с реквизитами территориального органа ФМС России. Там же проставляется дата выдачи и порядковый номер справки.
В реквизите "Настоящая справка выдана" указывается фамилия, имя (имена), отчество заявителя в дательном падеже.
В реквизите "Гражданство" указывается гражданская принадлежность заявителя, подтвержденная паспортом иностранного гражданина либо иным документом, установленным федеральным законом или признаваемым в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.
При наличии у заявителя документа, выданного иностранным государством и признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства, либо разрешения на временное проживание или вида на жительство, выданных на территории Российской Федерации, в реквизите "Гражданство" указывается "Лицо без гражданства".
В справке также проставляются: дата принятия к рассмотрению ходатайства, наименование и номер контактного телефона территориального органа ФМС России, принявшего ходатайство к рассмотрению, номер личного дела заявителя.
В реквизите "Документ, удостоверяющий личность" указывается наименование документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина или лица без гражданства, и его реквизиты (кем выдан, номер, дата выдачи, срок действия).
На оборотной стороне справки в реквизите "С ним находятся" перечисляются члены семьи заявителя, пребывающие с ним в Российской Федерации [фамилия, имя (имена), отчество; дата рождения; степень родства; паспорт или иной документ, удостоверяющий личность члена семьи (его реквизиты)].
Далее проставляются дата выдачи справки и срок ее действия. Указывается должность и специальное звание руководителя территориального органа ФМС России, проставляется подпись руководителя и делается ее расшифровка (имя, отчество, фамилия).
Подпись руководителя территориального органа ФМС России заверяется печатью территориального органа ФМС России.
Как правило, срок действия справки определяется из расчета предполагаемого времени рассмотрения ходатайства заявителя о предоставлении политического убежища. При необходимости срок действия справки может быть продлен, о чем делается соответствующая запись, которая заверяется подписью руководителя территориального органа ФМС России и печатью территориального органа ФМС России. После принятия решения по ходатайству справка изымается органом, ее выдавшим.
Как указано выше, при наличии достаточных оснований для рассмотрения ходатайство направляется в центральный аппарат ФМС России для его рассмотрения. К ходатайству приобщаются заключение территориального органа ФМС России о целесообразности направления ходатайства для рассмотрения в ФМС России и материалы личного дела заявителя.
Днем принятия к рассмотрению ходатайства считается день поступления в ФМС России всех необходимых для его рассмотрения материалов.
Федеральная миграционная служба России рассматривает поступившее ходатайство и приложенные к нему материалы, после чего запрашивает заключения МИД России, МВД России и ФСБ России. С этой целью в данные инстанции направляются копии ходатайства и материалов личного дела заявителя. Срок рассмотрения ходатайств в Федеральной миграционной службе, Министерстве внутренних дел Российской Федерации, Министерстве иностранных дел Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации не должен превышать одного месяца в каждом из этих органов.
На основании статьи 89 Конституции Российской Федерации решение вопросов предоставления политического убежища возложены на Президента Российской Федерации. В этой связи после рассмотрения ходатайства и получения заключений МИД России и ФСБ России все материалы со своим заключением о возможности и целесообразности предоставления заявителю политического убежища Российской Федерацией ФМС РФ направляет в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации. Данная Комиссия рассматривает ходатайства и материалы к ним и вносит свои предложения по каждому ходатайству Президенту Российской Федерации для принятия им решения.
В случае отклонения Президентом Российской Федерации ходатайства территориальный орган ФМС России вручает или направляет лицу уведомление о том, что его дальнейшее пребывание на территории Российской Федерации регулируется законодательством Российской Федерации, определяющим порядок пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.
Предоставление Российской Федерацией политического убежища производится Указом Президента Российской Федерации, который вступает в силу со дня его подписания.
Федеральная миграционная служба РФ в 7-дневный срок со дня издания указа Президента Российской Федерации уведомляет лицо, ходатайствующее о предоставлении Российской Федерацией политического убежища, через свои территориальные органы о принятом решении.
Лицу, получившему политическое убежище, а также членам его семьи территориальным органом ФМС России по месту обращения лица с ходатайством выдается Свидетельство о предоставлении иностранному гражданину или лицу без гражданства Российской Федерацией политического убежища.
Выдаваемому свидетельству присваивается порядковый номер, под которым он зарегистрирован в Книге учета обращений иностранных граждан и лиц без гражданства с ходатайством о предоставлении Российской Федерацией политического убежища.
В реквизите "Настоящее свидетельство выдано" указывается фамилия, имя (имена), отчество заявителя в дательном падеже.
В реквизите "Гражданство" указывается гражданская принадлежность владельца, подтвержденная паспортом иностранного гражданина либо иным документом, установленным федеральным законом или признаваемым в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.
При наличии у заявителя документа, выданного иностранным государством и признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства, либо разрешения на временное проживание или вида на жительство, выданных на территории Российской Федерации, в реквизите "Гражданство" указывается "Лицо без гражданства".
В свидетельстве указываются дата и номер указа Президента Российской Федерации о предоставлении Российской Федерацией политического убежища.
В реквизите "Паспорт (иной документ, удостоверяющий личность)" указываются наименование документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина или лица без гражданства, и его реквизиты (кем выдан, номер, дата выдачи, срок действия).
Далее в свидетельство вписываются данные о членах семьи лица, получившего политическое убежище, которым также предоставлено политическое убежище.
В реквизите "Свидетельство выдано" указывается наименование территориального органа ФМС России. Далее проставляется дата выдачи свидетельства. Указывается должность и специальное звание руководителя территориального органа ФМС России, проставляется подпись руководителя и делается ее расшифровка (имя, отчество, фамилия). Подпись руководителя территориального органа ФМС России заверяется печатью территориального органа ФМС России.
При выдаче свидетельства справка о законном пребывании иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации в связи с рассмотрением его ходатайства о предоставлении Российской Федерацией политического убежища изымается выдавшим ее территориальным органом ФМС России.
Лицу, получившему политическое убежище, и членам его семьи территориальным органом ФМС России оформляется вид на жительство в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 г. № 794 "Об утверждении положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство".
Предоставление политического убежища распространяется и на членов семьи лица, получившего политическое убежище, при условии их согласия с ходатайством. Согласие детей, не достигших 14-летнего возраста, не требуется.
Что касается юридических последствий получения политического убежища, то лица, его получившие, обретают возможность пользоваться на территории России правами и свободами и нести обязанности наравне с российскими гражданами, кроме установленных федеральными законами или международными договорами ограничений.
Вместе с тем, законодателем предусмотрены и основания, по которым лицо может быть лишено политического убежища в Российской Федерации. Так, лицо, которому Российской Федерацией предоставлено политическое убежище, утрачивает право на предоставленное политическое убежище в случаях:
· возврата в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства;
· выезда на жительство в третью страну;
· добровольного отказа от политического убежища на территории Российской Федерации;
· приобретения гражданства Российской Федерации или гражданства другой страны.
Утрата политического убежища определяется Комиссией по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации по представлению Федеральной миграционной службы РФ на основании заключений Министерства иностранных дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Решение Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации доводится до сведения лица, утратившего политическое убежище.
Лицо также может быть лишено предоставленного ему Российской Федерацией политического убежища (лишение политического убежища производится указом Президента Российской Федерации) по соображениям государственной безопасности (см. один из принципов принятия суверенного решения о предоставлении политического убежища - соответствие данного решения интересам государства), а также, если это лицо занимается деятельностью, противоречащей целям и принципам Организации Объединенных Наций, либо если оно совершило преступление и в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.
В данной норме нашла свое преломление резолюция 3074 (ХХVIII) Генеральной Ассамблеи ООН от 3 декабря 1973 г., которая предполагает, что никакое государство, в том числе, Российская Федерация, не должны принимать никаких законодательных или иных мер, которые могли бы нанести ущерб принятым ею на себя международным обязательствам в отношении обнаружения, ареста, выдачи и наказания лиц, виновных в военных преступлениях и преступлениях против человечества, а также ратифицированные в порядке Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" международные договоры Российской Федерации (многосторонние и двусторонние). К примеру, основания и порядок выдачи преступников - граждан третьих государств - предусмотрены Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам государств-членов Содружества Независимых Государств от 22 января 1993 г. (Содружество: Информационный вестник. 1993. № 1. С. 45-67).
Рассматривая право политического убежища, полагаю необходимым отметить одну из особенностей реализации данного правового института. Политическое убежище предоставляется исключительно на территории России. В этой связи помещения дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации на территориях иностранных государств, пользующиеся экстерриториальностью, не могут в контексте данного вопроса рассматриваться как российская территория. В этом случае следует различать политическое убежище на территории Российской Федерации и в дипломатическом представительстве или консульском учреждении Российской Федерации (так называемое дипломатическое убежище).
Данная трактовка основана на положениях статьи 41 Венской конвенции о дипломатических сношениях (1961 г.), недвусмысленно запрещающей использование помещений дипломатического представительства в целях, несовместимых с функциями данных представительства (см. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации под общ. ред. Кудрявцева Ю.В. - М.: Фонд "Правовая культура", 1996.).
право политический убежище гражданство
3. Некоторые особенности правового статуса лиц, претендующих на получение политического убежища в Российской Федерации, а также получивших его
Следует отметить, что последовательно придерживаясь конституционной установки на приоритет международного права в области защиты и обеспечения прав и свобод человека, российский законодатель предусмотрел в действующем законодательстве Российской Федерации ряд иных норм, направленных на обеспечение возможности иностранным гражданам и лицам без гражданства реализовать свое право на политическое убежище.
В частности, в соответствии с примечанием к статье 322 УК РФ, предусматривающей уголовную ответственность за незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию с нарушением правил пересечения Государственной границы Российской Федерации для использования права политического убежища в соответствии с Конституцией Российской Федерации, если в их действиях не содержится иного состава преступления, уголовной ответственности по ст. 322 УК РФ не подлежат.
Или, например, частью 2 статьи 13 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" срок постоянного проживания для иностранных граждан и лиц без гражданства, достигших возраста восемнадцати лет и обладающих дееспособностью, подавших заявления о приеме в гражданство Российской Федерации с пяти лет непрерывного проживания в РФ (общие основания для предоставления гражданства) сокращен до одного года.
4. Режим временного убежища иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации
Существует и отличный от политического убежища режим временного убежища иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации, который установлен постановлением Правительства РФ от 9 апреля 2001 г. № 274.
Согласно этому акту, Федеральная миграционная служба РФ выдает разрешения на пребывание на российской территории иностранным гражданам и прибывшим с ними лицам на срок не менее 3 месяцев со дня подачи заявления об этом.
Временное убежище предоставляется на срок до одного года. Срок предоставления временного убежища может продлеваться на каждый последующий год решением территориального органа ФМС РФ, на учете в котором состоит данное лицо, на основании письменного заявления лица о продлении срока предоставления временного убежища и при наличии обстоятельств, послуживших основанием для предоставления лицу временного убежища.
На лицо, получившее временное убежище, и прибывших с ним членов его семьи распространяются права и обязанности, установленные статьей 6 Закона Российской Федерации "О беженцах", кроме права на получение единовременного денежного пособия.
Лицо, получившее временное убежище, и прибывшие с ним члены его семьи:
а) имеют право на пользование жилыми помещениями на условиях найма (поднайма), оказание содействия в выезде за пределы Российской Федерации, а также могут пользоваться иными правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
б) обязаны:
- сообщить в течение семи дней в территориальный орган ФМС РФ по месту своего учета сведения об изменении фамилии, имени, состава семьи, семейного положения, о приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства другого государства либо о получении разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации;
- сняться с учета в территориальном органе ФМС РФ при изменении места пребывания и в течение семи дней со дня прибытия к новому месту пребывания встать на учет в территориальный орган ФМС РФ.
Лицо, получившее временное убежище, не может быть возвращено против его воли на территорию государства, гражданином которого оно является (свое прежнее местожительство).
Лицо, получившее временное убежище, утрачивает его:
а) в связи с устранением обстоятельств, послуживших основанием для предоставления ему временного убежища;
б) при получении права на постоянное проживание на территории Российской Федерации либо при приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства другого государства;
в) при выезде к месту жительства за пределы территории Российской Федерации.
Лицо, получившее временное убежище, лишается его, если это лицо:
а) осуждено по вступившему в силу приговору суда за совершение преступления на территории Российской Федерации;
б) сообщило заведомо ложные сведения, либо предъявило фальшивые документы, послужившие основанием для предоставления этому лицу временного убежища, либо допустило иное нарушение Федерального закона "О беженцах" № 4528-1 от 19 февраля 1993 г.
Заключение
Заканчивая рассмотрение вопроса о праве человека на политическое убежище и механизме его реализации в Российской Федерации, полагаю необходимым упомянуть также о наличии в иных государствах собственных конституционных норм, действующих в сфере применения данного правового института.
Так, в конституциях Азербайджана, Албании, Болгарии, Венгрии, Германии, Грузии, Испании, Италии, Македонии, Молдовы, Польши, Португалии, Румынии, Словакии, Словении, Украины, Франции, Хорватии, Чехии это право четко закреплено. В частности, согласно Конституции Венгрии "... в Венгерской Республике - в соответствии с условиями, определенными в законе, - обеспечивается право убежища тем иностранным гражданам, равно как и лицам без гражданства, которые в стране их пребывания преследуются по расовым, религиозным, национальным, языковым или политическим причинам или их опасения относительно преследований являются обоснованными - если ни страна их происхождения, ни какая-либо иная страна не обеспечивают их защиту" (абз. 1 § 65).
Путем толкования соответствующих норм конституций Греции и Мальты можно прийти к выводу, что такое право предусмотрено и в них. Так, в конституции Греции записано, что "запрещается выдача иностранца, преследуемого за свою деятельность во имя свободы..." (абз. 2 ст. 5), а в конституции Мальты - "никакое лицо не должно быть выдано за преступление политического характера" (абз. 2 ст. 43).
Вместе с тем некоторые конституции четко предусматривают и возможности ограничения этого права. Согласно ст. 16а Основного Закона ФРГ это касается лиц, прибывших из государств-членов ЕС или иных государств, в которых обеспечено действие Конвенции о статусе беженцев и Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Специальный закон должен определить список государств, в которых нет политических преследований, бесчеловечных либо унизительных наказаний или обращения и т.д. А в конституции Испании однозначно установлено, что "...террористические акты не являются политическими преступлениями" (абз. 3 ст. 13).
Таким образом, право политического убежища, как одна из составляющих международного права в области защиты прав человека, введено в законодательства значительного числа государств и в той или иной мере реализуется ими сообразно международным соглашениям.
Говоря же о Российской Федерации нельзя не упомянуть об информации, данной в 2008 году РИА "Новости" со ссылкой на доклад Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев. В контексте ее видно, что в соблюдении прав и свобод человека и гражданина в нашей стране пока еще существуют значительные резервы для совершенствования, что обуславливает рост числа фактов поиска политического убежища нашими соотечественниками в иных государствах.
Так, по данным РИА "Новости", Россия занимает третье место в мире (после Ирака и Сомали) по числу поданных её гражданами просьб о предоставлении политического убежища за рубежом: в 2008 году около 20 тысяч 477 россиян обратились с просьбами о предоставлении политического убежища — это на 9 % больше показателя 2007 года. Чаще всего россияне искали убежища в Польше (6647 человек), Франции (3579), Австрии (3436), Бельгии (1615), Норвегии (1078), Швеции (933). В этом списке для россиян стали куда менее привлекательными бывшие ранее безусловными лидерами Германия (768) и США (691).
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята 12 декабря 1993 года).
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ.
3. Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 года № 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации".
4. Федеральный закон от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации".
5. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации".
6. Федеральный закон от 25 июля 1998 года № 128-ФЗ "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации".
7. Указ Президента РФ от 21 июля 1997 г. № 746 "Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища".
8. Указ Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1325 "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации".
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 г. № 794 "Об утверждении положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство".
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2001 г. № 274 "О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации".
11. Приказ Федеральной миграционной службы Российской Федерации от 5 декабря 2007 г. № 451 "Об утверждении административного регламента Федеральной миграционной службы по исполнению государственной функции по исполнению законодательства Российской Федерации по предоставлению политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства".
12. Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий (постатейный). Под редакцией Ю.А. Дмитриева. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2007.
13. Г.Д. Садовникова. Комментарий к Конституции Российской Федерации. Издание 3-е, исправленное и дополненное. – М.: Юрайт-Издат, 2006.
14. Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. Конституционное право России. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное. – М.: Юристъ, 2003.
15. Конституция Российской Федерации. Проблемный комментарий. Ответственный редактор В.А.Четвернин. - М.: Центр конституционных исследований Московского общественного научного фонда, 1997.
16. Сборник "Конституции зарубежных государств. Конституции государств Центральной и Восточной Европы". Ответственный редактор Н.В.Варламова. - М.: Центр конституционных исследований Московского общественного научного фонда, 1997.
17. Большая советская энциклопедия. Издание 3-е. – М.: Советская энциклопедия, 1975.
18. Свободная интернет-энциклопедия "Википедия". http://ru.wikipedia.org.
19. Сайт "Словари и энциклопедии" (http://dic.academic.ru/).
20. Электронная правовая информационно-поисковая система "Гарант".
21. Электронная правовая информационно - поисковая система "КонсультантПлюс: Высшая школа".
КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине: "Конституционное право Российской Федерации" Тема: "Право политического убежища в РФ" МОСКВА - 2009 СОДЕРЖАНИЕ Введение1. П
Положение нормативных правовых актов органов исполнительной власти в правовой системе современного государства
Правове регулювання праці українських прокурорів
Оценка заключения дактилоскопической экспертизы следов рук в раскрытии и расследовании преступлений
Правонарушения как юридическая категория
Особенности организации и тактики ведения отдельных следственных действий по делам о фальшивомонетничестве
Механизм реализации политических прав и свобод граждан в Российской Федерации
Анализ норм уголовного законодательства, содержащих признаки субъекта преступления
Анализ особенностей формирования и деятельности Общественной палаты РФ
Конституционно-правовое регулирование организации и деятельности средств массовой информации в России
Организация охраны труда
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.