курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Тема 1 Право. Определение, признаки, виды. Правовое положение
личности в России
Понятие, сущность и значение Конституции РФ. Сущность и назначение права. Основные направления строительства правового государства в России.
Основные отрасли российского законодательства.
Российское гражданство. Основные права, свободы и обязанности граждан РФ.
Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в России.
Конституция Российской Федерации — основной закон Российской Федерации; единый, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории Российской Федерации политико-правовой акт, посредством которого народ учредил основные принципы устройства общества и государства, определил субъекты государственной власти, механизм её осуществления, закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.
Право как один из видов регуляторов общественных отношений представляет собой особую категорию, в многотысячелетней истории юриспруденции не раз указывалось, что универсальное определение права не может быть дано и всегда зависит от конкретной правовой системы.
Источниками права в России являются законы и подзаконные акты, международные договоры и соглашения Российской Федерации, внутригосударственные нормативные договоры, акты органов конституционного контроля и признаваемые российским правом обычаи.
В системе федеральных нормативных актов России Конституция Российской Федерации имеет высшую силу, далее по юридической силе следуют федеральные конституционные законы и федеральные законы, законами также являются законы о поправках к Конституции РФ (не принимались).
Частное право регулирует отношения, возникающие на началах равенства сторон, а Публичное право регулирует властные отношения на началах подчинения.
В системе права различают материальные и процессуальные отрасли права.
Гражданское право — термин, использование которого очень разнилось и разнится в разных правовых системах.
Для России актуально значение «гражданского права» как отрасли права, которая регулирует имущественные и связанные с ними неимущественные отношения. При этом другие частно-правовые отрасли, такие как трудовое право и семейное право (в первую очередь те, у которых имеются свои кодификации, отдельные от ГК РФ) как правило, не считают частью гражданского права, однако, пока что эта терминология не устоялась так как долгое время термин «частное право» в России вообще не использовался. Использование термина «гражданское право» в советской науке вместо «частного права» было обусловлено в первую очередь позицией марксистско-ленинской науки, отрицавшей всё «частное» в сфере хозяйства.
Конституционное право регулирует базовые отношения в сфере статуса личности, организации публичной власти и институтов гражданского общества.
Уголовное право — это отрасль права, регулирующая общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний, назначением наказания и применением иных мер уголовно-правового характера, устанавливающая основания привлечения к уголовной ответственности либо освобождения от уголовной ответственности и наказания.
Права свободы и обязанности гражданина РФ
Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Все равны перед законом и судом: государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Каждый имеет право на жизнь. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Каждому гарантируется свобода мысли и слова. Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый имеет право на образование. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в России.
Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права. В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации.
Тема 2. Гарантии законности и обеспечение прав граждан в
деятельности милиции
Понятие и принципы законности. Международно-правовые акты о свободах и правах человека.
Деятельность милиции по соблюдению прав, свобод и обязанностей граждан РФ
Виды и формы контроля, осуществляемого за деятельностью милиции.
Надзор за законностью деятельности милиции.
Право обжалования неправомерных действий сотрудников милиции.
Ответственность сотрудников милиции за нарушение законности.
Ответственность сотрудников милиции за совершение противоправных деяний: дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, уголовная ответственность.
Законность (лат. aequitas) — один из основных правовых признаков и принципов правового государства, выражающий режим реального действия права в государстве, то есть, буквально понимая, когда все действия совершаются согласно нормативно-правовому акту, то есть закону или подзаконному правовому акту.
Иногда законность отождествляют с признаком верховенства закона, согласно которому государственные органы и должностные лица, а также граждане должны неукоснительно исполнять закон, другие правовые акты и судебные решения.
Таким образом, законность выступает в трёх значениях:
1. как метод государственной власти;
2. как принцип права;
3. как общественно-политический режим.
· Воплощение в законодательстве лучших правовых идей, приоритета прав и свобод человека, справедливость Конституции и законов, их соответствие реальным общественным отношениям.
· Верховенство основного закона - иерархия законов (подчинение всех подзаконных актов законам, а законов конституции).
· Неукоснительное соблюдение нормативно-правовых актов всеми членами общества и государственными органами и должностными лицами, обязанными воплощать право в жизнь.
· Эффективная государственная и общественная защита действия конституции и законов
Для применения принципа законности на практике должна быть обеспечена возможность эффективного судебного обжалования гражданами
В «Законе о милиции» указаны следующие функции милиции: обеспечение безопасности личности, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, выявление и раскрытие преступлений, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов.
Деятельность милиции строится в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности. Милиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению; применение оружия, физической силы и спецсредств допускается только в особых случаях, указанных в законе. Также в законе «О милиции» говорится о равных правах человека независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Российская милиция, как и большинство силовых ведомств России, не обходится без фактов произвола над личностью и организациями и случаев коррупции.
Пытки в России запрещены законом (Статья 21 Конституции Российской Федерации, ст. 117 УК РФ). Однако по данным на 1999 год, избиения и пытки, совершаемые сотрудниками милиции имели массовый характер (по разным оценкам, до 50 % — 80 % подозреваемых).
Мнение о взяточничестве в органах милиции широко распространено среди граждан России. Источником слухов о сильной коррумпированности органов милиции являются небольшое количество судебных процессов по факту злоупотребления сотрудниками милиции своими полномочиями на фоне высокого уровня коррупции на постсоветском пространстве в целом.
Контроль за деятельностью милиции
Контроль за деятельностью милиции в пределах полномочий, определяемых законодательством Российской Федерации, осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации и органы законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При осуществлении контрольных функций органы государственной власти не вправе вмешиваться в процессуальные действия, оперативно-розыскную деятельность и производство по делам об административных правонарушениях.
Надзор за законностью деятельности милиции
Надзор за законностью деятельности милиции осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.
Право обжалования неправомерных действий сотрудников милиции
Гражданин, считающий, что действие либо бездействие сотрудника милиции привело к ущемлению его прав, свобод и законных интересов, вправе обжаловать это действие или бездействие вышестоящим органам или должностному лицу милиции, прокурору или в суд.
Ответственность сотрудников милиции
За противоправные действия или бездействие сотрудники милиции несут установленную законом ответственность.
Вред, причиненный гражданам и (или) организациям сотрудником милиции, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Тема 3. Административное правонарушение. Понятие, признаки,
состав
Понятие административного правонарушения, его признаки, отличие от преступления.
Состав административного правонарушения, объективные и субъективные признаки.
Виды составов. Их характеристика.
Административное правонарушение — противоправное, виновное действие (бездействие) лица (физического или юридического), за которое законодательством об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Объектами посягательства при административных правонарушениях могут являться собственность, здоровье населения и общественная нравственность, общественный порядок, экология и т. д.
Административные преступления отличаются от преступлений тем, что их совершение не наносит существенного вреда обществу, они не обладают признаком общественной опасности в том смысле, который вкладывается в это понятие уголовным законодательством. Некоторые деяния (например, хищение или нарушение авторских прав) могут признаваться как правонарушением, так и преступлением, в зависимости от степени причинённого вреда или других обстоятельств.
Как и состав преступления, состав административного правонарушения образуют четыре элемента:
· Объект правонарушения — те общественные отношения, которые оно нарушает.
· Объективная сторона правонарушения — признаки конкретного деяния, его возможные последствия, причинная связь между деянием и последствиями.
· Субъект правонарушения — физическое (в том числе должностное) лицо, обладающее признаком вменяемости и достигшее определённого (в России — 16-летнего) возраста или юридическое лицо.
· Субъективная сторона правонарушения — вина в форме умысла или неосторожности
Совершение административного правонарушения служит основанием для применения особых мер ответственности: административного наказания. Основной формой такого наказания является штраф, но могут предусматриваться и иные меры: предупреждение, лишение специальных прав (например, права управления транспортным средством), приостановление деятельности организации, административный арест и другие.
Тема 4. Административное наказание. Понятие, виды и порядок
Административная ответственность. Ее признаки.
Административное наказание. Виды административного наказания.
Круг должностных лиц, уполномоченных налагать административные наказания.
Административная ответственность представляет собой один из двух видов административного принуждения и в то же время один из видов юридической ответственности наряду с дисциплинарной, уголовной, гражданской т.д. В этом своем качестве административная ответственность сохраняет все основные признаки общего понятия юридической ответственности: государственное осуждение поведения правонарушителя, выражающее в наступлении для него отрицательных последствий в виде санкций, штрафов, конфискаций.
За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:
· 1) предупреждение;
· 2) административный штраф;
· 3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
· 4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
· 5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
· 6) административный арест;
· 7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
· 8) дисквалификация;
· 9) административное приостановление деятельности.
Должностные лица, уполномоченных налагать административные наказания: органов внутренних дел (милиции), органов и учреждений уголовно-исполнительной системы; органов ведомственной охраны; органов, осуществляющих государственную регистрацию общественных и религиозных объединений и контроль за их деятельностью; налоговых органов; органов, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним; федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих; органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере; таможенных органов; должностные лица органов экспортного контроля; пограничных органов; органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции; федеральной инспекции труда и подведомственных ей государственных инспекций труда; органов социальной защиты; органов, уполномоченных в области здравоохранения; должностные лица органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор; должностные лица органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор за обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия на объектах специального назначения; должностные лица органов, осуществляющих государственный ветеринарный надзор; должностные лица органов, осуществляющих государственный карантинный фитосанитарный контроль; должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль и надзор в области защиты растений; должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за химизацией и использованием химических веществ в сельском хозяйстве; должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор и контроль за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки; должностные лица государственных семенных инспекции; органов, осуществляющих государственный экологический контроль, должностные лица органов, уполномоченных в области телевидения, радиовещания и государственного контроля за техническим качеством вещания; органов, уполномоченных в области финансовых рынков; федерального антимонопольного органа и его территориальных органов; органов государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей; органов, осуществляющих государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; органов, осуществляющих государственный контроль за соблюдением порядка ценообразования; органов государственного статистического учета; органов и учреждений, осуществляющих федеральный пробирный надзор и государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, обращением, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней; органов государственной жилищной инспекции; полномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; органов, уполномоченных в области приватизации и управления государственным имуществом; органов, осуществляющих государственный контроль за соблюдением правил охраны и использования объектов культурного наследия; органов, осуществляющих государственный геодезический надзор, а также государственный контроль в области наименований географических объектов; органов, уполномоченных в области правовой защиты результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения; полномоченных в области регулирования и защиты патентных прав; органов управления дорожным хозяйством; судебные приставы; подразделения воинской части, органа управления внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации; осуществляющие контртеррористическую операцию; органов и агентов валютного контроля; Банка России; органов, осуществляющих контроль за исполнением законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; органов, регулирующих отношения в области организации и проведения лотерей; органов, осуществляющих государственный контроль за безопасностью взрывоопасных производств; федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения; органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения; федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на выполнение функций по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации; органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора и др.
Тема 5. Преступление. Понятие, признаки, состав
Преступление: определение, признаки, их характеристика. Категории преступлений.
Состав преступления. Его элементы, объект, объективная сторона, субъективная сторона. Виды, состав, их характеристика.
Отличие преступления от административного правонарушения.
Преступле́ние в самом общем понимании — это правонарушение, совершение которого влечёт применение к лицу мер уголовной ответственности. Преступления могут выделяться из общей массы правонарушений по формальному признаку (установление за них уголовного наказания, запрещённость уголовным законом), а также по материальному признаку (высокая степень опасности их для общества, существенность причиняемых ими нарушений правопорядка).
Признаки преступления
Преступное деяние
Преступление есть деяние. Деяние в уголовном праве понимается как акт поведения человека, который может быть выражен как в активной (действие), так и в пассивной форме (бездействие), способный причинить различного рода вредные, опасные для общества последствия: физический, моральный и материальный ущерб личности, нарушение нормального функционирования экономических институтов, вред окружающей среде и т.д.
Следует отметить, что невозможность признания преступными мыслей и убеждений человека не означает невозможности признания преступным акта их внешнего выражения (устного или письменного), адресованного другим лицам: законодательством многих государств признаются преступными, например, оскорбительные и клеветнические высказывания, призывы к насилию, в том числе направленному на ниспровержение существующих институтов государственной власти. Криминализация таких деяний в целом не противоречит принципу свободы слова ввиду их объективной вредоносности.
Также не может признаваться преступлением физическое или психическое состояние человека, социальный статус и иные свойства личности как внутреннего (характер, привычки), так и внешнего (раса, национальность) характера; применение мер уголовной репрессии на основе представлений об «опасном состоянии» личности в современном уголовном праве считается недопустимым.
Кроме того, поскольку деяние представляет собой акт поведения, преступными могут быть признаны лишь такие действия или бездействие, которые образуют поведение в том смысле, который вкладывается в это понятие психологией. Поведение характеризуется признаками мотивированности (наличием побуждений, вызвавших деяние) и целенаправленностью, которая выражается в осознании человеком возможных результатов его поступков; если хотя бы один из данных признаков отсутствует, то нет поведения, а значит, не может быть и преступления.
Например, не являются преступными рефлекторные действия: если один человек пытается схватиться за другого, чтобы избежать падения, и в результате причиняет последнему вред здоровью, эти действия не могут быть признаны преступными. Аналогично дело обстоит в случаях, когда деяние совершается в бессознательном состоянии или вследствие действия непреодолимой силы (стихийного бедствия или созданной другими людьми нештатной ситуации). Во всех этих случаях нельзя говорить о свободе воли человека: у него отсутствует выбор между правомерным и неправомерным, преступным и непреступным поведением. Законодательство многих стран содержит специальные положения, устанавливающие непреступность таких деяний.
Отсутствие у лица свободы выбора также может быть вызвано применением в отношении его физического принуждения. В этом случае деяние также не может быть признано преступным.
Преступное деяние может быть совершено как в форме действия, так и в форме бездействия; эти формы являются полностью равнозначными, хотя основной (наиболее часто встречающейся) является всё же активная форма.
Общественная опасность как признак преступления
Материальным (содержательным) признаком преступления является его общественная опасность. Уголовное право запрещает и объявляет преступными лишь те деяния, которые причиняют вред интересам личности, общества и государства или создают угрозу причинения такого вреда; если формально запрещённое деяние вследствие малозначительности не может причинить такого вреда, оно не может быть признано преступным. Общественная опасность есть объективное свойство деяния, присущее ему независимо от законодательной оценки, которое служит основанием его криминализации.
Вред, причиняемый преступлением, не всегда конкретизируется в уголовном законе. Более того, в некоторых случаях совершения преступления практически невозможно назвать, кому именно, каким индивидуально определённым интересам и благам причинён ущерб. Однако это не означает, что такие деяния являются безвредными: общественная опасность может заключаться в дезорганизации существующего порядка общественных отношений, нарушении стабильности общества в целом.
Признак общественной опасности может находить различное выражение в законодательстве. Одни законодательные акты прямо устанавливают, что преступным является лишь общественно опасное деяние. Другие законодательные акты могут достигать той же цели перечислением возможных объектов посягательства, обязательным требованием вредоносности деяния, либо сочетанием этих способов.
Именно общественная опасность выступает в роли признака, позволяющего отграничить преступления от иных правонарушений: административные правонарушения, гражданско-правовые деликты являются вредными для общества или конкретного лица, асоциальными, но не общественно опасными
Общественная опасность включает в себя как объективные признаки причинённого вреда (его размер, характер и т.д.), так и субъективные признаки: форму и вид вины, мотивы совершения преступного деяния, цели, которых хотел достичь виновный и т.д. Общественная опасность причинения смерти по неосторожности ниже, чем умышленного причинения смерти (убийства) из ревности; в свою очередь, общественная опасность убийства из ревности меньше, чем убийства из хулиганских побуждений и т.д.
Хотя мотивы и цели лица играют важную роль при оценке общественной опасности совершённого деяния, этого нельзя сказать о личности преступника: одинаково опасными, вредными для общества являются деяния, совершённые злостным хулиганом и лицом, которое прежде вело себя законопослушно, несовершеннолетним и пожилым субъектом; характеристики личности преступника влияют на назначенное ему наказание, но не на оценку общественной опасности содеянного им. Однако следует отметить, что существуют деяния, которые признаются общественно опасными, только если они совершены лицом, обладающим определёнными признаками.
Для того чтобы дифференцировать, разграничить общественную опасность различных преступлений, используются такие показатели, как характер и степень общественной опасности деяния. Характер общественной опасности определяется сочетанием признаков объекта посягательства (категории нарушенных преступлением общественных отношений), преступных последствий (физических, экономических, организационных и др.), формой вины (умышленной или неосторожной) и способа совершения преступления (насильственного или ненасильственного, «гуманного» или особо жестокого и т.д.).
Степень общественной опасности — это количественная характеристика общественной опасности. Она зависит от размера причинённого или потенциального ущерба, степени выраженности вины лица, моральной оценки его мотивов и целей, более высокой или более низкой опасности конкретного способа посягательства. Степень общественной опасности определяет суровость назначаемого наказания, находит отражение в санкции уголовно-правовой нормы. Соответствующие мысли можно увидеть ещё в работах средневековых правоведов.
В санкции статьи уголовного закона закрепляется лишь типовая (характерная для всех преступных деяний определённого вида) оценка общественной опасности; эта оценка подлежит конкретизации судом применительно к обстоятельствам единичного реально совершённого деяния.
Виновность как признак преступления
В соответствии с принципом субъективного вменения, преступным признаётся деяние, совершённое умышленно (т. е. осознанно, при наличии понимания вредного характера причиняемых деянием последствий), либо вследствие преступной неосторожности, то есть виновно. Если вред причинён без вины, содеянное представляет собой уголовно-правовой казус, за который уголовная ответственность не наступает.
Вина представляет собой определённое внутреннее психическое отношение лица к тому деянию, которое оно совершило, и к его реальным или возможным последствиям. В уголовном праве также используется равнозначное термину «вина» понятие «виновность». В других отраслях права этот термин может иметь иное значение: в частности, в уголовно-процессуальном праве под виновностью понимается «преступность» лица, наличие в его деянии всех необходимых для наступления уголовной ответственности признаков. Соответственно, вердикт присяжных «виновен» имеет более широкий смысл: он означает, что обвиняемый действительно совершил то преступление, в котором он обвиняется, а не просто действовал умышленно либо неосторожно.
Виновность как признак преступления также означает, что к ответственности не может быть привлечено невменяемое или не достигшее возраста уголовной ответственности лицо, так как такие лица признаются неспособными осознавать вредность совершаемых ими действий, либо контролировать своё поведение.
Уголовная противоправность как признак преступления
Формальным признаком преступления является его уголовная противоправность. Она включает в себя две компоненты: запрещение совершения деяния и угрозу применения наказания, если деяние всё же будет совершено. Уголовная противоправность производна от общественной опасности: не являющееся общественно опасным деяние не может признаваться противоправным. Признание противоправным деяния, которое объективно не является общественно опасным, является ошибкой законодателя.
В большинстве современных государств уголовно-правовой запрет может содержаться лишь в актах уголовного законодательства (как правило, кодифицированных).
Заложенная в уголовно-правовой запрет угроза наказания далеко не всегда реализуется: многие преступления остаются нераскрытыми, кроме того законодательством предусматриваются условия, при которых лицо, совершившее преступление, может быть освобождено от наказания или от уголовной ответственности в целом. Признаком преступления является именно сама по себе потенциальная угроза наказания, фактически назначенное преступнику наказание лежит за пределами совершённого преступления.
Категории преступлений
Преступления могут делиться на группы по различным основаниям. Такие классификации могут носить нормативный (законодательный) или доктринальный (научный) характер. Наиболее часто встречаются классификация преступлений по характеру и степени общественной опасности и по родовому объекту. Другие критерии классификации включают в себя характеристику способа совершения преступления, степень его оконченности, признаки субъекта и субъективной стороны и т.д.
Классификация преступлений по характеру и степени общественной опасности
Основанием группировки преступлений могут служить характер и степень их общественной опасности. Законодательством большинства государств мира по данному основанию преступления делятся на 2—3 категории, причём достаточно часто наименее опасные преступления получают название уголовных проступков. За уголовные проступки назначаются минимальные сроки наказаний, часто они не влекут иных последствий, связанных с уголовной ответственностью (например, судимости).
В большинстве уголовных кодексов стран мира характер и степень общественной опасности определяются в зависимости от формы вины и максимального размера наказания, предусмотренного санкцией.
В тех странах, где категории преступлений в явном виде не перечисляются в общей части уголовного законодательства, нередко категоризация преступлений присутствует в особенной части, где отдельные преступления обозначаются как тяжкие или незначительные.
Категоризация преступлений позволяет дифференцировано подходить к наложению уголовной ответственности: для преступлений небольшой и высокой степени тяжести может быть предусмотрен разный правовой режим.
Классификация преступлений по родовому объекту посягательства
Преступления могут классифицироваться по родам объектов, на которые они посягают. Например, различные родовые объекты имеют убийство (жизнь), кража (собственность) и геноцид (мир и безопасность человечества).
В современных уголовных кодексах преступления, как правило, группируются по родовым объектам.
Простые и сложные преступления
В теории уголовного права преступления делятся на простые и сложные. Выделяется три вида сложных преступлений: составные, продолжаемые и длящиеся.
Составным преступлением является деяние, которое фактически представляет собой совокупность нескольких элементарных деяний, каждое из которых в отдельности является преступным.
Преступное деяние также может быть продолжаемым и длящимся. Продолжаемое деяние состоит из ряда тождественных поступков, направленных на достижение общей цели.
Длящееся преступление состоит из акта преступного бездействия, продолжающегося длительным невыполнением возложенных на лицо обязанностей (например, по уплате алиментов или прохождению военной службы)
Отграничение преступлений от других категорий правонарушений и от аморальных поступков
Преступления необходимо отграничивать от других видов правонарушений, ответственность за которые предусмотрена нормами административного, трудового, налогового и других отраслей права.
Такое отграничение производится по материальным и формальным основаниям. Материальным основанием отграничения выступает наличие у преступлений общественной опасности, отсутствующей у правонарушений: хотя правонарушения также причиняют вред обществу, являются антисоциальными, этот вред по своему характеру и степени является намного менее опасным, чем вред, причиняемый преступлениями Достаточно часто характеризующие общественную опасность признаки, позволяющие отграничить преступление от правонарушения, закрепляются в соответствующей норме уголовного закона. Данные признаки могут носить, как формально определённый, так и оценочный характер. Это может быть определённый размер причинённого ущерба (материального или физического), обстановка, время, место совершения преступления, форма вины, низменность мотивов и целей совершённого деяния и т. д. Кроме того, признаком, разграничивающим преступление и правонарушение, может быть систематичность совершения: однократное совершение некого деяния является правонарушением, многократное же совершение — преступлением.
Формальным основанием отграничения является характер противоправности. Ответственность за преступления предусматривается уголовным законодательством и включает в себя меры уголовного наказания, а также специфическую уголовно-правовое последствие наложения ответственности: судимость. Ответственность за остальные правонарушения устанавливается актами других отраслей права и включает в себя специфические для данных отраслей негативные последствия, которые, как правило, являются менее тяжкими, чем уголовное наказание; кроме того, в этих отраслях права не предусматривается каких-либо аналогов судимости как состояния лица, связанного с отбытием наказания.
Если в деянии лица одновременно присутствуют признаки, как преступления, так и менее тяжкого административного правонарушения, к нему применяется только наиболее строгий вид ответственности: уголовная; негативные последствия совершения другого правонарушения (за исключением гражданского-правового деликта, материальная ответственность за который не исключается) поглощаются негативными последствиями совершённого преступления. Неоднозначно решается вопрос выбора применимого права при прямой конкуренции уголовно-правовых и иных норм (в ситуациях, когда вследствие нарушения законодательной техники одно и то же деяние может быть в зависимости от усмотрения суда расценено как преступление либо как правонарушение). Одни учёные и практики говорят, что предпочтение должно отдаваться более благоприятной для субъекта норме о правонарушении, другие — что предпочтение должно отдаваться более строгой уголовно-правовой норме
Преступления также необходимо отграничивать от аморальных, безнравственных проступков. При этом аморальными могут признаваться не только деяния лица, но и его мысли, убеждения. Спорным является вопрос об аморальности преступления: одни учёные говорят, что все преступления являются аморальными, другие же указывают, что некоторые преступления нейтральны с моральной точки зрения (например, никакой нравственной оценки не связывается с таким преступлением, как нарушение правил международных полётов), а отдельные даже вызывают одобрение общества (например, убийства из сострадания к потерпевшему или с превышением пределов необходимой обороны)
Как и в случае с правонарушениями, основаниями отграничения являются отсутствие у аморальных проступков общественной опасности (материальное основание) и противоправности (формальное основание). По первому основанию аморальные проступки отличаются от преступлений и правонарушений тем, что не причиняют физического или материального вреда: аморальное поведение, как правило, наносит чисто психологический ущерб — самолюбию личности, межличностным отношениям и т.д. По второму основанию отграничение становится возможным благодаря тому, что аморальные проступки вообще не являются противоправными: их совершение не запрещено нормами никакой правовой отрасли (хотя нормы морали и могут быть письменными, сводиться в специальные моральные кодексы).
Аморальное деяние может обрести статус преступления, если его совершение обладает общественной опасностью и законодатель сочтёт нужным создать соответствующую уголовно-правовую норму.
Тема 6. Общая характеристика гражданского, семейного и
трудового законодательства
Основные положения гражданского права.
Основы положения семейного права.
Основы положения трудового права.
Место и роль органов внутренних дел в реализации норм гражданского, семейного и трудового права.
Гражда́нское пра́во - отрасль права, регулирующая имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения участников гражданского оборота: граждан между собой, граждан и организаций и организаций между собой.
В России — отрасль права, регулирующая имущественные, а также личные неимущественные общественные отношения на основе принципов равенства, неприкосновенности всех форм собственности и свободы заключения договоров их участниками, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты; гражданское право является ядром частного права.
Гражданское право — термин, использование которого очень разнилось и разнится в разных правовых системах.
Правоотношения, регулируемые гражданским правом
К общественным отношениям, регулируемым гражданским правом, относятся, прежде всего, товарно-денежные (купля-продажа, поставка, перевозка, имущественный наём, аренда и пр.) и иные имущественные отношения в связи с переходом прав на имущество (дарение, безвозмездное пользование и пр.), отношения в области интеллектуальной собственности, личные неимущественные отношения (например, отношения, возникающие по поводу таких нематериальных благ как имя, честь, достоинство, деловая репутация).
Не регулируются гражданским правом иные неимущественные отношения (например, регулируемые семейным и трудовым правом), а также отношения, основанные на властном подчинении одной стороны другой (регулируются административным, уголовным и финансовым, в том числе налоговым и бюджетным, правом и др.).
Действие гражданского права распространяется и на такие общественные отношения, в которых граждане вообще не принимают участия. Так, нормами гражданского права регулируются отношения между организациями (юридическими лицами), возникающие в процессе реализации произведенной продукции, перевозки ее на железнодорожном, морском, речном или воздушном транспорте, страхования этого груза, осуществления расчетов за поставленную продукцию и так далее. Гражданским правом регулируются отношения с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, например, в случае завещания гражданином своего имущества государству.
Семейное правоСемейное право — отрасль права, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения в сфере брачно-семейных отношений. Важно отметить, что вопрос о самостоятельности семейного права как отрасли является дискуссионным в науке гражданского права.
Семейно-правовой метод является императивно-дозволительным: дозволительность проявляется в том, что в семейном праве преобладают управомочивающие нормы, наделяющие участников правоотношений определёнными правами, однако содержание этих прав определяется императивно, то есть однозначно.
Трудово́е пра́во — отрасль права, предметом которой является регулирование трудовых отношений между работником и работодателем и других, связанных с трудовыми отношениями.
В России основным актом трудового права в настоящее время является Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями), пришедший на смену Кодексу законов о труде Российской Федерации.
Из трудового права в последнее время выделяются публично-правовые блоки, такие, как право социального обеспечения (применительно к публичным внебюджетным «социальным фондам») или особенности найма труда для исполнения исключительно-публичных (государственных и муниципальных) служебных функций.
· Установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан
· Создание благоприятных условий труда
· Защита прав и законных интересов работников и работодателей
· Создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства
· Регулирование трудовых и иных связанных с ними отношений
Принципы регулирования трудовых отношений закреплены в статье 2 трудового кодекса Российской Федерации:
· Свобода труда (свобода выбора труда и свобода соглашения на определённый труд, свобода выбора профессии и рода деятельности)
· Запрещение принудительного труда и дискриминация в сфере труда (данные принципы раскрываются в статьях 3 и 4 трудового кодекса)
· Защита от безработицы и содействие в трудоустройстве
· Обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда (соответствие условий труда требованиям безопасности и гигиены, право на отдых, на выходные и нерабочие праздничные дни, на ежегодный оплачиваемый отпуск)
· Равенство прав и возможностей работников
· Обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда
· Обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе (учитывается производительность труда, квалификация и стаж работы по специальности) и переподготовку и повышение квалификации
· Обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и законных интересов
· Обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах
· Сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных связанных с ними отношений
· Социальное партнёрство
· Обязательность возмещения вреда, причинённого работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей
· Установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением
· Обеспечение права каждого работника на защиту государством его трудовых прав и свобод
· Обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, права на забастовку
· Обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключённого трудового договора
· Обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства
· Обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности
· Обеспечение права на обязательное социальное страхование работников
Органы внутренних дел (милиция) рассматривают дела об административных правонарушениях, связанных с нарушением прав и свобод гражданина РФ, указанных в Конституции РФ
Тема 1 Право. Определение, признаки, виды. Правовое положение личности в России Понятие, сущность и значение Конституции РФ. Сущность и назначение права. Основные направления строительства правового государства в России. Основные отр
Правовая политика самодержавной монархии. Конституция РСФСР 1918 года
Правовая природа мирового соглашения в исполнительном производстве
Правовая система Великобритании
Правовая статистика как научная дисциплина
Правовая сторона проблемы миграции в г. Сургуте
Правовая характеристика Акционерного общества
Правовая экспертиза документов
Правове забезпечення інтелектуальної власності
Правове регулювання екологічних відносин в Україні
Правове регулювання орендних відносин в Україні
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.