База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

Предмет и функции экономической теории — Экономика

Самарский государственный экономический университет

Заочный факультет ССО

г. Самара, ул. Советской Армии, 141, тел. 224-45-99

Яруллина Гулия Хатыповна

фамилия, имя, отчество студента

Курс 1 Специальность

Бухгалтерский учет, анализ и аудит

Занимаемая должность Бухгалтер

Наименование предприятия ООО "Саминторг"

Контрольная "Предмет и функции экономической теории"

работа № 1

по дисциплине "Экономическая теория"

Зачетная книжка № 08040001


СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 3

1. Зарождение и основные этапы развитие экономической теории, основные экономические школы.. 6

2. Предмет экономической теории. 11

3. Функции экономической теории. 15

Заключение. 18

Задания.. 21

Список использованной литературы.. 22


Введение

Актуальность темы курсовой работы "Предмет и функции экономической теории" обусловлена тем, что для правильного понимания курса "Экономическая теория" необходимо определить предмет и функции экономической теории - то, что она непосредственно изучает. На этот вроде бы простой вопрос о предмете науки специалисты не дают однозначного ответа. Вот уже три столетия экономисты-теоретики различных направлений и школ высказывают противоречащие друг другу взгляды. За это время несколько раз менялись представления об источниках богатства общества, о роли государства в хозяйственной деятельности и обновлялось даже название самой науки.

Первым поводом к изучению экономической теории является то, что эта теория дело с такими проблемами, которые касаются нас всех без исключения: какие виды работ нужно выполнять? Как они оплачиваются? Сколько товаров можно купить на доллар заработной платы сейчас и в период скачущей инфляции? Какова вероятность наступления такого времени, когда человек не сможет находить подходящую для себя работу лишь в пределах приемлемого срока?

В прошлом люди, начинающие изучать экономическую теорию, обычно требовали, чтобы им было дано краткое, в одном предложении, определение этого предмета. И надо сказать, что этот сильный спрос не испытывал недостатка в предложении. Вот некоторые из таких определений:

Экономическая теория есть наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми.

Экономическая теория есть наука об использовании людьми редких или ограниченных производительных ресурсов (земля, труд, товары производственного назначения, например машины, и технические знания) для производства различных товаров (таких как пшеница, говядина, пальто, концерты, дороги и яхты) и распределения их между членами общества в целях потребления.

Экономическая теория есть наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечения ими средств к существованию и использовании этих средств.

Экономическая теория есть наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства.

Экономическая теория есть наука о богатстве.

Этот перечень достаточно велик сам по себе, однако, проведя час в соответствующем отделе хорошей библиотеки, грамотный человек сможет во много раз удлинить его. Втиснуть в несколько строк точное описание любого предмета, которое четко отделило бы его от смежных дисциплин и дало бы представление начинающему обо всех вопросах охватываемым этим предметом, – дело весьма нелегкое.

Экономическая теория, несомненно, включает в себя все элементы, указанные как в этих определениях, так и в тех, которые могли бы войти в более длинный перечень.

Если заставить специалиста выбрать из всех приведенных выше дефиниций лишь одну, то в наше время он, по всей вероятности, остановился бы на второй.

Экономическая теория есть наука о том, какие из редких производительных ресурсов люди и общество с течением времени, с помощью денег или без их участия, избирают для производства различных товаров и распределения их в целях потребления в настоящем и будущем между различными людьми и группами общества.

Человечество проявляло всегда большой интерес основам управления экономическими процессами. Многие важные экономические процессы рассматривались учеными древнего мира: Платоном, Аристотелем и т.д. Однако эти исследования формировались как отдельные элементы экономических знаний в рамках единой, еще не расчлененной науки. Значительно позже произошел процесс расчленения науки, и возникла политическая экономия. Причем она возникла в период зарождения капиталистического способа производства и представляла собой науку для удовлетворения потребностей теории процесса победа капитализма над феодализмом.

Экономическая теория призванна изучать и объяснять процессы и явления экономической жизни, а для этого экономическая теория должна проникать в суть глубинных процессов, вскрывать законы и предсказывать пути их использования.

Цель курсовой работы – раскрыть содержание предмета и функций экономической теории.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

Рассмотреть предмет экономической теории

Изучить основные функции экономической теории.


1. Зарождение и основные этапы развитие экономической теории, основные экономические школы

Любая наука возникает в результате попыток людей решить определенные вопросы, касающиеся природы, общества и их взаимодействия. Все это в полной мере относится и к комплексу наук, изучающих экономику. С давних времен люди пытались выяснить, от чего зависит развитие человеческого общества, по каким законам развивается экономика.

Жизнь людей чрезвычайно разнообразна, сложна и противоречива. Она охватывает экономику, политику, культуру и т.д. Различные стороны общественной жизни изучаются различными науками. Одной из таких наук является экономическая наука.

Зачатки экономической науки появились еще в древнем мире. Уже ученые-философы Древней Греции, Рима, Востока, Египта, Китая и Индии пытались решить отдельные вопросы экономики: что лежит в основе цены товара, как наживать состояние.

Экономическая мысль Древней Греции и ученые той поры, например Платон (427-347 гг. до н. э) и Аристотель (384-322 гг. до н. э), сформулировали исходные положения экономической теории о полезности как исходной ценности материальных благ, равновеликом обмене эквивалентом обмене.

Мыслители Древнего Рима - Сенека (4-65 гг. дон, э), Лукреций Кар (39-55 гг. до н. э) и др. исследовали экономические причины разложения и гибели рабства, главной из которых, по их мнению, было отсутствие материального интереса. Взгляды Сенеки оказали влияние на формирование экономических концепций христианства, которое в последующем историческом процессе развития человечества совершило коренной переворот во взглядах на хозяйственную жизнь. Христианские мыслители и проповедники объявили простой хозяйственный труд необходимым и святым делом, считая, что "Если кто не хочет трудиться, тот пусть и не ест". Христианское учение обосновывало принципы справедливого ценообразования, социальной, а не индивидуальной оценки благ с учетом затрат труда.

Однако мыслители древности еще не выделяли экономические явления из всей суммы общественных процессов, не создали система учения об экономике.

Итак, как прикладная наука о ведении хозяйства экономическая теория возникла в период рабовладельческого строя. Но только в XVI-XVIII вв. появилось ее название - политическая экономия (от греческих слов: "политейя" - общество, "ойкос" - дом, хозяйство, "номос" - закон). Таким образом, политическая экономия - наука о законах функционирования общественного хозяйства в рамках государства. В самостоятельную науку политическая экономия превращается в начале XVII в.

Первой теоретической школой был меркантилизм (от итальянского "меркан-те" - купец, торговец). Представители этой школы считали, что богатство общества возникает только в торговле (деньги, золото). Главный предмет своей науки они видели в процессах товарного и денежного обращения. Такие представления не были случайными. Они соответствовали начальному виду капиталистической деятельности - международной торговле, когда товары покупались в одной стране по более низким ценам, а продавались в другой по более высоким. Поэтому меркантилисты советовали государству расширять торговлю, накапливать золото в стране. Представитель этой школы - Томас Манн (1571-1641 гг.). Идеи меркантилизма - государственное вмешательство в хозяйственную жизнь, протекционизм в торговле - используются и в современной экономике.

Между тем критики меркантилизма справедливо отмечали, что во время торговой сделки не возникает вообще никакого богатства, а происходит лишь обмен денег на товар и наоборот. При нарушении равенства в обмене богатство лишь перераспределяется в пользу одной из сторон. Когда же обмен равноценен, то никто не может обогатиться.

Позже появляется теоретическое учение физиократов ("физиократия" в переводе с греческого - власть природы). Главным представителем и основателем этого направления был Франсуа Кенэ (1694-1774 гг.). В 64 году он написал свой главный труд по политической экономии "Экономические таблицы", в котором сделал гениальную попытку анализа общественного воспроизводства с позиции установления определенных балансовых пропорций между натуральными и стоимостными элементами общественного продукта. Физиократы считали, что источником богатства является производство, хотя и существует только одна его отрасль - сельское хозяйство, где богатство возникает естественным путем и представляется даром природы. Отсюда рост богатства они связали только с естественным плодородием земли, а промышленность не считали отраслью, где создается прирост доходов. Однако сама по себе природа без приложения капитала и труда не может постоянно умножать богатство общества.

Поворот к исследованию производства открыл путь для возникновения научной политической экономии. Наиболее обоснованные ответы на рассматриваемые вопросы дала классическая школа. Ее представители Давид Риккардо (1772-1823 гг.), Адам Смит (1723-1790) установили, что богатство нации возникает в материальном производстве, причем во всех его отраслях. Его всеобщей универсальной формой выступает стоимость товаров. А. Смит заложил основы трудовой теории стоимости, подчеркнув роль производительного труда, создал учение о доходах.

Рост богатства происходит тогда, когда первоначально затраченная сумма прирастает на дополнительную величину (прибавочную стоимость, или прибыль). Это принципиально важное открытие, которое и позволило экономической теории, в конечном счете, стать подлинной наукой. В это же время формируются взгляды утопического социализма, основные положения которого изложены в трудах Томаса Мора "Утопия", Кампанеллы "Город Солнца". Позднее в это учение внесли вклад Ш. Фурье, К. Сен-Симон, Р. Оуэн.

На основе классической политической экономии и утопического социализма складывается марксистское направление.

До сих пор экономическая наука нашей страны развивалась в основном в рамках марксистской школы. В любом серьезном исследовании истории экономической мысли этой школе уделяется большое внимание. Так, П. Самуэльсон и В. Нор-дхаус ставят "Капитал" К. Маркса в один ряд с "Богатством народов" А. Смита и "Общей теорией занятости, процента и денег" Д.М. Кейнса, рассматривая все эти произведения как узловые пункты развития мировой экономической теории.

К числу современных направлений экономической мысли относится неоклассическая школа, представители которой формулируют субъективную теорию стоимости и теорию равновесия. Экономическое хозяйство рассматривается ими как совокупность микроэкономических агентов, желающих получить максимальную полезность при минимальных издержках. Исходным пунктом в этом анализе выступает спрос и предложение, потребность и потребление.

В XIX в. экономическая наука все больше изучает законы ценообразования и рационального использования ресурсов, оптимального использования факторов производства и достижения предельных результатов (основные представители этой школы - А. Маршалл, К. Кобб, П. Дуглас).

Догматическое понимание главных идей марксизма при попытке построить социалистическое общество в отдельных странах оказало плохую услугу этому великому для своего времени учению. Оно не лишено отдельных недостатков, один из которых то, что главное внимание в нем уделялось антагонизму классов, а практические рекомендации для процветания общество остались на заднем плане. История лишь частично подтвердила справедливость положений и выводов марксистской экономической теории.

Во второй половине XIX в. в экономической теории возникло направление под названием маржинализм. Классиками этой теории стали экономисты австрийской школы К. Менгер, Ф. фон Визер, Э. фон Бем-Баверк, а также английский экономист У. Джевонс.

Школа маржинализма сформировалась на основе критики исторической школы, абсолютизировавшей эмпирический метод в изучении экономических явлений. Маржиналисты, напротив, доказывали необходимость общих закономерностей экономической жизни, первостепенность абстрактно логического метода научного анализа, вне зависимости от национальной специфики. Эта принципиальная позиция методологии дает основание утверждать о родстве маржинализма с рикардианством. В связи с этим маржиналистов (особенно представителей кембриджской школы) называют еще и "неоклассиками". В то же время маржинализм противопоставил рикардианской трудовой теории стоимости теорию полезности, где величина меновой стоимости выводится не из необходимых трудовых затрат, а из интенсивности потребления. Существовавшая ранее теория полезности (Э. Кондильяк и Ф. Галиани), была усовершенствована маржиналистами на основе применения метода предельного анализа, который и дал название новой экономической школе. Этот метод применялся впоследствии при построении других концепций маржинализма: теории общего равновесия, распределения, издержек производства и др.

А. Смит вошел в историю экономической мысли как основоположник классической политической экономики. Главные представители: У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо (Великобритания), П. Буагильбер, А.Р.Ж. Тюрго, Ф. Кенэ (Франция), Ж.Ш. Сисмонди (Швейцария). В основе теоретических построений классической школы лежало представление о том, что процессы производства, распределения и потребления богатства определяются объективными экономическими законами. Классическая школа исследовала механизм воспроизводства, денежное обращение и кредит, государственные финансы, разрабатывала трудовую теорию стоимости. Выступала за экономическую свободу, ограничение вмешательства государства в экономику. Оказала значительное влияние на развитие экономической науки.

2. Предмет экономической теории

Внесение ясности в вопрос – что изучает экономическая теория – представляет большую сложность. При всех различиях в определениях предмета экономической теории не подлежит сомнению, что экономическая наука исследует вполне определенные аспекты деятельности людей (общества) во вполне определенной сфере (или сферах). Это общественная научная дисциплина, изучающая общество. Однако за два с половиной столетия становления экономической науки как самостоятельной академической дисциплины общество, изучаемое экономистами, сильно изменилось, т.е. изменился сам предмет.

В настоящее время сложилось два основных подхода к определению предмета экономической теории. Один из них традиционно связывают с учением К. Маркса, проводящего разграничение материально-вещественного содержания производства и его общественной формы, т.е. производительных сил и производственных отношений. Производительные силы сами по себе не являются предметом экономической теории (политической экономии), поскольку выражают отношение человека к природе и характеризуют организационно-техническую сторону любого производства, служащую предметом изучения не политической экономии и не общественных наук в целом, а наук естественных и технических. Что же касается производственных отношений, общественной стороны производства, то они и составляют предмет политической экономии.

Производственными отношениями марксисты называют отношения, возникающие между людьми в процессе производства. Обмена и потребления материальных благ. Как предмет политической экономии производственные отношения понимаются в узком смысле, т.е. в смысле экономических отношений.

Экономические отношения отличаются тем, что во всех своих звеньях они связаны с характером и формой присвоения средств производства и продуктов труда, или собственностью на средства производства и продукты труда. Характер и формы присвоения специфичны на различных ступенях развития общества. Следует различать право собственности, которое регулируется юридическими законами, определяющими порядок распоряжения, владения и пользования движимым и недвижимым имуществом в той или иной стране, и экономическое содержание собственности, которое выражает внутреннюю связь и в этом смысле экономическую основу всей совокупности производственных отношений как экономических отношений определенного социально-исторического типа.

Производственные отношения - это классовые отношения. Отсюда, классовый, партийный характер политической экономии как наука в ее марксистском понимании.

Производительные силы и производственные отношения – две неразрывно связанные между собой стороны общественного производства. Качественно отличные этапы в развитии общественного производства в целом, в единстве двух его сторон образуют способы производства.

Исходя из определяющей роли материального производства и производственных отношений в общественной жизни, марксистская наука установила, что совокупность производственных отношений составляет реальный базис, экономическую структуру общества, на которой вырастает надстройка – система политических, правовых, идеологических, национальных, семейных и прочих социальных отношений и соответствующих им идей и учреждений.

Другой подход к определению предмета экономической теории характерен для западной экономической науки. Термин "политическая экономия" довольно редко встречается в современной зарубежной экономической литературе. Многие ее авторы полагают, что этот термин не позволяет разобраться в сути коренных изменений, произошедших за последнее время в экономической жизни и науке. Особый упор в данной связи делается на прикладной характер изучения экономики, на выработку на такой основе практических рекомендаций, которые используются в экономической политике. Во многих западных странах в качестве учебной дисциплины изучается "Экономикс", который претендует на роль общей экономической теории.

Специфическим предметом "Экономикса" являются хозяйственные отношения, т.е. отношения по поводу организации производства, распределения обмена и потребления, материальных благ в человеческом обществе. Так как всякая хозяйственная деятельность людей находится в непосредственной зависимости от них самих, "экономикс" изучает побудительный мотивы, стимулы поведения хозяйствующих субъектов в конкретной ситуации.

Этот подход к определению предмета общей экономической теории имеет давнюю традицию. Так А. Маршал писал, что экономическая теория изучает "главным образом те побудительные мотивы, которые наиболее сильно и наиболее устойчиво воздействуют на поведение человека в хозяйственной сфере его жизни"[1]. Впоследствии эта точка зрения нашла широкую поддержку в работах западных ученых. Например, К. Макконелл и С. Брю считают, что "экономикс – это исследование поведения людей в процессе производства, распределния и потребления материальных благ и услуг". [2]

Центральная проблема экономикса – исследование путей эффективного (максимально выгодного) использования ограниченных экономических ресурсов. Она имеет ключевое значение для рыночной экономики – системы организации общественного хозяйства, основанной на товарно-денежных отношениях. Рыночные отношения и изучаются в курсе "Экономикса" главным образом.

Обычно в нем выделяют два больших раздела: микроэкономику и макроэкономику. Микроэкономика имеет дело с деятельностью отдельных хозяйствующих субъектов. К их числу относятся потребители, фирмы, домохозяйства. Анализируя поведение данных субъектов при принятии ими хозяйственных решений (например, почему потребители покупают тот или иной товар, что влияет на их выбор; каким образом фирмы определяют, что нужно производить, сколько при этом необходимо иметь ресурсов, как образуются доходы домохозяйств и прибыль фирм и т.д.), микроэкономика отвечает на вопрос: как устанавливаются цены на производственную продукцию? Кроме того, "изучая деятельность отдельных фирм и потребителей, микроэкономика вскрывает, как функционируют и развиваются отрасли промышленности и рынка, каким образом на их деятельность влияют политика правительства и экономические условия в других странах"[3].

В отличие от микроэкономики макроэкономика изучает либо экономику в целом как единую хозяйственную систему, либо ее рассматриваемые в агрегированном (обобщенном) виде основные подразделения – частный сектор, домохозяйства, государственный сектор. Она исследует общие экономические показатели, такие, например, как валовой национальный продукт, национальный доход, совокупный спрос, инвестиции, накопление, процент, занятость, инфляции т.д.

Разграничение двух разделов "Экономикса" не является абсолютным. Причина, по мнению западных экономистов, в том, что плодотворное изучение микроэкономики предполагает знание макроэкономических проблем, в частности, проблемы совокупных рынков и механизма их действия. В свою очередь изучение макроэкономики невозможно без знания микроэкономических проблем, поскольку, для того чтобы понять, как действуют совокупные рынки, нужно сначала выяснить поведение отдельных потребителей, домохозяйств и фирм, участвующих в функционировании этих рынков.

Задача экономикса, как считает, в частности, П. Самуэльсон, состоит в том, чтобы описать, проанализировать и объяснить многообразные экономические явления в системе соответствующих понятий и выработать практические рекомендации для экономической политики.

3. Функции экономической теории

1.  Познавательная функция.

2.  Методологическая функция.

3.  Практическая функция.

Познавательная функция состоит в том, чтобы всесторонне изучить хозяйственные явления и их внутреннюю сущность, что позволяет открыть законы, по которым развивается национальное хозяйство.

Экономическая теория сохраняет научный характер при условии, если опирается на факты - достоверные и типичные для изучаемой социально-экономической жизни. Добротной научной основой служат неопровержимая информация о событиях, цифры, статистические материалы, документы, свидетельские показания, ссылки на авторитетные высказывания ученых, практиков и т.п. Лауреат Нобелевской премии Морис Аллэ (Франция) заявил: "Подчинение данным наблюдения - золотое правило, от которого зависит любая научная дисциплина. Какой бы не была теория, но если она не подтверждена данными опыта, то не имеет научной ценности и должна отвергаться".

Между тем ученые не ограничиваются признанием объективной действительности и стремятся глубже познать хозяйственные отношения. Для этого они проводят научный анализ и теоретическое обобщение реальных фактов. Разрабатываются также экономические модели (схемы, изображения или описания какого-либо хозяйственного процесса), в которых показываются внутренние взаимосвязи изучаемых явлений. В дальнейшем мы многократно будем знакомиться с такими моделями.

Зная тенденции (направления) и законы экономического развития, можно лучше предвидеть перспективы хозяйственной деятельности.

Методологическая (от греч. prognosis - предвидение, предсказание) функция теории означает научное предвидение хода научно-технического и социально-экономического развития на обозримое будущее.Т. е. экономическая теория исследует общее (и экономические отношения, и производительные силы) и является методологической базой для других наук, т. к. выявляет общие экономические законы, которые являются исходной методологической посылкой для исследования в других науках. Эта функция нужна для того, чтобы помочь предприятиям и государству заблаговременно учесть последствия намечаемых действий и выбрать наиболее эффективные хозяйственные решения. Чем сложнее становятся техника и организация производства, тем более необходимо прогнозировать и планировать развитие хозяйства.

Практическая функция экономической теории состоит в том, чтобы научно обосновывать экономическую политику государства, выявлять принципы и способы рационального хозяйствования. Это позволяет определить, какой должна быть нормальная для определенных условий хозяйственная деятельность предприятий и государства.

Познание экономических процессов и явлений в экономике осуществляется при помощи различных методов, способов, приемов. Прежде всего, всеобщим методом познания экономической действительности является метод диалектики, который обязывает исследователя-экономиста рассматривать явления и процессы в их всеобщей связи и взаимозависимости, в состоянии непрерывного развития, в ходе которого накопление количественных изменений приводит к смене качественного состояния. Кроме этого метода большое значение имеет метод научной абстракции. Абстрагирование означает очищение наших представлений об изучаемых процессах от случайного, приходящего, единичного и выделение в них прочного, устойчивого и типичного. В результате абстрагирования выводятся экономические категории как теоретические выражения реально существующих взаимосвязей явлений и процессов хозяйственной жизни. Они в совокупности обрабатывают понятийный аппарат экономики.

Кроме этих двух методов познания экономической действительности в практике развития экономики как науки было выработано, и применяются немало способов и приемов познания экономической действительности.


Заключение

Объектом изучения экономической теории является анализ тесной взаимосвязи механизма функционирования рынка с наличием на рынках и соответствующих им сегментах совершенной и несовершенной конкуренции, степени монополизированности отдельных хозяйственных сфер, форм и методов ценовой и неценовой конкуренции, путей и способов экономического реформирования рыночных отношений. Поэтому структурно экономическая теория включает в себя микроэкономику и макроэкономику.

Микроэкономика исследует поведение отдельных производителей, экономические закономерности формирования предпринимательского капитала и конкурентной среды. В центре ее анализа цены отдельных товаров, затраты, издержки, механизм функционирования фирмы, ценообразование, мотивация труда. На микроуровне в исходной основе складываются пропорции, которые определяют пропорции общественного уровня. Макроэкономика занимается исследованием функционирования национальной экономической системы на основе формирующихся микропропорций. Объектом ее изучения выступают национальный продукт, общий уровень цен, инфляция, занятость. Макропропорции как бы вырастают из микропропорций, но приобретают самостоятельный характер.

Микроэкономика и макроэкономика взаимообусловлены в реальной экономической среде и взаимодействуют друг с другом. На макроэкономическом этапе уровень, характер и сила этого взаимодействия в той или иной степени подвергаются государственному регулированию посредством экономических стабилизаторов и регуляторов.

Следовательно, общая экономическая теория выступает в качестве методологического фундамента целого комплекса экономических наук.

Таким образом, микроэкономика - часть экономики, исследующая, во-первых, такие обособленные экономические единицы, как домашние хозяйства, фирмы, отрасли, и, во-вторых, отдельные рынки, конкретные цены и конкретные товары и услуги.

Проблемы экономики можно изучать на различных уровнях: во-первых, на уровне отдельных хозяйственных единиц, таких как фирмы, домашние хозяйства, отрасли, и, во-вторых, в масштабе всего народного хозяйства и его составляющих с использованием агрегированных величин (например, показателей совокупного спроса и совокупного предложения). Раздел науки о хозяйстве как целом, в проблемах экономического роста и занятости, о возможностях и работе хозяйственного механизма, о функциях государства и экономической политике называется макроэкономикой. Она рассматривает размеры и структуру валового продукта, функционирование и эффективность экономики в целом.

Между микро- и макроанализом нет непреодолимой границы. Обе сферы человеческой деятельности - на уровне фирмы (отрасли) и в масштабе страны, обе части экономической теории тесно взаимосвязаны. Но разделение уровней, даже при известной его условности, полезно в методическом плане и отражает реально существующие различия. Интересы отдельного индивидуума, одной фирмы, одной отрасли и интересы общества не равнозначны.

Экономическая теория как наука занимается изучением того, как люди существуют, развиваются и о чем они думают в своей повседневной жизни. Но предметом ее исследований являются главным образом те побудительные мотивы, которые наиболее сильно и наиболее устойчиво воздействуют на поведение человека в хозяйственной сфере его жизни. Каждый сколько-нибудь достойный человек отдает хозяйственной деятельности лучшие свои качества, и здесь, как и в других областях, он подвержен влиянию личных привязанностей, представлений о долге и преданности высоким идеалам. Правда, самые способные изобретатели и организаторы усовершенствованных методов производства и машин посвящают этому делу все свои силы, движимые скорее благородным духом соревнования, нежели жаждой богатства как такового. Но при всем этом самым устойчивым стимулом к ведению хозяйственной деятельности служит желание получить за нее плату, которая представляет собой материальное вознаграждение за работу. Она затем может быть израсходована на эгоистичные или альтруистические, благородные или низменные цели, и здесь находит свое проявление многосторонность человеческой натуры.

Однако побудительным мотивом выступает определенное количество денег. Именно это определенное и точное денежное измерение самых устойчивых стимулов в хозяйственной жизни позволило экономической науке далеко опередить все другие науки, исследующие человека. Но экономическую науку нельзя приравнять к точным естественным наукам, ибо она имеет дело с постоянно меняющимися, очень тонкими свойствами человеческой натуры.


Задания

Выберите и поясните правильный ответ.

Предметом современной экономической теории считается:

А) исследование проблем общественного производства;

Б) изучение общественных отношений людей, складывающихся в процессе производства жизненных благ;

В) исследование законов, управляющих производством на различных ступенях развития общества;

Г) изучение экономического поведения людей с точки зрения выбора в условиях ограниченности ресурсов;

Д) исследование проблемы эффективного использования ограниченных ресурсов.

Ответ: предметом современной экономической теории считается изучение общественных отношений, складывающихся в процессе производства жизненных благ.

Выберите и поясните правильный ответ.

С проблемой какого выбора сталкивается любая экономическая система:

А) как сбалансировать государственный бюджет;

Б) как сбалансировать экспорт и импорт;

В) как наиболее рационально распорядится ограниченными ресурсами;

Г) как сэкономить средства, чтобы сократить государственный долг?

Ответ: проблема, с которой сталкивается экономическая система, является, как правильно сбалансировать государственный бюджет


Список использованной литературы

4.  Курс экономической теории. Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. Киров, 2002.

5.  Макконнелл К. Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика.М., 1992. – Т.1.

6.  Маршал А. Принципы экономической науки. – М. 1993. – Т.1

7.  Экономическая теория. Под ред.А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. СПб, Питер, 2002.

8.  Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика М., 1992.

9.  Кудряшова Р.П., Матвеев Ю.В. Основы экономической теории. Самара, 2008.

10.  Видяпин В.И., Добрынин А.И., Журавлева Г.П., Тарасевич Л.С. Экономическая теория. М.: ИНФРА-М, 2005.



1 Маршал А. Принципы экономической науки. – М., 1993. – Т.1. – С.69

2 Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. – М., 1992. – Т.1 – С.18

[3] Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. М., 1992. – С.12

Самарский государственный экономический университет Заочный факультет ССО г. Самара, ул. Советской Армии, 141, тел. 224-45-99 Яруллина Гулия Хатыповна фамилия, имя, отчество студента Курс 1 Специальность Бухгалтерский учет, анализ и

 

 

 

Внимание! Представленная Контрольная работа находится в открытом доступе в сети Интернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
Советуем не рисковать. Узнай, сколько стоит абсолютно уникальная Контрольная работа по твоей теме:

Новости образования и науки

Заказать уникальную работу

Похожие работы:

Предмет и функции экономической теории
Предмет микроэкономики
Проблема совокупного предложения. Денежная масса. Основные денежные агрегаты
Последствия инфляции и антиинфляционная политика в России
Послеоктябрьские эксперименты над отечественным рыночным хозяйством (1918-1928 гг.)
Построение и исследование вариационного ряда
Проблемы развития франчайзинговых технологий российских сетевых компаний
Потребительная стоимость и цена
Потребительская корзина
Потребности и производство

Свои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru