курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕННИЙ С РОДНЫМ (НЕРУССКИМ) ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ
Статус документа
Примерная программа по русской литературе для школ с родным (нерусским) языком обучения составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Примерная программа конкретизирует содержание образовательного стандарта, предлагает возможное структурирование содержания предмета, возможную последовательность изучения разделов курса.
Примерная программа учитывает возрастные особенности учащихся, специфику предмета, особенности его освоения учащимися, для которых русская литература не является родной; параллельное изучение русской и родной (национальной) литературы; определяет минимальный набор сочинений; дает примерное распределение учебных часов по разделам.
Примерная программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников, может использоваться при тематическом планировании курса учителем.
Примерная программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся.
Тем самым примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.
В примерной программе указываются конкретные произведения.
В тех случаях, когда обязательный минимум стандарта предлагает изучение по выбору, авторы рабочих программ могут по своему усмотрению заменить указанные в примерной программе произведения.
Примерная программа не распределяет учебный материал по классам, а, следуя структуре стандарта, выделяет этапы развития русской литературы, а также блоки «Литература народов России» и «Зарубежная литература».
При этом авторы учебных программ и учебников могут включить дополнительно иные произведения русской классики, в частности те, которые имеют давние традиции изучения в конкретном национальном регионе; могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся.
Структура документа
Примерная программа включает три раздела: пояснительную записку, основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения разделов; требования к уровню подготовки выпускников.
Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы. Преподавание курса в каждом из классов основой школы строится по концентрическому принципу на хронологической основе.
Примерная программа включает в себя перечень произведений художественной литературы и краткие аннотации, раскрывающие их основную проблематику и художественное своеобразие.
Условия школы с родным (нерусским) языком обучения вынуждают в отдельных случаях прибегать к сокращению больших по объему эпических произведений или даже к изучению их во фрагментах.
Изучению произведений каждого писателя предшествует краткий обзор его жизни и творчества. Он имеет более или менее развернутый характер в зависимости от роли и места изучаемого писателя в истории русской литературы.
Сведения историко-литературного характера даются в начале каждого раздела программы, теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в Образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений. В отдельную рубрику выделены основные виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий.
Они, в основном, повторяются в каждом классе. При этом идет их постепенное усложнение от класса к классу. На специальные уроки по развитию речи учащихся отводится 30 учебных часов, что составляет 6 учебных часов в каждом классе.
В содержании литературного образования могут быть выделены три этапа: V-VI, VII-VIII и IX классы. В то же время в школе с родным (нерусским) языком обучения выделяется V класс как пропедевтический, что позволит, с одной стороны, осуществить преемственность с начальной школой, с другой - подготовить учащихся к дальнейшему восприятию курса литературы в основной школе.
Особое положение занимает IX класс, завершающий литературное образование учащихся основной школы. Этот класс одновременно является связующим звеном между основной и старшей школой. Эти обстоятельства влияют на отбор произведений, предлагаемых для изучения в IX классе.
Поэтому ряд тем, например «Ф.М. Достоевский», «Л.Н. Толстой» и др., строятся таким образом, чтобы дать общее представление о вершинных произведениях этих авторов.
Более подробное знакомство с ними предстоит в старшей школе, но ввиду перегруженности старших классов представляется целесообразным обратиться к этим объемным текстам уже в среднем концентре, тем более что, не зная этих, ставших классическими, произведений, невозможно достичь уровня образованности, необходимого человеку, вступающему в самостоятельную жизнь.
Дублирования материала, изучаемого в IX и последующих классах, не происходит, так как в основной и старшей школе предлагается текстовой материал, иллюстрирующий разные аспекты проблематики изучаемого произведения.
Таким образом, осуществляется преемственность, углубление и расширение в старшей школе знаний и умений, полученных в основной школе. Такое структурирование материала в IX классе будет способствовать также более успешной предпрофильной подготовке учащихся.
Общая характеристика учебного предмета
Своеобразие литературы как базовой учебной дисциплины определяется спецификой литературы как словесного искусства. Образная природа литературы позволяет оказывать непосредственное эмоциональное воздействие на читателя и таким образом активно формировать его миовоззренческие установки, духовно-нравственные идеалы, эстетический вкус. Сложность учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство. При этом в школе с родным (нерусским) языком обучения соотношение литературного материала (художественных произведений) с историко- и теоретико-литературными знаниями оказывается несколько иным, в сравнении с русской школой, поскольку определенный объем сведений историко- и теоретико-литературного характера учащиеся приобретают в курсе родной литературы.
Изучение русской литературы учащимися школ с родным (нерусским) языком обучения, имея много общего с литературным образованием учащихся русских школ, характеризуется ярко выраженной спецификой. Наряду с русской литературой в школе с родным (нерусским) языком обучения изучается родная литература, т. е. литературное образование осуществляется на бикультурной основе; русская литература изучается в нерусской языковой и культурно-исторической среде, отражающей своеобразие социально-исторического развития нации, национального предметного мира (природа, быт), национальных традиций развития культуры. Национальная специфика опосредованно влияет на восприятие русской литературы нерусскими учащимися, поэтому в процессе ее изучения в школе с родным (нерусским) языком обучения необходимо учитывать национальные особенности родной для учащихся литературы.
Учебный предмет «Литература» - часть образовательной области «Филология». Он тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения русской речи учащихся школ с родным (нерусским) языком обучения, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной речью. Этим определяется особая важность установления в школе с родным (нерусским) языком обучения теснейших связей в преподавании русского языка и русской литературы.
Русская литература тесно связана с русской культурой, являясь ее неотъемлемой частью. Изучение литературных произведений на широком общекультурном фоне поможет учащимся школы с родным (нерусским) языком обучения воспринять русскую литературу как существенную часть русской культуры, а также учесть этнокультурную специфику родной литературы и культуры. Таким образом, в школе с родным (нерусским) языком обучения реализуется принцип «диалога культур».
Изучение русской литературы тесно связано с изучением обществоведения, истории Российского государства и истории родного края, что формирует у учащихся историзм мышления, патриотическое чувство, гражданственность. Связь литературы с предметами художественного цикла (музыка, ИЗО, МХК), помогает понять специфику различных видов искусств.
Литературное творчество учащихся школ с родным (нерусским) языком обучения, которое является составной частью литературного образования, включает наряду с творческими работами различных жанров на русском языке, перевод фрагментов художественного текста с русского языка на родной и с родного на русский.
Основной формой организации учебного процесса при изучении русской литературы в школах с родным (нерусским) языком обучения является форма традиционного урока. Наряду с ней возможно использование современных активных форм урока, опирающихся на принцип диалогизации и на деятельностный подход. Они способствуют совершенствованию культуры межличностного общения, развивают неподготовленную связную речь нерусских учащихся.
На начальном этапе основного образования (V кл.) возможно использование отдельных уроков, интегрирующих материал русской литературы и русского языка. В отдельных случаях на продвинутом этапе основного образования (VIII-IX кл.) возможно включение в традиционную форму урока блоков, интегрирующих материал русской и родной литературы на основе общности тематики, проблематики, нравственных идеалов, ассоциативных связей.
Цели
Изучение литературы в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
· воспитание духовно развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, способной понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличающейся от родной особенностями образно-эстетической системы; личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание уважения к русской литературе и культуре, к литературам и культурам других народов;
· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств; потребности в самостоятельном чтении произведений русской художественной литературы; эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов; развитие русской устной и письменной речи учащихся, для которых русский язык не является родным;
· освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении, о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве;
· овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений на русском языке с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание; сопоставлять произведения русской и родной литератур, находить в них сходные темы, проблемы, идеи; выявлять национально и культурно обусловленные различия;
· обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их, наряду с изучением родной литературы, к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным произведениям зарубежной классики, к отдельным произведениям литературы народов России.
Место учебного предмета в федеральном базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 595 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» в школе с родным (нерусским) языком обучения на этапе основного общего образования. В V-VI классах по 140 часов, из расчета 4 учебных часа в неделю; в VII, VIIIи IX классах по 105 часов, из расчета 3 учебных часа в неделю.
Примерная программа рассчитана на 500 учебных часов. В ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 95 учебных часов (или 16%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий; для включения, кроме названных в программе, и других эстетически значимых произведений, если это не приведет к перегрузке учащихся.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетными для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:
познавательная деятельность - поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; умение разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи; умение различать факт, мнение, доказательство, интерпретацию; сравнение, классификация, анализ, синтез, поиск оригинальных решений, самостоятельное выполнение различных творческих работ;
информационно-коммуникативная деятельность - осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров; проведение смыслового анализа текста; использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); владение монологической и диалогической речью; умение вступать в речевое общение; участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение); создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию; составление плана, тезисов, конспекта текста; приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов; умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»); использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
рефлексивная деятельность – самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего эмоционального состояния; соблюдение норм поведения в социуме; владение умениями совместной деятельности в полиэтническом коллективе; оценка своей деятельности с точки зрения нравственных норм и эстетических ценностей; использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина полиэтнического, поликонфессионального государства.
Результаты обучения
Результаты изучения предмета «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые полостью соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов, на овладение учащимися знаниями, формирующими их мировоззрение, духовно-нравственные качества и эстетический вкус, на овладение умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: характеризовать и определять, выявлять авторскую позицию, выделять и формулировать, сравнивать, анализировать, оценивать и сопоставлять, выражать свое отношение, выразительно читать, строить устные и письменные самостоятельные высказывания, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою, писать изложения и элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных на русском и родном языках произведениях, проводить самостоятельный поиск необходимой информации.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решения разнообразных жизненных задач.
Основное содержание (500 час)
Художественная литература как одна из форм освоения мира, богатства и многообразия духовной жизни человека. Влияние литературы на формирование нравственного и эстетического чувства.
Особенности русского фольклора, его связь с христианством и славянской мифологией. Картина мира в представлении человека Древней Руси. Жанры русского фольклора. Народное представление о героическом. Отражение в русском и родном фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле. Природа в русском фольклоре. Быт, семья, государство, патриотическое чувство в русском фольклоре. Влияние фольклорной образности и нравственных идеалов на развитие литературы
Русские народные сказки (волшебная, бытовая, о животных – по 1 сказке) (10 час)
Миф и сказка. Виды сказок. Образы животных в русских сказках и сказках родного фольклора. Фольклорная и литературная сказка. Реалистичность деталей и фантастичность сюжета и образов в сказке.
Народные песни, загадки, пословицы, поговорки (4 час) [1]
Виды народных песен в русском и родном фольклоре. Выражение народной мудрости и юмора в загадках, пословицах и поговорках.
Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (в сокращении) (6 час)
Эпический характер былины. Ритмико-мелодическое своеобразие русской былины в сопоставлением с родным эпосом. Противоборство добра и зла. Гипербола в фольклоре. Образ богатыря в русском и родном фольклоре (возможен выбор другой былины)
Христианско-православные и языческие истоки древнерусской литературы. Патриотический пафос и поучительный характер. Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности. Черты национального характера в произведениях древнерусской литературы. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение). Связь литературы с фольклором.
«Слово о полку Игореве» (в сокращении) (6 час).
Вопрос о времени создания и об авторстве слова. Историческая основа произведения. Нравственно-патриотическая идея «Слова о полку Игореве», мысль об объединении русских земель. Развитие образа князя Игоря. Образ Ярославны – нравственный идеал русской женщины. «Золотое слово» Святослава. Фольклорная образность в произведении. Трагический и оптимистический смысл финала. Значение «Слова» для русской литературы и культуры.
Повесть временных лет (Смерть Олега от своего коня) (2 час) (возможен выбор другого произведения).
Жанр летописи. Соотношение документального и художественного начала в летописи. Образ текущего времени и человеческой судьбы, сила и слабость земной власти в повествовании о смерти князя Олега.
Поучение Владимира Мономаха (фрагменты) (3 час) (возможен выбор другого произведения).
Жанр поучения, его особенности. Высокий нравственный пафос и христианская мораль в «Поучении». Слава и честь родной земли, духовная преемственность поколений.
Житие Сергия Радонежского (фрагменты) (4 час) (возможен выбор другого произведения).
Жанр жития. Повествование о великом подвижнике земли русской. Образ Сергия Радонежского как носителя высоких нравственных начал: кротость, жертвенность, крепкая вера, беззаветное служение родине.
Эпоха Просвещения в русской литературе и культуре. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства в литературе классицизма. Сатира в классицизме. Обращение к жизни и внутреннему миру «частного» человека в сентиментализме. Нравственно-воспитательный пафос литературы. Зарождение в литературе антикрепостнической направленности. Идейно-художественное своеобразие литературы XVIII в.
М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»; Д.И. Фонвизин Комедия «Недоросль»; Г.Р. Державин «Памятник», «Река времен в своем стремленьи…», «Властителям и судиям», «Фелица»; А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»; Н.М. Карамзин Повесть «Бедная Лиза»
М.В. Ломоносов - ученый, поэт, реформатор русского литературного языка. Жанр оды в творчестве Ломоносова. Дидактическая, просветительская направленность «Оды на день восшествия...». Яркая образность, масштабность поэтического мышления Ломоносова.
Комедия «Недоросль» как политическая сатира. Отражение в ней художественных принципов классицизма. Идеи Просвещения в комедии, обличение Фонвизиным невежества, дикости помещиков. Мастерство драматурга в изображении различных типов русского национального характера.
Тема назначения поэта в лирике Державина. Проблема жизни и смерти в его философской лирике. Обращение поэта к библейской символике. Традиции и новаторство поэта в жанре оды.
Жанр путешествия в русской литературе. Протест против самодержавия и крепостничества в книге “Путешествие из Петербурга в Москву”. Величественная и трагическая фигура русского просветителя-гуманиста.
Н.М. Карамзин – историк, писатель, реформатор русского языка. Глубина чувств простого человека в прозе Карамзина. Демократическая направленность творчества писателя. Роль пейзажа.
Поворотные события русской истории начала века (Отечественная война 1812 г., восстание декабристов, реформа 1861 г.) и их отражение в русской литературе. Разнообразие художественного и философского осмысления категории свободы в русской литературе (свобода общественная и личная, свобода творчества, свободное начало в любви и дружбе, природа как воплощение свободы). Общественный и гуманистический пафос русской литературы XIX в. Осмысление русской литературой ценностей европейской и мировой культуры. Романтизм в русской и родной литературе. Новое понимание человека в его связях с национальной историей. Родной быт и природа. Вопрос о самоценности личности у романтиков. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Конфликт романтического героя с миром. Романтический пейзаж. Проблема положительного героя в русской и родной литературе. Зарождение темы «маленького» человека. Понятие «лишнего» человека, образ «героя нашего времени». Зарождение реализма.
Реализм в русской и родной литературе, многообразие реалистических тенденций. Демократизация русской литературы, развитие темы "маленького человека", проблема нищеты, бесправия, унижения человеческого достоинства. Поиск в литературе героя нового типа, готового взять на себя ответственность за судьбу родины. Герой-индивидуалист, герой-праведник, герой-крестьянин, образ русской женщины. Близкие типы характеров в родной литературе учащихся. Нравственные и философские искания русских писателей. Проблемы свободы и необходимости, веры и безверия, смысла жизни и тайны смерти. Религиозные и богоборческие мотивы, материалистические настроения, проблема добра и зла в мире, их взаимосвязь. Литература о глубокой, таинственной связи человека и истории, человека и природы. Западники и славянофилы в русской культуре; споры о судьбе России, о ее особом предназначении. Проблема "народ и интеллигенция", сложность взаимопонимания между ними. Роль литературы в формировании русского языка.
Жизнь и творчество (обзор).
БАСНИ «Квартет», «Ларчик», «Волк и ягненок», «Волк на псарне» (возможен выбор четырех других басен).
Жанр басни в русской и родной литературе. Дидактическая просветительская направленность басен Крылова, обличение в них человеческих пороков. Заимствования, перевод и русский национальный колорит, народная мудрость в баснях Крылова, народность языка. Образ волка как воплощение зла в русской литературе. Образ волка в родной литературе. Историко-культурный контекст басни «Волк на псарне».
Жизнь и творчество (обзор).
БАЛЛАДА «Светлана»
Баллада как лироэпический жанр. Фольклорная основа баллады, ее нравственный пафос. Жанр баллады русской и родной литературе.
СТИХОТВОРЕНИЯ «Жаворонок», «Море» (возможен выбор двух других стихотворений)
Романтизм поэзии Жуковского. Мир человека и мир природы в лирике поэта.
Жизнь и творчество (1 час)
КОМЕДИЯ «Горе от ума» (в сокращении) (10 час).
Проблема ума в комедии, столкновение нового мировоззрения со старым. Фамусов и «фамусовская Москва», обличение нравственной деградации «фамусовского общества». «Миллион терзаний» Чацкого. Образ Софьи и его роль в развитии сюжета и проблематики пьесы. Соотношение любовной интриги и общественно-политического содержания комедии. Широкий, обобщающий смысл конфликта. Художественное своеобразие пьесы, афористичность языка.
Жизнь и творчество. Значение пушкинского наследия в русской культуре. (2 час)
СТИХОТВОРЕНИЯ: «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (стихотворения обязательны для изучения).
«Осень», «Деревня», «Не пой, красавица, при мне...» (возможен выбор трех других стихотворений) (16 час)
Разнообразие мотивов лирики поэта: политическая, философская лирика, стихи о любви и дружбе, тема поэта и поэзии, природа в понимании и изображении Пушкина. Обращение поэта к поэтической образности культур Запада и Востока. Особенности пушкинского гуманизма, мотив милосердия в его творчестве. Простота и лаконизм пушкинского стиля. Лирика Пушкина в переводах на родной язык учащихся.
ПОЭМА «Цыганы» (5 час) (возможен выбор другой романтической поэмы).
Особенности конфликта: столкновение современного человека, носителя европейской цивилизации с миром «дикой вольности» детей природы. Романтический колорит, интерес поэта к экзотике цыганской жизни. Неспособность людей понять иной быт, чужие традиции, обычаи, как одна из причин трагической развязки. Черты романтического героя в образе Алеко. Реалистический элемент в поэме, зависимость человека от жизненных обстоятельств, тема судьбы, мысль о недостижимости абсолютной свободы. Сложные, неоднозначные отношения категорий свободы и счастья.
ПОВЕСТЬ «Станционный смотритель» (5 час) (возможен выбор другой повести из цикла «Повести Белкина»).
Нравственная проблематика повести «Станционный смотритель», обращение Пушкина к изображению быта простых людей. Образ «маленького» человека русской и родной литературе. Библейская символика в повести.
ПОВЕСТЬ «Дубровский» (4 час).
Главные герои и образы крестьян. Соотношение эпического и лирического в повести. Нравственная проблематика, проблема выбора и верности долгу.
РОМАН «Капитанская дочка» (6 час) (в сокращении);
Проблемы судьбы, истории, взаимоотношений народа и дворянства. Изображение «русского бунта». Пугачев – историческое лицо и Пугачев Пушкина. Проблема чести и долга в жизни представителей разных сословий русского общества. Богатство и разнообразие изображения народных характеров.
РОМАН В СТИХАХ «Евгений Онегин» (обзорное изучение с чтением глав – 1,4,6,8) (12 час)
Образ Онегина в романе "Евгений Онегин", душевная черствость и опустошенность героя-индивидуалиста, проблема эгоизма. Татьяна – «милый идеал» Пушкина, поэтичность ее натуры, близость народной стихии, верность долгу. Нравственная проблематика романа. Основные сюжетные линии романа. Тип «лишнего человека» в русской литературе.
Творчество Пушкина в оценке Белинского.
Влияние творчества А.С.Пушкина на развитие родной литературы.
Жизнь и творчество (1 час)
СТИХОТВОРЕНИЯ «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт», «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Пророк». (стихотворения обязательны для изучения)
«Утес», «Листок», «Ангел» (возможен выбор трех других стихотворений (15 час)
Основные мотивы и темы лирики: одиночество, свобода и воля, борьба, неприятие светского общества, судьба поколения, поэт и поэзия, жажда любви и гармонии в природе и человеческой жизни. Восточные мотивы в лирике поэта. Земное и небесное у Лермонтова. Лермонтов как выразитель общественных настроений эпохи после поражения восстания декабристов.
ПОЭМА «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (5 час) (в сокращении)
Историческая основа поэмы. Близость языка поэмы к фольклорной традиции. Особенности конфликта и проблематики. Сильная личность и герой-индивидуалист в изображении и понимании Лермонтова. Основы народной нравственности в поэме.
ПОЭМА «Мцыри» (в сокращении) (5 час)
Конфликт человека с окружающим его миром природы, социальной средой. Обращение поэта к кавказскому колориту. Черты романтизма в поэме, особенности языка и стиля.
РОМАН «Герой нашего времени» (повести «Бэла» и «Максим Максимыч») (10 час).
История создания романа «Герой нашего времени», его жанровое своеобразие. Социальная, психологическая и нравственная проблематика романа. Образ Печорина, его соотнесенность с образами других героев (Максим Максимыч и герои-горцы). Трагедия героя-индивидуалиста. Максим Максимыч как тип природного, не испорченного цивилизацией русского человека. Образ Бэлы как воплощение нравственной чистоты: ее по-детски наивный взгляд на мир, тяготение к природе, сочетание в ней гордости и скромности. Реализм и романтизм в романе.
Слово о писателе.
СТИХОТВОРЕНИЯ «Косарь», «Песня пахаря», «Урожай» (возможен выбор трех других стихотворений)
Народно-поэтические традиции в лирике Кольцова. Воспевание красоты и поэзии крестьянского труда.
Жизнь и творчество (1 час)
ПОВЕСТЬ «Майская ночь или утопленница» (возможен выбор другой повести из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки») (в сокращении) (3 час)
Жанровое своеобразие сборника «Ночь перед Рождеством». Поэтизация, особенный национальный колорит картин народной жизни, природы, любви в повести “Майская ночь, или утопленница”. Сочетание реального и фантастического, лиризма и юмора.
ПОВЕСТЬ «Тарас Бульба» (в сокращении) (4 час)
Историческая основа повести. Прославление духа товарищества и самоотверженности. Героико-патриотический пафос повести. Столкновение чувства и долга в повести. Образы Остапа и Андрия.
ПОВЕСТЬ «Шинель» (в сокращении) – (3 час)
Социальная проблематика повести «Шинель», ее нравственно-этический пафос. Сочетание реального и фантастического в повести, художественная роль детали. Сочетание в речи повествователя юмора, иронии, приемов комического сказа с элементами возвышенного, патетического стиля. Образ «маленького человека» русской и родной литературе. Особенности фантастического у Гоголя
КОМЕДИЯ «Ревизор» (в сокращении) (5 час)
Разоблачение нравственных пороков русского чиновничества в комедии «Ревизор». Образ Хлестакова как художественное открытие Гоголя. Обобщающий смысл образа города. Многозначность финала. Значение драматургии Н.В.Гоголя для становления и развития драматургии в родной литературе.
ПОЭМА «Мертвые души» (I том) (главы VI, VII) (7 час)
История замысла, жанр и смысл названия поэмы "Мертвые души". Композиция глав о помещиках. Образ Плюшкина как воплощение последней степени падения человека. История жизни Плюшкина. Содержание и роль лирических отступлений в главе. Плюшкин и Чичиков. Гоголь-сатирик. Чиновничество в России как разъедающее страну зло. Образы крестьян в поэме. Приемы контраста, гипербола, сравнение, лиризм.
Жизнь и творчество (обзор)
КОМЕДИЯ «Свои люди – сочтемся» (в сокращении) (возможен выбор другой пьесы)
Купеческая среда в изображении Островского. Проблема «отцов» и «детей» в комедии. Образ Большова и Подхалюзина, тема самодурства в пьесе Островского. Нравственная проблематика пьесы.
Жизнь и творчество (обзор)
РАССКАЗЫ «Записки охотника» («Живые мощи», «Певцы») (возможен выбор двух других рассказов из цикла «Записки охотника») (4 час).
Духовная сила человека, открывающая путь к свету в самых тяжелых, трагических жизненных обстоятельствах. Талантливость русского народа, проявление в народной песне разных сторон русского национального характера.
РОМАН «Отцы и дети» (обзорное изучение, чтение глав, в которых раскрываются образы основных героев и представлен конфликт поколений) (9 час).
Творческая история романа. Смысл названия. Базаров и Павел Петрович Кирсанов как представители разных поколений, их взгляды на пути реформирования России. "Отцы" в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. Черты личности, мировоззрение Базарова. Авторское отношение к Базарову. Базаров и его мнимые последователи. Роль любовной интриги в романе, Базаров и Одинцова. “Вечные” темы в романе (природа, любовь, искусство). Тургеневский “тайный психологизм”: психологическая функция портрета, интерьера, пейзажа; описание позы, жеста и мимики.. Пейзаж и его роль в романе.
СТИХОТВОРЕНИЯ из книги «Стихотворения в прозе» («Русский язык», «Два богача») (возможен выбор двух других стихотворений из цикла) (2 час).
Своеобразие жанра «Стихотворений в прозе», сочетание лиризма и философской глубины.
Жизнь и творчество (обзор)
СТИХОТВОРЕНИЯ «С поляны коршун поднялся...», «Есть в осени первоначальной…». (стихотворения обязательны для изучения)
«Чародейкою зимою...», «Неохотно и несмело...», «Листья» (возможен выбор трех других стихотворений)
Жанр философской миниатюры. Размышления поэта о тайнах мироздания, взаимоотношениях человека и природы, загадке русской души. Образ России, пейзаж в лирике Тютчева.
Жизнь и творчество (обзор)
СТИХОТВОРЕНИЯ «Вечер», «Учись у них - у дуба, у березы…» (стихотворения обязательны для изучения)
«Ласточки пропали...», «На железной дороге», «Сосны» (возможен выбор трех других стихотворений)
Внутренний мир человека и внешний мир в лирике Фета. Слияние человеческой души с миром природы. Мастерство поэта в передаче красоты каждого мгновения бытия.
Жизнь и творчество (обзор)
СТИХОТВОРЕНИЯ «Средь шумного бала, случайно…», «Вот уж снег последний в поле тает...»;
БАЛЛАДА «Василий Шибанов»» (возможен выбор трех других произведений)
Яркая эмоциональность, лиризм стихотворений о природе и любви. Обращение поэта к русской истории и фольклору. Образ Ивана Грозного, нравственная проблематика баллады. Поэтическое изображение чувства любви к родине, верности, чувства долга простого человека из народа.
Жизнь и творчество (1 час)
СТИХОТВОРЕНИЯ «Крестьянские дети» (фрагмент), «Железная дорога» (стихотворения обязательны для изучения)
«Размышления у парадного подъезда», «Памяти Добролюбова», (возможен выбор двух других стихотворений) (8 час)
Раздумья поэта о судьбе русского народа, его унижении, страданиях, силе, терпении и покорности. Образ революционера-разночинца. Глубокий лиризм в стихотворениях о русском народе, боль за его тяжелую долю.
ПОЭМА «Кому на Руси жить хорошо» (обзорное изучение с чтением главы «Пир на весь мир») (7 час)
История создания поэмы "Кому на Руси жить хорошо". Проблемы послереформенной России. Образ правдоискателя, преклонение перед теми, кто смог отдать всего себя делу освобождения крестьян: Гриша Добросклонов - образ народного заступника. Образы крестьян. Теневые стороны крестьянской жизни: пьянство, добровольное холопство, предательство народных интересов. Проблема “господского” счастья”. Сатирические образы помещиков. Проблема "счастия народного". Фольклорная основа поэмы. Влияние творчества Некрасова на родную литературу.
Жизнь и творчество (обзор)
РАССКАЗ «Кадетский монастырь» (в сокращении) (возможен выбор другого произведения).
Образы «праведников» в рассказе. Проблема воспитания юношества. Понятие о чести, чувстве долга. Своеобразие композиции рассказа.
Жизнь и творчество (обзор)
СКАЗКИ: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пескарь», «Карась-идеалист» (возможен выбор трех других сказок).
Обличение социальных пороков общества. Смысл жизни и человеческое достоинство в произведениях Салтыкова-Щедрина. Объект сатирического обличения в сказках писателя, его неоднозначное отношение к простому народу; раскрытие сильных и слабых сторон народного характера. Своеобразие жанра щедринских сказок. Сатирические произведения в родной литературе.
Жизнь и творчество (1 час)
РОМАН «Преступление и наказание» (городские сцены, образ Петербурга, линия семьи Мармеладовых). (8 час)
Замысел романа и его воплощение. “Униженные и оскорбленные" в романе, трагедия «маленьких» людей в жестоком мире (образ матери и сестры Раскольникова, семья Мармеладовых, образ Лизаветы). Образ старухи-процентщицы. Образ Петербурга– бездушного призрачного города, убивающего людей; особая поэтичность и красота Петербурга.: урбанистический пейзаж, городские контрасты, цветовая гамма и звуковой фон, уличные сценки. Интерьер в романе и его художественная функция. Образ Петербурга в русской литературе. Сонечка Мармеладова и христианское видение мира. Евангельские представления, мотивы, образы в романе. Новаторство Достоевского в изображении города. Проблема смирения и гордости; бунт «маленького» человека. Религиозные и богоборческие мотивы в романе.
Жизнь и творчество (1 час)
РОМАН-ЭПОПЕЯ «Война и мир» (сцены Аустерлицкой битвы, Бородинской битвы и партизанской войны) 11 ч
РАССКАЗ «Кавказский пленник» 3 ч
ПОВЕСТЬ «Детство» (в сокращении»
История создания. Общие сведения о романе "Война и мир". Верность историческому факту и художественный вымысел у Толстого. Антитеза как излюбленный прием писателя. Разрыв между дворянством и народом и их единение в 1812 г. Тема войны в романе. Философия истории: роль личности в истории, законы исторического движения. Реализм Толстого в изображении войны. Антинародный характер войны 1805-1807 гг. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение как композиционный центр романа. Массовый герой у Толстого, изображение народа как единого организма, батальные сцены. Пожар в Москве. Изображение партизанской войны. Платон Каратаев и нравственная концепция Толстого. Платон Каратаев и Тихон Щербатый. Истинный и ложный героизм и патриотизм. Подвиг в понимании и изображении Толстого. Проблема национального характера. Богучаровский бунт. Образы Тушина и Тимохина. Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса. Кавказская тема в творчестве Толстого.
Влияние романа Толстого на историческую романистику в родной литературе.
Жизнь и творчество (обзор)
РАССКАЗ «Красный цветок» (возможен выбор другого произведения)
Красный цветок как воплощение мирового зла. Прославление великого подвига самопожертвования. Аллегорический смысл рассказа.
Жизнь и творчество (обзор)
РАССКАЗЫ: «Смерть чиновника», «Хамелеон» (произведения обязательны для изучения)
«Толстый и тонкий», «Крыжовник» (возможен выбор двух других рассказов)
Смешное и грустное в рассказах Чехова. Лаконизм повествования. Тема бездуховности, обывательской тупости и трусости. Юмористические произведения в родной литературе.
Жизнь и творчество (обзор)
ПОВЕСТЬ «В дурном обществу» («Дети подземелья») (возможен выбор другого произведения)
Гуманистический смысл произведения. Мир детей и мир взрослых. Контрасты судеб героев. Мир детства в родной литературе.
Новые течения в русской литературе конца XIX–начала ХХ в. Религиозные, философские искания начала ХХ века и их взаимосвязь с эстетическими поисками в литературе. Герой-бунтарь, утверждение им принципов высокой романтики. Эпоха революционных потрясений и её отражение в русской и родной литературе. Отражение в литературе неоднозначного отношения интеллигенции и народа к революции. Русская литература советского времени. Проблема героя и тема родины. Судьба человека в годы военных испытаний, ее отражение в русской и родной литературе, раскрытие лучших черт русского национального характера. Утверждение нерушимости нравственных устоев.
Обращение писателей второй половины ХХ века к острым проблемам современности. Тема детства в русской и родной литературе. Человек и эпоха, человек и государство, человек и природа. Новые подходы к изображению трагических страниц истории советского периода. Новое осмысление темы Великой Отечественной войны. Поиски незыблемых нравственных ценностей в народной жизни, раскрытие самобытных русских характеров в литературе. Проблема человека и природы в современной поэзии и прозе. Проблема исторической памяти. Нравственные и эстетические искания русской литературы последних десятилетий ХХ в. Тема детства в русской литературе.
Жизнь и творчество (обзор)
РАССКАЗЫ «Танька», «Лапти» (возможен выбор других рассказов)
Нравственный пафос рассказов Бунина. Точность и выразительность деталей.
Слово о писателе
РАССКАЗ «Чудесный доктор»
Рассказ о великом русском хирурге Н.И. Пирогове, утверждение доброты и милосердия как высших ценностей жизни.
Жизнь и творчество (1 час)
ПОВЕСТЬ «Детство» (фрагменты) (3 час); рассказ «Старуха Изергиль» (Легенды о Ларре и Данко) (4 час) (возможен выбор двух других произведений)
Автобиографическая повесть «Детство», отражение в ней тяжелых картин жизни; умение писателя в атмосфере жестокости и эгоизма увидеть светлое и доброе начало в людях. Раннее романтическое творчество Горького. Прославление свободы, силы, воли и мужества. Романтическая приподнятость стиля, роль романтического пейзажа, прием контраста. Влияние творчества Горького на развитие родной литературы.
Жизнь и творчество (1 час)
СТИХОТВОРЕНИЯ «О доблестях, о подвигах, о славе...», «О, я хочу безумно жить...», «Россия» (возможен выбор трех других стихотворений). (7 час)
Лирический герой Блока. Два плана стихотворений Блока – реальный и символический. Преодоление лирическим героем ощущения трагической безысходности бытия. Обретение смысла жизни в любви к родине, тема родины в родной литературою.
Жизнь и творчество (1 час)
СТИХОТВОРЕНИЯ «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Нашему юношеству» (возможен выбор трех других стихотворений).
Гуманистический пафос творчества Маяковского, объединяющий его раннюю и зрелую лирику. Лирический герой Маяковского. Драматизм стихотворения «Хорошее отношение к лошадям». Тема поэта и поэзии. Уважительное отношение поэта к народам, населяющим Советский Союз, к их языкам и культуре. Влияние поэзии Маяковского на творчество поэтов – представителей родной литературы учащихся.
Жизнь и творчество (обзор)
СТИХОТВОРЕНИЯ «Нивы сжаты, рощи голы...», «Песнь о собаке», «Не бродить, не мять...» (возможен выбор трех других стихотворений)
Основополагающее значение темы родины в творчестве поэта. Любовь к родному краю, его природе, быту, традициям. Лирический герой Есенина. Ответственность человека за все живое на земле. Картины природы, передающие тончайшие душевные переживания лирического героя. Проникновенное чувство любви к родине у поэтов – представителей родной литературы, созвучное лирике Есенина.
Жизнь и творчество (обзор)
СТИХОТВОРЕНИЯ «Не с теми я, кто бросил землю...», «Мужество», «Лотова жена» (возможен выбор трех других стихотворений).
Обостренное чувство родины в дни тяжелых испытаний. Восприятие войны как борьбы за национальную культуру, за «великое русское слово». Глубокое понимание женской души, внутреннего мира женщины в стихотворении «Лотова жена», переосмысление в нем библейского мотива.
Жизнь и творчество (обзор)
СТИХОТВОРЕНИЯ «Снег идет», «Заморозки» (возможен выбор двух других стихотворений)
Художественное своеобразие лирики Б.Пастернака. Использование поэтом оригинальных, необычных тропов. Изображение природы в стихотворениях поэта.
Жизнь и творчество (обзор)
ПОВЕСТЬ «Собачье сердце» (в сокращении).
Проблема сохранения традиций культуры и духовности. Мир русской интеллигенции в ее взаимоотношениях с малообразованными представителями новой власти. Губительность противоестественного вмешательства людей в законы природы и общества. Реальность и фантастика у Булгакова. Трагическое и комическое в повести.
Жизнь и творчество (обзор)
РАССКАЗЫ «История болезни», «Интересная кража в кооперативе» (из «Голубой книги») (возможен выбор двух других рассказов
Природа комического в рассказах Зощенко. Образ повествователя. Обличение пошлости, невежества, мещанских нравов в сатире Зощенко. Юмористические произведения родной литературы, созвучные рассказам Зощенко).
Жизнь и творчество (обзор)
Рассказ «Цветок на земле» (возможен выбор другого произведения)
Мир детства в рассказе. Идея созидательного добра. Романтический пафос рассказа. Особенности языка и стиля.
Слово о писателе.
ПОВЕСТЬ «Алые паруса» (возможен выбор другого произведения)
Гуманистический пафос повести. Прославление силы, красоты, человечности. Романтические характеры героев.
Жизнь и творчество (обзор)
РАССКАЗ «Избушка в лесу» (возможен выбор другого рассказа)
Единство человека и окружающего его мира природы. Возвышающее и очищающее воздействие искусства на душу человека. Роль искусства в жизни родного народа.
Жизнь и творчество (обзор)
СКАЗКА-БЫЛЬ «Кладовая солнца» (возможен выбор другого произведения)
Тема бережного отношения к природе. Умение видеть удивительное в незаметном. Гармония человека и природы. Художественная функция пейзажа.
Жизнь и творчество (обзор)
СТИХОТВОРЕНИЯ «Не позволяй душе лениться...», «Некрасивая девочка» (возможен выбор двух других стихотворений)
Философские мотивы в лирике Заболоцкого в сопоставлении с лирикой родной литературы.
Жизнь и творчество (обзор)
ПОЭМА «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два бойца», «Поединок»).
Художественная панорама войны, поэтический памятник русскому солдату - победителю. Воплощение в Теркине лучших черт русского национального характера. Фольклорная основа образа Теркина. Юмор в поэме. Образ солдата в родной литературе.
Жизнь и творчество (обзор)
РАССКАЗ «Судьба человека» (в сокращении).
Героическое и трагическое в рассказе. Преодоление личной трагедии любовью. Жизнеутверждающий пафос рассказа. Роль пейзажных зарисовок в композиции рассказа.
Слово о писателе
РАССКАЗЫ «Чудик» и «Срезал»
Образы бескорыстных правдоискателей («чудиков») в рассказах, осуждение писателем эгоизма и бездушия.
Слово о писателе
РАССКАЗ «Как жаль»
Трагедия простых людей в тяжелой атмосфере тоталитарного режима.
Слово о писателе
РАССКАЗ «Гирманча находит друзей»
Мир подростков. Проблема преодоления национальных барьеров, путь к дружбе и взаимопониманию.
Слово о писателе
РАССКАЗ «Уроки французского» (в сокращении)
Нравственная проблематика рассказа. Духовная память человека как нравственная ценность. Образ учительницы, ее чуткость, глубокое понимание ею легко ранимой души подростка. Чувство собственного достоинства юного героя.
Слово о писателе
РАССКАЗ «Арктур – гончий пес»
Стремление живого существа любой ценой реализовать свое предназначение в жизни. Лаконизм прозы Казакова, роль детали.
И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов. Стихотворения не менее трёх авторов по выбору, например:
Слово о писателе
СТИХОТВОРЕНИЯ «Деревенские ночи», «Январское»
Тема родины в лирике поэта, вера в ее неисчерпаемые духовные силы. Гармония человека и природы. «Есенинское» направление в «тихой» лирике Рубцова.
Слово о писателе
СТИХОТВОРЕНИЯ «Тбилисские базары», «Ров»
Полнота и радость ощущения жизни. Красота мира и его беззащитность перед угрозой разрушения человеком.
Слово о писателе
ПЕСНИ «Молитва Франсуа Вийона», «Когда метель...»
Окуджава как поэт и как бард. Религиозные мотивы в поэзии Окуджавы. Поэт о гармонии и теплоте человеческих отношений.
Мифология и фольклор народов России как средоточие народной мудрости. Национальное своеобразие героических эпосов народов России, обусловленное особенностями исторической и духовной жизни каждого народа.
Героический эпос народов России: «Гэсэр», «Джангар», «Калевала», «Маадай-Кара», «Мёге Баян-Тоолай», «Нарты», «Олонхо», «Урал-батыр». Одно произведение по выбору во фрагментах, например:
Карело-финский мифологический эпос «Калевала» (фрагменты) (6 час)
Эпическое изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников.
Многообразие литератур народов России, отражение в них национальных картин мира. Общее и национально специфическое в литературах народов России. Различные религиозно-духовные корни национальных литератур народов России. Контактные связи русских писателей с писателями-представителями других литератур народов России.
Г. Айги, Р. Гамзатов, С. Данилов, М. Джалиль, Н. Доможаков, М. Карим, Д. Кугультинов, К. Кулиев, Ю. Рытхэу, Г. Тукай, К. Хетагуров, Ю. Шесталов.
Произведения не менее двух авторов по выбору, например:
Габдулла Тукай (5 час)
Слово о писателе. Влияние на творчество Тукая творчества русских поэтов АС. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.В. Кольцова, Н.А. Некрасова.
Стихотворения цикла «О, эта любовь!»
Лиризм стихотворений, использование традиционной формы газели. Фольклорные мотивы поэмы «Шурале». Тема родной земли, родного народа в поэме, своеобразие жанра. Переводческая деятельность Тукая, его переводы АС. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и других русских поэтов. Роль Тукая в формировании татарского литературного языка, в развитии татарской литературы.
Слово о писателе
СТИХОТВОРЕНИЯ из сборника «Европа – Азия».
Воспевание дружбы между народами. Гуманистический пафос стихотворений, их афористичность, глубокий лиризм, отражение в них народной мудрости.
Поэма «Бессмертие», близость образа героя поэмы образу Василия Теркина из одноименной поэмы Твардовского.
Трагедия «Не бросай огонь, Прометей». Переосмысление поэтом древнего мифа, тема жертвенности во имя идеала. Лейтмотив трагедии – вера в человека, надежда на его нравственное возрождение. Образ Прометея в мировой литературе.
Единство и многообразие мирового литературного процесса. Взаимодействие зарубежной, русской и родной литературы, отражение в них «вечных» проблем бытия. Античная литература. Гуманистический пафос литературы Возрождения. Европейский классицизм. Представление о героическом, высокое назначение человека, его способность противостоять превратностям судьбы. Сложность и противоречивость человеческой личности. Проблема истинных и ложных ценностей. Бунтарские порывы людей и их воплощение в литературе. Проблема выбора жизненного идеала и жизненного пути. Высокое звучание темы любви как одной из высших ценностей человеческого бытия в европейской, американской и восточной литературе. Идеал и действительность. Романтизм и реализм в зарубежной литературе. Человек, природа и общество. Тема детства в зарубежной литературе.
Многообразие проблематики и художественных исканий в литературе ХХ в., сатира и юмор, фантастика, сказка. Постановка острых проблем современной действительности в литературных произведениях.
Слово о Гомере.
«Илиада», «Одиссея» (фрагмент «Одиссей у Циклопа»).
Человек и судьба в древнегреческой литературе. Главные герои поэмы, своеобразие гомеровского эпоса.
Катулл
Слово о поэте.
Стихотворения: «Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить иль признательность друга...»
Щедрость души поэта, мотивы отчаянья и гнева в его лирике.
Гораций
Слово о поэте.
Ода «К Мельпомене» («Я памятник воздвиг...»)
Тема бессмертия поэтического творчества. Судьба произведения Горация в русской литературе.
Слово о поэте.
Цикл "Рубаийат" (3 рубаи по выбору).
Философские миниатюры Хайяма. Проблема жизни и смерти, любви и дружбы.
Жизнь и творчество (обзор)
«Божественная комедия» «Ад», 5-я песня (история Паоло и Франчески).
Гуманистическая основа произведения. Столкновение права человека на свободу чувств с требованием христианского самоограничения.
Жизнь и творчество (обзор)
Роман «Дон Кихот» (фрагменты).
Образ «глупого мудреца», его философский смысл. Рациональное и эмоциональное в человеке. Соотношение мечты и реальности в жизни. Дон Кихот как вечный образ.
Жизнь и творчество (обзор)
ТРАГЕДИИ: «Ромео и Джульетта» (фрагменты), «Гамлет» (фрагменты)
Бессмысленная вражда, ненависть, несущие горе людям. Отражение «вечных тем»: любовь, преданность, вражда, месть. Диалектика добра и зла в трагедии «Гамлет». Сложный, противоречивый образ главного героя. Гамлет в ряду «вечных образов».
СОНЕТЫ: № 66 («Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж...»); № 130 («Ее глаза на звезды непохожи...»)
Художественное своеобразие лирики Шекспира.
Жизнь и творчество (обзор)
КОМЕДИЯ «Мещанин во дворянстве» (фрагменты).
Проблема подлинной и мнимой культуры. Особенности сатиры и юмора у Мольера. Особенности классицистической драматургии.
Жизнь и творчество (обзор)
ТРАГЕДИЯ «Фауст»: Пролог на небе, сцена договора (фрагменты).
Интерпретация народной легенды о докторе Фаусте. Поиск смысла жизни в трагедии. Диалектика добра и зла. Проблема разума и сердца, образы Фауста и Маргариты. Жажда познания как свойство человеческой природы.
Жизнь и творчество (обзор)
Баллада «Перчатка» (возможен выбор другого произведения).
Идея чести и человеческого достоинства в балладе. Напряженностью сюжета и неожиданность развязки.
Жизнь и творчество (обзор)
Поэма «Паломничество Чайльд-Гарольда» (возможен выбор другого произведения)
Образ главного героя, его странствия, знакомство с бытом и жизнью различных народов, восхищение их красотой и самобытностью. Своеобразие «байронического» героя.
Слово о писателе
НОВЕЛЛА «Маттео Фальконе» (Возможен выбор другого произведения)
Характер главного героя как двигатель сюжета.
Слово о писателе
НОВЕЛЛА «Падение дома Ашеров» (Возможен выбор другого произведения)
Фантастические события и реальное их объяснение. Образ главного героя. Романтический пейзаж.
Слово о писателе
РАССКАЗ «Дары волхвов» (Возможен выбор другого произведения)
Смысл названия рассказа. Любовь как дар; жертвенная сущность любви. Неожиданность и закономерность финала.
Жизнь и творчество (обзор)
РАССКАЗ «Любовь к жизни» (Возможен выбор другого произведения)
Северные рассказы Дж. Лондона. Изображение мира мужественных, сильных, волевых людей. Север как мерило истинной ценности человека, силы его духа.
Слово о писателе
Сказка «Маленький принц»
Жанр философской сказки. Мудрость детского восприятия мира. Духовное и материальное, красивое и полезное в иерархии жизненных ценностей. Тема любви и дружбы. Ответственность как основа человеческих отношений.
Х.К. Андерсен, Р. Бернс, Р. Брэдбери, У. Блейк. Ж. Верн, Ф. Вийон, Г. Гейне, У. Голдинг, В. Гюго, Д. Дефо, А.К. Дойл, Р. Киплинг, Л. Кэррол, Ф. Купер, Дж. Свифт, Л. Стивенсон, Дж. Сэлинджер, М. Твен, Э. Хемингуэй. (8 час)
Возможен выбор трех авторов из указанного списка, например:
Жизнь и творчество (обзор)
Роман «Путешествие ...Гулливера»
Сатирическое изображение пороков современного общества. Особенности сатиры Свифта.
Жизнь и творчество (обзор)
Сказка «Снежная королева»
Нравственная основа сказки. Тема верности и мужества, добра и зла. Символические образы в сказке.
Жизнь и творчество (обзор)
«Приключения Тома Сойера» (фрагменты)
Мир подростков, полный поэзии и романтических приключений.
· Художественная литература как искусство слова.
· Художественный образ.
· Устное народное творчество. Жанры фольклора.
· Литературные роды и жанры.
· Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.
· Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция, стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.
· Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.
· Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.
· Взаимосвязь и взаимовлияние национальных литератур.
· Общее и национально-специфическое в литературе.
· Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
· Выразительное чтение художественного текста.
· Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).
· Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.
· Заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов.
· Анализ и интерпретация произведения.
· Сопоставление произведений русской и родной литературы на основе общности тематики, проблематики и жанра, выявление национально обусловленных различий.
· Самостоятельный перевод фрагментов русского художественного текста на родной язык.
· Составление планов и написание отзывов о произведениях.
· Написание изложений с элементами сочинения,
· Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.
· Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Требования к уровню подготовки выпускников основной школы
· образную природу словесного искусства;
· содержание изученных литературных произведений;
· основные факты жизненного и творческого пути А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого;
· изученные теоретико-литературные понятия;
· воспринимать и анализировать художественный текст;
· выделять смысловые части художественного текста, составлять план и тезисы прочитанного
· определять род и жанр литературного произведения;
· выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев;
· характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
· сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
· сопоставлять произведения русской и родной литературы, близкие по тематике, проблематике, жанру, раскрывать в них общие черты и национально обусловленные различия;
· выявлять авторскую позицию;
· выражать свое отношение к прочитанному;
· выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
· владеть различными видами пересказа;
· строить устные и письменные высказывания в связи с изученными произведениями русской и родной литературы;
· участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
· писать отзывы о произведениях, самостоятельно прочитанных на русском и родном языках; изложения с элементами сочинения;
· самостоятельно переводить на родной язык фрагменты русского художественного текста;
· создания связного устного и письменного текста на русском языке с учетом норм русского литературного языка;
· определения своего круга чтения по русской литературе, выбора произведений, обладающих эстетической ценностью, и правильной их оценки; понимания иноязычной русской литературы и культуры; формирования культуры межнациональных отношений.
· поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
[1] Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников
[2] Предлагаемый список произведений является примерным и может варьироваться и пополняться в разных субъектах Российской Федерации.
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕННИЙ С РОДНЫМ (НЕРУССКИМ) ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ Пояснительная записка Статус документа Примерная программа по русской литературе для школ с род
Проект социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста "Живем вместе"
Профессиональное самоопределение
Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего дошкольного возраста
Психолого-педагогические аспекты тестирования
Размещение производительных сил и региональная экономика
Разработка двух уроков английского языка для средней школы
Разработка двух уроков по истории Великобритании
Разработка контрольного урока "Знаем, умеем, покажем"
Региональная программа дошкольного образования
Рекомендации воспитателям по осуществлению дифференцированного подхода в обучении вычислительной деятельности детей дошкольного возраста
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.