курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
В годы Великой Отечественной войны, казалось бы, мирная проблема всеобуча стала рассматриваться как серьезная государственная задача огромного политического, хозяйственного и оборонного значения. Война со всей очевидностью доказала, что в прямой зависимости от всеобуча находятся подготовка кадров для народного хозяйства, пополнение рядов армии, а в перспективе – будущее СССР. Вот почему партия требовала довести до сознания каждого советского человека, что борьба за всеобуч – боевая политическая задача дня.
Сложность обстановки военного времени нарушила последовательное осуществление программы всеобуча, заставила отсрочить введение обязательного всеобщего среднего образования, намечавшееся третьим пятилетним планом и ограничиться задачей сохранения контингента учащихся общеобразовательной школы при осуществлении всеобщего обязательного начального обучения в сельской местности и неполного среднего – в городах и поселках. Однако и эта задача оказалась невероятно сложной, в ряде районов и областей часть детей не явилась на занятия даже в те школы, которые своевременно начали учебный год и продолжали нормально работать. [6. c. 30]
Особенность военных и первых послевоенных лет – огромное количество неполных семей, в которых главой семьи оказывалась женщина, что было связано с гибелью целых возрастных групп мужчин. Гибель значительной части мужского населения страны во время войны создала для миллионов семей тяжелую, часто катастрофическую ситуацию. Появилась многочисленная категория семей, состоящих из вдов и матерей-одиночек. На женщину легли двойные обязанности: материальная поддержка семьи и забота о самой семье и о воспитании детей. Хотя государство и взяло на себя, особенно в крупных промышленных центрах, часть заботы о детях, создав сеть яслей и детских садов, но их было недостаточно. Зачастую молодежь шла на производство и в связи с этим бросала обучение в средней школе, этот шаг был вызван крайней нуждой, в которой оказалось большинство семей того времени. [7, с.115]
Прекращение посещения школы также во многом было связано с тем, что часто не хватало денег в семье на обувь, одежду, играло значение и удаленное расположение школ, в частности в сельской местности. В сельской местности школы строились в основном или за счет самообложения колхозников, или методом «народной стройки». Кроме того, к началу 1950-х годов в основном удалось восстановить разрушенные школьные здания, что позволило несколько разгрузить образовательные учреждения и перейти от 2--3-сменного обучения к обучению в 1--2 смены. [8, с. 198]
Часто не охваченными всеобщим образованием оказывались дети, потерявшие родителей в результате войны. Эта категория образовалась благодаря тому, что наблюдалась слабая организация учета детей, которые были эвакуированы с оккупированных территорий вследствие массовой гибели взрослых. При осуществлении первого послевоенного пятилетнего плана восстановления и развития народного хозяйства встретились серьезные трудности, среди которых следует сказать о большом перемещении населения в связи с реэвакуацией людей в родные места. Это обстоятельство, вызванное войной, требовало установления гибкой и оперативной системы учета детей, подлежащих обязательному обучению. Выполняя огромную работу по восстановлению и расширению школьной сети и вовлечению в школу детей, возвращающихся с родителями из эвакуации или отсеявшихся из школ во время войны, органы народного образования обращали особенно большое внимание на полный охват обучения детей, окончивших начальные школы. Успешное выполнение послевоенной пятилетки создало необходимые условия к расширению всеобщего обязательного обучения детей и подростков.
Детские дома были переполнены сиротами. Поэтому часть подростков оказывались в роли беспризорников, такая ситуация вела к росту детской преступности. Во многих местах СССР нередко занятия проводились в крестьянских избах и даже землянках. Занятия в школах велись в две - три смены. В основном оно осуществлялось министерствами просвещения республик. Кроме того, значительное число школ построили другие министерства и ведомства. Возникло массовое патриотическое движение за восстановление и строительство школ методом народной стройки. Оно началось на Украине и охватило впоследствии всю страну.
Таким образом, задача введения всеобуча была актуальна еще в годы войны, особое значение она приобрела в первые послевоенные годы, поскольку правительством и партией ставилась задача не просто восстановления народного хозяйства, но и построение мощной экономики, что невозможно без квалифицированных кадров, однако ее осуществление сталкивалось с рядом трудностей. Одной из глобальных проблем всеобуча явился уход учащихся из школ, который был вызван в ряде случаев трудностями военного и послевоенного времени (тяжелым материальным положением семей, ростом неполных семей, ростом детей-сирот), недостаточной организацией образовательного процесса.
Выше уже было сказано о том, что задача всеобуча была очень сложной, однако на ее решение были затрачены и материальные средства, но использовались и идеологические методы работы над этой проблемой.
Там, где местные органы народного образования перестроили работу в соответствии с условиями военного времени, они добивались в осуществлении всеобуча положительных результатов.
В 1943 г. были утверждены новые инструкции об организации учета детей и приняты меры строгого контроля за осуществлением всеобщего начального обучения. Дальнейшее усовершенствование, гибкость и эффективность формы государственного учета детей и контроля за осуществлением всеобуча приобрели в том же, 1943 году, когда была введена отчетность в соответствии с постановлениями правительства Союза CCP об устройстве детей, оставшихся в годы войны без родителей и об обучении работающих подростков без отрыва от производства. Все эти формы учета сохраняли свое действенное значение и в течение ряда послевоенных лет.
Во второй половине 1941/42 учебного года деятельность Наркомпроса РСФСР по руководству борьбой за всеобуч приобретает более оперативный характер. Наряду с рассылкой инструкций, распоряжений, приказов оказывалась непосредственная помощь местным органам народного образования в решении практических вопросов организации всеобщего обязательного обучения детей и подростков. Так, в апреле 1942 г. в г. Кирове Наркомпросс РСФСР провел межобластное совещание руководителей отделов народного образования Северо-Востока, Урала и Сибири. В нем участвовали представители Кировской, Молотовской, Свердловской, Новосибирской и Иркутской областей. Алтайского края. Коми АССР и отдела школ Управления железной дороги. Совещание обсудило итоги работы школы в военных условиях и задачи подготовки к новому учебному году. Совещание наметило меры по реализации всеобуча (возвращение детей в школу, предотвращение второгодничества), осуществление которых способствовало улучшению всеобщего обучения в стране. Итоги борьбы за всеобуч в первом военном учебном, а также задачи центральных и местных органов народного образования, школ и общественности на предстоявший период получили отражение, глубокое обоснование и необходимую перспективу в распоряжении CHK СССР от 30 июля 1942 г. «О вовлечении в школы всех детей школьного возраста и использовании школьных зданий по назначению». В целях приближения школы к месту жительства детей и обеспечения тем самым полного охвата ребят школьного возраста обучением совнаркомы союзных и автономных республик разрешили создание дополнительных школ (или их филиалов) сельской местности со сниженной против обычного нормой наполняемости классов. Такого рода меры требовали, конечно, значительных дополнительных ассигнований, но зато они обеспечивали эффективность и действенность борьбы за всеобуч, которую самоотверженно вели органы народного образования, школы, учительство.
Усилия партийных и советских органов в борьбе за всеобуч давали положительные результаты. Хорошо справились с задачей ликвидации отсева учащихся некоторые ряд школ по всему СССР, в частности в Горьковской, Кировской и других областях. Забота партии и правительства об охвате обучение всех детей и подростков, особенно тех, кто в силу причин разного рода прекратил посещение школы, выразилась также в организации новых типов учебно-воспитательных заведений. Во время Великой Отечественной войны была создана школа рабочей молодежи (ШРМ) — новый тип общеобразовательной школы, предназначавшейся для продолжения образования юношами и подростками, занятыми трудом в промышленном производстве. 6 июля 1944 г. СНК СССР принял Постановление №829 «Об организации вечерних школ сельской молодежи», в которые принимали молодежь и подростков с 14-летнего возраста [5, с. 292–293]. Обучение в вечерних школах сельской молодежи проводилось без отрыва от сельскохозяйственных работ. Учебный год в вечерних школах начинался 1 ноября и заканчивался 1 мая.
Этим учащимся предоставлялся ряд льгот: бесплатное обучение во всех классах, дополнительные отпуска на время экзаменов в выпускных классах с сохранением заработной платы по месту работы. Создание школ этого типа имело огромное значение и полностью оправдало себя. Десятки тысяч подростков, вынужденно прервавших учебу и самоотверженно трудившихся во имя победы, получили возможность закончить общеобразовательную школу.
Буквально в первые мирные дни, 21 июня 1945 г., СНК СССР было издано специальное распоряжение “Об установлении для лиц, работающих на производстве и обучающихся в школах рабочей молодежи, дополнительных отпусков на период выпускных экзаменов (в VII и Х классах). Позже были приняты различные постановления для развития системы школ для рабочей молодежи. Так, к концу первой послевоенной пятилетки число таких школ составило 20, 5 тыс., в которых обучалось почти 1,5 млн. человек. К концу 50-х годов число учащихся в этих школах достигло 1,8 млн. человек. Школы рабочей молодежи давали выпускникам неполное среднее и среднее образование без отрыва от производства. Учащиеся школ рабочей и сельской молодежи получали тот же объем общеобразовательных знаний, что и в обычных школах. К числу общеобразовательных школ, созданных во время войны, относились также суворовские и нахимовские военные училища.
По Горьковской области в 1948–1949 учебном году отсев учащихся из общеобразовательных школ составил 22056 человек, то в 1950–1951 учебном году – 13219 человек. В послевоенный период, в условиях восстановления экономики, народное образование в городе получает дальнейшее развитие. Это были годы огромного напряжения сил, колоссальной работы учительства, общественности, руководства города по быстрейшему налаживанию нормальной школьной жизни. Многое надо было восстановить, многое создать заново. Война помешала осуществить в стране переход к обязательному семилетнему и среднему всеобучу. Школьная сеть в Горьком из-за трудностей военного времени претерпела изменения, к 1946 году количество средних школ сократилось по сравнению с тем, что было в 1940 году. Отчет ГОРОНО за 1945/46 учебный год свидетельствовал: “На 1 октября 1945 г. в городе 13 школ: две средние (№ 1 и 2), семь семилетних (№ 3, 4, 5, 9,11,12, 24), две начальные (№ 6 и 7), две школы рабочей молодежи. В них учатся 4648 человек, работают 177 учителей, по образованию: с высшим — 35, незаконченным высшим — 56, специальным средним — 70, общим средним — 12, начальным — 4. Школы переполнены, нет наглядных пособий, 80 детей не посещают занятий в основном из-за тяжелого материального положения” [1]. Постепенно в городе налаживалась мирная жизнь. В конце 40-х-годов Наркомпрос РСФСР принимает ряд нормативных документов, регламентирующих учебный процесс в послевоенной школе, в частности: “Положение о золотой и серебряной медали” (от 30.05.45 г.), “Об отмене военной подготовки в школах” (от 30.08.46 г.), “О преподавании логики и психологии в выпускных классах школ” (от 4.12.46 г.) Ставится задача введения всеобщего обязательного обучения молодежи. Начинается бурное жилищное строительство, возникает потребность в новых школьных зданиях и детских дошкольных учреждениях. Городское учительское совещание в январе 1950 года констатировало: “... все школьные здания отремонтированы, электрифицированы, в большинстве школ проведено радио. Из 240 учителей лишь трое не соответствуют образованию... [2].
Особенности системы школ рабочей и сельской молодежи заключалась в том, чтобы она смогла получить соответствующее образование без отрыва от производства. Но эти школы, зачастую, не имели своей материальной базы. Тем не менее, это система доказала свою эффективность. Тысячи молодых людей получили в них образование, чему способствовали адаптационные качества ШРМ и ШСМ (социально однородная среда и сравнительно однородный возрастной состав). Статусные позиции ШРМ и ШСМ были неоднородны. Учащиеся ШРМ имели бóльшие возможности для учебы и карьерного роста.
Целью ШРМ было дать рабочей молодежи необходимое общее образование без отрыва от производства. С первых шагов ШРМ столкнулись с серьезными трудностями. Фактическое отсутствие собственной материальной базы, за что ШРМ прозвали «пасынками системы народного образования», нехватка опытных учителей (до 50% из них было совместителями), низкий уровень подготовки учащихся и их систематическая задержка на сверхурочных работах существенно затрудняли деятельность ШРМ. При этом зарплата учителя ШРМ была на 15% ниже, чем у учителей детских школ. Многочисленные проблемы способствовали отсеву учащихся из ШРМ в течение учебного года. По школам Горьковской и Кировской областей он достигал в среднем 30%. Тем не менее, работая в крайне неблагоприятных условиях ШРМ доказали свою эффективность и востребованность. За 1946–1951г.г. из ШРМ по Горьковской области было выпущено с семилетним образованием 4700 чел., с законченным средним – 1500. Увеличился приток молодежи в ШРМ. В 1952–1953 учебном году в Горьковской области было принято 1067 чел. сверх плана. Не в последнюю очередь популярность ШРМ среди молодежи была связана с тем, что за обучение в старших классах этих школ не взималась плата как в детских школах. Кроме того, окончание ШРМ открывало перед молодым рабочим путь для продолжения обучения в техникумах и вузах.
ШСМ создавались с той же целью, что и ШРМ с той лишь разницей, что давали общее образование сельской молодежи. Как правило, ШСМ создавались в виде отдельных классов при детских школах. Они не пользовались популярностью среди сельской молодежи. Прежде всего, это было связано с малым сроком обучения в ШСМ. Официально учебный год длился с ноября по май, однако часть школ работала еще меньшее время. Так, в 1949–1950 учебном году 45% ШСМ Горьковской и Кировской областей работали 100–125 дней. Кроме того, сельская молодежь, лишенная паспортов и, соответственно свободы, не имела возможности продолжать свое образование. Более интенсивно государством использовался сверхурочный труд сельской молодежи, что приводило к большим перерывам в занятиях, а иногда и к массовому закрытию школ. Только в 1949–1950 учебном году в Горьковской области было закрыто 3 семилетних школы и 9 самостоятельных классов. [9, с. 105]
Одной из форм всеобуча стало открытие суворовского и нахимовского военных училищ. Военные училища были закрытыми учебно-воспитательными заведениями для мальчиков. Они давали общее среднее образование и начальную военную подготовку. Воспитанники училищ находились на полном государственном обеспечении. Преимущества в приеме предоставлялись сыновьям советских воинов и партизан, погибших в борьбе с врагом. Выпускники этих училищ готовились к пополнению офицерского состава Советской Армии после окончания специальных военных учебных заведений, в которые они принимались без вступительных экзаменов.
Таким образом, советская общеобразовательная школа послевоенных лет представляла собой динамично развивающийся социальный институт, которая не только добилась восстановления довоенного потенциала, но и превзошла этот уровень. Горьковская область располагала мощным промышленным потенциалом, обладала высокой плотностью населения. Следствием этого была более высокая материальная обеспеченность горьковских школ, однако остро стоял вопрос об отсутствии зданий для школ и проблемы с обеспечением горячими завтраками учащихся. В целом по Горьковской области наблюдалось сокращение отсева молодежи из школ благодаря ряду мероприятий, в частности открытию ШРМ и ШСМ, несмотря на ряд существовавших проблем.
Как выше было показано, одной из важнейших задач послевоенных лет в области школьного образования было осуществление всеобщего обучения детей во всей стране. Государственный план развития народного хозяйства на 1946-1950 гг. предусматривал доведение числа начальных, семилетних и средних школ до 193 тыс., а количества учащихся – до 31,8 млн. человек с тем, чтобы обеспечивать всеобщее обучение детей с семилетнего возраста, как в городе, так и в деревне. [10, с.112]
В Постановлении Совета Министров РСФСР от 26 января 1949 г. говорится о повсеместном вовлечении в школу всех детей и подростков, не имеющих законченного начального образования, о полном охвате в городах и рабочих поселках детей и подростков семилетней школой и дальнейшее увеличение числа учащихся, заканчивающих среднюю школу; в сельской местности перевод в V классы всех детей, оканчивающих начальную школу, и увеличение числа учащихся, обучающихся в семилетней и средней школе… [3]
В области образования происходили только количественные изменения. Уже к концу первой послевоенной пятилетки ассигнования на школьное образование увеличились более чем в два с половиной раза по сравнению с 1940 г. За 10 послевоенных лет в стране было построено и восстановлено более 30 тыс. учебных заведений на 5 млн. мест. Организация народного образования в первые послевоенные годы проходила в исключительно трудных условиях: не хватало школьных помещений, учебников, наглядных пособий и письменных, ощущался острый недостаток учителей. [11, с.200].
Страна приступила к реализации семилетнего всеобуча, повсеместному расширению сети школ-семилеток, созданию лучших условий для посещения детьми семилетних школ (организация подвоза учащихся, создание пришкольных интернатов для детей, живущих вдали от школы, и др.). Органы народного образования союзных и автономных республик обращали большое внимание на вовлечение девочек в семилетние школы. Одновременно была проведена работа по вовлечению в старшие классы полной средней школы, окончивших семилетку. На основе решения XIX съезда ВКП(б) (1952) о постепенном переходе ко всеобщему среднему образованию и увеличению строительства школ в городах и на селе на 70% по сравнению с предыдущей пятилеткой в союзных и автономных республиках составлялись планы дальнейшего расширения сети средних школ. В 1953/54 учебном году в РСФСР было открыто свыше одной тысячи средних школ и принято в восьмые классы 110 тысяч учащихся.
Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» (1958 г.) реорганизовал семилетнюю школу в восьмилетнюю трудовую политехническую школу. [11, с. 302].
В Резолюции XIX съезда ВКП(б) от 10 октября 1952г. указано о том, что необходимо завершить к концу пятилетки переход от семилетнего образования на всеобщее среднее образование (десятилетка) в столицах республик городах республиканского подчинения, в областях, краевых и крупнейших промышленных центрах. Подготовить условия для полного осуществления в следующей пятилетке всеобщего среднего образования (десятилетка) в остальных городах и сельских местностях. В целях дальнейшего повышения социалистического воспитательного значения общеобразовательной школы и обеспечения учащимся, заканчивающим среднюю школу, условий для свободного выбора профессий приступить к осуществлению политехнического обучения в средней школе и провести мероприятия для перехода ко всеобщему политехническому обучению. [4, с. 362]. Много внимания в послевоенные годы уделялось образованию взрослых. В 50-е годы значительно возросло количество учащихся старших классов средней школы. Если в 1950/51 учебном году в VIII—Х классах училось 2 млн. человек, а уже в 1955/56 учебном году их стало 6 млн. человек. В целом к концу 50-х годов общее количество учащихся несколько уменьшилось, в связи с тем, что к этому времени уже закончили школу лица (переростки), которые не имели в военные годы возможности получить образование.
Во второй половине 50-х годов, после XX съезда КПСС (1956 г.), в соответствии с его решениями, были созданы учебные заведения нового типа (школы-интернаты), в которые принимались дети одиноких матерей, инвалидов труда и войны, а также дети, для воспитания которых в семье отсутствовали необходимые условия. Рост числа интернатов обусловливался также и тем, что появление средних школ в сельской местности приводило к необходимости организации пришкольных интернатов из-за удаленности жилья учащихся от школ, в которых они учились. В послевоенный период много внимания уделялось проблеме укрепления связи школы с жизнью, в частности политехническому обучению в школе. Так, в школах РСФСР с 1954/55 учебного года в учебный план были введены следующие предметы: в I—IV классах—труд, в V—VII классах—практические занятия в мастерских и на учебно-опытных участках, в VIII—Х классах — практикумы по машиноведению, электротехнике и сельскому хозяйству. [12, с.90]
В 50-е гг. свое дальнейшее развитие получила система заочного обучения. После окончания вечерней школы сельской молодежи выпускники имели право продолжить свое образование в среднеспециальных, среднетехнических или высших учебных заведениях. Многие здания сельских школ находились в аварийном состоянии и заниматься в них было просто опасно. Поэтому районные отделы народного образования неоднократно обращались с ходатайством перед облоно и облисполкомом о выделении средств на ремонт и строительство новых зданий школ. Это была, пожалуй, самая трудноразрешимая проблема, так как ее решение требовало огромных материальных затрат. Несмотря на трудности, связанные с послевоенным восстановлением и развитием сельского хозяйства, в 50-е гг. развернулось активное школьное строительство, в том числе и на селе. Основная часть сельских школ, вступивших в строй в 50–60-е г., была построена на средства колхозов и совхозов. За годы войны экономическое состояние колхозов и совхозов значительно ухудшилось, но крестьяне прекрасно понимали, что государство еще не в состоянии обеспечить финансирование строительства школ в необходимом объеме. Председатели колхозов на общих собраниях и сходах убеждали односельчан в необходимости помощи школам, так как речь по большому счету шла о будущем сел и деревень, о подрастающем поколении. Сознательная инициатива руководителей хозяйств выразилась в значительной материальной помощи школам. В 1949 г. колхозы и совхозы Горьковской области выделили 17,9 млн. руб. на строительство и ремонт школьных помещений, в 1950 г . – 21,4 млн. руб., в 1951 г . – 27,9 млн. руб.[5, с.112]
Стремясь создать лучшие условия для обучения детей, крестьяне поддерживали инициативу правления колхозов и совхозов, во время субботников и воскресников порою все село трудилось на строительстве школы. С целью оказания материальной поддержки колхозам и совхозам в деле школьного строительства Совет Министров СССР в апреле 1958 г. принял Постановление «Об оказании колхозами совхозам помощи в школьном строительстве» [13, c. 412–413], в соответствии с которым колхозам и совхозам выделялись целевые кредиты, а также оказывалась помощь в приобретении строительных материалов и школьного оборудования. Все оборудование и учебно-методическое обеспечение передавалось вновь создаваемым крупным школам, где, таким образом, были созданы лучшие условия для обучения детей. Фактически произошла ликвидация малокомплектных сельских школ, не имевших ни прочной материальной базы, ни достаточного кадрового обеспечения.
До войны вечерние и заочные школы работали по учебным планам, программам и учебникам общеобразовательной школы, что, естественно, создавало дополнительные трудности. В вечерних школах был короче учебный год, меньшее число учебных часов в неделю, учащиеся имели мало свободного времени. Объем школьных знаний был ориентирован на детский возраст и сдерживал развитие интереса к учению у взрослых людей. Начались поиски новых путей обучения с учетом условий работы вечерних школ, возраста и жизненного опыта учащихся.
Приток в производственную сферу профессионально подготовленных специалистов способствовал подъему производства на более высокую технологическую основу и увеличению производительности труда, что было крайне необходимо в условиях мобилизации всех ресурсов страны.
1. Центральный архив Нижегородской области (ЦАНО) Горьковское ГОРОНО ф.2529, оп.1, л. 5
2. ЦАНО Горьковское ГОРОНО ф.2529, оп.1, л.8
3. ЦГА Тувинской АССР, ф. 264, оп.1, ед. хр. 160, л.114, 115
4. «КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций, пленумов ЦК» т.6 М.: Политиздат, 1971, с
5.Очерки истории школы и педагогики 1941-1961 гг. М., 1988
6. Черник С.А. Советская школа в годы Великой Отечественной войны. М.:Педагогика, 1975. – 120с
7. Зубкова Е.Ю. Послевоенное советское общество: политика и повседневность. 1945-1953 гг. М.,2000. С. 115.
8. Крестьянство в годы упрочнения и развития социалистического общества, 1945 - конец 50-х годов.М.,1988. С. 198
9. Смирницкий Александр Евгеньевич Развитие советской общеобразовательной школы в Горьковской и Кировской областях (1946-1952 гг.): сравнительный анализ. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Нижний Новгород 2006 г., 216с.
10. Паначин Ф.Г. Педагогическое образование в СССР: Важнейшие этапы истории и современное состояние. М., 1975
11. Курс советской истории. 1941-199гг.: Учебное пособие/ А.К.Соколов, Тяжельникова В.С. М.,1999. С.200. 79. История СССР с древнейших времен до наших дней. Т.11. Советский Cоюз на пути к развитому социализму.- М., 1980. С. 302.
12. История педагогики под ред. Шабаевой. М. Просвещение. 1981
13. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: сб. документов. 1917–1973 гг . – М., 1974.
Проблема всеобуча в развитии послевоенного школьного образования Уход учащихся из школ и его причина В годы Великой Отечественной войны, казалось бы, мирная проблема всеобуча стала рассматриваться как серьезная государственная задача
Проблема обучения в трудах В.А. Сухомлинского
Проблема самовиховання
Проблемное обучение
Прогулки как метод развития двигательной активности дошкольников
Производственное обучение в учебных мастерских
Профессиограмма учителя
Профессиональное становление мастера производственного обучения
Психическое развитие в раннем детстве
Психологические идеи Абая Кунанбаева
Психология команды
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.