курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
КЕМЕРОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
Кафедра теории и истории государства и права
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Административное право»
на тему «Правовое положение Правительства РФ. Взаимодействие Администрации Президента РФ и Правительства».
Кемерово 2009
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Правовое положение Правительства
2. Взаимодействие Администрации Президента РФ и Правительства РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
Административное право является одной из важнейших отраслей правовой системы государства, а административное законодательство служит правовой основой построения и функционирования самой многочисленной ветви власти – исполнительной.
Административное право наряду с конституционными и гражданским правом является одной из основных отраслей российской правовой системы. Это объясняется, прежде всего тем, что административное право – это именно та отрасль права, которая регулирует общественные отношения, возникающие в процессе реализации исполнительной власти, которая представляет собой одной из ветвей единой государственной власти Российской Федерации в системе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст.10 Конституции РФ). Отсюда вытекает следующий вывод: чтобы понять сущность административного права и особенности административно-правового регулирования, необходимо, прежде всего выяснить, что представляет собой сама исполнительная власть. Ведь именно она является своеобразным фундаментом данной отрасли российского права.
1.Правовое положение Правительства
Правительство РФ является органом государственной власти, возглавляющим ветвь исполнительной власти Российской Федерации.
Правительство РФ является коллегиальным органом общей компетенции, который несет полную ответственность за организацию и деятельность исполнительной власти в Российской Федерации.
Правовую основу статуса Правительства РФ составляют Конституция РФ (ст. 11, 110 – 117 и др.), Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. №2 – ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», Регламент Правительства РФ и Положение об Аппарате Правительства РФ, утвержденный постановлением Правительством РФ от 1 июня 2004 г. № 260, и другие нормативно-правовые акты.
В соответствии с Конституцией РФ на Правительство РФ возложены следующие полномочия:
1. Разрабатывать и представлять Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивать его исполнение (п. «а» ч. 1 ст. 114);
2. Представлять Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета (там же);
3. Обеспечивать проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики (п. «б» ч. 1 ст. 114);
4. Обеспечивать проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии (п. «в» ч. 1 ст. 114);
5. Осуществлять управление федеральной собственностью (п. «г» ч. 1 ст.114);
6. Осуществлять меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации ( п. «д» ч. 1.ст. 114);
7. Осуществлять меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьба с преступностью (п. «е» ч. 1 ст. 114);
8. Осуществлять иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.
Правительству РФ также принадлежит право законодательной инициативы. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.
Правительство РФ руководит работой большого числа федеральных органов исполнительной власти и осуществляет контроль за их деятельностью. Все эти органы подчиняются Правительству и отвечают перед ним.
Правительство РФ в соответствии с вышеуказанными законами осуществляет следующие полномочия в отношении федеральных органов исполнительной власти, которыми оно руководит:
1. Утверждает положение о них; 2. Устанавливает предельную численность работников их аппаратов и размер ассигнований на их содержание; 3. Устанавливает порядок назначения на должность заместителя федеральных министров; 4. Назначает на должность и освобождает от должности руководителей федеральных служб и федеральных агентств, за исключением руководителей (их заместителей) федеральных служб, федеральных агентств; 5. Устанавливает порядок назначения на должность руководителей и членов коллегиальных органов управления федеральных служб и федеральных агентств, имеющих статус коллегиального органа, если иное не установлено федеральным законном; 6. Утверждает состав членов коллегий федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти; 7. Вправе отменять их акты или приостанавливать их действие; 8. Образовывать организации, координационные, совещательные органы.
Правительство РФ наделено также полномочиями по координации деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ и субъектов РФ в сфере управления и по контролю за их деятельностью.
В своей деятельности Правительство РФ руководствуется принципами верховенства Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов, принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.
Основной организационной формой деятельности Правительства РФ является его заседания, которые проводятся не реже одного раза в месяц.
Регламентом Правительства РФ определен круг вопросов, решения по которым принимаются исключительно на заседаниях Правительства РФ. К примеру вопросы о представлении Государственной Думе федерального бюджета и отчета о его исполнении.
Президиум Правительства РФ образуется по предложению Председателя Правительства РФ исключительно для решения оперативных вопросов.
Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы.
Председатель Правительства РФ: возглавляет Правительство РФ, определяет основные направления деятельности Правительства РФ и организует его работу, ведет заседания Правительства РФ и т.д.
Заместитель Председателя Правительства РФ и федеральные министры назначаются на должность Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Федеральные министры являются членами Правительства РФ.
В случае отсутствие Председателя его полномочия исполняет его заместитель.
Члены Правительства РФ не вправе:
1. Быть членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и депутатами выборных органов местного самоуправления;
2. Занимать другие должности в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;
3. Заниматься предпринимательской деятельностью лично либо через доверенных лиц;
4. Заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельностью;
5. Быть поверенными или представителями по делам третьих лиц в органах государственной власти;
6. Использовать в неслужебных целях информацию, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные только для служебной деятельности;
7. Получать гонорары за публикации и выступления в качестве члена Правительства РФ;
8. Получать в связи с осуществлением своих полномочий от физических и юридических лиц не предусмотренные законодательством ссуды, подарки, денежное и иное вознаграждение;
9. Принимать без разрешения Президента РФ почетные и специальные звания, награды и иные знаки отличия иностранных государств;
10. Выезжать в служебные командировки за пределы РФ за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством РФ.
Для обеспечения деятельности Правительства РФ и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти решений, принятых Правительством РФ, образуется Аппарат Правительства РФ, который возглавляет Руководитель Аппарата Правительства РФ. Аппарат Правительства РФ взаимодействует с Администрацией Президента РФ и аппаратами палат Федерального Собрания РФ.
2.Взаимодействие Администрации Президента РФ и Правительства РФ.
Конституция РФ исключила верховенство одной ветви государственной власти над другими, выведя, таким образом, Правительство РФ из своеобразного двойного подчинения. Вместе с тем Правительство РФ находится под непрерывным и сильным контролем Президента РФ. Правительство РФ самостоятельно в осуществлении закрепленных за ним полномочий; Президент РФ контролирует выполнение этих полномочий, дает новые поручения. Многие полномочия Президента РФ непосредственно касаются деятельности Правительства РФ, а также других органов единой системы исполнительной власти в РФ. Президент имеет мощные рычаги воздействия на Правительство РФ путем персональных назначений членов Правительства РФ и принятия необходимых решений, в том числе в сфере исполнительной власти.
Правительство РФ не находится в прямом административном подчинении Президенту РФ; последний осуществляет координационные полномочия по отношению к государственным органам исполнительной власти. Президент РФ не должен произвольно вмешиваться в деятельность Правительства РФ; он обязан обеспечивать согласованную работу всех самостоятельных о относительно независимых друг от друга органов государственной власти, избегая прямого административного воздействия на них.
На практике и Правительство РФ, и Президент РФ, обладая весьма значительными полномочиями, представляют собой двух самостоятельных носителей государственной власти, которые взаимодействуют при выполнении возложенных на них функций.
В соответствии с конституционными положениями Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие Правительства РФ и других органов государственной власти. Президент РФ имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ и на заседаниях Президиума Правительства РФ.
Для организации федеральной исполнительной власти характерно своеобразное разделение труда между Президентом РФ и Правительством РФ. Президент РФ сосредоточил в своих руках политическое руководство – определение основных направлений внутренней и внешней политики, утверждение военной доктрины, руководство внешней политикой. В то же время проведение мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Конституция РФ возлагает на Правительство РФ (ст.114). Ряд федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, выполняющих упомянутые функции, находятся одновременно в ведении Президента и Правительства РФ. Институт двойного подчинения отдельных органов управления, как показала практика, не всегда эффективен. Обычно федеральные органы исполнительной власти ориентируются в своей деятельности на такого субъекта управления, который обладает реальными рычагами властного воздействия. Другой же субъект тогда играет лишь «декоративную» роль в управлении.
Одной из главных задач Президента является осуществление его политической программы через Правительство РФ и возглавляемый им федеральные органы исполнительной власти. При возникновении между ними разногласий о путях и способах достижения целей последнее слово остается за Президентом РФ, который может принять решение об отставке Правительства РФ (ст.115 Конституции РФ), издать указ по вопросу, который относится к ведению Правительства РФ. В этом смысле все более актуализируется вопрос разграничения компетенции Президента РФ и Правительства РФ в сфере исполнительной власти. Правительство РФ осуществляет необходимую координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращение чрезвычайных ситуаций и ликвидаций последствий стихийных бедствий.
Президент РФ может отменить постановление и распоряжения Правительства РФ если они противоречат Конституции РФ и иным законам. В предусмотренной Конституцией РФ случаях Председатель Правительства РФ может исполнять временно обязанности Президента РФ.
Правительство РФ слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ. Правительство РФ может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ. Президент РФ вправе принять решение об отставке Правительства РФ, в том числе и в предусмотренных Конституцией РФ случаях выражения Государственной Думой недоверия Правительству РФ либо отказа в доверии ему Государственной Думы.
В случае отставке или сложения полномочий Правительство РФ по поручению Президента РФ продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ. Основаниями для отставки могут быть следующие:
1. Заявление Правительства РФ об уходе в отставку;
2. Инициатива Президента РФ в принятии решения об отставке Правительства РФ;
3. Выражение недоверия Правительству РФ Государственной Думой;
4. Постановка Правительством РФ перед Государственной Думой вопроса о доверии.
Заключение
Современное российское административное право призвано юридически регулировать повседневную государственно - управленческую деятельность, возникающие в ее процессе многообразные управленческие отношения. Тем самым административное право выполняет роль одного из наиболее ярко проявляющихся выразителей публично – правовых, т.е. государственных интересов различных сферах общественной жизни.
Отсюда потребность в детальном рассмотрения всех основных элементов, способных в своей совокупности характеризовать административное право – «юридического спутника» всех проявлений государственно-управленческой деятельности, т.е. практического выражения исполнительной власти как особой ветви единой государственной власти Российской Федерации.
В России связь административного управления с политикой является значимым фактом политической жизни страны. Поэтому политический контекст административного управления должен стать предметом внимательного анализа специалистов. Тема «Органов исполнительной власти» является важнейшей частью современного административного права. Она представляет его часть, которую можно назвать «правом организации управления» и включает в себя такие понятия, как признаки органов исполнительной власти, система и структура, виды, полномочия и правовые основы образования, а также их деятельность, реорганизация и упразднение (ликвидация).
Организация управления является тем необходимым субстратом, который обеспечивает процессуальное осуществление конституционного и административного права на практике. Следовательно, организация управления выступает необходимой предпосылкой всякого управленческого действия. Организация, процесс и материальное право дополняют друг друга при осуществлении правоприменения и становятся основными инструментами, обеспечивающими действие Конституции РФ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция РФ 1993 года. (Текст): офиц. Текст. – М.: Маркетинг, 2001. – 39,(1) с.
2. Федеральный Конституционный закон от 17 декабря 1997 г. №2-ФКЗ (в ред. От 31.12.97. №3-ФКЗ, от 19.06.04 №4 – ФКЗ) «О Правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. №51. Ст.5712; 1998. №1. Ст.1; 2004. №25. Ст.2478.
3. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 года. № 314 (в ред. от 20.05.04. №649) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ, 2007. №40. Ст.4717; №42. Ст.5010.
4.Старилов Ю.Н. Курс общего административного права. В3 т.1: История. Наука. Предмет. Нормы. Субъекты.- М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА М), 2002. – 728 с.
5. Агапов А.Б.
Федеральное административное право России: Курс лекций . – М.: «Юристъ»,1997. – 352с.
6. Политико-административное управление: Учебник / Под.общ.ред. В.С.Комароовского, Л.В. Сморгунова. – М.: Изд-во РАГС, 2004. – 496 с.
(Учебники Российской академии государственной службы при Президенте РФ).
Бахрах Д. Н. Россинский Б.В., Смерилов Ю. Н.
7. Административное право: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2000. – 800 с.
8. Административное право: Учебник / Под ред. Л. Л. Попова. – М.: Юристъ, 2002. – 697 с.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Правовое положение свидетелей
Правовое положение церкви в XV-XVI веках
Правовое разрешение споров во внешнеэкономической деятельности
Правовое регулирование в конкретных ситуациях
Правовое регулирование в области защиты прав потребителей
Правовое регулирование в сфере защиты информации
Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности предприятия
Правовое регулирование деятельности предпринимателей
Правовое регулирование деятельности унитарного предприятия
Правовое регулирование занятости в Российской Федерации
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.