База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

Проблемы молодежи и роль социальной работы в их решении — Социология

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность. Несмотря на наметившиеся процессы социально-экономической стабилизации в России, положение молодежи остается неустойчивым. Социальное неблагополучие отражается на состоянии здоровья этой социальной группы населения, у молодых людей наблюдается рост заболеваний, сопутствующих крайней бедности (прежде всего туберкулез). Велик процент молодых людей, не имеющих работу, половина работающей молодежи трудится не по той специальности, которую приобрела в процессе обучения, либо вовсе не имеет профессии.

Отсюда у молодежи проявляются тревога, отчаяние, возмущение, вандализм, что говорит о наличии социальной напряженности среди молодых людей, ведущей, в свою очередь, к дальнейшему отчуждению от общества. Неудачи в социальной адаптации молодежи и детей к новым социально-экономическим условиям проявляются в молодежной преступности, наркомании, алкоголизме, бездомности, проституции, масштабы которых приобрели беспрецедентный характер.

В целом социальное положение молодежи в России отражает общее состояние общества, которое находится в переходном периоде.

Поэтому необходимо изучать проблемы молодежи, анализировать работу социальных служб для молодежи. Так как молодежь – это часть современного общества, несущая особую, незаменимую другими социальными группами, функцию ответственности за сохранение и развитие нашей страны, за преемственность ее истории и культуры, жизнь старших и воспроизводство последующих поколений, и в конечном итоге - за выживание народов как культурно-исторических общностей

Объект исследования – социальные проблемы молодежи России и Чувашской Республики.

Предмет исследования – деятельность социальных служб для молодежи.

Цель данной работы – изучить проблемы молодежи и выявить роль социальной работы в их решении.

Задачи:

-   рассмотреть молодежь как особую социально-демографическую группу,

-   рассмотреть основные направления государственной поддержки молодежи;

-   изучить структуру и задачи социальной службы для молодежи

-   проанализировать деятельность учреждений социального обслуживания в Чувашской республике.


Глава 1. МОЛОДЕЖЬ. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЕЖИ

 

1.1 Молодежь как особая социально-демографическая группа

Переход к рыночной экономике вызвал значительные изменения социального положения различных групп населения, в том числе и таких, которые традиционно считались носителями передовых идей. Одно из главных мест в новых условиях принадлежит молодежи. Выбранные ею социальные ориентиры во многом определят будущее общества.

В «Социологической энциклопедии» дается определение понятия «молодежь» в широком и узком смысле. В широком смысле молодежь — это совокупность групповых общностей, образующихся на основе возрастных признаков и связанных с ними видов деятельности. В более узком значении молодежь — это социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, их специфических интересов и ценностей.

В социологическом плане выделяют две стороны влияния общественного прогресса как объективного фактора на тенденции социального развития молодежи. С одной стороны, изменяющиеся объективные и субъективные условия макросреды опосредуют особенности включения молодежи и социальную структуру общества, что сказывается как на формировании социального облика молодого поколения, так и на степени развитости самой социальной структуры. С другой — факторы общественного прогресса, отображаясь в сознании молодых людей, влияют на их потребности, интересы, ценностные ориентации в их поведенческих программах, что в конечном счете также отражается на социальном облике молодежи.

Молодежь характеризуется теми общественными отношениями и общественными формами, которые определяют ее как самостоятельную (относительно других) социально-демографическую группу. Молодежь как особая социально-демографическая группа имеет ряд особенностей, вытекающих прежде всего из самой ее объективной сущности. Социальные особенности молодежи определяются специфической позицией, которую она занимает в процессе воспроизводства социальной структуры, а также способностью не только наследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественные отношения, т.е. потенциальными сущностными силами молодого человека. Противоречия, возникающие внутри этого процесса, лежат в основе целого комплекса специфических молодежных проблем.

В своей работе «Социология молодежи» В.Т. Лисовский выделяет две группы молодежных проблем. К первой он относит:

•   определение сущности молодежи как общественной группы, ее роли в воспроизводстве общества;

•   установление критериев ее возрастных групп;

•   изучение запросов, потребностей и способов деятельности молодого поколения;

•   исследование специфики процесса социализации молодых людей, их социально-профессиональной ориентации и адаптации в коллективе;

•   анализ социальных аспектов деятельности и движений молодежи.

Во вторую группу В.Т. Лисовский включает проблемы образования, семьи, брака, особенности и эффективность различных форм, средств и методов воспитания, развитие социальной и политической активности молодежи, ее место и роль в структурах власти и др.

Перечисленные проявления социального качества молодежи в процессе развития переходят одно в другое, взаимно дополняют друг друга, обусловливая се социальную сущность, которая реализуется посредством деятельности.

Таким образом, молодежь — это особая социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, положение которой определено социально-экономическим состоянием общества.

Границы молодежного возраста подвижны. Они зависят от социально-экономического развития общества, достигнутого уровня благосостояния и культуры, условий жизни людей. Воздействие этих факторов реально проявляется в продолжительности жизни людей, расширении границ молодежного возраста от 14 до 30 лет. Нижняя возрастная граница определяется тем, что именно в этом возрасте подросток впервые получает право выбора в социальном плане: продолжить учебу в школе, поступить в технический или гуманитарный колледж, лицей или поступить на работу. К тридцати годам человек, как правило, достигает профессиональной зрелости, завершается формирование его семьи, он занимает определенное положение в обществе.

В настоящее время число молодых граждан России в возрасте 14—29 лет составляет 35 390,3 тыс. человек, или 24,7% от всего населения страны. Падение рождаемости в Российской Федерации привело к «старению» молодежи: увеличилась доля 25- 29 -летних. [24.]

По данным государственной статистики, на конец 90-х гг. XX в. смертность среди молодежи в два раза больше, чем среди пожилых людей. Резко обострилась проблема здоровья детей и молодежи. Число больных детей в подростковом возрасте уже превышает 90%. Демографическая ситуация осложняется ростом числа убийств и самоубийств, увеличилась численность потребителей наркотиков (возрастная категория наркоманов – 13 – 25 лет); в 6 – 8 раз возросла наркомания среди школьников и студентов в крупных городах. Данные статистики свидетельствуют о теснейшей связи роста наркомании в стране с ростом числа заболеваний СПИДом, вирусным гепатитом и другими серьезными заболеваниями. За последние десять лет число смертей от употребления наркотиков увеличилось в 12 раз, а среди детей – в 42 раза. Широкое распространение получили токсикомания и алкоголизм. [27.c.340]

Острой остается проблема службы в армии. По данным ВЦИОМ, большинство россиян считает главной причиной, отпугивающей молодежь от армии, «дедовщину» — 70% опрошенных, на втором месте — угроза попасть в «горячие точки» — 42%. Ежегодно, по данным общественных и правозащитных организаций, от травм, полученных в результате неуставных отношений, в армии гибнет около 3 тыс. солдат. В связи с этим растет дезертирство. По данным Ленинградского военного округа на 1 июля 2005 г., здесь примерно 500 военнослужащих самовольно оставили части и подались в бега. Молодежь составляет почти 41% населения России в трудоспособном возрасте. В народном хозяйстве занято около 22 млн. молодых людей. Однако доля молодежи, занятой в народном хозяйстве, постоянно снижается, особенно в промышленности, строительстве и на транспорте. В связи со структурными изменениями, происходящими в экономике, растет доля молодежи в непроизводственной сфере. Данные ученых за последние годы показывают, что деятельность 45% молодежи не соответствует их профессиональной подготовке. Численность молодежи на селе за 10 лет сократилась на 19% и составляет лишь 18,5% сельского населения России.

Внедрение рыночных отношений обострило проблему социальной защищенности в сфере труда. В связи с этим все более ощутимой характеристикой социально-экономического положения молодежи является рост в этой среде числа безработных. Остро стоит проблема трудоустройства выпускников школ, ПТУ, средних специальных и высших учебных заведений в связи с тем, что около 70% из них получают свободное распределение. В различных регионах России доля молодежи от обшей численности безработных колеблется в пределах от 35 до 70%. Молодые рабочие первыми попадают под сокращение и пополняют ряды безработных.

Особый размах приобрела скрытая безработица, создающаяся за счет простоев предприятий, вынужденных отпусков, сокращенной рабочей недели. Ею охвачено более одной четверти молодежи, и она имеет тенденцию к росту. Продолжает увеличиваться группа молодежи, которая нигде не работает и не учится. К началу 2004 г. ее численность в целом по России превысила миллион.

Неудачная карьера, безработица, неуверенность в завтрашнем дне, скромная зарплата, недовольство здоровьем явились результатом того, что «кризис среднего возраста» мужчин значительно помолодел. Если раньше он приходился на 40-50 лет, то теперь граница кризиса проходит по 30-летним, а иной раз даже по 25-летним.

К числу особо тревожных тенденций в молодежной среде относится отставание уровня образования от уровня, достигнутого наиболее развитыми странами; ускорение падения престижа общего и профессионально-технического образования; увеличение числа молодежи, начинающей трудовую деятельность с низким уровнем образования и не имеющей желания продолжать обучение; ориентация многих звеньев образования на «поточное» воспроизводство рабочих, служащих и специалистов без умета требований потребителей; неподготовленность кадров высшей, профессиональной и средней школы к работе в новых условиях; усиливающееся отставание материально-технической базы всех уровней от нормативных требований; снижение интеллектуального уровня аспирантского корпуса — будущего российской науки, отток одаренных юношей и девушек из многих вузов и из страны.

Молодежная среда становится опасной криминогенной зоной. Нарастают такие неблагоприятные тенденции, как омоложение преступности, усиление ее группового характера. При этом выросли не только количественные показатели, преступные деяния стали более жестокими.

Из года в год растет число «женских» преступлений. Большую треногу у правоохранительных органон вызывает тенденция к «омоложению» женской преступности. В трех имеющихся в России воспитательно-трудовых колониях для несовершеннолетних содержатся сегодня около 0,5 тыс. девочек-подростков. Большая их часть осуждена за тяжкие преступления, в том числе за детоубийство. Как правило, на убийство детей идут молодые женщины, не нашедшие себя в жизни: без семьи, без средств к существованию, без жилья.

Молодое поколение в большинстве своем оказалось без надежных социальных ориентиров. Разрушение традиционных форм социализации, основанной на социальной предопределенности жизненного пути, с одной стороны, повысило личную ответственность молодых людей за свою судьбу, поставив их перед необходимостью выбора, с другой обнаружило неготовность большинства из них включиться в новые общественные отношения. Выбор жизненного пути стал определяться не способностями и интересами молодого человека, а конкретными обстоятельствами. Более половины молодых россиян считают, что ради достижения успеха можно поступиться моральными принципами. По данным опроса ВЦИОМ, проведенного в 2005 г.. 62% вступающих в жизнь юношей и девушек (от 18 до 24 лет) соглашаются с тем, что в определенных ситуациях можно переступать через моральные барьеры. Но вместе с тем каждый третий из них заявил, что никогда так не поступит.[27.c.342]

Результаты общероссийского мониторинга «Социальное развитие молодежи» показывают, что на конфликтогенность в молодежной среде доминирующее влияние оказывают социально-экономические и социально-политические факторы (см. таблицу).

Положение молодежи в обществе во многом определяется отношением к ней государства. В январе 1992 г. была введена должность полномочного представителя Правительства Российской Федерации по делам молодежи. 16 сентября 1992 г. был создан Комитет по делам молодежи при Правительстве РФ, реорганизованный в Комитет Российской Федерации по делам молодежи, со значительным повышением статуса, 10 июня 1994 г. был образован Совет по делам молодежи при Президенте РФ, который в 2000 г. был ликвидирован.

В августе 1996 г. был создан Государственный комитет РФ по делам молодежи. 30 апреля 1998 г. Указом Президента РФ его функции были переданы Департаменту по делам молодежи в структуре

Молодежь о факторах, влияющих на социальную напряженность и конфликтность в обществе (в %)

Конфликтогенные факторы Мужчины Женщины
Социально-экономические
1 . Рост цен 62,3 62,5
2. Снижение жизненного уровня 53,0 53,4
3. Плохие условия труда 33,2 35,8
4. Неудовлетворенность оплатой труда 56,2 51,5
5. Безработица 63,9 65,1
Социально-политические
1. Терроризм, агрессия 58.9 60,5
2. Рост криминальных явлений 46,9 54,3
3. Снижение уровня духовно-нравственной культуры 30,8 43,2
4. Смена политического курса 68,5 52,4

Министерства труда и социального развития РФ. 25 мая 1999г. Госкомитет РФ по делам молодежи был восстановлен. В соответствии с принятым положением ему предстояло заниматься разработкой основных направлений государственной молодежной политики и обеспечением решения межотраслевых проблем в ней, а также их реализацией; методическим обеспечением деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам государственной молодежной политики; разработкой и осуществлением совместно с федеральными органами исполнительной власти мер по обеспечению защиты прав и законных интересов молодых граждан, созданию условий для решения их социальных, материальных и жизненных проблем, организации обучения, занятости и отдыха молодежи, а также формирования здорового образа жизни; разработкой и осуществлением мер по поддержке молодой семьи, талантливой молодежи, молодежных и детских общественных объединений, содействия духовному и физическому развитию молодежи, воспитания гражданственности и патриотизма.

Госкомитет по делам молодежи принимал активное участие в решении поставленных задач. Была создана широкая сеть центров по оказанию социально-психологической и правовой помощи, трудоустройству, профилактике наркомании и реабилитации молодых людей. Проведена организационная работа по созданию и реализации федеральных целевых программ, направленных на решение самых острых проблем молодежи, а также физическое, духовное, патриотическое и политическое воспитание молодого поколения.

В мае 2000 г. Указом Президента РФ на базе упраздненного Госкомитета был вновь создан Департамент по делам молодежи в структуре Министерства образования РФ. Приказом Министерства образования РФ от 8 июня 2001 г. был создан Координационный совет по вопросам взаимодействия с молодежными и детскими общественными объединениями, которых сегодня в стране насчитывается свыше 400.

В реализации государственной молодежной политики принимают участие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые вместе с молодежными объединениями только за последние годы провели Международный форум «30 лет движению МЖК», Всероссийские форумы, съезды, конкурсы и слеты: «Шаг в XXI век», «СМИ — новое поколение», Съезд православной молодежи. Всероссийский фестиваль молодежных инициатив и др. Анализ деятельности Комитетов по делам молодежи по осуществлению государственной молодежной политики позволяет выделить следующие основные направления социальной работы с молодыми людьми:

•   создание системы социального обслуживании молодежи какцелостной государственно-общественной системы социально-психологического сопровождения человека;

•   выявление факторов, обусловливающих развитие асоциального поведения несовершеннолетних и молодежи;

•   оказание помощи несовершеннолетним и молодежи, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации;

•   увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;

•   создание условий, при которых молодой человек, несмотря нафизическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис,может жить, сохраняя чувство собственного достоинства иуважения к себе со стороны окружающих.

Молодежь менее критично, чем остальные возрастные группы, оценивает положение дел в стране. Однако, если в 2000 г. 60—65% участников социологических опросов молодежи были согласны с суждением, что реформы в России идут в неправильном направлении, то сегодня отношение молодого поколения к процессам, происходящим в стране, стало меняться.

Положительной тенденцией последних лет является возрастание политической активности молодежи, ее стремление влиять на политику государства, связанную в первую очередь с решением важнейших социальных проблем. Сегодня среди 4004 российских депутатов региональных и муниципальных образований лишь 55 не достигли 30-летнего возраста. В августе 2005 г. прошел 1-й съезд общероссийского молодежного общественного движения «Энергия Жизни» — молодежного крыла Российской партии Жизни. За два года деятельности движения были проведены ряд мероприятий в совместной с Госнаркоконтролем акции «Спорт против наркотиков», в Москве открыт досуговый комплекс «Центр картинга». Активисты «Энергии Жизни» выступили за права 13 млн глухих и слабослышащих.

К сожалению, существующие экономические и социальные программы практически мало учитывают специфическую социальную позицию молодого поколения в процессе общественного развития. В связи с этим необходимо усилить внимание к социальным проблемам молодежи, определению средств, форм, методов и критериев социальной работы с молодым поколением.


1.2. Эволюция основных направлений государственной поддержки молодежи

 

В настоящее время социальная поддержка молодежи, осуществляемая в рамках государственной молодежной политики, претерпевает значительные изменения. В зависимости от того, что признается проблемами молодежи, как определяются границы и задачи государственного регулирования социальных процессов, насколько дифференциация по возрастному признаку отражает культурную традицию и соответствует сложившимся в обществе ценностям и нормам, различается и понимание содержания, форм и направлений поддержки молодежи.

До 1920-х гг. во многих странах государственная политика поддержки молодежи не выделялась в самостоятельную сферу и ограничивалась защитой несовершеннолетних в сфере труда. Забота о молодежи воспринималась как христианское вспомоществование беднякам [20]. Однако постепенно она стала рассматриваться как часть государственной системы, направленной на разрешение конфликтов в обществе. В соответствии с этим выстраивалась система надзора за молодежью. Впоследствии идеи заботы о молодежи и надзора за ней сложились в концепцию помощи и поддержки молодежи, а любая инициатива в этой области стала регулироваться законом. Правовая регламентация долгое время была направлена, главным образом, на сокращение масштабов юношеского производственного травматизма и предупреждение роста преступности среди несовершеннолетних.

В 1920-х гг. в советской России в рамках государственной молодежной политики начинает разрабатываться концепция социальной поддержки молодежи. Для ее формирования решающее значение имел III съезд Российского коммунистического союза молодежи (октябрь 1920; с 1926 — ВЛКСМ), провозгласивший, что молодежная общественная организация — комсомол — приобрела особые полномочия по представительству интересов молодежи и стала важнейшим элементом общественно-государственной системы решения молодежных проблем.

По мере укрепления своих позиций комсомол выполнял задачи государственной молодежной политики, определяя актуальные направления социальной поддержки молодежи, причем всех ее категорий, а не только членов ВЛКСМ. В этой деятельности сочетались однозначная постановка общественно значимых целей, широкий охват молодежных проблем, использование преимуществ, которые дает соединение государственных и общественных механизмов реализации крупномасштабных задач, учитывающих изменяющиеся условия развития новых поколений.

В советский период существовало три направления социальной поддержки молодежи, обладающих правовым обеспечением: труд и занятость, образование, здравоохранение. Идея государственной молодежной политики, сформировавшаяся к концу 1980-х гг., основывалась на том, что специальные ме-РЬ1, которые обязано предпринимать государство, должны способствовать созданию равных условий жизненного старта Молодых людей, обеспечивать им равенство не только юридическое, но и фактическое, преодолевая рецидивы патернализма. Эта установка отразилась на всех федеральных документах концептуального и юридического характера, в вторых определялись основы государственной молодежной политики в конце XX в. — сначала в СССР, затем в российской Федерации. Концептуальные положения государственной молодежной политики были сформулированы в Постановлении ВС РФ от 3 июня 1993 г. № 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации», которое до января 2005 г. было главным документом, диктующим государственную молодежную политику.

В этом документе были определены, во-первых, объекты государственной молодежной политики:

• граждане Российской Федерации, включая лиц с двойным гражданством, в возрасте от 14 до 30 лет;

• иностранные граждане, лица без гражданства в возрасте от 14 до 30 лет в той мере, в какой их пребывание на территории Российской Федерации влечет за собой соответствующие обязанности федеральных государственных органов;

• молодые семьи — семьи впервые три года после заключения брака (в случае рождения детей — без ограничения продолжительности брака), при условии, что один из супругов не достиг 30-летнего возраста, а также неполные семьи с детьми, в которых мать или отец не достигли 30-летнего возраста;

• молодежные объединения.

Во-вторых, субъекты государственной молодежной политики, к которым относятся;

• государственные органы и должностные лица (Указом Президента РФ от 17 мая 2000 г. № 867 Государственный комитет РФ по молодежной политике был упразднен, его функции переданы Министерству образования РФ);

• молодежные объединения и ассоциации;

• молодые граждане.

В-третьих, была сформулирована цель государственной молодежной политики — достижение качественных сдвигов в характеристиках молодого поколения посредством превращения его в действительно активного и социально ответственного субъекта общественной политики и социальной жизни.

В-четвертых, выделены два блока основных задач государственной молодежной политики:

блок 1 – создание оптимальных условий для решения социальных проблем молодежи, обеспечивающих ее социально-профессиональное и жизненное самоопределение и самореализацию;

блок 2 — собственно решение конкретных задач и молодежных проблем.

В-пятых, перечислены принципы государственной молодежной политики:

• сочетание государственных, общественных интересов и прав личности в формировании и реализации государственной молодежной политики;

• привлечение молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики, программ, касающихся молодежи и общества в целом;

• обеспечение правовой и социальной защищенности молодых граждан;

• предоставление молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству;

• приоритет общественных инициатив по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий и программ, касающихся молодежи.

В-шестых, обозначены основные направления реализации государственной молодежной политики:

•обеспечение соблюдения прав молодежи;

•обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи;

•содействие предпринимательской деятельности молодежи;

•государственная поддержка молодой семьи;

•гарантированное предоставление социальных услуг;

•поддержка талантливой молодежи;

•формирование условий, направленных на физическое и духовное развитие молодежи;

•поддержка деятельности молодежных и детских объединений;

•содействие международным молодежным обменам.

В-седьмых, указаны меры реализации государственной молодежной политики:

•принятие специальных законодательных и иных правовых актов, решений местных органов власти и управления; ,

•внесение изменений и дополнений в действующее на территории Российской Федерации законодательство и иные правовые акты;

•разработка и выполнение государственных молодежных программ комплексного и целевого характера, а также включение соответствующих разделов в государственные программы экономического, экологического, социального и культурного развития, осуществляемые на федеральном, региональном и территориальном уровнях;

•создание Российского фонда федеральных молодежных программ для организационного и финансового обеспечения приоритетных программ развития молодежи, а также формирование аналогичных региональных и территориальных фондов;

•выделение в федеральном и местном бюджетах отдельной строкой ассигнований на финансирование мероприятий в области молодежной политики;

•создание государственных органов по делам молодежи в структуре исполнительной власти всех уровней, а также социальных служб для молодежи различного профиля и направленности.

В 1994 г. на основе этого постановления была принята Федеральная программа «Молодежь России». Для создания механизма решения молодежных проблем предполагалось прежде всего выделение бюджетных средств на развитие приоритетных направлений молодежной политики, согласование действий федеральных и местных органов власти и управления и в то же время их автономность.

Но из-за слабо разработанной законодательно-нормативной базы государственной молодежной политики как на федеральном, так и на региональном уровнях, а также из-за отсутствия устойчивых систем управленческих органов по делам молодежи в субъектах Российской Федерации и сложностей в организационном, материально-техническом и кадровом обеспечении общая стратегия реализации этой программы оказалась нарушенной.

В 1998 г. принимается новая Федеральная программа «Молодежь России (1998—2000 годы)». Основная ее цель заключалась и формировании и укреплении правовых, экономических и организационных условий для гражданского становления и социальной самореализации молодежи. В программе предусматривалось решение следующих задач;

•формирование:

-   законодательно-нормативной базы, разработка и поэтапное внедрение системы долгосрочного кредитования и иных форм финансовой поддержки молодежи в целях получения образования, поддержки деловой активности, строительства жилья и обзаведения домашним хозяйством;

-   системы органов, занимающихся вопросами временной и вторичной занятости молодежи, развития и поддержки молодежного предпринимательства;

-   условий для духовно-нравственного воспитания, гражданского и патриотического становления молодежи, всестороннего развития личности;

•дальнейшее развитие системы социальных служб и информационного обеспечения молодежи, основных форм организации досуга, отдыха, массовых видов спорта и туризма, в том числе международного;

• поддержка и развитие различных форм художественного и технического творчества молодежи, молодежных и детских объединений.

В 2000 г. была утверждена целевая программа «Молодежь России (2001—2005 годы)», направленная на создание и развитие правовых, экономических и организационных условий для воспитания у молодежи гражданского сознания в условиях демократического общества, рыночной экономики и правого государства, личностную самореализацию молодых как активных участников преобразований современного российского общества.

Задачи, поставленные этой программой, сводились к следующему:

-            создание условий для патриотического и духовно-нравственного воспитания, интеллектуального, творческого и физического развития молодежи, реализации ее научно-технического и творческого потенциала, поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений;

-   формирование у молодежи активной жизненной позиции, готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности;

-   выполнение программ содействия социальной адаптации и повышения конкурентоспособности молодежи на рынке труда, занятости и профориентации молодежи, поддержка молодежного предпринимательства;

-   организация здорового образа жизни молодого поколения, развитие системы социальных служб и клубов для молодежи и подростков, профилактика безнадзорности, подростковой преступности, наркомании и алкоголизма;

-   улучшение демографической ситуации в обществе, укрепление института молодой семьи, содействие в решении жилищных проблем молодых граждан;

-   развитие и поддержка федеральной и региональной систем информационного обеспечения молодежи на базе традиционных коммуникаций, современных технологий и компьютерных сетей.[4.]

Были также выделены пять основных направлений реализации государственной молодежной политики:

1)  формирование условий для гражданского становления,военно-патриотического, духовно-нравственного воспитания молодежи;

2)  решение социально-экономических проблем молодежи;

3)  интеллектуальное и физическое развитие молодежи;

4)  социальная поддержка и защита молодежи;

5)  обеспечение реализации программы.

В 2005 г. на коллегии Министерства образования и науки РФ был обсужден проект Федеральной целевой программы «Молодежь России (2006—2010 годы)». Основная задача этой программы — повысить включенность молодых людей в социальные процессы, создав условия для их самореализации. В Программе выделяется шесть направлений: «Здоровое поколение», «Гражданин России», «Молодая семья», «Профессионализм молодых», «Молодежь в трудных жизненных ситуациях», «Молодежь в информационном пространстве». Для оценки эффективности программы разрабатывается система индикаторов на федеральном уровне. Предложена методика расчета показателей достижения цели программы на федеральном уровне с учетом индекса развития молодежи по регионам РФ. Все это повышает значимость учета региональных особенностей при реализации Федеральной целевой программы «Молодежь России (2006-2010 годы)».

Анализ четырех программ позволяет заметить, что, если первые две программы ориентированы прежде всего на создание правовой базы и системы социальных служб для молодежи, то в последней программе более четко выделяются направления поддержки формирования и реализации индивидуальной и социальной субъектности молодежи и — как особое направление — социальная поддержка и защита молодежи.

С 1 января 2005 г. вступил в действие Федеральный закон № 122 от 22 августа 2004 г. «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», положивший начало трансформации концепции государственной молодежной политики. Эта трансформация вызвана рядом причин. В частности, фактическим вытеснением молодежи из социальных структур и смещением ее отдельных групп в пограничные слои общества. Прогрессирующая маргинализация молодежи обусловливает экономические лишения и различные варианты социального и культурного неравенства. В результате возникают всевозможные дисфункции в форме распада семей, бездомности, преступности, а также возрастает зависимость данных категорий молодежи от государственной поддержки [16.] В этих условиях большое значение приобретают особенности реализации государственной молодежной политики на региональном уровне. Каждый регион по-своему реализует направления поддержки молодежи, что зависит от ряда факторов. Система социальной защиты молодежи в субъектах Российской Федерации имеет следующую утвержденную структуру социального обслуживания, в которой определен обязательный минимум для каждого города, района:

•       комплексный центр социального обслуживания (отделения: социальной помощи на дому, дневного, временного пребывания, срочной социальной помощи);

•       центр социальной помощи семье и детям;

•       социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних;

•       социальная гостиница;

•       социальный приют для детей и подростков.

По содержанию социальная поддержка молодежи может быть материально-экономической, организационно-правовой, коммуникативно-психологической, профессионально-трудовой, медико-социальной и т.д.; по времени, длительности осуществления — постоянной, периодической и ситуационной. Социальная поддержка также дифференцируется по источникам (ими могут быть средства, находящиеся в распоряжении государства, общественных или частных лиц), по степени институционализации ее форм (служба социального обеспечения и страхования, с одной стороны, и пожертвования пострадавшим от стихийного бедствия — с другой) и по их направленности (мотивационно-стимулирующая, защитно-упреждающая, разрешающая и др.). Для разработки программ повышения эффективности социальной поддержки молодежи необходимы комплексные исследования, в том числе мониторинг форм и технологий социальной поддержки молодежи, проживающей в разных типах поселения.


Глава 2. система социальной защиты молодежи. Анализ социальной работы с молодежью в Чувашии.

 

2.1. Структура и задачи социальной службы для молодежи.

В 1995 г. был принят Федеральный закон «06 основах социального обслуживания населения Российской Федерации», где социальное обслуживание определялось как деятельность служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Основными принципами социального обслуживания стали: адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним и находящимся в трудной жизненной ситуации и профилактическая направленность. С выходом Закона значительно активизировалась и получила конкретную направленность инфраструктура социальных служб для молодежи. Социальная служба — это предпримите, учреждение, организация и отдельные юридические лица различных форм собственности, осуществляющие социальное обслуживание, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию без образования юридического лица. Сегодня социальные службы для молодежи осуществляют свою деятельность по более чем 30 направлениям. Только психолого-педагогическое консультирование подростков и молодежи осуществляют 206 центров; 10% служб оказывают экстренную психологическую помощь по телефону; около 6% центров занимаются социальной реабилитацией; 19,5% предоставляют социокультурные услуги; 13,5% занимаются профориентацией и трудоустройством молодых людей; около 1% оказывают правовую и почти 5% — информационную помощь молодежи.[27.c.346]

Система социальной защиты молодежи в субъектах Российской Федерации имеет следующую структуру учреждений социального обслуживания.

1. Обязательный минимум учреждений для каждого города, района, куда входят;

а) центр социального обслуживания (отделения; социальнойпомощи на дому, дневного, временного пребывания, срочной социальной помощи);

б) центр социальной помощи семье и детям;

в) социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних;

г) социальная гостиница;

д) социальный приют для детей и подростков.

2. Дополнительная сеть в городах и районах, куда входят:

а) центр психолого-педагогической помощи;

б) центр экстренной психологической помощи по телефону;

в) дом милосердия;

г) реабилитационные центры для лиц с ограниченными возможностями (в том числе для детей и подростков).

3. Республиканские, краевые, областные, окружные, межрайонные учреждения, куда входят:

а) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

б) дома-интернаты: детские, психоневрологические, специальные;

в) общежития для лице ограниченными возможностями.

В сентябре 2002 г. Министерство образования России направило руководителям по делам молодежи субъектов РФ инструктивное письмо «О создании (функционировании) учреждений социального обслуживания молодежи, органов по делам молодежи» и методические рекомендации, разработанные Департаментом по делам молодежи. Основными направлениями работы органов социального обслуживания молодежи стали:

•   воспитательно-профилактическая;

•   реабилитационная;

•   оздоровительная;

•   досуговая:

•   информационно-консультативная;

•   содействие занятости;

•   социальная поддержка молодого поколения.

Изучение реальных потребностей молодежи в социальных услугах — ключевой элемент при формировании системы их социального обслуживания. Согласно исследованиям молодежь нуждается прежде всего в бирже труда, пунктах правовой защиты и юридического консультирования, работе «телефонов доверия», в сексологической консультации, центре помощи молодой семье, общежитии-приюте для подростков, оказавшихся в конфликтной ситуации дома. Одной из главных проблем молодежи является трудоустройство, хорошо оплачиваемая и интересная работа. Рыночные отношения предполагают коренное преобразование стимулов и мотивов экономической активности людей, формирование готовности и способности молодого поколения жить и работать в новых условиях. Изучение отношения к труду различных категорий молодежи показало, что в ее сознании произошла коренная переориентация от предпочтения нематериальных ценностей к материальным. Решению многих социально-экономических проблем молодежи способствует молодежное предпринимательство, развитию которого помогает целая комплексная система организаций, включающая региональные учебно-предпринимательские центры, бизнес-инкубаторы, центры деловой поддержки и др. В Российской Федерации накоплен опыт практической социальной работы с молодежью. Например, в Смоленской области адаптацией молодежи к новым социально-экономическим условиям занимаются следующие социальные службы и органы:

•   местные органы власти, различные комитеты и другие формирования на местах (комитеты по делам молодежи, комитеты помощи многодетным матерям и т.п.);

•   система профессиональной подготовки и переподготовки кадров;

•   система социального обслуживания;

•   государственная служба занятости и различные биржи труда-

•   государственная и альтернативная системы общеобразовательной подготовки молодежи;

•   система социального страхования;

•   система социального кредитования.

Главный акцент здесь делается на минимальной стартовой поддержке. В рамках осуществления государственной молодежной политики в Смоленске и Смоленской области осуществляются следующие программы; «Правовая и социальная поддержка молодежи», «Духовное и физическое развитие молодежи», «Поддержка молодых талантов и лидеров», «Государственная поддержка детских и молодежных общественных объединений», «Развитие системы детского и молодежного отдыха», «Информационное обеспечение государственной молодежной политики», «Международное молодежное сотрудничество», «Поддержка проектов программ органов по делам молодежи администрацией городов и районов». Социальные службы для молодежи осуществляют свою деятельность более чем по 20 направлениям. Наиболее распространенными услугами, которые оказывают социальные службы, являются психолого-педагогическое консультирование подростков и молодежи, экстренная психологическая помощь по телефону, социальная реабилитация, социокультурные услуги, информационная и правовая помощь. Используются индивидуальные и групповые профориентационные консультации, клубы ищущих работу, программы и курсы социально-психологической адаптации. Безработная молодежь, имеющая профессии, не востребованные на рынке труда, привлекается к участию в профориентационных программах «Выбор пути». «Поверь в успех», «Искусство трудоустройства». Специфика социальной работы с молодежью заключается в том, что молодежь рассматривается не как объект воспитания, а как субъект социального действия, социального обновления. В Ярославле принята областная социальная программа «Молодежь», направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Астраханская областная социальная служба помогает молодым людям разобраться в себе и окружающих, обрести уверенность в своих силах, учит самостоятельно находить выход из стрессовой ситуации, снимать ее последствия. В деятельности службы предпочтение отдается таким видам помощи и услуг молодежи, как консультативная помощь по правовым вопросам, семейно-брачным отношениям, медико-психологическая помощь и т.д. В Екатеринбурге активно работает служба социально-психологической помощи детям и подросткам «Форпост». В Курске правовую помощь молодежи и молодой семье оказывает Центр социальной поддержки молодежи. В Новосибирске профилактическую воспитательную работу с несовершеннолетними осуществляет Комплекс служб социальной помощи несовершеннолетним, а медицинскую и медико-социальную помощь молодежи — Центр «Ювентус». Центры реабилитации и планирования семьи работают в Хабаровске, информационного обеспечения социальных служб -в Кузбассе. Пермский «Социум» разрабатывает модели оказания психологической помощи подросткам, молодым людям, подвергшимся насилию, несовершеннолетним правонарушителям, воинам, вернувшимся из зоны боевых действий.

Основной задачей московского объединения «Педагогический поиск» являются социальная и правовая защита, адаптация и реабилитация выпускников и воспитанников детских домов и школ-интернатов. Сотрудники и добровольцы объединения помогают им устроиться в жизни, получить жилье, образование, подобрать работу. В Доме адаптации подростки учатся правилам социальной жизни, здесь корректируются жизненные ориентации в трудовой семье, укрепляются познания в моральных и правовых нормах жизни. В Доме учатся готовить, ухаживать за своим жилищем и за собой. Здесь открыты мастерские прикладного творчества, где подростки выполняют различные виды работ и могут зарабатывать деньги. Однако в целом сегодня потребности в обеспечении молодежи услугами социальных служб удовлетворяются только на 10%.

Определенный опыт накоплен и в области управления социальными программами по работе с молодежью. Так, в Ярославской области администрация соответствующего предприятия (фирмы, МП, ООО, АООТ, АОЗТ и др.) формирует социальную службу молодежи на договорной основе, заключая трудовые соглашения с привлекаемыми для работы специалистами. В Юго-Восточном административном округе г. Москвы все педагоги-организаторы, которые входят в состав дирекции единого заказчика районов (а их 61), проходят аттестацию в муниципальных районах, префектуре, комитете по делам семьи и молодежи. Педагоги-организаторы работают в тесном контакте с комиссиями по делам несовершеннолетних, привлекают в свои клубы трудных подростков, детей, стоящих на учете в милиции.

Сегодня появляются новые интересные формы социальной работы с молодежью.

2.2 Социальная работа с молодежью в Чувашcкой Республике

 

На сегодняшний день 26,3 % населения Чувашской Республики составляют граждане в возрасте 14-30 лет (335 795), в том числе 48 % молодежи занято в экономике республики (161 700). По данным Чувашстата, в промышленности и строительстве занято более 60 тыс. чел. (37%) от общей численности работающей молодежи; в торговле и сфере услуг, в т.ч. финансовой деятельности – 43,3 тыс. чел. (27%); в сельском хозяйстве – более 24 тыс. чел. (15%); в здравоохранении и образовании – 14 тыс. чел. (9 %).[23.]

Одной из основных задач, стоящих перед обществом и государством является подготовка высококвалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда, обладающих высоким уровнем профессиональной компетенции и владеющих знаниями о современных производственных технологиях. В целях повышения качества подготовки рабочих кадров созданы 5 учебных комплексов, реализующих интегрированные программы начального и среднего профессионального образования, 3 техникума стали структурными подразделениями ведущих вузов России. Уменьшилась численность зарегистрированных безработных граждан среди молодежи (с 11871 человек на 1 января 2007 года до 9673 человек на 1 января 2008 года). В целом по республике уровень безработицы на 1 января 2008 года составил 1,4%. [23] Разрабатываются специальные программы, направленные на обеспечение занятости студентов в свободное от учебы время, такие, как «Творческая мастерская», «Курьерская служба». В вузах республики создаются юридические клиники, консалтинговые службы, центры по трудоустройству студентов и работе с выпускниками, которые проводят маркетинговые исследования на рынке образовательных услуг Чувашии. В текущем году во всех районах и городах республики была организована работа 232 подростковых трудовых бригад, в которых задействовано 4932 подростков, в том числе 522 - из числа «трудных» подростков. В рамках реализации мероприятий по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время молодежной биржей труда совместно с органами службы занятости было заключено 605 договоров на организацию 9421 временного рабочего места, на которых трудился 10921 учащийся (123,5 % к уровню прошлого года). Доля учащихся общеобразовательных школ, принимавших участие во временных работах, составляет 98,1%, учащихся учреждений начального профессионального образования – 1,2 %, воспитанников детских домов и домов-интернатов – 1,7%. В Чувашии действует Чувашское региональное отделение Молодежного общероссийского движения «Российские студенческие отряды», объединяющее строительные, педагогические и сервисные отряды. В 2008 году действуют 46 педагогических, 46 строительных, 10 сельскохозяйственных и 23 сервисных отрядов (более 4000 чел.). Представители Чувашии работали в 9 регионах РФ и 4 зарубежных странах.

Пристальное внимание к проблемам молодых работников активизировало в Чувашии процесс создания общественных объединений. Если на 2005 год на предприятиях насчитывалось 14 молодежных объединений, то в 2008 году возросло до 100. Наиболее активно формируются и развиваются молодежные объединения на «Химпроме», Шумерлинском заводе специализированных автомобилей, «Промтракторе», Ишлейском заводе высоковольтной аппаратуры, Чебоксарском агрегатном заводе, МСО «Моргаушская» Моргаушского района; МОУ «Шемуршинская СОШ» Шемуршинского района, ИП «Хайбуллин Рамиль Киямендинович» Ибресинского района, «Заводе электроприбор» г. Алатырь. Одним из направлений реализации государственной молодежной политики является формирование условий для гражданского становления, военно-патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Сегодня в республике действуют около 30 военно-патриотических клубов и объединений, 49 отрядов юных космонавтов. Итогом работы, проводимой в течение года в учебных заведениях и патриотических клубах, являются республиканские юнармейские игры «Зарница» и «Орленок», в которых принимают участие около 1000 юнармейцев со всей республики. Ежегодно (начиная с 2004 года) проводится слет юнармейских отделений, конкурс «Я - гражданин России», спартакиада допризывной молодежи и др. В рамках республиканской акции «Молодежь за здоровый образ жизни» (март-апрель, октябрь-ноябрь) ежегодно муниципалитетами проводится более 1500 мероприятий (свыше 80 тысяч человек). В ходе акции проводятся семинары–тренинги для педагогических работников (около 900 в ходе одной акции), классные часы, тематические вечера, «круглые столы», диспуты, беседы по профилактике употребления ПАВ и формированию культуры здоровья с приглашением специалистов наркологических диспансеров (около 500), дни и уроки здоровья (более 650), социально-психологические тренинги, конкурсы творческих работ, книжные выставки, фестивали (более 200) и др. На сайтах администраций открываются тематические баннеры, в муниципальных СМИ публикуется свыше 500 статей. Получила развитие психологическая служба образования, которая осуществляет адресную работу с детьми «группы социального риска». В республике функционирует 30 центров/служб психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам (2000 г. - 10), работает 369 психологов , 325 социальных педагогов, 211 логопедов, которые ведут активную работу по консультированию (17,3 тыс. человек), диагностике (19,0 тыс. человек) и коррекции (4,5 тыс. человек) несовершеннолетних, относящихся к группе «социального риска»; в 11 городах и районах на базе муниципальных психологических служб ведут прием «телефоны экстренной психологической помощи». На базе Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции Минобразования Чувашии действует «Лаборатория здоровья», которой разработано 6 постоянно действующих модульных семинаров (обучено более 800 педагогов); проведены конкурсы коррекционно-развивающих программ психолого – педагогического сопровождения детей с отклоняющимся поведением (25 программ); мини-проектов «Урок здоровья» (62 урока), программ профилактики табакокурения «Дыши легко» (42 проекта); отрядов волонтерских команд. В школах используются программы федерального (21), регионального (23) уровней, применяются авторские методики (123). 58 школ районов и городов республики системно внедряют принципы здоровьесбережения. С января 2008 г. реализуется проект – победитель всероссийского конкурса общероссийской общественной организации «Лига здоровья нации» (грант в сумме 1,5 млн. рублей) по формированию и развитию волонтерских команд здоровья «Я, ты, он, она: МЫ – ЗДОРОВАЯ СТРАНА!» В рамках данного проекта Фонд «Чувашия» в тесном сотрудничестве с образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения, общественными организациями осуществляет подготовку по сетевому принципу волонтерских команд здоровья, создает ресурсные центры развития и поддержки волонтерского движения за здоровый образ жизни. В рамках реализации международной программы проекта ХОУП «Профилактика ВИЧ/СПИД в учреждениях начального и среднего профессионального образования в регионах Российской Федерации» - «Полезная практика – реальные альтернативы» в 10 профессиональных училищах и ссузах республики проведено более 750 занятий, лекций и тренингов, обучено 45 педагогических работников, более 2,1 тыс. учащихся.

В 2008 году заключено Соглашение между Чувашской Республикой и Федеральным агентством по образованию о предоставлении субсидии из федерального бюджета в объеме 5000,0 тыс. на материально-техническое обеспечение центров психолого-педагогической реабилитации и коррекции несовершеннолетних, злоупотребляющих наркотиками. Значительное внимание уделялось подготовке квалифицированных кадров, занимающихся профилактикой безнадзорности и правонарушений среди детей и молодежи. В рамках различных семинаров с участием российских специалистов обучено более 500 педагогов по работе с «трудными» подростками.

В Чувашской Республике постоянно совершенствуется работа в области поддержки творчески устремленной молодежи. В целях поощрения молодых деятелей науки, техники и производства, литературы, культуры и искусства, образования, воспитания и молодежной политики, здравоохранения, охраны окружающей среды и спорта ежегодно в 4 номинациях присуждаются Государственные молодежные премии Чувашской Республики. Проводятся молодежные творческие конкурсы, фестиваль языков, конференции, в которых принимает участие более 100 тыс. человек. В последние годы отмечается повышение интереса подрастающего поколения к развитию художественного творчества, к участию в различных видах музыкальных, хореографических, вокальных, фольклорных объединений, к техническим и прикладным видам творчества. Стали традиционными республиканские конкурс творческих работ «Сердце матери», конференция – фестиваль «Эксельсиор», игры КВН и др. В настоящее время в республике действует 56 команд КВН (2004 г. – 46, 2003 г. – 39). Велась координационная работа по привлечению талантливой молодежи в науку. Всего в учреждениях высшего профессионального образования научно-исследовательской работой охвачено более 50% учащейся молодежи. Развивалось и студенческое движение. В настоящее время во всех учреждениях высшего профессионального образования действует 25 студенческих клубов, тогда как по базовому состоянию их было лишь 4. Ежегодно в сфере государственной молодежной политики проводится более десятка крупных мероприятий, направленных на духовное развитие молодежи. Стали традиционными республиканский фестиваль студенческого творчества «Студенческая весна», Международный фестиваль молодежной субкультуры регионов России «Кофемолка» и др.

В республике проводится более 300 спортивных мероприятий разного уровня, количество участников в которых ежегодно возрастает. Сохранилась традиция проведения республиканских турниров по хоккею «Золотая шайба», по футболу «Кожаный мяч», «Футбол – игра народная», соревнований по пожарно-прикладному спорту и другим видам спорта, спартакиады учебных заведений начального, среднего и высшего профессионального образования и др. Сохранена и развивается сеть спортивных школ, кружков, секций, групп спортивно-оздоровительной и начальной подготовки, продленного дня, в которых занимается около 77% школьников (103.589 тыс. чел.). Функционируют центры здоровья. В вузах республики организовано 67 спортивных секций, в которых занято более 1500 человек. Активная поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений со стороны органов государственной власти республики привела к росту их количества. Сегодня в республике действует более 500 детских общественных объединений с охватом более 120 тысяч человек и около 210 молодежных общественных объединений, в которых состоит свыше 23 тысяч человек. Каждый пятый школьник вовлечен в активную общественную деятельность.[23]

На сегодняшний день в республике создана система подготовки лидеров ученического, студенческого самоуправления, детских, молодежных, общественных объединений, охватывающая около 80 000 человек. Ежегодно проводится около 120 республиканских мероприятий, направленных на формирование лидерского потенциала, в том числе: ежеквартальные школы актива и ученического самоуправления, лагеря активистов детских и молодежных общественных организаций и объединений «Лидер», инструктивно-методические семинары и мастер-классы, детских и молодежных общественных организаций и объединений (номинация «Лидер»). Проводятся конкурсы детских и молодежных общественных организаций, юных краеведов и экологов, юных космонавтов, военно-патриотических и спортивных клубов. Разработаны и утверждены республиканские программы развития движения отрядов юных космонавтов, юнармейских отделений, юных экологов, молодых лидеров, детско-юношеского геологического движения, юных инспекторов движения и др.

Важнейшим элементом молодежной политики является создание системы информационного обеспечения молодежи, и это не дань моде, а жизненная необходимость. В решении поставленных задач способствовали такие мероприятия, как выпуск информационно-методической литературы, брошюр, посвященных наиболее актуальным проблемам в сфере государственной молодежной политики. Среди них: сборник «Молодежь Чувашии», справочники - «Молодежные общественные объединения Чувашской Республики», «Лучшие социальные проекты молодежи». На сайтах администраций муниципальных образований республики открыты баннеры по молодежной тематике, проводятся конкурсы на лучшие публикации и передачи, отражающие молодежную проблематику.


Заключение

 

В заключение сделать несколько выводов по данной работе.

Молодежь занимает важное место в общественных отношениях, производстве материальных и духовных благ. Однако ее положение в обществе и степень ее участия в созидательной деятельности напрямую зависят от действий общества и государства. В настоящее время общество и государство еще не до конца преодолело потребительское отношение к молодежи, что в свою очередь сформировало иждивенческую позицию молодого поколения. Сегодня только формируется субъектность молодежи, основанная на принципе «что я сделал для своей страны, а не что страна сделала для меня». Этот принцип требует соответствующих подходов со стороны государства и общества, создания новой системы молодежной работы. Задача общества и государства сегодня – оказывать всемерную поддержку молодежным общественным объединениям, которые направляют активность молодежи в сторону общественных интересов и интересов государственного развития. Государственная молодежная политика в сфере организации и обеспечения досуга молодежи должна формировать идеологию позитивных форм молодежного и детского досуга, здорового образа жизни. Важно, чтобы в учреждениях органов по делам молодежи формировался особый стиль взаимоотношений, построенный на свободе, равноправии, взаимном уважении. Деятельность учреждений должна осуществляться на основе индивидуального подхода в работе с каждым человеком. Поддержка должна оказываться всем нуждающимся молодым гражданам. Молодежная работа должна строиться не на опеке и патернализме, а на стимулировании активности самих молодых людей, создании условий для самостоятельного решения стоящих перед ними проблем. Молодежная работа не ориентирована на создание льгот для молодежи. Это – адресная и системная инвестиционная политика, предусматривающая вложение средств в молодежь через организацию и стимулирование работы, инициируемой, организуемой и проводимой, прежде всего самой молодежью. Принятые направления и программы молодежной работы для обеспечения ее результативности должны носить системный, долгосрочный и стабильный характер.

Для координации и выработки основных направлений молодежной работы необходимо совершенствовать структуру управления молодежной работой от федерального до муниципального уровня. Молодежная работа должна осуществляться в субъектах Российской Федерации вариативно, с учетом специфики регионов и местных условий, но при безусловном соблюдении базовых федеральных стандартов. Молодым людям во всех субъектах Российской Федерации должно быть гарантировано участие в общественном и государственном строительстве, защита их прав и законных интересов. Ситуация на молодежном рынке труда является достаточно напряженной. Государственная политика в этом направлении должна осуществляться четко. Нельзя допустить, чтобы прекратились воспроизводство и поддержка интеллектуального потенциала общества и началась массовая безработица среди молодежи.


Список использованной литературы

 

1.  Конституция Российской Федерации. Официальный текст с историко-правовым комментарием/ Б.А. Старшун. – М.: Норма, 2007. – 128 с.

2.  ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. №1032-1. – М.: ИНФРА-М, 2,,4. – 32 с.

3.  ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995г. №195-ФЗ// Социальное обслуживание населения в Чувашской Республике. – Чеб., 2006. – с.1.

4.  Постановление правительства РФ от 27 декабря 2000 г. № 1015 «О федеральной целевой программе «Молодежь России (2001-2005годы)»

5.  Постановление кабинета министров Чувашской Республики от 29 марта 2007 г. №53 «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи в 2007 г.»// Собрание законодательства ЧР. – 2007.- № . с. 136.

6.  Постановление кабинета министров Чувашской Республики от 20 июля 2005 г. №185 «О республиканской целевой программе «Молодежь Чувашской Республики: 2006-2010 годы»

7.  Национальный стандарт Российской Федерации. ГОСТ 5249-2005 Социальное обслуживание населения. Термины и определения. – М.: Стандартинформ, 2006. – 11с.

8.  Национальный стандарт Российской федерации. ГОСТ 524998-2005 Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания. – М.: Стандартинформ, 2006. – 9 с.

9.  Апатенко С.Н. Молодежная политика должна быть сильной и жизненной // Вестник молодежной политики. 2004

10.       Актуальные проблемы наркотизации в молодежной среде: состояние, тенденции, профилактика. – М.: УСП, 2004.

11.       Бондарева Е.В. Оздоровление молодежи – проблемы и решение // Социальное развитие Чувашии: тенденции, перспективы, проекты. Выпуск 4. – Чеб., 2005. с. 252.

12.       Васильев Л. Безработица в спецовке // Российская газета, 2007. – 17 января. – с 11.

13.       Вишневский Ю.Р., Шанко В.Т. Молодежь и общество на рубеже веков/ Под ред. И.М. Ильинского. - М.: Голос, 1999.

14.       Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г., Гусова С.А. Социальная работа с молодежью.- М.: Гардарики, 2008. – 204 с.

15.       Евсеева Л.А. Приоритеты и проблемы молодежной политики в Чувашской Республике// Социально-экономические проблемы региона и пути их решения. Вып. 3. – Чеб., 2007, - с.57-77.

16.       Зубок Ю.А. социальная интеграция молодежи в условиях нестабильного. – СПб.,1998. – 265 с.

17.       Зубок Ю.А. Риск в социальном развитии молодежи// Социально-гуманитарные знания. 2003. - №1. – с. 147 – 162.

18.       Зубок Ю.А. Нельзя сказать, что молодежь не слушают. Но ее не слышат// Агентство социальной информации, 2006.

http://www.asi.org.ru/asi3/rws_asi.nsf

19.       Иванова Д.Е. Исторический опыт социальной деятельности в России и Чувашии: учеб. пособие. – Чеб., 1999. – 199 с.

20.       Ковалева А.И. Луков В.А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. М.,1999.

21.       Лисовский В.Т. Молодежь: Любовь, брак, семья. Социологические исследования. – СПб.: Наука, 2003.

22.       Мартова Т.В. социокультурное развитие и проблемы невостребованности молодых специалистов В Современной России // Российская культура основа качества образования и социальных сил современного российского общества. – 2007. – с. 148.

23.       Молодежный портрет // Молодежная политика ЧР. – 2008.

(Официальный сайт Министерства образования и молдежной политикиЧувашской Республики) http://gov.cap.ru/main.asp?govid=13

24.       Молодежь в демографическом измерении// Отечественные записки. – 2006 . - №3 .

http://www.strana-oz.ru/?ozid=30&oznumber=3.

25.       Минигулова В.Ф. Востребованность выпускников учебных заведений на рынке труда Чувашской Республики// Социальное развитие Чувашии: тенденции, перспективы, проекты. Выпуск 4. – Чеб., 2005. с. 110.

26.       Мутко В.Л. Государственная молодежная политика и гражданское становление молодежи// Молодежь в российских регионах: перспективы гражданского и профессионального становления . – М. 2006._ 23 марта. – с.42.

27.       Основы социальной работы: учебник / отв.ред. П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 560 с.

28.       Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы: учеб. пособие. – М: Дашков и Ко, 2003.

29.       Скворцов Э.Г. Духовный и нравственный потенциал социальной политики // Социальное развитие Чувашии: тенденции, перспективы, проекты. Выпуск 4. – Чеб., 2005. с. 210.

30.       Социальная политика: парадигмы и приоритеты. Монография./ под общ. Ред. В.И. Жукова. – М.: Союз, 2000.

31.       Социальная работа с молодежью: учеб. пособие / под ред. д.п.н., проф. Н.Ф. Басова. – М.: Дашков и Ко, 2008. – 328 с.

32.       Фадеев С.В., Константинова М.Е. анализ ситуации в сфере занятости на рынке труда Чувашской Республики // Социальные, экономические и правовые проблемы современной России . Вып. 4. – 2005. – с 156.

33.       Холостова Е.И. Профессионализм в социальной работе: учеб. Пособие/ Е.И. Холостова. – М.: Дашков и Ко, 2006. – 236 с.

34.       Холостова Е.И. Социальная политика и социальная работа: учеб пособие./ Е.И. Холостова .- М.: Дашков и Ко, 2006. – 216 с.

ВВЕДЕНИЕ Актуальность. Несмотря на наметившиеся процессы социально-экономической стабилизации в России, положение молодежи остается неустойчивым. Социальное неблагополучие отражается на состоянии здоровья этой социальной группы населения, у

 

 

 

Внимание! Представленная Курсовая работа находится в открытом доступе в сети Интернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
Советуем не рисковать. Узнай, сколько стоит абсолютно уникальная Курсовая работа по твоей теме:

Новости образования и науки

Заказать уникальную работу

Похожие работы:

Проблемы профессионализма в социальном управлении
Проблемы разграничения полномочий РФ и ее субъектов
Проблемы семей России
Проблемы социальной защиты населения в России
Проблемы экономической социализации молодёжи
Профессиональная адаптация военнослужащих, уволенных в запас и членов их семей
Профессиональная культура социального педагога и пути ее формирования
Профессиональная ориентация как социальная технология на рынке труда
Профессионально-этические основы социальной работы с детьми группы риска
Профессиональные требования к социальному работнику. Личностные черты социального работника

Свои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru