База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

Принцип классификации природы — Наука и техника

Краснова Е.М.

Современное естествознание, накопив огромный экспериментальный материал, в своем поступательном движении ощущает необходимость определить характерные особенности форм существования материи, являющихся предметом конкретных естественных наук.

Термин "форма существования материи" традиционно употребляется при характеристике движения, пространства и времени. Как философская категория это понятие в марксистской философии не рассматривается. Автор считает возможным использовать термин "форма существования материи" в особом, самостоятельном типологическом смысле при классификации объектов научного познания.

В каждый отрезок времени классификация форм существования материи должна соответствовать уровню фундаментальных научных теорий. Такими теориями в современной науке являются диалектический материализм и фундаментальные понятия физики. Очевидно, что законы и категории диалектического материализма и основные законы физики должны лежать в основе классификации Природы.

Диалектический материализм и современная физика признают внутреннее единство материи и движения, и это обязывает нас при рассмотрении наиболее общей классификации материальных систем отыскать единый принцип характеристики видов материи (субстрата) и форм ее движения, который позволил бы объединить эти философские категории в единую - в понятие "форма существования материи" (ФСМ).

Фундаментальными свойствами природы являются следующие:

1. Мир материален (M);

2. Материя находится в вечном движении, которое осуществляется в пространстве (L) и во времени (T).,

Самодвижение в пространстве достаточно глубоко освоено физикой (механикой). Это прямолинейное равномерное движение. Самодвижение во времени является проблемой, с которой связаны все критические состояния естествознания. Дело в том, что фундамент естествознания, - физика с ее математическим методом, не знает непрерывного самодвижения во времени . Физика относится к точным наукам и изучает КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ явлений. При этом оказывается, что физика не в состоянии написать формулу (формализовать) поведения животного, человека, общества и многое другое.

В мире нет ничего, кроме вечно движущейся, вечно изменяющейся материи. Встает вопрос: есть ли в нем что-нибудь, что не поддается количественной характеристике? Такой вопрос стоял уже перед классическим пифагорийцем - Платоном. Он отвечал на него, например, так: "Счета недостаточно для познания конкретного предмета, нужно найти единство противоположностей" . Отсюда логично прийти к выводу, что количественная характеристика не раскрывает сущности борьбы в единстве противоположностей, т.е. сущности процесса развития или, в более общем виде, непрерывной изменчивости во времени.

В физике широко известны методы описания явлений, изменяющихся во времени - методы дифференциального исчисления. Однако они применимы в рамках ограниченного изменения во времени, т.е. пока изменения количества не привели к изменению качества системы. "... количество представляет собой определение, составляющее уже не природу самой вещи, а некоторое безразличное отличие, с изменением которого вещь остается тем, что есть . Именно в этих рамках и занимается изменением во времени дифференциальное исчисление.

Примером непрерывного изменения во времени является самодвижение электрона на орбите, атомов и молекул в растворах и газах. В каждое мгновение электрон и находится в определенном месте, и не находится в нем. При этом непрерывно меняется направление и скорость движения. То же самое происходит с каждым живым организмом. Он тот и уже не тот в каждое мгновение времени. Непрерывным самоизменением во времени обладают и такие формы существования материи, как гравитоны, сознание, о чем речь будет еще впереди.

Для характеристики явлений непрерывного изменения во времени в физике применяется метод статистического анализа, в котором поведение систем определяется как среднее из множества. Естественно, что среднестатистические характеристики не вскрывают явления непрерывного самоизменения во времени, т.е. сущности развития каждой системы и даже затушевывают его. "Статистическая физика - это капитуляция науки перед многообразной сложностью мироздания" .

Увы, физика еще не доказала, что сущность всех явлений заключена в числе, как полагали пифагорийцы и их последователи.

Во всяком случае, в настоящее время не потеряло истинность учение Гегеля о количестве. Количественной характеристике поддаются не все предикаты природы: "... мысль о числе недостаточна для того, чтобы выразить посредством нее определенную сущность или понятие вещей" , то есть, дело здесь не в объектах познания, а в предикатах их.

Чем же можно воспользоваться из представлений физиков для характеристики непрерывного самодвижения во времени?

Первое качество можно вывести из следующего предположения физиков: двигаясь с огромной скоростью в малом пространстве "дозволенной орбиты", электрон так часто возвращается в каждую точку орбиты, что создает эффект сплошного облака, а это значит, что электрон непрерывно меняет направление движения, т.е. непрерывно меняется во времени.

Во-вторых, из формулы Е = мс2 логически приходим к выводу, что энергетическая насыщенность этого движения равна таковой движения в пространстве (сТ = с1). Такой вывод основывается на гегелевском представлении о физической сущности квадрата скорости в определениях энергии.

Реальное движение есть результат взаимодействия двух видов движения.

По мнению Гегеля, эти движения (движение в пространстве и движение во времени) "... необходимо, далее, привести в связь друг с другом, и этот синтез, определяющий величину движения, сам является квадратом" . Современная физика математически доказала правильность общего хода мысли Гегеля, создав количественную характеристику движения материи в формуле Е = мс2, определив, таким образом, что общая энергия системы равна массе, умноженной на максимальную скорость самодвижения во времени и самодвижения в пространстве, каждая из которых равна скорости света. С качественной стороны формулу можно записать как Е => М Т L.

Диалектический материализм и современная физика признают также единство временных и пространственных изменений материи, однако "раздвоение единого и познание противоречивых частей его ...есть ...суть ...диалектики" , поэтому необходимо отыскать, какие противоположные свойства представлены в этом единстве. Характеристика этого пути исследования дана В.И. Лениным: "Две основные концепции развития (эволюции) суть: развитие как уменьшение и увеличение, как повторение, и развитие, как единство противоположностей (раздвоение единого на взаимоисключающие противоположности и взаимоотношение между ними)".

При первой концепции движения остается в тени самодвижение, его двигательная сила, его источник, его мотив (или сей источник переносится во вне – бог, субъект, etc.). При второй концепции главное внимание устремляется именно на познание источника само"движения"... Только вторая дает ключ к "самодвижению" всего сущего; только она дает ключ к "скачкам", к "перерыву постепенности", к "превращению в противоположность", к уничтожению старого и возникновению нового" . Вторая концепция является краеугольным камнем исследования форм существования материи. Это значит, что необходимо прежде всего исследовать процесс самодвижения материальных систем и в этом явлении понять: единство каких противоположностей характерно для данного способа существования материи.

Материя, самодвижение в пространстве и самодвижение во времени обладают такими противоположными свойствами, как абсолютность и относительность, вечность и бренность, безграничность и ограниченность. Абсолютность, безграничность и вечность проявляются только в характеристике Вселенной и не могут быть использованы для классификации конкретных форм существования материи.

Внимание ученых все больше привлекают такие противоположные качества материи, движения в пространстве и движения во времени, как непрерывность и дискретность, что является прямым доказательством все большего проникновения диалектики в процесс познания природы. "Величина либо непрерывна, либо дискретна. Однако каждому из этих двух видов величины присуща как дискретность, так и непрерывность с той лишь разницей, что у дискретной величины принципом является дискретность, а у непрерывной - непрерывность" .

В дальнейшем в статье разделение дискретности и непрерывности проводится автором в этом, гегелевском смысле, т.е. имеется в виду, что дискретной величине присуща и непрерывность, но как подчиненный момент, а непрерывная величина содержит, в качестве подчиненного момента, дискретность.


Краснова Е.М. Современное естествознание, накопив огромный экспериментальный материал, в своем поступательном движении ощущает необходимость определить характерные особенности форм существования материи, являющихся предметом конкретных естественны

 

 

 

Внимание! Представленная Статья находится в открытом доступе в сети Интернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
Советуем не рисковать. Узнай, сколько стоит абсолютно уникальная Статья по твоей теме:

Новости образования и науки

Заказать уникальную работу

Похожие работы:

Классификация наук (философская проблема)
Суть жизни и искусственный интеллект
В. И. Вернадский — ученый и организатор науки
Джордж Сорос и проблемы глобализации
Случаи выздоровления - не случайны!
“Тёмная масса”. О механизме возникновения иллюзии нехватки массы
Очерк общей теории старения и где ошибаются современные геронтологи
Незримое одеяние голых тварей
Относительность неравенств Белла или Новый ум голого короля
Физическая природа формирований конфигураций фигур вращения электронных оболочек атомов

Свои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru