курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА 1. Общая уголовно-правовая и криминалистическая характеристика преступлений в сфере предпринимательской деятельности. 4
1.1 Понятие, признаки, причины и способы совершения преступлений, связанных с предпринимательской деятельностью.. 4
1.2 Некоторые виды преступлений, в сфере незаконной предпринимательской деятельности и их характеристика. 10
Глава 2. Проблемные аспекты при расследовании преступлений в сфере предпринимательской деятельности. 23
2.1 Актуальные вопросы защиты прав граждан при расследовании незаконного предпринимательства. 23
2.2 Частные унитарные предприятия и незаконная предпринимательская деятельность 25
Заключение. 32
Библиографический список. 34
В современных условиях в Республике Беларусь экономическая преступность, темпы её распространения и масштабы превратились в фактор, реального угрожающий экономической безопасности страны. При этом всё – более криминальной становится предпринимательская сфера. Среди задач, стоящих перед белорусским уголовным законодательством, важное место всегда занимала охрана от преступных посягательств экономической сферы.
Для решения задач подобного рода необходима серьезная и обстоятельная правовая защита. К сожалению, в настоящее время наблюдается значительный рост преступлений, связанных с неуплатой налогов и сборов в, ущерб от которых исчисляется многими миллионами рублей.
Все вышеуказанное подтверждает актуальность курсового исследования.
Проблематика расследования криминалистических технологий уклонения от уплаты налогов и сборов в научной юридической литературе исследовалась рядом отечественных и зарубежных авторов: М.Г. Жук [5], Зориным Р.Г. [7], М.А. Шеховой [23], И.Л. Труновым [19], В.А. Литвиновым [10], М. Марчуком [13] и другими. Кроме того, в работе широко используются нормативные акты, журнальные статьи и судебная практика.
Объектом курсовой работы является проблема расследования преступлений, связанных с незаконной предпринимательской деятельностью.
Предметом исследования выступает практика расследования данных преступлений правоохранительными органами, планирование расследования и тактические особенности проведения некоторых следственных действий.
Целью курсовой работы является комплексное исследование теоретических и практических проблем раскрытия и расследования преступлений, связанных с незаконной предпринимательской деятельностью. Поставленная цель определяет и задачи курсового исследования. Важнейшими из них являются следующие:
1. Выявить и раскрыть содержание основных элементов криминалистической характеристики преступлений, связанных с незаконной предпринимательской деятельностью.
2. Рассмотреть наиболее характерные криминалистические особенности рассматриваемой группы преступлений в условиях рыночных отношений.
3. Исследовать проблемные аспекты при расследовании преступлений в сфере предпринимательской деятельности.
4. Выявить особенности и соотношение деятельности частных унитарных предприятий и незаконной предпринимательской деятельности.
При научном исследовании тематики работы были использованы следующие методы исследования:
· изучение и анализ научной и специальной юридической литературы;
· изучение и обобщение отечественной судебной практики;
· методы обработки информации: сравнение, анализ, синтез, дедукция;
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы.
Борьба с преступлениями, связанными с незаконной предпринимательской деятельностью и неуплатой налогов в сфере малого бизнеса, охрана законных экономических прав и интересов граждан, составляющих главную ценность любого демократического государства, а также самого государства в целом, – должны быть первостепенны.
Невозможно разработать единую методику расследования всех видов преступлений, совершаемых в сфере малого бизнеса, т.к. они имеют различные обстоятельства и способы совершения преступлений, механизм следообразования. Основания возбуждения уголовного дела и тактические особенности проведения первоначальных и последующих следственных действий также различны.
Для начала необходимо выяснить, что же такое предпринимательская деятельность, какими признаками она обладает?
Предпринимательская деятельность выступает как одна из форм бизнеса и осуществляется в различных его сферах. В соответствии с Законом Республики Беларусь «О предпринимательстве» предпринимательская деятельность определяется как самостоятельная инициативная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода и осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность, или от имени и под имущественную ответственность юридического лица (предприятия) [17, с. 11].
Предпринимательская деятельность обладает следующими признаками:
1)представляет собой самостоятельную инициативную деятельность субъектов предпринимательства, основанных на различных формах собственности;
2)осуществляется под свой страх и риск, от своего имени, под свою имущественную ответственность;
3)направлена на получение прибыли, которая выступает целью хозяйственной деятельности;
4)осуществляется на постоянной профессиональной основе и подлежит государственной регистрации в установленном законодательством порядке.
Субъектами предпринимательства являются физические лица, не ограниченные в своих правах, в порядке, определяемом законодательными актами РБ, в том числе иностранные граждане и лица без гражданства в пределах прав и обязанностей, предусмотренных действующим законодательством РБ.
Предпринимательской деятельностью могут заниматься граждане и юридические лица. Статья 22 ГК РБ указывает, что гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации (ст.47 ч.2 ГК РБ).
Деятельность юридических лиц может иметь коммерческий и некоммерческий характер. Коммерческие организации преследуют в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли. Они создаются в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов и унитарных предприятий. Некоммерческие организации (потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации (объединения) и другие) не ставят перед собой в качестве основной цели - извлечение прибыли и не распределяют ее между участниками (ст.46 ГК РБ).
Основными признаками, характеризующими преступления в сфере предпринимательской деятельности, являются:
· высокая системность, т.е. тенденции одних посягательств на экономическую систему обусловливает возникновение других преступных посягательств;
· тесная взаимосвязь с организованной преступностью, поскольку рост экономической преступности вообще обусловливается развитием коррупционной системой отношений;
· наличие корыстной мотивации. Стремление к личной выгоде, наживе происходит за счет государства и других лиц;
· высокая латентность. По оценкам специалистов, количество налоговых преступлений и преступлений, связанных с незаконной предпринимательской деятельностью, в 15 раз превышает зарегистрированный показатель;
· прослеживается устойчивая тенденция, количество преступлений растет с каждым годом [5, c. 114].
Преступления, связанные с нарушением предпринимательской деятельности и уклонением от уплаты налогов, заслуживают серьезного внимания. И связано это, во-первых, с тем, что несовершенство и казуистичность налогового законодательства облегчают совершение такого рода преступлений, причем различными путями и способами. Нередко высокие ставки налогов не дают возможности развития малому бизнесу. Малые предприятия не могут получить банковскую ссуду для своего развития. Для того чтобы существовать, им остается только идти на совершение преступлений.
В период становления предпринимателя или организацию (предприятие) «душат» высокие налоги, что побуждает их идти либо в обход законодательства, либо прекращать свою деятельность, либо влезать в долги. Естественно, начиная дело, идти на попятный или влезать в долги нелогично и несерьезно, поэтому чаще всего избирают не совсем законный путь, т.е. идут обходными путями либо прямо нарушают закон. Здесь прослеживается и возможность получить легкую наживу без каких-либо усилий.
В настоящее время способы уклонения от уплаты налогов стали более сложными, нарушения налогового законодательства – не столь очевидными. Борьба с такими преступлениями, как незаконная предпринимательская деятельность и уклонение от уплаты налогов, организована недостаточно.
Недостаточная квалификация профессиональных работников в сфере правоохранительных органов, которые бы одинаково хорошо разбирались и в праве, и в экономике, приводит к тому, что расследование уголовных дел, по которым ведется расследование, зачастую происходит не на должном уровне. Молодым следователям не хватает методического материала, который бы четко и ясно давал им представление о технике и тактике расследования преступлений в сфере экономической деятельности [5, c. 114].
Ядро криминалистической характеристики составляет способ совершения преступления, который является ее центральным элементом.
Именно способ совершения преступления содержит наибольший объем информации, позволяющий ориентироваться в сути происходящего в целом и его отдельных обстоятельствах, чтобы добиться быстрого и полного раскрытия преступления.
Для достижения преступной цели субъект выполняет целый комплекс действий и бездействий, взаимосвязанных друг с другом, объединенных одним намерением и направленных на достижение преступного результата. Вся его деятельность при совершении преступления протекает не спонтанно, а предопределена рядом условий и обстоятельств, в особенности мотивами противоправного поведения [12, c. 154].
Вместе с тем, действуя в одинаковых экономических условиях одного и того же региона и имея одинаковые корыстные мотивы, преступники различаются в преступной квалификации, в уровне образования, интеллекта и т.д.
С криминалистической точки зрения, способ совершения преступления представляет собой систему деятельности, включающую в себя действия и бездействия и направленную на достижение преступного результата, обусловленную обстоятельствами объективного и субъективного характера. Дискуссионным моментом в обсуждении проблемы является разделение способа совершения и способа сокрытия преступления как двух самостоятельных элементов криминалистической характеристики. Такой точки зрения придерживаются Р.С.Белкин [2], И.М.Лузгин и В.П.Лавров [11], полагающие, что сокрытие - это деятельность, направленная на воспрепятствование расследованию путем утаивания, уничтожения, маскировки или фальсификации следов преступления и преступника и их носителей.
Другие ученые - А.Н.Колесниченко [18], М.С.Уткин [22], И.П.Яблоков [24] - включают в способ совершения преступления деятельность по подготовке, совершению и сокрытию преступления.
По содержательной стороне способы сокрытия и способы совершения преступления можно разделить на следующие группы:
· сокрытие преступления путем утаивания информации и (или)ее носителей;
· сокрытие преступления путем уничтожения информации и(или) ее носителей;
· сокрытие преступлений путем маскировки информации и (или)ее носителей;
· сокрытие преступления путем фальсификации информации и(или) ее носителей;
· смешанные способы.
Вопрос соотношения способа совершения и способа сокрытия преступления применительно к преступлениям, связанным с незаконной предпринимательской деятельностью и неуплатой налогов в сфере малого бизнеса, имеет свою особенность. Так, например, для целей сокрытия объектов налогообложения у преступника возникает прежде всего необходимость ввести в заблуждение органы, осуществляющие контроль за соблюдением налогового законодательства, поэтому часто избирается прямой путь передачи ложной информации этим органам. При совершении налоговых преступлений и преступлений, связанных с незаконной предпринимательской деятельностью, способ совершения преступления и способ сокрытия следов совпадают.
Способы совершения преступлений, связанных с незаконной предпринимательской деятельностью и неуплатой налогов в сфере малого бизнеса, достаточно разнообразны:
- полное или частичное не отражение результатов финансовой деятельности предприятия (или предпринимателя) в документах бухгалтерского учета;
· искажение экономических показателей, позволяющее уменьшить размер налогообложения: завышение стоимости приобретенного сырья (товара);
· искажение объекта налогообложения: занижение объема (стоимости) реализованной продукции, занижение количества приобретенных товаров, занижение в отчетных документах сведений о выручке;
· маскировка объекта (товара) налогообложения: подмена объекта (товара), внесение в различные документы подложных записей с использованием материального или интеллектуального подлога;
· по договоренности сторон в официальных и платежных документах занижается стоимость выполняемых работ, расчет производится наличными деньгами.
Преступления, совершаемые в экономике, носят замаскированный, скрытый характер, что крайне затрудняет их раскрытие. Поэтому правильная и полная конструкция их криминалистической характеристики имеет определенное практическое значение, служит следователю ориентиром или своеобразной моделью, которая сопоставляется с имеющимися в его распоряжении исходными данными, что само по себе немаловажно для определения правильной методики расследования [1, c. 100].
Существуют различные точки зрения как на сущность, место, содержание и значение криминалистической характеристики в определении методики выявления и расследования отдельных преступлений, так и самой методики расследования преступлений в целом.
Преступления, совершаемые в сфере бизнеса разнообразны. Это лжепредпринимательство, неуплата таможенных платежей, мошенничество, обман потребителей, незаконная предпринимательская деятельность, неуплата налогов и др. В рамках курсовой работы будут рассмотрены только некоторые.
В соответствии со ст. 233 УК РБ незаконная предпринимательская деятельность — это деятельность, которой характерно:
1. Предпринимательская деятельность, осуществляемая без государственной регистрации либо без специального разрешения (лицензии), когда такое разрешение (лицензия) обязательно (незаконная предпринимательская деятельность), сопряженная с получением дохода в крупном размере, - наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на срок до трех лет.
2. Незаконная предпринимательская деятельность, сопряженная с получением дохода в особо крупном размере либо лицом, ранее судимым за преступление, предусмотренное настоящей статьей, - наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.
3. Незаконная предпринимательская деятельность, осуществляемая организованной группой, - наказывается лишением свободы на срок от двух до семи лет с конфискацией имущества или без конфискации и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения [5, с. 122].
Состав преступления, предусмотренный ст.233 УК РБ, будет налицо в случае осуществления предпринимательской деятельности без государственной регистрации, при осуществлении такой деятельности по просроченной лицензии или с нарушением условий лицензирования. Указанные действия являются уголовно наказуемыми, если они причинили крупный ущерб либо сопряжены с извлечением дохода в крупном размере.
Общественная опасность незаконного предпринимательства состоит в нарушении принципа законности экономической деятельности, в осуществлении предпринимательской деятельности в обход закона с причинением вреда правоохраняемым интересам, в том числе интересам государства, не получающего законных пополнений бюджета. Незаконное предпринимательство не позволяет контролировать действия лиц, занимающихся им, с точки зрения уплаты налогов и применения незаконных методов деятельности.
Организация, порядок, гарантии осуществления экономической деятельности достаточно подробно урегулированы правом и законом; в противном случае экономическая деятельность законна, если не запрещена («дозволено все, что не запрещено»). Экономическая деятельность законна, если осуществляется в соответствии с положениями хозяйственного, гражданского, налогового, таможенного, финансового и других отраслей права..
Объект преступления - установленный законом порядок регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность без образования юридического лица, а также порядок получения специальных разрешений (лицензий) на производство отдельных видов продукции, выполнение работ и оказание услуг.
Ст.233 УК РБ устанавливает уголовную ответственность только за осуществление предпринимательских видов экономической деятельности. Незаконное занятие непредпринимательскими видами экономической деятельности под ст.233 УК РБ не подпадает.
Объективная сторона состава заключается в незаконном предпринимательстве, т.е. в занятии инициативной самостоятельной деятельностью, осуществляемой на свой риск и направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, самовольно, не на законных основаниях.
Незаконное предпринимательство может выражаться в трех самостоятельных формах: 1) в осуществлении предпринимательской деятельности без регистрации; 2) в осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), когда оно обязательно; 3) в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условии лицензирования. Для наличия состава достаточно одной формы [5, с. 123].
Таким образом, объективная сторона данного состава преступления включает в себя:
· действие, т.е. осуществление предпринимательской деятельности без регистрации либо без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, либо бездействие, т.е. невыполнение требований закона по обязательной регистрации и получению специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно;
· последствия в виде крупного ущерба третьим лицам либо извлечения дохода в крупном размере;
· причинную связь между действиями (бездействием), образующими незаконную предпринимательскую деятельность, и наступившими последствиями - крупным ущербом, или получением дохода в крупном размере.
Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации имеет место в следующих случаях:
1)когда лицо занимается предпринимательской деятельностью без образования юридического лица или создает коммерческую организацию без обращения за регистрацией в органы местной администрации;
2)когда лицо подало документы на государственную регистрацию предпринимательской деятельности и занимается ею, не дожидаясь принятия решения по его вопросу;
3)когда лицо получило отказ (законный или незаконный) в государственной регистрации, но тем не менее продолжает осуществлять предпринимательскую деятельность [5, с. 123].
При незаконном отказе в государственной регистрации лицо должно было прекратить заниматься предпринимательской деятельностью, обжаловав незаконное решение в суд.
Осуществление предпринимательства без лицензии имеет место, когда:
1)лицо (индивидуальный предприниматель учредитель, собственник, руководитель коммерческой или иной организации) занимается предпринимательской деятельностью, требующей лицензирования, не обращаясь в лицензирующие органы за соответствующей лицензией;
2)деятельность осуществляется после подачи заявления о выдаче, лицензии, но до получения уведомления лицензирующего органа о принятии решения о лицензировании;
3)деятельность ведется после получения решения лицензирующего органа об отказе в выдаче лицензии;
4)деятельность осуществляется после приостановления лицензирующим органом действия лицензии;
5)деятельность осуществляется после аннулирования лицензирующим органом или судом лицензии;
6)предпринимательская деятельность осуществляется по истечении срока действия лицензии [5, с. 124].
Нарушение условий лицензирования - несоблюдение в процессе производства отдельных видов продукции, выполнения работ и оказания услуг требований, указанных в специальном разрешении (лицензии) на занятие данным видом деятельности. Условием предоставления некоторых специальных разрешений (лицензий) является запрет заниматься в течение срока действия лицензии иными видами деятельности, за исключением предусмотренных в лицензии и им сопутствующих.
Криминалистическая характеристика тогда приобретает практическое значение, научную ценность и новизну, когда вскрыты взаимосвязи между ее элементами, доказана и обоснована специфика этих связей. Цель криминалистической характеристики -дать типичные черты вида преступлений и их обусловленность друг другом, чтобы на практике можно было уже на первоначальном этапе при минимуме информации об обстоятельствах совершенного преступления по уже имеющимся данным о некоторых элементах сделать суждение об остальных и найти наиболее эффективные, оптимальные пути их установления.
Создание юридического лица без намерения осуществлять уставную деятельность в целях получения ссуд, кредитов, либо для прикрытия запрещенной деятельности, либо для сокрытия, занижения прибыли, доходов или других объектов налогообложения, либо для извлечения иной имущественной выгоды, повлекшее причинение ущерба в крупном размере (лжепредпринимательство), - наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок.
Согласно ст.234 УК РБ лжепредпринимательство выражается в создании законной, по форме, но фиктивной по содержанию деятельности коммерческой организации. Такой хозяйствующий субъект; как правило, практически не осуществляет предпринимательской или банковской деятельности. Цель его создания - получение льгот и преимуществ, предоставляемых коммерческим организациям для стимулирования их деятельности (права на получение кредитов, освобождение от налогов), а также извлечение иной имущественной выгоды и обеспечение прикрытия занятию запрещенной деятельностью.
Объект преступления в данном случае - основанная на законе производственная и иная экономическая деятельность коммерческой организации.
Общественная опасность лжепредпринимательства состоит в нарушении принципов экономической деятельности, в причинении вреда правоохраняемым интересам и в том, что ему сопутствует целый спектр других преступлений, из которых порой лжепредпринимательство наименее опасно.
Лжепредпринимательство посягает на принцип запрета заведомо криминальных форм поведения в экономической деятельности. Оно само - заведомо криминальная форма поведения; виновный, строго говоря, вовсе не является субъектом экономической деятельности, поскольку не собирается ее осуществлять. Лжепредпринимательство - это ширма, позволяющая лицу совершить другие преступления или облегчающая совершение таких преступлений.
Объективная сторона преступления состоит в лжепредпринимательстве. Под ним понимают создание коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую или банковскую деятельность, преследующее определенные цели, причинившее крупный ущерб гражданам, организациям или государству.
Предметом лжепредпринимательства выступает, таким образом, коммерческая организация. Ее понятие дается в гражданском законодательстве. Коммерческая организация преследует в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли. Она создается в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Организационно-правовые формы и собственность создаваемых коммерческих организаций квалифицирующего значения не имеют.
В соответствии со ст.46 ГК РБ коммерческими организациями являются юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Объективная сторона лжепредпринимательства включает:
· создание коммерческой организации без намерения осуществлять, предпринимательскую или банковскую деятельность;
· противоречащие закону цели создания коммерческой организации;
· причинение крупного ущерба;
· причинную связь между действиями, образующими лжепредпринимательство, и наступившими последствиями - крупным ущербом [].
Создание коммерческой организации - государственная регистрация в порядке, определяемом действующим законодательством о регистрации юридических лиц. Создание коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую или банковскую деятельность - создание организации без намерения выполнять действия, предусмотренные учредительными документами (уставом организации, учредительным договором). Отсутствие намерения осуществлять предпринимательскую или банковскую деятельность выражается в невыполнении обязанностей, вытекающих из учредительных документов юридического лица, в течение времени, которое необходимо и достаточно для исполнения этих обязанностей в соответствии с обычаями делового оборота.
Крупный ущерб может состоять как в реальном ущербе, так и в упущенной выгоде. Оценка ущерба определяется судом исходя из обстоятельств дела. Для квалификации преступления крупный ущерб должен находиться в причинной связи как с действиями по созданию коммерческой организации, так и с бездействием в виде невыполнения обязанностей, вытекающих из её учредительных документов. Лжепредпринимательство - материальный состав преступления. Преступление является оконченным в момент причинения крупного ущерба гражданам, организациям или государству.
Субъектом выступает любое лицо, достигшее 16 лет, зарегистрировавшее коммерческую лжеорганизацию. Как правило, организация создается группой лиц (учредителями). Все они, при наличии признаков субъективной стороны, привлекаются к ответственности по ст.234 УК РБ.
Субъективная сторона преступления характеризуется только прямым умыслом. Виновный сознает, что создает коммерческую организацию, не намереваясь осуществлять предпринимательскую или банковскую деятельность, предвидит возможность или неизбежность причинения крупного ущерба гражданам, организациям или государству и желает этого.
Обязательным элементом состава преступления является наличие хотя бы одной из четырех указанных в законе целей действия виновного. Лицо может преследовать цели:
1)получения кредитов;
2)освобождения от налогов;
3)извлечения иной имущественной выгоды;
4)прикрытия запрещенной деятельности.
Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности является одним из новых для современного уголовного закона составов преступлений. В статье 232 УК Республики Беларусь законодателем данный состав определен как неправомерный отказ в регистрации или уклонение от регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица, либо неправомерный отказ в выдаче или уклонение от выдачи им специального разрешения или лицензии на осуществление определенной деятельности, либо противозаконное ограничение их прав и интересов или иное противозаконное вмешательство в предпринимательскую деятельность, совершенные должностным лицом с использованием своих служебных полномочий и повлекшие причинение ущерба в крупном размере.
Порядок реализации права на осуществление предпринимательской деятельности устанавливается государством. Ст.232 УК Республики Беларусь устанавливает уголовную ответственность за нарушение конституционного права юридических и физических лиц на осуществление предпринимательской деятельности. В соответствии с названной статьей ответственность наступает за неправомерный отказ в регистрации или уклонение от регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица, либо неправомерный отказ в выдаче или уклонение от выдачи им специального разрешения или лицензии на осуществление определенной деятельности, либо противозаконное ограничение их прав и интересов или иное противозаконное вмешательство в предпринимательскую деятельность, совершенные должностным лицом с использованием своих служебных полномочий и повлекшие причинение ущерба в крупном размере, при отсутствии признаков более тяжкого должностного преступления [5, с. 125].
Согласно ч. 2 п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную деятельность юридических и физических лиц, осуществляемую ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления.
Объектом воспрепятствования законной предпринимательской деятельности являются установленные сохраняемые законом права]и интересы индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Объективная сторона данного преступления выражается:
· в неправомерном отказе в регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации либо в уклонении от их регистрации;
· в неправомерном отказе в выдаче специального разрешения(лицензии) на осуществление определенной деятельности либо в уклонении от его выдачи;
· в ограничении прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или коммерческой организации в зависимости от организационно-правовой формы или формы собственности;
· в ограничении самостоятельности либо ином незаконном вмешательстве в деятельность индивидуального предпринимателя или коммерческой организации [13, c. 25].
Термин «неправомерный», с которого начинается диспозиция ст.232 УК РБ, относится ко всем формам воспрепятствования деятельности индивидуального предпринимателя или коммерческой организации и означает действие (бездействие), противоречащее закону или иным нормативным актам, регламентирующим эту деятельность [9, c. 123].
1. Неправомерный отказ в регистрации - это принятие отрицательного решения по вопросу о регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации при отсутствии к тому законных оснований и доведение этого решения до сведения заинтересованных лиц. Уклонение от регистрации представляет собой действия либо бездействие должностного лица, состоящие в неисполнении им обязанностей по регистрации данного заявителя, либо действия должностного лица, направленные на неисполнение им данных обязанностей, что может выражаться в неправомерной передаче материалов некомпетентному лицу, запросе документации, не предусмотренной законом или нормативными актами, и др. Уклонение имеет место, если должностное лицо не исполняет соответствующие обязанности в течение длительного времени после истечения срока, установленного законом для принятия решения о регистрации.
2. Неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности имеет место в том случае, если вид деятельности, которую избрал предприниматель, подлежит лицензированию, и последний представил в орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности, необходимые документы для получения специального разрешения (лицензии), но должностное лицо, рассматривающее этот запрос, вынесло решение об отказе в его (ее) выдаче и оно было доведено до сведения заявителя.
Уклонением от выдачи лицензии является непринятие соответствующего решения в течение длительного периода после истечения срока, предусмотренного для выдачи лицензии.
3. Ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или коммерческой организации в зависимости от организационно-правовой формы или формы собственности - помещение предпринимателя или коммерческой организации в такие условия, в которых их права и законные интересы не могут быть реализованы в полном объеме. Если ограничиваются права и законные интересы предприятия, то это ограничение образует преступление лишь в случае, если осуществляется по мотивам принадлежности предприятия к той или иной организационно-правовой форме или форме собственности.
Ограничения предпринимательской деятельности, как и ограничения прав и свобод человека и гражданина, в целом могут устанавливаться только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства. Органы местного самоуправления не вправе своими актами создавать препятствия для коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей. Гражданам в сфере предпринимательской деятельности разрешено все, кроме того, что прямо запрещено законом. Юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом.
Действия по ограничению прав и законных интересов могут, в частности, состоять в запрещении заключать с определенными индивидуальными предпринимателями или коммерческими организациями договоры отчуждения товаров предприятий либо договоры на выполнение работ, на возмездное оказание услуг, в навязывании дополнительных условий при заключении договора, ставящих данное лицо в заведомо неравное положение, создании препятствий к производственной или организационно-управленческой деятельности, принуждении к назначению определенных лиц на различные должности либо включению их в органы коммерческой организации, а также представлять собой незаконное воздействие на реальных и потенциальных контрагентов защищаемых законом субъектов, в частности, запрещая им совершение сделок с ним.
4. Ограничение самостоятельности индивидуального предпринимателя или коммерческой организации - лишение всех или частных законных полномочий. Ограничение самостоятельности не связывается законом с формой собственности или иными особенностями защищаемого субъекта и состоит в неправомерной передаче должностным лицом правомочий индивидуального предпринимателя или коммерческой организации любому лицу либо в незаконном осуществлении субъектом преступления этих правомочий как своих собственных либо в установлении незаконного контроля за деятельностью предпринимателя или коммерческой организации таким образом, что у последних отсутствует возможность реализовать в полной мере их правоспособность и дееспособность.
5. Иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или коммерческой организации может выражаться в таких противоречащих закону действиях, которые мешают им выполнять свои функции [5, с. 130].
Преступление является оконченным в момент создания должностным лицом условий, препятствующих предпринимателю (коммерческой организации) использовать юридические возможности ведения предпринимательской деятельности. Наступления вредных последствий не требуется.
В сфере регулирования экономической деятельности одной из задач нового законодательства является помощь в развитии и укреплении рыночных отношений в Республике Беларусь с соблюдением прав граждан, юридических лиц и интересов государства. Однако несовершенство законодательства вызывает у правоприменителя трудности в применении статей ныне действующего Уголовного кодекса.
По мнению многих ученых-юристов, положение по-прежнему таково, что «вряд ли стоит криминализировать предпринимательскую и банковскую деятельность, осуществляемую без лицензии, если это сопряжено с изъятием дохода более 200 минимальных окладов оплаты труда. Такие деяния следовало бы рассматривать как административное правонарушение» [10, с. 90].
Так, вернемся к фабуле п. ч. 2 ст. 233 УК РБ квалифицирующий признак которой — преступное деяния, сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере. По мнению доктора юридических наук А.Э. Жалинского «Крупный доход конкретно не определен уголовным законом. При его исчислении следует учитывать факторы, влияющие на уменьшение объекта налогообложения». В экономике очень широко трактуется понятие «доход» и существует множество определений и градаций дохода. Тут и валовой доход, и доход в виде процента, доход собственников и другие. В этом случае не работает один из основных юридических постулатов: «Юридическое правило есть то, что оно есть, и нет двух способов понимать его» [19, с. 29].Гражданский кодекс РБ, давая определение предпринимательской деятельности, определяет, что она осуществляется с целью извлечения прибыли, логично под доходом понимать именно прибыль, отдельные ученые юристы отмечают, что для понятия «доход» необходимо обратится к налоговому законодательству.
Поскольку состав незаконного предпринимательства является относительно новым, заполнение пробелов предполагается дополнить правоприменительным органам. Проблема также усложняется возможностью субъектов издавать подзаконные нормативные акты, касающиеся лицензирования отдельных видов деятельности.
Субъектами преступления, предусмотренного ст.233 УК, могут являться граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие 16-летнего возраста, а также должностные лица юридического лица независимо от формы собственности.
Действия лиц, которые сами не занимаются незаконной предпринимательской деятельностью, однако умышленно оказывают виновному содействие в ее осуществлении, следует квалифицировать как соучастие в незаконной предпринимательской деятельности по соответствующим частям ст.16 и ст.233 УК.
Прибыль юридического лица и доход физического лица — понятия различные как юридически, так и экономически. Обвиняют директора, а прибыль считают предприятия, и даже если рассматривать доход физического лица — директора, как одного из учредителей фирмы, получающего доход от владения активами, а не заработную плату, то нужно учитывать, что владельцев, получивших доход, пять человек. По смыслу необходимо учитывать конкретный доход именного обвиняемого физического лица, притом может быть еще несколько лиц, не являющихся субъектами указанного состава. При том, что лица, не получающие дохода в результате незаконного предпринимательства, а работающие за зарплату, к примеру главный бухгалтер или менеджер, не несут за данное деяние ответственности, если только они не были пособниками или соучастниками противоправного умышленного деяния.
При всех тех белых пятнах, недоработках и пробелах, существующих в законодательстве, все же должен применяться юридический постулат — положение личности не может быть ухудшено из-за пробелов в юридическом материале.
Уголовное право применительно к деяниям, совершаемым в сфере экономической деятельности, берет на себя не присущую ему регулятивную функцию по попытке вернуть в цивилизованное правовое русло отдельные виды хозяйственной и предпринимательской деятельности путем установления за них уголовной ответственности. Для соблюдения правил такой деятельности существуют налоговые органы, торговые инспекции, регистрирующие и лицензионные органы. В сферу уголовного права должны попадать лишь исключительные случаи такой деятельности, характеризующиеся злостностью, т.е. продолжением такой деятельности после уведомления соответствующими органами о ее дальнейшей недопустимости без регистрации или без получения лицензии, после наложения административного взыскания. Только при наличии приведенных условий предпринимательство будет незаконным и за него следует устанавливать уголовную ответственность.
28 июня 2007 г. принят Указ Президента Республики Беларусь № 302, которым утверждено Положение о порядке создания индивидуальным предпринимателем частного унитарного предприятия и его деятельности (далее по тексту, соответственно, «Указ № 302» и «Положение»).
Выход этого документа не стал неожиданностью для его целевой аудитории – индивидуальных предпринимателей, использующих в своей деятельности наемный труд посторонних лиц. О возможности (или даже необходимости) принятия подобного документа неоднократно говорилось. И более того – заинтересованные могли также разыскать различные варианты проектов этого нормативного правового акта.
Хотя справедливости ради надо сказать, что действие Указа № 302 затрагивает не только индивидуальных предпринимателей, отнесенных нами к целевой аудитории Указа. Затрагивает он куда более широкие круги, как субъектов хозяйствования, так и обычных физических лиц. Последних мы особо касаться не будем, поскольку их интерес, в первую очередь, обывательский. А вот что касается субъектов хозяйствования, то Указ № 302 напрямую затрагивает тех из них, кто имеет договорные отношения с индивидуальными предпринимателями и выступает в их отношении в роли кредиторов. Будет предприниматель переводить свой бизнес в форму юридического лица – кредитор должен будет выбирать: рисковать ли, давая согласие на перевод обязательств предпринимателя перед ним на вновь создаваемое предпринимателем юридическое лицо, либо требовать досрочного исполнения этих обязательств.
В соответствии с пунктом 13 Положения, обязательства индивидуального предпринимателя, в том числе кредитные (за исключением таможенных), не прекратившиеся на дату государственной регистрации унитарного предприятия, в течение тридцати календарных дней с даты его государственной регистрации должны быть переуступлены в соответствии с гражданским законодательством (перевод долга, уступка требования) унитарному предприятию, созданному этим индивидуальным предпринимателем.
И здесь кроется серьезное препятствие на пути перевода индивидуальным предпринимателем своего бизнеса на рельсы унитарного предприятия. Дело в том, что если для уступки права требования достаточно простого уведомления должника, то для перевода долга требуется наличие согласия кредитора (п. 1 ст. 362 Гражданского кодекса Республики Беларусь). С учетом того, что индивидуальный предприниматель отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом, а уставный фонд вновь созданного этим же индивидуальным предпринимателем унитарного предприятия может быть даже еще и не сформирован, серьезный кредитор (а особенно, банк по кредитному обязательству) вряд ли даст соответствующее согласие на перевод долга. С учетом того, что договоры по общему правилу не могут быть прекращены досрочно по инициативе одной стороны, ситуация с переводом долга может стать серьезным препятствием к применению предусмотренной Положением упрощенной процедуры создания унитарного предприятия индивидуальным предпринимателем. В качестве альтернативы перевода долга здесь можно рассматривать досрочное прекращение обязательства перед кредитором, не давшим согласия на перевод долга, путем его исполнения. Однако здесь следует учитывать норму статьи 296 Гражданского кодекса Республики Беларусь, которая предусматривает, что должник вправе исполнить обязательство до срока, если иное не предусмотрено законодательством или условиями обязательства либо не вытекает из его существа. Однако досрочное исполнение обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, допускается только в случаях, когда возможность исполнить обязательство досрочно предусмотрена законодательством или условиями обязательства либо вытекает из существа обязательства [10, с. 90].
Кроме того, в каждом конкретном случае необходимо также просчитывать и экономические аспекты досрочного исполнения обязательства.
Обязательства индивидуального предпринимателя перед таможенными органами, возникшие в соответствии с таможенным законодательством и не прекратившиеся на дату государственной регистрации унитарного предприятия, в течение тридцати календарных дней с даты его государственной регистрации подлежат прекращению индивидуальным предпринимателем путем исполнения либо иными способами, предусмотренными в таможенном законодательстве (абзац 2 пункта 13 Положения).
Здесь следует отметить некоторую коллизию приведенной нормы абзаца 2 пункта 13 Положения с пунктом 7 Положения, который говорит о том, что наличие у индивидуального предпринимателя на момент государственной регистрации унитарного предприятия задолженности по обязательным платежам в бюджет (в т.ч. по таможенным платежам) является основанием для отказа регистрирующим органом в государственной регистрации унитарного предприятия.
Кроме того, не совсем понятно, почему в абзаце 2 пункта 13 Положения упомянуты только обязательства перед таможенными органами, но не упомянуты обязательства перед налоговыми органами, органами ФСЗН и т.д.
Таким образом, ответ на вопрос о разрешении указанной коллизии между двумя пунктами Положения может дать только практика его применения.
Положение устанавливает, что индивидуальный предприниматель со дня государственной регистрации унитарного предприятия не вправе заключать договоры, направленные на осуществление им предпринимательской деятельности. Такая деятельность индивидуального предпринимателя является незаконной. Доходы, полученные от ее осуществления, взыскиваются в местные бюджеты в судебном порядке (абзац 3 пункта 13 Положения).
Из приведенной нормы не совсем понятно, что же на самом деле является незаконным для целей рассматриваемого Положения: заключение договоров или осуществление предпринимательской деятельности.
Но как бы там ни было, включение в Положение такой нормы означает, что бизнес индивидуального предпринимателя будет приостановлен примерно на 2-4 недели. Такой вынужденный «отпуск» может стоить индивидуальным предпринимателям не только значительных реальных убытков (размер которых в разы может превышать экономию на льготах, установленных Положением), но и не полученной прибыли, а также потери как поставщиков, так и потенциальных покупателей или заказчиков [23,с. 80].
Так, решение исполкома о регистрации обычно принимается в течение двадцати дней с даты подачи документов. Именно с даты принятия решения юридическое лицо считается зарегистрированным, а следовательно ИП обязан прекратить деятельность.
И здесь кроется еще один подводный камень для предпринимателя. О том, что регистрирующий орган произвел государственную регистрацию унитарного предприятия, создаваемого индивидуальным предпринимателем, никто предпринимателя специально извещать не будет. Хорошо, если он сам или нанятый им юрист будут держать руку на пульсе и постоянно названивать в регистрирующий орган с тем, чтобы точно отследить дату государственной регистрации создаваемого унитарного предприятия. Но можно с большой долей вероятности предположить, что в большинстве своем предприниматели этого делать не будут. Ведь бизнес пока еще идет и требует постоянной вовлеченности в него предпринимателя. При таком раскладе предприниматель может узнать о том, что его унитарное предприятие уже зарегистрировано, спустя некоторое время после даты его государственной регистрации. Это время может быть день-два или неделя. В нашей практике был случай, когда учредители узнали о том, что создаваемое ими предприятие зарегистрировано, спустя 3 недели после его государственной регистрации. Важно здесь то, что предприниматель, сам того не зная и не желая, будет осуществлять незаконную деятельность в течение всего времени своего «незнания» о свершившемся факте государственной регистрации создаваемого им унитарного предприятия. И доходы от этой деятельности могут быть на вполне законном основании (норма Положения) взысканы в бюджет.
А после непосредственно государственной регистрации регистрирующий орган осуществляет процедуры по постановке предприятия на учет в качестве плательщика в налоговых органах, органах государственной статистики, Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, в качестве страхователя в организациях, осуществляющих обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (примерно 7-10 дней). Затем проходит еще некоторое время для получения необходимых документов из налоговой инспекции для открытия счета, заверение карточки (7-10 дней), открытие счета. Если унитарное предприятие является субъектом внешнеэкономической деятельности, необходима регистрация в соответствующей региональной таможне (5-7 дней).
Поэтому после подачи в регистрирующий орган документов на государственную регистрацию унитарного предприятия индивидуальный предприниматель должен переходить в режим постоянной готовности в любой момент остановить свой бизнес. Исходя из приведенных нюансов, включение в Положение нормы о незаконности предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя после государственной регистрации созданного им унитарного предприятия вряд ли можно назвать обоснованным. Однако, учитывая наличие такой нормы, остается лишь надеяться на то, что государственные органы не станут злоупотреблять своим правом на взыскание дохода от деятельности индивидуального предпринимателя после государственной регистрации созданного им унитарного предприятия, а будут проводить разъяснительную и информационную работу среди индивидуальных предпринимателей в целях недопущения такого нарушение норм Положения.
Не позднее тридцати календарных дней с даты государственной регистрации унитарного предприятия индивидуальный предприниматель обязан сдать в регистрирующий орган свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, печати и штампы (либо представить заявление о неизготовлении печатей и штампов или сведения о публикации в установленном порядке объявлений об их утрате), а также уведомить этот орган о прекращении всех обязательств или их переуступке (переводе долга, уступке требования) (п. 14 Положения). При невыполнении указанных требований, унитарное предприятие подлежит ликвидации регистрирующим органом в упрощенном порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь. На сегодняшний день такой порядок пока находится в стадии разработки [17, с. 11].
Кстати Положение обходит вниманием вопрос о том, будет ли признаваться незаконной деятельность предпринимателя после государственной регистрации созданного им унитарного предприятия в том случае, если такое унитарное предприятие будет в последующем ликвидировано в упрощенном порядке. На наш взгляд, такая деятельность должна признаваться незаконной и доход за период с момента государственной регистрации созданного индивидуальным предпринимателем унитарного предприятия и до момента его ликвидации будет взыскиваться в местные бюджеты в судебном порядке на основании пункта 13 Положения. Учитывая возможные сроки ликвидации созданных предпринимателями унитарных предприятий в упрощенном порядке, можно предположить, что невыполнение индивидуальным предпринимателем норм пункта 14 Положения может в итоге стоить ему дохода за 1,5 – 2,5 месяца.
Такая потенциальная возможность также должна явиться причиной серьезной предварительной проработки решения индивидуального предпринимателя о переводе бизнеса в форму юридического лица по процедуре, предусмотренной в Положении.
В общем и целом следует отметить, что вопросов по Указу № 302 и утвержденному им Положению возникают и будет возникать достаточно много.
Изменения, которые произошли за последние годы в Республике Беларусь касаются различных сфер жизни, в том числе и экономики. Современная преступность все больше вторгается в эту сферу. Движение нашей страны к рынку происходит не слишком гладко. Большое внимание необходимо уделить преступлениям в сфере предпринимательской деятельности.
Анализируя вышеизложенный материал, можно сказать, что незаконным предпринимательством признается осуществление предпринимательской деятельности без регистрации либо без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением условий лицензирования (ст. 233 УК РБ).
Уголовная ответственность за незаконное предпринимательство наступает не всегда, а только в том случае, если результатом такой деятельности стало извлечение лицом дохода в крупном или особо крупном размере либо если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству.
Подводя итог, можно определить, что преступления, совершаемые в сфере бизнеса разнообразны: лжепредпринимательство, неуплата таможенных платежей, мошенничество, обман потребителей, незаконная предпринимательская деятельность, неуплата налогов и др.
Согласно ст. 234 УК РБ лжепредпринимательство выражается в создании законной, по форме, но фиктивной по содержанию деятельности коммерческой организации. Такой хозяйствующий субъект; как правило, практически не осуществляет предпринимательской или банковской деятельности.
Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности является одним из новых для современного уголовного закона составов преступлений. В статье 232 УК Республики Беларусь законодателем данный состав определен как неправомерный отказ в регистрации или уклонение от регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица, либо неправомерный отказ в выдаче или уклонение от выдачи им специального разрешения или лицензии на осуществление определенной деятельности, либо противозаконное ограничение их прав и интересов или иное противозаконное вмешательство в предпринимательскую деятельность, совершенные должностным лицом с использованием своих служебных полномочий и повлекшие причинение ущерба в крупном размере.
Кроме того, важно отметить то, что одной из задач нового законодательства является помощь в развитии и укреплении рыночных отношений в Республике Беларусь с соблюдением прав граждан, юридических лиц и интересов государства. Однако несовершенство законодательства вызывает трудности в применении статей, касающихся расследованию преступлений в сфере предпринимательской деятельности. Поэтому данные вопросы должны быть урегулированы на законодательном уровне, т.к. положение личности не может быть ухудшено из-за пробелов в юридическом материале.
Много вопросов по поводу незаконной предпринимательской деятельности возникает в связи с переходом (перерегистрацией) индивидуальных предпринимателей в унитарные частные предприятия. Указ № 302 и утвержденное им Положение являются новыми, поэтому на практике выявляется достаточно много пробелов.
Таким образом, можно сказать преступления, совершаемые в экономике, носят замаскированный, скрытый характер, что крайне затрудняет их раскрытие. Поэтому правильная и полная конструкция их криминалистической характеристики имеет определенное практическое значение, служит следователю ориентиром или своеобразной моделью, которая сопоставляется с имеющимися в его распоряжении исходными данными, что само по себе немаловажно для определения правильной методики расследования.
1. Басалаев, А.Н. Проблемы методики расследования преступлений // под общ. ред. А.Н. Басалаева, В.А. Гуняева – М, 1976.
2. Белкин, Р.С. Общая теория советской криминалистики // Р.С. Белкин – Саратов, 1986.
3. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З: в ред Закона Республики Беларусь от 26 декабря 2007 г. // Консультант плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / Национальный центр правовой информации. – Минск, 2008.
4. Жук, М.Г. Криминалистические аспекты экономической безопасности государства: Монография // М.Г. Жук. – Гродно: ГрГУ, 2003. – 115с.
5. Жук, М.Г. Криминалистические технологии расследования преступлений, связанных с «отмыванием» «грязных» денег в сфере налоговой, кредитной и предпринимательской деятельности: Учебн. пособие // М.Г. Жук. – Гродно: ГрГУ, 2004. – 234 с.
6. Змачинская, Г. Определение дохода при привлечении к уголовной ответственности / Г. Змачинская // Судебный вестник. – 2005. – № 4. – С.15-19.
7. Зорин, Р.Г. Криминалистический анализ основных элементов преступления и материалов уголовного дела: Учебн.-метод. пособие // Р.Г. Зорин. – Гродно: ГрГУ, 2001. – 186 с.
8. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). - Минск: Амалфея, 2005. - 48 с.
9. Криминалистика: Расследование преступлений в сфере экономики: Учебник // под ред. проф. В.Д.Грабовского, доц. А.Ф. Лубина. – Ниж. Новгород: Нижегор. ВШ МВД России, 1995.
10. Литвинов, В.А. Правонарушения в сфере экономики: актуальные вопросы / В.А. Литвинов // Вестник ВХС № 13/2007. – С. 90.
11. Лузгин, И.М. Способ сокрытия преступления и его криминалистическое значение // под общ. ред. И.М. Лузгина, В.П. Лаврова – Москва., 1980.
12. Лукашов, А.В. Преступления против порядка осуществления экономической деятельности: уголовно-правовая характеристика и вопросы квалификации // А.И.Лукашов. - Мн.: Тесей, 2002.
13. Марчук, М. Уголовная ответственность за воспрепятствование законной предпринимательской деятельности / М. Марчук // Судебный вестник. – 2001. – № 3. – С.25-27.
14. Об утверждении Положения о порядке создания индивидуальными предпринимателями частного унитарного предприятия и его деятельности: Указ Президента Республики Беларусь, 28 июня 2007 г. № 302: в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 14 апреля 2008 г., № 209 // Консультант плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / Национальный центр правовой информации. – Минск, 2008.
15. О предпринимательстве в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь, от 28 мая 1991 № 813-XII: в ред. Закона Республики Беларусь от 26 декабря 2007 г., № 300-З // Консультант плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / Национальный центр правовой информации. – Минск, 2008.
16. О судебной практике по делам о незаконной предпринимательской деятельности: Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28 июня 2001 г. № 6: в ред. Постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 26 сентября 2002 г. № 8 // Консультант плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / Национальный центр правовой информации. – Минск, 2008.
17. Романчук, Я. Лицо Белорусского бизнеса / Я. Романчук // Белорусская газета – 2000 - №18 – С. 11 – 12.
18. Советская криминалистика: Методика расследования отдельных видов преступлений // под ред. Колеснеченко А.Н., Гончаренко В.И., Салтевского М.В. – Киев, 1988.
19. Трунов, И.Л. Актуальные проблемы защиты прав граждан при расследовании незаконного предпринимательства / И.Л. Трунов // Юрист. – 2001. – № 8. – С. 29-31.
20. Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 275-З: в ред. Закона Республики Беларусь от 5 января 2008 г. № 315-З // Консультант плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / Национальный центр правовой информации. – Минск, 2008.
21. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 1999 г. № 295-З: в ред. Закона Республики Беларусь от 5 января 2008 г. № 317-З // Консультант плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / Национальный центр правовой информации. – Минск, 2008.
22. Уткин, М.С. Некоторые вопросы общей методики расследования преступлений // М.С. Уткин – Омск, 1986.
23. Шехова, М.А. Проблемы и направления развития малого бизнеса в регионах / М.А. Шехова // Белорусский экономический журнал – 2000. - №1 – С. 80 – 88.
24. Яблоков, Н.П. Криминалистическая методика расследования (некоторые теоретические положения) // Н.П. Яблоков – Москва, 1999.
25. Яблоков, Н.П. Укрепление законности и борьба с преступностью «криминалистическая характеристика финансовых преступлений» / Н.П. Яблоков // Вестник Моск. ун-та. Сер. 11. Право. – 1999. – № 1. – С. 31.
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ. 2 ГЛАВА 1. Общая уголовно-правовая и криминалистическая характеристика преступлений в сфере предпринимательской деятельности. 4 1.1 Понятие, признаки, причины и способы совершения преступлений, связанных с предприн
Преступления в сфере экономической деятельности
Преступления в сфере экономической деятельности
Преступления категории "вымогательство"
Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта
Преступления против военной службы
Преступления против государственной власти
Преступления против государственной власти
Преступления против жизни
Преступления против жизни
Преступления против жизни и здоровья
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.